Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы учета государственной собственности. Сергей еремин - современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью

Тема 5. Нематериальные объекты собственности

    Выделите, какие существуют виды нематериальных объектов собственности. Ответ проиллюстрируйте в виде схемы.

    Ниже приведена схема интеллектуальной собственности. Необходимо заполнить недостающие данные.

Нет, потому что "ноу-хау" – это объекты, информация о которых составляет коммерческую тайну.

    К какому типу ОИС относится изобретение?

    На основе имеющихся данных расставьте необходимые цифры правильного ответа, которые приведены в легенде, соответствующую ячейку.

    Что относится к НМА - объекты интеллектуальной собственности или права на их использование?

К НМА относятся права на использование ОИС.

    Можно ли внести в уставный капитал патент или программу для ЭВМ? Нет.

    А талант исполнителя, документированный дипломом конкурса? Нет.

    Что такое "роялти" и "паушальный платеж"?

Роялти – процентные ставки, выплачиваемые лицензиатом лицензиару через обусловленные договором промежутки времени.

Паушальный платеж – единовременное вознаграждение за право пользования предметом лицензированного соглашения.

Литература

    Гражданский Кодекс РФ. Ст. 138. Интеллектуальная собственность.

    Гражданский кодекс РФ. Ст. 139. Служебная и коммерческая тайна.

    Дозорцев В.. На рынке идей. Закон, 1993, № 2.

    Патентный закон Российской Федерации.

    Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

    Асфандиаров М., Ефимов А.Н. Программные продукты как интеллектуальная собственность. HARD&SOFT, 1996, №№ 3,4, 5, 9.. ГОСТ 2.102 - 68.

    Ефимов А.Н. Учебные программные продукты как объект интеллектуальной собственности. Информатика в образовании,1996.

    Шнейдман З. Учет новых видов имущества и операций. Бухгалтерский учет,

Тема 6. Управление преобразованием форм собственности и отношений собственности

      Назовите способы национализации.

    Принудительный: отчуждение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством страны.

    Добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц - собственников имущества

      Заполните следующую схему.

      Укажите основные направления демократизации государственной собственности. Дайте им характеристику.

Установление общественного контроля за эффективным и по назначению расходованием гос. средств и использованием государственного имущества;

Развитие процессов расщепления прав собственности на имущества государственных, а также на акции, паи или доли, принадлежащие государству;

Переход от прежней авторитарной системы управления государственными или находящимися под контролем государства коммерческими организациями к новой - демократической, предполагающей сотрудничество, а не противостояние между государством и представляющими его интересы высшими менеджерами, с одной стороны, и трудом - с другой.

Тема 7. Управление конфликтами в процессе трансформации собственности

    Заполните всю недостающую информацию на схеме

    Может ли быть правильным решение не погашать конфликт в зародыше?

Нет, т.к. конфликт может возрастать и привести к нежелательным последствиям.

    Возможно ли разрешение конфликта, если стороны следуют разным моделям поведения?

Возможно разрешение конфликта в случае, когда хотя бы одна из сторон игнорирует другую.

    На что следует ориентироваться в переговорах?

На терпение, здерженность, взаимоуступчивость и правельность.

    Если эффективность компании принять за 100%, сколько %, по Вашему, "стоит" социальное партнерство в рамках компании? 60%

Литература

    Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М., 1996.

    Джеим М., Джогвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.

    Дэна Д. Преодоление разногласий. С-П., 1994.

    Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1993.

    Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 1996.

    Корпоративное управление: владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. М., 1996.

    Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организаций. М., 1996.

    Семигин Т.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996.

    Скотт Дж.Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. С-П., 1993.

    Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода. М., 1996.

    Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М., 1996.

Тема 8. Кадровое обеспечение управления государственной собственностью

    Заполните в схему всю недостающую информацию

    В чем состоит работа по управлению профессиональным ростом кадров?

В повышении квалификации рабочего персонала.

    Определите общие цели управления профессиональным ростом кадров и частные цели для вашей организации.

Управление профессиональным ростом кадров направлен на снижение текучести кадров и повышение квалификации рабочего персонала. Данная работа ведется для снижения брака, освоения новых видов продукции способствующих повышению качества и удовлетворительности потребителя, что приведет к расширению рынка сбыта.

    В разные этапы системы управления профессиональным ростом управленческих кадров внесите необходимую информацию.

    Каким Вы себе представляете адаптивного менеджера или высококлассного специалиста для Вашей организации?

Уверенного, справедливого, активного и рассудительного

Литература

    Беклемешев Е.П. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. М., 1990.

    Грачев М.В. Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации. М., 1990.

    Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995,

    Смолкин А.М. Организационная перестройка на предприятии. М., 1991.

    Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

    Шекшил В.А. Управление персоналом современной организации, Учебно-практическое пособие. М, 1996.

    Указ Президента РФ от 7 февраля 1995 г. № 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих". Собрание законодательства РФ, 1995, № 7

Тестовые вопросы по курсу "Современные проблемы управления государственной собственностью"

          Общественная собственность включает в себя:

    собственность некоммерческих организаций;

    муниципальную;

    собственность общественных организаций;

    все выше перечисленные.

          Собственность АО является:

  1. смешанной;

    государственной;

    общенародной.

          Собственность это:

      отношение между людьми по поводу материальных объектов;

      отношение человека к материальному объекту;

      объекты присвоения какого либо физического или юридического лица;

      предмет подчинения материального или нематериального объекта человеку.

          Определение права собственности посредством основных отношений связанных с ними: владения, распоряжения, пользования впервые встречается в:

    в "Капитале" Маркса;

    в Римском праве;

    в первой конституции США.

          Государственное регулирование экономики осуществляется посредством:

    установления цен на продукцию промышленных предприятий;

    воздействия на валютные курсы;

    регулирования спроса на деньги;

    запрещение деятельности криминальных структур.

          Интегральный показатель эффективности управления пакетом акций определяется путем:

    вычисления NPV потока доходов, получаемых от владения пакетом;

    анализа динамики рыночной стоимости акции;

    расчет коэффициентов рентабельности деятельности компаний;

    исчисления показателя, характеризующего рост рыночной стоимости собственного капитала.

          Критерии эффективности управления государственной собственностью отличаются от показателя эффективности тем, что:

    имеет количественную оценку;

    в большинстве случаев не имеет количественной оценки;

    отражает целевую установку оценки;

    верны ответы b и с.

          Можно сказать, что государство выступает в роли венчурного инвестора, если:

    осуществляет финансирование новых направлений;

    осуществляет высоко рискованные финансовые вложения в ценные бумаги;

    формирует портфель активов с точки зрения максимизации дохода;

    верны ответы а и b.

          Преимущество облигации федерального займа (ОФЗ) заключается в том, что:

    не подвержены краткосрочным колебаниям рыночной конъюнктуры;

    возможная повышенная доходность по сравнению со средней текущей доходностью;

    гарантии правительства, привязанная к международному финансовому рынку доходность +1%;

    относительно высокие доходы в валюте.

          Недостаток облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ):

    налогообложение курсовой разницы от купли и последующей продажи, что снижает их привлекательность в глазах инвесторов;

    длительный срок обращения и низкая ликвидность;

    высокая стоимость для частных лиц и относительно низкая ликвидность, длительный срок хождения;

    доход устанавливается Минфином, и зависит, следовательно, политической конъюнктуры Они не предназначены для получения курсовой прибыли.

          С точки зрения удовлетворения каких инвестиционных критериев должно быть основано управление портфелем активов:

    анализ емкости рынка и анализ отраслевых тенденций;

    соотношение уровня риска и ставки доходности;

    исследование конкурентных преимуществ финансового продукта и определение чистой текущей стоимости капиталовложений;

    верны все варианты.

          Какой фактор не оказывает влияния на рыночную стоимость акции:

    величина дивидендов, выплачиваемых за год;

    размер платы за риск;

    изменение величины уставного капитала общества;

    темпы роста дивидендов.

          При каком количестве акций участие государства в АО сходит на нет?

  1. нет верного ответа.

          Различают типы объектов интеллектуальной собственности:

    объекты промышленной собственности;

    "ноу-хау";

    верны все варианты.

          Бюджетное финансирование направлено преимущественно:

    на покрытие внутренних долгов государства;

    на развитие инфраструктуры и стимулирование развития лизинга;

    на социальную поддержку населения;

    все ответы верны.

          Какие внутренние задачи требуется решить государству для поддержания конкурентной среды:

    поддержать концентрацию капитала в стране;

    уничтожить имеющиеся монополии;

    обеспечивать развитие малого и среднего бизнеса;

    ответы b и с.

          Какие функции выполняет государственный сектор на финансовом рынке:

    аккумулирует денежные средства;

    определяет процентные ставки;

    регулирует наличие ликвидных средств;

    определяет экономическую политику коммерческих организаций.

          Что не относится к объектам нежилого фонда:

    нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых и бытовых нужд непромышленного характера;

    предприятия как имущественные комплексы;

    приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития;

    отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к жилому фонду.

          Какая модель поведения конфликтующих сторон наиболее эффективна при следующих условиях:

    субъекты имеют равные возможности в достижении результата;

    необходимо быстро разрешить возникшую конфликтную ситуацию;

    кто окажется более динамичным и предприимчивым, при прочих равных условиях, тот и достигнет успеха?

    1. "игнорирования";

      "соревнования"; *

      "уступок";

      "сотрудничества".

          Аренда предполагает:

    владение и распоряжение;

    владение и пользование;*

    распоряжение и пользование;

    только пользование.

          В соответствии с Конституцией РФ вопросы разграничения государственной собственности относятся к предметам ведения:

    РФ и субъектов РФ;*

    РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

    различных субъектов, что зависит от ведомственной подчиненности и от того, на чьем балансе они находятся.

          Ипотека - это:

          Них; Повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых... устойчивого экономического роста. Заключение Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных...

        1. Управление Государственным имуществом области на примере Государст

          Магистерская работа >> Государство и право

          Специфического и приемлемого для управления государственным имуществом. В силу объективных причин, проблемы управления государственной собственностью не стали, предметом...

        2. Современные проблемы организации государственных целевых фондов Республики Узбекистан

          Курсовая работа >> Финансовые науки

          По управлению госимуществом 44 2.6 Фонд Реконструкции и развития 46 3. Современные проблемы организации государственных ... поступающие от преобразования объектов государственной собственности в другие формы собственности , с последующим направлением этих...

        3. Современные проблемы управления городом

          Курсовая работа >> Экономика

          ... ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГОО УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Курсовая работа на тему: «Современные проблемы управления ... брендинг и защиту интеллектуальной собственности ; - участие в...

Таким образом, объектом управления выступает имущество особого рода - денежные средства. Это имущество обладает своими признаками, что обусловливает, как говорят юристы, формирование особого правового режима при регулировании соответственно налоговых и бюджетных отношений.

«Первая. Государственная собственность представляет собой определенную систему отношений по поводу присвоения материальных и духовных благ государством в целях реализации общегосударственных (общенациональных) интересов.

Государству могут принадлежать имущество, неимущественные права, денежные средства (бюджет). Без этого государственной собственности не существует. Государственная собственность может проявлять себя посредством аккумулирования и распределения той или иной части национального дохода. В то же время она может проявляться в форме особой государственной собственности, в форме государственного сектора или особого государственного уклада экономики. Государство может быть также включено в структуру правомочий в качестве одного из субъектов экономики.

Однако, на наш взгляд, сама по себе принадлежность государству чего-либо еще не означает, что в экономической системе существует государственная собственность. Имущество, которое принадлежит государству, может использоваться не в интересах государства, а, например, в интересах отдельных хозяйствующих субъектов или даже граждан. В этом случае государственной собственности в экономическом смысле не существует. То, что принадлежит государству, является, по сути, частной собственностью, т.к. реализует групповой или индивидуальный интерес. Только в том случае, когда в процессе использования принадлежащего государству имущества реализуются общенациональные интересы, можно говорить о наличии государственной собственности как таковой.

Для реализации государственной собственности в государственных целях должен быть субъект, заинтересованный в этом. Однако в условиях господства частной собственности такой субъект сам по себе вряд ли возникнет. Напротив, чаще всего на государственных предприятиях создаются коммерческие структуры, реализуются платные услуги в социальных учреждениях, что реально служит индивидуальным или групповым интересам с использованием государственного имущества.

Вторая. Важной характеристикой, раскрывающей экономическое содержание государственной собственности, является способ и сфера возникновения данной формы собственности. Уяснить сущность государственной собственности невозможно вне исследования эволюции экономических функций государства и определения объективных основ и границ государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики .

Третье. Важной характеристикой, раскрывающей экономическое содержание государственной собственности, является особый характер формирования собственности, управления и распределения доходов от использования государственной собственности.

Государственная собственность формируется либо путем национализации, либо путем строительства объектов за счет средств государства, либо путем покупки акций. Соответственно, все доходы от использования государственной собственности принадлежат государству и должны использоваться в общенациональных интересах. В частности, доходы от естественных ресурсов и монопольных товаров, не будучи результатом экономической деятельности отдельных физических и юридических лиц, должны присваиваться государством и служить реализации общегосударственных или общенациональных интересов. Поэтому и управление государственной собственностью (функции, формы, методы) должно строиться с учетом реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства».

В настоящее время в экономической литературе сущность государственной собственности понимается достаточно упрощено. Большинство авторов отождествляют государственную собственность с материально-вещественным ее содержанием. Так, Волков А.М. под государственной собственностью понимает «предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность)» .

Балацкий Е.В. считает, что «государственная собственность – это все нематериальное и материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства» .

Таким образом, государственная собственность представляет собой сложную, комплексную и иерархическую систему отношений. Поэтому не зря в экономической литературе государственная собственность характеризуется как самый сложный по своей структуре вид собственности. Сложнейшее организационное строение государства, его особая, политическая природа, предопределяют не имеющий аналогов характер организации проявления государства как собственника, а, следовательно, и всей системы отношений государственной собственности.

«Важным направлением деятельности при решении задачи оптимизации государственного сектора остается приватизация государственного имущества, которая пока осуществляется не такими темпами, которые запланированы государством. На заседании Правительства РФ обозначены основные причины, которые способствовали приостановлению или прекращению процедур приватизации унитарных предприятий, ими явились:

Отсутствие у предприятий денежных средств, необходимых для финансирования текущей деятельности, а также для финансирования мероприятий по подготовке документов к приватизации, и как следствие, кризисное финансово-экономическое состояние предприятий, а также отсутствие денежных средств;

Неисполнение руководителем предприятия законных требований по подготовке к приватизации;

Отсутствие правоустанавливающих документов и документов технического учета на объекты федерального имущества, в том числе земельные участки;

Судебные разбирательства по вопросам принадлежности имущества;

Длящиеся процедуры реорганизации предприятий» .

Моторина С.В. отмечает, что «необходимость формирования системы эффективного управления государственной собственностью обусловлена решающей ролью создания новой управленческой основы, адекватной современным рыночным отношениям для повышения эффективности регионального производства» .

В этих условиях важное значение приобретает реальное участие имущественно-земельных ресурсов в расширенном воспроизводстве экономики региона и связанном с ним производстве региональной конкурентоспособной продукции (товаров, работ, услуг) предприятиями и учреждениями государственной формы собственности при решении стратегических задач социально-экономического развития региона.

Отмеченные обстоятельства требуют принятия мер:

По совершенствованию методов и форм управления имущественно-земельными отношениями и государственной собственностью;

По созданию новых подходов к аспектам имущественной политики: методологии, организации и практики управления, направленных на стимулирование и повышение эффективности хозяйствования.

«При этом усиление роли управления государственной собственностью не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в социально-экономическом пространстве, речь идет в объективной потребности создания структурированной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления регионального уровня на базе строгого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью». .

На наш взгляд, основными задачами при формировании концепции управления государственной собственностью должны стать:

1. Стратегические задачи:

Необходимо определить приоритетные направления совершенствования механизма стратегического управления государственной собственностью на основе согласования интересов власти и хозяйствующих субъектов;

Оптимизировать количество объектов и субъектов управления государственной собственности в формате социально-экономических отношений, территориальной и отраслевой принадлежности;

Сформировать слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, в интересах социально-экономического развития региона;

Обеспечить социально-экономическую безопасность региона в приватизации объектов государственной собственности;

Содействовать привлечению инвестиционных ресурсов в объекты государственной собственности.

Таким образом, стратегические задачи концепции управления государственной собственностью ставят своей целью долгосрочное отношений партнерства власти и хозяйствующих субъектов с целью развития инфраструктуры региона.

«- разработать систему контроля, учета и оформления прав по объектам государственной собственности на основе полной инвентаризации;

Классифицировать объекты государственной собственности по отраслевым, функциональным и территориальным признакам для определения режимов функционирования и специфики управления;

Провести паспортизацию объектов государственной собственности для оценки социально-экономического потенциала их участия в развитии региона;

Разграничить права на имущественно-земельные ресурсы на основе совершенствования нормативно-законодательной базы по уровням управления государственной собственностью;

Усилить правовую регламентацию процессов управления и персональную ответственность руководителей за воспроизводство государственной собственности;

Разработать автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающую реализацию государственной политики и эффективного управления земельными ресурсами и иной недвижимостью;

Совершенствовать реестр эффективности управления объектов государственной собственности для оценки вклада в экономику региона».

«Организация, функционирование и развитие системы управления государственной собственностью возможны на основе базовых подходов и общих принципов организации» .

1. Базовые подходы:

Системный подход предусматривает рассмотрение системы управления государственной собственности, как системы, имеющей цели, задачи, ресурсы и имущественно-земельные отношения по уровням управления;

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию стратегического управления государственной собственностью в соответствии с требованиями рынка для формирования конкурентных преимуществ региона;

Функциональный подход предусматривает выполнение управленческих функций по вовлечению государственных имущественных и земельно-природных ресурсов в экономику региона;

Воспроизводственный подход предусматривает использование инвестиционных ресурсов (внутренних и внешних) для обеспечения циклов расширенного воспроизводства региона;

Комплексный подход предусматривает комплексный учет потенциалов социально-экономического развития (технического, инновационного, экологического, экономического, организационного, социального, кадрового) объектов государственной собственности;

Интеграционный подход предполагает взаимодействие и усиление взаимосвязей между отдельными субъектами региональной и федеральной власти, объектами государственной собственности территориальной и отраслевой принадлежности;

Иерархический подход предполагает регламентацию прав, обязанностей, норм, нормативов имущественно-земельных отношений по уровням управления.

Предусматривает рассмотрение системы управления государственной собственности, как системы, имеющей цели, задачи, ресурсы и имущественно-земельные отношения по уровням управления; предусматривает ориентацию стратегического управления государственной собственностью в соответствии с требованиями рынка для формирования конкурентных преимуществ региона; предусматривает выполнение управленческих функций по вовлечению государственных имущественных и земельно-природных ресурсов в экономику региона; предусматривает использование инвестиционных ресурсов (внутренних и внешних) для обеспечения циклов расширенного воспроизводства региона; предусматривает комплексный учет потенциалов социально-экономического развития (технического, инновационного, экологического, экономического, организационного, социального, кадрового) объектов государственной собственности; предполагает взаимодействие и усиление взаимосвязей между отдельными субъектами региональной и федеральной власти, объектами государственной собственности территориальной и отраслевой принадлежности; предполагает регламентацию прав, обязанностей, норм, нормативов имущественно-земельных отношений по уровням управления.

2. Общие принципы организации управления государственной собственностью:

- «адаптивность – способность эффективного управления государственной собственностью под изменения рыночной среды;

Открытость – прозрачность представления процесса информации по показателям эффективности использования государственной собственности на различных уровнях управления;

Оперативность – возможность оперативно принимать решения относительно управления объектами государственной собственности в быстро меняющихся условиях функционирования.

– способность эффективного управления государственной собственностью под изменения рыночной среды; – прозрачность представления процесса информации по показателям эффективности использования государственной собственности на различных уровнях управления; – возможность оперативно принимать решения относительно управления объектами государственной собственности в быстро меняющихся условиях функционирования.

Достижение поставленных целей и решение задач управления государственными предприятиями и учреждениями связаны с построением системы взаимоотношений между:

Государственными уровнями управления (федеральный, региональный, муниципальный);

Субъектами власти отраслевой и территориальной принадлежности;

Юридическими лицами и руководителями» .

По мнению Трапезникова В.А., «система управления предполагает принятие управленческих решений по:

Согласованию правовых вопросов (создание, реорганизация, ликвидация юридических лиц; определение предмета, целей и задач их деятельности; приватизация; согласование предложений по распоряжению государственным имуществом; осуществление контроля за использованием его по назначению и сохранностью; изъятие);

Определению круга и количества государственных предприятий и учреждений, необходимых для обеспечения государственных функций;

Согласованию интересов и целей государства (региона, отрасли) применительно к каждому государственному предприятию и учреждению;

Установлению порядка отчетности руководителей государственных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана) развития;

Регламентации порядка принятия управленческих решений при неэффективном управлении (решения о реорганизации, ликвидации, приватизации, изменении программы развития, мер ответственности к руководителям);

Ужесточению контроля за деятельностью руководителей государственных предприятий, учреждений;

Установлению принципов участия в формировании бюджетов разных уровней» .

Аралбаева Ф.А.считает, что «эффективность управления государственными предприятиями и учреждениями может выступать в виде:

Дополнительных доходов в бюджеты разных уровней;

Снижения цен на определенную продукцию (товары, работы, услуги);

Сокращения количества государственных предприятий и учреждений;

«Механизм и контроль управления акциями и долями в уставных капиталах хозяйствующих обществ и товариществ определяется нормативно-законодательными актами по вопросам представления интересов государства (федеральный и региональный уровни)» :

Выполнения программ социально-экономического развития;

Изменения величины уставного капитала;

Назначения конкретных лиц в органы управления и контроля;

Получения кредитов в размере более 10% чистых активов;

Продажи и иного отчуждения недвижимого имущества (залога, ипотеки).

«Осуществление контроля эффективности управления связано с оценкой:

Динамики увеличения доходов от управления акциями и долями, находящимися в федеральной и региональной собственности;

Количества закрепленных в федеральной и краевой собственности пакетов акций и долей;

Полноты реестра пакетов акций и долей;

сокращения числа неликвидных пакетов и долей, находящихся в федеральной и краевой собственности» .

В качестве объектов недвижимости выступают:

-«земельные и лесные участки;

Здания и сооружения;

Обособленные водные объекты;

Многолетние насаждения;

Система управления предполагает принятие управленческих решений по вопросам:

Рыночной оценки объектов недвижимости;

Оценки вклада социально-экономического потенциала объектов недвижимости в экономику региона.

«В качестве инструментов системы управления выступают: кадастр земельных ресурсов; реестр учета объектов недвижимости; паспорт социально-экономического потенциала объекта государственной собственности» .

На наш взгляд, контроль эффективности управления необходимо осуществлять по направлениям:

Увеличения динамики доходов бюджетов разных уровней по объектам недвижимости;

Соответствия арендных ставок объектов недвижимости среднерыночным;

Соответствие рыночной стоимости уровню использования потенциала объектов недвижимости;

Достижения уровня показателей программ социально-экономического развития региона.

«Основными мерами государственной политики в области приватизации должны стать:

1. Дифференциация процесса приватизации в зависимости от ликвидности объекта государственной собственности:

Высоколиквидный - приватизируется исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направленных на развитие предприятия, и размером средств, поступающих в бюджеты разных уровней от продажи предприятий, с учетом их рыночной оценки;

Низколиквидный - путем привлечения эффективных собственников, способных осуществить реальные инвестиции и в полном объеме выполнять социально-экономические обязательства.

2. Расширение инструментария приватизации: эмиссия ценных бумаг (включая международные рынки); купля-продажа ценных бумаг для участия в хозяйственных товариществах и обществах.

3. Принятие решений приватизации на основе аудита долгосрочных (стратегических для региона) планов инвесторов.

4. Обязательный учет международного опыта приватизации (консалтинг, аудит, мониторинг деятельности).

5. Оптимизация стратегических альтернатив и интересов развития государственной собственности до приватизации (роль в социально-промышленном комплексе региона) и после приватизации (возможная роль в социально-промышленном комплексе региона)» .

«Для обеспечения эффективного приватизационного процесса необходимы:

1. Контроль конкурсной процедуры выбора аудиторов и оценщиков государственного имущества; обоснованности выбора индикаторов (пакеты участия; способы и сроки приватизации; рыночный уровень цен на аналогичное имущество; спрос и предложение); оценки претендентов (деловая репутация, сведения об источниках; бизнес – планы с позиций вклада в социально-экономическое развитие региона).

2. Информационное обеспечение и сопровождение приватизационных процессов (полнота, достоверность и прозрачность, обновление и контроль информации); системы показателей учета и паспортизации; системы разграничения доступа к информации различных категорий ее пользователей» .

Рассмотрим многоуровневую систему обеспечения эффективного социально-экономического развития региона.

1-й уровень состоит из независимо структурированных предприятий (доноров) и социальной сферы (акцепторов) как базовых элементов многоуровневой системы. На этом уровне формируется локальный процесс обеспечения эффективного социально-экономического развития региона за счет оптимизации системных взаимосвязей донора - производителя продукции с учетом «базовых параметров группировки: по географическому сегменту рынка; изделию, с учетом вида производственной структуры и специфики структуризации (технологической, предметной (продуктовой), а также ресурсной, территориальной, сетевой); по процессу, и акцептора - социальной сферы как подсистемы, обеспечивающей базовые условия для жизнедеятельности населения» .

2-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона формируется из структурированных по отраслевому признаку предприятий с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов (доноров), качественно нового уровня социальной сферы, а также нарастающей потребности в формировании инвестиционной привлекательности (среды, климата и т.д.) региона (акцепторной подсистемы). В отличие от 1-го уровня «системообразующие предприятия структурируются с учетом максимального использования региональных природных и трудовых ресурсов, тем самым способствуя их развитию и минимизации внешних заимствований» . Следовательно, процесс социально-экономического развития региона на данном уровне реализуется через системную структуризацию предприятий по отраслевому признаку с учетом развивающегося регионального рынка сырья и трудовых ресурсов и качественно нового уровня социальной сферы, а также стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона, способной обеспечить привлечение внешних заимствований.

3-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона обусловливается интегрированием целей и задач группы ведущих отраслей региона, объединяемых на партнерских отношениях для достижения взаимоудовлетворяющих результатов на региональном уровне, с учетом развивающегося регионального рынка сырья, трудовых ресурсов и рыночной инфраструктуры. Спектр акцепторной подсистемы расширяется и включает в себя социальную сферу 3-го уровня (как синтез 1-го и 2-го), а также инвестиционный и инновационный потенциал.

3-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона является синергетически связанным с 1-м и 2-м, вбирая их в себя и органично соединяя (системная интеграция), согласно закономерностям стратификации социально-экономических систем.

4-й уровень обеспечения эффективного социально-экономического развития региона необходимо рассматривать в статусе региональной конфедерации.

В данном случае регион рассматривается как качественно (структурно и функционально) новая социально-экономическая форма, способная не только к саморазвитию, но и формированию полностью независимых административно-территориальных образований - конфедераций. При этом в их рамках формируются объединенные органы управления для координации действий в определенных целях (военных, антитеррористических, внешнеполитических и т.п.).

«Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, так как повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе» .

Механизм государственного регулирования инвестиционных процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

«Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам - важнейший источник капитальных вложений во многих странах мира. Данные схемы государственного финансирования инвестиционных проектов практикуются и в России» .

При ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов, и перевод капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер. Высокую степень приоритетности следует придать эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства, поддержки отечественных производителей и обеспечения внутреннего спроса в экономике.

«Условием эффективности государственной инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально сложившихся в российской экономике условий, в том числе и институциональных» .

По мнению Ватолина В.В., «отдельным аспектом участия государства в инвестиционной деятельности является региональная инвестиционная деятельность, которая важна для становления национальной экономики» . Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском Союзе (ЕС) в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривается именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики.

В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять оперативную адаптацию за счет арсенала средств инвестиционного развития экономики.

С учетом территориальной протяженности и богатого потенциала российских регионов развитие в них инвестиционной деятельности может дать весомый экономический эффект. Очевидно, национальная экономическая стратегия нашей страны должна основываться на первоочередном развитии мощного инвестиционного потенциала каждого региона с учетом его специфических особенностей. Поэтому региональная инвестиционная политика представляется важным шагом на пути к созданию национальной инновационной системы в России.

Региональная экономика в России должна строиться с учетом традиционных отраслевых особенностей развития и сырьевой обеспеченности: одни экономические районы будут специализироваться на развитии легкой и пищевой промышленности, другие - на производстве принципиально новой машиностроительной продукции, третьи будут ориентированы на инновации в отраслях, обслуживающих туристический сектор. Только при таком подходе возможно в самые сжатые сроки получить надежную основу для устойчивого экономического роста.

Стоит отметить, что «активизация инвестиционной активности государства нередко сочетается с явно неинвестиционной ориентацией федерального бюджета (выделение на инвестиционные цели и задачи недостаточного объема ресурсов; сокращение инвестиционных статей бюджета при возникновении проблемы бюджетного дефицита или профицита; финансирование инвестиционных расходов по остаточному принципу)» .

В силу ограниченных ресурсов капитальных вложений, которые государство может выделить на инвестиционные проекты, используется бюджетная политика точечного поддержания инвестиционной деятельности, суть которой состоит в том, что государство инвестирует исключительно конкретные проекты, и только под конкретные результаты. Указанные действия позволяют снизить инвестиционную нагрузку на бюджет, а также привлечь свободные средства независимого бизнеса в поддерживаемые государством проекты. Ориентированность инвестиций на конечный результат в настоящее время введена в ранг государственной политики Российской Федерации.

Остаточная государственная инвестиционная политика пока не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов, как потенциальных источников инвестиций, государство переходит от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. «В настоящее время ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов» . Государственные централизованные вложения обычно направляются на реализацию ограниченного числа региональных программ: создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. «Приоритетными направлениями при этом, с точки зрения бюджетного финансирования, являются: выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение топливно-энергетической и продовольственной проблем; поддержание научно-производственного потенциала; выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районам с чрезмерно низким уровнем жизни населения» .

Государство как участник инвестиционной деятельности, выступая в качестве инвестора, равноправного субъекта гражданско-правовых отношений в инвестиционной деятельности, одновременно осуществляет ее верховенство в пределах государственной территории и организует свою законодательную, исполнительную и судебную власть путем принятия правовых предписаний. В то же время государство выступает и собственником имущества. Управление государственной собственностью является административной, властной деятельностью. Организация управления государственной собственностью представляет собой сложную совокупность действий органов государства: выступая как собственник, государство должно решать задачу по эффективному управлению своим имуществом, что подразумевает, в свою очередь, наличие инвестиционных отношений, в которых оно выступает в качестве инвестора. Для участия государства в качестве инвестора ему необходимо иметь самостоятельную правосубъектность

Проблема экономической эффективности государственного сектора является ключевой в его существовании. В сознании большинства людей, в том числе и экономистов, глубоко укоренилось мнение, что государственный собственность принципиально неэффективна, а потому его размеры надо минимизировать, отдавая предпочтение более продуктивному частному сектору. Данный тезис послужил одним из весомых аргументов в пользу масштабной приватизации в России. Однако, так ли это на самом деле?

К настоящему моменту стали уже хрестоматийными примеры экономических «провалов» госсектора. И все же тезис о низкой эффективности предприятий госсобственности должен быть поставлен под сомнение или, по крайней мере, уточнен. В научной литературе до сих пор отсутствует системный анализ эффективности функционирования государственного и негосударственного секторов, зато много доводов, что частная собственность эффективна» а государственная - нет. За счет отдельных, нерепрезентативных фактов сформировалось мнение об экономической бесперспективности госсектора.

Таким образом, значение концепции управления государственной собственностью сводится к последовательной, планомерной и системной реализации процесса управления государственной собственностью и осуществления важнейших функций - организационной, стимулирующей и воспроизводственной для социально-экономического развития региона.

Полная инвентаризация и последующая паспортизация позволят оценить потенциал государственной собственности для вовлечения в хозяйственный оборот экономики Красноярского края, использовать низколиквидные объекты государственной собственности (незавершенное строительство) для организации нового бизнеса в регионе и привлечение инвестиционных ресурсов.

Переход от процессов массовой приватизации к использованию дифференцированных подходов управления (реструктуризация, перепрофилирование, санация, привлечения инвестиционных ресурсов) позволит каждому объекту государственной собственности стать полноправным участником социально-экономических отношений региона и оптимизировать структуру имущественных и земельных активов, принадлежащих региону.

Вопросы о банкротстве следует рассматривать как инвестиционно-имущественные отношения, а не фискальные. На этапе осуществления процедур банкротства следует учесть, в первую очередь ориентацию процесса не на скорейшее взыскание задолженности, а на санацию с целью диверсификации производства, формирования нового бизнеса, новых рабочих мест.

Увеличение доходов от эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов на ее управление будут способствовать проведению политики налогового стимулирования объектов государственной собственности, деятельность которых направлена на реинвестирование в реальную экономику региона, воспроизводство государственного имущества и обеспечение социальной безопасности жизнедеятельности населения.

Таким образом, сочетание перспективного ведения процесса управления объектами государственной собственности и реализация конкретных территориально-отраслевых программ обеспечит стратегическое управление социально-экономическим развитием региона.

Ватолин Владимир Валентинович. Методология управления хозяйственным оборотом государственных и муниципальных объектов нежилого фонда мегаполиса: диссертация... доктора экономических наук: 08.00.05 / Ватолин Владимир Валентинович;. - Москва, 2008. - 296 с

Трапезников В.А. Особенности правового статуса государства как участника инвестиционных отношений // Право и политика, 2006. - № 1. – С. 28

Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права, 2001. - № 1. - С. 57.

Трапезников В.А. Особенности правового статуса государства как участника инвестиционных отношений // Право и политика, 2006. - № 1. – С. 31.

С. ПУСТОВИТОВСКИЙ, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии

Минфина РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Государственная форма собственности - одна из многих современных форм собственности, существующих в системе развитого рынка, зародившаяся в момент возникновения государства и, независимо от масштабов, всегда становившаяся опорой государственной власти. Развитие производительных сил и усложнившаяся система экономических отношений со временем начинает затруднять управление государственной собственностью и приводит к необходимости разъединения прав собственности и прав управления!.

Государственная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных по всей территории страны и за ее пределами, отличающихся большим организационным и правовым многообразием. В рамках классификации федеральной собственности, принятой в настоящее время, выделяются насколько видов собственности: недвижимое имущество; государственные унитарные предприятия; пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности. Разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описания задач, целей и методов управления ими.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой установилась связь между государством в лице правительства и предприятиями: государство поручает менеджеру (директор,

начальник, управляющий) управлять своим имуществом, производством, ресурсами. Этот тип так называемой менеджериальной экономики существует в настоящее время в ряде развивающихся стран, а также в России. В то же время в США в условиях информационного общества начался переход от указанного типа экономики к экономике предпринимательской. Огромная масса современных средних и мелких предпринимателей, соединяющих в своем лице собственника, предпринимателя и часто производителя, остро нуждается в постоянно обновляющемся притоке научно-технической, маркетинговой,

1 См.: Бабленкова И.И. Роль государственного регулирования в экономике. - М., 2002; Бобков Л.В. Некоторые проблемы государственного регулирования экономики России.//Материалы межвузовской научно-практической конференции

«Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и

перспективы». - М.: ВГНА Минфина России, 2006. С.15-16; Ярашева А.В.

Совершенствование системы управления государственным сектором экономики региона как условие его устойчивого развития// Проблемы преобразования регулирования региональных социально-экономических систем/ под ред. чл.-корр. РАН В.В. Окрепилова. (Вып. 38). - СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2007.

финансовой, правовой, политической и иной информации. В этих условиях спрос на информацию, на экономику знаний возрастает многократно. В ответ на это возникает новый объект государственной собственности - знания, информация, интеллектуальная собственность.

В России собственность на информацию, высокие технологии и интеллектуальная собственность пока еще нуждаются в совершенствовании соответствующей законодательной базы. Необходимо отметить, что в нашей стране условия для реализации права собственности на информацию, высокие технологии и интеллектуальные наработки осложняются тем, что в российском обществе еще по инерции продолжает действовать старая система ценностей, в которой практически нет места признанию необходимости проведения в жизнь политики информатизации на общегосударственной уровне. Между тем именно государство должно учитывать, что в сфере предпринимательства, как среднего, так и мелкого, постепенно начинает формироваться особая информационная политика, ориентирующаяся на удовлетворение информационных потребностей коммерческих частных предприятий. Среди проблемных моментов здесь можно назвать защиту информационных коммерческих тайн, авторского права и права интеллектуальной собственности, формирование собственных баз данных и знаний для коммерческого и внутреннего пользования, создание локальных сетей межрегиональных

коммуникационных систем, доступа к современным государственным базам и банкам данных.

Как известно, общим законом эффективно действующего рынка является не монополия частной собственности, а многообразие форм собственности при соблюдении принципа свободы выбора у собственников ресурсов, производителей и потребителей. Необходимым стимулом развития рынка служит личная заинтересованность производителя в росте выпуска продукции, его своевременной реализации, в инновациях и т.д.

Следовательно, каждый участник рынка стремится максимизировать свою выгоду.

К настоящему времени институт собственности под влиянием политики разгосударствления и приватизации, как в развитых, так и в развивающихся странах претерпел огромные изменения. Глобальный опыт выявил существование двух видов приватизации - приватизацию на макроуровне (приватизация экономики) и приватизацию на микроуровне (приватизация собственно государственных

предприятий)2.

Таким образом, государство - собственник может являться серьезным агентом на рынке. При этом основанный на государственной собственности хозяйственный сектор не должен быть монополистом. Участниками рынка должны стать представители других форм собственности, что должно быть обеспечено всей правовой системой государства, реализующего курс на создание рыночной экономики.

2 Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. - М.: Наука, 2006.

Однако монопольный характер государственной собственности невольно выступает как ее особенность, что создает большие сложности в процессе превращения государственных предприятий в рыночных агентов. Динамика сложившихся в регионах нашей страны правомочий собственности зависит от меняющихся свойств региональных активов (земля, имущественные комплексы, природные, финансовые, человеческие ресурсы); от увязанной с ними структуры местной экономики; от региональной власти и меняющихся соотношений сил федерального центра, регионов, муниципалитетов; от соответствующих изменений в экономико-географическом положении региона.

Понятия «госсектор» и «государственная собственность»

(«государственное имущество») не равнозначны. Так, управление госсектором предполагает наличие не только отношений собственности, возникающих по поводу владения, использования и распоряжения имуществом государственных унитарных предприятий, но и отношений собственности по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом.

Для более глубокого осмысления перехода на новый уровень модернизации и инновационного развития производительных сил, а также в целях выработки определенных критериев, позволяющих судить об эффективности новой структуры собственности в России и перспективах ее дальнейшей практической реализации, адаптации отечественной экономики в мировую, необходимо выявить эффективность форм разгосударствления собственности. Результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие и безопасность.

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования во всех странах с рыночной экономикой. Государство пользуется правом собственности для прямого и косвенного воздействия на экономику страны3.

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать окончательное уточнение структуры и состава федеральной собственности, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью на разных уровнях. Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность: федеральный (макроуровень), уровень субъектов федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень), муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень).

3 Бабленкова И.И. Государственное регулирование экономики.// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы». - М.: ВГНА Минфина России, 2006. С. 10-13.

Управление собственностью - как текущее управление федеральной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направлено на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках реструктуризационной политики государства в отношении собственности.

Государство управляет рынком собственности с помощью управляющих воздействий: экономическими (налоговая политика, финансовая; инвестиционно-кредитная политика, тарифная, промышленная, социально-экономическая) и административными методами (законодательное, нормативное правовое обеспечение и др.). В связи с этим главная задача государства как регулирующего органа рынка собственности - с помощью управляющих сигналов эффективно им управлять и поддерживать его в устойчивом, стабильном, предсказуемом состоянии. Это приведет к росту доходов всех субъектов рынка, в том числе и бюджета Российской Федерации4.

Особое внимание необходимо уделять вопросам управления акциями, закрепленными в федеральной собственности. В настоящее время в собственности Российской Федерации находится более 5 тыс. пакетов акций акционерных обществ и иных предприятий со смешанными формами собственности, представляющие базовые отрасли народного хозяйства (топливно-энергетический комплекс, транспорт, военно-промышленный комплекс). В структуре современной российской экономики акционерная собственность является доминирующей формой собственности. Она оказывает определяющее воздействие на конкурентоспособность российских корпораций, составляющих ядро национальной экономики. Значительная часть государственной акционерной собственности, представленная принадлежащими государству пакетами акций, является частью акционерного капитала крупных промышленных корпораций, имеющих ключевое значение для обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Финансовое состояние крупных корпораций в форме АО с государственным капиталом во многом определяет базовые экономические показатели. Однако в таких АО нередко отсутствует эффективная система управления

государственной собственностью, и, как показывает практика,

государство не всегда стоит на защите своих интересов. В то же время, данная организационно-правовая форма позволяет разрешать

противоречия между административными и экономическими методами управления и обеспечивать эффективную взаимосвязь между управлением государственной собственностью и управлением государственным предпринимательством в интересах развития российской экономики и общества5.

Слабая профессиональная подготовка представителей государства, особенно в части знания действующего законодательства, в ряде случаев приводит к неквалифицированным действиям представителей государства в

5 Ваславская И. Государственный акционерный капитал в системе отношений собственности. //Вестник института экономики РАН. - 2007. - № 3. С. 14.

органах управления акционерных обществ. Нарушение представителями государства полученных инструкций, касающихся порядка их голосования в органах управления акционерных обществ, может приводить к уменьшению доли государства в уставных капиталах ряда акционерных обществ.

Закрепляя акции в федеральной собственности, Правительство Российской Федерации преследует, прежде всего, стратегические цели, которые могут даже вступать в противоречие с коммерческими интересами акционерного общества. Поэтому получение дивидендов по закрепленным акциям не является основной целью управления ими. Тем не менее, государство обязано осуществлять эффективную дивидендную политику.

Наличие государственных пакетов акций в компаниях требует решения проблемы более эффективного участия государства в корпоративном управлении. Это обстоятельство, в свою очередь, оказывает негативное влияние на возможности выполнения инвестиционной цели управления государственной акционерной собственностью, в экономическом потенциале которой заложена функция стимулирования развития производства. Государственные пакеты акций могут быть использованы в качестве обеспечения инвестиций или кредитования для реализации целевых проектов6.

Формирование реальных схем управления федеральной собственностью следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения гражданского и хозяйственного законодательства.

В России же государство, являясь одним из самых крупных акционеров, активным и равноправным субъектом рыночных отношений, не имеет сегодня четкой научно-обоснованной концепции управления своей акционерной собственностью и процессом ее воспроизводства. Отсутствует и система организационной инфраструктуры управления государственной собственностью, включающая соответствующие взаимосвязанные подсистемы управления госсобственностью на федеральном, региональном и местном уровнях. Это привело к тому, что сегодня практически отсутствуют организационные государственные структуры федерального уровня, которые имели бы действенные рычаги управления государственной собственностью. Неоправданно низкий уровень эффективности использования государственной акционерной собственности оказывает существенное влияние на развитие базовых отраслей промышленности, фондового рынка России и пополнение доходной части бюджета7.

Одна из главных особенностей управления федеральной собственностью заключается в том, что эта собственность отличается абсолютным масштабом обобществления, затрудняющим реализацию оперативных управляющих воздействий собственника на объекты

6 Ваславская И. Государственный акционерный капитал в системе отношений собственности. //Вестник института экономики РАН. - 2007. - № 3. С.18. См. также: Острина И.А., Маташнева Н.А. Повышение инвестиционной привлекательности государственных пакетов акций// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Государственное регулирование рыночной экономики XXI века: проблемы и перспективы». - М.: ВГНА Минфина России, 2006. С.131-134.

7 Ваславская И. Государственный акционерный капитал в системе отношений собственности. //Вестник института экономики РАН. - 2007. - № 3. С.18.

собственности. Поэтому при управлении федеральной собственностью наиболее типичным решением является передача отдельных объектов конкретным юридическим или физическим лицам, что позволяет локализовать управляющие воздействия на них.

Функция управления федеральной собственностью имеет несколько аспектов. С одной стороны, государство является единственным субъектом публичной власти, устанавливающим нормы хозяйственного законодательства. Эта часть функции управления экономикой определяется как нормативная. С другой стороны, государство является одним из субъектов рынка, объекты собственности которого функционируют в коммерческом секторе экономики, подчиняясь нормам и правилам, созданным в результате нормативного управления. Эта часть управленческих функций государства определяется как продукционная. Реализация нормативной функции управления достигается формированием институциональных объектов, к числу которых относятся органы федерального управления (в т.ч. функциональные министерства), организации и некоммерческие фонды. Функционирование этой части федеральной собственности обеспечивает решение различных задач, к числу которых можно отнести поддержание обороноспособности, развитие науки и культуры, здравоохранения и образования, содержание законодательной, судебной и исполнительной власти и т. д.

Одна из главных задач управления госсобственностью - обеспечить формирование предпосылок научно-технического прогресса в виде комплекса общеприменимых технологий, которые после их коммерческой адаптации могут создать стратегические конкурентные преимущества отечественным фирмам. Продукционное управление объектами госсобственности должно быть направлено на их структурное развитие для повышения инновационной активности и повышения конкурентного потенциала путем формирования соответствующих конкурентных структур8.

Таким образом, задачи управления федеральной собственностью должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей развития национального хозяйства, в качестве которых могут выступать: рост национального богатства, повышение благосостояния населения, увеличение занятости, снижение темпов инфляции, оптимизация платежного баланса.

8 Полтерович В.М. Современное состояние теории экономических реформ. //Экономическая наука современной России. - 2008. - № 1(40). С. 7-34.

В результате проведения "ваучерной" приватизации была решена одна из основных задач экономической реформы - создана необходимая для функционирования рынка "критическая масса" приватизированных предприятий. Около 70 процентов занятых в промышленности к 1 июля 1994 года стали работать на полностью или частично приватизированных предприятиях, доля которых в общем объеме стоимости имущества составила примерно 60 - 70 процентов.

В этих условиях резко повышается роль управления государственным сектором экономики, особенно в связи с трансформацией организационно-правовых форм государственных предприятий.

Стало ясно, что разрушение монополии государственной собственности не означает отказа от госсобственности как таковой. Она остается, хотя попытки априорного количественного определения ее роли в экономике страны едва ли можно признать плодотворными. Можно только утверждать, что этот сектор российской экономики в силу специфических путей развития России будет в обозримом будущем достаточно крупным. Поэтому необходимо научиться управлять госсобственностью по-новому, не реанимируя административно-командную систему.

Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения. правовое казённое управление собственность

  • 1. Государственное регулирование, которое включает установление нормативной базы рыночной экономики ("правил игры") и применение косвенных, экономических методов управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).
  • 2. Государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями, когда государство выступает в качестве собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО).

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия, АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция.

При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентоспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.

Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия.

«Казенными» называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по государственными закупкам и другое. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

В России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий" решение о ликвидации федерального госпредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или хозяйства принимает Правительство Российской Федерации. Оно определяет, и федеральный орган исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и руководит его деятельностью.

Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль за его действиями.

Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее системы управления может быть: во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами; во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.

Практическая реализация этих положений видится в следующем:

  • Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.
  • В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.
  • Подбор менеджеров должен проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.
  • Заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием - "контракт плана", в котором содержится программа его деятельности.
  • Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.
  • Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантов схемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и другое). Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.

Попытка установить оптимальный правовой статус руководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой". Им установлено, что правительство или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным руководителем контракт, базирующийся не на трудовом, а на гражданском законодательстве. В Указе перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок и условия его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб, причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года № 14 были решены некоторые вопросы управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом:

«В целях обеспечения надлежащего управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, и организации более действенного контроля за эффективностью ее использования и сохранностью Правительство Российской Федерации постановляет:

  • Установить, что решения о продаже, мене, залоге, дарении, изъятии (за исключением случаев принудительного взыскания по решению компетентных органов) недвижимого имущества, находящегося за рубежом и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах, принимаются Правительством Российской Федерации на основании совместного представления Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и федерального органа исполнительной власти, на который в соответствии с действующим законодательством возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В таком же порядке принимаются решения о перераспределении указанного имущества между государственными предприятиями, казенными заводами (казенными фабриками, казенными хозяйствами) и учреждениями Российской Федерации.
  • Возложить на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом контроль за сохранностью, использованием по назначению, а также эффективностью использования федеральной собственности, находящейся за рубежом и закрепленной на балансе государственных предприятий, казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) и учреждений. Предоставить Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом право производить в этих целях совместно с Министерством финансов Российской Федерации документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации)».

А Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 мая 2001 года № 337 в уставы федеральных казенных предприятий военной торговли, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 1999 года № 743, внесены изменения, связанные с изъятием излишнего, неиспользуемого имущества, закрепленного за одними казенными предприятиями, и распределением его между другими казенными предприятиями.

Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом. Долгое время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное. Ситуация коренным образом изменилась в период экономического реформирования отечественной экономики. Изначальный импульс развития стихийных рыночных отношений постепенно сменяется зрелым сознанием особой регулирующей роли государства в этих процессах. Современное состояние этого вопроса характеризуется как полным отсутствием в отечественной экономической науке сколько-нибудь разработанной теории этого вопроса, так и явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в федеральной собственности. Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач - оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Объектом собственности является организационно-обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников. Для любого объекта собственник всегда должен быть персонифицирован. Именно он изначально определяет характер управления данным объектом и по его решению часть или все функции могут быть переданы другим физическим или юридическим лицам. На него также ложится бремя содержания объекта собственности. Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности. Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности. В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д. Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими. В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

  • 1. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.
  • 2. Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.
  • 3. Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) - уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой. Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций. Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Как известно, в настоящее время перед российским государством особенно остро стоит проблема увеличения доходной части бюджета. На наш взгляд, одним из направлений решения этой проблемы является повышение эффективности управления федеральной собственностью. В первую очередь это, естественно, имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, федеральные пакеты акций акционерных обществ, доли государства в различных хозяйствующих обществах и другие виды федерального имущества. При этом нельзя сбрасывать со счетов и излишки недвижимости, находящейся в оперативном управлении федеральных учреждений. На сегодняшний день процесс управления федеральной собственностью испытывает, на наш взгляд, существенные проблемы. Особое внимание необходимо уделить вопросам управления акциями, закрепленными в федеральной собственности. Государство управляет принадлежащими ему акциями через институт своих представителей. Проведенный анализ функционирования этого института позволяет констатировать, что работа представителей государства имеет следующие основные недостатки:
    • * нерегулярная работа представителей государства в акционерных обществах, что не позволяет им знать состояние дел и принимать соответствующие решения, обеспечивающие защиту интересов государства;
    • * число представителей государства в органах управления акционерных обществ не соответствует размеру находящегося в собственности государства пакета акций.

Итак, стратегическими целями управления государственной собственностью являются:

  • * рост национального богатства;
  • * повышение благосостояния населения;
  • * увеличение занятости;
  • * снижение темпов инфляции;
  • * оптимизация платежного баланса.

Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:

  • * регулирование соотношения спроса и предложения;
  • * сглаживание производства и занятости;
  • * регулирование уровня ставки рефинансирования;
  • * регулирование денежного обращения;
  • * снижение дефицита федерального бюджета.

Сущность управления государственным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование. Пакеты акций, находящиеся в собственности государства, как и любое федеральное имущество, являются инструментом пополнения доходной части бюджета.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме