Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как создать автономное учреждение. Особенности создания и регистрации муниципального учреждения

1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

4. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

5. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

6. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

7. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах.

8. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

9. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

10. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.


В стоимость работ по регистрации автономного учреждения входит:

  • Проверка фирменного наименования на соответствие действующему законодательству и характера деятельности создаваемой некоммерческой организации.
  • Подготовка полного комплекта учредительных документов, в том числе необходимых форм заявлений на государственную регистрацию автономного учреждения.
  • Оплата государственных пошлин за регистрацию юридического лица.
  • Сопровождение заявителя (учредителя) к нотариусу.
  • Подача и получение документов в регистрирующий орган по доверенности.
  • Изготовление печати на автоматической оснастке.
  • Получение информационного письма Росстата (коды статистики).
  • Подача заявления о применении упрощенной системы налогообложения (при выборе упрощенной системы налогообложения).
  • Пакет документов по ведению кадрового учета, в том числе:
    а) приказ о приеме на работу руководителя;
    б) приказ о приеме на работу главного бухгалтера.
  • Подготовка документов для открытия расчетного счета в банке партнере.

Документы, предоставляемые в Управление Федеральной регистрационной службы:

  • Заявление на государственную регистрацию с нотариально удостоверенной подписью заявителя
  • Устав
  • Учредительный договор (по желанию)
  • Решение или Протокол общего собрания учредителей
  • Сведения об учредителях (ксерокопии паспортов)
  • Гарантийное письмо (Сведения об адресе постоянно действующего руководящего органа)
  • Документ об оплате государственной пошлины
  • При использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование
  • В случае учреждения некоммерческой организации иностранным юридическим лицом необходимо предоставить выписку из реестра соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица

Наши преимущества:

2. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

2.1. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем изменения типа существующего федерального бюджетного или казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, в отношении учреждения, находящегося в ведении этого органа или федеральных служб и агентств, подведомственных этому органу, а также федеральным органом государственной власти (государственным органом), руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения, находящегося в его ведении.

2.2. Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения, реализует федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен.

2.4. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем учреждения автономного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации будут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского", принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений этого федерального государственного бюджетного учреждения, внесенных федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.

2.5. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" в соответствии с Федеральным законом "О Национальном исследовательском центре "Институт имени Н.Е. Жуковского", принимается этим федеральным государственным бюджетным учреждением.

2.6. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем учреждения автономного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации будут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений этого федерального государственного бюджетного учреждения, внесенных федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.

2.7. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения, функции и полномочия учредителя которого от имени Российской Федерации осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" в соответствии с Федеральным законом "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", принимается этим федеральным государственным бюджетным учреждением.

3. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

4. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия для принятия решения о создании федерального автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения. Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования могут определяться перечни государственных или муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению.

6. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Данное предложение подготавливается таким органом по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения.

7. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, представленное в предусмотренной Правительством Российской Федерации форме , должно содержать:

1) обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг;

2) сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа;

3) сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного или муниципального учреждения;

4) сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения;

5) иные сведения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать:

1) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

2) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципального учреждения также должно содержать сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения.

10. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

11. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.

12. Созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством

Порядок создания автономного учреждения достаточно полно регламентируется статьей 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях", Постановлениями Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 (для всех уровней власти - федерального, регионального и муниципального) и от 24.12.2007 № 924 (для федеральных автономных учреждений).

Порядок создания автономного учреждения достаточно полно регламентируется статьей 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях", Постановлениями Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 (для всех уровней власти – федерального, регионального и муниципального) и от 24.12.2007 № 924 (для федеральных автономных учреждений).

Решение о создании автономного учреждения принимается высшим исполнительным органом соответствующего уровня власти, в зависимости от того, на базе какого имущества создается автономное учреждение: если имущество находится на базе федеральной собственности – то Правительством РФ; региональной собственности – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; муниципальной собственности – местной администрацией муниципального образования.

Законом предусмотрены две возможности создания автономных учреждений: путем создания нового учреждения в статусе автономного и путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Очевидно, что второй вариант наиболее массовый, поскольку новых учреждений в настоящее время создается немного. Изменение типа существующего учреждения предполагается для значительной доли существующих учреждений, хотя в настоящее время закон еще не получил широкой реализации по многим причинам, о которых будет говориться далее.

Известно, что создание автономных учреждений вызывало опасения, особенно в период обсуждения и подготовки к принятию законопроекта "Об автономных учреждениях" . Эти опасения были обусловлены преимущественно слабой информированностью о сути закона. Характерный пример – акция протеста сотрудников институтов Российской академии наук, организованная около здания Президиума РАН. Ученые протестовали против самой идеи автономных учреждений применительно к академиям наук. При этом они не знали, что подготовленный законопроект "Об автономных учреждениях" не распространялся на учреждения академий наук (РАН, РАМН, РАО, РАСХН).

Было также выражено предположение, что существующие бюджетные учреждения будут переводить в автономные, лишат их финансирования, а потом ликвидируют. Чтобы снять подобные опасения, еще на стадии согласования и обсуждения в комитетах Государственной Думы РФ в законопроект "Об автономных учреждениях" были внесены поправки о том, что решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения (пункт 4 статьи 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" ).

Еще одно опасение было связано с тем, что при изменении типа существующего учреждения на автономное учредитель изымет все имущество, находящееся в распоряжении бюджетного, и передаст в оперативное управление автономному учреждению далеко не все, изъяв самое ценное. Причем высказывалось мнение о том, что это удобнее всего сделать именно в процессе изменения типа учреждения. Такие опасения были отчасти обоснованными. Действительно, учредители неоднократно пытались изъять из оперативного управления подведомственных учреждений часть имущества, которое, по их мнению, не использовалось или использовалось не по назначению. Однако следует учесть, что такого рода попытки учредителей оказывались безуспешными, если учреждения отстаивали свои права в суде. Чтобы не было таких опасений, Федеральным законом "Об автономных учреждениях" предусмотрено, что при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в т. ч. денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением (пункт 11 статьи 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" ).

Необходимо обратить внимание на следующее важное положение. Изменение типа существующего государственного или муниципального учреждения не является реорганизацией. В связи с этим созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов (пункт 12 статьи 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях" ). Это существенно упрощает процесс перевода имеющихся бюджетных учреждений в автономные, поскольку процедуры получения лицензий, свидетельств об аккредитации и иных разрешительных документов всегда трудоемки и требуют значительных усилий и времени.

Решение о создании автономного учреждения принимается на основе предложения, подготовленного органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя. Форма такого предложения является обязательной для всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Она определена Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 . Минэкономразвития России приняты Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 261 ), поэтому сложностей в подготовке предложения обычно не возникает. Предложение должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (пункт 6 статьи 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях").

Порядок подготовки предложения о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных или муниципальных учреждений определяется Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти и устанавливается для каждого уровня власти соответствующим нормативным документом. Для федерального уровня это Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 924 . В нем достаточно подробно описан порядок подготовки и рассмотрения предложения, принятия решения о создании автономного учреждения путем изменения типа имеющихся федеральных государственных учреждений. Поскольку на федеральном уровне существует два варианта подчинения федеральных учреждений, то, хоть и с незначительными отклонениями, в указанном Постановлении прописаны два порядка подготовки и рассмотрения предложения о создании федеральных автономных учреждений: для учреждений, в которых функции учредителя выполняют непосредственно федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере (как правило, министерства), и для учреждений, в которых функции учредителя осуществляют ФОИВ, в свою очередь подведомственные ФОИВ, занимающимся выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в соответствующей сфере (как правило, агентства, службы и т.п.).

В Постановлении Правительства РФ от 24.12.2007 № 924 прописана непосредственная процедура подготовки, рассмотрения предложения и принятия решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений (в дальнейшем – перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения). Однако этому должен предшествовать ряд подготовительных работ.

Необходимо, чтобы федеральные министерства, агентства, службы организовали работу по переводу подведомственных учреждений. Однако министерства как органы, существляющие нормативно-правовое регулирование, должны не только организовать работу по переводу в автономные учреждения своих подведомственных учреждений, но и осуществлять методическое руководство проведением указанной работы в агентствах и службах.

На начальном этапе необходимо подготовить и принять акт (приказ по министерству) об организации проведения работ, назначении ответственных исполнителей, разработке графика проведения работ непосредственно в министерстве, а также в агентствах и службах.

Основными критериями при создании автономных учреждений признаются: наличие опыта в оказании услуг населению (выполнение работ для юридических лиц) на возмездной основе; доля привлекаемых внебюджетных средств на уровне не ниже 10–15 % от общего объема финансирования; наличие конкурентной среды (за исключением учреждений культуры); наличие и качество представленных планов стратегического развития и финансового плана.

Наличие опыта в оказании услуг(выполнении работ) на платной основе свидетельствует о навыках работы с населением и партнерами на платной основе, наличии опыта в ведении бухгалтерского и налогового учета, соответствующем менеджерском опыте управленческого персонала учреждения.

Вероятно, не стоит (особенно в первый период реализации Федерального закона "Об автономных учреждениях)" переводить вуз или техникум в автономное учреждение, если численность обучающихся в нем студентов на платной основе составляет менее 10%. Аналогично для научных учреждений. Если основной объем НИР, выполняемых учреждением, входит в состав государственного (муниципального) задания учредителя, то такое научное учреждение лучше оставить в статусе бюджетного учреждения.

Не имеет смысла перевод бюджетного учреждения в автономное, если практически весь объем его финансирования осуществляется учредителем в рамках бюджетных ассигнований на выполнение государственного (муниципального) задания. Учредитель, финансирующий учреждение практически полностью за счет бюджетных ассигнований, вправе жестко контролировать расход бюджетных средств (в т. ч. в рамках сметного финансирования).

Наличие конкурентной среды является важным условием создания автономных учреждений. В противном случае создаются условия для монополизации рынка соответствующих услуг или работ одним или несколькими учреждениями. Исключение составляют учреждения культуры, которые работают в условиях естественной конкурентной среды, создаваемой кинопрокатом, телевидением, реализацией аудио- и видеопродукции. Более подробно возможные риски отсутствия конкурентной среды описаны в части 4 настоящего издания.

И наконец, качество представленных учреждением при подготовке предложения и проекта решения о создании автономного учреждения планов его стратегического и финансового развития. Наличие и качество этих планов свидетельствуют об управленческом опыте руководящего персонала учреждения, успешной работе на рынке аналогичных услуг, навыках стратегического планирования. Безусловно, для составления таких планов можно привлечь посторонних экспертов. Поэтому особенно важно, чтобы сотрудники учредителя хорошо представляли себе реальное положение подведомственных учреждений, в т. ч. управленческий потенциал их руководителей и ведущих административных работников.

Обозначения "министерство" , "агентство" , "служба" введены для удобства чтения схем. В реальности это могут быть любые приравненные к ним по правам федеральные органы исполнительной власти, например Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 5 ФЗ № 174-ФЗ автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, причём решение о создании путем изменения типа принимается по инициативе либо с согласия учреждения 1 .

Таким образом, согласие бюджетного учреждения на переход к новому типу может выражаться путём активного (инициатива) или пассивного (дача согласия) волеизъявления.

Процедура выдвижения инициативы бюджетным учреждением в федеральном законодательстве не регламентирована, но есть отельные примеры урегулирования этого вопроса на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, например, в Сахалинской области бюджетное учреждение, выступающее с инициативой о переводе его в форму автономного учреждения, подает в отраслевой орган исполнительной власти соответствующую заявку с необходимой информацией о целесообразности перевода, об имуществе учреждения и пр. вместе с финансово-экономическим обоснованием. Указанное финансово-экономическое обоснование содержит сведения о:

Предлагаемой организационной структуре автономного учреждения, функциональной схеме его деятельности, планируемой численности работников, а также проект штатного расписания учреждения;

Основных фондах учреждения и их характеристику;

Затратах, необходимых для создания учреждения и обеспечения его основной деятельности (фонд заработной платы, основные фонды и др.);

Возможном итоговом финансовом результате деятельности учреждения.

Данная заявка рассматривается, и в случае одобрения инициативы компетентным органом начинается подготовка предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. 2 .

Для подготовки предложения бюджетное учреждение направляет главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого оно находятся, следующие документы :

  • 1) решение о согласии (инициативе) учреждения на переход в автономное учреждение;
  • 2) баланс за предшествующие три года;
  • 3) перечень основных видов деятельности (в соответствии с уставом учреждения);
  • 4) количественный и кадровый состав специалистов и работников учреждения;
  • 5) характеристика потребителей услуг, в том числе на платной основе, за предшествующие три года;
  • 6) объем бюджетных средств по основным видам деятельности, а также по другим видам деятельности за предшествующие три года;
  • 7) объем бюджетных средств на капитальные вложения по основным видам за предшествующие три года;
  • 8) объем внебюджетных средств по видам: основная деятельность на платной основе, вспомогательная деятельность, выполнение договоров, производственная деятельность, спонсорские средства, гранты, пожертвования и т. д. за предшествующие три года;
  • 9) сведения об имуществе (основных средствах), находящемся в оперативном управлении бюджетного учреждения;
  • 10)трехлетний финансовый план учреждения;
  • 11)обоснование потребностей в дополнительном имуществе или средствах на его приобретение (создание);
  • 12)план развития учреждения не менее чем на ближайшие три года 3 .

Относительно муниципальных бюджетных учреждений могут быть установлены несколько отличающиеся требования к предоставляемым документам. Так, например, в соответствии с Постановлением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска А.А. Моргунова бюджетное учреждение направляет главному распорядителю бюджетных средств баланс, характеристику потребителей услуг, объем бюджетных средств по основным видам деятельности, а также по другим видам деятельности, объем бюджетных средств на капитальные вложения по основным видам и объем внебюджетных средств за предшествующие два, а не три года 4 .

Предложение о создании автономного учреждения в числе других положений, как это следует из вышесказанного, в обязательном порядке должно содержать сведения об одобрении изменения типа учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа.

Однако такая формулировка нормы является неоднозначной и допускает различное толкование, в особенности с учетом отраслевой специфики в регулировании порядка управления образовательным учреждением 5 .

В ходе обсуждения законопроекта возникло расхождение в понимании того, какой орган управления в вузе является высшим коллегиальным. Профсоюз высказал мнение, что таким органом является собрание (конференция) работников и обучающихся, так как именно этот орган принимает устав, но, по мнению части ректоров и ряда представителей администрации, эти функции может выполнять ученый совет 6 .

Действующее законодательство в области образования не определяет четко понятия и статус органов управления образовательным учреждением, т.е. не регулирует вопрос разграничения органов управления по их статусу и компетенции с позиции деления на высшие органы управления и высшие коллегиальные органы управления 7 .

А. Вифлеемский предлагает под высшим коллегиальным органом образовательного учреждения понимать коллегиальный орган, сформированный в учреждении из представителей участников образовательного процесса в соответствии с уставом учреждения (ученый совет в вузе, совет школы и т.п.). В других учреждениях в случаях отсутствия высшего коллегиального органа, предусмотренного уставом учреждения, такое согласие, как считает автор, не является обязательным, поэтому инициатива (согласие об изменении типа) выражается единоличным исполнительным органом — директором 8 .

Профсоюз работников народного образования и науки РФ, наоборот, настаивает на том, что в случае отсутствия высшего коллегиального органа профсоюзные организации должны в целях обеспечения реализации принципа добровольности и коллегиальности принятия решений добиваться рассмотрения вопроса об одобрении изменения типа учреждения непосредственно на общем собрании (конференции) работников государственного или муниципального образовательного учреждения, а также принять активное участие в его(ее) организации и проведении, учитывая особую роль выборных коллегиальных профсоюзных органов как субъектов системы общественного управления образовательными учреждениями 9 .

Таким образом, в соответствии с приведенными доводами обязательным условием преобразования бюджетного учреждения в автономное является протокол (выписка из протокола) собрания предусмотренного уставом учреждения высшего коллегиального органа с положительными результатами рассмотрения вопроса об изменении типа учреждения 10 .

Что касается предоставляемых сведений об имуществе , находящемся в оперативном управлении бюджетного учреждения, то их перечень дан в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»:

Перечень имущества с указанием стоимости утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. К форме прикладывается копия свидетельства о внесении имущества в реестр федерального имущества. 11

Оформление предоставляемых учреждением документов должно производиться в соответствии с нормативно-методической документацией, перечень которой дан Министерством экономического развития Российской Федерации:

1. Положение о видах особо ценного имущества учреждений образования в целях их перевода в автономные учреждения

3. Примерная форма Устава федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования

4. Примерный трехлетний финансовый план вуза

5. Типовой договор о передаче имущества вузу в оперативное управление, в том числе особо ценного движимого имущества.

На основании предложения уполномоченный орган исполнительной власти выносит решение о создании автономного учреждения.

После утверждения решения о переходе в автономное учреждение бюджетное учреждение в установленные сроки осуществляет подготовку проектов уставов создаваемых автономных учреждений.

Очевидно, что при изменении типа государственного (муниципального) учреждения государственная регистрация автономного учреждения не требуется. Для юридического закрепления его создания в этом случае достаточно внести соответствующие изменения в устав государственного (муниципального) учреждения. Вносимые в устав государственного (муниципального) учреждения изменения подлежат государственной регистрации 12 .

Устав автономного учреждения в соответствии со статьей 7 ФЗ об автономных учреждениях должен содержать определенные обязательные сведения наряду с теми, которые предусмотрены статьей 13 Закона РФ «Об образовании» 13 , Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Например, помимо названных требований, устав автономного учреждения должен содержать наименование автономного учреждения, включающее в себя слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества 14 .

При этом, исходя из того, что характер основной деятельности образовательного учреждения при изменении типа существующего учреждения не изменяется, то и следует сохранять преемственность в содержании устава при внесении в него изменений. 15

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 16 определено, что устав высшего учебного заведения (изменения устава и дополнения к нему) принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения.

Таким образом, применительно к высшим учебным заведениям специальным федеральным законом четко определено, что изменения в устав, в том числе изменения в связи с изменением типа существующего учреждения, должны приниматься общим собранием (конференцией) работников и обучающихся (студентов) вуза.

Что касается других типов образовательных учреждений, то порядок внесения изменений в их уставы должен определяться непосредственно в уставе.

Закон "Об автономных учреждениях" еще раз подчеркивает, что преобразование государственных и муниципальных учреждений в автономные не является реорганизацией, а, следовательно, трудовые отношения с работниками не изменяются , трудовые договоры, все социальные гарантии сохраняются, в том числе размеры оплаты труда 17 .

Что касается первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений, то изменение наименования образовательного учреждения, которое должно будет включать новое слово «автономное», повлечет за собой и изменение наименования первичной профсоюзной организации путем внесения изменений в положение о первичной профсоюзной организации. При этом следует учитывать, что первичные профсоюзные организации, зарегистрированные в качестве юридического лица (в основном это вузовские первичные профсоюзные организации), должны будут зарегистрировать в установленном порядке эти изменения (по форме заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации) 18 .

Что касается бухгалтерского учёта при изменении типа бюджетного учреждения, то соответствующие пояснения дал в 2007 году Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Первым отчетным годом для созданного автономного учреждения считается период с даты государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Данные о хозяйственных операциях, проведенных в период с даты принятия решения учредителем о создании автономного учреждения до государственной регистрации автономного учреждения, включаются в его бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Вступительная (первая) бухгалтерская отчетность автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения, составляется путем переноса показателей заключительной (последней) бухгалтерской отчетности государственного или муниципального учреждения в формы бухгалтерской отчетности, разработанные автономным учреждением с учетом требований приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". При этом никакие записи в бухгалтерском учете не производятся.

Закрепленное за автономным учреждением на праве оперативного управления, а также находящееся у автономного учреждения в соответствии с законодательством особо ценное движимое имущество отражается во вступительном бухгалтерском балансе по группе статей «Основные средства» по первоначальной (восстановительной) стоимости и по группе статей "Добавочный капитал" с выделением показателя по статье «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества». Сумма амортизации по указанному имуществу раскрывается в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, и учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на эти цели, при принятии к бухгалтерскому учету в составе основных средств отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Одновременно на сумму использованного на эти цели источника финансирования (целевых поступлений) производятся записи по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с кредитом счета 83 "Добавочный капитал", субсчет «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества».

Полученное от учредителя финансовое обеспечение для выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества в соответствии с Законом, на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, отражается по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Информация о целевом использовании автономным учреждением полученных средств (по форме, структуре, составу источников поступления и направлениям использования (расхода)) раскрывается в Отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6). 19

По сложившейся к настоящему моменту практике с созданным путем изменения типа существующего бюджетного учреждения автономным учреждением отраслевой орган, ответственный за предоставление соответствующих бюджетных услуг, заключает соглашение по обеспечению предоставления соответствующих бюджетных услуг. Соглашением определяются:

Перечень и объемы предоставляемых автономным учреждением бюджетных услуг;

Обязательства органа исполнительной власти области, ответственного за предоставление соответствующих бюджетных услуг, и автономного учреждения;

Норматив финансовых затрат на оказание бюджетных услуг и порядок финансирования автономного учреждения;

Требования к качеству предоставляемых бюджетных услуг и отчетности;

Порядок контроля за выполнением соглашения и предоставлением бюджетных услуг;

Ответственность органа исполнительной власти области, ответственного за предоставление соответствующих бюджетных услуг, и автономного учреждения за выполнение соглашения;

При подготовке использовались материалы, полученные в процессе работы над молодежным научным проектом Сибирского федерального университета «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ВОПРОСОВ БЮДЖЕТНОГО И АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ». выполненному в рамках «Программы развития СФУ на 2007-2010 годы» (научный руководитель, к.ю.н., доцент Е.Р. Зайцева)

1. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

2. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.

3.2. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке , установленном Федеральным казначейством.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

3.4. Проведение кассовых операций со средствами автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, осуществляется от имени и по поручению указанных учреждений территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в порядке , установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пределах остатка средств, отраженных на соответствующем лицевом счете.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.5. Счета, открываемые территориальным органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, поступающими автономным учреждениям, обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации, кредитными организациями без взимания платы.

3.6. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.7. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им в соответствии с частью 3 настоящей статьи счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи , или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Бюджетного кодекса Российской Федерации, после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению кассовые расходы, в порядке , установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи .

(см. текст в предыдущей редакции)

3.8. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3.9. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также средства, поступающие этим учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, если иное не установлено федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований соответственно.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.10. Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, соответствия требованиям, установленным частью 3.11-1 настоящей статьи, и соответствия содержания данных операций целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке , установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.11-1. Автономные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

3.12. Автономные учреждения осуществляют в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

3.13. Финансовое обеспечение осуществления автономными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

3.14. Операции со средствами, осуществляемые автономными учреждениями в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовыми актами местной администрации муниципального образования, от имени и по поручению соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, и операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления как получателю бюджетных средств.

3.15. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными автономными учреждениями, автономными учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными автономными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.16. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих автономному учреждению в рамках обязательного медицинского страхования, используются в очередном финансовом году на те же цели.

3.17. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.18. Остатки средств, предусмотренные частью 3.17 настоящей статьи, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.19. Обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для бюджетных учреждений.

3.19-1. Установить, что остатки средств федеральных автономных учреждений, автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов указанных субъектов Российской Федерации, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами данных автономных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в том числе в целях исполнения расчетных документов, представленных автономными учреждениями, указанными в настоящей части, в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы указанных субъектов Российской Федерации в сроки, предусмотренные частью 3.21 настоящей статьи, в порядке, установленном соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами указанных субъектов Российской Федерации.

3.20. Установить, что остатки средств автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, за исключением остатков средств автономных учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и указанных в части 3.19-1 настоящей статьи, на счетах территориальных органов Федерального казначейства (открытых в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи), финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами автономных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в целях исполнения расчетных документов, представленных автономными учреждениями, указанными в настоящей части, в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы указанных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сроки, предусмотренные



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме