Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Право военнослужащих на обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов военного управления. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий Порядок обращения в суд военнослужащих

109. Военнослужащий, обнаруживший хищение или порчу военного имущества, незаконное расходование денежных средств, злоупотребления в снабжении войск, недостатки в содержании вооружения и военной техники или другие факты нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному начальнику, а также может направить письменное предложение по устранению этих

недостатков или заявление старшему начальнику до министра обороны Российской Федерации включительно, в органы военной юстиции и другие органы государственной власти и управления. Военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

110. Каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший жалобу, не освобождается от выполнения приказов и своих служебных обязанностей.

111. Военнослужащий, подавший жалобу, имеет право:

Лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;

Знакомиться с материалами проверки по жалобе;

Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим жалобу;

Требовать возмещения ущерба в установленном законом порядке.

112. Жалобу запрещается подавать на боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

113. Запрещается препятствовать подаче жалобы военнослужащими и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе.

Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

114. На опросе военнослужащих жалоба может быть заявлена устно или подана письменно непосредственно лицу, производящему опрос.

Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут подавать жалобы в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

115. Предложение (заявление, жалоба) может быть изложено устно или подано в письменном виде. В последнем случае оно должно быть подписано военнослужащим с указанием фамилии, имени и отчества, а также должно содержать данные о месте его жительства или службы (учебы). Предложение (заявление, жалоба), не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

116. Командир (начальник) должен чутко и внимательно относиться к поступившим предложениям, заявлениям и жалобам. Он несет личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Командир (начальник) обязан рассмотреть полученное предложение (заявление, жалобу) в трехдневный срок и, если предложение (заявление, жалоба) будет признано правильным, немедленно принять меры для

выполнения предложения или к удовлетворению просьбы подавшего заявление (жалобу); принимать меры по выявлению и устранению причин, вызывающих обоснованные жалобы военнослужащих и других граждан, полнее использовать содержащуюся в них информацию для изучения положения дел в подразделениях.

Если командир (начальник), получивший предложение (заявление, жалобу), не имеет достаточных прав для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего заявление (жалобу), не позднее чем в пятидневный срок он направляет предложение (заявление, жалобу) по команде в установленном порядке.

117. В случаях когда предложение (заявление, жалоба) военнослужащего не содержит необходимых сведений для решения о том, куда следует направить предложение (заявление, жалобу) для рассмотрения, или когда требуются дополнительные данные или иное оформление для передачи его по команде или в соответствующее учреждение (военное образовательное учреждение профессионального образования), предложение (заявление, жалоба) немедленно возвращается военнослужащему, подавшему его, с соответствующими разъяснениями.

Запрещается пересылать заявления и жалобы на рассмотрение тех лиц, действия которых обжалуются.

О направлении предложения (заявления, жалобы) в другое учреждение (штаб, управление) обязательно уведомляется военнослужащий, подавший предложение (заявление, жалобу).

118. Предложения, заявления и жалобы считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в предложении (заявлении, жалобе), доводится до сведения военнослужащего, подавшего его, со ссылкой на закон или воинские уставы и с указанием мотивов отказа, а также с разъяснением порядка обжалования принятого решения.

119. Решения по предложениям, заявлениям и жалобам военнослужащих принимаются:

В воинских частях - безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления;

В управлениях округов, групп войск, флотов и в Министерстве обороны Российской Федерации - в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда для разрешения предложения (заявления, жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения предложения (заявления, жалобы) могут быть в порядке исключения продлены командиром воинской части, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему предложение (заявление, жалобу).

120. При рассмотрении предложения (заявления, жалобы) не допускается разглашение командиром (начальником) или другим лицом, принимающим участие в его рассмотрении, сведений о личной жизни военнослужащего без его согласия.

121. Командиры воинских частей и соединений обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по

рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и принятию решений по предложениям, заявлениям и жалобам, для чего назначается комиссия. О результатах проверки составляется акт.

122. Все предложения, заявления и жалобы в день их поступления заносятся в книгу предложений, заявлений и жалоб (приложение 4), которая ведется и хранится в каждой воинской части.

Жалобы, заявляемые на опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.

123. В книге предложений, заявлений и жалоб делается запись решения, которое последовало по каждому предложению (заявлению, жалобе).

Книга предложений, заявлений и жалоб представляется для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию.

Книга предложений, заявлений и жалоб должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.

УСТАВ ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок подачи и разрешения предложений, заявлений и жалоб

106. Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а также направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).

Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.

107. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам). Они несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.

Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу), выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении (предложении, заявлении или жалобе) информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).

108. Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.

Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.

109. Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), имеет право:

Представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложению, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жалобы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (предложения, заявления или жалобы).

110. Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.

111. Запрещается препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

112. На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявление или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.

Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

113. Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.

Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.

При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.

114. Если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции должностного лица воинской части, то должностное лицо, получившее обращение (предложение, заявление или жалобу), не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляет его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов, и уведомляет об этом военнослужащего, направившего обращение (предложение, заявление или жалобу).

Запрещается пересылать обращение (предложение, заявление или жалобу) на рассмотрение тех органов или должностных лиц, действия которых обжалуются. В таких случаях обращение возвращается военнослужащему с разъяснением ему прав на обжалование соответствующих решений или действий (бездействия) в суд в установленном порядке.

115. Обращение (предложение, заявление или жалоба) считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

116. Все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации.

В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу).

117. При рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений, касающихся частной жизни военнослужащего, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении (предложении, заявлении или жалобе), направление этого обращения (предложения, заявления или жалобы) в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в нем вопросов.

118. Командиры воинских частей обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению обращений (предложений, заявлений или жалоб). Для проведения такой проверки приказом соответствующего командира (начальника) создается комиссия. По результатам работы комиссии составляется аналитическая справка, которая хранится совместно с материалами по организации работы с обращениями (предложениями, заявлениями или жалобами) в делах воинской части.

119. Обращения (предложения, заявления или жалобы), поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток регистрируются в Книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части (приложение № 4) и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части и (или) соответствующему должностному лицу.

При личном приеме содержание устного обращения (предложения, заявления или жалобы) заносится в карточку личного приема (приложение № 5), а письменное обращение (предложение, заявление или жалоба) регистрируется в установленном порядке.

Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и карточки личного приема ведутся и хранятся в штабе воинской части (органе военного управления).

120. Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и карточки личного приема представляются для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части - ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) - по их требованию.

Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.

Дисциплинарный устав ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

149. Обращения военнослужащих являются важным средством осуществления защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Виды обращений:

1) предложение – рекомендация лица по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) заявление (рапорт) – ходатайство (просьба) лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатков в работе субъектов, рассматривающих обращения, должностных лиц, либо критика их деятельности;

3) жалоба – требование лица о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов, об устранении неправомерных действий или бездействия должностных лиц, а также отмене незаконных решений субъектов;

4) отклик – выражение лицом своего отношения к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также к событиям и явлениям общественного характера;

5) запрос – просьба лица о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера.

Анонимное обращение – обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствует подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя. Анонимное обращение, а также обращение, в котором не изложена суть вопроса, не подлежат рассмотрению. Анонимное обращение, в котором содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы, в соответствии с их компетенцией.

150. Каждый военнослужащий в целях защиты своих прав и законных интересов, а также защиты прав и законных интересов других граждан и организаций, общества или государства вправе обращаться лично или уполномочивать другое лицо на обращение к командирам (начальникам) и другим должностным лицам, в органы государственного и военного управления, правоохранительные органы, суд.

151. Обращения могут быть письменными, устными либо в форме электронного документа. Письменное обращение подписывается заявителем. Обращение в форме электронного документа должно быть заверено цифровой подписью.

В обращении военнослужащего указывается его фамилия, имя, почтовый адрес и дата.

При подаче жалобы указываются должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.

Заявителю, непосредственно обратившемуся письменно к командиру (начальнику) или в органы военного управления, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.

152. Военнослужащий, подавший обращение, имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы в подтверждение своего обращения, либо просить об их истребовании;

2) изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

3) ознакомиться с материалами, связанными с рассмотрением его обращения, участвовать в рассмотрении обращения, если это не нарушает права, свободы других лиц;

4) получить мотивированный ответ о принятом решении письменно или в устной форме при обращении заявителя устно;

5) требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушений установленного порядка рассмотрения обращений;

6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц либо решение, принятое по обращению;

7) обращаться с ходатайством о прекращении рассмотрения обращения.

153. Военнослужащим обращение в виде жалобы запрещается подавать на боевой службе, боевом дежурстве, при нахождении в строю (за исключением жалоб, подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом суточном наряде и на занятиях.

154. Запрещается препятствовать подаче обращений военнослужащими в виде жалобы и подвергать их за это наказанию, преследованию либо ущемлению их прав по службе.

Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

155. На опросе военнослужащих обращение в виде жалобы может быть заявлено устно или подано письменно непосредственно лицу, производящему опрос.

Военнослужащие, отсутствовавшие по какой-либо причине на опросе, могут обращаться в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.

156. Все органы военного управления и командиры (начальники) имеют право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке необходимую для рассмотрения обращений информацию;

2) обращаться в суд о взыскании расходов, понесенных в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

157. Органы военного управления икомандиры (начальники) обязаны:

1) принимать и рассматривать обращения военнослужащих, физических и юридических лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством;

2) принимать законные и обоснованные решения;

3) обеспечить контроль за исполнением принятых решений;

4) сообщать военнослужащим и другим лицам о принятых решениях;

5) пресекать преследования военнослужащих, членов их семей в связи с подачей обращения;

6) не направлять жалобы органам военного управления, командирам (начальникам) и другим должностным лицам, действия которых обжалуются;

7) исключать случаи возложения проверок на лиц, в отношении которых имеются основания полагать, что они не заинтересованы в объективном решении вопроса;

8) не допускать действий во вред лицу, подавшему обращение, или в интересах которого оно было подано;

9) не разглашать сведения о личной жизни военнослужащих без их согласия или сведения, составляющие государственные секреты либо иную охраняемую законом тайну, не допускать установления данных о военнослужащих, не относящихся к обращению;

10) анализировать и обобщать обращения, содержащиеся в них критические замечания, изучать общественное мнение в целях совершенствования работы и устранения причин, порождающих жалобы;

11) систематически проверять состояние работы по рассмотрению обращений;

12) предоставлять информацию в вышестоящий орган военного управления о количестве поступивших, рассмотренных обращений и результатах их рассмотрения.

158. Командир (начальник) несет личную ответственность за своевременное рассмотрение поступивших обращений и принятие по ним мер.

Обращение рассматривается в течение пятнадцати календарных дней, а в случае, когда для его рассмотрения требуется получение дополнительной информации, либо проверка с выездом на место – в течение тридцати календарных дней со дня поступления должностному лицу.

В исключительных случаях, если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней, при этом срок рассмотрения обращения продлевается командиром воинской части (начальником).

159. Обращения, поступившие в органы военного управления, командиру (начальнику) или другому должностному лицу, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее трех рабочих дней направляются соответствующим органам с сообщением об этом заявителю.

160. Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или на языке обращения со ссылкой на законодательство, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.

161. Жалоба на действия (бездействие) командиров (начальников) и других должностных лиц, а также на решения органов военного управления подается вышестоящему должностному лицу или органу военного управления в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда лицу, подавшему жалобу, стало известно о совершении действия либо о принятии решения соответствующим органом военного управления или должностным лицом.

При несогласии заявителя с принятым решением заявление может быть подано в суд.

162. Обращение военнослужащего считается разрешенным, когда рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы обратившемуся военнослужащему.

Отказ в удовлетворении обращений военнослужащих доводится до сведения обратившегося со ссылкой на законодательство или общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

163. Командиры воинских частей обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению поступивших обращений и принятию решений по ним, для чего в приказе на новый учебный период назначается комиссия. По итогам проверки составляется акт.

164. Делопроизводство по обращениям военнослужащих и других физических лиц, а также делопроизводство по обращениям юридических лиц ведутся отдельно от других видов делопроизводства в порядке, установленном законодательством.

165. Ответственность за организацию работы с обращениями военнослужащих и иных граждан, состояние делопроизводства несут командир воинской части, начальник штаба и заместитель по воспитательной и социально-правовой работе. Обязанности должностных лиц, ответственных за состояние работы по рассмотрению обращений военнослужащих и иных граждан, определяются приказом командира воинской части.

166. Обращения, поступающие командирам подразделений, подлежат передаче в штаб воинской части для учета и рассмотрения установленным порядком. Все обращения военнослужащих в день их поступления заносятся в книгу регистрации обращений (приложение 5), которая ведется и хранится в штабе каждой воинской части. Отказ в приеме обращения запрещается.

167. Командир воинской части и его заместители обязаны проводить личный прием военнослужащих, членов их семей и иных граждан, а также представителей организаций не реже одного раза в месяц, согласно графику приема, утвержденному командиром части.

Прием должен проводиться в установленные и доведенные до сведения военнослужащих, членов их семей и иных граждан дни и часы по месту службы.

Если обращение не может быть разрешено должностным лицом во время приема, оно излагается в письменной форме и с ним ведется работа как с письменным обращением.

168. Должностным лицам запрещается передавать обращения, поступившие от имени военнослужащего и иного гражданина, привлеченного к дисциплинарной ответственности, на рассмотрение тому командиру (начальнику), действия которого обжалуются.

____________________


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органахисполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральнойпротивопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Исходя из указанной нормы Закона, все военнослужащие Российской Федерации являются государственными служащими. Также, все решения (действия или бездействия), принимаемые командирами (начальниками) в пределах их полномочий в отношении своих подчинённых,приравниваются к решениям, принимаемым должностными лицами государственных органов. Действующее законодательство закрепляет право военнослужащего на обжалование таких решений для защиты их прав и интересов.

Обжалование решений в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации , каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данного конституционного принципа, все решения любого государственного органа либо должностного лица данного органа нашего государства, а также решения должностных лиц военных организаций (далее – воинская часть), могут быть обжалованы в судебном порядке.

Порядок обжалования таких решений регламентирован Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). Полностью раскрывать содержание данного кодекса мы не станем, в этом нет необходимости. Мы расскажем нашим читателям только некоторые, на наш взглядсущественные особенности, которые помогут военнослужащим реализовать право на судебную защиту своих законных интересов.

В какой суд обращаться?

Дела данной категории, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» подсудны военным судам. Такие дела называются «административными», они возбуждаются судом на основании административного искового заявления. Сторонами по такому делу будут являться: «административный истец» - лицо, подавшее в суд административное исковое заявление и «административный ответчик» - должностное лицо, чьи действие (решение) или бездействие обжалуется. Если Вы не согласны с решением комиссии (например, жилищной комиссии воинской части), то в данном случае, административными ответчиками будут являться председатель жилищной комиссии и командир воинской части, утвердивший данное решение (протокол). Также в деле могут участвовать иные «заинтересованные лица», то есть физические или юридические лица, чьи интересы могут быть затронуты в рассматриваемом деле. Если предметом спора является увольнение военнослужащего с военной службы либо выселение его (и (или) членов его семьи из жилого помещения, то в обязательном порядке в рассмотрении дела должен участвовать военный прокурор.

Административное исковое заявление может быть подано в гарнизонный военный суд по месту нахождения воинской части, решение должностного лица которой обжалуется либо по месту жительства административного истца. Согласно части 3 статьи 24 КАС РФ , право выбора подсудности (то есть определить, в суд какого гарнизона из указанных вариантов обратиться) принадлежит административному истцу.

Срок обращения в суд

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ , если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Данная статья кодекса так же содержит и основания для признания уважительными причин пропуска срока на обращение в суд. Однако, мы крайне не рекомендуем пропускать данный срок, чтобы не создавать лишних трудностей, так как суд может отказать в восстановлении срока на обращение в суд, если придёт к выводу о том, что срок пропущен не по уважительным причинам.

Что считать днём, когда военнослужащему стало известно о нарушении их прав и интересов? Например, военнослужащий обжалует приказ командира воинской части о применении к нему дисциплинарного взыскания. В данном случае, военнослужащему не следует ждать, когда его под роспись ознакомят с данным приказом, чтобы начать истечение сроков давности. Можем с уверенность сказать, что суд будет считать таким днём тот день, когда военнослужащему было сообщено о том, что в отношении него применено соответствующее взыскание.

Военнослужащему об этом может быть сообщено перед строем, устно в прямой беседе или по телефону любым должностным лицом воинской части, телеграммой. Это абсолютно не важно, как и в какой форме об этом стало известно военнослужащему. Если представитель воинской части в ходе судебного заседания сможет доказать (например, свидетельскими показаниями), что приказ доводился военнослужащему в любой из указанных форм, суд, как правило, будет считать, что приказ был доведён.

Поэтому, если военнослужащему в любом виде стало известно об издании такого приказа (о другом факте, который, по его мнению, нарушает его права и интересы), то с этого момента следует исчислять указанный срок на обращение в суд. Незнание закона не освобождает от ответственности.

Оплата государственной пошлины

Оплата государственной пошлины является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением. В соответствии с абзацем 2 пункта 7 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ , размер государственной пошлины для обращения в суд физических лиц по указанной категории спора, по состоянию на 17 марта 2017 г., составляет триста рублей. Данная сумма со временем (в случае издания соответствующего нормативного правового акта) может изменяться. Государственная пошлина, подлежит возмещению с проигранной стороны, конечно если данное требование было заявлено в суде.

Это означает, что с указанной категории военнослужащего не могут быть взысканы судебные расходы с пользу другой стороны по делу, в том числе и государственная пошлина. Однако,наличие данной льготы необходимо подтвердить документально (представить в суд копию и оригинал соответствующего удостоверения либо его нотариально заверенную копию) и заявить об этом на судебном заседании.

Пользоваться ли услугами представителя (юриста) в суде?

Для некоторых, обращение в суд и участие в судебном заседании может сравниться с государственным экзаменом в учебном заведении или иным серьёзным событием. Для кого – то, это не вызовет серьёзных волнений и затруднений. В Интернете можно найти множество образцов заявлений в суд, в том числе и административных исковых заявлений, составить которые также не составит труда. Однако, у нас на этот счёт есть свое мнение. Судебное разбирательство в суде первой инстанции, это очень серьёзное мероприятие, требующее тщательной подготовки, в том числе доказательственной базы.

На судебном заседании даже одна не осторожная фраза, высказанная каким – либо из участников процесса, может тут же обратиться против него, предрешив исход всего спора. Если административный истец, да впрочем, как и любой другой участник процесса, не имеет достаточного уровня правовых знаний для защиты своих интересов в суде, то мы считаем, что лучше всего воспользоваться услугами представителя.

Выбор представителя, это отдельная актуальная тема.Представителем может быть любой гражданин, имеющий высшее юридическое образование. Им может быть адвокат, предприниматель, осуществляющий соответствующую деятельность в области права или другое физическое лицо, имеющее соответствующее образование. Разница в том, что если Вы заплатите кому – либо из них деньги за предоставление соответствующих услуг, то адвокат и предприниматель смогут выдать Вам платёжные документы, подтверждающие получение денежных средств и на основании которых, в случае победы в суде, Вы сможете возместить данные судебные расходы, то оплата услуг простому гражданину, более чем вероятно, останется без возмещения.

Как выбрать представителя? Конечно, в данном вопросе хорошо помогут рекомендации и хорошие отзывы, но есть, на наш взгляд, некоторые важные советы. Прежде всего, рекомендуем заключить письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть прописаны весь перечень оказываемых услуг и их стоимость. Рекомендуем так же прописать в договоре, что представитель получает всю сумму гонорара лишь в случае вынесения судом решения в Вашу пользу, а лучше, при его (решения) вступлении в законную силу).В случае проигрышаадминистративногодела желательно предусмотреть возмещение (компенсацию) представителю лишь определённого процента от общей суммы гонорара. Конечно, мало кто из представителей на это согласится (хотя нам известны такие юристы), но мы, во всяком случае, считаем, что это будет правильным и справедливым.Нам известны случаи, когда некоторые представители взымали со своих доверителей денежные суммы около пяти тысяч рублей за участие в каждом судебном заседании (а их может быть большое количество) по одному административному делу, не зависимо от его исхода.

Такие действия мы считает простым «выкачиванием денег из граждан». Не поленитесь обсудить перспективу дела с разными юристами, так как есть и такие, которые будут Вас уверять в том, что дело выигрышное, заведомо зная об отсутствии перспективы. Также, в Интернете, Вы можете найти рекомендации Адвокатской палаты России по стоимости представительских услуг в судах. Это поможет Вам сориентироваться в стоимости предоставляемых Вам услуг. Также считаем необходимым сразу требовать за каждый заплаченный рубль соответствующую квитанцию.

Как вести себя в суде?

Если все же Вы решили защищать свои интересы в суде самостоятельно, то дадим несколько рекомендаций, хотя перед началом каждого заседания председательствующий по делу судья доводит всех участников процесса правила помещения.

Если судья заходит в зал или выходит из него, необходимо вставать. Да впрочем, всегда, когда стоит судья, Вы тоже должны стоять (если судья не определит иной порядок). Обращаться к судье следует «Ваша Честь». Разговаривать с судьёй необходимо также только стоя, как, по нашему мнению и с другими участниками дела (из вежливости). Говорить и задавать вопросы другим лицам можно только с разрешения судьи. Нельзя допускать никаких споров, эмоциональности и криков, никого не перебивайте. Вспомните поведение в школе… .

Как доказать свою правоту?

Доказательствами по делу могут быть любые документы, видео- и фотосъёмка, свидетельские показания. Постарайтесь подготовить себе доказательственную базу заблаговременно, до подачи административного искового заявления в суд.

Постарайтесь представить в суд первой инстанции все доказательства, которые у Вас есть. Если имеются свидетели, то следует заявить ходатайство об их допросе, желательно обеспечив их явку в суд либо попросив об этом суд в виде ходатайства.Подать данное ходатайство лучше вместе с иском. Если не сделать все перечисленное в суде первой инстанции, то сделать это в последующих инстанциях будет практически невозможно. Так что, все факты и доказательства,которые у Вас имеются, необходимо представлять именно в суд первой инстанции.

Что делать, если административное дело проиграно?

Чаще всего, вынесенное судом решение по результатам рассмотрения дела не заинтересует какую – либо из сторон. Как его обжаловать? Решение суда первой инстанции, а чаще всего им является гарнизонный военный суд, обжалуется в судебную коллегию по административным делам окружного военного суда в течение тридцати дней. Обжалуется решение путём подачи апелляционной жалобы. Следует отметить, что если рассмотрение дела окончилось вынесением определения, то оно обжалуется путём подачи частной жалобы, срок подачи которой составляет пятнадцать дней со дня его вынесения.

В суде апелляционной инстанции жалоба рассматривается также в ходе судебного заседания.

Кроме апелляционной инстанции, есть и другие: Президиум окружного военного суда, Судебная коллегия по военным делам Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Обжалование решений в органы военной прокуратуры.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 27 Федеральногозакона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, любое решение должностного лица воинской части может быть обжаловано в военную прокуратуру гарнизона, по месту нахождения воинской части, либо в военную прокуратуруокруга (флота, войск), либо в Главную военную прокуратуру. Можно направлять жалобы в любой из указанных органов либо одновременно во все, закон этого не запрещает. Что касается сроков на обращение в органы военной прокуратуры, то закон также не предусматривает сроков давности для этого.

Письменное обращение военнослужащего, как и другого гражданина, будет рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» . Согласно статье 12 Закона, письменное обращениерассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в государственном органе. В исключительных случаях, руководитель государственного органа вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

По результатам проверки военный прокурор вправе вынести в адрес воинской части представление об устранении нарушений закона либо протест, если права военнослужащего были нарушены приказом командира воинской части. При получении указанных актов прокурорского реагирования командир воинской части обязан назначить проведение административного расследования (иными словами – служебного разбирательства). По результатам административного расследования командир должен выполнить требования, указанные в представлении или протесте, если признает их обоснованными; либо вправе отказать в их удовлетворении, если в ходе административного расследования факты, указанные в актах прокурорского реагирования, не найдут своего подтверждения. Во втором варианте, военный прокурор может обратиться в военный суд о признании таких действий командира не законными. Причём известны случаи, когда суд отказывал военному прокурору в удовлетворении заявления, признавая тем самым действия командира по неудовлетворению конкретного акта прокурорского реагирования законными.

Исходя из этого, считаем важным отметить, что если военнослужащий решил обжаловать решение должностного лица воинской части в военную прокуратуру, то если он не получив удовлетворения своей жалобы в последующем решит обжаловать это же решение в суде, пропустив при этом трёхмесячный срок на обращение в суд, то маловероятно, что суд признает причину пропуска данного срока уважительной. Поэтому, если военнослужащий все обратился за восстановлением своих законных интересов в военную прокуратуру, то рекомендуем делать это с таким расчётом, чтобы ответ на его обращение поступил ему до истечения срока на обращение в суд, чтобы успеть реализовать свое право на обращение в суд.

Обжалование решение в вышестоящий орган военного управления.

Согласно статье 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации , единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

Согласно статьей 44 УВС ВСРФ , командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованиям Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий.

Таким образом, любой приказ командира (начальника) может быть обжалован вышестоящему прямому начальнику.

При таком порядке обжалования, рекомендуется направлять жалобы «по команде», то есть следующему командиру, не пропуская не одного из них.В вышестоящий орган военного управления можно направить жалобу (не только на приказ, но и на действия (бездействия), которая будет рассмотрена в том же порядке и сроки, что и жалоба в военную прокуратуру. В данном случае, следует также обратить внимание на соблюдение сроков, в случае последующего обращения в суд.

По мнению многих юристов, наиболее эффективным способ защиты нарушенных прав и интересов является обращение в суд, так как вступившее в законную силу решение суда подлежит обязательному исполнению всеми физическими и юридическими лицами, а за его не исполнение лицо (в том числе и должностное) может быть привлечено к ответственности, в том числе и к уголовной (при наличии признаков состава преступления).

Жалоба военнослужащего с нашей помощью - это просто. В процессе прохождения воинской службы у военнослужащего, при нарушении его прав есть возможность писать обращения в различные инстанции, вплоть до президента. Рассмотрим основной порядок. Вы всегда можете обратиться к нашему военному юристу, для которого стоит на первом месте.

Куда подается жалоба военнослужащего, если права нарушаются?

Законодательство позволяет военнослужащему обращаться в те или иные государственные органы, включая прокуратуру. Чаще всего жалоба военнослужащего отправляется в военную прокуратуру, которая должна оперативно среагировать на озвученные правонарушения и принять меры по их устранению.

Закон дает понять, что человек, находящийся на службе - не один, у него есть масса инструментов, и если права будут нарушены, он может воспользоваться любым из них. Официальная жалоба военнослужащего в прокуратуру составляется лично заявителем (либо его представителем). Причины для обращения в эту инстанцию разные, начиная от случаев хищения, вопросов , проблемы денежное довольствие военнослужащих, заканчивая дедовщиной (одна из самых частых причин).

Еще один вид обращения - это жалоба военнослужащего на дисциплинарное взыскание. Обращение может быть отправлено должностным лицам воинской части, в их обязанность входит рассмотрение заявления. Если изложенные в нем факты подтверждаются, они должны принять меры.

Часто подается жалоба военнослужащего президенту, многие пользуются такой возможностью, чтобы решить свой вопрос в максимально короткие сроки и на самом высшем уровне. Каков порядок подачи жалобы военнослужащим? Обращение подается в форме рапорта.

ПОЛЕЗНО : смотрите также видео по теме составления жалобы и узнаете больше, пишите свой вопрос в комментариях ролика и не забывайтесь подписаться на канал YouTube, чтобы получать советы адвоката

От прокуратуры, до военного суда по вопросу защита прав военнослужащих:

Жалоба аргументируется, в нее включаются доказательства. Прежде чем отправлять этот документ, убедитесь, что вы столкнулись с правонарушением. Можно обратиться к нашему юристу, жалоба в военную прокуратуру, составленная правовым специалистом, будет оформлена по всем правилам. Все обращения, которые пишут военнослужащие, фиксируются в специальном журнале.

По уставу заявления не рассматриваются теми лицами, в отношении которых подается жалоба, это одна из мер, позволяющая защитить солдата от мести со стороны начальства.

Как отправляется жалоба на военную часть? Порядок тот же, у солдата, который имеет желание отстоять свои права, есть возможность писать обращения туда, куда он пожелает нужным (с учетом законодательства), и никто не должен ему препятствовать, ущемляя и провоцируя. Командир, который препятствует подаче обращения, может быть наказан. Часто отправляется жалоба в военный суд, для ее составления также стоит обратиться к юристу, чтобы проконсультироваться и определить порядок действий.

При нарушениях в процессе лечения подается жалоба на госпиталь, в ней излагаются аргументы, доказывающие вашу позицию. Существует много разных инструментов, доступных солдатам, и если их права нарушаются, они должны прибегать к ним. У каждого военнослужащего должна быть уверенность в том, что его права защищены. Обращение может быть подано командиру части, в этом случае он должен рассмотреть его и принять меры, чтобы выявить и устранить причины, приведшие к жалобе.

ВНИМАНИЕ : смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.

Как поможет наш военный юрист?

Наш военный юрист не раз решал такие вопросы, как:

  1. расчет жилья военнослужащим;
  2. инвалиды вследствие военной травмы;
  3. восстановление на военной службе;
  4. получение жилищной субсидии военнослужащим;
  5. иные вопросы по защите военнослужащих.

Мы проконсультируем вас, поможем составить жалобу или рапорт, будем представлять ваши интересы на всей процедуре обжалования от подачи до получения решения.

Читайте еще про вопрос военному юристу:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме