Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Новые информационные технологии для учителя. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Учитель математики МОУ «Детский дом-школа» Бойкова А.С.


Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.


Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах: I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Они просторные и яркие, с множеством игрушек, дидактических пособий. Школьная площадка имеет искусственную поверхность, а другие спортивные и релаксационные мероприятия используются для игр с мячом. В хорошую погоду, кампус открыт для наружного и наружного обучения. Для отдыха он также используется на сцене весной и осенью. Для активного отдыха ученики могут пользоваться четырьмя столами для настольного тенниса, расположенными во дворе школы. Этот двор неудовлетворителен, потому что его поверхность представляет собой асфальтобетон, а год назад он служил парковкой.


Акцент целей Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.


Информацияо современных образовательных технологиях и/или методиках, используемых аттестуемым педагогическим работником в практической профессиональной деятельности (заполняется педагогом) Современные образовательные технологии и/или методики (Название, автор/авторы). Цель использования технологии/методики. Описание порядка использования. (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности. Результат использования технологии/методики.

В настоящее время транспортные средства закрыты, разрабатывается проект по его озеленению и общей реконструкции. Однако для реализации требуются соответствующие финансовые ресурсы. Земля разделена на сад для начальной школы и сад для детских садов. Сад начальной школы разделен на 4 части: рекреационные, органические и бесплатные - подходит для массовых мероприятий. Изучение использования соответствующих элементов было разработано для рекреационной части и свободно связано с существующей игровой площадкой.

Каждый день служит в определенное время также для общественности в связи с философией школы как общинной школы. Кампус нагревается газом, а в синем павильоне используется регенеративный блок с регулируемым воздушным обменом. Студенты могут работать с другими компьютерами в некоторых других классах.


Компьютерные (новые информационные) технологии обучения


Цель использования: Повышение интереса к математике, формирование коммуникативной культуры учащихся, развитие умения находить информацию в разных источниках и использовать самостоятельно, формирование умения систематизировать приобретенные знания и навыки с применением их на практике, реализация интеллектуального потенциала и способностей учащихся.

Учителя имеют компьютеры в кают-компании и в шкафах. Большим преимуществом нашей школы является обширная площадь, которую все школьники используют в хорошую погоду. В отеле есть игровая площадка, столы для настольного тенниса и сад для отдыха. На каждом этаже здания, раздевалки - в каждом здании, в каждом здании есть отдельные комнаты для переодевания и санузлы для тренажерного зала.




Он познакомил их с более чем пятидесятилетней историей школы и ее трансформацией в современных областях бизнес-академии, электронных вычислительных машин и информатики в экономике. Также меняются методы и формы обучения. Мелки, доски и учебники дополняют компьютерные сети, проекцию данных, интерактивные доски, электронные учебные материалы и систематическую работу студентов на компьютере.


Описание порядка использования технологии: проведение тестового контроля, усвоения нового материала и итогового контроля знаний с фиксацией результатов; проведение многовариантных уровневых самостоятельных и контрольных работ; построение графиков, диаграмм; решение задач с последующей проверкой результатов на компьютерных моделях, решение обратных задач, создание электронного задачника; проведение тематических учебных компьютерных игр и использование развивающих виртуальных конструкторов; обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете; создание и демонстрация математических моделей процессов, технических устройств в специальных средах («Живая математика»); создание целостных ученических проектов на математические и межпредметные темы с использованием компьютерных телекоммуникаций.

Богуслава Навратила, который рассказал о Блатне и окрестностях, и пожелал всех успешных переговоров. Павел Козловский со своими коллегами. В теме операционных систем учащиеся учатся устанавливать и управлять компьютерами. В разделе «Программирование» студенты создают приложения как для персональных компьютеров, так и для веб-серверов и серверов баз данных. Алена Штербова из Академии Бизнеса в Орлове прочитала лекцию «Новые элементы в преподавании ИТ-курсов». Участники конференции особенно интересовались демонстрацией работы с программируемыми роботами и использованием компьютеров в преподавании физики.


Результаты использования технологии: Увеличение активности учащихся; повышение интереса к математике; использование ИКТ позволяет формировать умение принимать оптимальное решение из возможных вариантов; развивать умение осуществлять экспериментально- исследовательскую деятельность; формировать информационную культуру; умение осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время; интенсифицирует процесс обучения.

Из этой статьи возник ряд интересных вопросов. Особенно, что сосредоточиться на преподавании информатики вызвало бурную дискуссию. Информатика - это обширная область, динамично развивающаяся. Совпадение заключается в том, что урок начинается с использования компьютеров, но что происходит, мнения различаются. Короче говоря, практикующие и теоретики защищают подход каждого.

Заключение Четверг включал посещение замка Блатна и социальной программы в Каплане и школьном зале. Участники остановились в пяти классах компьютерных наук, где их обучали изучению большого тренажерного зала с мягкой поверхностью, тренажерного зала, электротехнической и инженерной мастерской, лаборатории электротехнических измерений и красивого школьного квартала.


Работа по математической программе


Работа над своим проектом


Работа над своим проектом


Программы для работы на урокес учащимися


Учебное электронное издание. Математика 5-11 Практикум. Дрофа. 2003 г.

Текстовый контроль. Математика 5-6 классы. Издательство «Учитель».

Сайт www.matematika.ru/6class/.

Сайт http://school-collection.edu.ru//





Павла Кубкова и Анета Тетауэрова представили проект своих учеников по организации конференции в первую очередь. Многие участники, с изумлением, узнали, что все сообщения перед конференцией посещались студентами года Академии бизнеса, которые профессионально работали. Ладислав Янечек, студент программы «Электронные компьютеры», был представлен Ладиславом Янечеком, который представил посетителям его коммерчески успешные веб-проекты для чешских и иностранных компаний.

Сайты с презентациями


Сайт uchportal.ruСайт www.rusedu.ru: Сайт pedsovet.orgСайт matematika.ucoz.com/index/ Сайт matematika-informatika.ru

Интернет ресурсы: www.school.edu.ru/Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.edu.ru/Федеральные образовательные порталы. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Более того, когда она узнала из разговоров Павла Кубковой и Анета Тетауэр, что они были ученическим проектом и все время общались со студентами, они были очень довольны и вознаграждены. Он также ознакомил участников с процессом проведения дидактических тестов и их проверки. Обсуждение содержания того, что все еще находится в базовом и на более высоком уровне.

Вопрос о практической части государственного экзамена по зрелости в информатике подробно обсуждался. Он говорил, в частности, о деятельности Секторального совета информационных технологий, национальных квалификационных стандартов и подклассов на местах.


Pedsovet.org/Российский образовательный портал. Рубрикатор сайта позволяет выйти на статьи и разработки уроков, размещенные на других сайтах. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=964&pg=1 Российский общеобразовательный портал www.som.fsio.ru/Сетевое объединение методистов. В разделе «Математика» представлены статьи, методические разработки уроков, сценарии праздников, внеклассные мероприятия, полезные ссылки. Festival.1september.ru/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»). Сайт содержит разработки уроков, мероприятий присланных учителями и воспитателями на фестиваль.

Дана Лестнер из факультета математики и физики Карлова университета в Праге. Он предложил преподавать теоретические основы информатики в форме, доступной для студентов. В качестве примеров он представил регулярные занятия студентов, такие как покупка или организация школьного бала. Вы также можете скачать приглашение на конференцию.

В настоящее время в школе имеется шесть современных компьютерных классных комнат, которые служат для обучения различным предметам. Стандартное оборудование всех компьютерных классов - это проектор данных для поддержки электронного обучения. В каждом классе лазерный принтер для выходов печати подключен к сети.


www.eidos.ru/journal/content.htm/Интернет-журнал «Эйдос». В рубрике «Методика в школе» размещены статьи о различных методиках, образовательных технологиях, формах и методах проведения занятий, приемах работы на уроках.

Компьютерные

технологии обучения

Все компьютеры подключены к компьютерной сети и подключены к Интернету. Каждый ученик на уроке работает на своем компьютере, входит в сеть, записывает свою учетную запись, сохраняет свои рабочие материалы и решает назначенные задачи. Доступ к компьютерным классам предоставляется ученикам до и после занятий.

Обучение иностранному языку предоставляется в 3 классах и классах. Один класс оснащен проекционным экраном и проектором данных и 15 студенческими рабочими станциями с наушниками. Здесь мы преподаем преимущественно английский. В классе есть в основном уроки немецкого языка.

И. Ефремов

В практике информационными технологиями обучения называют все техноло­гии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился тер­мин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педа­гогическая технология - это информационная технология, так как основу техно­логического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразо­вание). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, ис­пользующих компьютер, является компьютерная технология.

В этом классе также находится немецкая библиотека. Он оснащен 16 рабочими местами с мощными компьютерами, современным программным обеспечением для изучения языка и интерактивным проектором данных. Учитель ведет учебный класс с помощью компьютера с двумя мониторами, где он / она имеет возможность контролировать и контролировать деятельность на всех студенческих рабочих местах, вводить общие упражнения для группы, руководить учеником индивидуально, входить в упражнение, использовать наушники и микрофон, чтобы помочь в упражнении или напрямую общаться с учеником на иностранном языке, Ученики имеют возможность работать на своих языковых навыках индивидуально, в группах или при непосредственной поддержке учителя.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, от­крывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обуче­ния - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Преподавание биологии, физики и химии в Экономическом лицее и основы естественных наук в Академии бизнеса состоит не только из теоретических занятий, но и из лабораторных упражнений, полевых измерений и экспертных экскурсий. Оборудование класса и современные средства получают через проекты. Интерактивная доска позволяет создавать динамические презентации и привлекательные часы, обогащенные изображениями и анимациями. Вы можете просматривать файлы, веб-сайты или видео на доске.

Согласно новым школьным образовательным программам, мы используем электронные учебники и другие электронные учебные материалы и книги, которые более яркие и интересные для учеников по некоторым предметам. К тому же курсу ученики также могут присоединиться к дому и снова повторить учебную программу. Все ученики и родители имеют доступ к своей системе через свои счета. Ученики видят свои оценки, пропуски и задания. Родители заглядывают в классификацию, регистрируют отсутствие, общаются с учителем класса и другими учителями в этой среде.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариан­тах:

I - как «проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в дан­ной технологии частей.

Ill - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Специальная формула. Специальность 13 включает в себя разработку и исследование компьютеров, компьютерных систем и компьютерных сетей с целью повышения эффективности существующих или новых структур получают более эффективными, чем существующие. Разграничение смежных специальностей.

Выполнение исследований по специальности требует использования методов и понятий, взятых из других смежных специальностей и адаптированных к решению проблем в соответствующей области. Но по своей специальности эти методы и понятия не изучаются, а используются только.

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

Социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

Информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

В специальностях «Элементы и устройства вычислительных и командных систем» изучается разработка новых, более эффективных структур элементов и устройств вычислительной техники. Проблемы, связанные с автоматизацией процессов проектирования компьютеров и систем, изучаются по специальности «Компьютерный дизайн».

Исследование фундаментальных теоретических основ информатики и компьютерного программирования осуществляется по специальности «Теоретические основы информатики»; компьютерное программирование. Вопросы, связанные с разработкой продуктов информационных технологий, являются предметом исследований в рамках.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

Акцент целей.

Программирование программного обеспечения для компьютеров и систем, методов и математического моделирования является предметом исследований по специальности «Математическое моделирование, математические методы, программные продукты». Данные об авторах паспорта научной специализации, докторской программе и рецензентах.

За последнее десятилетие сектор информационных технологий и телекоммуникаций Литвы сделал широкий шаг. По его словам, исчезновение технологии и академического мира исчезло: в середине этого десятилетия все начали массово переходить в социальные сети, что помогло демократизировать Интернет. Николас Карр цитирует книгу «отмели», в которой автор делает понимание того, что человеческое восприятие является поверхностным, все попытки сделать это из-за огромные информационные фрагментов перегрузка, вызванная распространением доступа в Интернет и мобильности.

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества»

Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения.

Обучение - это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным осо­бенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обу­чения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем ти­пам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой форма­лизованной модели содержания, которое представлено педагогическими программ­ными средствами, Написанными в память компьютера, и возможностями телеком­муникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования яв­ляется многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие ком­пьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные. системы.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематиза­ции, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива раз­личную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информа­цию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск ин­формации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы ис­пользует каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иерар­хического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дес-

криптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, орга­низованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что иско­мая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистичес­кие базы данных более известны под названием электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информа­цию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учи­телю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбо­ра информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, со­держащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая органи­зация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т. к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привыч­ным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и слова­ри, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность соче­тать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, муль­типликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирова­ние параметров его психофизического развития дополняется использованием экс­пертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволя­ют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творчес­кими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культу­ры и общественного сознания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в

диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотно­шении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяс­нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инст­румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учите­ля и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультиме­диа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результа­тов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции :

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабо­чих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помо­щи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьюте­ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержани­ем определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ком­пьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (ком­пьютерной грамотности) входят:

Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

Знание принципиального устройства и функциональных возможностей ком­пьютерной техники;

Знание современных операционных систем и владение их основными коман­дами;

Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функ­циями;

Владение хотя бы одним текстовым редактором;

Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программи­рования;

Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культу­рой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

Переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

Привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хра­нилищ мира;

Интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Примечания. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и

видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях

обучения, я которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с

помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Литература

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. , 1994.

2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. , 1970.

3. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. , 1971.

4. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М. , 1988.

5. Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М. : Просвещение, 1991.

6. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л. , 1989.

7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М. , 1988.

8. Педагогика/Под ред. П. И. Пцдкасистого. -М. : РПА, 1996.

9. Петрусшскш В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М. , 1987.

10. ПодластыйИ. Опираясь на закономерности//Народное образование. -1991. -№3.

11. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996. -№5.

12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М. : Школа-Пресс, 1994.

13. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. -1989. -№3.

14. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе //Советская педагогика. - 1989. -№3.

15. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И. Берга и др. - М. , 1976.

1 б. Шеншев Л. В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. -№11.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные

технологии обучения

Могущество разума беспредельно. И. Ефремов

В практике информационными технологиями обучения называют все технол о гии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился те р мин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая пед а гогическая технология - это информационная технология, так как основу техн о логического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобраз о вание). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, и с пользующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, о т крывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обуч е ния - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариа н тах:

I - как «проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в да н ной технологии частей.

Ill - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД).

По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.

По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

Акцент целей.

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества»

Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения.

Обучение - это общение ребенка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным ос о бенностям ребенка.

Диалоговый характер обучения.

Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса об у чения.

Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем т и пам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.

Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности содержания.

Компьютерная технология основывается на использовании некоторой форм а лизованной модели содержания, которое представлено педагогическими програм м ными средствами, Написанными в память компьютера, и возможностями телеко м муникационной сети.

Главной особенностью фактологической стороны содержания образования я в ляется многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие ко м пьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные. системы.

Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематиз а ции, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива ра з личную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информ а цию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск и н формации в базе данных осуществляются тремя основными способами.

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы и с пользует каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иера р хического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дес-

криптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, орг а низованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что иск о мая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистиче с кие базы данных более известны под названием электронные таблицы.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информ а цию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления уч и телю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выб о ра информации самим пользователем (сервисный режим).

Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, с о держащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая орган и зация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т. к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привы ч ным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и слов а ри, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность соч е тать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мул ь типликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.

Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностиров а ние параметров его психофизического развития дополняется использованием эк с пертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.

Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позвол я ют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творче с кими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культ у ры и общественного сознания.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в

диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотн о шении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объя с нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инс т румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учит е ля и книгу);

Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультим е диа и телекоммуникации);

Индивидуальное информационное пространство;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

Средство подготовки текстов, их хранения;

Текстовый редактор;

Графопостроитель, графический редактор;

Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результ а тов в различном виде);

Средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам;

Создании программных продуктов;

Применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

Игровых программ;

Компьютерных игр по сети;

Компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции :

Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка раб о чих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).

Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной пом о щи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьют е ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержан и ем определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ко м пьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (ко м пьютерной грамотности) входят:

Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

Знание принципиального устройства и функциональных возможностей ко м пьютерной техники;

Знание современных операционных систем и владение их основными кома н дами;

Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их фун к циями;

Владение хотя бы одним текстовым редактором;

Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программ и рования;

Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культ у рой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

Переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

Привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хр а нилищ мира;

Интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Примечания. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и

видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях

обучения, я которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с

помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Литература

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. , 1994.

2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. , 1970.

3. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. , 1971.

4. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М. , 1988.

5. Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М. : Просвещение, 1991.

6. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л. , 1989.

7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М. , 1988.

8. Педагогика/Под ред. П. И. Пцдкасистого. -М. : РПА, 1996.

9. Петрусшскш В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М. , 1987.

10. ПодластыйИ. Опираясь на закономерности//Народное образование. -1991. -№3.

11. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996. -№5.

12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М. : Школа-Пресс, 1994.

13. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. -1989. -№3.

14. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе //Советская педагогика. - 1989. -№3.

15. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И. Берга и др. - М. , 1976.

1 б. Шеншев Л. В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. -№11.




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме