Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие, особенности и виды бюджетных правоотношений. Бюджетные правоотношения

Конституционное оформление России как федеративного государства и признание самостоятельности местного самоуправления определяют наличие взаимоотношений между звеньями бюджетной системы РФ, базирующихся на правовых нормах. В результате своего развития бюджетные отношения объективно требуют государственного регулирования и становятся правоотношениями. Бюджетные отношения обусловлены фактом существования государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые оно им определяет. В федеративном государстве особую важность приобретают одинаковое понимание и реализация сущности бюджетных отношений как на общефедеральном уровне, так и субъектами РФ и муниципальными образованиями, что возможно только в условиях правового оформления отношений бюджетной сферы. Правовое оформление бюджетных отношений означает их публичное рассмотрение через систему представительных органов всех уровней, что позволяет осуществлять гарантии построения бюджетной системы не на декларативных, а на реальных федеративных началах. Именно правовая регламентация привносит в бюджетные отношения устойчивость и гарантированность от простого случая и произвола. В результате правового регулирования бюджетные отношения развиваются как итог предметной деятельности государства.

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями, которые отличаются от финансовых правоотношений более узкой сферой применения.

Таким образом, бюджетные правоотношения - это вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности.

Бюджетный кодекс не дает определения бюджетных правоотношений. Статья 1 БК рассматривает бюджетные правоотношения в аспекте объектов регулирования БК и построена по принципу перечисления. Бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК Значительное количество бюджетных правоотношений возникает на основе ежегодно принимаемых законов (решений) о бюджетах разных уровней, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В современных условиях развитие России как федеративного государства с рыночной формой экономики органически связано с бюджетной деятельностью и ее правовым механизмом. Осуществление государством своих функций требует строгой регламентации отношений в области бюджетных доходов и расходов. Для этого государство на законодательном уровне регулирует отношения, складывающиеся в процессе поступления, обращения, перераспределения и использования своих денежных средств. В результате своего развития бюджетные отношения объективно требуют государственного регулирования и становятся правоотношениями.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, образует его предмет.

Согласно п. 1 ст. 1 БК к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта - закона о бюджете, принимаемого на финансовый год. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т.е. действуют тоже один год. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами.

Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумуляцией, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения задач и функций конкретной территории.

С принятием БК в сферу бюджетно-правового регулирования были включены отношения, возникающие по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК эти отношения были исключительно предметом регулирования финансово-правового института государственного и муниципального кредита.

Пункт 2 ст. 1 БК определяет сферу действия БК по вопросам установления правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Детальное закрепление прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений осуществлено частью третьей БК, которая устанавливает полномочия участников бюджетного процесса (гл. 18), особо выделяя полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня (гл. 19) и полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации (гл. 19.1). Ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена частью четвертой БК.

Субъекты бюджетных правоотношений принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участниками бюджетного процесса либо получают из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования. Субъект бюджетного правоотношения может обладать одним из перечисленных выше признаков или несколькими признаками одновременно.

Нормы БК детально регламентируют правовой статус участников бюджетного процесса федерального уровня, региональные и муниципальные бюджетные отношения регулируются по принципу «основ законодательства», т.е. для них определяются основы бюджетной компетенции соответствующего территориального уровня, которые находят развитие в соответствующих региональных или муниципальных нормативных правовых актах.

На определенных стадиях бюджетной деятельности в бюджетные правоотношения вовлекаются все субъекты бюджетного права. Объекты бюджетных правоотношений также разнообразны и включаются в сферу правового регулирования в строгом соответствии с бюджетно- правовым и стадиями.

Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта - закона о бюджете на очередной финансовый год. Финансовый год - это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т.е. также действуют в течение одного года. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами.

Сферой возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств и т.д.

Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения задач и функций конкретной территории.

Классификация бюджетных правоотношений возможна по различным основаниям.
Исходным основанием, определяющим критерием классификации бюджетных правоотношений является структура бюджетной системы РФ, которая определяет деление бюджетных правоотношений на бюджетные правоотношения относительно федерального бюджета, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований. Каждый из перечисленных видов обладает самостоятельностью и имеет свою специфику правового регулирования, обусловленную правовым статусом той территории, внутри которой он складывается.

Федеративное устройство России является критерием для подразделения бюджетных правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерацией в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по правовому статусу территориями: между субъектами РФ относительно друг друга или между муниципальными образованиями. В условиях федеративного государства вертикальные бюджетные связи являются преобладающими. Подобная классификация, проведенная по соотношению правового статуса участников бюджетных правоотношений, позволяет как бы в срезе увидеть все виды бюджетных взаимоотношений.

В свою очередь, вертикальные бюджетные правоотношения по конституционному статусу участников подразделяются на отдельные виды. Здесь разграничиваются отношения в бюджетной сфере между государственными территориальными образованиями, а также между государственными и муниципальными территориальными образованиями. Выделенные группы бюджетных отношений называются межбюджетными правоотношениями. Межбюджетные правоотношения отличаются от всей совокупности бюджетных правоотношений более узким крутом участников - в них вступают только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Количественный состав участников бюджетных правоотношений позволяет выделить двусторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.

По объекту правового регулирования выделяются имущественные и неимущественные, а также отделимые и не отделимые от материального содержания бюджетные правоотношения.

Субъекты бюджетного правоотношения принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участником бюджетного процесса либо получают из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования. Субъекты бюджетного правоотношения обладают одним или несколькими одновременно из перечисленных выше оснований.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на 4 группы:

К первой группе относятся: Российская Федерация, республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, республики, края, области, и т. д., являющихся носителями бюджетных прав и бюджетных обязанностей.

Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений относятся представительные и исполнительные органы власти разного уровня: Правительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система финансовых органов; Федеральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.

Бюджетные правоотношения могут возникать между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях - и вышестоящего подчинения) - с другой.

К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные организации; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Что касается возможного участия негосударственных организаций в бюджетных правоотношениях, то следует отметить, что получение ассигнований ими из бюджета влечет за собой необходимость оформления доли государства в уставном капитале (ст. 80 БК РФ).

Четвертую группу составляют граждане и негосударственные организации, выступающие субъектами отношений по поводу формирования доходов бюджетов.

Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:

  • - участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;
  • -участие в любой стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений;
  • - участие в формировании доходов бюджетов;
  • - связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, но их может быть два или все признаки. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Уч. для студентов вузов-3 изд.; прераб. и доп. М.- М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и Право, 2008 г.

Субъект бюджетного права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений, а субъект бюджетного правоотношения - это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения. Таким образом, субъект бюджетного права - понятие более широкое, чем субъект бюджетного правоотношения.

В силу того, что отношения, составляющие предмет бюджетного права, весьма разнообразны и урегулированы многообразными источниками права, они объединяются в различные правовые институты. Эти правовые институты замкнуты в рамках бюджетного права как подотрасли финансового права. Во-первых, в современных условиях в бюджетном праве совершенно явно выделяется правовой институт доходов и расходов различных звеньев бюджетной системы. Он объединяет нормы, регулирующие структуру доходов и расходов бюджетов, а также принципы и механизм их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы. Во-вторых, бюджетное право содержит правовой институт бюджетного процесса. Он состоит из правовых норм, регулирующих отношения по поводу составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, исполнения бюджетов, а также подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках права, весьма разнообразны. Прежде всего, они подразделяются на материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы закрепляют систему доходов и расходов бюджетов, компетенцию субъектов бюджетного права и т.д. Процессуальные нормы определяют порядок и сроки прохождения бюджета в рамках бюджетного процесса и т.д.

В последние годы, в связи с активным развитием бюджетного права, появилась возможность выделять не только регулятивные, но и охранительные нормы бюджетного права. Основная часть бюджетно-правовых норм являются регулятивными. Они регулируют позитивные общественные отношения в финансовой сфере путем предоставления участникам определенных прав и возложения на них обязанностей. К охранительным бюджетно-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения в бюджетной сфере. К их числу относятся нормы, закрепленные в ст.290 и 291 БК РФ и предусматривающие применение мер финансового принуждения за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, а также неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. Наконец, в последние годы в бюджетном праве появились нормы-дефиниции и нормы-принципы. Они содержатся в ст.6, 29-38 БК РФ.

Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках, реализуются субъектами бюджетного права. Субъекты бюджетного права - это те лица, которые обладают бюджетной правосубъектностью и могут благодаря этому участвовать в конкретных бюджетных правоотношениях.

Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:

1) общественно-территориальные образования, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования;

2) органы государственной власти и местного самоуправления, а также ЦБ РФ;

3) бюджетные учреждения 11 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. / Под ред. А.Н. Борисова - М.: Юстицинформ, 2006. С. 298..

Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями.

В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется, главным образом, за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям. Так, к суверенным правам РФ в целом относятся право на собственный бюджет, право на зачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно, развитие бюджетных отношений, к примеру, по поводу рассмотрения и утверждения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализацию бюджетной компетенции (правосубъектности) РФ и субъектов РФ.

Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, поскольку обладают бюджетной компетенцией. К этой группе субъектов бюджетного права относятся исполнительные органы власти, осуществляющие составление и исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, Счетная палата РФ, финансово-контрольные органы в субъектах РФ, Банк России и т.д.

Бюджетные учреждения являются субъектами бюджетного права лишь потому, что участвуют в сметном процессе, т.е. в процессе составления и доведения смет до вышестоящего распорядителя бюджетных средств (ст.221 БК РФ). В конечном итоге, исполнение бюджета осуществляется с учетом этих смет (п.1 ст.226, ст.251 БК РФ) 11 Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, 2007, № 1, ст. 28..

Субъекты бюджетного права, реализуя бюджетно-правовые нормы, вступают в бюджетные правоотношения: Последние могут быть определены как общественные отношения, возникающие на основе норм бюджетного права.

Бюджетные правоотношения являются разновидностью финансово-правовых отношений, поэтому для них характерны все признаки последних. Вместе с тем, бюджетные правоотношения характеризуются некоторыми особенностями, обусловленными предметом бюджетного права.

Во-первых, круг субъектов бюджетных правоотношений в сравнении с финансовыми правоотношениями в целом значительно уже. Субъектами бюджетных правоотношений являются лишь Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также органы государственной власти, местного самоуправления, Банк России и бюджетные учреждения. Физические лица, организации, в том числе юридические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты бюджетных правоотношений выступают в лице представительных органов власти. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении по поводу рассмотрения и утверждения бюджета одной стороной правоотношения является Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования в лице соответствующих законодательных (представительных) органов власти, а другой стороной правоотношения - исполнительный орган власти, представивший бюджет на рассмотрение и утверждение в соответствующий представительный орган власти.

Во-вторых, только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерен столь уникальный объект как закон о бюджете на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом бюджетно-правового отношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект соответствующего бюджета на следующий финансовый год, а объектом правоотношения по исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден.

В-третьих, в системе финансовых правоотношений только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерна цикличность. Это обусловлено цикличностью бюджетного процесса и ограниченностью срока действия бюджетного закона. Так, в частности, бюджетные правоотношения по поводу исполнения бюджета ограничены сроком действия закона о бюджете, который принимается на один финансовый год (ст.5 БК РФ). После окончания финансового года и принятия нового закона о бюджете правоотношения по поводу исполнения бюджета возникают вновь.

Таким образом, при более тщательном научном анализе могут быть выявлены и многие другие особенности бюджетно-правовых отношений.

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.

Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.

Бюджетные правоотношения можно разделить на три группы:

    отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

    отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, а также отношения, возникающие в связи с государственным и муниципальным долгом;

    отношения, связанные с определением правового статуса участников бюджетного процесса и их ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

К бюджетным правоотношениям относятся;

1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Структура бюджетных правоотношений:

1.Субъектами бюджетных правоотношений являются:

    Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования, которые участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы в интересах соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целом;

    представительные и исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

    государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения) – получатели бюджетных средств.

2) объект - денежные фонды - федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты;

4) основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод бюджетно-правового регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты бюджетных правоотношений.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) обязательным субъектом бюджетных правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). Юридические и физические лица в состав субъектов бюджетных правоотношений не входят.

При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) бюджетные правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете (федеральном, субъекта Федерации или муниципального образования) на очередной год;

3) обязательным объектом бюджетных правоотношений являются соответствующие денежные фонды - бюджеты различных уровней.

Бюджетные правоотношения имеют сходные характеристики с финансовыми правоотношениями, но они имеют и свои отличительные особенности :

1. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием бюджета.

2. Они ежегодно возобновляются, так как реализуются в течение календарного (финансового) года.

3. Одной из сторон бюджетных правоотношений всегда является государство, государственные органы или органы местного самоуправления.

Классификации бюджетных правоотношений:

  • 8. Понятие финансового права и его место в системе российского права.
  • 9. Финансовое право: предмет, метод, принципы.
  • 10. Общая характеристика субъектов финансового права.
  • 11. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансового права.
  • 12. Связь финансового права с другими отраслями российского права. Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
  • 14. Понятие и виды финансово-правовых норм.
  • 15. Финансовые правоотношения: понятие, виды, структура.
  • 16. Финансовая политика государства.
  • 17. Разграничение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области финансовой деятельности: понятие и общая характеристика.
  • 18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
  • 19. Правовое положение и функции Министерства финансов рф: органы, входящие в его систему.
  • 20. Федеральное казначейство: правовое положение, функции.
  • 21. Правовое положение Счетной Палаты Российской Федерации.
  • 22. Правовое положение и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации.
  • 23. История развития финансового контроля на территории Российской Федерации.
  • 24. Финансовый контроль: понятие и значение.
  • 25. Виды и формы финансового контроля.
  • 26. Органы, осуществляющие финансовый контроль на территории Российской Федерации.
  • 28. Понятие и социально-экономическая роль бюджета.
  • 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • 29. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, структура.
  • 30. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • 31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • 32. Бюджетный процесс: понятие, участники, значение.
  • 33. Стадии бюджетного процесса.
  • 34. Бюджетная классификация.
  • 35. Доходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • 36. Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.
  • 37. Общие правила составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Мурманской области).
  • 38. Исполнение бюджета. Контроль за надлежащим исполнение бюджета.
  • 39. Внебюджетные государственные фонды: понятие, виды, функции.
  • 40. Понятие и функции налогов и сборов.
  • 41. Налоговая система рф. Система налогов и сборов Российской Федерации.
  • 43. Налоговые правоотношения и налогово-правовые нормы.
  • 44. Субъекты налоговых правоотношений: виды, права и обязанности.
  • 45. Налоговый контроль: понятие, формы.
  • 46. Элементы налогообложения.
  • 47. Налоговые льготы: понятие, виды, порядок установления и использования.
  • 48. Порядок установления налогов и сборов на федеральном уровне.
  • 49. Порядок установления налогов и сборов на региональном уровне.
  • 50. Порядок установления налогов и сборов на местном уровне.
  • 51. Виды налоговых правонарушений. 52. Ответственность за налоговые правонарушения.
  • 53. Порядок разрешения налоговых споров.
  • 54. Понятием упрощенной системы налогообложения.
  • 55. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.
  • 56. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 57. Государственный внутренний долг.
  • 58. Государственные расходы: понятие, система, принципы.
  • 59. Сметно-бюджетное финансирование: понятие, объекты, порядок осуществления.
  • 60. Банковская система рф: структура, значение.
  • 60. Банковская система рф: структура, значение.
  • 61. Центральный банк рф как главное звено банковской системы рф.
  • 62. Цели, задачи и функции деятельности Центрального Банка рф.
  • 63. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.
  • 64. Кредитные организации как основные участники банковской деятельности.
  • 65. «Банк», «небанковская кредитная организация», «кредитная организация». Сходство и различие.
  • 66. Ответственность за нарушение банковского законодательства.
  • 67. Денежная система рф: понятие, состав, правовые основы.
  • 68. Правовые основы обращения наличных денег.
  • 69. Правовые основы безналичных расчетов.
  • 70. Формы безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитив, инкассо, чек).
  • 71. Банковское кредитование: понятие, принципы, виды.
  • 72. Валютное регулирование и валютный контроль на территории рф.
  • 73. Правовые основы вкладных операций.
  • 74. Ценные бумаги: понятие, виды, функции.
  • 75. Финансовое правонарушения: понятие и виды.
  • 76. Ответственность за совершение финансовых правонарушений (конспект таблица Финансовые правонарушения)
  • 77.Правовое регулирование страховой деятельности
  • 78.Правовые основы валютного контроля.
  • 79. Валютное регулирование и контроль
  • 80. Органы и агенты валютного контроля.
  • 81. . Электронные безналичные расчеты
  • 82. Аудит как особый вид финансового контроля.
  • 83 Тенденции развития финансового права на территории Российской Федерации
  • 84. Особенности инвестиционной деятельности как одного из направлений финансовой деятельности
  • Лицензирование.
  • 85. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности.
  • 86. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
  • 87. Организация имущественного и личного страхования.
  • 88. Виды обязательного страхования.
  • 89. . Правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов в России
  • 90. Понятие валюты Российской Федерации. Законодательство о валютном регулировании.
  • 30. Субъекты бюджетных правоотношений.

    Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках, реализуются субъектами бюджетного права.

    Субъекты бюджетного права - это те лица, которые обладают бюджетной правосубъектностью и могут благодаря этому участвовать в конкретных бюджетных правоотношениях.

    Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:

    а) общественно-территориальные образования, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования,

    б) органы государственной власти и местного самоуправления, а также Банк России,

    в) юридические и физические лица.

    Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями.

    В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, принадлежащих муниципальным образованиям.

    Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, ибо обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере бюджета, они находятся в постоянно длящихся отношениях с государством, где уполномочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

    Юридические лица являются субъектами бюджетного права потому, что участвуют в бюджетном процессе (бюджетные учреждения), а также получают финансовые ресурсы из бюджета. Физические лица также относятся к субъектам бюджетного права, постольку они являются получателями бюджетных средств.

    31. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.

    Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации(БК РФ)

    К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

      федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

      бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

      местные бюджеты, в том числе:

      бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    Статья 11. Правовая форма бюджетов

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

    Статья 12. Финансовый год

    Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

    Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

    Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

    Статья 14. Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда

    Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

    Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

    Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

    В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

    Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

    Статья 15. Местный бюджет

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

    Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

    Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

    В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

    Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

    В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме