Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

С какой целью проводится государственная экологическая экспертиза. Как проводится государственная экологическая экспертиза? Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

1. Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

3. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

4. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в и настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

Истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

Заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации рассматриваются принимающими эти акты органами государственной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заключение государственной экологической экспертизы направляется заказчику. Для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется территориальным органам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор (в случае проведения государственной экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и в случаях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, - кредитным организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государственной экологической экспертизы.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

8. Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Государственная экологическая экспертиза преследует основную цель - предотвращение отрицательного влияния последствий человеческой деятельности на состояние окружающей среды. В каких случаях проводится такая процедура, каков ее регламент и возможные результаты - ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза проводится на 2 уровнях:

  • на федеральном госуслуга предоставляется Росприроднадзором и его территориальными органами (п. 9 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды от 06.05.2014 № 204);
  • на региональном процедуру осуществляет уполномоченный орган госвласти субъекта РФ (абз. 3 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ).

Срок реализации государственной экологической экспертизы по общему правилу не должен превышать 2 месяцев (п. 4 ст. 14 закона № 174-ФЗ), но:

  • По желанию заказчика в допустимых законом случаях может быть увеличен на 1 месяц.
  • При отсутствии согласия более чем трети списочного состава экспертной комиссии с результатами, занесенными в проект сводного заключения по итогам обследования приказом Росприроднадзора, может быть увеличен (п. 22 Положения о порядке проведения ГЭЭ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698). Общий срок проведения экспертизы при этом не может превышать 6 месяцев (абз. 4 п. 12 указанного Положения).

Заказчик государственной экологической экспертизы обязан оплатить ее проведение предварительно (п. 2 ст. 14 закона № 174-ФЗ). Размер и порядок внесения госпошлины и иных видов оплаты определяются уполномоченным госорганом на основании сметы расходов (п. 23 Административного регламента).

Специализированное подразделение Росприроднадзора или уполномоченный орган госвласти субъекта РФ формируют экспертную комиссию, которая будет заниматься проведением государственной экологической экспертизы (п. 5 ст. 14 закона № 174-ФЗ).

Итоги экспертизы отражаются в заключении экспертной комиссии (п. 7 указанной статьи).

Перечень административных процедур при проведении ГЭЭ

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня подробно рассматривается в упомянутом Административном регламенте. Предоставление аналогичной услуги на региональном уровне осуществляется с учетом положений Административного регламента, разработанного и утвержденного в отдельном субъекте РФ (например, Административный регламент предоставления госуслуги по проведению ГЭЭ объектов регионального уровня в ХМАО — Югре, утвержденный приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны ОС, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО — Югры от 14.10.2014 № 24-нп).

Независимо от уровня ГЭЭ процедура состоит из следующих этапов:

  • Прием и регистрация заявления, комплекта документов от заказчика. На основании указанной документации будет инициировано проведение ГЭЭ. Представить документы (см. перечень в пп. 1-1.1 ст. 14 закона № 174-ФЗ) можно как лично, так и по почте либо в электронном формате (пп. 33-34 Административного регламента).
  • Изучение заявления и представленных материалов. Проводится ответственным исполнителем. Выявленные в документации недостатки должны быть исправлены заказчиком в установленный срок. В противном случае документы будут возвращены ему без проведения ГЭЭ (п. 42 Административного регламента).
  • Осуществление межведомственных запросов. Документы, указанные в пп. 16 и 17 Административного регламента, запрашиваются госорганом самостоятельно (п. 45 Административного регламента).
  • Издание приказа о подготовке и реализации ГЭЭ. Осуществляется в течение 1 месяца (для объектов, указанных в пп. 7.1 и 7.3 закона № 174-ФЗ, — 3 дней) с момента получения полного комплекта документов (п. 49 Административного регламента).
  • Проведение ГЭЭ. На основании приказа (п. 51 Административного регламента).
  • Выдача заключения ГЭЭ. На основании приказа (п. 65 Административного регламента).

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислены в ст. 11 закона № 174-ФЗ. К ним в том числе относятся:

  • проекты документации нормативно-технического характера, методические рекомендации и инструкции в сфере охраны окружающей среды (далее — ОС), утверждаемые компетентными госорганами РФ;
  • проекты документации о разделе продукции, целевых программ федерального уровня, реализация которых предполагает воздействие на ОС;
  • проекты техдокументации на новые изобретения;
  • документы, содержащие обоснования лицензий, выдаваемых на отдельные виды деятельности, реализация которых может оказывать влияние на ОС;
  • материалы, содержащие обоснования получения конкретными участками статуса особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация объектов, реализация которых предполагается на землях ООПТ федерального уровня, объектов, используемых под размещение опасных отходов, ликвидации горных выработок, создания искусственных земельных участков и т. д.

Примеры объектов ГЭЭ федерального уровня: объект размещения отходов южного участка Ириклинского месторождения известняков, реконструкция свалки до уровня полигона промотходов на станции Орск и т. д.

Государственной экологической экспертизе подлежат все объекты, реализация которых может повлечь негативные последствия для ОС (абз. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ).

Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Также без одобрения компетентной комиссии объект не может быть профинансирован (абз. 2 п. 5 ст. 18 указанного закона).

Срок проведения ГЭЭ для объектов, перечисленных в пп. 7.1, 7.3 ст. 11 закона № 174-ФЗ, не может превышать 3 месяцев (абз. 3 п. 11 приказа Минприроды № 204).

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится для объектов, перечисленных в ст. 12 закона № 174-ФЗ.

Органы, уполномоченные на проведение ГЭЭ, перед началом процедуры определяют, к какому уровню относится объект, подлежащий обследованию.

Обычно используются следующие критерии:

  • территориальные пределы распространения возможного негативного воздействия объекта (например, на площади 2 и более субъектов РФ);
  • будут ли при эксплуатации объекта расходоваться природные ресурсы, отнесенные к ведению РФ;
  • будет ли указанная деятельность задевать интересы соседних государств;
  • нужно ли будет при реализации исследуемого объекта использовать природные ресурсы соседних государств;
  • каков объем иностранных инвестиций в данную деятельность.

Срок проведения ГЭЭ объектов, указанных в п. 4.1 ст. 12 закона № 174-ФЗ, не может превышать 2 месяцев (п. 4 ст. 14 указанного закона).

Примеры объектов ГЭЭ регионального уровня: газопровод высокого давления / распределительные газопроводы низкого давления для газоснабжения жилых домов в с. Марково Петушинского района Владимирской области, проектные материалы объекта обслуживания (мелкорозничной торговой сети) — торгового центра «Эталон» во Владимире и т. д.

Заключение государственной экологической экспертизы

По итогам государственной экологической экспертизы оформляется заключение(п. 1 ст. 18 закона № 174-ФЗ).

Такое заключение может быть (п. 5 указанной статьи, п. 20 Положения):

  • положительным — при соответствии исследуемого объекта требованиям экологической безопасности (например, заключение № 3 экспертной комиссии ГЭЭ по материалам проектной документации «Строительство полигона твердых бытовых отходов в п. Давенда Могочинского района Забайкальского края», утвержденное приказом управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 16.08.2012 № 217-Э);
  • отрицательным — если такой объект признан несоответствующим указанным требованиям (например, заключение экспертной комиссии ГЭЭ по материалам проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов с. Сакмара Сакмарского района Оренбургской области», утвержденное приказом управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 26.05.2014) или необходима доработка документации с учетом комментариев экспертной комиссии.

Заключение ГЭЭ обретает юридическую силу в момент его согласования компетентным федеральным органом исполнительной власти или соответствующих органов субъекта РФ (п. 4 ст. 18 закона № 174-ФЗ).

Заключение государственной экологической экспертизы объекта направляется заказчику в течение 5 календарных дней со дня его согласования (п. 27 Положения).

Заключение может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18 закона № 174-ФЗ). Например, решение АС г. Москвы от 13.08.2013 по делу № А40-11533/2013.

Таким образом, проведение государственной экологической экспертизы возможно на 2 уровнях — федеральном и региональном. По результатам такой экспертизы выдается заключение, которое может быть положительным или отрицательным в зависимости от результатов обследования объекта государственной экологической экспертизы. Отрицательное заключение выдается не только в случае недопустимости эксплуатации указанного объекта, но и если представленная заказчиком документация нуждается в доработке.

Заключение ГЭЭ может быть оспорено в суде.

Для того чтобы избежать неприятных воздействий на окружающую среду, проводится экологическая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Какие виды такой экспертизы бывают, и по каким принципам она проводится?

Понятие

Под экологической экспертизой понимают проверка соответствия документов деятельности хозяйствующего субъекта экологическим и техническим требованиям, которые установлены нормами действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Она проводится с целью предотвращения негативного воздействия деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля.

Чем регулируется

Порядок и принципы проведения экологической экспертизы, а также её виды и сроки проведения, регулируются .

Но основной нормативный акт, который регулирует проведение экспертизы – это .

Кроме того, субъекты федерации имеют право самостоятельно принимать нормативные акты, касающиеся проведения такой проверки.

Есть также и другие «узкие» законы, которые регулируют экспертизу в той или иной степени.

К ним относятся:

  1. Принцип потенциальной экологической опасности любой хозяйственной или другой деятельности.

    Этот принцип означает, что эксперты, при изучении материалов, которые поступили на изучение, изначально являются потенциально опасными для окружающей среды.

    Эксперты должны доказать, что данный материал не опасен или опасен. Своё мнение они выражают в письменном виде, на основании нормативов опасности.

  2. До того как принять решение о реализации объекта, необходимо, в обязательном порядке, провести государственную экологическую экспертизу.

    Это означает, что заказчик планируемой деятельности обязан предоставить все необходимые материалы для проведения экологической экспертизы.

    Государственный орган, который осуществляет эту экспертизу, обязан их принять, изучить и вынести заключение.

  3. Оценка возможных неблагоприятных последствий проводится в комплексе.

    Этот принцип «говорит» о том, что эксперт, проводя экспертизу, должен учитывать все обстоятельства, а также возможные последствия, в комплексе.

  4. Обязательность учёта требований экологической безопасности, при проведении экспертизы.

    Согласно этому принципу, экологическая безопасность означает собой часть экологических предписаний в отношении некоторых групп объектов. Например, объектов атомной энергетики.

  5. Достоверность информации.

    Этот принцип означает, что заказчик экспертизы должен представлять для изучения экспертам достоверную и полную информацию об объекте исследования.

  6. Независимость экспертов.

    Никто не имеет право вмешиваться в работу эксперта, влиять на его мнение любыми способами.

    Эксперт свободен в своих выводах и заключениях, сам выбирает методы проведения исследований, а также самостоятельно принимает промежуточные и окончательные решения.

  7. Обоснованность каждого вынесенного экспертами решения.

    Это основной принцип проведения экспертизы, так как каждое заключение должно быть соответствовать нормам действующего, на момент проведения исследования, законодательства.

    Каждый эксперт должен чётко понимать, что его заключение отвечает уровню современного развития законодательства и науки.

  8. Учёт общественного мнения.

    Согласно этому принципу, эксперты обязаны информировать граждан, СМИ и другие общественные субъекты о результатах конкретных экспертиз.

  9. Ответственность участников экологической экспертизы за её качество.

когда

Данный вид экспертизы проводится, когда есть необходимость выявления негативных факторов, которые могут повлиять на окружающую среду.

Для предприятий некоторых видов деятельности, проведение экологической экспертизы является обязательным и постоянным.

Например, для особо опасных, с экологической точки зрения, промышленных предприятий.

кто инициатор и исполнитель

В системе экологической экспертизы, инициатором выступает физическое или юридическое лицо, ответственное за осуществление намечаемой деятельности.

Инициатора экспертизы называют заказчиком. В его роли могут выступать как государственные органы, так и частные лица. Инициатор несёт расходы по оплате экспертизы.

Исполнителем являются специальные уполномоченные на проведение экспертизы органы и организации, которые имеют соответствующую практику.

документация

Для проверки заказчик должен представить уполномоченному, на проведение экологической экспертизы, органу, всю документацию, касающуюся его хозяйственной деятельности.

заключение экспертизы

Заключение эксперта по проведённой экологической проверке должно быть:

  • полным по содержанию;
  • обоснованным, с научной и законодательной точки зрения;
  • не допускающим никаких двояких толкований;
  • содержать в себе объективные и всесторонние выводы;
  • отражать весь процесс проведённой проверки;
  • освещать каждый этап проверки.

Каждое заключение должно быть обосновано. Это касается заключений как индивидуальных экспертов, так и сводных заключений нескольких экспертов.

Заключение экологической экспертизы должно входить в состав проектной документации на будущую деятельность, и должно состоять из:

  • перечня выполненных работ по оценке воздействия;
  • основные результаты по возможным последствиям воздействия на окружающую среду;
  • перечень мер для выполнения требований по экологической безопасности.

Виды экологической экспертизы

Какими нормами законодательства регулируется землеустроительная экспертиза, вы прочитаете

Для каких объектов является обязательной

Проводить экологическую экспертизу обязательно для следующих объектов:

  • для проектов и документов в области охраны окружающей среды, которые утверждены органами госвласти РФ;
  • проекты федеральных программ, которые предусматривают строительство или эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду тем, что располагаются в природоохранных зонах;
  • все проекты, касающиеся соглашений о разделе продукции;
  • все проекты и техническая документация, которые касаются использования новых технологий, которые потенциально опасны для окружающей среды;

Заключение

В систему охраны окружающей среды и управления природопользованием входит ряд специфических инструментов и рычагов.

Рис. 6.1. Система управления экологической безопасностью

Как видно из схемы, одним из основных направлений деятельности природоохранных учреждений, комитетов и общественных организаций является экологическая экспертиза – эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля.

В соответствии с законом «Об экологической экспертизе»:

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза включает в себя:

1. Оценку воздействия на ОС (ОВОС), которая обеспечивает учет экологических требований на стадии разработки.

2. Государственную экологическую экспертизу, которая учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений.

Также в Российской Федерации может проводиться общественная экологическая экспертиза.

В основу экологической экспертизы закладываются следующие принципы:

 презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой и иной деятельности;

 обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экспертизы (в качестве гарантии предусматривается возможность открытия финансирования работ по проектам и программам только при наличии положительного заключения экспертизы);

 комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

 обязательности учета требований экологической безопасности;

 достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

 независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий (то есть непременным условием является организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих экспертизу органов, которая обеспечивается как за счет финансирования из бюджета, так и за счет средств, поступающих от заказчика за выполнение экспертных работ);

 научной обоснованности, объективности и законности сделанных заключений (учитывая, что экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс, очевидна необходимость ее проведения на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм исследований и квалифицированных ученых и специалистов; причем результаты работы должны не только фиксировать допущенные нарушения, но и давать научно обоснованную оценку последствий, а также – рекомендации органам, принимающим решения, по устранению и исправлению недостатков);

 гласности, участия граждан и общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

 ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Объектами ГЭЭ являются все материалы по объектам и мероприятия, намеченным к реализации на территории РФ (плановые работы – прогнозы развития отрасли хозяйства, состояния окружающей природной среды и т.п.; предплановая документация – схемы расселения, схема охраны малых рек и т.п.), а также все предпроектные (ТЭО, задание на проектирование) рабочая и сметная документация) по объектам и мероприятиям,

намеченным к реализации на территории РФ, экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование. Т.о., ГЭЭ подлежат как гражданские, так и военные, оборонные и т.п. объекты.

Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются в Министерство природных ресурсов, а по объектам, относящимся к субъектам местного и регионального управления – в территориальные органы

Полномочия, права и обязанности органов, специально уполномоченных в области экологической экспертизы.

Федеральный орган

Территориальный орган

Органы самоуправления

Полномочия

Разработка порядка и регламента проведения ГЭЭ

Организация и проведение ЭЭ объектов

Организация ОЭЭ

федерального уровня

находящ. в территориальном ведомстве

Установление правил определения срока и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Установление сроков проведения и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Научно-методическое обеспечение

Организация информационного обеспечения

Координация эколого- экспертной деятельности в РФ и осуществление методического руководства территор. органов ГЭЭ

Организация конференций, семинаров по ЭЭ

Организация общественных осуждений, проведение опросов среди населения

Ведение реестра экспертов ГЭЭ

Организация, проведение и участие в ЭЭ (и в совм. ЭЭ неск. государств)

Участие в ЭЭ, возможность доступа к банку данных

Направление делегата в качестве наблюдателя в экспертные комиссии, если объект находится на их территории, получение все информации об уровне воздействия на ОС объекта ЭЭ

Привлечение иностранных специалистов и ученых

согласовывая это с федеральными органами

Направление в банк информации (финансовые потоки)

Направление предложений по улучшению ЭБ объектов, которые планируются для строительства

Обязанности

Обеспечение соответствия принятых решений

государственным законам

федеральным законам

Информирование правоохранительных органов о выявленных правонарушениях

а также информирование средств массовой информации

*Органы самоуправления – управа, префектура.

Официально установленный порядок организации и проведения экологической экспертизы включает в себя пять основных стадий:

1. назначение экспертизы и ее организацию;

2. сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;

3. формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

4. представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем компетентного органа;

5. разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.

Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно произвести оплату и представить подтверждающие документы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты, в противном случае экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику вместе с сопроводительным письмом.

После поступления материалов в экспертное подразделение, специализирующееся в проведении ГЭЭ, документы регистрируются и руководство подразделения определяет ответственного исполнителя из числа штатных сот-рудников, в обязанности которого входит организация и проведение ГЭЭ.

Ответственный исполнитель определяет:

 сложность объекта ГЭЭ;

 срок проведения ГЭЭ (для простых объектов – до 30 дней, для объектов средней сложности – до 60 дней, для сложных – 120 дней; допускается корректировка сроков экспертизы, однако они не должны превышать 6 месяцев);

 количество привлекаемых экспертов (нечетное, не меньше 3; в качестве экспертов выступают специалисты, обладающие научными или практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика или гражданин, имеющий трудовые или договорные отношения с заказчиком или разработчиком);

 стоимость проведения ГЭЭ.

В течение времени, предусмотренного для оплаты работ, ответственный исполнитель подготавливает техническое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ и предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря (обычно это ранее назначенный ответственный секретарь).

Председатель ГЭЭ участвует в формировании ГЭЭ и согласовывает ее состав, участвует в подготовке задания членам комиссии, организует подготовку сводного заключения.

Эксперт имеет право заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления дополнительных материалов, а также формулировать особое мнение. В обязанности эксперта входит всестороннее осуществление анализа представленных материалов, соблюдение общих требований РФ, соблюдение установленных сроков, объективность и обоснованность выводов, соблюдение конфиденциальности сведений и сохранности материалов, представленных на экспертизу.

ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены комиссии, заказчик, представители заинтересованных организаций. Территориальные органы могут делегировать своего представителя в состав экспертной комиссии (без права голоса).

В процессе работы члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на ГЭЭ и на основании их анализа готовят индивидуальные экспертные заключения. При необходимости осуществляется выезд членов экспертной комиссии на место для получения дополнительной информации. На основании индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, которые обсуждаются на заседаниях экспертных групп и представляются ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии. Обобщенный проект заключения обсуждается на заключительном заседании в присутствии заказчика, разработчика материалов, представителя администрации, представителей общественности и территориальных органов.

После обсуждения заключение ГЭЭ подписывается всеми членами экспертной комиссии. В случае, если заключение ГЭЭ не подписано квалифицированным большинством голосов и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экспертиза считается безрезультатной. Все заключения и особые мнения принимаются к сведению и создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвующих в предыдущей ГЭЭ.

Оплата работы экспертной комиссии при продление срока проведения ГЭЭ производится за счет средств МПР России.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством МПР России приказом, в котором устанавливается срок действия заключения.

После завершения ГЭЭ ответственный исполнитель направляет заключение ГЭЭ заказчику в течение 5 дней со дня утверждения, копию заключения – специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей среды и исполнительным органам власти, направляет письма о выполнении поручения в специально уполномоченные федеральные органы, письма в СМИ, подготавливает информацию в банковские организации, оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и документы для их оплаты.

Проведение повторной ЭЭ возможно, если:

 необходимо доработать материалы по замечаниям и предложениям;

 если произошло изменение условий природопользования;

 реализация объекта происходила с отступлением от ранее принятых решений;

 истек срок действия ГЭЭ.

Заключение ГЭЭ, утвержденное уполномоченным органам теряет юридическую силу по решению суда.

Повторная комиссия, проводимая по решению судебных органов, осуществляется экспертным подразделением, которое выбирает суд.

После завершения повторной экологической экспертизы заключение направляется в тот орган, по решению которого она проводилась.

Как было сказано выше, в Российской Федерации также может проводиться общественная экологическая экспертиза. Цель ее совпадает с целью ГЭЭ, но наряду с задачами непосредственной экспертизы ОЭЭ имеет цель привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту и широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности.

Объектами ОЭЭ являются те же объекты, что и подлежащие ГЭЭ, кроме объектов составляющих государственную тайну.

ОЭЭ проводится по инициативе граждан, общественных организаций, органов самоуправления либо до ГЭЭ, либо одновременно с ее проведением, но независимо от нее.

ОЭЭ может осуществляться общественными органами, основным видом деятельности которых является охрана ОС.

Организация, проводящая ОЭЭ, имеет право:

 получать от заказчика документацию для ЭЭ; знакомиться с нормативно-технической документацией;

 принимать участие в работе ГЭЭ без права голоса.

Обязанности общественных экспертов аналогичны обязанностям государственных экспертов.

ОЭЭ может проводиться, если зарегистрировано государственное заявление о проведение экспертизы.

Органы самоуправления должны в 7-дневный срок разрешить или не разрешить экспертизу.

Отказ в проведении ОЭЭ возможен, если:

 ОЭЭ уже была дважды проведена в отношении этого объекта;

 не выдержаны требования к заявлению;

 в уставе, не приведены в качестве основной деятельности работы, связанные с охраной ОС.

Заключение ОЭЭ, соответствующее всем требованиям ГЭЭ, направляется специально уполномоченным органам ЭЭ, органам самоуправления, органам, принимающим решения о реализации данного проекта.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения ее специально уполномоченным органом в области ЭЭ. Результаты ОЭЭ могут быть опубликованы в СМИ.

При обсуждении экологической экспертизы нельзя забывать о таком важном ее этапе, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

Методология ОВОС – это один из важнейших инструментов системы подготовки, принятия и реализации решений в области природопользования.

Процедура ОВОС осуществляется, как правило, в рамках технико-экономического обоснования, в ее основе – взгляд на экологические проблемы, как на конфликт в общественных отношениях.

Существующая сейчас система оценки имеет ряд недостатков:

 нормирование всегда базируется на прошлом опыте, но однозначно нельзя сказать, будут ли пригодны эти данные в будущем;

 многогранность воздействия на объект (ПДК учитывают действие каждого конкретного вещества, в то время как вещества действуют одновременно);

 ОВОС должен учитывать экологические конфликты, которые могут возникнуть независимо от качества проекта из-за столкновения интересов как различных природопользователей, так и населения.

Очевидно, что при решении экологических проблем наряду с использованием опыта в виде пороговых величин необходимо учитывать возможные экологические последствия любой деятельности. Поэтому большое значение имеет одна из главных черт ОВОС – это возможность выявлять и учитывать последствия намечаемой деятельности.

ОВОС представляет собой выявление, анализ и оценку предполагаемых воздействий намечаемой деятельности, изменений в ОС в результате этих воздействий.

ОВОС в значительной степени является предсказанием последствий, но независимо от того, как получены эти предсказания, они являются не факторами, а лишь предположениями вероятностного характера.

В рамках ОВОС инициатор деятельности фиксирует и представляет то, что проделано им в процессе разработки проекта.

Сформулируем цели ОВОС:

 Всестороннее рассмотрение предполагаемых выгод и потерь эколого-социально - экономического развития.

 Выработка эффективных мер по снижению уровня неблагоприятного воздействия.

 Разрешение в регионах экологических конфликтов.

Информация, необходимая для проведения ОВОС, как правило представляется в виде двух блоков:

 Внутренний блок. (Связан с получением исходных данных о характере намечаемой деятельности и видах воздействия на ОС, степени озабоченности профессионалов, общественности, местного населения).

 Внешний блок. (Содержит исходные данные о характере природных условий и антропогенной нагрузки в том месте, где предполагается реализация продукта).

Результатом выполнения процедуры ОВОС являются проектные и другие решения, подлежащие ГЭЭ.

Таким образом, необходимо четко представлять себе, что ОВОС является процедурой предваряющей, а, следовательно, и тесно связанной с ГЭЭ, которая представляет собой эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля и позволяет учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений, а,значит, играет важную роль в системе экологической безопасности.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме