Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что относится к функциям системы электронного обучения. Электронное обучение

: «e-Learning - обучение с помощью интернета и мультимедиа ».

К электронному обучению относится:

  • самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера , КПК , мобильного телефона , DVD-проигрывателя , телевизора и других;
  • получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
  • создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
  • своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов ; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;
  • формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;
  • освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;
  • возможность развивать учебные веб-ресурсы;
  • возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;
  • доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

Подходы и особенности

К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Фактически электронное обучение началось с использованием компьютеров в образовании. Первоначально обучение с использованием компьютеров чередовалось обычными, классическими практическими занятиями. E-learning и сейчас не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.

Конечно, это говорит о том, что для нескольких студентов обычное обучение может быть более подходящим решением, чем электронное обучение. Индивидуальные и глобальные затраты на учебные программы: компания имеет точное представление о бюджете, предусмотренном для учебных программ, рассчитанных индивидуально и коллективно. Данные, которые впоследствии могут быть «пересечены» с результатами, чтобы субсидировать различные оценки командой персонала. Стандартизация обучения: дистанционное обучение позволяет применять один и тот же курс в разных подразделениях компании с идентичной методологией и содержанием, поскольку качество процесса передачи знаний не будет зависеть от учителя и других внешних факторов.

В становлении электронного обучения можно выделить три этапа:

  1. курсы на носителях CD-ROM ;
  2. дистанционное обучение у живых преподавателей;
  3. собственно электронное обучение с использованием специальных интерактивных программ, нередко на специальных носителях (электронные учебники).

В 2010 году появилась ещё одна форма обучения - массовые открытые онлайн-курсы , которые позволяют одновременно обучать сотни тысяч студентов .

Большой обмен знаниями: инструменты электронного обучения позволяют более эффективно обмениваться информацией и опытом между сотрудниками, через чаты, форумы и электронные письма, что дает, следовательно, более глубокие знания. Нарушение географических барьеров: дистанционное обучение делает ненужным беспокоиться о физическом расстоянии между учащимися того же класса, и эффективно проводить тренинги с сотрудниками, расположенными в филиалах, расположенных в нескольких бразильских столицах.

Систематизированное управление и измерение учебных программ. Специалисты в области людских ресурсов и непосредственные руководители никогда не располагали такой информацией о производительности учебных кадров, как о проектах дистанционного обучения. Такие данные необходимы как для руководства внедрением новых инициатив по профессиональной переподготовке, так и для субсидирования планов карьеры. Интеграция с другими системами: системы управления дистанционным образованием интегрируются с другими системами управления, позволяющими упреждающее управление человеческими ресурсами компании.

Концепция электронного обучения современного образца развилась вместе с технологиями интернет-соединений и включает в себя возможность практически из любого места загрузить дополнительные материалы, подкрепляющие полученную с помощью электронных пособий теорию, передать выполненное задание, посоветоваться с преподавателем. Главное, чтобы все эти функции поддерживал носитель электронных программ. Сейчас развитие электронного обучения напрямую зависит от развития носителей, но электронные учебники, полностью раскрывающие его потенциал, пока находятся в стадии разработки.

Электронное обучение - это новый инструмент, основанный на Интернете и отлично приспособленный к характеристикам нашего времени, характеризуемый гибкостью, скоростью и огромными объемами информации, которую нужно переваривать. Что касается компаний, цель должна состоять не просто в замене традиционного электронного обучения, а в том, чтобы использовать этот инструмент в той мере, в какой это соответствует их потребностям. Таким образом, цели организации полностью достигнуты.

Мы не начали серию электронного обучения, чтобы лучше представить свою концепцию и как этот способ обучения может помочь вашему бизнесу расти. Хотя эти два понятия напрямую связаны, их нельзя рассматривать как синонимы. Чтобы понять электронное обучение, мы должны глубоко знать е, который предшествует изучению слов. Алвес Пинто в своей статье «Этот подросток назвал электронное обучение», е может иметь два подхода.

Электронное образование имеет ряд преимуществ перед традиционным:

  1. Свобода доступа - учащийся может заниматься практически в любом месте. Далеко не все функции электронного образования реализуются через интернет. Взрослый учащийся может обучаться без отрыва от основной работы.
  2. Снижение затрат на обучение - учащийся несёт затраты на носитель информации, но не несет на методическую литературу. Кроме того, экономия растет за счет зарплат, которые не нужно платить педагогам, содержание учебных заведений и так далее. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.
  3. Гибкость обучения - продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
  4. Возможность развиваться в ногу со временем - пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
  5. Потенциально равные возможности обучения - обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
  6. Возможность определять критерии оценки знаний - в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Рынок электронного обучения

Мировая индустрия электронного обучения еще в 2000 году составляла 48 млрд долларов . Электронное обучение возникло благодаря развитию интернета и мультимедиа, ключевыми моментами являются консалтинг, контент, технологии, сервисы и поддержка .

  • Будьте связаны с обучением с поддержкой всех видов технологий.
  • Будьте ориентированы на дистанционное обучение.
Андре подчеркивает, что нет более правильного взгляда, чем другой. По мнению автора, первая концептуализация более полная, подчеркивая сходство между различными платформами. Но он подчеркивает, что «нельзя отрицать, что интернет в значительной степени несет ответственность за экспоненциальный рост онлайн-обучения».

Электронное обучение: интерактивность и коллективный интеллект

Главная особенность Интернета и то, что делает его настолько уникальным, - это интерактивность. Это возможность обмена информацией, которая не имеет ограничений по времени и времени. Интерактивность была усилена развитием, которое усилило. Давайте лучше понять эти понятия.

Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов процессов генерации и передачи знаний. Электронное обучение как инструмент соответствует этим целям.

Электронное обучение в образовательном сегменте

По данным Babson Survey Research Group в 2012 году в США в онлайн-обучение в высших учебных заведениях было вовлечено 6,7 миллионов студентов . Онлайн-образование быстро развивается и в ведущих исследовательских институтах даже разработаны докторские программы, представленные онлайн . Многие высшие учебные заведения, институты на коммерческой основе предлагают сейчас обучение в онлайн-классах. Количество таких учебных заведений возрастает по мере развития и удешевления технологий электронного обучения. Также нужно учитывать, что для работы со студентами в режиме онлайн учебным заведениям требуется квалифицированный персонал, владеющий компьютером и интернет-технологиями. В России концепция электронного обучения в образовательном сегменте активно реализуется на базе московских школ. Согласно закону об образовании с 1 января 2015 школы обязаны обучать учеников только по пособиям, для которых выпускается электронная версия. А власти Москвы планируют со временем заменить все учебники в школах на электронные .

И что это связано с электронным обучением?

Среди прочего, наиболее важным правилом является разработка приложений, которые используют преимущества сетевых эффектов, чтобы стать лучше, чем больше людей используют их, используя коллективный интеллект. В общем сравнении мы можем сказать, что: Интернет предназначен для электронного обучения, а также для общения.

Именно из письма люди могли записывать и передавать свои сообщения с большей досягаемостью. Точно так же сеть усиливает взаимодействие между людьми, и электронное обучение использует эту возможность обмена знаниями для построения и развития коллективного индивидуального интеллекта. В книге «Онлайн-образование» Марко Сильва подчеркивает, что в электронном обучении принципиально не следует недооценивать интерактивность, которую делает Интернет. По мнению автора, виртуальная среда должна не только использоваться для передачи статического контента, но и «инвестировать в создание интерактивных курсов, основанных на участии и взаимодействии учащихся в построении коммуникации и знаний».

Электронное обучение в бизнесе

В настоящее время e-learning взят на вооружение различными компаниями для информирования и обучения как сотрудников компании, так и клиентов.

В России активно развивается применение систем дистанционного обучения (СДО). Производством СДО занимаются как IT-компании , так и непосредственно организации для своих сотрудников и вузы для заочного обучения.

В той же книге автор по-прежнему подчеркивает отражение Хосе Мануэля Морана в статье «Взносы в онлайн-педагогику», объясняя, что онлайн-обучение и обучение сложнее, чем личные процессы. В этом контексте роли учителей размножаются, дифференцируются и дополняют друг друга, что требует большой адаптации и творчества перед лицом новых ситуаций, предложений и действий.

Типы дистанционной связи

Электронное обучение является результатом развития дистанционного образования и технологий цифровой связи. Поскольку участники всегда находятся в разных местах, типы связи в дистанционном обучении различаются в зависимости от синхронизации, в которой контент передается и принимается.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2014 г. № 547-ПП «Об автоматизированной информационной системе „Система дистанционного обучения“» для гражданских государственных служащих разработана система дистанционного обучения, позволяющая повысить их квалификацию . Учебный курс назначается служащему работником кадровой службы. По окончании курса служащий выполняет задания также в электронном виде и получает сертификат.

В асинхронном электронном обучении преподаватель и ученик одновременно не подключены. Есть интерактивные функции, но действия не происходят мгновенно. Примерами такого типа общения являются те, которые проводятся через форумы, электронные письма или даже системы, предназначенные для стимулирования самообучения учащихся.

Другой тип - синхронное электронное обучение, когда одновременно участвуют преподаватели и учащиеся. Примерами этого модальности являются чаты и видеоконференции. Эта модель наиболее близка к модели «лицом к лицу», поскольку она позволяет осуществлять обмен информацией в режиме реального времени. Существует также способ смешанного обучения, который основан на электронном обучении, но также имеет индивидуальные занятия - это смешанное обучение.

См. также

Примечания

  1. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования: журнал. - 2006. - № 1 . - С. 89-90 .
  2. Сараев В. Неленинский университет миллионов // Эксперт : журнал. - М. , 2014. - № 28 (907) . -

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

Предложение для модели социального электронного обучения. Хосе Мартинс 1, 2, Рамиро Гонсалвес 1, 2, Витор Сантос 3, Мануэль Перес Кота 4, Тьяго Оливейра 3, Фредерико Бранко 1, 2. Понимая растущую потребность в реализации социальных и совместных процессов обучения, мы проанализировали существующие педагогические и обучающие модели, чтобы определить общую базу, которая могла бы поддержать курс электронного обучения, реализованный в социальной сети. С этой целью в данной статье представлено описание предлагаемой модели оценки, в которой основное внимание уделяется детальной характеристике процесса оценки, деятельности и присущих технологий.

Термин «дистанционное образование» - это либо позавчерашний день, либо сужение проблемы. В большинстве стран мира от этого термина ушли, есть термины «электронное обучение» и «информационно-коммуникационные технологии в образовании». Термин «дистанционное образование» действительно создает представление о том, что речь идет только о применении этих технологий на расстоянии, что эти технологии не могут использоваться в рамках обычного учебного заведения, например в рамках очной формы, а это не так.

В рамках этого проекта также можно было понять, что выполнение педагогической и исследовательской деятельности, проводимой в социальных сетях, является решением для улучшения диспозиции и приверженности ученика в процессе обучения. Понимая потребность в социальном, совместном и совместном процессе обучения, был проведен анализ существующих учебных и педагогических моделей с целью определения наличия основы для разработки курса электронного обучения, реализуемого на сайте социальной сети. Сочетание этих мероприятий привело к представлению новой модели оценки обучения, предназначенной для применения к курсам электронного обучения, реализуемым в социальных сетях.

Я думаю, что дети более готовы к электронному обучению, чем взрослые, чем даже учителя, поэтому возникает задача разумных ограничений - возрастных ограничений по времени и ограничений, связанных с доступом в Интернет, с тем чтобы дети посещали главным образом учебные и позитивно игровые сайты, а не порносайты и не получали информацию, которая может нанести вред нравственности и здоровью ребенка, благо такие технологии сейчас предлагаются.

Имея это в виду, приводится описание данной модели оценки, учитывая, таким образом, необходимость всесторонней характеристики процесса присущей оценки и неотъемлемых видов деятельности и технологий. Благодаря выполнению исследовательской и педагогической деятельности, выполненной в рамках настоящего проекта, было также возможно признать, что учебные мероприятия, осуществляемые над социальными сетями, являются решением для повышения готовности и приверженности студентов изучению и обучению. Технологическое развитие становится все более реальным в наши дни, когда мы, как отдельные лица и общества, должны адаптироваться, особенно когда новые технологии применяются к школьным программам обучения, экстраполируя важность среды электронного обучения посредством из которых тысячи студентов учатся каждый день во всем мире.

На мой взгляд, развитие электронного обучения в России тормозит нормативная база. Последний закон на эту тему был принят в 2003 году с большим трудом. Там, кстати, был закреплен термин «дистанционные технологии». Для того времени это был шаг вперед, но с тех пор прошло много времени, и нужно менять не только терминологию, но и многие другие параметры.

Объединение технологий с учебной деятельностью вызвало значительную эволюцию с точки зрения того, чему учат, как и где ее учат и оценивают, а также где она изучается. По словам Мартинса, Гонсалвеса, Перейры и Коты, темпы нынешнего общества создают потребность в внедрении систем, поддерживающих инициативы дистанционного обучения, основанные на виртуальных интерактивных учебных средах.

По данным британского агентства по обеспечению качества высшего образования, дистанционное обучение предполагает предоставление учебных ресурсов месту, где находится ученик, вместо перехода на традиционные физические объекты. Массирование мобильных устройств вместе с доступом к более доступным службам передачи данных трансформировало первоначальную идею дистанционного обучения в современную и технологическую концепцию под названием «Электронное обучение», которая в настоящее время поддерживается такими технологиями, как платформы Веб и мобильные устройства.

Мы прекрасно понимаем, что в различного рода подзаконных правовых актах нет доплаты учителям за владение электронными технологиями, нет стимулирования руководителей за введение этих электронных технологий в школах, нет соответствующих положений в квалификационных требованиях к учителям.

В нашей стране 13 тысяч сельских школ закрыто за постсоветский период: в 2003-2006 годы - около 1900, а за 2007 и 2008 годы - около 2600. Между тем сегодня предлагаются технологии для того, чтобы сохранять сельские школы путем использования электронных информационно-коммуникационных технологий и превращения учителя малокомплектной сельской школы в оператора, помогающего детям владеть этой электронной технологией и обеспечивающего им доступ к урокам лучших учителей России в информационно-коммуникационной форме. Мне кажется, что этот опыт надо было бы распространять. Я считаю, это было бы прекрасной альтернативой закрытию сельской школы, которое почти всегда с большой вероятностью приводит к ликвидации села.

Наличие ряда заинтересованных сторон, занимающихся вопросами электронного обучения, привело к существенному развитию концепции и эффективному осуществлению различных инициатив в области электронного обучения со значительными преимуществами для всех участвующих сторон. С точки зрения преимуществ, связанных с электронным обучением, можно выделить легкость, с которой учителя выполняют задачи, гибкость и жизнеспособность, присущие методикам преподавания, и планирование курса и классов, а также более эффективные результаты, главным образом потому, что темпы обучения может быть определено самим учеником.

Елена НИЗИЕНКО, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ:

Одним из бесспорных достижений нашего времени стало включение в новые федеральные государственные стандарты общего образования раздела «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения». Это будет, несомненно, способствовать развитию дистанционных технологий, использованию их в образовании.

Характеризация концептуализации и принятия. Даже если эти технологии предполагают, что они новаторские, их неотъемлемые концепции восходят к истокам психологии и социологии. Как отметил Сименс, существование знаний основано на построении сетей сверстников, ориентированных на тех, кто учится. Имея это в виду и поддерживая свои предположения в концепции персонализированной обучающей среды, Сантос и Таварес утверждают, что роль учителя имеет основополагающее значение для обеспечения качественного обучения даже в отдельных условиях, поскольку новые где учащиеся используют средства коммуникации и взаимодействие своей повседневной жизни.

В новом законопроекте есть статья «Реализация образовательных программ с использованием дистанционных электронных образовательных технологий». Сейчас в законе закреплены формы: очная, очно-заочная, заочная, форма семейного образования и экстернат. Прежде чем вносить изменения и переименовывать дистанционные технологии, надо понять, что это даст нашим детям, повысит ли качество и доступность образования, проанализировать, не будет ли переименование препятствовать широкому использованию дистанционного образования.

Есть несколько аспектов, связанных с содержанием дистанционных образовательных технологий. Один связан с разработкой контента (кто это должен делать, какие требования к контенту должны быть обозначены). Второй - с тем, что уже появилось огромное количество ресурсов, но пока не отлажен порядок их экспертизы. Третий - аспект организационно-управленческих механизмов реализации дистанционных образовательных технологий. Здесь и вопросы оплаты труда учителей, которые будут эти технологии использовать, и вопросы, связанные с лицензированием и аккредитацией.

Есть вопросы, связанные с переподготовкой, повышением квалификации и мотивацией учителей к использованию дистанционных образовательных технологий. Мы уже и Интернет подвели, и интерактивные доски купили, и компьютерами обеспечены на уровне европейских стран: в некоторых регионах на один компьютер приходится десять учеников, и это хороший норматив, потому что, когда мы начинали, было 43 человека. В рамках ФЦПРО мы предполагаем подготовить тьюторов, обучить заместителей директоров школ для организации дистанционного обучения. И подвижки в этом направлении уже есть.

Алла КУЗНЕЦОВА, ректор Хабаровского краевого института развития образования:

Мне кажется, что дистанционное обучение не столько образовательная технология, сколько технология организации образования.

Термин «форма организации обучения» - одно из ключевых понятий дидактики, которая может позволить упорядочить терминологическое пространство. Дело в том, что «форма организации обучения» как нормативное понятие не существует. В учебниках по дидактике сказано, что основная форма организации обучения в нашей школе - урок.

На мой взгляд, дистанционное обучение подлежит нормированию, законодательному регулированию именно как форма организации обучения. Если мы определяем дистант как форму организации обучения, тогда возникают вопросы, как должен нормироваться труд дистанционного педагога, как будет производиться оплата его труда в случае использования дистанционной формы организации обучения. Мы понимаем, что есть педагоги, которые преподают в дистанте, а есть те, кто осуществляет функции оператора, и здесь тоже возникает вопрос об их статусе.

Не меньше вопросов вызывает организационная сторона использования дистанционных технологий. Например, каково может быть соотношение объема очной и дистанционной работы в пределах очной и заочной форм получения образования? Где, образно говоря, на каком этапе заканчивается очная и начинается заочная форма получения образования?

Кроме того, необходимо определение требований к организации и комплектации рабочего и учебного места дистанционного педагога. При этом цена вопроса такова, что, возможно, потребуется либо принять целевую программу, либо выделить отдельное направление в федеральной целевой программе развития образования.

Еще один нормативный дефицит связан с выбором модели дистанционного образования, потому что моделей должно быть, на мой взгляд, несколько: по целям, по условиям, по категориям обучающихся, по формам получения образования и, вероятно, по стоимости. При этом необходима сертификация моделей для обеспечения должного качества.

В зависимости от выбранной модели могут возникать другие проблемы. Например, сегодня формирование и содержание учебных курсов, особенно тех, для которых нет государственных стандартов или требований, связаны с проблемой соблюдения авторских прав. Если педагог разрабатывает свой курс, то каким образом в условиях действующего закона об авторском праве и Гражданского кодекса решить проблему наполнения контента дистанционного образования?

Другая проблема связана с возможностью унификации программных оболочек, в которых создается среда дистанционного обучения. Сегодня их достаточно много: «Мудол», «Доцент», «Прометей», «АСТ» и другие. Если одна из задач внедрения дистанта - повышение образовательной мобильности школьников, то следует нормировать требования к программной оболочке для создания полноценной образовательной среды, обеспечивающей высокую академическую мобильность школьников и возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Для этого необходимо более четко определить требования к структуре учебно-методического комплекта дистанционного обучения и порядку его применения.

Есть и еще одна проблема, связанная с организацией контроля и оценки результатов обучения. Это важно для ситуации использования дистанционных технологий в заочной форме получения образования, так как нужно идентифицировать личность ученика, который проходит контрольное тестирование.

Раз у нас появляется фактически новая профессиональная роль, я не берусь называть это статусом или чем-то другим, следует, вероятно, определиться, что такое дистанционный педагог. Это обычный педагог, который использует еще одну сравнительно новую образовательную технологию? Или это новый вид деятельности, который подлежит сертификации? Или это дополнительная квалификация, которую тоже нужно сертифицировать? Когда появляется право быть дистанционным педагогом - после специальной профессиональной подготовки, переподготовки или для этого достаточно повышения квалификации? Каким образом тогда будут аттестовывать этого педагога и педагога-оператора дистанционного обучения? Очевидно, эти вопросы нужно решить.

Юрий КАРАБАСОВ, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

Информатизация образования включена в число приоритетных направлений государственной политики. Можно прямо сказать, что развитие российского образования напрямую зависит от того, насколько широкомасштабно мы сумеем внедрить технологии электронного обучения, от разработки и внедрения новых методик организации образовательного процесса, создания и использования электронной педагогики, внедрения новых подходов к управлению. Дистанционные образовательные технологии могут применяться как для обеспечения доступа к образовательному процессу на удалении, так и для организации образовательного процесса внутри образовательного учреждения.

Сегодня на обсуждение педагогической общественности вынесен проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который призван заменить два действующих сейчас базовых закона - «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Если мы возьмем Общероссийский классификатор стандартов, то там есть термин «электронное обучение», и в бытовом плане мы им широко пользуемся. Говорим о дистанционном обучении, об открытом образовании. Наверное, здесь надо упорядочить понятийный аппарат и законодательно его закрепить. К сожалению, законопроект, который мы обсуждаем, этот вопрос не затрагивает. А между тем нужно особое внимание обратить на законодательное обеспечение использования информационных технологий, потому что по существу это будут те правила, по которым мы будем жить в будущем, от которых будет зависеть развитие образовательной системы, ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Сергей КРАВЦОВ, директор Института управления образованием Российской академии образования:

Помимо тех положений, которые есть в стратегических документах развития нашей страны, есть практика, но нормативного и законодательного закрепления эта практика пока не нашла. Мы считаем, что необходимо на уровне закона определить, что такое электронное обучение, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, курс дистанционного обучения.

Что касается нового закона «Об образовании», то в пункте 67-й статьи говорится, что дистанционные образовательные и электронные образовательные технологии используются для предоставления учащимся возможности обучения непосредственно по месту жительства или временного пребывания. То есть необходимо определиться на уровне законодательства: либо мы используем электронное обучение и дистанционные технологии в рамках реализации обязательных образовательных программ, либо это все-таки некие дополнительные возможности для решения тех проблем, которые существуют. На мой взгляд, хорошо, если мы на уровне подзаконных актов решим вопросы оценки качества в системе электронного обучения, сертификации электронных продуктов, а также вопросы, связанные с требованиями к цифровым образовательным ресурсам, особенно это касается школьного образования.

Нормирование работы школьников в системе электронного обучения требует решения вопросов, связанных с организационными и экономическими механизмами использования образовательных технологий, прежде всего оплаты труда учителей, соотнесения дистанционного и классно-урочного содержания учебных часов, учета учебной работы учителя по созданию курсов дистанционного обучения, учета посещаемости дистанционных занятий. Нам также нужно решить проблему, связанную с нормативами финансирования. Сегодня если ученик со специальными образовательными потребностями получает общее образование, то все упирается в финансирование, которое идет из федерального бюджета. А оно закончится, как быть дальше?

Как показывает практика, на сегодняшний день финансовые вопросы не решены. Поэтому надо либо все вводить в норматив, и тогда предоставляется возможность оплаты дистанционных курсов, которые проходят вне образовательного учреждения, либо решать проблему каким-то другим образом.

Если эти вопросы на уровне подзаконных актов будут решены, то мы сможем эффективно и целесообразно использовать дистанционные образовательные технологии и систему электронного обучения.

Лариса ГОРБУНОВА, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:

Проблемы дистанционного обучения в школе практически связаны с проблемами дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Надо сказать, что когда мы реализуем программы дистанционного обучения, а такие программы есть почти в каждом учреждении, мы обнаруживаем следующее. Меняются технологии, и сегодня хорошая программа дистанционного обучения - это программа, где используется достаточно большое количество самых разных методов интерактивного взаимодействия. Насыщение программы приводит к тому, что процесс дистанционного обучения становится весьма трудоемким.

Весь вопрос в том, как мотивировать учителя, специалиста дополнительного образования, чтобы процесс дистанционного обучения не был таким тяжелым.

Мне кажется, что здесь требуется уточнение нормативов в части наполняемости групп, которые обучаются дистанционно.

Необходимо некое изменение или уточнение критериальных характеристик, которые используются при аттестации педагогических кадров. Если не будет стимулирующих критериев, направляющих учителя на использование ИКТ, то процесс развития электронного обучения не станет быстрым.

Вопрос сертификации контента, которым наполняются оболочки дистанционного обучения, конечно, достаточно труден. Но мне кажется, возможна общественная экспертиза такого контента, поскольку сейчас уже достаточно много специалистов в системе дополнительного образования, которые к этому готовы.

Мне кажется, для всех очевидно, что необходима специальная подготовка или повышение квалификации учителя, реализующего программы дистанционного обучения. Очень важно, чтобы педагог знал не только предметное содержание, но и устройство среды, и то, как обезопасить ребенка с точки зрения сохранения здоровья. Кстати, мы в этом году создали методическое пособие, которое так и называется «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет».

Мне кажется, есть один вопрос, который мы обходим, но он очень важен - это изменение нормативов или уточнение нормативов финансирования при использовании средств ИКТ. Бывает, подведен Интернет, но он не используется, поскольку недостаточно средств для того, чтобы оплачивать трафик, но чем больше мы будем погружать детей в эту среду, тем больше будут затраты. Поэтому хотелось бы, чтобы это было учтено в нормативах.

Следует, как мне кажется, уточнить нормативно те группы учащихся, которые используют программу дистанционного обучения в школе. И здесь речь может идти не только о детях-инвалидах. Мы прекрасно знаем, что есть немало детей, в силу каких-то обстоятельств не имеющих возможности посещать школу - долгое время болеющих или испытывающих психологические трудности. Мы в этом году подготовили проект по части как раз использования разнообразных средств обучения для детей, имеющих психологические трудности, связанные с посещением школы. Представляли проект в Берлине, и он имел успех.

Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования:

Мне кажется, что терминологический вопрос крайне важен. Как мы сейчас зафиксируем в законе «Об образовании» терминологию, так потом и будем жить. То, что в некоторый момент министерство использовало термин «дистанционные образовательные технологии», сыграло весьма положительную роль. Дистанционное образование не форма, формы - это очное, заочное и очно-заочное образование. Если речь идет о форме урока, то уже очевидно, что ту или иную роль могут играть дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные технологии. Мне кажется, что все школьное образование сегодня становится электронным, так или иначе на каждом уроке все больше и больше используют ИКТ.

Поэтому главное, за чем нужно проследить, - чтобы закон нигде не ограничивал использование и электронных, и дистанционных технологий. Нужно сделать так, чтобы в законе говорилось: электронные формы допустимы. Поэтому нужно записать это не в отдельной статье - весь закон должен говорить о том, что современное образование использует повсеместно дистанционные элементы.

Сегодня довольно часто можно слышать о важности информационно-образовательной среды, в частности, среды деятельности и директора школы, и учителя, и ученика. Это значит, что должна быть очевидной возможность электронного документооборота, но у нас в стране пока нет нормальной ситуации с электронным документооборотом - нет стандарта на электронные документы, нет стандарта на персональные данные в системе образования. Причем эти стандарты должны быть открытыми, всем понятными, чтобы их могла использовать любая организация или любой учитель, чтобы он мог создать свою базу данных.

Мы должны наращивать объем бесплатного контента: картинные галереи, классические произведения, всегда соблюдая при этом авторское право. Но работа, сделанная учителем, вряд ли может быть серьезно коммерциализирована. Поэтому ее можно было бы располагать в Сети для бесплатного и свободного использования в системе образования, но с соблюдением именно авторского, а не имущественного права на данный контент. К преимущественным правам, мне кажется, нужно сегодня подходить реалистично. Работа учителя-автора должна быть оплачена, но не права на ее использование.

Лариса БАРКОВСКАЯ, консультант отдела общего, дошкольного и специального (коррекционного) образования Министерства образования Калининградской области:

Дистанционная форма у нас законодательно не закреплена, более того, в своей практике мы столкнулись с тем, что появляются учреждения, которые реализуют программы только в дистанционной или в электронной форме. Соответственно у таких учреждений нет типового положения, нет требований к лицензированию учреждения, к аккредитации, и поэтому возникают проблемы.

Нам нужно установить требования к таким экономическим показателям, как наполняемость класса для детей, которые обучаются дистанционно, количество уроков полной нагрузки педагогов, ведущих обучение, продолжительность уроков в дистанционной форме, когда ребенок непосредственно общается в Интернете с педагогом.

Нужно разрабатывать норматив на дистанционное обучение детей, потому что дистанционное обучение, по подсчетам экономистов, в десять раз дороже обучения обычного ребенка в обычной общеобразовательной школе.

Новый государственный образовательный стандарт вступает в противоречие с нормами санитарного законодательства. Эти нормы должны быть пересмотрены с учетом современной техники, причем быстро, так как существует четкий регламент количества уроков и времени, которое ребенок в соответствии с возрастом может проводить за компьютером. А сделать это в рамках нового федерального образовательного стандарта невозможно, потому что компьютер будет использоваться постоянно. Поэтому мы и предлагаем адаптировать нормы работы за компьютерами в соответствии с техническими показателями персональных машин и с наличием соответствующих сертификатов качества и защиты от вредного воздействия.

Мы предлагаем рассмотреть возможность государственной итоговой аттестации по информатике в форме единого госэкзамена с непосредственным использованием компьютера. Сегодня ребенок, который изучал информатику, информационные технологии, сдает этот предмет, используя бумажные бланки. С моей точки зрения, это не совсем верно. Калининградская область готова стать пилотным субъектом по проведению такого эксперимента.

Евгения МИХАЙЛОВА, ректор Северо-Восточного федерального университета:

Мы внедрили такое понятие, как «кочевые школы», хотя там и обучается менее чем один процент наших учеников. Приобретенные для них спутниковые тарелки перевозить трудно. Олени, например, могут возить только 50 килограммов груза, а тарелка весит 200 килограммов, поэтому из 13 кочевых школ у нас доступ к Интернету имеют всего три.

От редакции

Обсуждение федерального интегрированного закона «Об образовании» продолжается. Несмотря на период отпусков, дискуссии вокруг нового документа разворачиваются конструктивные.

«УГ» планирует серию материалов, в которых будет знакомить читателей с ходом обсуждения нового закона. Следите за нашими публикациями.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме