Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Спортивное право как предмет познавательной деятельности. Спортивное право,как комплексная отрасль права:концептуально-правовые вопросы

Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохра­нении здоровья средствами физической культуры и спорта.

Юридическая природа спортивной деятельности

В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания од­ного из основных понятий в данной сфере.

При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в нацио­нальном праве. Поэтому следует вначале определить юриди­ческую природу спорта и спортивной деятельности.

Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.

Следовательно, анализируя правовую природу такого со­циокультурного феномена, как спорт, необходимо основывать­ся на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.

Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важ­нейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физичес­кой культуры и спорта получить возможность мыслить юри­дическими категориями.

Предметом нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.

Правоотношения в сфере физической культуры и спорта -регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а так­же по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта - деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.

Субъекты нормативно-правового регулирования - Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы го­сударственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации - юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортив­ной деятельности.

Характер общественных отношений в спорте

В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:

1) публично-правовые отношения - отношения между госу­дарственными органами, а также органами местного самоуп­равления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;

2) гражданско-правовые отношения - отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Формы физкультурно-спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:

    образовательная деятельность по физическому воспита­нию граждан;

    деятельность по организации зрелищных спортивных ме­роприятий и по участию в них;

    деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;

    деятельность общественных объединений, органов госу­дарственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.

В случае придания законодателем предприятиям спортив­ной промышленности особого статуса, перечень видов физкуль­турно-спортивной деятельности может быть дополнен еще и деятельностью по производству товаров физкультурно-спортивного назначения. Понятно, что перечень этот является открытым.

Методы нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной сферы:

    государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физи­ческой культуры и спорта);

    гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предо­ставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);

    административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отноше­ния в сфере государственного управления и исполнительно-рас­порядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).

В соответствии с названными методами видами ответствен­ности, к которой могут привлекаться за нарушение законода­тельных норм субъекты правоотношений в сфере физической культуры и спорта, являются гражданско-правовая и админи­стративная.

В исключительных случаях может возникнуть также и уго­ловная ответственность.

Право на занятия физической культурой и спортом

Государство третьего тысячелетия призвано создать усло­вия для качественной жизни своих граждан. Современные по­нятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять здоровье как высшее, абсолют­ное благо. По общечеловеческим понятиям нынешнего време­ни физическая культура является уникальным средством со­хранения и развития потенциала здоровья населения. Поэтому развитие правопонимания отношений в сфере физической куль­туры и спорта должно с неизбежностью двигаться от призна­ния потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.

Международно-правовое понимание роли физического вос­питания и физической культуры основано на том, что эффек­тивное осуществление прав человека вообще зависит в значи­тельной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности, и поэто­му доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.

Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 года в Париже Гене­ральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека.

Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:

    каждый человек обладает правом на доступ к физическо­му воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;

    каждый человек в соответствии со спортивными тради­циями своей страны должен иметь все возможности для учас­тия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;

    особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и ли­цам с физическими и умственными недостатками.

Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в со­ответствующем разделе нашего курса.

В Российской Федерации условия для реализации выше­названного основного права создаются государством и регла­ментируются законодательными актами следующим образом.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - обязанность государства (Глава 1. «Основы консти­туционного строя», статья 2).

«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принима­ются меры по развитию государственной, муниципальной, ча­стной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию фи­зической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпи­демиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 41).

Как видим, законодатель объединил в одной статье вопро­сы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и сани­тарно-эпидемиологического благополучия.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года. До его принятия действовали Основы за­конодательства Российской Федерации о физической культу­ре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.

Спортивное право представляется комплексной правовой отраслью, представляющей собой общность норм права, которые регулируют отношения в обществе, которые складываются в сфере спорта и физической культуры.

Источник спортивного права

На практике традиционно отрасль, а часто и правовая подотрасль, обладает системообразующим правовым актом, представляемый кодексом или иным федеральным законом, вокруг которого образуется целая система этой правовой отрасли или правовой подотрасли. В области физической культуры и спорта таким в настоящий момент представляется Федеральный закон от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Предмет и метод спортивного права

Основания для разделения права на отрасли представляются:

  • Предметом;
  • Методом.

Определение 1

Предметом спортивного права признаны отношения в обществе, которые выделены собственной однородностью и отрегулированные нормами конкретной отрасли спортивного права.

Методом спортивного права признается способ регулятивного влияние на предмет, приемы регулирования специфического типа.

В этой связи формирование конкретных правовых отраслей осуществляется не произвольно, а как следствие откола отделенной группировки отношений в обществе, которые представляют предмет, и формирование особенного регулятивного режима, который представляет методику правового урегулирования.

В науке права есть множество различных взглядов на метод правового регулирования спортивного права. Так, некоторые исследователи отличают общеправовые методы, представляемые запретами, предписаниями, дозволениями и пр., применяемые в каком-либо сочетании в отрасли спортивного права; а так же межотраслевые, представляемые договорными, методом возмещения ущерба и пр., являющийся характерными для некоторых отраслей.

В спортивном праве определяются отраслевые методы:

  • применение средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и складывания здорового образа жизни населения государства, различном физическом усовершенствовании граждан;
  • обеспечения доступа для всех слоев населения к занятиям спортом и физической культурой;
  • применение спорта и физической культуры в форме средства подготовки к воинской службе и производственной деятельности, а также для профилактики наркомании, алкоголизма преступности и множество иных отраслевых методов.

В связи с этим, специфический предмет и метод представляются важнейшими условиями отделения одной правой отрасли от иной. Если же в науке образуется полемика, имеющая связь с образованием новой отрасти, то сущностью этого спора, прежде всего, будет являться обособление предмета данной отрасли от смежных и вычленение особенностей методики правового урегулирования.

Система спортивного права

Правовая наука рассмотрела правовую систему в образе объективной реальности. Обоснованной научно, грамотно структурированная правовая система оказывает помощь в его развитии, являясь ориентиром для законодателя. Обладая объективной основой, представляемой реально существующими общественными отношениями, эта система обретает научное осмысление, то есть оценку субъективного типа, в трудах правоведов-ученых. Тут могут быть возможными разнообразные точки зрения. При устроении «своих» правовых систем одна часть исследователей отстаивает необходимость в соблюдении предметной чистоты отрасли, другая же привлекает наиболее обширные комплексы. В правовой литературе не утихает спор в отношении обоснованности отделения новых элементов правовой системы.

Согласно главенствующему в юридической науке мнению принято выделение базовых, специальных и комплексных правовых отрасли. В соответствии с мнением С.С. Алексеева, весь нормативный материал собирается изначально в «базовые, профилирующие» отрасли, к каковым относят отрасли административного, конституционного, уголовного и гражданского права и соответственные отрасли процессуального права, позже в специализированные отрасли, такие как, земельное, трудовое, финансовое право и пр. и, как итог, в отрасли комплексного типа, для которых «характерным является соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей».

Алексеев С.С. полагает, что «комплексные правовые отрасли являются такими общностями правовых норм, которые реальным образом объективировались в системе права и которые, не нарушая основной правовой структуры права, существуют в образе вторичных образований права».

В данной связи система российского права содержит образования комплексного характера, к примеру, конкурентное, маркетинговое, банковское, приватизационное, биржевое, конкурсное, сервисное, страховое, спортивное право.

Свидетельством специализации и разветвления права в современном времени могли служить и подобные направления юриспруденции, как избирательное, парламентское, лицензионное, бюджетное, валютное, внешнеэкономическое, горное, служебное, церковное, образовательное, транспортное, градостроительное, корпоративное право. В линейке таких нормативно-правовых структур содержится и спортивное право. Эти образования представляются комплексными в связи с тем, что включенные в них нормы не имеют связи единым методом и механизмом урегулирования. Практически все они прописаны в основных правовых отраслях.

Нормы спортивного права можно абсолютно четко разделить по следующим основным правовым отраслям, как:

  • Гражданское;
  • Трудовое;
  • Предпринимательское;
  • Финансовое;
  • Административное;
  • Международное;
  • Уголовное;
  • Процессуальное.

Таким образом, в последний временной период происходит некоторое удвоение правовой структуры, которое целиком согласовано с философскими представлениями, касаемо возможностей объективации какого-либо явления в нескольких скрещивающихся структурах, о существовании иерархичности структурных образов. С данной точки зрения спортивное право в образе обособленной группировки норм может рассматриваться в форме комплексного образования, в котором посредством введения общих понятий, приемов, институтов и принципов урегулирования соединяется нормативный разнородный материал.

Это является доказательством того, что с высоты принципов устроения правовой системы России о спортивном праве можно вести разговор как о комплексной правовой отрасли.

Замечание 1

С точки зрения учебной дисциплины спортивное право России представляется полностью самостоятельным предметом, который охватывает сферу своеобразных, пронизываемых органичной единственностью и взаимно связанных отношений в обществе и соответствующей нормативной базой, отличающейся многообразностью и сложностью подлежащих изучению норм и институтов.

Физическая культура и спорт представляются одной из общепризнанных отраслей деятельности человека, которая так же, к примеру, как и сельскохозяйственная деятельность, потребовала специфическое правовое осмысление и регулирование.

Системность называется в числе основных признаков права, характеризующих его сущность. Принято считать, что право представляет собой систему (от гр. «целое, составленное из частей», «соединение»), то есть совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, которая отличается определенной целостностью, единством.

Систему права традиционно определяют как объективно обусловленное объединение норм права в группы (институты, отрасли), связанные между собой, или же, наоборот, как естественным образом сложившееся разделение права на части. Объективность системы права связана с характером общественных отношений, регулируемых правом, отношений, которые составляют весьма широкую и неоднородную сферу.

Нельзя отбрасывать и субъективный характер системы права, определяющийся взглядами правоведов, исследующих и классифицирующих соответствующие нормы. По сути, от субъективного взгляда ученых зависят местоположение границ, отделяющих элементы системы права друг от друга. Именно поэтому существующие представления о количестве и номенклатуре отраслей российского права - не более чем определенные традиции, сложившиеся в отечественной правовой науке и являющиеся предметом непрекращающихся научных дискуссий и ревизий.

Вместе с тем вопрос определения в системе права сущности и места того или иного массива норм имеет существенное значение не только для научной, но и для практической юриспруденции, поскольку позволяет обозначить взаимосвязи в нормативном материале, которые необходимо учитывать как в правотворчестве, так и в применении права к реальным ситуациям и отношениям.

Приступая к такому определению, следует в первую очередь определиться с подходом к характеристике права в целом. Ни в коем случае не отрицая всего многообразия существующих в науке взглядов, оправданным видится нахождение в рамках, пожалуй, весьма типичного для современной российской юриспруденции подхода, рассматривающего право как систему юридических норм и акцентирующего внимание на таких их существенных признаках, как системность, государственноволевой и властно-регулятивный характер, единство естественного и позитивного в праве, осознанность, нормативность, формальная определенность, взаимообусловленность формы и содержания права. Такой подход можно охарактеризовать как современный нормативный подход 1 .

Для нас важно, обязательно связывая позитивное (сущее) право с нормоустановительной и обеспечительной деятельностью государства, отделить право от других соционормативных систем: корпоративных норм, обычаев, морали - также регулирующих отношения в сфере спорта. По формальным признакам иные социальные нормы похожи на юридические: они могут быть текстуально закреплены в соответствующих документах, приниматься по определенной процедуре, систематизироваться. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государством, в том числе силой государственного принуждения. Поэтому такому свойству позитивного права, как государственная обеспеченность, принадлежит первостепенное значение .

Представления о структурном составе системы права формировались в отечественной юриспруденции в течение десятилетий. Принято считать, что основным элементом данной структуры является отрасль права - совокупность юридических норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.

Традиционно критериями отнесения норм права к отраслям являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования. Поскольку право по своей основной сущностной характеристике является регулятором отношений в обществе, предмет правового регулирования - ключевой критерий дифференциации юридических норм по отраслям.

Метод правового регулирования - совокупность способов правового воздействия на определенную область общественных отношений - то есть на предмет регулирования.

Критерий метода правового регулирования был назван отечественными учеными-юристами в числе основных, используемых для дифференциации юридических норм по отраслям права, в середине XX в. Однако до сих дискуссионным является наличие особых отраслевых методов у многих отраслей права, само существование которых при этом никем под сомнение не ставится.

Собственно говоря, общеизвестными являются два метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный метод (от лат. imperare - властвовать, управлять) определяет для субъектов правового отношения единственный правомерный вариант поведения. Этот метод характерен для публичных правоотношений, субъекты которых находятся в вертикальном подчинении, когда воля одного субъекта обязательна для другого субъекта. Основными способами правового регулирования в данном случае являются обязывание и запрещение. Диспозитивный метод (от лат. disposite - в порядке) предоставляет субъектам возможность самостоятельного выбора из представленных вариантов поведения либо из любых возможных незапрещенных вариантов поведения. Этот метод характерен для частных правоотношений, строящихся на основе автономии воли субъектов, формально (с точки зрения права) равных между собой. Основным способом правового регулирования в рамках диспозитивного метода является дозволение. Для спортивного права характерны оба указанных метода.

Отрасли, содержащие нормы права, распространяющие свое действие на всех субъектов права, именуются базовыми, или профилирующими. Такие отрасли составляют основу системы права, без них невозможно ее существование и функционирование. К числу базовых отраслей российского права, как правило, относят конституционное, гражданское, уголовное, административное, а также процессуальное право. В свою очередь, отрасли права, нормы которых действуют в конкретных сферах общественной жизни и применительно к специфическим субъектам именуются специальными. В отечественной системе это трудовое, семейное, уголовно-исполнительное, финансовое и земельное право.

Наряду с приведенными называемыми основными отраслями юристы выделяют отрасли комплексные - группировки правовых норм, регулирующих отношения в каких-либо определенных сферах деятельности и относящихся к разным отраслям права. В числе комплексных отраслей называют предпринимательское (хозяйственное) право, транспортное, жилищное, сельскохозяйственное, медицинское и военное право.

Фактически выделение границ комплексных отраслей осуществляется «вторым слоем» поверх предметной дифференциации правовой сферы основных отраслей. При этом выделение базовых отраслей права имеет большую научную и практическую ценность. Во-первых, это позволяет создавать комплексные учебные курсы, позволяющие преподавать основы правового регулирования в той или иной практической сфере человеческой деятельности. Во-вторых, объединение норм права, принадлежащих к различным основным отраслям права, не осуществляется произвольно: для данных комплексов характерно единство предмета, а также принципов правового регулирования.

Исходя из приведенных выше теоретических представлений в юридической литературе высказывались различные точки зрения на феноменологию спортивного права. В частности оно описывается как отрасль права, самостоятельная или комплексная, как правовой институт 1 . Ранее отдельными исследователями самостоятельность спортивного права отрицалась .

Несостоятельность рассмотрения спортивного права в качестве правового института становится очевидна, если обратить внимание на многообразие в институциональных образований, как частноправового, так и публично-правового характера, которые в силу своей уникальности даже при большом желании не могут рассмотриваться в качестве субинститутов в составе одного общего института. Состав таких институтов двойствен: с одной стороны, здесь можно выделить уникальные, не свойственные другим частям права и законодательства институты, с другой - иные правовые институты, известные в системе права и системе законодательства, представлены в спортивном праве со значительной спецификой, обусловленной своеобразием спортивной деятельности. В числе первой группы институтов можно назвать институты борьбы с допингом, драфта, институты видов спорта, Единой всероссийской спортивной классификации, сборных команд, в числе второй - институты гражданства, разрешения споров, юридической ответственности, трудового договора, перехода работников от одного работодателя к другому, аттестации работников, договора присоединения, спонсорства, страхования, агентирования, лицензирования, государственного контроля, признания и др.

Указанный довод также может быть использован и в доказательство невозможности включения спортивного права в состав какого-либо другого образования в системе права и законодательства: детально рассмотрев всю широту и многообразие отношений, составляющих предмет спортивного права, можно легко убедиться в невозможности их отнесения к предмету, в частности, административного, гражданского, трудового или какой-либо иной из общепризнанных отраслей права.

Представляется, что наиболее подходящей в данном случае будет теоретическая категория комплексной отрасли права . Нормы такой отрасли имеют единый предмет правового регулирования и общность правовых принципов.

Доказательством в пользу данного подхода является наличие сразу всех необходимых признаков, позволяющих говорить о сложившемся комплексном отраслевом характере спортивного права:

  • наличие единого предмета правового регулирования - специфичных отношений в сфере спорта;
  • наличие базового документа - Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», осуществляющего системообразующую функцию в рамках рассматриваемой отрасли;
  • наличие единых принципов правового регулирования отрасли;
  • наличие значительного числа согласующихся между собой источников спортивного права различного уровня и их непрерывное развитие;
  • наличие специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, - Министерства спорта России;
  • активно складывающиеся институты спортивного права, не характерные для других структурных частей систем права и законодательства;
  • современная государственная политика и регулирование в области физической культуры и спорта, предполагающие приведение всего массива соответствующих нормативных правовых актов в стройную систему с учетом понимания спортивного права как комплексной отрасли законодательства.

Исходя из указанных выше признаков рядом исследователей спортивное право рассматривается также в качестве комплексной отрасли законодательства 1 - обособленной группы нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права, при этом объединенных предметным единством, а также едиными принципами, в основе которых лежит базовый законодательный акт .

Одновременно, помимо норм, содержащихся в актах законодательства, связь которых с государством очевидна, к спортивному праву нередко относят также корпоративные нормы и акты, а также ряд международно-правовых норм. Поэтому спортивное право может быть рассмотрено в разных ипостасях, и встает вопрос о границах этой сферы.

Во-первых, стоит сказать о границах содержательных объемов, которые возможно вложить в понятие спортивное право. В наиболее широком смысле спортивное право может быть рассмотрено как составная часть правовой системы - целостный комплекс правовых явлений, связанных со спортом, - без ограничения правовой системой национального уровня, поскольку в силу международного характера многих спортивных отношений их регламентация осуществляется также на межнациональном (наднациональном) уровне. В таком случае спортивное право включает как соответствующий нормативный массив и систему источников, так и другие элементы, соответствующие прочим элементам правовой системы: спортивную правовую культуру, включающую спортивное правосознание и спортивно-правовую идеологию, институты, осуществляющие деятельность в сфере спортивного права, практику спортивного права и т. д.

Вместе с тем, руководствуясь традиционным для российской правовой науки нормативным подходом, в большинстве случаев спортивное право представляют как систему правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере спорта , то есть как часть системы права.

Во-вторых, определенные границы возможны внутри самого спортивного права. В частности, можно вести речь о классификации общественных отношений собственно спортивной природы и тех, которые сопутствуют спорту. Представляется, что подобная позиция имеет право на существование, как, например, имеет право на существование позиция, разграничивающая трудовые и другие тесно связанные с ними отношения 1 , образовательные отношения и сопутствующие им . При этом в данной связи не следует забывать, что мы ведем речь о разграничении и классификации внутри спортивного права, и как собственно спортивные, так и сопутствующие отношения входят в его предмет.

Особенностью сферы спорта является дифференциация на виды. Поэтому отдельной проработки требует вопрос о возможности специального правового регулирования отдельных видов спорта. В частности неоднократно высказывалось мнение о необходимости отдельного законодательного регулирования футбола.

Можно очертить и внешние границы спортивного права, отделяющие его от иных нормативных правовых регуляторов в рассматриваемой сфере. К настоящему времени сфера спорта регулируется как широко возрастающим количеством государственных нормативных правовых актов: законов и подзаконных нормативных правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов, - так и правовых актов делегированного государством локального правотворчества, а также актов неправового корпоративного нормотворчества. В связи с этим необходимо придерживаться строгого терминологического различия между понятиями локальные акты (нормативные правовые) и корпоративные акты.

Характерно, что в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» правила видов спорта, разрабатываемые международными спортивными федерациями, требуют подтверждения на национальном уровне. Схожий порядок недавно был установлен и в отношении международных и национальных антидопинговых правил. Представляется, что указанный механизм лишний раз свидетельствует о необходимости придания корпоративным нормам отсутствующего у них правового характера путем их утверждения в виде нормативных правовых актов.

В настоящее время активно развивается понятие так называемого мягкого спортивного права - по сути тех же корпоративных актов - и подходы к его определению . Указанная группа нормативных актов занимает своего рода пограничное положение, когда перед нами стоит задача «демаркации» спортивного права. Вместе с тем, затронув еще раз фундаментальную проблему правопонимания, необходимо указать, что отношения в сфере спорта регулируются широким спектром социальных норм, однако под спортивным правом следует понимать только ту их часть, которая, даже в условиях определенной автономии спорта, создается или санкционируется и обеспечивается государством.

Внешние границы спортивного права связаны, кроме того, с моментом предметного разграничения спортивного права и иных образований в системе права. С учетом комплексную природу описываемого явления, речь, конечно, не идет о соотношении спортивного права с базовыми отраслями права. Однако в некоторых случаях может иметь место проблема демаркации спортивного права и иных комплексных образований - например, предпринимательского права 1 . Отдельной проблемой можно обозначить разграничение отношений в сфере спорта, в частности спортивной подготовки и образовательных отношений, регулирующихся образовательным правом . В научной литературе также отмечается тесная связь спортивного права с законодательством о здравоохранении, о социальной защите населения, о местном самоуправлении и др. При этом примыкание к спортивному праву институтов административного, трудового, гражданского и иных отраслей права не меняет их отраслевой принадлежности .

Наконец, внешне спортивное право как явление национального права необходимо разграничивать с его проявлениями наднационального и международного характера.

С. В. Алексеев вводит понятие международного спортивного права, которое предлагает рассматривать как систему специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международной спортивной сфере. При этом международное спортивное право, по его мнению, объединяет нормы международного права и национального законодательства .

Учитывая дискуссионность самого понятия международного права и вопроса его структуры, а также то, что данная проблематика лежит за пределами объекта и предмета нашего исследования, тем не менее, следует помнить о:

  • несовпадении субъектного состава международного права 1 и состава участников отношений, складывающихся в международной спортивной сфере: большинство участников таких отношений - спортсмены и их коллективы, национальные спортивные федерации и другие - в традиционном понимании не являются субъектами международного публичного права;
  • применимости к правовым конфликтам в сфере спорта «с иностранным элементом» прежде всего не норм международного публичного права, а - в соответствии с правилами международного частного права - норм национального правопорядка либо норм международных спортивных организаций, санкционированных национальными правопорядками, на которых эти международные спортивные организации основывают свою деятельность .

Таким образом, мы рассматриваем спортивное право как комплексную отрасль внутригосударственного, российского права, при этом осознавая, что оно является частью сложного и многоуровневого феномена, именуемого спортивным правом.

А. В. Мицкевич применительно к системам права и законодательства утверждал, что обособить возможно лишь то, что обособленно в реальности, в общественных и правовых отношениях . Особенности различных отраслей правового регулирования выражаются в структуре правоотношений, соотношении прав и обязанностей, составе участников и их правовой характеристике, средствах воздействия на поведение участников - отмечала Р. О. Халфина . Таким образом, сама возможность вести речь о спортивном праве как о явлении объективной действительности, давать ему какие-либо характеристики немыслима без обоснования наличия обособленного предмета - тех реальных специфичных общественных отношений, регулируемых спортивным правом.

Первичную характеристику спорта и физической культуры, казалось бы, можно было получить на основе их легальных определений. Так, п. 12 и 26 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» содержат следующие дефиниции:

«Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

Однако на практике соотнесение указанных определений весьма неоднозначно и становится острой проблемой. Так, А. А. Исаевым было подсчитано, что в различных источниках содержится более 200 различных понятий спорта".

Вместе с тем, поскольку в приведенных выше легальных дефинициях спорт определяется через общий термин «сфера деятельности», то есть как совокупность общественных отношений, а физическая культура - как «часть культуры», следует осознанно употреблять термин «спортивное право», а не «физкультурно-спортивное», например, понимая под предметом спортивного права общественные отношения, складывающиеся в сфере спорта по поводу участия человека в соревнованиях и подготовки к ним. Для их обозначения мы используем термин «спортивные отношения», а когда указанные отношения урегулированы правом, то также оправданно употребление терминов «спортивно-правовые отношения», или «спортивные правоотношения».

Специфика спортивных правоотношений как особой группы урегулированных правом общественных отношений заключается в их отличительных признаках, к которым относятся:

  • направленность на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека;
  • ориентированность на соревновательную (состязательную) деятельность и (или) подготовку к ней;
  • детальная регламентированность как результатов соревновательной деятельности человека, так и способов и отдельных действий по их достижению;
  • стабильность спортивных отношений и регламентирующих их норм;
  • ограниченность применения принципа эквивалентности.

Кроме того, специфика проявляется в особом субъектном составе

спортивных правоотношений.

В качестве особого вида правовых отношений спортивные правоотношения рассматриваются целым рядом отечественных исследователей. Так, А. А. Соловьев утверждает, что спортивные отношения представляют собой совершенно особый вид общественных отношений, не свойственный предмету регулирования отраслей в традиционной классификации: для их регулирования не может быть применен императивный метод, их невозможно свести к понятию услуги 1 .

Возможна, хотя иногда и затруднительна, классификация отношений в сфере спорта в соответствии с делением спорта на составные части. В таком случае можно говорить об отношениях в сферах профессионального спорта, спорта высших достижений, любительского, массового, адаптивного, детско-юношеского спорта и т. д. Здесь можно отметить, что, хотя такая дифференциация и установлена законодательно, она имеет философско-историческую природу и разрабатывается и описывается прежде всего не юристами, а исследователями самого феномена спорта .

<*> Alekseev S.V. Sports law and sports legislation in Russia at the present stage: problems and prospects.

Алексеев Сергей Викторович, Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов, профессор Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов "Спорт: экономика, право, управление" и "Право и государство: теория и практика", доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

В статье изложены актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе. Большое внимание уделяется анализу и направлениям совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере. В частности, уделяется внимание законодательному обеспечению реализации системы мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; а также совершенствованию правового статуса спортивных федераций.

Ключевые слова: спортивное право, спортивное законодательство, система мер по социальной защите спортсменов, спортивная федерация.

The article describes the current problems of sports law and sports legislation at the present stage. Great attention is paid to the analysis and trends of improving the current legislation in this area. In particular attention is paid to the implementation of legal measures for social protection of athletes, coaches and other specialists in the sphere of physical culture and sports at the same time by enhancing social care for prominent Russian athletes who have completed career as well as improving a legal status of sports federations.

Key words: sports law, sports legislation, a system of social protection of athletes, sport federation.

Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности соответствующую нормативную правовую базу. Сейчас в правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний - норм законодательного, подзаконного и локального уровней об урегулировании общественных отношений в области физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, других областях физкультурно-спортивного движения, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности.

Вместе с тем до недавнего времени комплекс нормативных правовых актов, регулирующих физическую культуру и спорт, в юридической литературе практически не был исследован, не было системно изложенной и прокомментированной нормативной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления физической культуры и спорта как отрасли с необходимым теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.

В начале века возникли детерминанты формирования спортивного права, коренящиеся как в самом праве, так и в правовом обороте <1>. В это время в России выходит цикл учебников по спортивному праву <2>. 25 июня 2008 г. решением Президиума Ассоциации юристов России создана специальная Комиссия по спортивному праву, объединяющая ведущих спортивных юристов, руководителей спортивной и юридической отраслей страны. 1 сентября 2011 г. в развитие данной Комиссии в связи со значительным увеличением числа членов сообщества спортивных юристов, а также в целях расширения масштабов деятельности, в частности для решения задач Комиссии на международном уровне, по аналогии с зарубежными спортивными державами основано Национальное объединение спортивных юристов под эгидой Международной ассоциации спортивного права ИАСЛ.

<1> См.: Алексеев С.В. Предпосылки становления физкультурно-спортивного права в Российской Федерации // Право и жизнь. 2001. N 37; Он же. Физкультурно-спортивное право как новая комплексная отрасль российского права // Право и жизнь. 2001. N 38; Он же. О формировании физкультурно-спортивного права в России // Стенограмма заседания Круглого стола экспертов по теме "Законодательство и спорт: правовые вопросы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации". М.: ВНИИФК, 2001. С. 9.
<2> См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007, 2012; Он же. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008; Он же. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.

В России уже на протяжении нескольких лет выпускаются отраслевой журнал "Спорт: экономика, право, управление" и тематическая газета "Спорт и право". В ряде юридических и физкультурно-спортивных вузов страны начали преподавать комплекс дисциплин спортивно-правового цикла: "Спортивное право России", "Международное спортивное право", "Олимпийское право" и др., создавать профильные специализации, отделения, кафедры и др. научно-образовательные структуры.

Вместе с тем спортивное право до сих пор некоторыми учеными-правоведами не признается в качестве самостоятельной структуры в правовой системе, отечественном научном правоведении и юридическом образовании.

Спортивное право - это новейшее направление российской юриспруденции, охватывающее общественные отношения, возникающие в сфере физической культуры и спорта. По мере развития физкультурно-спортивной деятельности, укрепления рыночной экономики в России все более значимым и тонким становится механизм ее правового регулирования. В настоящее время в стране активно формируется и развивается законодательство, а также так называемое мягкое право (регламентные акты и др., регулирующие спортивные отношения на уровне федераций, союзов, ассоциаций, лиг, акты других спортивных организаций), регулирующие физкультурно-спортивные отношения, постепенно нарабатывается административная, судебная и дисциплинарная практика применения этой специфической нормативной базы.

Со дня вступления в силу (30 марта 2008 г.) Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) прошло более 4 лет, что позволяет подвести некоторые итоги реализации положений Федерального закона. Со времени его введения накоплен определенный опыт применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона.

Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона в ряде субъектов Российской Федерации были приняты новые законы о физической культуре и спорте.

За время действия Федерального закона в него внесен ряд изменений, а именно:

  • Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ предусматривает, что ряд нормативных правовых актов в области физической культуры и спорта будет утверждаться не Правительством Российской Федерации, а уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти;
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ уточняет полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта;
  • Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 82-ФЗ дополняет перечень прав спортсменов правом на включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения порядка формирования спортивных сборных команд Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 175-ФЗ предусматривает, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта, а порядок финансирования проведения физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в соответствующий Единый календарный план, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
  • Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 276-ФЗ устанавливает, что организаторы физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в т.ч. условия и порядок предоставления компенсационных выплат спортивным судьям, связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых ими для участия в спортивных соревнованиях;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 196-ФЗ уточняет основания принадлежности спортсмена к физкультурно-спортивной организации - на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией, и (или) на основании членства спортсмена в физкультурно-спортивной организации в организационно-правовой форме общественной организации или общественно-государственной организации;
  • Федеральный закон от 7 мая 2010 г. N 82-ФЗ вносит дополнения в части усиления мер по противодействию использованию допинговых средств и (или) методов в спорте;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 321-ФЗ вводит ст. 37.1 о Всероссийском реестре объектов спорта, который формируется в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации и используемых для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  • Федеральный закон от 23 февраля 2011 г. N 20-ФЗ вносит изменения в части совершенствования правового положения региональных спортивных федераций и, в частности, устанавливает, что региональная спортивная федерация может не приобретать права юридического лица в случае, если такая федерация является структурным подразделением общероссийской спортивной федерации. Документ также уточняет условия для получения государственной аккредитации и приобретения статуса общероссийской спортивной федерации. Для приобретения указанного статуса у организации должны быть созданные и осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации аккредитованные региональные спортивные федерации, которые могут быть как членами общероссийской спортивной федерации - юридическими лицами, так и структурными подразделениями общероссийской спортивной федерации. Реализация указанного Федерального закона упрощает создание и аккредитацию региональных и общероссийских спортивных федераций;
  • Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 76-ФЗ дополняет часть 2 ст. 8 Федерального закона пунктом 5, предусматривающим в качестве одного из правомочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации участвовать в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ направлен на совершенствование системы подготовки спортсменов и спортивного резерва в Российской Федерации и обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, в т.ч. для спортивных сборных команд страны. В этих целях Федеральный закон N 412-ФЗ предусматривает введение федеральных стандартов спортивной подготовки, обеспечивающих единство основных требований к условиям и результатам реализации программ спортивной подготовки по каждому виду спорта на всей территории Российской Федерации. Согласно принятым нормам спортивная подготовка осуществляется физкультурно-спортивными организациями и образовательными учреждениями на основании государственного (муниципального) задания или договора оказания услуг по спортивной подготовке. Федеральным законом N 412-ФЗ определяются права и обязанности участников спортивной подготовки, а также права общероссийских и региональных спортивных федераций при осуществлении общественного контроля за соблюдением требований федеральных стандартов спортивной подготовки. Реализация Федерального закона N 412-ФЗ будет способствовать повышению эффективности системы подготовки спортсменов высокого класса, а также установлению единых требований к данной деятельности на основе федеральных стандартов спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 413-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 26 и 26.1 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена, либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Административная ответственность в виде дисквалификации может быть применена к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта. Федеральный закон N 413-ФЗ предусматривает, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Дела об указанных административных правонарушениях должны рассматриваться судьями. Одновременно Федеральный закон N 413-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части установления полномочий общероссийской антидопинговой организации по передаче в орган, уполномоченный составлять протоколы об указанных административных правонарушениях, сведений о возможном нарушении антидопинговых правил, а также об обстоятельствах, имеющих значение для привлечения виновных лиц к ответственности, в т.ч. для применения административного наказания.

Нельзя также не отметить, что Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" спортивным федерациям как социально ориентированным некоммерческим организациям в области физической культуры и спорта предусмотрена возможность оказания финансовой поддержки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, которой определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года.

Как видно, с принятием Федерального закона законотворческая работа не закончилась, и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли.

Так, в настоящее время Минспорттуризмом России одобрена Система мер по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов в области физической культуры и спорта, в т.ч. путем усиления адресной социальной помощи выдающимся российским спортсменам, закончившим спортивную карьеру; осуществляется совместная с другими органами исполнительной власти работа над ее реализацией. В рамках данной Системы мер предстоит разработать и принять комплекс федеральных законов, направленных, в частности, на создание дополнительных возможностей и преференций в области образования, профессиональной переподготовки и трудоустройства, медицинского обслуживания и страхования, социально-бытового обеспечения, пенсионного обеспечения и др.

Этот комплекс мер требует дополнительных средств, поэтому одной из составляющих Системы мер являются разработка и принятие изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в части введения целевых отчислений от всех подпадающих под данный Закон игр, в т.ч. в отношении букмекерских контор и тотализаторов, для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений, а также в части урегулирования интеллектуально-коммерческих игр, в т.ч. предусматривающих целевые отчисления от интеллектуально-коммерческих игр для финансирования социальной поддержки спортсменов и установления обязательных нормативов по размерам данных целевых отчислений. Немаловажная роль в принятии данных поправок принадлежит в т.ч. Министерству финансов РФ.

Это также связано с тем, что в связи с выведением спортивного покера из Всероссийского реестра видов спорта в настоящее время существует пробел в нормативном правовом регулировании деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, что негативно отражается на их функционировании в стране.

Россия - одна из первых стран, признавших карточную игру "покер" видом спорта. Приказом Росспорта от 26 июня 2007 г. N 378 на основании заявления Общероссийской общественной организации "Федерация спортивного покера России" вид спорта "спортивный покер" был введен во Всероссийский реестр видов спорта со спортивными дисциплинами "омаха", "семикарточный стад-покер" и "техасский холдем". С тех пор покер стал относиться к спортивным играм наряду, скажем, с шахматами, бильярдом, карточной игрой "бриджем" и др. Таким образом, покер уже был признан государством спортивной игрой, полезной и интеллектуальной <3>.

<3> См. об этом: Алексеев С.В. Правовой статус спортивного покера в России // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 2. С. 3 - 6; Алексеев С.В. Покер как интеллектуальная спортивная игра: становление и развитие в России // ПолитЭкономика. 2009. N 2.

Согласно действующей типологии игр все игры классифицируются на:

I) игры атлетические/силовые (футбол, хоккей, теннис и др.), где результат игры зависит в основном от атлетических способностей игроков;

II) игры интеллектуальные (шахматы, шашки, бридж, турнирный покер, нарды, домино и др.), где результат игры зависит в основном от интеллектуальных способностей игроков и которые, в свою очередь, делятся на:

  1. игры интеллектуально-спортивные (шахматы, шашки, бридж и др.);
  2. игры просто интеллектуальные, спортом не являющиеся (турнирный покер, нарды, домино и др.);

III) стоящие особняком игры азартные (рулетка, блек-джек, орлянка), результат которых зависит в основном от случая, везения, фарта.

20 июля 2009 г. в связи с тем, что игорные заведения, организующие азартные игры, в связи с законодательным запретом их деятельности после 1 июля 2009 г., за исключением 4 специальных зон, стали пытаться камуфлировать азартную деятельность под вывесками "спортивный покерный клуб", Министр спорта, туризма и молодежной политики РФ подписал Приказ N 517, согласно которому турнирный покер был исключен из Всероссийского реестра видов спорта <4>.

<4> В Российской Федерации некоторые карточные игры продолжают иметь статус вида спорта, например бридж. На основании Приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 08.08.2005 N 475 Лига спортивного бриджа имеет государственную аккредитацию по виду спорта "спортивный бридж" // СПС "КонсультантПлюс".

Однако из этого не следует, что турнирный покер, который официально признавался на протяжении 2 лет спортом, стал азартной игрой. Покер выведен из состава спортивных игр, и только. В этой связи следует согласиться с заключением Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В.Л. Мутко, в интервью "Газете.Ru" 07.06.2011 справедливо констатировавшего, что "покер сегодня не запрещенный вид деятельности, невключение в реестр видов спорта не является запретом. Просто он должен развиваться по другим законам" <5>. Действительно, с юридической точки зрения покер остается интеллектуальной и полезной просто социальной игрой наряду, скажем, с преферансом, домино, нардами, также спортом не являющимися.

<5> URL: http://www.gazeta.ru/interview/nm/s3636681.shtml; http://minstm.gov.ru/press-centre/news/xPages/entry.5846.html; http://minstm.gov.ru/press-centre/interview/xPages/entry.5851.html.

Следует отметить, что российскими судами неоднократно давалась однозначная оценка интеллектуально-коммерческих игр как игр, не основанных на риске, а соответственно, не являющихся азартными <6>.

<6> См., например: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2005 N А31-9182/1, ФАС Дальневосточного округа от 14 декабря 2005 г. N Ф03-А24/05-2/3962 // СПС "КонсультантПлюс".

В некоторых странах, в частности в Литве, Украине, Казахстане и др., турнирный покер уже не первый год продолжает быть официально признанным интеллектуальным видом спорта. В начале 2012 г. Министерство спорта Бразилии официально признало покер спортивной игрой. Поспособствовала этому конфедерация техасского холдема Бразилии, которая теперь является главной по покеру в стране. В реестр видов спорта на официальном сайте Министерства попали холдем, омаха, семикарточный стад, разз и другие покерные дисциплины. В 2016 г. состоятся Олимпийские игры по интеллектуальным видам спорта, Бразилия является кандидатом на их проведение.

Требует совершенствования правовой статус спортивных федераций, в т.ч. в части оптимизации их взаимодействия с органами управления физической культурой и спортом. Основным недостатком в сфере регулирования и управления деятельностью общероссийских и региональных спортивных федераций, влияющим на результаты выступления российских спортсменов, являются слабые управленческие возможности органов государственного управления, не в полной мере скоординированные действия Минспорттуризма России, Олимпийского комитета России и общероссийских спортивных федераций.

Президентом Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани 26 марта 2010 г. было поручено Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер по совершенствованию системы управления спортом высших достижений и обеспечить их реализацию.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. N Пр-996 по итогам указанного заседания Совета при Президенте Российской Федерации Минспорттуризм России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России разработал проект Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - законопроект), направленный на совершенствование системы управления спортом высших достижений.

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности общероссийских спортивных федераций, конкретизации их прав и обязанностей, а также ответственности за развитие соответствующих видов спорта и подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации, достижение ими высоких спортивных результатов на международных официальных спортивных мероприятиях.

Кроме того, законопроектом предусматривается разграничение сфер ведения Минспорттуризма России и органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, совершенствование вопросов кадровой политики в области физической культуры и спорта.

Законопроект направлен также на уточнение понятийного аппарата Федерального закона, устранение имеющихся пробелов в законодательстве Российской Федерации в области физической культуры и спорта, централизацию управления сферой физической культуры и спорта.

В настоящее время законопроект находится в стадии принятия в Государственной Думе.

Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Минспорттуризм России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России продолжают работу по анализу практики применения законодательства и подготовке предложений по совершенствованию деятельности общероссийских и региональных спортивных федераций.

Разработка всех рассмотренных нововведений и инициатив невозможна без применения научного инструментария, использования современных достижений теории спортивного права. "Научная основа - единственно верный камертон правотворческой и законодательной деятельности" <7>.

<7> См.: Крашенинников П.В. Спортивное право, которое нужно всем: вступительная статья к учебнику: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007. С. 8 - 9.

Наука спортивного права предполагает изучение закономерностей правового регулирования физкультурно-спортивных отношений, а также генерацию новых знаний в данной области. Результатом является формирующееся учение о спортивном праве - специфическая система взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий <8>.

<8> Алексеев С.В. Указ. соч. С. 141.

Учитывая сказанное выше и многое другое, сегодня можно с удовлетворением и уверенностью констатировать, что в структуре современного права сформирована комплексная отрасль - спортивное право, что позволяет решить, в частности, следующие задачи:

  • придать системе управления спортивным движением оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность;
  • создать условия для разработки долговременной программы развития этой системы;
  • более четко формулировать, юридически выражать и закреплять, а также обеспечивать претворение в жизнь основных норм и принципов спортивного движения;
  • охватить единым нормативным регулированием спортивные отношения как с учетом уже достигнутой общности в их правовом регулировании, так и сохраняющихся различий, обусловленных многообразием национальных спортивных законодательств;
  • систематизировать и кодифицировать обширный нормативно-правовой массив, обеспечивающий спортивную сферу, в значительной мере преодолеть пробелы в правовом регулировании физкультурно-спортивного движения. Это позволит одновременно существенно обновить и обогатить соприкасающиеся со спортивным правом правовые структуры;
  • предупредить, а в случае возникновения повысить эффективность разрешения в рассматриваемой сфере спортивных споров;
  • активизировать и сделать более целеустремленной научную разработку актуальных спортивно-правовых проблем, включая и научную концепцию развития спортивного права;
  • способствовать улучшению подготовки в юридических вузах кадров для работы в государственных и коммерческих структурах, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, а также совершенствованию правового обучения студентов в учреждениях олимпийского образования, физкультурных, педагогических и других неюридических вузах, готовящих специалистов для физкультурно-спортивной сферы.

Одним из важнейших механизмов развития современной науки спортивного права и совершенствования спортивного законодательства является взаимодействие и сотрудничество теории и практики, в частности Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России с Минспорттуризмом России, Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитетом Совета Федерации по социальной политике. Это способствует обмену положительным опытом научно-практической юридической и законотворческой работы в различных областях спортивного движения, формированию научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию спортивного законодательства. В том числе может способствовать систематизации и кодификации нормативно-правового массива, обеспечивающего спортивную сферу, в значительной мере поможет преодолеть пробелы в правовом регулировании спортивных отношений, а также одновременно обновить и обогатить смежные и сопутствующие спортивному праву направления юриспруденции.

Не сомневаемся, что укрепление взаимодействия и сотрудничества Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России с Минспорттуризмом России, Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Комитетом Совета Федерации по социальной политике и другими профильными организациями управления спортивным движением будет максимально эффективно способствовать становлению и развитию российского и международного спортивного права и законодательства, его последовательному внедрению в практику отечественного и мирового спорта, что в, свою очередь, будет способствовать:

  • созданию эффективного механизма правового регулирования спортивного движения, основанного на теории российского и международного спортивного права;
  • укреплению правового сознания и правового порядка в сфере спорта;
  • динамичному развитию российского и международного спортивного движения, новым большим спортивным успехам, победам и рекордам;
  • претворению в жизнь олимпийских идей и принципов;
  • укреплению мира и международного сотрудничества между народами;
  • удержанию и приумножению завоеванных Россией позиций в мировом спорте, сохранению статуса великой спортивной державы;
  • а также даст возможность в XXI веке полностью реализовать огромный социальный потенциал спорта и физической культуры на благо современного общества.

Отношения в обществе сегодня регулируются одной довольно сложной и обширной категорией, которая имеет название «право». Существование этого явления было обусловлено развитием социальных формаций. Постепенный переход человечества от родоплеменных объединений к государственным повлек необходимость создания механизма, который стал бы основным регулятором внутренних процессов подобных структур. Таковая категория была создана. Её конкурентоспособность была доказана исключительной эффективностью в процессе координирования отношений совершенно разной направленности.

При этом право в течение всей человеческой истории постоянно развивалось. На сегодняшний день оно есть настоящей системой, в которую входят разные по своей сути юридические отрасли. К тому же право не является одинаковым на всей планете. Экономические, исторические и этнические особенности каждого государства сильно влияют на юридическую категорию. Тем не менее, международная сфера сейчас приобретает все большую актуальность. Ведь большинство типов человеческой деятельности стали чаще выходить на всемирный уровень.

Отличным примером есть спорт. Сегодня состязания в разных видах спорта - это не только борьба за победу и первенство, но еще и тонкая политическая игра, особенностями которой пользуются многие государства. Поэтому данная сфера деятельности человека регулируется специальной а именно спортивной.

Международная отрасль регулирования: понятие

Международное спортивное право - это одна из отраслей классической международной сферы координирования. Поэтому рассмотрение категории необходимо начинать с анализа её истоков. Международное право существовало далеко не всегда, однако является поистине старинной отраслью. В теории оно представляет собой совокупность юридических норм и регулируемых ими правоотношений, в которых присутствует иностранных элемент.

Существуют также иные взгляды на проблематику этой отрасли. Например, некоторые ученые рассматривают международное право, исключительно как совокупность специальных нормативных актов, сторонами в которых есть суверенные государства. Развитие представленной отрасли началось давно, ведь дипломатия была известна уже во времена Древнего Египта, Греции, Рима и т.д. Заключенные между древними государствами соглашения стали примером первых международно-правовых отношений. Что касается современности, то в XXI веке отрасль разделена на несколько отдельных частей. Это обусловлено рядом достаточно специфических особенностей.

Что повлекло разделение международной отрасли?

Спортивное право есть относительно молодым структурным элементом ранее упомянутой сферы регулирования. Его появление обусловлено процессом развития и популяризации общественных отношений определенного рода. Забегая немного вперед, следует отметить, что спортивное право - это группа взаимосвязанных юридических норм, то есть, похожих или же однородных. Возникновение и последующее развитие подотрасли обуславливается тремя объективными факторами:

  • появлением новых, быстро набирающих популярность отношений в обществе;
  • фактической заинтересованностью нескольких государств в установлении правового порядка в новой среде общественных отношений;
  • разработкой, созданием и признанием общеправовых начал в новой сфере человеческой деятельности.

Таким образом, развитие новой отрасли или подотрасли возможно в том случае, если она есть актуальной для международного сообщества. В данном случае спортивное право является примером отрасли, уровень популярности и востребованности которой на сегодняшний день возрастает все больше. Поэтому представленную сферу регулирования можно рассматривать как самостоятельное явление.

Понятие спортивного права

Итак, выше мы рассмотрели ключевые особенности международной юридической отрасли в целом. В данном случае возникает логичный вопрос о том, что собой представляет международное спортивное право. Согласно общему мнению большинства ученых МСП, это целая система однородных юридических норм и устоявшихся правил, которыми регулируются отношения общественного характера в сфере спортивной деятельности. Ключевым фактором подобного взаимодействия социума есть его международный характер. То есть, мы говорим о спорте не в контексте одной страны, например России, а о деятельности, которая объединяет в себе интерес большого количества разных государств.

Что такое международная спортивная деятельность?

Любая правовая отрасль регулирует человеческую работу в определенной сфере. Физкультурно-спортивное право есть системой юридических норм. Это говорит о направленности его регулирования, ключевым объектом которого есть международная спортивная деятельность. Эта категория включает в себя массу относительно самостоятельных моментов. Другими словами, международную спортивную деятельность можно представить как:


Предмет сферы юридического регулирования

Анализируя все представленные выше ведомости, можно сделать вывод, что предметом спортивной отрасли есть отношения, возникающие в процессе осуществления субъектами спортивной деятельности мирового уровня. Но особенности данной сферы регулирования проявляются не только в структуре её предмета. Большое значение также имеют принципы и система спортивного права.

Структура отрасли

Любая правовая сфера регулирования есть системой по своей сути. В этом факте заключен принцип эффективного координирования общественных отношений юриспруденцией в целом. Спортивное право в данном случае не является исключением из правил. Его система поделена на институты и отдельные нормы. В данном случае мы не можем говорить о подотрасли МСП, ведь оно само является часть международного права. Характерной чертой системы спортивной отрасли является её открытость. Другими словами, субъекты МСП, то есть отдельные государства, могут его изменять посредством собственных национальных юридических систем.

Принципы спортивного права

Любая юридическая система регулирования общественных отношений имеет определенные исходные положения. В основу спортивного права также входят специфические принципы. Вообще, их система в рамках МСП довольно обширна, что обусловлено наличием нескольких групп. Спортивная школа права имеет некоторые общие принципы, структура которых включает в себя следующие основополагающие положения, а именно:

  • принцип добросовестности выполнения обязательств;
  • положение об уважении человеческих свобод;
  • принцип унификации норм и институтов МСП;
  • принцип всеобщей технологизации.

Представленные исходные положения можно встретить не только в рамках международного спортивного права.

Они существуют также в иных подотраслях международной и национальных сфер регулирования общественных отношений. Однако есть также специальные принципы МСП, которые отображают всю специфику и суть представленной в статье категории. Исходные положения такого рода регулируют конкретные отношения, связанные с:

  • проведением Олимпийских игр;
  • тренировочной деятельностью;
  • развитием МСП и всемирного спорта и т.п.

Таким образом, за счет данных принципов международное спортивное право существует в виде самостоятельной отрасли. При этом её исключительный характер также обусловлен наличием иных особенных категорий в структуре МСП.

Метод правового регулирования

Международное, российское спортивное право и аналогичные отрасли иных государств объединяет факт наличия определенных приемов и способов, которыми осуществляется регулирование общественных отношений. В теории это называется методом юридического координирования. В МСП регулирование осуществляется посредством целенаправленного воздействия на спортсменов, организации и других субъектов отрасли. Набор методов является довольно широким и включает в себя:

  • децентрализованное и ;
  • субординация, координация интересов отдельных сторон;
  • регулирование жесткого и мягкого характера.

Следует отметить, что в большинстве случаев используется метод двухстороннего воздействия на государства-участники. Иными словами, допускается проявление инициативы, но при условии следования общепринятым в спортивном сообществе правилам.

Отраслевые источники

Изучение любой существующей на сегодняшний день отрасли права невозможно без проведения анализа её источников. Международное спортивное право характеризуется определенной двойственностью в этом вопросе. Вся система источников делится на внутригосударственную и международно-правовую группу. В первом случае мы говорим о национальном законодательстве субъектов регулирования МСП, судебных прецедентах этих стран. Таким образом, источником в данном случае признается вся совокупность юридических норм отдельных держав. Международно-правовые источники есть более конкретными. Ведь в них заключены нормы, регулирующие отношения, входящие в компетенцию непосредственно МСП.

Источники международного характера

На сегодняшний день теоретики выделяют четыре формы МСП. Сюда непосредственно относится:

  • договор международного характера;
  • международно-правовой обычай;
  • акты спортивных организаций;
  • судебные прецеденты международных инстанций.

Представленные источники рождаются в процессе общей деятельности субъектов МСП. Например, права спортивной федерации какого-либо типа позволяют ей принимать определенные акты по вопросам внутренней организации или по внешнему взаимодействию. Если структура имеет международный характер, то выданный акт является эталонным и автоматически приравнивается к источнику МСП.

Заключение

Таким образом, международное спортивное право - это самостоятельная, вполне сформированная на сегодняшний день структура, которая имеет собственную систему и метод нормативного регулирования. Её развитие необходимо продолжать, ведь мировой спорт неустанно эволюционирует в XXI веке.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме