Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Новая редакция кодекса об административном судопроизводстве. Общие стадии административного процесса

Административный процесс - это такая деятельность, в ходе осуществления которой складываются, изменяются и прекращаются отношения, регулируемые административно-процессуальным правом как самостоятельной процессуальной отраслью российского права.

Подобно другим разновидностям юридического процесса, административный процесс представляет собой определенную процедуру, складывающуюся из предусмотренных законом и осуществляемых в логической последовательности действий участников процесса. Исходя из этого, общая теория права, в том числе наука административного права, различает в названной процедуре определенные этапы (стадии), в пределах которых участники административного процесса обязаны или правомочны совершать предусмотренные законом действия. Стадию можно определить как часть процесса, в пределах которой участники данного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для этой стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Выполнение действий в рамках предыдущей стадии является необходимым условием реализации последующих стадии данного производства. К ним относятся:

  • а) возбуждение производства по административному делу;
  • б) рассмотрение административного дела;
  • в) принятие решения по административному делу;
  • г) исполнение решения по административному делу;
  • д) пересмотр решения по административному делу.

Рассмотрим кратко основные особенности стадий административного процесса.

1. Возбуждение производства по административному делу (и проведение административного расследовании - ст. 28.7 КоАП РФ). Для возбуждения того или иного производства в административном процессе требуется составление предусмотренных социальных документов.

Так, для того чтобы было начато производство по рассмотрению заявления гражданина, необходимо, чтобы такое заявление было официально подано в письменной форме в соответствующий орган исполнительной власти, предприятие, учреждение, организацию и т.д. При этом действующее законодательство не исключает рассмотрения заявлений и в устной форме. Но в этом случае устное заявление должно быть официально зарегистрировано.

Для возбуждения, например, производства по делам о поощрениях необходимо официальное ходатайство управомоченных субъектов, направленное соответствующему органу или должностному лицу.

За небольшим исключением, предусмотренным ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, возбуждение производства по делу об административном правонарушении оформляется официальным документом - протоколом, составленным по правилам ст. 28.2 КоАП РФ.

А решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ).

На этой стадии совершаются и иные процессуальные действия, которые в совокупности имеют своей задачей надлежащую юридическую и организационную подготовку дальнейшего развития данной процедуры. Так, например, определяется круг процессуальных участников, причастных к предстоящему рассмотрению административного дела, в частности привлечение специалистов, экспертов, переводчика и т.д.

2. Рассмотрение административного дела - вторая, наиболее важная стадия административной процедуры. Именно для нее характерно наиболее широкое участие лиц, причастных к данному производству. В пределах данной стадии исследуются и оцениваются все обстоятельства дела, необходимые для последующего обоснованного юридического решения, принимаемого полномочным органом или должностным лицом.

На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями, прежде всего мировыми. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума. Так, например. Правительство РФ проекты своих постановлений, т.е. нормативных актов, рассматривает на заседании, которое является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства РФ.

3. Принятие решения по административному делу - процессуальная стадия, характерная тем, что она непосредственно связана с принятием юридического решения, подготовленного процессуальными действиями участников административного производства на его предыдущих стадиях.

Применительно к тем или иным административным производствам существуют процессуальные правила, регулирующие принятие юридического решения как такового. Эти правила устанавливают порядок принятия решения коллегиальным органом исполнительной власти, а также органом единоначальным, в том числе правомочным должностным лицом. Ряд процессуальных правил содержат требования, касающиеся реквизитов принимаемого юридического решения, - соблюдение установленной формы акта, его целесообразная структура, безукоризненный стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленное толкование или понимание юридического акта; наличие необходимых подписей, регистрационного номера, даты принятия и др.

4. Исполнение "решения по административному делу. Это четвертая обязательная стадия, которая в принципе завершает процедуру того или иного административного производства, входящего в административный процесс.

В зависимости от характера административного дела и, следовательно, адекватного административного производства индивидуальные юридические решения могут:

  • а) юридически оформлять для данного лица его правомочие, предусмотренное соответствующим законом, например положительное решение по заявлению гражданина;
  • б) юридически обеспечивать реализацию конкретным органом или должностным лицом определенной обязанности, например принять решение о лицензировании определенного вида деятельности, совершить действия по восстановлению нарушенного права гражданина и т.д.;
  • в) признав лицо виновным в совершении административного правонарушения или дисциплинарного проступка, установить для него меру административного наказания или дисциплинарного взыскания.

Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс.

5. Пересмотр решения по административному делу. Отличие данной стадии административного процесса от предыдущих стадий заключается в том, что она является факультативной и в таком качестве предусмотрена законодательством.

Эта стадия административного процесса становится реальной в тех случаях, когда у субъектов, которым непосредственно адресовано решение по административному делу, возникает необходимость обжалования этого решения по основаниям материального или процессуального характера. Вместе с тем действующее законодательство знает и исключения из общего правила. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 25.2 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе также потерпевший.

Административное решение, принятое в результате осуществления административного производства, может быть пересмотрено по протест)" прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Следует также иметь в виду, что Гражданский процессуальный кодекс РФ в гл. 24 закрепил "производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части", тем самым предусмотрев возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции.

Аналогично Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23).

Характеристика стадий административного судопроизводства

Свойством любого юридического процесса является стадийность, т.е. структурно обусловленная последовательность процессуальных действий. Прохождение дела в административном суде тоже имеет двухэтапный характер.

в Частности, можно выделить следующие стадии административного судопроизводства:

1. Обращение с административным иском и открытие производства по административному делу.

2. Подготовительное производство.

3. Судебное разбирательство и принятие судебного решения.

4. Пересмотр судебного решения (апелляционный порядок; кассационный порядок; пересмотре решения Верховным Судом Украины; за вновь открывшимися обстоятельствами).

5. Исполнение судебного решения.

Однако, при этом стоит заметить, что КАС устанавливает определенные особенности рассмотрения отдельных категорий дел, что накладывает соответствующий отпечаток и на процесс в этих делах в целом. Регламентации особенностей производства по отдельным категориям административных дел посвящена глава 6 раздела III КАС (ст.ст. 171 - 183-4). Так, определенные особенности имеют производства:

1) По делам относительно обжалования нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и других субъектов властных полномочий;

2) по делам относительно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

3) по делам по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий относительно привлечения к административной ответственности;

4) в делах, связанных с избирательным процессом или процессом референдума (в частности, по делам относительно обжалования решений, действий или бездеятельности избирательных комиссий, комиссий по референдуму, членов этих комиссий по уточнению списка избирателей, относительно обжалования решений, действий или бездеятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, нарушающих законодательство о выборах и референдуме, относительно обжалования действий или бездействия кандидатов, их доверенных лиц, партии (блока), местной организации партии, их должностных лиц и уполномоченных лиц, инициативных групп референдума, других субъектов инициирования референдума, официальных наблюдателей от субъектов избирательного процесса;

5) по делам о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несовместимости;

6) в делах по поводу решений, действий или бездеятельности государственной исполнительной службы;

7) по делам по административным искам субъектов властных полномочий об ограничении относительно реализации права на мирные собрания;

8) по делам по административным искам об устранении ограничений в реализации права на мирные собрания;

9) по делам по административным искам о принудительном отчуждении земельного участка, других объектов недвижимого имущества, на ней размещены, по мотивам общественной необходимости;

10) сокращенное производство;

11) по делам об обращениях органов государственной налоговой службы;

12) в делах по обращению Службы безопасности Украины относительно наложения ареста на активы, связанные с финансированием терроризма и касающиеся финансовых операций, остановленных в соответствии с решением, принятым на основании резолюций Совета Безопасности ООН, снятие ареста с таких активов и предоставления доступа к ним.

Обращение с административным иском и открытие производства по административному делу является начальной стадией указанного процесса

Согласно принципу диспозитивности административный суд лишен права инициировать процесс, и судебный административный процесс начинается с обращения в административный суд лица, которая считает, что ее права, свободы и интересы нарушены. Судебное производство по административному делу инициируется путем подачи таким лицом административного иска. Итак, административный иск - это обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях. В процессе подготовки предыдущих проектов Административно-процессуального кодекса (именно такое название КАС имел ранее) вопрос названия процессуального документа, с которым будут обращаться в административный суд, был дискуссионным, в частности, предлагались такие названия, как жалоба, заявление и иск.

В административный суд имеет право обратиться любое лицо, если она считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы. В случаях, установленных законом, в суд могут обращаться органы и лица, которым предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц. Субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд в случаях, предусмотренных Конституцией и законами Украины. Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается 6-месячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Для защиты прав, свобод и интересов лица КАС и другими законами могут устанавливаться другие сроки для обращения в административный суд, которые, если не установлено иное, исчисляются со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Для обращения в суд по делам относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы устанавливается месячный срок. Если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, то для обращения в административный суд устанавливается месячный срок, который исчисляется со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездеятельность субъекта властных полномочий. Для обращения в административный суд относительно обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, устанавливается месячный срок. Административный иск, поданный после окончания сроков, установленных законом, остается без рассмотрения, если суд по заявлению лица, которое его подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем постановляется определение.

Лицо обращается в суд с административным иском в форме письменного заявления непосредственно либо через почту, кроме того, письменное исковое заявление может быть составлено путем заполнения бланка искового заявления, предоставленного судом. В свою очередь, непосредственность означает подачу искового заявления в канцелярию суда, где ее безотлагательно регистрируют. Также непосредственность требует, чтобы заявление лица о защите его прав не поступало в суд вследствие ее пересылки "по назначению" государственным органам, органам местного самоуправления, объединениям граждан и т.д. Форма и содержание искового заявления определяются ст. 105 КАС.

Вопрос об открытии производства по административному делу судья решает в течение 3 дней со дня поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения, и не позднее 2 дней со дня получения судом в порядке, предусмотренном ч. Из ст. 107 КАС, информации о месте проживания (пребывания) физического лица.

Об оставлении искового заявления без рассмотрения, открытие производства по делу или отказа в открытии производства по делу судья выносит определение.

Копия постановления об открытии производства по административному делу безотлагательно после постановления направляется лицам, участвующим в деле, вместе с выпиской об их процессуальные права и обязанности, установленные ст.ст. 49, 51 КАС. Ответчикам и третьим лицам, которые не заявляют самостоятельных требований на предмет спора, направляются также копии искового заявления и приложенных к нему документов.

В случае, когда судья установил, что исковое заявление подано с нарушением установленных требований, он выносит определение об оставлении искового заявления без движения, в котором указываются недостатки искового заявления, способ их устранения и устанавливается срок, достаточный для устранения недостатков. Копия определения об оставлении искового заявления без рассмотрения безотлагательно направляется лицу, подавшему исковое заявление, вместе с исковым заявлением и всеми приложенными к нему материалами. Такое постановление может быть обжаловано лицом, подавшим исковое заявление. Основания для возвращения искового заявления определены в ст. 108 КАС. Судья может отказать в открытии производства по административному делу, если: 1) заявление надлежит рассматривать в порядке административного судопроизводства; 2) в споре между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям имеется вступившее в законную силу: постановление суда или определение суда об отказе в открытии производства по административному делу, о прекращении производства по такому делу в связи с отказом от административного иска или примирением сторон; 3) наступила смерть физического лица или прекращено юридическое лицо, которые обратились с исковым заявлением или к которым предъявлен административный иск, если спорные правоотношения не допускают правопреемства. Об отказе в открытии производства по административному делу судья выносит определение.

Подготовительное производство - вторая за развитием судопроизводства стадия административного процесса. Задача этой стадии - определить спорные вопросы между сторонами и возможности примирения, а при отсутствии у сторон желания примириться - собрать весь доказательный материал, который следует исследовать на стадии судебного рассмотрения, с тем, чтобы рассмотреть и разрешить дело в одном судебном заседании в течение разумного срока. Подготовка дела к судебному разбирательству является одним из условий своевременного и правильного их решения. Объем подготовки дел, а также характер процессуальных действий, осуществляемых на этой стадии, зависят от обстоятельств и сложности каждого конкретного дела. Подготовку дела к судебному разбирательству осуществляет судья административного суда, который открыл производство в административном деле.

Суд до судебного рассмотрения административного дела принимает меры для всестороннего и объективного рассмотрения и разрешения дела в одном судебном заседании в течение разумного срока. С этой целью суд может: 1) принять решение об истребовании документов и других материалов; навести необходимые справки; провести осмотр письменных и вещественных доказательств на месте, если их нельзя доставить в суд; назначить экспертизу, решить вопрос о необходимости привлечения свидетелей, специалиста, переводчика; 2) принять решение об обязательности личного участия лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, о привлечении третьих лиц к делу; 3) вызвать на судебное рассмотрение административного дела свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков; 4) принять решение о проведение предварительного судебного заседания. По обоснованному ходатайству истца судья принимает меры относительно безотлагательного рассмотрения и разрешения дела. В таком случае вызов лиц, участвующих в деле, уведомление о принятых судом постановления осуществляются с помощью курьера, телефона, факса, электронной почты или другого технического средства.

Целью проведения предварительного судебного заседания является выяснения возможности урегулирования спора до судебного рассмотрения дела или обеспечения всестороннего и объективного разрешения дела в течение разумного срока. Предварительное судебное заседание проводится судьей, осуществляющим подготовку дела к судебному разбирательству с участием сторон и других лиц, участвующих в деле. Для урегулирования спора суд выясняет, не отказывается ли истец от административного иска, не признает ответчик, административный иск, и разъясняет сторонам о возможности примирения. Если спор не удалось урегулировать, суд: 1) уточняет исковые требования и возражения ответчика против административного иска; 2) выясняет вопрос о составе лиц, участвующих в деле; 3) определяет факты, которые необходимо установить для разрешения спора и какие из них признаются сторонами, а какие предстоит доказывать; 4) выясняет, какими доказательствами стороны могут обосновывать свои доводы или возражения, и устанавливает сроки для их предоставления; 5) совершает иные действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству.

По результатам подготовительного производства суд может вынести определение об: 1) оставление искового заявления без рассмотрения; 2) приостановление производства по делу; 3) прекращения производства по делу; 4) окончании подготовительного производства и назначении дела к судебному разбирательству.

Третьей и центральной стадией административного судопроизводства является судебное рассмотрение дела и принятие судебного решения, во время которой исследуются материалы дела и решается публично-правовой спор между сторонами. Рассмотрение административного дела является содержанием этой стадии, а судебное заседание - процессуальной формой рассмотрения дела. Регламентации этой стадии посвящена гл. 3 (ст.ст. 122-154) КАСС. Задачей стадии судебного разбирательства является выяснение позиций сторон, исследования доказательств по административному делу с целью установления на их основе обстоятельств, необходимых для разрешения спора, и соответствующих правоотношений. Для эффективного судебного рассмотрения суд прежде всего должен определить нормы права, которые могут быть применены к спорным правоотношениям. Достижения цели судебного разбирательства возможно лишь в случае осуществления его в четком соответствии с требованиями административного процессуального законодательства, с соблюдением надлежащей процессуальной формы.

Судебное заседание проводится в специально оборудованном помещении - зале судебных заседаний. Отдельные процессуальные действия в случае необходимости могут совершаться за пределами помещения суда. Административное дело должно быть рассмотрено и решено в течение разумного срока, но не более месяца со дня открытия производства по делу, если иное не установлено КАСС. Дела относительно принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы рассматриваются и решаются в течение разумного срока, но не более 20 дней со дня открытия производства по делу. Следует обратить внимание на ч. 4 ст. 122 КАС, которая устанавливает, что лицо, участвующее в деле, имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Если такое ходатайство заявили все лица, участвующие в деле, судебное разбирательство дела осуществляется в порядке письменного производства по имеющимся в деле материалам.

Рассмотрение дела в судебном заседании производится путем последовательного совершения судом и участниками процесса комплекса процессуальных действий, которые составляют определенные части (подстадии, этапы), каждая из которых имеет свои задачи и содержание:

1) подготовительная стадия (регламентируется ст.ст. 122-134 КАС) - открывается судебное заседания председательствующим, который объявляет, какое дело рассматривается, устанавливается, кто из участников дела прибыл к судебному заседанию, кто не прибыл, по какой причине. Эта стадия предопределяет эффективность проведения судебного заседания. Процессуальные действия, которые ей присущи, направленные на проверку наличия всех условий, необходимых для рассмотрения и решения административного дела в этом судебном заседании (может ли административное дело быть рассмотрено за такого состава суда, за такой явки участников процесса, при наличии таких доказательств).

Далее устанавливается личность переводчика, разъясняются его права и приводят его к присяге, сообщается о полном фиксировании судебного процесса, устанавливаются личности тех, кто прибыл в судебное заседание, а также проверяются полномочия должностных и служебных лиц, их представителей, объявляется состав суда, разъясняются права отвода;

2) начало судебного разбирательства дела по существу: председательствующий докладывает в деле о содержании исковых требований, о признании сторонами определенных обстоятельств во время подготовительного производства, после чего он выясняет: поддерживает ли истец административный иск, признает ли его ответчик и не желают ли стороны примириться. При рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле, председательствующий в судебном заседании докладывает о ее позиции относительно исковых требований, если она изложена в письменных пояснениях. Истец может отказаться от административного иска, а ответчик - признать административный иск в течение всего времени судебного разбирательства, сделав устное заявление. Если отказ от административного иска или признание административного иска изложено в адресованном суду письменном заявлении, это заявление приобщается к делу. Стороны могут примириться в течение всего времени судебного разбирательства или заявить ходатайство о предоставлении им времени для примирения. Истец может в течение всего времени судебного разбирательства увеличить или уменьшить размер исковых требований, подав письменное заявление, которое приобщается к делу. До начала судебного рассмотрения дела по существу истец может изменить основание или предмет административного иска, подав письменное заявление, которое приобщается к делу. Заявление об изменении исковых требований должно соответствовать требованиям, которые установлены КАСС для исковых заявлений. В случае несоответствия заявления требованиям ст. 106 КАС суд своим определением возвращает его истцу. Определение суда, вынесенное по результатам рассмотрения вопроса о принятии заявления об изменении исковых требований, отдельно не обжалуется. Суд по ходатайству ответчика объявляет перерыв в судебном заседании и предоставляет ответчику срок, достаточный для подготовки к делу в связи с изменением истцом исковых требований (ст. 137 КАС);

3) исследования обстоятельств дела и проверка доказательств (рассмотрение дела по существу - ст.ст. 138-151 КАС) на этой стадии осуществляется исследование доказательств, предметом доказывания являются обстоятельства, которыми обосновываются исковые требования или возражения или имеют другое значение для разрешения дела и которые следует установить при принятии судебного решения по делу. Доказательства должны отвечать ряду требований. Так, они должны быть надлежащими, то есть такими, которые содержат информацию о предмете доказывания; допустимыми, то есть полученными в соответствии с требованиями закона, подтверждены определенными средствами доказывания. Не требуют доказывания в административном судопроизводстве обстоятельства, которые являются: общеизвестные (глобальные, общегосударственные и локальные); преюдициальные; признанные сторонами.

Для установления обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 138 КАСС, в судебном заседании заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследуются письменные и вещественные доказательства, в том числе носители информации с записанной на них информацией, заключения экспертов. Суд, заслушав объяснения сторон и других лиц, участвующих в деле, устанавливает порядок исследования доказательств, которыми они обосновывают свои требования и возражения. Также на этой стадии суд, при условиях, предусмотренных ст. 150 КАС, может отложить рассмотрение дела или объявить перерыв. Если рассмотрение дела было отложено, новое его разбирательство начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений лиц, участвующих в деле, предоставленных ранее, если состав суда не изменился и к участию в деле не были привлечены третьи лица, которые заявляют самостоятельные требования на предмет спора, суд продолжает производство по делу со стадии, на которой рассмотрение дела было отложено. Если в рассмотрении дела был объявлен перерыв, производство по делу после его окончания продолжается со стадии, на которой оно было прервано;

4) судебные прения (это персонифицированное обращение сторон и других участников административного дела с речами в судебном заседании) - осуществляются в соответствии со ст. 152 КАСС и существенных особенностей не имеют. Задачей заключительной части (судебных дебатов) является подведение итогов проведенного выяснения обстоятельств дела и проверки их доказательствами лицами, которые принимают участие в рассмотрении административного дела. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле. В этих речах можно ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, которые исследованы в судебном заседании. В прениях первым предоставляется слово истцу, его представителю, а затем - ответчику, его представителю. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, и его представитель выступают после сторон в деле. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, их представители выступают в прениях после лица, на стороне которого они участвуют. По ходатайству сторон или третьих лиц в прениях могут выступать лишь их представители. Суд может установить регламент выступлений лиц, участвующих в деле, определяет их продолжительность. Председательствующий в судебном заседании может остановить выступающего лишь тогда, когда он выходит за пределы рассматриваемого дела. С разрешения суда после окончания судебных прений выступающие могут обменяться репликами. Однако в отличие от Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК) (ст. 193), КАС не закрепляет право последней реплики ответчика и его представителя;

5) принятие решения (выход административного суда после судебных прений в совещательную комнату для принятия решения с обеспечением тайны совещательной комнаты (ст.ст. 153-154 КАС). При принятии судебного решения никто не имеет права присутствовать в совещательной комнате, кроме состава суда, который рассматривает дело (ст. 154 КАС).

Суд вправе прервать совещание только для ночного отдыха. Во время перерыва судьи не имеют права общаться с лицами, которые принимают участие в деле. Во время пребывания в совещательной комнате судья не имеет права рассматривать другие судебные дела. Судьи не имеют права разглашать ход обсуждения и принятия решения в совещательной комнате. Тайна совещательной комнаты играет двойную роль. Она, во-первых, обеспечивает принадлежность вынесения судебного решения, который предусматривает невозможность присутствия в комнате кого-то кроме судей, которые слушали дело; во-вторых, поддерживает юридический и моральный авторитет судебного решения;

6) провозглашения судебного решения (ст.ст. 167-170 КАС). Задачей этой стадии является решение дела по существу, имеет форму судебного решения, и провозглашение его. Судебные решения по административным делам есть 2 видов:

1. Судебное решение, которым суд решает спор по существу, выносится в форме постановления.

2. Судебное решение, которым суд приостанавливает или закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения либо принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств, выносится в форме постановления.

К судебному решению предъявляются требования: законности, обоснованности, полноты, точности, ясности.

Суд выносит постановление именем Украины немедленно после окончания судебного разбирательства. Постановление выносится, составляется и подписывается в совещательной комнате составом суда, который рассматривал дело. Постановление состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Определение, выносимое в виде отдельного процессуального документа, состоит из вступительной части (дата, время и место его вынесения; наименование административного суда, фамилия и инициалы судьи (судей), имена (наименование) сторон и других лиц, участвующих в деле); описательной (с указанием сути ходатайства и именем (наименованием) лица, его заявила, другой вопрос, что решается определением); мотивировочной (с указанием мотивов, по которым суд пришел к выводам, и закона, которым руководствовался суд, постановляя постановление); резолютивной (с указанием выводов суда; срока и порядка обретения постановлением законной силы и его обжалования) частей.

Судья, который не согласен с судебным решением, может письменно изложить свое особое мнение. Отдельное мнение судьи не оглашается в судебном заседании, приобщается к делу и является открытой для ознакомления.

Судебное решение провозглашается публично немедленно после выхода суда из совещательной комнаты. Председательствующий в судебном заседании разъясняет содержание решения, порядок и срок его обжалования. По требованию лица, участвующего в деле, а так же лица, не принимавшего участия в деле, но в отношении которых суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности, суд в этот же день выдает копию постановления (или его вступительной и резолютивной частей) или определения суда. В случае провозглашения в судебном заседании только вступительной и резолютивной частей постановления суд сообщает время, когда лица, участвующие в деле, могут получить копию постановления в полном объеме. Суд составляет полный текст постановления в срок, предусмотренный ч. Из ст. 160 КАС. Лицам, которые принимали участие в деле, но не присутствовали в судебном заседании, копия судебного решения направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в течение 3 дней со дня его принятия или составления в полном объеме или в случае их обращения вручаются под расписку непосредственно в суде. Если копия решения направлена представителю, то считается, что она направлена и лицу, которое он представляет. Судебное решение считается врученным, в частности, в случае возврата почтового отправления, которое не вручено адресату по независящим от суда причинам, и в случае отсутствия лиц, участвующих в деле, по адресу, указанному этими лицами суда, либо по адресу местонахождения (места жительства), указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, для физических лиц, которые не имеют статуса предпринимателей, по адресу их места жительства или места пребывания, зарегистрированной в установленном законом порядке. Если дело рассматривается судом по местонахождению субъекта властных полномочий и он не присутствовал в судебном заседании во время провозглашения судебного решения, суд направляет копии такого решения, а лишь сообщает субъекту властных полномочий о возможности получения копии судебного решения непосредственно в суде.

Пересмотр судебного решения (апелляционный порядок; кассационный порядок; пересмотре решения Верховным Судом Украины ; по ново выявленным обстоятельствам) хотя и является факультативной, однако является очень важной стадией процесса, с точки зрения соблюдения принципов законности во время рассмотрения административных дел, поскольку одним из конституционных принципов судопроизводства и принципу административного судопроизводства является обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений суда. Реализация этих принципов находит свое воплощение в разделе IV "Пересмотр судебных решений" КАС.

Благодаря пересмотру судебных решений обеспечивается реализация права на защиту. Пересмотр судебных решений вышестоящим судом имеет целью обеспечение принятия судами законных и обоснованных решений, недопущения какого-либо нарушения законодательства, прав, свобод и законных интересов участников процесса. Кроме того, благодаря пересмотру решений вышестоящие суды должны выявлять слабые стороны деятельности других судов, делать обобщения и давать соответствующие разъяснения с целью обеспечения одинакового применения законодательства судами всех уровней, формирование судебной практики.

Пересмотр судебных решений в административном судопроизводстве реализуется в 4 формах: апелляционное производство; кассационное производство; пересмотр Верховным Судом Украины решений после их кассационного рассмотрения и производства по вновь открывшимся обстоятельствам.

Первым видом производства этого вида является апелляционное производство в административном судопроизводстве. Право на апелляционное обжалование имеют: стороны, другие лица, участвующие в деле, а также лица, которые не принимали участия в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности, кроме случаев, установленных КАСС.

В апелляционном порядке обжалуются постановления суда первой инстанции полностью или частично и определения суда первой инстанции (в случаях, предусмотренных КАС, могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от постановления суда полностью или частично. Возражения на другие определения могут быть изложены в апелляционной жалобе на постановление суда первой инстанции).

Апелляционная жалоба на постановление суда первой инстанции подается в течение 10 дней со дня его провозглашения, а в случае применения судом положений ч. 3 ст. 160 КАСС, а также в случае вынесения постановления в письменном производстве апелляционная жалоба подается в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Если субъекта властных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 167 КАС, было сообщено о возможности получения копии постановления суда непосредственно в суде, то 10-дневный срок на апелляционное обжалование постановления суда исчисляется со следующего дня после истечения 5-дневного срока с момента получения субъектом властных полномочий сообщение о возможности получения копии постановления суда.

Апелляционная жалоба на определение суда первой инстанции подается в течение 5 дней со дня провозглашения определения. Если определение было вынесено в письменном производстве или без вызова лица, которое его обжалует, апелляционная жалоба подается в течение 5 дней со дня получения копии постановления.

Если субъекта властных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 167 КАС, было сообщено о возможности получения копии постановления суда непосредственно в суде, то 5-дневный срок на апелляционное обжалование постановления суда исчисляется со следующего дня после истечения 5-дневного срока с момента получения субъектом властных полномочий сообщение о возможности получения копии постановления суда.

Апелляционная жалоба, поданная по истечении сроков, установленных КАСС для апелляционного обжалования, остается без рассмотрения, если суд апелляционной инстанции по заявлению лица, которое ее подало, не найдет оснований для возобновления срока, о чем постановляется определение.

От апелляционного производства кассационное отличается пределами пересмотра судебного решения. Так, суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу и не может исследовать доказательства, устанавливать и признавать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судебном решении, и решать вопрос о достоверности того или иного доказательства.

Право кассационное обжалование имеют: стороны, другие лица, участвующие в деле, лица, не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности. В кассационном порядке обжалуются: судебные решения суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке судебные решения суда апелляционной инстанции полностью или частично, кроме случаев, предусмотренных КАС, постановления суда первой инстанции после их пересмотра в апелляционном порядке, а также постановления суда апелляционной инстанции, если они препятствуют дальнейшему производству по делу. Возражения против других определений могут быть включены в кассационную жалобу на судебное решение, принятое по результатам апелляционного производства.

Кассационная жалоба на судебные решения подается в течение 20 дней после вступления в законную силу судебного решениям суда апелляционной инстанции, кроме случаев, предусмотренных КАС, а в случае составления постановления в полном объеме в соответствии со ст. 160 КАС - со дня составления постановления в полном объеме.

Пересмотр судебных решений Верховным Судом Украины в административном судопроизводстве является разновидностью кассационного обжалования. Появление этого института связано с закрепленной в Украине четырехуровневая (інстанційною) судебной системой. Наивысшим уровнем (инстанцией) является Верховный Суд Украины, который путем пересмотра судебных решений судов общей юрисдикции направляет в едином русле судебную практику.

Основаниями для производства по исключительным обстоятельствам в соответствии со ст. 237 КАС могут быть:

1) неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, что повлекло принятие разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях. Еще в 2000 г. Конституционный Суд Украины высказал правовую позицию о том, что единообразие практики применения законодательства и устранения неоднозначности применения законодательства судами в их решениях обеспечивается путем проверки судебных дел в кассационном порядке или в порядке надзора, обобщения практики Верховным Судом Украины и Высшим хозяйственным судом Украины. Тем самым Конституционный Суд Украины определил, что вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции, подлежат самостоятельному решению ими и не относятся к компетенции Конституционного Суда Украины;

2) установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом. Наличие последней основания связана с расширенным применением международных правил (договоров) в судебной практике, особенно тех, которые устанавливают международные стандарты в области прав человека.

Стороны и другие лица, участвующие в деле, имеют право подать заявление о пересмотре судебных решений по административным делам после их пересмотра в кассационном порядке. Заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 237 КАС, может быть подана лицом, в пользу которого постановлено решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной. Не может быть подано заявление о пересмотре определений суда кассационной инстанции, которые не препятствуют производству по делу. Возражения против таких определений могут быть включены в заявление о пересмотре судебного решения, принятого по результатам кассационного производства.

Заявление о пересмотре судебных решений, требования к которой установлены в ст. 239 КАС, подается в течение одного месяца со дня принятия судебного решения, по которому заявлено ходатайство о пересмотре, или со дня принятия судебного решения, на которое осуществляется ссылка в подтверждение оснований, установленных п. 1 ч. 1 ст. 237 КАС, если оно принято позже, но не позднее одного года со дня принятия судебного решения, о пересмотре которого подается заявление. Заявление о пересмотре судебных решений по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. И ст. 237 КАС, может быть подана не позднее одного месяца со дня, когда лицу, в пользу которого постановлено решение международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, стало известно о приобретении этим решением статуса окончательного.

  1. Стадия возбуждения дела всегда связана с началом процессуальной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретного дела. Как правило данная стадия имеет четкую правовую регламентацию. КоАП содержит отдельную главу, регламентирующую вопросы возбуждения дела об административном правонарушении . Для возбуждения производства по изданию правовых актов управления и заключению административных договоров требуется предварительный анализ сложившейся управленческой ситуации, определенная информационная обеспеченность и прогнозирование дальнейшего развития ситуации, требующей урегулирования. Только после этого уполномоченный субъект избирает форму и метод управленческого воздействия и возбуждает производство. Возбуждение таких производств как регистрационное, лицензионно-разрешительное , по обращениям граждан связано с моментом подачи соответствующего акта лицом и принятия такого акта уполномоченным рассматривать дело органом.
  2. Подготовка дела к рассмотрению : в административном судопроизводстве эта стадия имеет содержанием действия по оценке полученных материалов и определению участников процесса; по назначению дела к слушанию; извещениям и вызовам суда.
  3. Стадия разрешения дела по существу (рассмотрение дела): содержанием этой стадии является всестороннее, полное и объективное изучение материалов в целях установления объективной истины по делу.
  4. Стадия вынесения решения: форма решения по делу бывает различной. Это могут быть постановления или определения судов, постановления, приказы или решения уполномоченных органов публичной власти или их должностных лиц. Главная особенность этой стадии – официальное оформление избранной формы управленческого решения. Именно с момента принятия правового управленческого решения оно приобретает качество юридического факта.
  5. Исполнение решения: в административном процессе не имеет ни общих правил, ни общего содержания. Порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях в общем виде регламентирован в КоАП (раздел 5), а решения, принятые в процессе административного судопроизводства, вступают в законную силу и исполняются на основе норм ГПК и АПК.
  6. В производствах административного процесса стадия обжалования (опротестования) принятого решения может предшествовать стадии исполнения решения или следовать за ней. Данная стадия реализуется, если лицо, заинтересованное в результате процесса, не удовлетворено полностью или в части принятым решением. Характерной особенностью является возможность альтернативного (административного или судебного) обжалования. Причем, обжаловать можно как итоговое решение, так и промежуточные процессуальные действия (бездействия) или решения лиц, осуществляющих процесс.
  7. Контроль за исполнением решения: он должен быть оперативным, гласными объективным, экономически целесообразным. Контрольной деятельности должны быть присущи не только карательные функции, контроль должен рассматриваться и как обратная связь, для которой устанавливаются контролируемые параметры, в рамках которых эта деятельность и должна осуществляться.

Вопрос – 117 Административно-процессуальное право: предмет, метод и задачи. Источники административно-процессуального права. Система а-п права. А-процессуальные нормы в системе норм права.


Система правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере функционирования исполнительной власти, обеспечения и охраны правопорядка, а также в сфере судебной деятельности при разрешении административных конфликтов по спорам о субъективных публичных правах образует административно-процессуальное право.

Предметом административно-процессуального права является система прав и обязанностей в сфере исполнительно-распорядительной деятельности публичной власти, совокупность правил, нормирующих субъективные публичные интересы, и сам административный процесс как способ охраны и защиты этих прав и интересов.

Предмет составляют:

  • Позитивная управленческая деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц и иных надлежаще уполномоченных субъектов, осуществляемая в целях упорядочения объектов и систем;
  • Охранительно-принудительная деятельность органов исполнительной власти, их должностных лиц, а также судов, осуществляемая в целях охраны, поддержания и обеспечения установленного правопорядка;
  • Судебная административно-юстиционная деятельность, осуществляемая в форме судопроизводства в целях разрешения возникающих управленческих конфликтов и защиты субъективных публичных прав, свобод и законных интересов.

Метод представляет собой совокупность приемов и способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения. Реализуется путем установления в нормах определенных предписаний, дозволений и запретов. Для позитивного (управленческого) процесса характерно преобладание предписания, для охранительного приоритетен запрет, а административная юстиция базируется на предоставлении возможности (дозволения) оберегать и отстаивать собственные публичные права и интересы. Сочетание вышеназванных основных способов воздействия образует такие специфические методы правового регулирования, как императивный (директивный) или диспозитивный (автономный).

Императивный метод – строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Он присущ административно-процессуальному праву в меньшей степени, чем уголовно-процессуальному, но в большей степени, чем гражданско-процессуальному.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

В зависимости от сочетаний запретов и дозволений можно выделить еще 1 разновидность типов правового регулирования:

  • Общедозволительное, в основе которого находится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом». Этот тип регулирования становится преобладающим при определении процессуального статуса истца в ап.
  • Запретительное , в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Преобладает среди субъектов, обладающих собственными полномочиями по осуществлению управления, его охране или разрешения конфликтов (органы власти и их должностные лица).

Источники административно-процессуального права.

Это совокупность нормативных установлений, регламентирующих процедуры осуществления исполнительно-распорядительной деятельности, охраны и обеспечения установленного правопорядка, а также защиты публичных прав и интересов в сфере функционирования исполнительной власти.

1) Основным актом, определяющим базовые параметры административно-процессуального права, является Конституция РФ , многие нормы которой устанавливают такие важнейшие аспекты как:

· Административно-процессуальное законодательство, отнесенное к совместному ведению РФ и субъектов

· Принципы административного процесса (демократизм; федерализм; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека м гражданина; приоритет общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров)

· Самостоятельность органов исполнительной и судебной власти

Административное судопроизводство: понятие, соотношение с административной юстицией, стадии

контрольная работа

1. Административное судопроизводство: понятие, стадии

административный судопроизводство законность правовой

К моменту вступления в силу Кодекса административного судопроизводства в доктрине сложилось немало подходов к понятию «административное судопроизводство». Их многообразие обусловлено тем, что, несмотря на употребление данного термина в нормативно-правовых актах, законодательно закрепленного определения «административное судопроизводство» до сих пор не существует. Одни считают, что это «рассмотрение судами административных дел в порядке, установленном нормами административно-процессуального права» Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство в России в начале XXI века // Административно-правовые вопросы полицейской деятельности. - 2007. - №1. - С. 12. . При этом данная деятельность является разновидностью правосудия. Другие указывают, что отличительной особенностью административного судопроизводства, включающего в себя несколько видов производств, является участие в нем в качестве одного из субъектов органа государственной (муниципальной власти) или должностного лица Блажеев В.В. Административное судопроизводство: перспективы и пути развития // В сборнике: Актуальные проблемы административного судопроизводства материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор: Ю.П. Соловей; Омская юридическая академия. - 2015. - С. 43-52. . В доктрине существует два основных подхода к понятию административного судопроизводства. Первый сводится к тому, что в порядке административного судопроизводства рассматриваются только дела о проверке законности оспариваемых в судах решений (правовых актов), действий (бездействия) органов публичного управления или должностных лиц. Сторонниками данного подхода являются Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, А.Ф. Ноздрачев. Сторонники второго подхода - Д.Н. Бахрах, И.В. Павлова, М.С. Студеникина, А.Б. Зеленцов, И.М. Галий - добавляют к первому подходу рассмотрение в рамках административного судопроизводства дел о привлечении физических лиц и организаций к административной ответственности и применении мер административного принуждения Кононов П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: соотношение понятий // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.Д. Сорокина (к 90-летию со дня рождения), 21 марта 2014 года. В 3-х частях. - С.-Пб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. - 2014. - Ч. 1. - С. 35. .

В научных исследованиях последних лет наблюдается тенденция к отождествлению административного судопроизводства не с деятельностью администрации, а с видом судопроизводства по рассмотрению административных дел в особом порядке, регламентированном нормами административно-процессуального праваПанова И.В. Проблемы административной юстиции // Актуальные проблемы административного судопроизводства материалы всероссийской научно-практической конференции / под. ред. Ю. П. Соловей. - 2015. - С. 140. . Административное судопроизводство рассматривается как «правосудие, осуществляемое по заявлениям граждан и иных субъектов права в суд в связи с оспариванием решений и действий (бездействия) органов публичного управления и должностных лиц, нормативных и ненормативных правовых актов» Уткин Д.В. Развитие российского законодательства об административном судопроизводстве // Судебная власть и уголовный процесс. - 2013. - №2. - С. 175. .

Есть и более широкие интерпретации, где административное судопроизводство рассматривается как вторичное рассмотрение административных дел или правоприменительная деятельность Данильченко А.В., Дядькин О.Н. Сущность административного судопроизводства // Актуальные вопросы развития современного общества. - 2014. - С. 30. . В большинстве работ исследователи приходят к выводу, что административное судопроизводство - это разновидность юридического процесса, причем судебного. Такой процесс имеет свои особые сущность и содержание, цели и принципы См. напр.: Апарина И.В. Административное судопроизводство: концептуальные подходы. Современное право. 2008. №2. С. 55-58., Основы гражданского и административного судопроизводства: учебное пособие / под. ред. Тумановой Л.В. Тверь: ТвГУ. - 2016. - 335 с. .

По мнению большинства ученых, административный процесс состоит их административных процедур, административной юрисдикции и административной юстиции. С точки зрения юрисдикционной концепции, представителями которой являются Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева, административный процесс это деятельность органов государственной власти по рассмотрению индивидуальных административных споров, а также по привлечению к административной ответственности. Представители управленческой концепции (Б.Н. Бахрах, В.М. Манохин) рассматривают административный процесс как деятельность органов государственной власти по реализации своих функций. По их мнению, административный процесс включает в себя как административно-юрисдикционную деятельность, так и административно-процедурную Малиновская В.М.. Проблемы законодательного регулирования института административного судопроизводства в Российской Федерации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2012. - №2. - С. 43. .

Существует позиция, согласно которой если рассматривать понятия «административный процесс» и «административное судопроизводство» в рамках судебной концепции (рассматривать как процессуальную форму деятельности судов по разрешению административных споров), то их можно отождествлять Данильченко А.В., Дядькин О.Н. Сущность административного судопроизводства // Актуальные вопросы развития современного общества. - 2014. - С. 29. .

Согласно же управленческой концепции, отождествлять данные понятия неправильно, поскольку административное судопроизводство осуществляется судами, а административный процесс - органами исполнительной власти Там же. - С. 30. .

По мнению И.В. Пановой, административный процесс включает в себя административно-нормотворческую, административно-правонаделительную и административно-юирсдикционную части. Административное судопроизводство не входит ни в одну из этих частей и составляющей административного процесса не является Панова И.В. Проблемы административной юстиции // Актуальные проблемы административного судопроизводства материалы всероссийской научно-практической конференции / под.ред. Ю. П. Соловей. - 2015. - С. 139. .

Мы не можем не согласиться с данным утверждением. Ни один из названных видов административного процесса не включает в себя деятельность органов судебной власти. Административное судопроизводство это именно деятельность суда. Данного вывода мы будем придерживаться на протяжении всей работы.

Каждый вид административного процесса имеет свои особенности и состоит из относительно самостоятельных производств. Чаще всего основанием для выделения конкретного производства является предмет регулирования одного из видов административного процесса. Также это может быть и род деятельности органа государственной власти. Для административного судопроизводства характерно наличие следующих производств: производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти, местного самоуправления и должностных лиц. К ним также можно добавить производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, производство по делам об оспаривании результатов кадастровой стоимости, производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций и другие.

Все административно-процессуальные производства носят стадийный характер. В частности, в рамках административного судопроизводства можно выделить следующие стадии: возбуждение индивидуального административного дела, рассмотрение и разрешение дела, обжалование или опротестование решения по делу. Безусловно, для каждой стадии предусмотрен законодательно урегулированный специальный порядок, признаки, действия участников и т.д. Кроме того, каждая стадия оформляется соответствующим процессуальным документом.

Если обратиться к положениям Кодекса административного судопроизводства, то можно выделить следующие стадии данного вида судопроизводства:

Возбуждение производства по административному делу (ст. 127);

Подготовка административного дела к судебному разбирательству (гл. 13);

Судебное разбирательство (по результатам рассмотрения дела суд выносит решение) (гл. 14);

Апелляционное производство (гл. 34);

Кассационное производство (гл. 35);

Надзорное производство (гл. 36);

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37).

Нельзя забывать о том, что в зависимости от категории рассматриваемого дела содержание каждой стадии будет иметь свои особенности. Кроме того, в Разделе V КАС предусмотрено упрощенное (письменное) производство по административным делам, в котором количество и содержание стадий производства также несколько отличаются.

Заметим, что в доктрине к административному судопроизводству ученые иногда относят и обжалование административных актов, принятых, например, в рамках юрисдикционного производства (в ходе привлечения субъекта к административной ответственности). В этом случае административное производство представлено как разновидность судебного процесса, осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами, по рассмотрению административных и иных материальных правоотношений, которые были полностью или частично были реализованы органами публичной власти в рамках административного процесса Кононов П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения // Административное право и процесс. - 2014. - № 3. - С. 45-49. . Т.е. в ходе административного судопроизводства рассматриваются дела, которые уже были разрешены органами публичной власти полностью или частично или были ими возбуждены и переданы для дальнейшего разрешения в суды. Таким образом, предполагается существование двух видов административного судопроизводства. Первый возможен при оспаривании судами правовых актов, действий (бездействия) органов публичной власти и должностных лиц, совершенных ими при разрешении административных дел. Второй вид имеет место при рассмотрении судами дел о применении в отношении физических лиц или организаций административных наказаний и других мер административно-правового характера за совершение административных правонарушений. Но в связи с принятием КАС данный подход представляется не вполне правильным. Положения Кодекса не относятся к производству по делам об административных правонарушениях.

Среди признаков административного судопроизводства, позволяющих выделить его в самостоятельный вид судопроизводства, выделяют особый предмет судебной деятельности, неравенство сторон и необходимость принятия судом мер по выравниванию положения участников в рассматриваемых правоотношениях Андреева Т.К. Административное судопроизводство как гарантия защиты прав граждан и организаций в их соотношении с органами публичной власти // Административное судопроизводство в Российской Федерации: развитие теории и формирование административно-процессуального законодательства / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. - 2013. - С. 352. .

Необходимость выделения административного судопроизводства в отдельный вид судопроизводства можно проследить и из анализа норм Конституции. Законодатель еще много лет назад говорил о необходимости административного судопроизводства в России. Необходимость, в частности, можно проследить в ст. 18, ч. 2 ст. 46, п. «о» ст. 71, п. «к» ст. 72, ч.2 ст. 118, ст. 126 Конституции РФ. Ряд статей Конституции закрепляет основные принципы, в соответствии с которыми должно осуществляться судопроизводство, в том числе административное: (ст. 19, 47, 120, 123 и др. Конституции РФ).

Можно выделить ряд черт, присущих административному судопроизводству. Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, прежде всего, основаны на споре, который возникает в сфере государственного управления. Кроме того, одной из сторон спора является орган государственной власти или должностное лицо. Предметом спора выступает соответственно акт этого органа или должностного лица, его действие (бездействие). В результате рассмотрения делается вывод о законности или незаконности данного акта. Для разрешения спора предусмотрен специальный процессуальный порядок, регламентированный нормами публичного права.

Достаточно часто в теории прослеживается точка зрения о создании специализированных административных судов, как это сделано в некоторых европейских странах (например, в Германии и Франции). Но все-таки вспомним, что в России есть гражданское и уголовное судопроизводство, но нет специальных гражданских и уголовных судов. Поэтому усложнение судебной системы вряд ли будет целесообразным.

В любом случае, как бы ни разнились подходы исследователей относительно понятия административного судопроизводства, все они солидарны в том, какую основную задачу решает данный институт: недопущение административного произвола, обеспечение законности, защита прав и законных интересов граждан от неправомерных действий и решений органов исполнительной власти. Если же все-таки права были нарушены, то - восстановление прав и свобод участников рассматриваемых отношений.

Таким образом, в доктрине существует довольно много подходов к понятию административного судопроизводства. Единства в подходах не наблюдается, некоторые из них даже можно рассматривать как противоположные. Тем не менее, наиболее правильным представляется подход, согласно которому, административное судопроизводство это деятельность судов (общей юрисдикции и арбитражных судов) по рассмотрению и разрешению дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) субъектов, наделенных публично-властными полномочиями, нарушающими права и законные интересы граждан и организаций. Многие подходы ученых-административистов были восприняты законодателем и трансформированы в Кодекс административного судопроизводства. Теперь положения Кодекса достаточно четко определяют сущность и содержание административного судопроизводства, а также порядок рассмотрения и разрешения административных споров. Административное судопроизводство в большинстве случаев состоит из следующих стадий: возбуждение производства по административному делу, подготовка административного дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, апелляционное производство, кассационное производство, надзорное производство, производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Но названные стадии являются динамичными, их количество зависит от категории конкретного дела, обстоятельств, субъектов. КАС также закрепляет все стадии, из которых состоит административное судопроизводство и детально регламентирует каждую из них

Административное наказание и его виды

административный правоотношение финансовый Термин "административное наказание" обрел свое автономное значение в административном законодательстве недавно (с принятием КоАП РФ), заменив собой правовую категорию "административное взыскание"...

Административное принуждение, как метод государственного управления

Административное производство

Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий, обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений...

Административные правонарушения против здоровья населения

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие)...

Административные правоотношения

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица...

Изучение уголовного права и уголовного процесса по Воинскому уставу Петра I

В Кратком изображении давалось определение сторон в процессе, рассматривался вопрос о судебном представительстве, регламентировались требования к процессуальным документам и действиям...

История права Беларуси

До конца XV - начала XVI веков в Великом княжестве Литовском органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. В течение XVI века в государстве постепенно сложилась система судебных органов...

Меры административного пресечения

Социальное регулирование знает самые различные, в том числе и весьма экзотические способы воздействия на участников общественных отношений, поведение людей. Но, как это ни покажется парадоксальным...

Общая характеристика нормативных правовых актов, субъектов гражданского права, административного правонарушения

В настоящее время понятие административного правонарушения в российском законодательстве и правовой науке связано прежде всего с карательным характером административной ответственности...

Общая характеристика элементов состава административного правонарушения

Исторически в правовой науке и в законодательстве сложилось два подхода к пониманию административных правонарушений. В конце XIX века значительно возросло количество административных актов, нарушающих права индивидов...

Стадии совершения умышленного преступления

Если в УК РФ имеет место отдельная глава 6 «Неоконченное преступление», то в УК РК подобной главы нет, а есть ряд норм, регламентирующих такой же круг вопросов - ст. ст. 24-26...

Судебное разбирательство как основополагающая стадия уголовного процесса

судебный разбирательство уголовный законный Стадия судебного разбирательства является основной, центральной стадией уголовного процесса, в ходе которой исследуется предъявленное лицу обвинение...

Теоретические основы квалификации административных правонарушений в области таможенного дела

таможенный правонарушение правовой административный В действующем на сегодняшний день Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дается следующее определение...

Формулярный процесс

После litis contestatio и datio iudicii претор давал тяжущимся судью (datio iudicem). По закону Пинария это происходило через 30 дней. Затем истец призывал ответчика явиться в суд apud iudicem через день. Если ответчик не являлся, судья, в соответствии с нормой ХII таблиц...

15 сентября 2015 года наступило важное событие для судебной системы – вступил в силу новый Кодекс административног о судопроизводства РФ (за исключением нескольких норм, которые начнут действовать 15 сентября 2016 года и 1 января 2017 года). К юрисдикции нового кодекса теперь относятся, например, оспаривание кадастровой стоимости, дела о взыскании налогов и санкций с физических лиц, оспаривание решений и действий госорганов и их должностных лиц (например, судебных приставов), нормативных правовых актов, защита избирательных прав граждан, прекращение деятельности некоммерческих организаций, политических партий и СМИ и т. д.

Дела, которые рассматривают по нормам КАС РФ, делятся на две категории (см. таблицу 1 ). Производство по делам об административных правонарушениях нормами КАС РФ не регулируется, хотя многие думали об обратном, судя по названию кодекса. По делам об административных правонарушениях нужно по-прежнему обращаться к разделу IV КоАП.

КАС РФ также ничего не забирает из-под юрисдикции арбитражных судов. Дела, возникающие из публичных правоотношений, но вытекающие из предпринимательс кой или иной экономической деятельности, продолжают рассматривать арбитражные суды в соответствии с разделом III АПК РФ.

Большинство процессуальных моментов перенесены в КАС РФ из ГПК РФ, но есть и новые положения. Так, чтобы инициировать судебное разбирательство, нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (до этого – заявления и исковые заявления). Нововведением стал и формат извещения участников процесса, а также свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков посредством SMS и электронной почты (ст. 96 КАС РФ ). Суд может выбрать такие способы извещения, если у него будет письменное согласие участников на это.

Одна из особенностей нового кодекса – дополнительное требование к представителям: они должны иметь высшее юридическое образование. Теперь представители обязаны предъявить суду документы, подтверждающие не только их полномочия, но и образование ( ст. 55 КАС РФ ). Если представитель не предъявит диплом, суд откажет в признании его полномочий на участие в административном деле. Так что теперь сторонам по делу придется обращаться исключительно к профессионалам.

Кроме того, новый кодекс помимо исчисления сроков годами, месяцами или днями допускает возможность исчислять их часами (вероятно, это потребуется в редких случаях, например, если гражданина поместили в психиатрическую клинику в 20.00, то административное заявление нужно подать в течение 48 часов, а именно до 20.00 – ст. 276 КАС ) ( ч. 4 ст. 92 КАС РФ ).

В новом административном судопроизводстве будет рассмотрение дел в порядке упрощенного производства (ст. 291 КАС РФ ). Так, если у суда есть согласие всех участников процесса о рассмотрении административног о дела в их отсутствие (или размер иска не превышает 20 тыс. рублей), суд исследует доказательства, представленные в письменной форме. Таким образом, упрощенное производство полагает состязательность процесса, но без проведения устного разбирательства.

Важно отметить, что в КАС РФ принцип состязательности и равноправия сторон дополнили фразой «при активной роли суда» (п. 7 ст. 6 КАС РФ ). Таким образом, законодатель дает возможность суду проявлять еще больше инициативы. Так, многие положения КАС РФ предполагают усмотрение суда. Например, при оценке доказательств (ч. 1 с. 84 КАС РФ ) и их истребовании (ст. 63 , 226 , 247 , 289 КАС РФ), принятии соглашения о примирении или признания обстоятельств (ч. 5 ст. 65 КАС РФ ), выявлении оснований для применения мер предварительной защиты (ч. 1 ст. 85 КАС РФ ), выборе меры процессуального принуждения (ст. 116 , 117 КАС РФ), отсрочке исполнения решения суда (ст. 189 КАС РФ ) и т. д. Кроме того, статья 178 КАС РФ дает право суду при рассмотрении дела выйти за пределы заявленных требований (предмета административног о искового заявления или приведенных истцом доводов). С одной стороны, расширенные полномочия, вероятно, помогут рассматривать дела более эффективно, а с другой – ставят под сомнение беспристрастност ь суда.

Заметим, что по новым правилам КАС РФ будут рассматриваться дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции, если по ним к 15 сентября не принято решение (ст. 3 Федерального закона от 08.03.15 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административног о судопроизводства Российской Федерации»). Апелляционные, кассационные, надзорные и частные жалобы судьи также рассмотрят по новому кодексу. Все стадии производства по административным делам мы привели в схемах .

По общему правилу административное исковое заявление можно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организация или физическое лицо узнало о нарушении своих прав (ст. 219 КАС РФ ). А по некоторым категориям дел кодекс устанавливает специальные сроки. Например, о признании незаконным решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполни теля надо подать в суд в течение 10 дней. Если срок пропущен, то суд принимает заявление к производству и выясняет причины пропуска в судебном заседании. Если причина пропуска уважительная, суд восстановит срок.

В какие сроки можно обращаться в суд с административным иском и в какой срок суд рассмотрит дело, мы описали в таблице 2 .

Таблица 1. Предмет регулирования Кодекса об административном судопроизводстве РФ

Дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, а именно:

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ ).

Об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21 ).

Об оспаривании решений, действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, их должностных лиц (гл. 22 ).

О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам судов общей юрисдикции (гл. 26 ).

Об оспаривании решений, действий (бездействия) СРО и других некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (гл. 22 ).

Другие дела, предусмотренные главами 23–24 КАС РФ.

Дела, связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью государственных или иных публичных полномочий, а именно:

О взыскании обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ ).

О принудительной госпитализации граждан (гл. 30–31 ).

Другие дела, предусмотренные главами 27–31 КАС РФ.

Таблица 2. Важные сроки в КАС

Срок на подачу иска

Срок рассмотрения дела

Срок на обжалование

Дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (гл. 25 КАС РФ )

5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости

2 месяца

Дела об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 21 ). Общие сроки

2 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании нормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Правительства РФ;
федеральных органов исполнительной власти;
– Генеральной прокуратуры РФ;
– Следственного комитета РФ;
Судебного департамента при ВС РФ;
– Центрального банка РФ;
– Центризбиркома РФ;
– государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России, ФФОМС России);
– госкорпораций. В отдельных случаях установлены особые сроки*

Пока действует оспариваемый акт

3 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными властными полномочиями (гл. 22 ). Общие сроки

3 месяца

1 месяц

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполни теля

10 дней

10 дней

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов:
– Президента РФ;
– Совета Федерации ФС РФ;
– Госдумы ФС РФ;
– Правительства РФ;
– Правительственно й комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В отдельных случаях установлены особые сроки**

3 месяца

2 месяца в Верховном суде РФ

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 26 )

6 месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта, принятого по такому административном у делу, либо окончания производства по исполнению судебного акта (решения, определения, акта), которыми прекращено или приостановлено производство по уголовному делу

2 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 )

6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций

3 месяца

Апелляция – 1 месяц. Кассация – 6 месяцев




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме