Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Высшая квалификационная комиссия на должность судьи. Правовые основы

Состав комиссии, принимавшей кандидатский экзамен, а также информация об ученых степенях, ученых званиях и должностях ее членов должен быть обязательно сформирована в системе, т.к. ее наличие необходимо для корректного формирования ведомостей, протоколов сдачи экзамена, а также Удостоверений о сдаче кандидатских экзаменов по Форме 2.2. Также необходима информация о реквизитах приказа, которым утвержден состав комиссии. Работа с составом комиссии, принимавшей кандидатский экзамен, ведется в форме "Аспиранты" на в таблице данных "Проведение кандидатских экзаменов на вкладке "Экзаменационная комиссия" .

Приказ о формировании комиссии по приему кандидатского экзамена устанавливается как свойство записи о проведении экзамена. Для того, чтобы установить приказ, нужно выбрать запись о проведении экзамена в таблице данных , после чего в колонке "Приказ об утверждении комиссии" или в соответствующей строке Инспектора объектов нажатием на кнопку открыть справочник приказов об утверждении состава комиссий, выбрать в нем нужный приказ и нажать кнопку ОК . Если нужного приказа нет в справочнике приказов, его можно добавить, вызвав действие контекстного меню "Добавить приказ об утверждении комиссии" .


После добавления приказа его нужно выбрать в справочнике приказов и нажать кнопку ОК . После этого приказ будет установлен как приказ об утверждении комиссии для проведения кандидатского экзамена.

Состав комиссии формируется для каждого проведения экзамена на подчиненной вкладке "Экзаменационная комиссия". Формирование комиссии производится путем добавления в нее членов комиссии из справочника Все преподаватели . Для того, чтобы для членов создаваемой комиссии корректно отображалась информация об их должностях, ученых степенях и званиях, эта информация должна быть полно и корректно заведена в этом справочнике. Добавление члена комиссии производится при помощи вызова в таблице данных "Экзаменационная комиссия" действия "Добавить члена комиссии" .


  • В поле Член комиссии нужно выбрать преподавателя из справочника Все преподаватели . По умолчанию записи справочника сгруппированы по кафедре, на которой работает преподаватель.
  • В связи с тем, что у одного преподавателя может быть несколько ученых степеней по различным отраслям науки, в поле Ученая степень нужно выбрать одну из ученых степеней преподавателя, нужную для участия в комиссии.
  • В поле Является председателем нужно установить значение Да , если добавляется председатель комиссии. Для обычного члена комиссии нужно установить значение Нет . Если член комиссии является председателем, то информация о нем отобразится в таблице данных "Проведение кандидатских экзаменов" в колонке "Председатель комиссии" . Выбор председателя из членов комиссии может быть осуществлен и после добавления всех ее членов.

Если председатель комиссии не установлен, или его нужно изменить, это можно сделать следующим образом:

  1. Если председатель комиссии не добавлен как один из ее членов, его нужно добавить, воспользовавшись описанным выше действием, установив при этом значение Да для параметра "Является председателем" .
  2. Если председателем должен стать один из существующих членов комиссии, то нужно в таблице данных "Экзаменационная комиссия" выбрать соответствующую запись и установить значение Да в колонке "Является председателем" или в соответствующий строке Инспектора объектов.
Когда один из членов комиссии назначается председателем, то происходит следующее:
  • Если ранее другой член комиссии являлся председателем, то для его свойства "Является председателем" устанавливается значение Нет.
  • Для нового председателя комиссии значение свойства "Является председателем" устанавливается в Да и при этом информация о нем отображается в таблице данных "Проведение кандидатских экзаменов" в колонке "Председатель комиссии".
За счет описанного выше поведения обеспечивается однозначное определение председателя комиссии. Информация о сформированной комиссии и ее председателе будет использоваться при формировании ведомостей на экзамен, протоколов для участников, а также Удостоверений о сдаче кандидатских экзаменов, выдаваемых аспирантам.

Если до проведения экзамена формируется "расширенный состав комиссии", а у конкретного аспиранта экзамен принимают только некоторые из ее членов, отразить это можно благодаря возможности формирования на основе общей комиссии состава комиссий для каждого аспиранта. Эта возможность описана в разделе

В соответствии с поди, "е" перечня поручений Президента РФ по итогам VII Всероссийского съезда судей от 31 декабря 2008 г. Пр-2801 Председателю Верховного Суда РФ В. М. Лебедеву, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ А. А. Иванову и Председателю Совета судей РФ Ю. И. Сидоренко в срок до 30 октября 2009 г. было поручено подготовить изменения в федеральные законы, предусматривающие повышение статуса и совершенствование порядка формирования экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также уточнение требований к квалификационному экзамену (включая вопросы права, знание судебной практики, владение письменной формой подготовки процессуальных документов).

С целью выполнения этого поручения Высшая экзаменационная комиссия РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи совместно с Высшей квалификационной коллегией судей РФ организовали сбор и анализ предложений в субъектах РФ . Основных предложений было три:

  • – о создании новых самостоятельных органов судейского сообщества – Высшей экзаменационной комиссии РФ и экзаменационных комиссий субъектов РФ;
  • – о создании единой системы экзаменационных комиссий в России;
  • – о предоставлении Высшей экзаменационной комиссии РФ права осуществлять методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов РФ.

Данные и многие другие предложения в дальнейшем вошли в принятый Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи".

В соответствии со ст. 11.1 Закона об органах судейского сообщества экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются из числа:

В случае если на территории субъекта РФ отсутствует арбитражный суд или невозможно обеспечить равное представительство судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов в составе экзаменационной комиссии субъекта РФ в связи с недостаточной численностью судей арбитражных судов, такое представительство определяется регламентом экзаменационной комиссии.

Члены экзаменационной комиссии не могут входить в составы экзаменационных комиссий разного уровня и в состав квалификационной коллегии судей равного уровня.

Члены экзаменационной комиссии – представители образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов при осуществлении своих полномочий не связаны решениями этих учреждений, организаций и общественных объединений, и отзыв членов экзаменационной комиссии не допускается.

Высшая экзаменационная комиссия РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируется в количестве 21 члена комиссии. Члены Комиссии избираются по следующим нормам представительства:

  • 1) от судей судов общей юрисдикции – восемь членов комиссии;
  • 2) от судей арбитражных судов – восемь членов комиссии;
  • 3) от преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, – четыре члена комиссии;
  • 4) от общероссийских общественных объединений юристов – один член комиссии.

Члены экзаменационных комиссий субъектов РФ избираются конференциями судей субъектов РФ в количестве и в порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами, с учетом необходимости представительства в этих комиссиях судей соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, районных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, и представителей общероссийских общественных объединений юристов.

Делегаты Всероссийского съезда судей избирают членов Высшей экзаменационной комиссии РФ тайным голосованием. Избрание осуществляется:

  • 1) в отношении судей – на раздельных собраниях делегатов от судей судов общей юрисдикции и от судей арбитражных судов по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов делегатов, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от судей соответствующих судов;
  • 2) в отношении иных членов Комиссии – по представлению Председателя Верховного Суда РФ, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

Делегаты конференций судей субъектов РФ избирают членов экзаменационных комиссий субъектов РФ тайным голосованием. Избрание осуществляется:

  • 1) в отношении судей – по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ;
  • 2) в отношении иных членов экзаменационных комиссий субъектов РФ – по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ, которые основаны на поступивших им на рассмотрение предложениях образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общероссийских общественных объединений юристов.

Председатель Верховного Суда РФ, председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, председатель арбитражного суда субъекта РФ представляют не менее двух кандидатур на каждое место члена экзаменационной комиссии.

Полномочия члена экзаменационной комиссии из числа судей могут быть досрочно прекращены но его инициативе, или по основаниям, предусмотренным законом. Решение о досрочном прекращении полномочий членов экзаменационных комиссий принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей – соответствующим советом судей. В случае досрочного прекращения полномочий члена экзаменационной комиссии избрание в состав экзаменационной комиссии другого лица осуществляется соответствующим советом судей на срок до истечения полномочий экзаменационной комиссии.

Экзаменационные комиссии избирают из числа своих членов председателя экзаменационной комиссии и заместителя (заместителей) председателя экзаменационной комиссии. Секретарем экзаменационной комиссии является работник Судебного департамента при Верховном Суде РФ или работник входящего в его систему органа. Секретарь экзаменационной комиссии в принятии решений экзаменационной комиссии не участвует.

Главой III. 1 Закона об органах судейского сообщества определены полномочия экзаменационных комиссий (ст. 26.1) и порядок проведения экзамена (ст. 26.3).

Высшая экзаменационная комиссия РФ принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Экзаменационная комиссия субъекта РФ принимает экзамены у кандидата на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность относится к полномочиям квалификационной коллегии судей субъекта РФ.

Высшая экзаменационная комиссия РФ осуществляет общее методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов РФ. Методические указания этой Комиссии являются обязательными для экзаменационных комиссий субъектов РФ.

Высшая экзаменационная комиссия РФ утверждает регламенты экзаменационных комиссий.

Работу экзаменационной комиссии организует председатель экзаменационной комиссии или по его поручению заместитель председателя экзаменационной комиссии либо член экзаменационной комиссии.

Экзаменационная комиссия правомочна принимать квалификационный экзамен на должность судьи при наличии не менее половины ее состава. При этом судьи должны составлять не менее половины от числа присутствующих на квалификационном экзамене членов комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи и порядок определения оценки знаний кандидата на должность судьи устанавливаются регламентами экзаменационных комиссий в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Экзаменационные комиссии принимают квалификационные экзамены у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым Высшей экзаменационной комиссией по согласованию с Верховным Судом РФ.

Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда, должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. Подготовленные кандидатом решения задач и проект процессуального документа по макету дела приобщаются к протоколу заседания экзаменационной комиссии и хранятся в архиве экзаменационной комиссии не менее четырех лет.

Экзаменационная комиссия выдает лицу, сдавшему квалификационный экзамен на должность судьи, удостоверение о результатах квалификационного экзамена с проставленными оценками. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи признаются действительными в течение трех лет со дня сдачи квалификационного экзамена.

Сведения о ходе проведения квалификационного экзамена на должность судьи и его результатах отражаются в протоколе, который подписывается председателем экзаменационной комиссии и секретарем экзаменационной комиссии. Выписка из протокола о сдаче кандидатом на должность судьи квалификационного экзамена предоставляется кандидату по его просьбе.

Кандидат, не сдавший квалификационного экзамена на должность судьи, может обратиться в экзаменационную комиссию повторно с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения квалификационного экзамена.

В случае отказа кандидату в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи соответствующее решение должно быть мотивировано и оформлено в письменном виде.

Впервые в законе закреплено право обжалования решений экзаменационных комиссий. Кандидат на должность судьи может обжаловать решение экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение 10 дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи. Решения Высшей экзаменационной комиссии обжалуются в Верховный Суд РФ. Решения экзаменационных комиссий субъектов РФ обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Решения экзаменационных комиссий, касающиеся оценки знаний кандидатов на должность судьи, могут быть обжалованы только но основаниям нарушения процедуры вынесения этих решений либо по основаниям нарушения иных касающихся проведения квалификационного экзамена требований.

В феврале 2012 г. на внеочередном пленарном заседании Совета судей РФ впервые была избрана Высшая экзаменационная комиссия РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

За период работы между VII и VIII Всероссийскими съездами, с января 2009 г. до 1 ноября 2012 г. в экзаменационных комиссиях субъектов РФ сдавали квалификационный экзамен 17 889 кандидатов в судьи в суды общей юрисдикции (включая кандидатов в мировые судьи) (91,4%) и 1691 кандидат в судьи в арбитражные суды (8,6%). Из них 929 кандидатов в судьи (4,7%) отказались от ответа, а 5987 кандидатов в судьи (30,6%) получили оценку "неудовлетворительно". Таким образом, всего 35,3% кандидатов в судьи (более чем каждый третий) не смогли сдать квалификационный экзамен на должность судьи. 2820 кандидатов в судьи (14,4%) получили оценку "удовлетворительно". Следовательно, 49,7% кандидатов в судьи (примерно каждый второй) отказались от ответа, получили оценки "неудовлетворительно" или "удовлетворительно", т.е. не смогли успешно пройти квалификационный барьер. Только 3293 кандидата в судьи (16,8%) получили оценку "отлично".

Названные результаты сдачи квалификационных экзаменов в экзаменационных комиссиях субъектов РФ свидетельствуют о недостаточной подготовке кандидатов в судьи и необходимости проводить предварительные дополнительные занятия по специализированным программам.

Результаты работы Высшей экзаменационной комиссии РФ значительно отличаются от результатов работы экзаменационных комиссий субъектов РФ. Так, за период с 1 января 2009 г. до 1 декабря 2012 г. в Высшую экзаменационную комиссию РФ подали заявление о сдаче квалификационного экзамена 497 кандидатов в судьи. Только пять кандидатов в судьи отказались от ответа (примерно 1%), четыре кандидата в судьи получили оценку "неудовлетворительно" (менее 1%) и 57 кандидатов в судьи – оценку "удовлетворительно (11,4%). Таким образом, лишь 66 кандидатов в судьи (13,6%) не смогли пройти квалификационный барьер. Остальные 431 кандидат в судьи (86,4%) успешно сдали квалификационный экзамен с оценками "хорошо" и "отлично" .

  • Отчетный доклад председателя Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Ершова В. В. VIII Всероссийскому съезду судей // Официальный сайт Совета судей РФ. URL: ssrf.ru/page/8859/detail/ (дата обращения: 24 января 2014 г.).
  • Отчетный доклад председателя Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи Ершова В. В. VIII Всероссийскому съезду судей / Официальный сайт Совета судей РФ // URL: ssrf.ru/page/8859/detail/ (дата обращения: 24 января 2014 г.).

3.2. Допуск кандидатов к сдаче квалификационного экзамена в Высшей экзаменационной комиссии

3.2.1. В целях сдачи квалификационного экзамена кандидат предоставляет в комиссию заявление о приеме у него экзамена, к которому прилагает следующие документы: подлинник документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации, и его копию; анкету, содержащую биографические сведения о кандидате; подлинник и копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование кандидата по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция"; копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовую деятельность кандидата, заверенных в установленном порядке; документ об отсутствии у кандидата заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; расписку о том, что кандидат не сдавал в течение последних трех лет квалификационный экзамен на должность судьи в Высшей экзаменационной комиссии, а также о том, что не является кандидатом, приступившим к ответу и отказавшимся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена на должность судьи, а также кандидатом, не сдавшим квалификационный экзамен в этой или иной экзаменационной комиссии в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о сдаче квалификационного экзамена.

Копии указанных документов удостоверяются в установленном законом порядке или секретарем экзаменационной комиссии при предъявлении их оригиналов.

3.2.2. Кандидату, предоставившему в Высшую экзаменационную комиссию документы, перечисленные в пункте 3.2.1 настоящего Регламента, и не явившемуся в течение двух месяцев с момента подачи заявления на заседание экзаменационной комиссии без уважительной причины, а также кандидату, не приступившему к ответу и отказавшемуся от дальнейшей сдачи квалификационного экзамена, принятые у него документы возвращаются экзаменационной комиссией без рассмотрения.

3.2.3. Высшая экзаменационная комиссия в соответствии с утвержденным графиком проведения квалификационных экзаменов и на основании даты и времени, указанных в письменном заявлении кандидата о сдаче квалификационного экзамена, вправе принять решение об отказе в допуске его к сдаче экзамена при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Несоответствие кандидата требованиям, указанным в пункте 3.1.1 настоящего Регламента;

Непредоставление или предоставление кандидатом не в полном объеме к назначенной дате приема квалификационного экзамена документов, перечисленных в пункте 3.2.1 настоящего Регламента.

Решение экзаменационной комиссии об отказе в допуске кандидата к сдаче квалификационного экзамена должно содержать указание на основания его принятия и доводится до сведения кандидата на заседании комиссии устно, а также по его просьбе, выраженной в форме письменного заявления, в течение трех рабочих дней посредством вручения или направления соответствующей выписки из протокола заседания комиссии.

3.2.4. Даты, время и место проведения заседаний экзаменационной комиссии определяются председателем на календарный год в конце текущего, посредством утверждения графика проведения квалификационных экзаменов по согласованию с членами комиссии. В случае необходимости в график проведения квалификационных экзаменов могут быть внесены изменения. Председателем комиссии по согласованию с членами комиссии могут быть назначены даты и время проведения внеочередных заседаний комиссии

О дате, времени и месте приема квалификационного экзамена кандидат извещается устно секретарем комиссии при приеме у него заявления и иных документов, а в случае предоставления кандидатом заявления и прилагаемых к нему документов по почте - посредством телефонной связи, о чем кандидат делает соответствующую запись в заявлении.

1.1. Экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, также на должность судьи суда субъекта Российской Федерации (далее - экзаменационные комиссии) проводят квалификационный экзамен, цель которого - установить наличие у претендента необходимых профессиональных знаний.

6.1. Материально - техническое и финансовое обеспечение деятельности экзаменационных комиссий осуществляется органами, обеспечивающими деятельность соответствующих квалификационных коллегий судей.

6.2. Судьи, входящие в состав экзаменационной комиссии, на период работы в ней освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей с сохранением заработной платы (денежного содержания) в соответствии с нормами действующего законодательства.

Расчет оплаты труда иных членов экзаменационной комиссии производится в соответствии с Постановлением Минтруда России от 21 января 1993 г. N 7 "Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании".



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме