Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI века. Презентация к уроку по истории (11 класс) на тему: Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки

Распад колониальной системы. Этапы деколонизации

После окончания Второй мировой войны в жизни народов Азии и Африки начинается новый этап. В странах, которые все еще находились в колониальной зависимости, поднялась мощная волна освободительного движения.

События Второй мировой войны способствовали ослаблению политического господства европейских государств в их колониях. Они уже не могли серьезно влиять на обстановку там складывалась. Изменились и колонии за годы войны. У многих из них окрепла национальная экономика, которая работала на военные нужды метрополии, усилились позиции национальной буржуазии, увеличилась численность рабочего класса, возникли новые патриотические организации. В ряде стран Юго-Восточной Азии были созданы национальные вооруженные силы, которые боролись против японских оккупантов и приобрели опыт вооруженной борьбы. Все это создало условия для краха колониализма. Деколонизации ускорило и противостояние, начавшееся двух «сверхдержав» - СССР и США, поскольку каждая из них стремилась укрепить свой лагерь за счет привлечения народов периферии.

Процесс деколонизации условно разделяют на три этапа (три волны). Первый этап продолжался с 1945 до середины 50-х годов ХХ века. На протяжении этого этапа освободившихся от колониальной зависимости страны Азии. Первыми провозгласили независимость страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

В условиях распада колониальной системы, начавшийся государства-метрополии вели по-разному. Англия проводила более гибкую политику в колониальном вопросе. Поэтому она сумела избежать военной конфронтации со странами, освобождались. Даже больше - она сумела на длительное время сохранить контроль над своими бывшими колониями, образовав Британское Содружество наций.

Колониальная же политика Франции характеризовалась отсутствием гибкости. Французское правительство стремился к восстановлению довоенного порядка вещей, не останавливаясь при этом перед использованием силовых мер, откровенного диктата. Такие действия привели к конфронтации со своими бывшими колониями. В результате Франция была вовлечь в колониальные войны. Так, в 1946-1954 гг она вела колониальную войну в Индокитае. Эта война завершилась поражением Франции.

Второй этап деколонизации продолжался с середины 50-х годов до середины 60-х годов ХХ века. В эти годы происходила деколонизация Северной и Тропической Африки. От колониальной зависимости освободились 34 страны. Завершается распад английских, французских и бельгийских колониальных империй. 1960 г., в течение которого независимость получили 17 африканских государств, вошел в историю как «год Африки».

Третий этап продолжался с 1975 г. по 1990 г. и характеризовался завершением деколонизации Южной Африки. Главным событием этого этапа стал распад старейшей португальской колониальной империи. Ее «живучесть» объяснялась тем, что Португалия, которая не имела собственных экономических возможностей для освоения природных ресурсов своих колоний, допустила туда иностранный капитал. Как итог - португальский колониальная империя превратилась в «коллективную колонию» Запада. Западные страны были заинтересованы в сохранении португальского колониального режима в Африке. Но в 1974 г. в Португалии произошла демократическая революция, которая покончила с бывшим авторитарным режимом. Португальский колониальная империя была свергнута, а на политической карте мира появились новые государства (Ангола, Мозамбик и др..). В 1990 г. независимость получила последняя колония в Африке - Намибия. Это событие завершает глобальный процесс ликвидации колониализма.

Главный итог деколонизации - возникновение около 100 независимых государств на бывшей колониальной периферии. Новые государства стали важным фактором мировой политики. Народы освободившихся стран, получили возможность выбора путей развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей.

Особенности развития стран Востока в 40-90-е гг

Перед молодыми освободившимися странами, появились серьезные задачи: укрепление их политической независимости, завоевания экономической самостоятельности, проведения социальных преобразований и развитие культуры. По вопросам о пути, методы и сроки решения этих задач во многих развивающихся государствах, развернулось острое противоборство между различными политическими силами.

Многие страны, освободившиеся и в которых буржуазные отношения укоренились глубоко и прочно, пошли по странам Запада и выбрали путь капиталистического развития (Индия, Пакистан, Южная Корея, Нигерия и др.).. В этих странах сделали ставку на параллельное существование различных форм собственности, развитие рыночных отношений, политический и идеологический плюрализм, укрепления всесторонних связей с передовыми капиталистическими странами. Особенность развития капитализма в странах Азии и особенно Африки заключается в неразвитости частного сектора, слабости крупного и среднего капитала. Поэтому нередко большую активность в сфере экономики проявляла государство: она создавала ключевые отрасли и предприятия в рамках госсектора, регулировала и направляла в нужное русло развитие частного сектора, способствовала национальному предпринимательству в его борьбе с иностранным капиталом и т.д..

Ряд стран Азии и Африки выбрали некапиталистический путь развития (или «социалистическую ориентацию»). Как правило, для этих стран была присуща наличие значительного (порой господствующего) государственного сектора, централизованное регулирование экономики, проведения аграрных преобразований, в результате которых возникал сильный кооперативный сектор, откровенно авторитарный характер политических структур, существенное ограничение гражданских свобод, ориентация на Советский Союз и другие социалистические страны. Идея некапиталистического пути была особенно популярна в 6070-е годы. В 80-е годы почти все развивающиеся страны этим путем, оказались в глубоком экономическом и политическом кризисе. По мере нарастания кризисных явлений в Советском Союзе и после его распада многие страны «социалистической ориентации» (Ангола, Мозамбик, Сомали, Эфиопия и др.). Изменили свой курс и вступили на путь экономической и политической либерализации.

Трудности экономического развития молодых государств

Большинство независимых государств вследствие социально-экономической и культурной отсталости находятся в тяжелом положении. Для подавляющей части африканских стран, например, характерна тенденция к снижению темпов экономического развития в последние десятилетия. Проблема отсталости этих стран увеличивается в связи с повышением темпов роста их населения. Поскольку рост производства не успевает за приростом населения, то доход на душу населения падает. К началу XXI века экономическая отсталость стала главной проблемой африканских стран.

Экономическая ситуация в отдельных странах Азии и Африки ухудшается стремлением существующих там режимов к обогащению за счет собственных народов. В Африке, например, политика «африканизации» органов власти и управления, осуществляют все независимые страны, дает неоднозначные результаты. С одной стороны, она имеет очевидные положительные последствия, поскольку все руководящие посты в политике и экономике переходят в руки африканцев. Но с другой стороны, эта политика открыла путь к быстрому обогащению нечестных людей. Расцвели взяточничество, казнокрадство, семейственность.

Важной экономической проблемой, которая встает перед многими молодыми государствами, есть сложившаяся в колониальный период и трудно преодолим своеобразная экспортная специализация этих стран (хлопок, цитрусовые, кофе и т.д.). Подобный одностороннее развитие сузил их экономические возможности, поставил в прямую зависимость от меняющейся ситуации на мировых рынках, от изменений мировых цен.

Острой проблемой для большинства государств Азии и Африки была и остается огромная внешняя задолженность.

В ряде регионов Востока быстрый прирост населения («демографический взрыв») вызвал аграрное перенаселение. В некоторых районах это привело к настоящей катастрофе. Примером тому является зона Африки к северу от Сахары, где из-за нарушения экологического равновесия (вырубка лесов, вспашка всех пригодных земель, истощение источников питьевой воды и т.д.) с 70-х годов возникла постоянная угроза голода.

Высокие темпы прироста населения, характерные для большинства стран Азии и Африки, усложняют решение проблемы преодоления отсталости. Огромное безработицы - следствие быстрого роста населения - влечет сохранение низкой зарплаты и замедляет технический прогресс. Низкий уровень экономики многих государств привел к резкому снижению государственных ассигнований на образование, здравоохранение, профессиональную подготовку. А это, в свою очередь, надолго законсервировало существующие проблемы.

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя -- Португалии -- рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья -- соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения.

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки -- Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964--1985).

Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

Новая социальная структура современного общества

Социальная структура общества - это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства.


Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жили в условиях феодального или родоплеменного строя. Результаты их покорения промышленными странами были крайне неоднозначны.
Особенно разрушительным был колониализм, использовавший при эксплуатации колоний методы докапиталистической эпохи. Они включили ограбление колоний, вывоз в метрополии золота, серебра, памятников культуры, создание системы работорговли, от которой особенно пострадало население Экваториальной Африки в XVI-XIX веках.
Причины подъема антиколониальных движений. Метрополии конца XIX - начала XX века, заинтересованные в расширении внешних рынков, использовании ресурсов колоний, в том числе и дешевой рабочей силы, пытались создать систему упорядоченного управления своими владениями. Колониальная администрация, как правило, старалась опереться на поддержку местной знати (особенно это было свойственно Великобритании в Индии), сохраняя ее власть и привилегии. Ограничивалась лишь возможность разжигания феодальных усобиц, проведения самостоятельной внешней и военной политики. Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (так, в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, образ жизни народов колониальных стран претерпевал изменения.
Натиск европейских товаров разорил многих местных ремесленников. Крестьянство, оказавшееся вынужденным платить налоги не только местным князьям, но и колониальным властям, разорялось, лишалось земли. Это разрушало
систему общинного земледелия и натурального хозяйства, то есть уклады крайне консервативные, косные, не менявшиеся столетиями, несовместимые с любым развитием. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий. Это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло распад традиционных укладов.
Такое же влияние оказывала политика индустриальных государств на зависимые от них страны, ставшие объектом торгово-экономической экспансии. Так, Китай еще в XIX веке, потерпев поражение в войне с Великобританией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли пять крупнейших портов, принять обязательство установления низких таможенных пошлин (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать сеттльменты - поселения со своей администрацией, войсками и полицией. Английские подданные получили право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Великобританией подробных уступок, ставших типичными для зависимых стран, добились от Китая Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории.
Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла «в аренду» Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894-1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически - сферой влияния Японии. США в 1899 г. выступили с доктриной «открытых дверей» в Китае. Согласно этой доктрине, вызвавшей возражения только у России, ни одной из великих держав не следует иметь больших экономических льгот, чем другие. Это также предполагало, что любые Дополнительные уступки Китая одной из них сопровождались уступками остальным державам.
Сопротивление господству индустриальных держав над странами, оказавшимися в положении колоний и полуколоний, не прекращалось с момента возникновения колониальной системы. Оно стало важнейшей чертой исторического развития XX века.
Страны Азии в начале XX века. В XIX - XX веках не редкостью был подъем массовых антиколониальных движений. Общей их чертой стала нацеленность на восстановление традиционного жизненного уклада, изгнание иностранцев. Например, во время так называемого «боксерского» восстания в Китае в 1900 г. (другое название - восстание ихэтуаней, «желтых повязок»), инициаторами которого были крестьяне и городская беднота, восставшие разрушали железные дороги, линии связи, убивали иностранцев и китайцев, носивших иностранную одежду.
Ни одно из антиколониальных выступлений под традицио-налистскими лозунгами не закончилось успехом. Слишком велико было военно-техническое превосходство колонизаторов. Кроме того, идея возврата к порядкам доколониальных времен была близка лишь беднейшим, необразованным слоям населения, религиозным лидерам, которых раздражала деятельность христианских миссионеров. Местная феодальная знать раскололась на сторонников и противников новых порядков.
В колониях и зависимых странах существовала влиятельная прослойка правящей элиты, чиновничества, представителей торгово-промышленного капитала, сотрудничавшей с капиталом и властями метрополий. В этой прослойке, которую называли «компрадорской» (продажной), так же как и в других слоях населения, существовало стремление к освобождению. В то же время насильственные методы борьбы за освобождение рассматривались ею как вредные и бессмысленные. Образованной части населения было понятно, что в ответ на восстания войска колонизаторов и их местных союзников разорят обширные территории, а одержав победу, ужесточат режим управления, что ослабит шансы на освобождение.
Местные чиновники, предприниматели, сотрудничающие с колонизаторами, старались избежать насильственные методы борьбы за освобождение. Альтернативой им выступал курс на постепенное, поэтапное ослабление власти метрополий мирными средствами. Этот курс предполагал проведение реформ, овладение индустриальным производством в сотрудничестве с капиталом метрополий.
По сути дела, сама идея перемен, развития была для большинства народов Азии продуктом европейского завоевания. Метрополии не ставили себе цели содействия развитию экономки колоний и зависимых стран. Тем не менее, определен-ые предпосылки будущей модернизации ими были созданы. В колониальных странах сложился новый слой правящей элиты, получившей образование в развитых странах и стремящейся к модернизации своих обществ. Для доставки товаров, вывоза сырья и продукции плантаций, а также в военно-стратегических целях в большинстве колоний была создана сеть железных дорог, получили развитие отдельные отрасли горнодобывающей промышленности, плантационное хозяйство ориентировалось на внешние рынки. Народы колоний получили доступ, хотя и ограниченный, к достижениям европейской медицины. В годы первой, а особенно второй мировой войны во многих заморских владениях, слаборазвитых странах возникли предприятия по ремонту и сборке военной техники, увеличилось производство электроэнергии.
Показательно, что в XX веке наименее развитыми оказались те страны Азии, которым удалось отстоять свою независимость, или те владения, где власть колонизаторов была чисто номинальной, ограниченной. Так, Афганистан, неоднократно подвергавшийся английским нашествиям с территории Британской Индии и сохранивший свою независимость, и к концу XX века остается одним из немногих государств мира без железных дорог, с родоплеменной структурой общества, преобладанием натурального хозяйства, охваченным религиозной и межплеменной войнами.
Стремление к ускоренному развитию, к тому, чтобы догнать державы, пережившие промышленный переворот, создать современную индустрию, военную технику, проявлялось во многих колониальных и зависимых странах. Однако добиться быстрых результатов на этом пути удалось лишь Японии. Источником ее успехов стал компромисс между сторонниками традиционализма и модернизации. Первые поняли, что сохранить традиционный облик японского общества, самобытность его культуры невозможно без модернизации, изучения и освоения европейской и американской науки и техники, создания европейского типа системы образования. Были найдены такие формы осуществления процесса модернизации, которые лишь при крайней необходимости меняли Привычные формы жизни и быта основной массы населения, сложилась самобытная и неповторимая японская культура начала XX века, сочетавшая многие черты, присущие феодальному обществу (особая роль императора и знати, патерналистские отношения нанимателей и наемных работников), с высокоразвитой индустрией.
Другие колониальные и зависимые страны также пытались вступить на путь модернизации. Однако интересы ее осуществления вступали в противоречие со стихийным традиционализмом масс, разделявшимся многими религиозными лидерами, а также выходцами из среды клановой и феодальной знати. Модернизацию можно было осуществить лишь с привлечением иностранного капитала и технологий. Она предполагала развитие по капиталистическому пути, требовала эффективной центральной государственной власти, способной проводить реформы, поддерживать промышленность. Все это трудно совмещалось с популярными в массах идеями уравнительного распределения земли или общинного землепользования, стремлениями военно-феодальной, бюрократической элиты к укреплению своей власти.
В большинстве стран Азии сближение приверженцев традиционализма и сторонников развития по европейскому пути оказывалось возможным лишь на непродолжительное время. В Китае недовольство маньчжурской династией, идущей на постоянные уступки иностранным державам, ничего не предпринимавшей для модернизации страны, было повсеместным. В 1911-1912 гг. в результате революции Китай был провозглашен республикой. Однако приверженцы свершившей революцию партии гоминдан в 1913 г. были изгнаны из парламента, лидер гоминдана Сунь Ятсен эмигрировал. Со смертью в 1916 г. генерала Юань Шикая, узурпировавшего президентскую власть, Китай стал ареной противоборства феодально-милитаристских клик, контролировавших власть в провинциях.
В Турции в 1908 г. так называемая младотурецкая революция, возглавленная военными, стремившимися к модернизации, привела к крушению абсолютизма и замене его конституционной монархией. Был создан парламент, большинство в котором завоевали сторонники модернизации. Но итоги их правления оказались ограниченными. Расширилось железнодорожное строительство с участием германского капитала, была проведена модернизация армии с привлечением германских офицеров.
В начале XX века в странах Востока, за исключением Японии, формировались лишь предпосылки модернизации. В Китае и Турции сложились отдельные очаги индустриального производства. Доля рабочего класса, наемных работников, занятых в промышленности, строительстве и транспорте, не превышала 1% самодеятельного населения.
Особенности развития стран Латинской Америки. Более серьезные предпосылки модернизации существовали в странах Латинской Америки. Колониальная зависимость от Испании и Португалии была ликвидирована там еще в начале XIX века. После войны за независимость (1816), освободилась Аргентина, в 1821 г. - Мексика, в 1824 г. - Перу, независимость в 1822 г. получила и Бразилия, хотя до 1889 г. она оставалась монархией под властью сына, а затем внука короля Португалии.
В 1823 г. США приняли «Доктрину Монро», провозглашавшую недопустимость вмешательства европейских держав в дела американских государств. Благодаря этому опасность повторного колониального завоевания Латинской Америки исчезла. США, располагавшие обширной и еще не полностью освоенной территорией, ограничились аннексией части территории Мексики и установлением контроля над зоной Панамского канала, которая ранее принадлежала Колумбии.
К началу XX века, благодаря притоку капиталов из США, отчасти из Англии, во многих латиноамериканских странах была создана развитая сеть железных дорог. Только на Кубе ее протяженность оказалась большей, чем во всем Китае. Быстро росла добыча нефти в Мексике и Венесуэле. Горнодобывающая промышленность развивалась в Чили, Перу и Боливии, хотя в целом преобладала аграрная ориентация экономики.
Характерной чертой Латинской Америки было существование крупных помещичьих хозяйств - латифундий, производивших для рынков развитых стран кофе, сахар, каучук, кожи и т.д. Местная промышленность была развита слабо, основные потребности в промышленных товарах удовлетворялись за счет их ввоза из индустриальных стран. Тем не менее, в начале XX века в ряде латиноамериканских государств (Аргентине, Чили) уже получило развитие профсоюзное движение, сложились политические партии.
Традиционализм в Латинской Америке носил специфический характер. Историческая память о традициях в государствах доколумбовой цивилизации, уничтоженных европейскими колонизаторами еще в XVI веке, сохранялась лишь в отдельных труднодоступных районах. Большую часть населения составляли исповедующие католическую религию потомки детей от смешанных браков коренного населения, индейцев, переселенцев из стран Европы, рабов, вывезенных из Африки (метисы, мулаты, креолы). Лишь в Аргентине численно преобладали выходцы из стран Европы.
Устойчивой традицией, сложившейся со времени войн за независимость, была особая роль армии в политической жизни. Существование диктаторских режимов, опиравшихся на армию, отвечало интересам прежде всего помещиков-латифундистов. Они сталкивались с протестом работников плантаций против низкой оплаты труда и тяжелых его условий, использования латифундистами внеэкономических, феодальных методов принуждения к труду.
Плантаторы и военные чаще всего проявляли незаинтересованность в каких-либо переменах. Неудовлетворенность аграрно-сырьевой ориентацией латиноамериканских стран на мировом рынке проявляла в первую очередь укрепляющая позиции национальная торговая и промышленная буржуазия.
Символом грядущих перемен в Латинской Америке стала мексиканская революция 1910-1917 гг., в которой войну безземельного крестьянства против латифундистов поддержала буржуазия с ее стремлением к утверждению демократии. Несмотря на военное вмешательство США в события в Мексике, итогом революции стало принятие компромиссной демократической конституции 1917 г., установившей в Мексике республиканский строй. Он сохранялся, в отличие от других латиноамериканских стран, неизменным на протяжении всего XX века.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из ноты правительства США правительству Великобритании по поводу политики «открытых дверей» в Китае, 22 сентября 1899г.:
«Искреннее желание моего правительства заключается в том, чтобы интересам его граждан в пределах соответствующих сфер интересов в Китае не было причинено ущерба исключительными мерами любой из контролирующих держав. Мое правительство надеется сохранить в них открытый рынок для торговли всего мира,
устранить опасные источники международного раздражения и тем самым ускорить объединенные действия держав в Пекине, чтобы провести административные реформы, столь настоятельно необходимые для усиления императорского правительства и сохранения целостности Китая, в чем, по его мнению, весь западный мир одинаково заинтересован. Оно полагает, что достижение этого результата может быть в значительной степени продвинуто и обеспечено декларациями различных держав, претендующих на сферы интересов в Китае lt;...gt; следующего по существу содержания:
1) что она не будет никоим образом затрагивать прав договорных портов или узаконенных интересов в пределах так называемой сферы интересов или арендованной территории, которые она может иметь в Китае;
2) что действующий китайский договорный тариф будет одинаково применяться во всех портах, находящихся в пределах упомянутой сферы интересов (за исключением свободных портов), ко всем товарам, независимо от национальной принадлежности. Что взимаемые таким образом пошлины должны взыскиваться китайским правительством;
3) что в портах, находящихся в пределах этой сферы, она будет взимать не более высокие портовые сборы с судов иной национальности, чем с судов своей собственной, и что на железных дорогах, построенных, контролируемых или эксплуатируемых в пределах ее сферы, не будут установлены более высокие тарифные ставки на товары, принадлежащие подданным или гражданам других национальностей, чем те, которые взимаются на подобные же товары, принадлежащие собственным гражданам данной державы и перевозимые на равные расстояния».
Из революционной листовки ихэтуаней во время восстания в Северном Китае (1900).:
«Иностранные дьяволы явились со своим учением, и число обращенных в христианство, римско-католиков и протестантов с каждым днем все увеличивается. Эти церкви не имеют родственных связей с нашим учением, но, благодаря своей хитрости, они привлекли на свою сторону всех алчных и корыстолюбивых и в необычайных размерах совершали притеснения, пока всякий честный чиновник не был подкуплен и не сделался их рабом в надежде на иностранное богатство. Так-то были основаны телеграфы и железные дороги, стали фабриковаться иностранные ружья и пушки, и различные мастерские служили усладой для их испорченной натуры. Иностранные дьяволы находят превосходными локомотивы, воздушные шары и электрические лампы\ Хотя они и ездят на носилках, не соответствующих их рангу, все же Китай считает их варварами, которых Бог осуждает и посылает на землю духов и гениев для их истребления».
Из заключительного протокола между Китаем и иностранными державами в связи с подавлением восстания ихэтуаней, 7 сентября 1901 г.:
«Статья 5. Китай согласился запретить ввоз в свои владения оружия и боевых припасов, а равно и материала, предназначенного исключительно для производства оружия и боевых припасов. Императорским указом от 25 августа 1901 г. было постановлено запретить такой ввоз в течение двух лет. Новые указы могут быть изданы впоследствии, чтобы продолжить этот срок через каждые два года, в случае если державы найдут это необходимым. Статья 6. Императорским указом от 22 мая 1901 г. его величество император Китая обязался уплатить державам вознаграждение в четыреста пятьдесят миллионов хайгуанских лан (таэлей) lt;...gt; Эта сумма будет приносить 4% годовых, а капитал будет уплачен Китаем в 39 лет lt;...gt;
Статья 7. Китайское правительство согласилось считать квартал, занимаемый миссиями, специально предназначенным для их пользования и поставленным под охрану их собственной полиции;
в этом квартале китайцы не будут иметь права селиться lt;...gt; Статья 8. Китайское правительство согласилось срыть форты в Та-ку, а равно те, кои могут помешать свободному сообщению между Пекином и морем. Во исполнение сего были приняты меры. Статья 10. Китайское правительство взяло на себя напечатание и обнародование в течение двух лет во всех городах провинций следующих императорских указов:
а) указ от 1 февраля 1901 года, запрещающий под страхом смертной казни принадлежать к антиевропейской партии;
б) указы от 13 и 21 февраля, 29 апреля и 19 августа 1901 года, содержащие перечень наказаний, к которым присуждены виновные lt;...gt;
д) указ от 1 февраля 1901 года, коим объявляется, что все генерал-губернаторы, губернаторы и провинциальные или местные должностные лица отвечают за порядок в их округах и что в случае новых антиеевропейских беспорядков или других нарушений трактатов, которые не будут немедленно подавлены и за которые виновные не понесли наказания, эти должностные лица будут немедленно отставлены без права занять новые должности и получать новые почести».
Из работы Д. Неру «Взгляд на всемирную историю». 1981. Т. 1. С.472,475,476:
«Одной из целей, к которой последовательно стремилась английская политика в Индии, было создание имущего класса, который, будучи креатурой англичан, зависел бы от них и служил бы им опорой в Индии. Англичане поэтому укрепили позиции феодальных князей и создали класс крупных заминдаров и талукдаров и даже поощряли социальный консерватизм под предлогом невмешательства в дела религий. Все эти имущие классы были сами заинтересованы в эксплуатации страны и вообще могли существовать только благодаря такой эксплуатации lt;...gt; В Индии постепенно сложился средний класс, накопивший некоторый капитал, чтобы вложить его в дело lt;...gt; Единственным классом, чей голос был слышен, являлся новый средний класс; детище, родившееся фактически от связи с Англией, начинало ее критиковать. Этот класс рос, и вместе с ним росло национальное движение».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Объясните, как вы понимаете термин «традиционализм».
2. Охарактеризуйте изменения, происшедшие в колониях и зависимых странах в результате создания колониальных империй.
3. Существует утверждение, что колониализм принес странам Азии и Африки больше позитивных изменений, чем негативных. Обдумайте и обоснуйте свою точку зрения на данное утверждение.
4. Приведите примеры массовых антиколониальных выступлений: что было общей их чертой, что их отличало по целям, направленности, средствам борьбы?
5. Раскройте на примерах истории Японии, Китая, Индии и других стран особенности и последствия попыток модернизации в колониальных и зависимых странах. Объясните свое понимание слов «стихийный традиционализм масс «.
6. Назовите характерные черты модернизации стран Латинской Америки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пути развития народов Азии, Африки и Латинской Америки Д.з. §6

Проверка знаний. 1.1. Какая страна Азии первой встала на путь модернизации в конце XIX в.? 1.2. Какая страна до середины XIX в. сохраняла мировое экономическое лидерство?

Понятие «Восток» - азиатско-африканский мир. К концу XIX в. большинство стран Европы или прошли, или находились на этапе модернизации. Азия – кроме Японии – нет. Восток был насильственно включен в систему мирового капиталистического хозяйства. В этих странах к концу XIX в. накопилось множество проблем, большая часть которых была создана господством европейцев. Конец XIX - начало ХХ в. – это время усиления антиколониального движения. В каждой стране оно принимало свои, неповторимые черты. В начале XX в. Китай находился в состоянии глубочайшего политического кризиса. Кризис был вызван не только внутренними причинами, но и неравноправными договорами с иностранными державами, ущемляющими независимость Поднебесной. Неудавшиеся реформы 1898 г. подтолкнули народное восстание ихэтуаней (1898-1901).

В 1904 г. началась русско-японская война. Китай объявил о своем нейтралитете, но японские и российские войска воевали на полях Маньчжурии, опустошая местность, выселяя китайцев из зоны военных действий. Эти события заставили императрицу Цыси объявить о проведении реформ. Реформы 1904-1910 гг. получили название «новой политики». Одной из главных целей «новой политики» являлось продолжение реформирования армии. В итоге возникла современная профессиональная армия по германскому образцу с хорошей выучкой и дисциплиной. Военные стали новой политической силой в китайском обществе. Хотя многие указы и назывались «конституционными», они, в первую очередь, должны были укрепить абсолютную власть монархов. Не были решены ни проблемы национального предпринимательства, ни земельный вопрос. Проведение реформ было прервано в 1908 г. В конце 1908 г. умирает императрица Цыси. В 1910 г. Китаю нанесен еще один удар: Япония захватила Корею. Корея всегда была в сфере интересов китайских правителей. Потеря Кореи – национальный позор для правящей династии. Обстановка в стране требовала или коренных преобразований или насильственной смены режима, т.е. революции. Китай выбрал второе. 1911-1913 гг. – Китайская революция

Итогом революции было свержение маньчжурской династии и установление республики. Но основные задачи революции оказались неразрешенными. Сохранились феодальный гнет и засилье иностранных колонизаторов. Хотя установление республики было важным прогрессивным событием в истории китайского народа, принципиальных изменений не произошло. У власти остались те же социальные силы, которые господствовали при цинской монархии. Революция 1911-1913 гг. окончилась поражением. С середины XIX в. Индия становится сферой приложения английского капитала. Первым крупным объектом английских капиталовложений в Индии были железные дороги. Железнодорожная сеть связывала основные опорные пункты англичан в Индии. Вторым важнейшим объектом английских капиталовложений было ирригационное строительство. Ирригационные сооружения строились в тех районах, где выращивались экспортные культуры – хлопок и пшеница. Используя водный налог, англичане получали громадные прибыли. Оросительные сооружения и железные дороги являлись собственностью метрополии.

В 70-80-е годы XIX в. в Индии начинается движение по возрождению древних индийских этических и духовных ценностей на основе синтеза культур Востока и Запада. В декабре 1885 г. в Бомбее состоялся учредительный съезд Индийского национального конгресса (ИНК). Руководство ИНК развернуло бурную политическую деятельность в Индии, добиваясь конституционных уступок. Индийская оппозиция требовала права ввести своих представителей в состав нижней палаты британского парламента и добиваться через этот представительный орган для Индии статуса, близкого к статусу британского доминиона. В ИНК передовым было либерально умеренное крыло, которое определило следующие цели: защита национальной промышленности; снижение налогов; создание системы банковского кредита; расширение самоуправления и выборного представительства. Левое крыло в ИНК возглавлял Б. Тилак (1856-1920). От лояльной оппозиции английскому колониальному режиму перешла в 40-х гг. ХХ в. к активной борьбе за национальную независимость, за права индийских патриотов. Всеиндийская мусульманская лига - политическая партия, призывавшая к разделу Британской Индии и выделению из её состава мусульманского государства. Мусульманская лига была основана в 1906 году в Лакхнау для защиты в Индии прав мусульманского меньшинства от диктата индуистского большинств

Латинская Америка в начале ХХ в. Начало XIX в. – период национально-освободительных войн против Испании. К началу ХХ в. все страны Латинской Америки формально были независимы. Однако еще в 1823 г. США провозгласили доктрину Монро – «Америка – для американцев!» С этого времени Латинская Америка становится объектом экспансии капитала США. В этих странах США принадлежали промышленные предприятия, железные дороги, банки. Особенности развития Латинской Америки: - господство капитала США в основных отраслях экономики; -существование латифундий в с/х; -слабое развитие местной промышленности; -слабость местной торгово-промышленной буржуазии; -большое влияние на жизнь общества армии и церкви;


Что касается крупнейших стран Азии, таких как Индия, Китай и Япония, то их руководство в своих высказываниях по поводу происходящего тогда на Ближнем Востоке хотя и отличалось друг от друга, тем не менее в целом не вышло за рамки сбалансированного подхода.
Так, министерство иностранных дел Индии выразило озабоченность и сожаление в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке, а также призвало участников этих событий - Государство Израиль, организацию «Хезболлах» и палестинцев, причем не только руководство Палестинской автономии, но и такие организации, как «Исламский джихад» и «Движение исламского сопротивления - ХАМАС», прекратить насилие и начать переговоры. С другой стороны, со всей очевидностью прозвучало также утверждение о том, что для Государства Израиль характерно «непропорциональное и избыточное использование силы» в отношении его противников, что получило осуждение,
как, впрочем, и действия организации «Хезболлах», связанные с похищением нескольких военнослужащих Армии обороны Израиля.
Министр иностранных дел КНР Ли Цзаокхинг призвал обе стороны проявить по отношению друг к другу сдержанность, чтобы избежать дальнейшего ухудшения ситуации, а также выразил свое серьезное беспокойство по поводу происходящего на Ближнем Востоке. При этом гибель гражданина КНР, являвшегося наблюдателем ООН в Южном Ливане, вызвала рост критики со стороны КНР в адрес Израиля: КНР выдвинула в адрес Израиля требования принести извинения, а также немедленно прекратить бомбардировку мест, где располагаются сотрудники Организации Объединенных Наций. Одновременно с этим КНР направил в Совет Безопасности ООН просьбу осудить действия Израиля в Ливане, которая, однако, натолкнулась на сопротивление со стороны США.
Премьер-министр Японии Д. Коидзуми подчеркнул: «Я понимаю гнев Израиля, но надеюсь, что Вы не будете действовать по принципу «око за око», имея в виду важность мира в регионе».
Среди стран Африки внимания заслуживает позиция ЮАР, руководство которой и, в частности, министр иностранных дел А. Пахад заявили следующее: «ЮАР сильно озабочена тем, что на Ближнем Востоке растет насилие, которое может привести к настоящей катастрофе и крупномасштабной войне в регионе».
Наконец, тревога по поводу происходящего на Ближнем Востоке была зафиксирована и в высказываниях, сделанных представителями руководства стран Латинской Америки.
Так, например, пресс-релизы, выпущенные министерствами иностранных дел крупнейших стран Латиноамериканского региона - Мексики, Бразилии и Аргентины - содержали в себе абсолютное осуждение действий Государства Израиль, результатом которых стали многочисленные жертвы среди мирного населения. Вместе с тем, призывая к установлению перемирия, а после этого к началу диалога, Мексика, Бразилия и Аргентина считали необходимым освобождение захваченных ранее военнослужащих Армии обороны Израиля.
Отличалась тогда от этого лишь позиция руководства Венесуэлы во главе с президентом У. Чавесом. Последний, подтверждая свои ярко выраженные антиимпериалистические взгляды, а также негативное отношение к США, распространил подобное отношение и на Государство Израиль. При этом У. Чавес, а также другие представители руководства Венесуэлы (например, министр иностранных дел А. Родригес) не ограничились тем, что лишь осудили действия Израиля. 3 августа 2006 г. У. Чавес объявил о том, что посол Венесуэлы в Государстве Израиль покинул свою резиденцию и был отозван на родину. августа 2006 г. У. Чавес заявил, что не исключает возможность того, что в знак протеста против происходящего на Ближнем Востоке дипломатические отношения между Венесуэлой и Государством Израиль будут разорваны.

В дальнейшем действия Государства Израиль и вовсе были квалифицированы как «агрессия» и даже «геноцид». Красноречивым оказалось интервью У. Чавеса арабскому телеканалу новостей «Аль-Джазира», в котором он, воспользовавшись ситуацией, нанес очередной «удар» по оказывающим поддержку Государству Израиль США. В частности, У. Чавес сравнил США с подобием «Дракулы, постоянно ищущим кровь, в качестве которой для Вашингтона выступает нефть».
***
Действия Государства Израиля практически повсеместно в странах Азии, Африки и Латинской Америки вызвали протест со стороны самых широких слоев населения. Так, например, серия демонстраций протеста против действий Государства Израиль в Ливане прошла в странах Латинской Америки - Мексике, Бразилии и Аргентине.
Исключение составляла разве что Индия, где 11 июля 2006 г. был совершен крупный теракт, повлекший за собой многочисленные жертвы, и действия Государства Израиль расценивались в контексте борьбы с международным терроризмом. В результате, во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки роль Государства Израиль в мире получила преимущественно отрицательную оценку, как, впрочем, критике подверглись также и действия США в условиях эскалации арабо-израильского конфликта в 2006 г.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме