Для отсутствующего должника применимы следующие стадии банкротства. Как происходит процедура банкротства, если должник признан отсутствующим
Введение
Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих, ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей.
Закон "О несостоятельности (банкротстве)", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики.
В действующем законодательстве о несостоятельности имеется такая упрощенная процедура, как банкротство отсутствующего должника. Наличие данной процедуры в законодательстве объясняется большим количеством должников, которые соответствуют всем признакам отсутствующего должника, установленным действующим законом. Важно, что в этом случае интересы кредиторов учитываются.
Целью работы является анализ теоретических и нормативных положений, регламентирующих банкротство отсутствующего должника, выявление имеющихся трудностей их правоприменения, определение эффективности действующего законодательства. Для достижения этой цели требуется разрешение следующих задач: провести правовой анализ норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве); раскрыть понятие отсутствующего должника; рассмотреть признаки и критерии несостоятельности (банкротства) отсутствующего должника как должника особой категории; выявить особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом.
Понятие и признаки отсутствующего должника
Как известно, для юридического лица банкротство наступает, когда оно не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Основанием для признания гражданина банкротом служит его неспособность исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Эти положения не применяются при подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности, а также при ее отсутствии.
Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.
Отсутствующий должник - юридическое лицо - организация, которая фактически прекратила свою деятельность (не осуществляются текущие платежи в течение длительного времени), и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным. Указанные два признака отсутствующего должника - юридического лица непосредственно взаимосвязаны.
Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой.
Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев. По существу, отсутствующие должники - это уже недействующие лица, которые еще находятся в списке Единого государственного реестра юридических лиц. В этом случае все чаще завершается ликвидацией юридического лица. Это позволяет сделать правильные изменения в списке Единого государственного реестра юридических лиц. То есть избавиться от уже итак не существующих по каким-то причинам хозяйствующих субъектов.
К признакам отсутствующего должника относится следующее:
Фактически прекращена предпринимательская или иная деятельность.
У предприятия отсутствует руководитель, или его местонахождение установить не предоставляется возможным.
Все имущество предприятия заранее является недостаточным для покрытия тех расходов, которые связаны с ведением дела.
Начиная со дня подачи заявления о банкротстве и в течение последующих 12 месяцев по банковским счетам должника не проводились никакие банковские операции.
Наличие других признаков, которые могут свидетельствовать об отсутствии предпринимательской или другой деятельности должника.
банкротство должник суд
К упрощенным процедурам, применяемым в деле о банкротстве и регламентируемым гл. XI ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», относятся:
- 1. банкротство ликвидируемого должника;
- 2. банкротство отсутствующего должника.
Банкротство отсутствующего должника
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности в случаях:
- 1. если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным,
- 2. если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве,
- 3. если в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника,
- 4. при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством РФ.
В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.
Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном ст. 71 Федерального закона.
Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется.
Конкурсный управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.
По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 Федерального закона.
Банкротство отсутствующего должника - это упрощенная процедура банкротства, которая применяется, если гражданин-должник или руководитель организации-должника, фактически прекратившей деятельность, отсутствует либо определить его место нахождения невозможно (п. 1 ст. 227 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). То есть данная процедура применяется как к организациям, так и к физическим лицам, включая ИП (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).
Процедура банкротства отсутствующего должника также может быть применена к юридическому лицу, если место нахождения ее руководителя известно, в ситуации, когда:
- имущества организации-должника недостаточно, чтобы покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не было операций по счетам должника;
- имеют место иные признаки того, что должник деятельность не ведет (ст. 230 Закона N 127-ФЗ).
Напомним, что организация считается фактически прекратившей свою деятельность и подлежащей исключению из ЕГРЮЛ, если она в течение последних 12 месяцев (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ , п. 1 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):
- не представляла отчетность по налогам и сборам;
- не проводила операции ни по одному из своих банковских счетов (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100).
Подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом может или уполномоченный орган. При этом сумма задолженности значения не имеет. А если признаки отсутствующего должника были обнаружены в ходе наблюдения (реструктуризации долгов гражданина), то подать заявление о переходе к упрощенной процедуре должен арбитражный управляющий (п. 1,3 ст. 227 Закона N 127-ФЗ).
На основании одного из указанных заявлений арбитражный суд в течение месяца выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо о реализации имущества гражданина. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, а также реструктуризация долгов физического лица при такой упрощенной процедуре банкротства не применяются (п. 1 ст. 228 Закона N 127-ФЗ). Вместе с тем возможно заключение мирового соглашения.
Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника
При банкротстве отсутствующего должника неизбежно встает вопрос о финансировании этой упрощенной процедуры. Потому что хотя должник и отсутствует, погасить судебные расходы кто-то должен.
По общему правилу если в ходе банкротства имущества должника оказывается недостаточно, то расходы по делу ложатся на плечи заявителя (п. 1,3 ст. 59 Закона N 127-ФЗ). Поэтому уполномоченный орган (к примеру, налоговый орган) может подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, только если есть вероятность обнаружения у него имущества, за счет которого можно будет возместить расходы по делу о банкротстве. Более того, уполномоченный орган должен предоставить тому доказательства и приложить их к заявлению в суд (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).
Также, прежде чем подавать заявление, налоговый орган должен оценить вероятность того, что в результате банкротства должника удастся погасить его задолженность по обязательным платежам. А иначе и в суд идти незачем (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67). Если шансов на взыскание долгов нет, то ИФНС может просто исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Если же с заявлением в суд обращается конкурсный кредитор, то он же будет и финансировать расходы по делу о банкротстве либо третье лицо, допустим, другой кредитор (
Страница 15 из 15
Банкротство отсутствующего должника
В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, в соответствии с нормами § 2 главы XI Закона о банкротстве в отношении указанных отсутствующих должниковприменяется упрощенная процедура банкротства.
Отсутствующий должник - гражданин - физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.
Отсутствующий должник - юридическое лицо – организация, фактически прекратившая свою деятельность, и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.
В соответствие с п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признаний отсутствующего должника банкротом может быть подано в арбитражный суд кредитором либо уполномоченным органом (например, налоговой инспекцией). Указанное заявление принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности.
Правило, допускающее подачу уполномоченным органом заявления о признании отсутствующего должника банкротом только при наличии достаточных финансовых средств, что должно подтверждаться, например, строками соответствующих бюджетов, является новеллой законодательства о несостоятельности. Кредитор может подать заявление о банкротстве и в тех случаях, когда у должника не хватает средств на финансирование процедур банкротства.
Согласно п. 2 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются коллегиальным составом судей, если иное не предусмотрено федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). В ст. 228 Закона о банкротстве устанавливается новое пра вило рассмотрения дел о банкротстве отсутствующего должника в арбитражном суде. Дела о банкротстве отсутствующих должников в соответствии с п. 4 ст. 228 Закона о банкротстве рассматриваются судьей арбитражного суда единолично.В соответствии с п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. (По общему правилу закрепленному в ст. 51 Закона о банкротстве дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом).
При вынесении решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (при этом вполне могут возникнуть проблемы, связанные с оплатой его деятельности, если средства у должника отсутствуют).
Существенная особенность банкротства отсутствующего должника – неприменение на основании п. 1 ст. 228 Закона о банкротстве к отсутствующему должнику реабилитационных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.
В соответствии с п. 61 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 29 в случаях установления в судебном заседании по проверке обоснованности требований конкурсного кредитора к должнику признаков отсутствующего должника арбитражным судом по письменному ходатайству конкурсного кредитора или с его письменного согласия применяется процедура банкротства отсутствующего должника в порядке, предусмотренном § 2 главы XI Закона о банкротстве. При наличии такого ходатайства или согласия конкурсного кредитора судья назначает заседание по рассмотрению вопроса о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 228 Закона о банкротстве). В отсутствие ходатайства конкурсного кредитора или его согласия судья выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу применительно к п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве) производство по делу подлежит прекращению.
Конкурсный управляющий в рамках выполнения своих обязанностей осуществляет опубликование сведений о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также письменно уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника.
Статья 228 Закона о банкротстве не устанавливает последствия опоздания кредитора с заявлением требований, вследствие чего, очевидно, надлежит применять общие положения Закона о банкротстве.
Кредиторы отсутствующего должника в месячный срок со дня получения уведомления вправе предъявить свои требования конкурсному управляющему.
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве, при этом покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.
Как отмечалось выше, § 2 главы XI Закона о банкротстве применяется к двум категориям должников .
1. Собственно отсутствующим должникам (о них говорилось выше).
2. Не являющимися отсутствующими должниками в смысле п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве но, во-первых, имеющих слишком мало имущества (настолько, что оно не позволяет покрыть судебные расходы); во-вторых, прекративших деятельность (как предпринимательскую, так и иную). О прекращении деятельности мы будем делать вывод, исходя из любых признаков, в частности, из того, что в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о банкротстве не проводились операции по банковским счетам должника.
Статья 230 Закона о банкротстве устанавливает случаи применения положений о банкротстве отсутствующего должника, содержащихся в ст.ст. 227-229 Закона о банкротстве.
Указанные положения применяются к юридическим лицам, не подпадающим под критерии отсутствующего должника, но в отношении которых существуют подтвержденные документально данные, свидетельствующие о следующем:
Объем имущества должника - юридического лица заведомо не позволяет покрывать судебные расходы по делу о банкротстве;
Отсутствуют операции по банковским счетам должника в течение последних 12 месяцев;
Существуют иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Сам должник, как следует из п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве, подать заявление о своем банкротстве не может ; уполномоченные органы имеют такую возможность только при наличии у должника средств, достаточных для финансирования процедур банкротства (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве). Кредиторы, очевидно, не имеют никакой заинтересованности в заявлении о признании банкротом должника, у которого отсутствуют значительные (либо даже минимальные) средства.
Такое регулирование приводит к невозможности осуществления ликвидации отсутствующих должников (обычная ликвидация невозможна, т.к. у них не хватает средств для полного удовлетворения кредиторов, а заявлять о банкротстве при отсутствии у кредиторов такого желания будет некому). Можно с большой степенью уверенности предположить, что среди множества нормально функционирующих хозяйствующих субъектов будут существовать юридические лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но и не ликвидированные (при этом у данных субъектов будут все реквизиты и регистрация в качестве юридического лица, что может быть использовано для различных злоупотреблений).
Во избежание указанной ситуации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 67 постановления от 15 декабря 2004 г. № 29 установил, что в силу ст. 230 Закона о банкротстве при наличии признаков, указанных в данной статье, по заявлению уполномоченного органа может быть принято решение о признании отсутствующего должника банкротом и в отсутствие у такого должника задолженности перед кредиторами или по обязательным платежам.
Индекс материала |
---|
Курс: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников – юридических лиц и граждан |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Ликвидируемый должник.
Упрощённые процедуры банкротства
Расторжение мирового соглашения.
Определение об утверждении мирового соглашения может быть пересмотрено арбитражным судом по жалобе лиц, участвующих в деле о банкротстве, или иных лиц, права и законные интересы которых нарушены при заключении мирового соглашения.
Кредиторы также вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в случае существенного нарушения должником условий мирового соглашения.
Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом по заявлению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем 25 % требований к должнику.
Последствия отмены определения об утверждении мирового соглашения или его расторжении:
возобновляется производство по делу о банкротстве;
вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение;
в соответствии с законодательством назначается арбитражный управляющий;
размер требований кредиторов определяется на основании реестра требований кредиторов по состоянию на дату утверждения мирового соглашения; требования кредиторов, удовлетворённые в ходе исполнения мирового соглашения, не учитываются;
условия мирового соглашения, предусматривающие рассрочку, отсрочку, скидку с долга, прекращаются.
Возможна ситуация, когда заявление о несостоятельности подаётся в отношении должника, который уже находится в стадии внесудебной ликвидации. Закон установил случай, при котором такое заявление должно быть направлено в суд ликвидационной комиссией (а если она ещё не назначена – руководителем, учредителем или собственником имущества предприятия): если стоимость имущества должника недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Особенности банкротства ликвидируемого должника:
1) не вводится наблюдение;
2) не применяется финансовое оздоровление и внешнее управление;
3) для предъявления кредиторами своих требований установлен сокращенный – один месяц – срок с момента публикации объявления о признании должника банкротом.
Организация признаётся отсутствующим должником при наличии одного из следующих условий:
организация фактически прекратила свою деятельность, а руководитель организации отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным;
имущество организации заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве;
если в течение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетам должника.
Особенности банкротства отсутствующего должника:
1) для подачи заявления о банкротстве отсутствующего должника нет нижней границы размера задолженности – заявление может быть подано кредитором независимо от суммы долга;
2) заявление о признании отсутствующего должника банкротом подаётся уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства;
3) наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются;
4) отсутствующий должник признаётся банкротом в месячный срок с момента принятия заявления к производству;
5) кредиторы должника могут предъявить свои требования в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного управляющего;
6) финансирование процедур банкротства отсутствующего должника определяется Правительством РФ.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие меры применяются к предприятиям-банкротам?
2. Какие реорганизационные процедуры применяются к предприятиям-банкротам?
3. Что такое досудебная санация? В каких ситуациях используется процедура санации? Опишите её особенность, схему и сроки проведения.
4. Как составляется исковое заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом?
5. Каковы цели, особенности, сроки и последствия введения процедуры наблюдения? Опишите схему её проведения.
6. С какого момента действует временный управляющий?
7. По чьей инициативе собирается собрание кредиторов? Кто является участниками первого собрания кредиторов?
8. С какой целью вводится процедура «внешнее управление»? Опишите её особенность, схему, сроки и последствия проведения.
9. Опишите этапы разработки плана внешнего управления предприятием-должником.
10. С какой целью вводится процедура «финансовое оздоровление»? Опишите её особенность, сроки и последствия проведения.
11. Опишите этапы разработки и реализации плана финансового оздоровления.
12. В каких случаях вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов?
13. Какие меры восстановления платёжеспособности предусматривает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»?
14. Процедура «конкурсное производство»: сущность и схема проведения. Каковы последствия введения на предприятии конкурсного производства?
15. Какие ликвидационные процедуры применяются к предприятиям-банкротам?
16. Что такое «конкурсная масса»? Каков порядок её формирования и как её оценить?
17. Что подлежит инвентаризации при конкурсном производстве?
18. В каком порядке заявляется долг кредитора в ходе конкурсного производства?
19. ?Что представляет собой «мораторий задолженности»? Как он осуществляется?
20. Опишите очерёдность выплат, в соответствии с которой арбитражный управляющий проводит расчёты с кредиторами на стадии ликвидации юридического лица.
21. В каких условиях и порядке заключается мировое соглашение с несостоятельным предприятием?
22. На каком этапе может быть заключено мировое соглашение? Каковы последствия его заключения?
23. Когда возможно добровольное банкротство?
24. В отношении каких предприятий предусмотрены особенности применения законодательства? Какие это особенности?
25. Опишите методику расчета ликвидационной стоимости активов предприятия по рыночной стоимости.
26. Как составить промежуточный и ликвидационный балансы предприятия?