Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Специальные технические условия. О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства

В данной статье мы хотим подробно осветить такие вопросы как:

Итак, что такое СТУ (Специальные технические условия) и из чего состоит проектная документация (ПД)? Состав проектной документации утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Всё содержимое Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением №87, это как раз и есть ответ на вопрос: из чего состоит ПД и что в себя включает?

Проектная документация для объектов капитального строительства состоит из нескольких разделов: Пояснительная записка, Архитектурные решения, Конструктивные и объёмно-планировочные решения и т.д. В том числе ПД содержит и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ), в который включаются описания и обоснования проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта, включая графические материалы в виде структурных схем систем противопожарной защиты и схем эвакуации. СТУ по обеспечению пожарной безопасности не содержатся в составе какого-либо раздела проектной документации, а также не фигурируют в постановлении как самостоятельный раздел. О специальных технических условиях в Постановлении №87 упомянуто только однажды — в пункте 5:

«В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. …»

Разработка СТУ должна предшествовать разработке проектной документации! Даже, если не погружаться глубоко в нормативно-техническую взаимосвязь между СТУ и проектной документацией, с точки зрения логики русского языка, уже понятно, что наличие слова «предшествовать» в п.5 Постановления №87 отделяет понятия «разработка СТУ» и «разработка ПД» друг от друга, формально расставляя эти два события по разным местам на временной шкале. Уже нельзя сказать что СТУ и проектная документация — это одно и то же.

Что такое СТУ? Исходя из того же пункта 5 Постановления №87, специальные технические условия — это документ, который содержит вновь разработанные нормы — те самые, недостающие или отсутствующие в нормативной базе РФ нормативные требования для проектирования конкретного уникального объекта или объекта с нестандартными проектными решениями. Примерно такое же определение «Специальным техническим условиям» дают ч. 8 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ) и ч. 2 статьи 78 Федерального Закона №123-ФЗ от 22.07.2008 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). Приказ Минрегиона России №36 от 01.04.2008 (пункт 2) прямо говорит о том, что «СТУ являются техническими нормами , содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта».

Таким образом, СТУ по обеспечению пожарной безопасности — документ, содержащий нормы, нормативные требования .

Получается, что по своему техническому смыслу любые СТУ — это индивидуальный нормативный документ , в соответствии с требованиями которого осуществляется проектирование конкретного объекта, для которого СТУ и были разработаны.

На графической схеме (ниже) просто, но наглядно, показано, что нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, включенные в СТУ, стоят в одном ряду с требованиями, содержащимися в других документах: ФЗ №123-ФЗ и в нормативных документах (Сводах Правил). Проектная организация, имея на руках разработанные и согласованные в установленном порядке СТУ по пожарной безопасности, разрабатывает все разделы ПД (особенно это касается раздела МОПБ) для своего уникального (нестандартного) объекта в соответствии со следующими группами «пожарных норм»:

    нормативными требованиями Федерального Закона №123-ФЗ,

    нормативными требованиями нормативных документов (Сводов Правил),

    нормативными требованиями СТУ.

Специальные технические условия по пожарной безопасности, Федеральный Закон №123-ФЗ и нормативные документы по ПБ – вместе составляют комплекс документов, формирующих единый, полный набор нормативных требований в области пожарной безопасности (для уникального объекта).

В данной статье мы не затрагиваем вопрос значимости и юридического статуса Специальных технических условий как нормативного документа, равного по статусу Сводам Правил, например. Мы рассматриваем только назначение и роль документа «Специальные технические условия» с нормативно-технической точки зрения, основываясь на определениях этого документа, закрепленных в законодательстве.

Понятно, что если Специальные технические условия содержат обоснование отступлений от нормативных требований пожарной безопасности, то это не могут быть отступления от требований ФЗ, это могут быть только отступления от требований Сводов Правил. Поэтому разработчик проектной документации имеет право при проектировании объекта рассматривать и применять требования СТУ, как более приоритетные, в части противоречащей требованиям Сводов Правил. Для этого собственно законодательством и предусмотрена возможность обоснования в СТУ отступлений от требований нормативных документов, коими являются Своды Правил, но не является ФЗ.

И кстати говоря, сам факт того, что документ «Специальные технические условия» является инструментом, позволяющим обосновать отступления от требований нормативных документов (СП), — это ещё один веский аргумент в подтверждение того, что СТУ — это, по смыслу, нормативный документ. Получается, что нормы, содержащиеся в СТУ, фактически способны заменить в определённой части нормы Сводов Правил в случае отступления от СП. Кроме того, часть 9 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 говорит о том, что согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. То есть, СТУ — это нормы для конкретного объекта, но они имеют теоретическую возможность «перекочевать» в нац. стандарты и СП, в случае массового применения и схожести.

Надо отметить, что существует несколько факторов, из-за которых может ошибочно показаться, что СТУ – это всё-таки часть проектной документации. Во-первых, СТУ – это, как и проектная документация, адресный, индивидуальный документ, который, как и все разделы ПД, разрабатывается для одного конкретного объекта кап. строительства. При этом, СТУ и проектная документация вместе должны направляться в органы Экспертизы. И если не погружаться глубоко в суть вопроса, то можно принять СТУ за раздел проекта. Только надо понимать, что на самом деле СТУ направляются в Экспертизу не в качестве раздела ПД, а в качестве нормативного документа, в соответствии с которым были разработаны разделы ПД, содержащие уникальные проектные решения. Во-вторых, несмотря на то, что по логике и в теории разработка специальных технических условий (адресного нормативного документа) должна предшествовать разработке проектных решений, на практике очень часто получается наоборот. Зачастую только в процессе проектирования можно понять, что заказчик строительства или проектная организация планирует применить нестандартное проектное решение, которое выходит за рамки актуальной нормативной базы в области ПБ, и для которого недостаточно нормативных требований по пожарной безопасности. То есть только тогда, когда уже началась разработка ПД, становится понятно, что объект превращается в уникальный (нестандартный) в той или иной степени, и поэтому необходима разработка СТУ по пожарной безопасности на проектирование этого объекта. Это влечет за собой ввод нового этапа «разработка СТУ», который выполняется параллельно разработке ПД. Поэтому может показаться, что СТУ – это просто один из разделов проектной документации. Возникает ситуация, при которой СТУ фактически подгоняются максимально близко, насколько это возможно, под уже готовое уникальное проектное решение, которое заказчик предполагает, планирует применить на своём объекте. И в принципе, такой ход событий является нормальным, если говорить о практической стороне вопроса: по-другому просто невозможно иной раз, не начав проектировать, выявить недостаточность норм и, как следствие, необходимость в разработке СТУ. Как же понимать тогда Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87, в котором говорится о том, что разработке ПД должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий, если на практике всё получается вроде бы наоборот? Дело в том, что если говорить о взаимосвязи двух процессов: 1) разработка и согласование СТУ и 2) разработка и согласование ПД , в начале проектирования, то картина одна: как правило, действительно, первым начинается процесс разработки проектной документации. Однако слово «предшествовать» п.5 Постановления №87 несёт в себе более глубокий смысл. Если рассматривать как связаны оба эти процесса цельно, от начала и до конца каждого из них, на всём отрезке проектирования, то картина вырисовывается совсем другая. Сначала завершается процесс: разработка и согласование СТУ – то есть, официально появляются нормативные требования (после согласования СТУ в МЧС и в Минстрое). И только потом завершается процесс разработки и согласования (экспертизы) ПД – то есть официально появляется окончательный проект с положительным заключением Экспертизы. И даже если в самом начале проектирования заказчик строительства заложил в проект некое нестандартное проектное решение, то оно пока ещё является его планом ; заказчик может на этом начальном этапе только планировать и предполагать , что в будущем будут разработаны и согласованы СТУ, легализующие возможность использования этого уникального решения именно в том виде, в котором хочет заказчик. Полноценные основания для включения этого проектного решения в проект у заказчика появляются только после, того как официально получены нормы, по которым это проектное решение было (будет) спроектировано, то есть после разработки и согласования СТУ. Также надо понимать, что СТУ это далеко не всегда постоянный, неменяющийся документ, который от разработки 1-ой редакции и до окончания всех согласований не подвергается никаким корректировкам. Процедура согласования специальных технических условий заключается в том, что СТУ рассматриваются и обсуждаются на двух нормативно-технических советах МЧС России и Минстроя России по очереди, где члены советов (эксперты, учёные) могут посчитать необходимым откорректировать, доработать СТУ (имеют полное на это право). Поэтому специальные технические условия в процессе согласования могут преобразиться в такую редакцию, которая будет отличаться от планируемой в начале. Бывает, что корректировки, вносимые в СТУ на стадии согласования, носят принципиальный характер. Это бывает нечасто, но теоретически такое возможно в рамках действующей процедуры соглсасования СТУ. В этом случае, заказчику иногда приходится корректировать своё нестандартное проектное решение так, чтобы оно соответствовало требованиям окончательной редакции СТУ, учитывающей мнения членов НТС. Иначе проект не пройдёт Экспертизу, т.к. будет на лицо несоответствие проекта требованиям согласованных СТУ в части обоснования нестандартных решений. Именно в таких ситуациях и становится очевидным, что сначала должны всё-таки появится нормы в окончательном варианте (согласованные СТУ), полностью прошедшие те этапы создания, на которых были возможны какие-либо изменения, а уже потом появляется основание использовать в проекте планируемое ранее нестандартное проектное решение с учетом приведения проекта в точное соответствие с требованиями этих норм (полностью согласованных СТУ). И в конечном итоге проект разрабатывается в соответствии с СТУ, проект подгоняется под финальную редакцию СТУ (с учетом мнения членов НТС), а не наоборот.

СТУ по пожарной безопасности — это по сути нормативные требования, необходимые для проектирования нестандартного объекта, то есть это нормативный документ, который в идеале уже нужно иметь на руках к моменту разработки проектных решений (точно также как мы имеем на руках ФЗ №123-ФЗ и Своды Правил). И несмотря на то, что на практике почти всегда СТУ разрабатываются одновременно с ПД, — формально применять требования СТУ при проектировании можно только после разработки и согласования СТУ, когда этот документ приобретает свою финальную редакцию и официальный статус, пройдя через все необходимые нормативно-технические советы (МЧС России и Минстроя России).

Проектная документация — это по сути описание и обоснование (текстовое, графическое, расчетное) проектных решений. Как нельзя сказать, что фраза «описание проектных решений» по смыслу включает в себя «разработку нормативных требований», так и нельзя сказать, что термин «проектная документация» включает в себя «Специальные технические условия».

Специальные технические условия по своему определению в рамках действующего законодательства ни при каких обстоятельствах не могут входить в состав проектной документации, являться её составной частью или самостоятельным разделом проекта. СТУ — это нормы, которые необходимы проектировщику для разработки конкретных проектных решений (проектной документации).

Соответственно, такой вид деятельность как «разработка (подготовка) проектной документации» не может включать в себя по умолчанию такую работу как «разработка СТУ».

Необходимость написания данной статьи вызвана тем, что, на практике в рамках своей деятельности профессиональные разработчики СТУ постоянно сталкиваются со случаями полного непонимания и незнания со стороны заказчиков СТУ, генеральных проектных организаций, и даже экспертов государственной (или негосударственной) экспертизы простой истины: ни формально, ни технически, специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности — это не проектная документация, а индивидуальный нормативный документ, имеющий свой (особый) статус.

Каким образом проявляется это непонимание, и к чему оно приводит, мы постараемся подробнее рассказать в следующих статьях на примере конкретных случаев из реальной деятельности в области разработки СТУ.

Министерство регионального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

ПРИКАЗ

О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства


В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5) и пунктом 5.2.6 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству , утвержденного (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст.3904),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству И.Е.Генкина.

Руководитель
В.И.Коган

Приложение. Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства

Приложение
к приказу Федерального агентства
по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству

1. Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ).

2. СТУ разрабатываются в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенными в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1047-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 28 июня 2010 года, N 26, статья 3405), недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, а также в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Включение в состав СТУ положений, содержащих отступления от действующих нормативных требований, допускается при одновременном включении в состав СТУ положений, компенсирующих эти отступления.

3. Нормативные требования, содержащиеся в документах, не включенных в перечни национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной и (или) добровольной основе обеспечивается соблюдение положений Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5) (ведомственные, территориальные, иные нормативные требования), могут быть включены в СТУ при условии обеспечения безопасности объекта капитального строительства с указанием источника таких нормативных требований.

4. Отдельные положения, содержащиеся в нормативных документах зарубежных стран, могут быть включены в СТУ при условии их соответствия законодательству Российской Федерации.

5. СТУ разрабатываются применительно к конкретному объекту капитального строительства и содержат положения, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта капитального строительства.

Положения СТУ формулируются в виде конкретных нормативных требований к объекту капитального строительства, допускающих возможность контроля в установленном порядке, и не должны содержать предполагаемых проектных решений.

Не допускается формулировать положения СТУ в форме положений нормативного правового акта Российской Федерации.

6. Обозначения и единицы величин, использованные в СТУ, должны соответствовать обозначениям и единицам величин, принятым в документах в области стандартизации.

7. В СТУ не допускается:

отступление от требований федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

включение положений, содержащихся в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах, в том числе формулы расчета в другом построении.

СТУ не разрабатываются в отношении новых материалов, изделий, конструкций и технологий, требования к которым не регламентированы действующими документами в области стандартизации.

В состав СТУ не включаются чертежи, схемы, инструкции, методики, расчетные и иные обоснования нормативных требований.

8. Разработка СТУ осуществляется в соответствии с техническим заданием застройщика (технического заказчика).

В техническом задании приводится краткое обоснование необходимости разработки СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства, а также другие требования и информация, необходимые для разработки СТУ.

9. В зависимости от степени обеспеченности планируемого к строительству объекта капитального строительства действующими нормативными положениями могут разрабатываться СТУ, содержащие требования, в том числе в части обеспечения механической, промышленной, сейсмической, пожарной и иной безопасности.

10. В СТУ должны содержаться следующие данные:

обоснование необходимости разработки СТУ с указанием недостающих нормативных требований и (или) вынужденных отступлений от действующих нормативных требований применительно к конкретному объекту капитального строительства;

основание для строительства;

данные, включающие наименование и место расположения объекта капитального строительства и условия строительства;

сведения о застройщике (техническом заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;

краткое описание объекта капитального строительства с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.

11. Структура СТУ должна соответствовать структуре действующих документов в области стандартизации (или их разделов) применительно к установленным дополнительным и (или) отсутствующим нормативным требованиям.

12. Согласование СТУ осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Госстрой).

13. Организационно-технические мероприятия по подготовке согласования СТУ осуществляет уполномоченное структурное подразделение Госстроя (далее - Управление).

Рассмотрение СТУ, подготовка рекомендаций о согласовании либо отказе в согласовании СТУ, а также рекомендаций по оформлению СТУ осуществляются Нормативно-техническим советом Госстроя (далее - Совет). Положение о Совете и Состав Совета утверждается приказом Госстроя.

14. Для согласования СТУ застройщик (технический заказчик) представляет в Госстрой следующие документы:

заявление застройщика (технического заказчика) на имя руководителя Госстроя о рассмотрении СТУ, подписанное руководителем застройщика (технического заказчика) или лицом, исполняющим его обязанности. В случае если заявление подается юридическим лицом, указанное заявление заверяется печатью.

проект СТУ в двух экземплярах, подписанный представителем разработчика. В случае если СТУ разрабатывается юридическим лицом, указанное СТУ заверяется печатью;

пояснительную записку, содержащую обоснование предложенных в СТУ нормативных требований и включающую при необходимости расчеты, результаты проведенных испытаний и исследований, схемы, графики, протоколы совещаний и другую подобную информацию;

копию технического задания на разработку СТУ;

расчеты рисков (при необходимости);

документы, подтверждающие согласование СТУ или нормативных требований, содержащихся в СТУ, с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. СТУ, содержащие нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, представляются с соответствующим согласованием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. По рекомендации Совета Госстрой направляет СТУ в заинтересованный федеральный орган исполнительной власти для согласования или получения позиции такого органа о возможности применения дополнительных нормативных требований, а также соответствующих компенсирующих и дополнительных мероприятий, содержащихся в СТУ;

копию технического задания на разработку СТУ, заверенного руководителем застройщика (технического заказчика) или лицом, исполняющим его обязанности.

Представленные застройщиком (техническим заказчиком) документы возврату не подлежат, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком.

15. Документы для согласования СТУ, представленные с нарушением пункта 14 настоящего Порядка, в течение десяти рабочих дней с даты регистрации возвращаются отправителю без рассмотрения по существу с указанием причин возврата.

Документы для согласования СТУ, представленные в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, выносятся Управлением на рассмотрение Совета.

16. По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, СТУ рекомендуются Советом к согласованию или отказу в согласовании. Рекомендации Совета указываются в протоколе заседания Совета.

Рассмотрение СТУ Советом осуществляется в течение месяца с даты регистрации в Госстрое документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка. В отношении объектов капитального строительства, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2010, N 49, ст.6410; 2011, N 29, ст.4281; N 49, ст.7015), указанный срок может продлеваться на один месяц по решению руководителя Госстроя либо его уполномоченного заместителя, курирующего вопросы согласования СТУ.

В рассмотрении СТУ Советом не принимают участие члены Совета, участвовавшие в разработке СТУ или проектной документации на соответствующий объект капитального строительства.

17. Решение о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ принимается руководителем Госстроя либо его заместителем, курирующим вопросы согласования СТУ, на основании рекомендаций Совета в течение десяти рабочих дней с даты соответствующего заседания Совета.

18. Решение о согласовании СТУ оформляется путем проставления на титульном листе двух экземпляров СТУ согласующей подписи лица, принявшего указанное решение, и проставления на каждом листе двух экземпляров СТУ визирующей подписи уполномоченного сотрудника Управления. О принятом решении застройщик (технический заказчик) извещается письмом Госстроя в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения, к которому прикладывается один экземпляр согласованных СТУ.

19. Решение об отказе в согласовании СТУ оформляется письмом Госстроя в адрес застройщика (технического заказчика) за подписью лица, принявшего решение об отказе в согласовании СТУ, с приложением выписки из протокола заседания Совета, в которой указываются основания для рекомендации об отказе в согласовании.

20. После устранения причин, послуживших основанием для отказа в согласовании СТУ, они могут быть повторно направлены на согласование в установленном порядке.

21. В случае возникновения необходимости внесения изменений и дополнений в ранее согласованные СТУ застройщик (технический заказчик) представляет в Госстрой документы в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка. При этом проект СТУ представляется в полном объеме с учетом внесенных изменений и дополнений, а в пояснительной записке к СТУ приводится таблица внесенных изменений и (или) дополнений.

В случае согласования СТУ в новой редакции с учетом внесенных изменений и дополнений ранее согласованные СТУ утрачивают силу со дня принятия соответствующего решения.

22. Опечатки и описки в согласованных СТУ могут быть исправлены путем указания в письме Госстроя новой редакции соответствующих положений СТУ.

23. Согласованные СТУ подлежат хранению и учету Управлением.

24. Застройщик (технический заказчик) вправе на любой стадии рассмотрения отозвать свое заявление о согласовании СТУ путем направления соответствующего письма в Госстрой.

Сведения о расчетах, обоснованиях и прогнозах последствий реализации предлагаемых решений, имеющие значение для оценки регулирующего воздействия

Проект приказа Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства"

1. Краткое описание предлагаемого нового правового регулирования

Проект приказа устанавливает общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - СТУ).

2. Проблема, на решение которой направлено новое правовое регулирование, оценка негативных эффектов, порождаемых наличием данной проблемы.

Установление нового порядка разработки и согласования СТУ с учётом изменения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на согласование СТУ.

3. Цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Проект приказа разработан в соответствии с пунктами 5.2.6 , 5.4.13 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 670 , в целях приведения ведомственных актов в соответствие с вышестоящими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Новые полномочия, функции, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления или изменение порядка их реализации.

В связи с передачей соответствующей функции Госстрою проект приказа устанавливает, что согласование СТУ осуществляет Госстрой.

5. Оценка расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на организацию исполнения и исполнение новых полномочий, функций, обязанностей и реализацию прав или на изменение порядка их реализации.

Издание проекта приказа не потребует дополнительных расходов за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации.

6. Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности или изменение содержания существующих обязанностей.

Новые обязанности субъектов предпринимательской деятельности и изменение содержания существующих обязанностей не предусматриваются.

7. Основные группы субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты новым правовым регулированием, их количественная оценка.

Застройщик (технический заказчик).

8. Оценка расходов субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность, связанных с необходимостью соблюдать закрепляемые за ними обязанности, либо с изменением содержания таких обязанностей.

За согласование СТУ плата с застройщика (технического заказчика) не взимается.

9. Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий.

Риски невозможности решения проблемы предложенным способом, риски непредвиденных негативных последствий отсутствуют.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по.

В каких случаях необходимо получение СТУ? Какие существуют виды специальных технических условий? Как собрать пакет документов для согласования? Из чего складывается стоимость разработки СТУ? Обо всем этом и многом другом рассказывают эксперты компании “ЛенТехСертификация”.

Что такое СТУ?

Специальные технические условия — это технические нормы, в которых содержатся требования в области безопасности и данные об особенностях проектирования, строительства, инженерных изысканий, эксплуатации и демонтажа объекта. Документ необходим в случае, если описываемых требований нет в уже существующих нормах или невозможно соблюдение этих норм в ходе проектирования.

Важно знать! Требования СТУ являются приоритетными на территории РФ. Другие строительные нормы (СНиП, СП, ГОСТ, ГОСТ Р, ВСН, ВНТП и др.) не имеют силы, если они противоречат требованиям СТУ.

Классификация и виды специальных технических условий

Могут быть разработаны СТУ 4-х видов:

  • По промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства.
  • По сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях с сейсмоактивностью свыше 9 баллов.
  • Специальные технические условия по пожарной безопасности.
  • Технические требования к строениям уникального типа (дизайнерские сооружения, памятники и т.п.)

Когда требуются СТУ?

Разработка и согласование специальных технических условий могут потребоваться в следующих случаях:

  • Проектируемый объект является нестандартным.
  • Строительство ведется в районах с повышенной сейсмической активностью.
  • Отсутствуют требования пожарной безопасности к проектированию жилых зданий высотой более 75 м, а также других объектов (офисных, многофункциональных, производственных) выше 50 м.
  • Отсутствуют системы автоматического пожаротушения на объектах, где по нормам они должна быть спроектированы и установлены.
  • При проектировании пожарных проездов в зданиях с нестандартной архитектурой.

Это далеко не все ситуации, в которых понадобится разработка СТУ. Если у вас есть сомнения, лучше всего проконсультироваться со специалистами компании “ЛенТехСертификация” — вам расскажут обо всех необходимых документах и сориентируют по стоимости и срокам.

Кроме того, разработка СТУ может помочь:

  • урегулировать спорные вопросы из-за противоречий в нормативных документах;
  • найти наиболее эффективные проектные решения;
  • составить грамотный и эффективный перечень компенсирующих противопожарных мероприятий.

Что включают в себя специальные технические условия?

В СТУ указывается:

  • Обоснование необходимости разработки спец ТУ;
  • Перечень дополнительных требований, которые будут разработаны для объекта;
  • Информация о самом объекте (заказчик, цель строительства и назначение объекта, месторасположение, застройщик, проектировщик);
  • Данные о разработчике СТУ;
  • Основные инженерные и планировочные решения с приложенными чертежами, планами и схемами.

Разработка и согласование специальных технических условий

Разработка

СТУ разрабатываются в строгом соответствии с приказом Минстроя РФ от 15.04.2016 г. №248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства». В документе указываются требования к оформлению и содержанию техусловий.

Стоит отметить, что разработка специальных технических условий (СТУ) — это нелицензируемый вид деятельности. То есть от исполнителя не требуют получения специальных лицензий или аккредитаций. Согласно вышеуказанному приказу, заниматься данной деятельностью может организация, обладающая научно-техническим потенциалом и опытом работы в соответствующей области. Поэтому при выборе исполнителя стоит в первую очередь опираться на его репутацию, отзывы и квалификацию сотрудников.

Согласование

Согласование специальных техусловий проводит Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Если СТУ разработаны для обеспечения пожарной безопасности, то необходимо также заключение МЧС.

Перед согласованием нужно подготовить следующий комплект документов:

  • Информация о заявителе
  • Информация о разработчике проекта СТУ
  • Сам проект СТУ в двух оригинальных экземплярах
  • Пояснительная записка к проекту
  • Копия технического задания на разработку проекта, заверенную печатью
  • Сканированные копии документации, указанной в подпунктах «а — д» пункта 14 Порядка, на электронном носителе
Получить бесплатную консультацию

Порядок разработки и согласования специальных технических условий

Всю процедуру можно разделить на 5 основных этапов:

  1. Предоставление исходных данных. Исходные данные предоставляет заказчик и именно он отвечает за сроки этого этапа. Разработчик, в свою очередь, может помочь, дав подробный список требуемого.
  2. Разработка СТУ (первая редакция). Когда вся необходимая информация предоставлена, исполнитель приступает к работе. Конкретный срок зависит от сложности объекта, но в среднем это от 14 до 40 рабочих дней.
  3. Согласование с заказчиком. Готовые СТУ тщательно проверяются заказчиком. Разработчик отвечает на все возникающие вопросы и при необходимости вносит правки.
  4. Внесение правок. Сроки этого этапа во многом зависят от самого заказчика — чтобы сократить время работ, лучше внимательно рассмотреть проект еще на первом согласовании.
  5. Согласование с Минстроем и другими структурами. Здесь срок определен Порядком разработки и согласования СТУ и составляет 1 месяц (может быть продлен до 3 мес.). При разработке специальных технических условий по пожарной безопасности вам потребуется согласование пожарных СТУ в МЧС. В таком случае общий срок увеличится, т.к. процедуры невозможно запускать одновременно.

Стоимость СТУ

Стоимость разработки и согласования специальных техусловий зависит от их типа, конкретного объекта строительства, а также факторов, влияющих на его постройку. Существует также корректирующий стоимость коэффициент, возрастающий с количеством отступлений от нормативных требований. Для того, чтобы узнать точную цену разработки СТУ, обратитесь к экспертам компании.

Получить бесплатную консультацию

Мы приглашаем обращаться за услугами по разработке и согласованию СТУ к нам, в компанию “ЛенТехСертификация”. Эксперты бесплатно проконсультируют вас по имеющимся вопросам и всего за 4 часа произведут индивидуальный расчет стоимости и условий. Звоните или заполняйте форму обратной связи — мы оперативно примемся за работу!

1 апреля 2008 года, несмотря на внешне несерьезный характер этой даты, глубоко изменило систему технического регулирования в России. Именно в этот день Министерство регионального развития Российской Федерации выпустило исторический приказ № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», который кардинально поменял многолетний подход к проектированию зданий и сооружений с жесткого линейного соответствия действующим, и на тот момент во многом устаревшим СНиП или СП, на возможность некоторого отступления от существующих норм, хотя и с определенными оговорками про вынужденность этих отступлений.

С этого момента для всех людей, связанных со строительством, началась новая эпоха. Сначала очень аккуратно, опасливо, потом уже с большей уверенностью многие компании-заказчики пробовали использовать специальные технические условия при строительстве разнообразных объектов. Сейчас уже прошло более 5 лет с момента начала этого процесса, и в данном обзоре нам бы хотелось дать свой ретроспективный взгляд на историю разработки СТУ в России, благо мы сами не только были одними из пионеров в данной области, но и успешно продолжаем в ней работать по настоящее время.

В скором времени после выхода уже упомянутого приказа № 36 Минрегиона России мы приступили к разработке своего первого СТУ по тематике трубопроводного транспорта. Тема СТУ была очень специфическая, и никакой нормативной документацией не регламентированная: существовала построенная насколько лет назад линейная часть трубопровода не введенная в эксплуатацию, которую наш Заказчик хотел приспособить под перекачку ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). Предмет СТУ, помимо редкой ситуации с построенным и брошенным трубопроводом, заключался в том, что в соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» трубопроводы Ду500 вообще запрещается использовать для перекачки ШФЛУ. Также существовала проблема ненормативных сближений (по требованиям того же СНиП 2.05.06-85* для наибольшего разрешенного диаметра продуктопровода ШФЛУ (Ду400)) нашего трубопровода с различными объектами инфраструктуры. Тут следует отметить, что сами по себе эти расстояния были достаточно большими (около 1000 м), однако, после печально знаменитой аварии на магистральном продуктопроводе ШФЛУ «Сибирь-Урал-Поволжье», произошедшей 4 июня 1989 вблизи железнодорожного перегона «Аша — Улу-Теляк » под Уфой, требования к расположению магистральных трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы (СУГ), были сильно ужесточены.

Разработка первого СТУ была очень долгой, с проведением большого количества натурных испытаний металла труб, подтверждающих их соответствие существующим требованиям, с проведением предварительной внутритрубной диагностики линейной части и оценкой его текущего технического состояния. Сам получившийся документ содержал около 120 страниц и очень подробно раскрывал все аспекты проектирования, реконструкции, строительства, приемки в эксплуатацию и самой эксплуатации продуктопровода. Следует отметить, что часть разделов этих СТУ дублировала существующую НТД, но так как документ был первым, то подсознательно казалось, что больше не меньше, хуже от этого не будет. Пояснительная документация составляла и того больше - страниц 300, включая в себя подробный анализ риска для рассматриваемого трубопровода. Соответственно, обязательная на тот момент научно-техническая экспертиза таких огромных СТУ длилась более полугода, причем, так как образцов СТУ тогда еще не существовало, то требования к документу вырабатывались прямо по ходу экспертизы, которую в то время проводил Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ОАО ЦНС). В несколько итераций СТУ приобрели окончательный вид и положительное заключение экспертизы на них подписал сам И.Д. Красулин, руководитель разработки того самого СНиП 2.05.06-85*, от указаний которого наши СТУ и отступали. После этого, вместе с положительным заключением экспертизы, СТУ были направлены на согласование в Министерство регионального развития РФ, где, после проведения нормоконтроля и последующей редакторской правки, и были успешно согласованы. Забирали СТУ, как первенца из роддома - уж очень тяжело они дались…

В дальнейшем все остальные СТУ разрабатывались уже быстрее, появлялся опыт и у нас - разработчиков, и у экспертов, и у ответственных специалистов Минрегиона России, пока в один прекрасный момент не были изменены правила согласования СТУ. Вместо научно-технической экспертизы в независимой организации и последующего согласования СТУ Минрегионом, при самом Министерстве был создан научно-технический совет, который взял на себя часть функций экспертизы. Пока эта система не сформировалась, несколько месяцев получить согласование СТУ было практически невозможно.

Вообще все, что касается процедуры согласования специальных технических условий, за прошедшие 5 лет уже менялось несколько раз. Выходили и изменялись нормативные документы Министерства, содержащие требования к составу и оформлению СТУ. СТУ, как часть системы технического регулирования, были внесены в федеральное законодательство (пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), менялся состав научно-технического совета и т.д. Да, что говорить, если даже ответственный орган федеральной власти за прошедшие 5 лет сменился уже трижды: сначала за согласование СТУ отвечал сам Минрегион России, затем Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России), и вот теперь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации (Минстрой России). То ли еще будет…

Но если отвлечься от самой процедуры согласования, то с помощью СТУ за прошедшее время нам удалось решить целый ряд технических проблем наших заказчиков, которые до появления этого могущественного инструмента остались бы нерешенными. В течение этих 5 лет мы разрабатывали СТУ на самые разнообразные объекты нефтегазовой промышленности: магистральные и промысловые трубопроводы, кустовые площадки, объекты очистки и переработки нефти и газа. Вот только краткий перечень тех вопросов, которые нам вместе с нашими заказчиками удалось решить:

  • размещение трассы трубопроводов в пределах действующей и перспективной застройки населенных пунктов;
  • размещение объектов на кустовых площадках в соответствии с новыми техническими требованиями (например, дополнительные требования к расстояниям между устьями скважин, количеству скважин на кусте и др.);
  • размещение трассы трубопровода на сокращенных расстояниях от объектов инфраструктуры;
  • оснащение трубопроводов механо-технологическим оборудованием в соответствии с условиями прокладки (например, изменение расположения и количества узлов запорной арматуры, запуска СОД);
  • изменение конструкции объектов (например, дополнительные требования к применению внутренней изоляции на промысловых нефтегазопроводах);
  • размещение площадочных объектов в соответствии с новыми техническими требованиями.

Но главное то, что все приведенные выше технические решения не только решали поставленные нашими заказчиками вопросы, но и обеспечивали необходимый уровень промышленной, пожарной или сейсмической безопасности объектов. Иногда для этого приходится не просто разрабатывать новые технические решения в рамках существующей концепции проектирования, но и предлагать новые подходы к самой концепции проектирования и обеспечения безопасности трубопроводов. Более подробно про один такой случай, а именно применение концепции исключения разрывов можно прочитать перейдя .

Правда, иногда удается решить проблемы заказчика и более простым способом. Вот пример. В одном известном северном регионе России было запланировано строительство установки комплексной подготовки газа (УКПГ). ВНТП 01-81 «Нормы технологического проектирования объектов газодобывающего предприятия и станции подземного хранения газа» п. 8.4. на установках подготовки газа для обеспечения непрерывности производства предписывают: «установки подготовки газа (первичной сепарации, низкотемпературной сепарации, абсорбционной осушки газа и др.) включают от 2 до 6 технологических линий, одна из которых используется в качестве резервной…». Следует отметить, что по действующему законодательству этот документ ВНТП 01-81 не является обязательным, однако местный филиал ФАУ Главгосэкспертиза России этого иногда не признает, и, так как никакой замены этому ВНТП до сих пор не вышло, требует следовать его нормам. В нашем же случае строительство отдельной резервной линии низкотемпературной сепарации на УКПГ было явно нецелесообразно ввиду прогнозируемой неравномерности объемов добываемой продукции на месторождении (максимальная добыча прогнозируется лишь в течение нескольких лет из планируемого времени эксплуатации).

Таким образом, построенная резервная линия будет иметь технологическое значение только около 30 % времени расчетной эксплуатации УКПГ. Все остальное время данный объект не будет иметь технологического значения, одновременно увеличивая потенциальную опасность УКПГ. Это связано с появлением на площадке дополнительного сложного оборудования, влияющего на прочность конструкции всего объекта и увеличивающего общую вероятность отказов.

Теперь сравним график поставки газа на рассматриваемую УКПГ с типичным распределением отказов по времени на любом промышленном объекте.

Из сравнения двух графиков очевидно, что период полной загрузки УКПГ совпадает с минимальным периодом отказов оборудования установки, а периоды максимальных отказов по причине начальных дефектов и износа соответствуют временным интервалам, когда УКПГ загружена не полностью, и резервом является одна из основных линий НТС. Исходя из этих посылок, нам удалось разработать и успешно согласовать СТУ на УКПГ, разрешающее строительство установки без резервной технологической линии на начальном этапе эксплуатации. Впоследствии при падении объемов газа и потенциальном увеличении отказов по причине износа в резерв было запланировано вывести одну из действующих линий.

Это всего лишь несколько примеров, каким образом с помощью СТУ можно принимать более гибкие проектные решения. Однако, самое главное при разработке специальных технических условий, это помнить о промышленной или пожарной безопасности проектируемого объекта. Все технические решения в СТУ должны быть обоснованы и надежность, и безопасность объекта после разработки СТУ должна быть, по меньшей мере, не ниже, чем существующие показатели промышленной безопасности и надежности объекта строительства, заданные действующими нормативными документами РФ и зарубежных стран. Всегда нужно помнить, что ответственность за принятые технические решения, даже при согласовании СТУ федеральными органами РФ, лежит на заказчике строительства и разработчике СТУ, и пользоваться этим очень интересным инструментом только в целях экономии бюджета, безусловно, не следует.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме