Новые информационные технологии для учителя. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения Учитель математики МОУ «Детский дом-школа» Бойкова А.С.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах: I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Они просторные и яркие, с множеством игрушек, дидактических пособий. Школьная площадка имеет искусственную поверхность, а другие спортивные и релаксационные мероприятия используются для игр с мячом. В хорошую погоду, кампус открыт для наружного и наружного обучения. Для отдыха он также используется на сцене весной и осенью. Для активного отдыха ученики могут пользоваться четырьмя столами для настольного тенниса, расположенными во дворе школы. Этот двор неудовлетворителен, потому что его поверхность представляет собой асфальтобетон, а год назад он служил парковкой.
Акцент целей Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Информацияо современных образовательных технологиях и/или методиках, используемых аттестуемым педагогическим работником в практической профессиональной деятельности (заполняется педагогом) Современные образовательные технологии и/или методики (Название, автор/авторы). Цель использования технологии/методики. Описание порядка использования. (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности. Результат использования технологии/методики.
В настоящее время транспортные средства закрыты, разрабатывается проект по его озеленению и общей реконструкции. Однако для реализации требуются соответствующие финансовые ресурсы. Земля разделена на сад для начальной школы и сад для детских садов. Сад начальной школы разделен на 4 части: рекреационные, органические и бесплатные - подходит для массовых мероприятий. Изучение использования соответствующих элементов было разработано для рекреационной части и свободно связано с существующей игровой площадкой.
Каждый день служит в определенное время также для общественности в связи с философией школы как общинной школы. Кампус нагревается газом, а в синем павильоне используется регенеративный блок с регулируемым воздушным обменом. Студенты могут работать с другими компьютерами в некоторых других классах.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Цель использования: Повышение интереса к математике, формирование коммуникативной культуры учащихся, развитие умения находить информацию в разных источниках и использовать самостоятельно, формирование умения систематизировать приобретенные знания и навыки с применением их на практике, реализация интеллектуального потенциала и способностей учащихся.
Учителя имеют компьютеры в кают-компании и в шкафах. Большим преимуществом нашей школы является обширная площадь, которую все школьники используют в хорошую погоду. В отеле есть игровая площадка, столы для настольного тенниса и сад для отдыха. На каждом этаже здания, раздевалки - в каждом здании, в каждом здании есть отдельные комнаты для переодевания и санузлы для тренажерного зала.
Он познакомил их с более чем пятидесятилетней историей школы и ее трансформацией в современных областях бизнес-академии, электронных вычислительных машин и информатики в экономике. Также меняются методы и формы обучения. Мелки, доски и учебники дополняют компьютерные сети, проекцию данных, интерактивные доски, электронные учебные материалы и систематическую работу студентов на компьютере.
Описание порядка использования технологии: проведение тестового контроля, усвоения нового материала и итогового контроля знаний с фиксацией результатов; проведение многовариантных уровневых самостоятельных и контрольных работ; построение графиков, диаграмм; решение задач с последующей проверкой результатов на компьютерных моделях, решение обратных задач, создание электронного задачника; проведение тематических учебных компьютерных игр и использование развивающих виртуальных конструкторов; обращение к электронным энциклопедиям, поиск учебной информации в интернете; создание и демонстрация математических моделей процессов, технических устройств в специальных средах («Живая математика»); создание целостных ученических проектов на математические и межпредметные темы с использованием компьютерных телекоммуникаций.
Богуслава Навратила, который рассказал о Блатне и окрестностях, и пожелал всех успешных переговоров. Павел Козловский со своими коллегами. В теме операционных систем учащиеся учатся устанавливать и управлять компьютерами. В разделе «Программирование» студенты создают приложения как для персональных компьютеров, так и для веб-серверов и серверов баз данных. Алена Штербова из Академии Бизнеса в Орлове прочитала лекцию «Новые элементы в преподавании ИТ-курсов». Участники конференции особенно интересовались демонстрацией работы с программируемыми роботами и использованием компьютеров в преподавании физики.
Результаты использования технологии: Увеличение активности учащихся; повышение интереса к математике; использование ИКТ позволяет формировать умение принимать оптимальное решение из возможных вариантов; развивать умение осуществлять экспериментально- исследовательскую деятельность; формировать информационную культуру; умение осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время; интенсифицирует процесс обучения.
Из этой статьи возник ряд интересных вопросов. Особенно, что сосредоточиться на преподавании информатики вызвало бурную дискуссию. Информатика - это обширная область, динамично развивающаяся. Совпадение заключается в том, что урок начинается с использования компьютеров, но что происходит, мнения различаются. Короче говоря, практикующие и теоретики защищают подход каждого.
Заключение Четверг включал посещение замка Блатна и социальной программы в Каплане и школьном зале. Участники остановились в пяти классах компьютерных наук, где их обучали изучению большого тренажерного зала с мягкой поверхностью, тренажерного зала, электротехнической и инженерной мастерской, лаборатории электротехнических измерений и красивого школьного квартала.
Работа по математической программе
Работа над своим проектом
Работа над своим проектом
Программы для работы на урокес учащимися
Учебное электронное издание. Математика 5-11 Практикум. Дрофа. 2003 г.
Текстовый контроль. Математика 5-6 классы. Издательство «Учитель».
Сайт www.matematika.ru/6class/.
Сайт http://school-collection.edu.ru//
Павла Кубкова и Анета Тетауэрова представили проект своих учеников по организации конференции в первую очередь. Многие участники, с изумлением, узнали, что все сообщения перед конференцией посещались студентами года Академии бизнеса, которые профессионально работали. Ладислав Янечек, студент программы «Электронные компьютеры», был представлен Ладиславом Янечеком, который представил посетителям его коммерчески успешные веб-проекты для чешских и иностранных компаний.
Сайты с презентациями
Сайт uchportal.ruСайт www.rusedu.ru: Сайт pedsovet.orgСайт matematika.ucoz.com/index/ Сайт matematika-informatika.ru
Интернет ресурсы: www.school.edu.ru/Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.edu.ru/Федеральные образовательные порталы. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Более того, когда она узнала из разговоров Павла Кубковой и Анета Тетауэр, что они были ученическим проектом и все время общались со студентами, они были очень довольны и вознаграждены. Он также ознакомил участников с процессом проведения дидактических тестов и их проверки. Обсуждение содержания того, что все еще находится в базовом и на более высоком уровне.
Вопрос о практической части государственного экзамена по зрелости в информатике подробно обсуждался. Он говорил, в частности, о деятельности Секторального совета информационных технологий, национальных квалификационных стандартов и подклассов на местах.
Pedsovet.org/Российский образовательный портал. Рубрикатор сайта позволяет выйти на статьи и разработки уроков, размещенные на других сайтах. http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=964&pg=1 Российский общеобразовательный портал www.som.fsio.ru/Сетевое объединение методистов. В разделе «Математика» представлены статьи, методические разработки уроков, сценарии праздников, внеклассные мероприятия, полезные ссылки. Festival.1september.ru/Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»). Сайт содержит разработки уроков, мероприятий присланных учителями и воспитателями на фестиваль.
Дана Лестнер из факультета математики и физики Карлова университета в Праге. Он предложил преподавать теоретические основы информатики в форме, доступной для студентов. В качестве примеров он представил регулярные занятия студентов, такие как покупка или организация школьного бала. Вы также можете скачать приглашение на конференцию.
В настоящее время в школе имеется шесть современных компьютерных классных комнат, которые служат для обучения различным предметам. Стандартное оборудование всех компьютерных классов - это проектор данных для поддержки электронного обучения. В каждом классе лазерный принтер для выходов печати подключен к сети.
www.eidos.ru/journal/content.htm/Интернет-журнал «Эйдос». В рубрике «Методика в школе» размещены статьи о различных методиках, образовательных технологиях, формах и методах проведения занятий, приемах работы на уроках.
Компьютерные
технологии обучения
Все компьютеры подключены к компьютерной сети и подключены к Интернету. Каждый ученик на уроке работает на своем компьютере, входит в сеть, записывает свою учетную запись, сохраняет свои рабочие материалы и решает назначенные задачи. Доступ к компьютерным классам предоставляется ученикам до и после занятий.
Обучение иностранному языку предоставляется в 3 классах и классах. Один класс оснащен проекционным экраном и проектором данных и 15 студенческими рабочими станциями с наушниками. Здесь мы преподаем преимущественно английский. В классе есть в основном уроки немецкого языка.
И. Ефремов
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
В этом классе также находится немецкая библиотека. Он оснащен 16 рабочими местами с мощными компьютерами, современным программным обеспечением для изучения языка и интерактивным проектором данных. Учитель ведет учебный класс с помощью компьютера с двумя мониторами, где он / она имеет возможность контролировать и контролировать деятельность на всех студенческих рабочих местах, вводить общие упражнения для группы, руководить учеником индивидуально, входить в упражнение, использовать наушники и микрофон, чтобы помочь в упражнении или напрямую общаться с учеником на иностранном языке, Ученики имеют возможность работать на своих языковых навыках индивидуально, в группах или при непосредственной поддержке учителя.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Преподавание биологии, физики и химии в Экономическом лицее и основы естественных наук в Академии бизнеса состоит не только из теоретических занятий, но и из лабораторных упражнений, полевых измерений и экспертных экскурсий. Оборудование класса и современные средства получают через проекты. Интерактивная доска позволяет создавать динамические презентации и привлекательные часы, обогащенные изображениями и анимациями. Вы можете просматривать файлы, веб-сайты или видео на доске.
Согласно новым школьным образовательным программам, мы используем электронные учебники и другие электронные учебные материалы и книги, которые более яркие и интересные для учеников по некоторым предметам. К тому же курсу ученики также могут присоединиться к дому и снова повторить учебную программу. Все ученики и родители имеют доступ к своей системе через свои счета. Ученики видят свои оценки, пропуски и задания. Родители заглядывают в классификацию, регистрируют отсутствие, общаются с учителем класса и другими учителями в этой среде.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I - как «проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
Ill - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Специальная формула. Специальность 13 включает в себя разработку и исследование компьютеров, компьютерных систем и компьютерных сетей с целью повышения эффективности существующих или новых структур получают более эффективными, чем существующие. Разграничение смежных специальностей.
Выполнение исследований по специальности требует использования методов и понятий, взятых из других смежных специальностей и адаптированных к решению проблем в соответствующей области. Но по своей специальности эти методы и понятия не изучаются, а используются только.
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.
Социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
Информационная + операционная (ЗУН + СУД).
По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.
В специальностях «Элементы и устройства вычислительных и командных систем» изучается разработка новых, более эффективных структур элементов и устройств вычислительной техники. Проблемы, связанные с автоматизацией процессов проектирования компьютеров и систем, изучаются по специальности «Компьютерный дизайн».
Исследование фундаментальных теоретических основ информатики и компьютерного программирования осуществляется по специальности «Теоретические основы информатики»; компьютерное программирование. Вопросы, связанные с разработкой продуктов информационных технологий, являются предметом исследований в рамках.
По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По преобладающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.
По направлению модернизации: эффективность организации и управления.
Акцент целей.
Программирование программного обеспечения для компьютеров и систем, методов и математического моделирования является предметом исследований по специальности «Математическое моделирование, математические методы, программные продукты». Данные об авторах паспорта научной специализации, докторской программе и рецензентах.
За последнее десятилетие сектор информационных технологий и телекоммуникаций Литвы сделал широкий шаг. По его словам, исчезновение технологии и академического мира исчезло: в середине этого десятилетия все начали массово переходить в социальные сети, что помогло демократизировать Интернет. Николас Карр цитирует книгу «отмели», в которой автор делает понимание того, что человеческое восприятие является поверхностным, все попытки сделать это из-за огромные информационные фрагментов перегрузка, вызванная распространением доступа в Интернет и мобильности.
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Подготовка личности «информационного общества»
Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения.
Обучение - это общение ребенка с компьютером.
Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
Диалоговый характер обучения.
Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Особенности содержания.
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, Написанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные. системы.
Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск информации в базе данных осуществляются тремя основными способами.
Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иерархического типа.
В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дес-
криптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.
Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.
В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.
Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).
Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т. к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).
Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.
Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.
Особенности методики
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в
диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
Индивидуальное информационное пространство;
Тренажер;
Средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
Средство подготовки текстов, их хранения;
Текстовый редактор;
Графопостроитель, графический редактор;
Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
Средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
Программировании, обучении компьютера заданным процессам;
Создании программных продуктов;
Применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
Игровых программ;
Компьютерных игр по сети;
Компьютерного видео.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции :
Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).
Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
Знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
Знание современных операционных систем и владение их основными командами;
Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
Владение хотя бы одним текстовым редактором;
Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:
Переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
Привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
Интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Примечания. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и
видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях
обучения, я которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с
помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).
Литература
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. , 1994.
2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. , 1970.
3. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. , 1971.
4. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М. , 1988.
5. Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М. : Просвещение, 1991.
6. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л. , 1989.
7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М. , 1988.
8. Педагогика/Под ред. П. И. Пцдкасистого. -М. : РПА, 1996.
9. Петрусшскш В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М. , 1987.
10. ПодластыйИ. Опираясь на закономерности//Народное образование. -1991. -№3.
11. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996. -№5.
12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М. : Школа-Пресс, 1994.
13. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. -1989. -№3.
14. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе //Советская педагогика. - 1989. -№3.
15. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И. Берга и др. - М. , 1976.
1 б. Шеншев Л. В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. -№11.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Компьютерные
технологии обучения
Могущество разума беспредельно. И. Ефремов
В практике информационными технологиями обучения называют все технол о гии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился те р мин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая пед а гогическая технология - это информационная технология, так как основу техн о логического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобраз о вание). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, и с пользующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, о т крывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обуч е ния - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариа н тах:
I - как «проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в да н ной технологии частей.
Ill - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистско-технократическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная (ЗУН + СУД).
По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.
По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.
По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По преобладающему методу: информационная + операционная (ЗУН + СУД), диалогическая + программированное обучение.
По направлению модернизации: эффективность организации и управления.
Акцент целей.
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Подготовка личности «информационного общества»
Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения.
Обучение - это общение ребенка с компьютером.
Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным ос о бенностям ребенка.
Диалоговый характер обучения.
Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса об у чения.
Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем т и пам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Особенности содержания.
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой форм а лизованной модели содержания, которое представлено педагогическими програм м ными средствами, Написанными в память компьютера, и возможностями телеко м муникационной сети.
Главной особенностью фактологической стороны содержания образования я в ляется многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие ко м пьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные. системы.
Базы данных. Под базами данных понимаются технологии ввода, систематиз а ции, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники. Базы данных могут включать в состав информационного массива ра з личную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информ а цию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме - формате). Для целого ряда традиционно перерабатываемой информации существуют стандартные форматы ее представления, например: библиография, статистические данные, рефераты, обзоры и другие. Систематизация и поиск и н формации в базе данных осуществляются тремя основными способами.
Иерархическая база данных в качестве классификационной основы и с пользует каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иера р хического типа.
В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дес-
криптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.
Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, орг а низованной с помощью двухмерной (реже - трехмерной) матрицы, так, что иск о мая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистиче с кие базы данных более известны под названием электронные таблицы.
В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информ а цию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.
Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления уч и телю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выб о ра информации самим пользователем (сервисный режим).
Базы знаний. Базы знаний представляют собой информационные системы, с о держащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая орган и зация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, т. к. он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней. Привы ч ным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и слов а ри, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность соч е тать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мул ь типликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).
Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей.
Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностиров а ние параметров его психофизического развития дополняется использованием эк с пертных систем - подсистем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
Эти программные средства применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций: в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося; в других - важен анализ знаний в предметной области; в третьих - основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позвол я ют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творче с кими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культ у ры и общественного сознания.
Особенности методики
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в
диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотн о шении компьютера и элементов других технологий.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объя с нении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инс т румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
Источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учит е ля и книгу);
Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультим е диа и телекоммуникации);
Индивидуальное информационное пространство;
Тренажер;
Средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
Средство подготовки текстов, их хранения;
Текстовый редактор;
Графопостроитель, графический редактор;
Вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результ а тов в различном виде);
Средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
Программировании, обучении компьютера заданным процессам;
Создании программных продуктов;
Применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
Игровых программ;
Компьютерных игр по сети;
Компьютерного видео.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции :
Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка раб о чих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.).
Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной пом о щи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьют е ра достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержан и ем определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ко м пьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (ко м пьютерной грамотности) входят:
Знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
Знание принципиального устройства и функциональных возможностей ко м пьютерной техники;
Знание современных операционных систем и владение их основными кома н дами;
Знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их фун к циями;
Владение хотя бы одним текстовым редактором;
Первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программ и рования;
Первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культ у рой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:
Переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
Привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хр а нилищ мира;
Интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы. Примечания. Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и
видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудиовизуальных технологиях
обучения, я которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с
помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.
Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).
Литература
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М. , 1994.
2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. , 1970.
3. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. , 1971.
4. Вильяме Р. и др. Компьютеры в школе. - М. , 1988.
5. Гейн А. Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М. : Просвещение, 1991.
6. Дидактические основы компьютерного обучения. - Л. , 1989.
7. Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М. , 1988.
8. Педагогика/Под ред. П. И. Пцдкасистого. -М. : РПА, 1996.
9. Петрусшскш В. В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. - М. , 1987.
10. ПодластыйИ. Опираясь на закономерности//Народное образование. -1991. -№3.
11. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование. -1996. -№5.
12. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М. : Школа-Пресс, 1994.
13. Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. -1989. -№3.
14. Талызина Н. Ф. Контроль и его функции в учебном процессе //Советская педагогика. - 1989. -№3.
15. Управление, информация, интеллект / Под ред. А. И. Берга и др. - М. , 1976.
1 б. Шеншев Л. В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. - 1992. -№11.