Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Место информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии в школьном образовании. информатизация обучение дистанционный дидактический

«Новые информационные технологии в учебном процессе». Терентьева Марина Алексеевна Московский Государственный Гуманитарный Университет им. Шолохова М.А. Использование в учебном процессе современных технологий должно было привести к некоторым изменениям в учебно-воспитательном процессе как в школах, так и в вузах, но этого до сих пор не произошло. Что же этому на сегодняшний день мешает? Постараемся ответить на этот непростой вопрос. Во-первых, внедрение новых информационных возможностей – это дорогое удовольствие, требующее определенных затрат. Пока что не все учебные заведения к этому готовы. Во-вторых, техническое оснащение большинства школ и высших учебных заведений устарело и не соответствует тем техническим нормам, которые предъявляются для работ с новыми программными обеспечениями. В-третьих, для того, чтобы работать с современными техническими устройствами необходимо подготовить кадры, которые могли бы справляться с новыми аппаратами и программным обеспечением. В–четвертых, придется изменять методологическую базу большинства курсов. В-пятых, отсутствие стремлений самих преподавателей активно использовать имеющие компьютерные возможности в учебном процессе. Но, несмотря на все вышеперечисленное, новые информационные технологии используются в учебных процессах, хотя бы в качестве экспериментов, что соответственно дает свои положительные результаты. Остановимся на этом подробнее. В традиционном процессе обучения информационные технологии носят дополнительный характер. В первую очередь они используются для организации самостоятельной работы учащихся, чаще всего ограниченной написанием рефератов, проведения контрольных и других видов работ, получения материала для курсового и дипломного проектирования. Так же на уроках и лекциях при наличии презентационного оборудования могут использоваться иллюстрации и фрагменты из состава электронных учебников или учебных пособий. Могут демонстрироваться эксперименты, входящие в состав лабораторных практикумов, проводится тестирования по изученному материалу, просматриваться и создаваться видеоматериалы, слайд шоу. На сегодняшний день активно начинают использоваться мультимедиа технологии. Учебные мультимедиа материалы имеют следующую классификацию по уровням : 1. Учебные материалы первого уровня представляют собой обычный текст, изредка прерываемый вопросами, т.е. бумажные страницы учебник заменены страницами монитора. 2. Учебные материалы второго уровня – это информация, представлена в форме аудио- и видеоинформации, двухмерной графики, возможного активно вмешательства в процесс обучения (осуществлять самоконтроль, получать более детальное разъяснение по сложным разделам). 3. Учебные материалы третьего уровня используют мультимедиа-технологии, т.е. одновременное использование различных средств представления информации. Здесь имеются в виду трехмерная компьютерная графика, звуковой и видеоряд, динамика изображений и, наконец, интерфейсы виртуальной реальности, позволяющей достичь в обучающих программах предельной наглядности. Использование мультимедиа в образовании выявило главное преимущество этой системы – наличие точек разветвления, т.е. переход из одного места учебника в другое (гипертекст). Очень эффективным является также сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией, так как появляется возможность разъяснять самые сложные процессы шаг за шагом, в развитии. Нельзя сбрасывать со счетов занимательность процесса обучения при организации игровых занятий, что резко повышает интерес и внимание к учебному материалу. Развитие информатики и постепенное и органическое включение ее методов и моделей практически во все школьные и не только предметы приводит к изменению структуры традиционных курсов. Роль учителя как «конструктора» системного представления о предмете останется и даже еще более возрастет, но наряду с этими должны вырасти объемы самостоятельной работы учеников, где учитель будет выступать как координатор и консультант. Самостоятельная работа учеников предполагает массовое использование техники и соответствующих технологий. Если при этом на уроке информатики ученик должен получить базовые навыки работы с различными источниками и технологическими данными обработки данных, то учителю-предметнику необходимости уделять внимание решению этих задач он может принять уже полученные на уроках информатики знания и умения учеников в этой предметной области. Внедрение принципов изучения информатики за рамки самого предмета помогут преподавателям не только лучше справляться с работой при использовании новых информационных технологий, но и в свою очередь подвести к созданию собственных методических пособий для работы. Понимание задач информатики, а также ее авангардной роли в системе образования, безусловно, должно найти адекватное отражение в программах, методиках и учебных планах перспективной системы высшего образования, а также в системе переподготовки специалистов с высшим образованием, и в первую очередь педагогов. Создание электронных библиотек, учебных курсов, снабженных экспертной системой, позволяющей автоматически формировать учебные курсы в зависимости от индивидуальных запросов обучаемого; корпорационную систему управления учебным процессом во всех его проявлениях. По-лекционно скомпонованная информация, а так же электронные учебники и обучающие программы должны быть доступны для студентов, а значит, могут быть использованы в ходе самостоятельной работы, при подготовке к контрольным мероприятиям. Гипертекстовые принципы структурирования учебного материала, позволяющие практически из любой точки документа перейти к другой части текста или виду информации позволяет пользователю самостоятельно выбирать последовательность освоения курса и повторно просматривать те или иные разделы. Так через интерактивность, структуризацию и визуализацию информации происходит усиление мотивации обучающегося, активизация его познавательной деятельности, как на уровне сознания, так и подсознания . Трудности формирования медиатеки общеизвестны, но уже имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а так же собственные разработки позволяют повысить эффективность обучения. Некоторые студенческие курсовые и экзаменационные разработки служат пополнением библиотеки электронных и мультимедиа-изданий. Мультимедиа-технологии - это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании. Использование различных обучающих программ дает возможность применения к учащимся индивидуального подхода в процессе подачи материала. Каждому учащемуся подбирается свой темп обучения и последовательность работы с материалом в соответствии с его возрастными и психологическими особенностями. В процессе работы с обучающей программой обучаемый должен получить: - знания по выбранной предметной области - умения применять различные методы и алгоритмы - навыки решения задач - оценку приобретенных знаний, умений, навыков. Количество курсов, которые могут быть заложены, неограничено. Каждый курс может разбиваться на разделы, а каждый раздел - на темы. Количество разделов и тем также не ограничено (если подходить более строго, то следует отметить, что количество курсов, разделов. Тема может входить в какой-либо раздел курса, а может быт самостоятельной, т.е. без раздела (такими темами могут быть, например, введение ко всему курсу и итоговый экзамен по материалам всего курса). ту с учебными курсами выполняет преподаватель-разработчик. В его обязанности входит создание и сопровождение учебных курсов, т.е.: - разработка структуры учебного курса - подготовка теоретического материала - составление вопросов и ответов к ним для тестирования -составление задач установка связей между темами (составление матрицы учебных связей). Преподаватель-разработчик имеет право редактировать и удалять только те предметы, разделы и темы, которые создал он сам. Администраторы имеют право редактировать и удалять любые предметы, разделы, темы. Новый раздел или новая тема могут быть вставлены в любое место курса. Преподаватель-разработчик может менять порядок следования разделов в предмете и тем в разделе, что позволяет ему менять последовательность изучения учебного материала. Курс, раздел или тема могут быть сделаны невидимыми при просмотре списка предметов, разделов или тем в обучающей части. Это бывает необходимо, например, при подготовке новых тем до их полного завершения. Однако если сделать невидимым раздел, то все его темы все равно будут видны, но будут как бы относиться не к разделу, а к предмету. Таким образом, можно создавать так называемые темы без разделов (ими могут быть, например, введение ко всему курсу или итоговый экзамен по материалам всего курса). Средства новых информационных технологий, используемые на занятиях, сами по себе являются стимулом к изучению предмета. Но действие этого стимула недолговечно: как только компьютер станет таким же привычным элементом урока, он перестанет стимулировать обучающего в работе. Формирование и поддержание положительной мотивации к учению нельзя представить себе без использования специально разработанных и реализованных в средстве обучения методических приемов. Методические приемы, реализованные на компакт-диске, направлены не только на практическое воплощение дидактических принципов доступности, научности и наглядности, но и на преодоление такой ситуации, когда учащийся оказывает сопротивление тем знаниям, которые ему предлагают на занятии, считая, что они ему никогда не понадобятся. Следовательно, диск с обучающей программой должен содержать такие методические приемы, которые направлены на преодолении е этого барьера. Это может быть непосредственное обращение к учебнику или использование экологического характера, необычный взгляд на привычные объекты и явления. Особое место должно уделяться практическому применению знаний в повседневной жизни . Учебные материалы, построенные на мультимедиа, должны стать весьма распространенным явлением. Появление новых информационных технологий привело к тому, что на сегодняшний день университеты различных стран обратили особое внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации дистанционного обучения, т.е. обучения на расстоянии. Это позволяет на их основе организовать образовательный процесс с использованием необходимых учебных и учебно-методических материалов, устанавливать обратную связь с преподавателем и самими обучающими, обменом информации внутри дистанционного обучения, выходом в международные информационные сети. Это даст возможность чрезвычайно оперативно передавать на любые расстояния информацию любого объема, любого вида, хранить в памяти компьютера нужное время, редактировать, обрабатывать распечатывать и т.д.; обеспечить доступ к различным источникам информации, удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет; участвовать в совместных телекоммуникационных проектах, в том числе международным и т.д. Но имеется ряд проблем по организации такого рода обучения. Первая из которых – это подготовка кадров. Пока что ни один вуз таких кадров не готовит. Далее необходима – инфраструктура информационного обеспечения учащихся в сетях. Следует понимать, что необходимо методически грамотно подойти к вопросу о содержании дистанционных курсов, подготовки учебных пособий, создания электронных библиотечных фондов и т.д. Для этого нужно привлекать ведущих специалистов страны из различных областей образования. В заключение хочется отметить, что пока реальных шагов в направлении использования новых информационных технологий и организации процесса управления ими не будут проводить в достаточной мере, мы по–прежнему будем оставаться в зоне традиционного обучения, что в принципе не так уж и плохо. По словам же самих студентов: «Компьютер в учебном процессе не заменит учителя, ибо живой человек, так и остается человеком, а машина так и будет машиной, хотя в качестве средства обучения компьютерные технологии имеют свои положительные стороны, хотя еще методически правильно до конца не проработаны.» Список литературы: 1. Латыпов Р. Интернет: к новому типу образования //Высшее образование в России. – 1997. – № 3. 2. Журин А.А., Бондаренко Е.А., Милютина И.А. Технические средства обучения в современной школе. М.-2004 3. ИТО-2003 - Соколова Е.В. – Мультимедиа-технологии в преподавании информатики// "Информационные технологии в образовании" 2003, Ю-УР.

Обучение на протяжении всей жизни по-прежнему является довольно расплывчатым термином. Очевидно, что мы учимся на всю жизнь. Начиная с первых шагов по ходьбе и разговоров с привыканием к дому выхода на пенсию мы приобретаем новые впечатления, приобретаем новые знания и новые навыки. Этот способ обучения почти бессознателен, как дыхание. Конечно, мы также учимся в школах, компаниях, университетах и ​​учреждениях дальнейшего образования. Но даже там, часто самые важные вещи, которые мы изучаем, имеют мало общего с официальной учебной программой.

Мухамедзянова Р.Н.

Новые информационные технологии в образовательном процессе как средство решения профессиональных задач педагога.

Мы живем в нестабильном неспокойном мире. XXI век поставил ряд сложных глобальных проблем, от решения которых зависит будущее человечества. Эти проблемы часто называют вызовами XXI века.

Информатизация обучение дистанционный дидактический

Мы изучаем факты, приобретаем навыки, учимся справляться с чувствами - в самой эффективной «школе», которая существует: «Университет Жизни». Мы формируем себя в разговоре с друзьями; мы учимся, пробуя новые вещи; Мы узнаем о телевидении и чтении книг, просматриваем каталоги и занимаемся серфингом в Интернете. Мы учимся, когда думаем и планируем. Является ли этот способ формирования тривиальным или значимым, мы не можем ему помочь: мы являемся пожизненными учениками.

Непреднамеренные процессы обучения в организованном образовании для взрослых. Соображения о биографиях социальных. В: Хоринг: биографическая социализация. М.: Биографические знания. Вклад в теорию жизненного опыта. Обзор «моделей» и качественных результатов исследований. Оценка европейской практики. Социальное неравенство, социальные процессы индивидуализации и появление новых социальных функций и идентичностей. Теория социологии знаний. Что молодые женщины должны знать о выборе карьеры. Журнал социологии образования и социализации. Критика социального суждения. О биографическом построении социальной реальности в рассказах о жизни женщин. Концепция биографического теоретического образования. Литература и исследования. Продолжающееся образование, 39, стр. 59 - Гидденс, А.: Последствия современности. Литература и исследование Доклад дальнейшего образования, 39, стр. 79 - В: Британский журнал политических наук, 29, с. 417 - Литература и исследование. Продолжающееся образование, 39, стр. 112 - Жизненная ситуация и потребности в обучении, цели и концепции. 2 тома: Образование в трудовом обществе. Напряженность между работой и образованием сегодня. Бременский научный форум от до исторических выводов и теоретических аргументов. В: Кельнский журнал социологии и социальной психологии, 37, стр. 1 - Текущие изменения тенденций и их последствия. Изменения в процессе профессиональной социализации. Возможности, примеры, решения, проблемы. Зрелые женщины-студенты в университетах. Теоретические соображения по биографическим исследованиям в методологических намерениях. Борьба с отчуждением посредством обучения взрослых. Социальный капитал в международном сопоставлении.

  • Том 1: Программа исследований и реформ.
  • Основы научной и профессиональной практики в Федеративной Республике Германии.
  • Расширенное издание Потеря и повторное присвоение современности.
  • В: Исследования в области образования взрослых 31, стр. 66.
Что такое культурное образование для детей и молодежи?

Первый вызов — энергетический. Не за горами истощение ресурсов традиционных источников энергии в недрах земли. В то же время потребление энергии, особенно в индустриально развитых странах, продолжает расти. Мы надеемся на ученых, на то, что ими, с одной стороны, будут открыты новые пока неизвестные источники энергии, с другой стороны, разработаны новые энергосберегающие технологии.

Независимо от того, музыка, театр, танец, литература, изобразительное искусство или аудиовизуальные средства массовой информации: каждое предложение о культурном образовании открывает для молодежи свои средства выражения. Дети и подростки активно и игриво участвуют в своей жизни и жизни других людей. Например, они узнают, как обращаться со средствами массовой информации, которые их постоянно окружают. Обидно участвуя в меняющихся формах общения, они укрепляют свое суждение и способность действовать.

Молодые люди созревают в уверенных в себе личностях, которые «вмешиваются» в формирование своей повседневной жизни в лучшем смысле этого слова. Искусство и культура как интегративная и социальная сила. Культурное молодежное образование обычно представляет собой взаимодействие в группах. Будь то сотрудничество в игре, музыка, экспериментирование творчески или танцевать: дети и подростки изучают социальное поведение игриво. Во многих проектах молодежной культуры важную роль играют такие важные вопросы, как экология, насилие и ксенофобия.

Второй вызов — экологический. Человечество хотя и осознало необходимость охраны окружающей среды и использования экологически безопасных технологий, но разработка природоохранных мероприятий и безвредных технологий пока существенно отстает от потребностей экосистемы.

Следующий вызов — демографический. Доля людских ресурсов экономически развитых стран в численности населения планеты продолжает уменьшаться, что не способствует повышению общего культурного уровня населения, которому и предстоит решать проблемы XXI века. Демографические проблемы наиболее остро проявляют себя в Казахстане, где на фоне старения населения заметны демографические спады.

Здесь молодые люди самостоятельно развивают новое понимание социальных условий. Проницательность, которая открывает путь для большей вовлеченности и терпимости к незнакомцу и к другому. Искусство и культура как трансграничная сила. Работа по молодежной культуре вносит творческий вклад в международное понимание языковых барьеров. Трансграничные проекты и встречи открывают возможность плодотворно работать с иностранными художественными и культурными различиями. Это создает в то же время незаменимые открытые пространства и экспериментальные поля для создания мирной, общинной жизни.

Для решения этих проблем наметились следующие тенденции. Первая тенденция — постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция — повышение культурного и профессионального уровня большинства жителей Земли на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования.

Ведь именно сегодняшняя молодежь наполняет наш мир завтрашним днем ​​жизнью. Продвижение ребенка, молодежи и социальной культуры является выражением либерального социального порядка. Деятельность в этой области осуществляется специализированными организациями, инициативами, ассоциациями и учреждениями. Разнообразие требует взаимной информации и координации. Поставщики культурного молодежного образования объединились в зонтичные организации для дальнейшего развития структур и обеспечения содействия культурному образованию молодежи.

Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах.

По данным Юнеско число студентов в мире до сих пор имело тенденцию к росту. Спрос на образовательные услуги сегодня превышает предложение. Ограничение предложения образовательных услуг во многом определяется нехваткой высококвалифицированных преподавательских кадров. Среди других проблем образования — трудности сопровождения учебных материалов, их адаптации к потребностям обучаемых и к динамике развития областей знаний и новых технологий.

Удовлетворять процессы модернизации образованием. Практическое использование искусства, творческое использование средств массовой информации и игры имеют решающее значение для культурного мастерства предстоящих процессов модернизации и социальных изменений. Культурное образование, понимаемое как общее образование, - это способность человека понимать и формировать сложные социальные изменения. Прежде всего, изменение трудового общества, развитие информационных и коммуникационных технологий, процессы глобализации и экономия всей жизни требуют усиления образовательной приверженности, которая также решительно включает в себя культурное образование.

Чтобы система образования была готова принять вызовы XXI века, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Основные надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред (ИОС) открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов (БУМ), наряду с развитием традиционных технологий разработки электронных учебников и мультиагентных технологий образовательных порталов.

Подробнее: Управление процессами модернизации с образованием. Культурное образование должно оставаться публичным и, прежде всего, государственной задачей. Нельзя ожидать, что рынок сделает «образование для всех» возможным из-за его функциональности, которая выгодна в других областях общества.

Помимо профессиональной подготовки и дальнейшего образования, это должно явно включать внеклассное образование в дополнение к школе и университету. Развитие образования происходит как в формализованных программах, так и в открытых формах. Обе формы требуют государственной поддержки, если не будут созданы социально-экономические барьеры доступа.

Итак, информационные технологии и образование — эти две тенденции в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые знаменуют эпоху XXI века и должны стать основой для решения стоящих перед человечеством проблем.

В свете вышеизложенного начинает формироваться новая перспективная предметная область — "Информационные технологии в образовании". К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами; с другой стороны, с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети; компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком; искусственный интеллект; автоматизированные системы моделирования сложных процессов; автоматизированные системы принятия решений, структурного синтеза и многие другие.

Культурное образование как непрерывный процесс требует системы образования, которая предоставляет возможности для всех возрастов. Помимо квалификации информационных технологий культурное мастерство этих новых «культурных приемов» имеет решающее значение: чтение, письмо и арифметика остаются актуальными.

Роль воображения, чувственности и воображения, принадлежащих к исполненной жизни, требует всех средств массовой информации: художественной и технической. Образование и новые проблемы социального развития. Эта концепция выходит за рамки идеи «общества знаний и информации». «Знание» - это больше, чем научное знание, более чем использование богатого потенциала новых информационных технологий, лежащих в основе общества знаний. Знание также является повседневным и опытным знанием, является историческим сознанием, восприятием и интуицией, является знание происхождения, производства и контекста использования научного знания.

Очевидно, что круг вопросов, составляющих предмет информационных технологий в образовании, чрезвычайно широк и попытка изложить все аспекты проблемы в одном пособии была бы обречена на неудачу. Поэтому в данном электронном издании сделан акцент на вопросы аппаратного, информационного, программного, лингвистического обеспечения автоматизированных обучающих систем, в ущерб изложению педагогических, психологических и социально-экономических вопросов.

Прежде всего, знание - это только одно измерение того, что составляет человечество. Человек не только знает: он думает, чувствует, действует, судит и оценивает. В частности, следует отметить, что помимо познавательного и научного доступа к миру художественный и игривый способ борьбы с миром и с самим собой принадлежит человечеству.

Именно эта сложность создает образование и является предпосылкой для будущей жизнеспособности в смысле понимания общих целей, обеспечения социального контекста, социального положения личности и, в конечном счете, для обеспечения экономических показателей страны. Подробнее: Образование и новые проблемы социального развития.

Несмотря на вполне определенный потенциал ИКТ, давние ожидания перехода глобальных, национальных и региональных систем образования на новый уровень, к сожалению, часто не оправдываются. ИКТ обладают мощными инструментами для работы с текстовой, числовой и графической информацией, составляющей основу образовательной среды; в сочетании с коммуникационными технологиями и Интернетом они создали феноменальную по своим возможностям всемирную среду обучения.

Быть образованным означает быть способным ориентироваться и действовать в соответствии с ним. Образование - это гораздо больше, чем много информации или просто подготовка к «реальной» жизни. Это сама по себе форма жизни, значимая деятельность, которая позволяет человеку участвовать в социальных, культурных и политических процессах. И это относится особым образом к культурному образованию. Именно потому, что образование является ориентиром в быстро меняющемся мире, оно должно индивидуально передавать прошлое с будущим, если оно должно помогать оценивать и формировать социальные изменения, это решающая компетенция для формирования собственной жизни.

Но все же, несмотря на эти достоинства, стремление повысить качество образования путем внедрения инновационных преобразований на основе повсеместного применения ИКТ пока остается нереализованным. Компьютерное оборудование в школах зачастую остается мечтой из-за цены, а большинство учреждений высшего образования, несмотря на внешнюю декларативную поддержу инноваций, всеми силами сопротивляется активному и широкому внедрению онлайн обучения так же рьяно, как и их студенты, напротив, в него стремительно погружаются.

Комплексная концепция образования сможет обеспечить это, то есть концепцию, которая также способствует образованию со всеми чувствами и соответствующим образом оценивает продвижение искусства и культурного образования в самых разных областях. На пути изменения общества к обществу информации и знаний, ускоренного все более быстрым развитием информационных и коммуникационных технологий, необходимы компетенции в этой области. Медиаграмотность - это способность использовать медиа и их контент в соответствии с их собственными потребностями.

В связи с этим необходимо выработать систематический подход к применению ИКТ с целью повышения эффективности и качества учебного процесса и его результатов на всех уровнях образования на основе интеграции ИКТ и педагогики, что позволит оправдать все ожидания современного общества, движущегося по пути к своей новой стадии развития - Глобальному обществу знаний.

Поэтому важная социальная и образовательная цель заключается в повышении уровня медиаграмотности. В частности, знание компьютеров и Интернета больше не может быть устранено в какой-либо области жизни. Коммуникационные процессы все больше и больше строятся на этом носителе и требуют использования этого. Сегодня мы уже сталкиваемся с очень широким спектром мультимедийной информации. Задача состоит в том, чтобы отфильтровать важную и актуальную информацию из этого едва понятного потока информации, изображений и текста.

Образование как часть культуры взросления. В настоящее время существует широкий консенсус в отношении важнейших направлений развития социальных изменений. Однако это изменение характеризуется различиями и противоречиями. Почти все современные концепции для записи этого изменения - например. «Глобализация», «Индивидуализация», «Плюрализация» - весьма амбивалентна. Таким образом, развитие к гражданину мира сталкивается с действиями как гражданина нации, культурной глобализации, сохранения индивидуальных культурных богатств, сохранения традиционных ценностей, проблем современности, экстремального расширения знаний, ограниченной способности человека поглощать знания.

Поэтому школы сегодня должны прежде всего сосредоточиться на решении проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей в области применения ИКТ и инновационных педагогических методов; разработке учебных планов, программ и учебно-методических материалов нового типа, соответствующих требованиям формирующегося Глобального общества знаний; создании профессиональных сетей и образовательных сообществ для консолидации опыта и педагогических практик, а также на соответствующих организационно-подготовительных мероприятиях. Важные изменения должны произойти и в системах профессионально-технического образования, постепенно переориентирующихся на решение задач формирования и развития нывыков, нацеленных не только на завтра, но и на послезавтра, на основе применения новых и перспективных технологий.

Высшее же образование должно заново продумать свою роль в мире в условиях Глобального общества знаний, где открытые образовательные ресурсы обеспечивают возможность доступа к высококачественному конвенту для огромного числа студентов, которые готовы и рады с легкостью совмещать работу и обучение. Однако решение этих глобальных проблем невозможно без выработки соответствующих политик и стратегий применения ИКТ в образовании на национальных и региональных уровнях.

Информационными технологиями называют различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации .

Основное средство для этого - персональный компьютер, дополнительное - специальное программное обеспечение, возможность обмена информацией посредством сети Интернет и сопутствующее оборудование. Во многих учебных заведениях информационные технологии до сих пор считаются инновационными - то есть новыми, способными существенно изменить, оптимизировать учебный процесс. И хотя ежедневное использование компьютера уже давно стало нормой, но постоянное появление усовершенствованных программ значительно расширяет образовательные возможности.

Вот только некоторые процессы в обучении, которые значительно упрощают инновационные технологии:

  • Получение необходимой информации и повышение уровня знаний;
  • Систематизация информации, благодаря справочникам и электронным библиотекам;
  • Отработка различных навыков и умений, проведение удаленных лабораторных экспериментов;
  • Визуализация информации и ее демонстрация (например, на презентациях);
  • Проведение сложных расчетов и автоматизация рутинных операций;
  • Моделирование объектов и ситуаций с целью их изучения;
  • Обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга.

Нужно ли вам получить какую-то информацию, сделать расчеты по сложным формулам, проверить, как будет работать та или иная идея, обсудить с преподавателем и сокурсниками какую-то проблему, не выходя из дома, - все это можно сделать благодаря современным технологиям, что делает сам процесс получения знаний и обучения намного более эффективным .

Когда сегодня говорят об информационных технологиях в образовании, не редко подразумевают мультимедийные технологии, которые, по мнению российских и зарубежных исследователей, помогают более глубоко исследовать многие вопросы, при этом сокращают время на изучение материала. Мультимедиа представляет собой текстовую, видео, звуковую и фото-информацию, представленную в одном цифровом носителе, а также предполагающую возможность интерактивно взаимодействовать с ней. Проще говоря, мультимедиа позволяют вам одновременно работать с изображением, текстом и звуком, и при этом вам, как правило, отводится активная роль. Например, в обучающем курсе вы можете менять темп обучения или самостоятельно проверять, насколько вы хорошо освоили материал. Такой индивидуальный подход не только более успешно раскрывает способности учащегося, но и предполагает развития творческого начала.

В образовательном процессе мультимедиа используется и для проведения мультимедийных презентаций, и для создания обучающих курсов, и в дистанционном обучении.

Дистанционное обучение - это один из видов удаленного обучения, которое проводится под руководством преподавателя в любое время и в любом месте с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Такой формат обучения в нашей стране еще иногда вызывает сомнения, и зря: использование дистанционных образовательных технологий закреплено Законом «Об образовании» позволили образовательным учреждениям использовать усовершенствованные методики, в том числе - дистанционные образовательные технологии - на всех формах обучения (очной, вечерней и заочной).

Кроме того, по окончании обучения выпускники аккредитованных вузов получают документы государственного образца (диплом), а студенты дневных форм обучения получают отсрочку от армии.

Стоит ли говорить, что дистанционные технологии расширили возможности получения образования для людей, которые по тем или иным причинам не могут посещать занятия в аудитории. При этом дистанционное обучение имеет и множество других плюсов:

  • Более комфортные условия для самовыражения студентов;
  • Гибкость - пройти обучение могут люди, имеющие проблемы со здоровьем, живущие в удаленных районах и т.д.
  • Более активная роль учащегося в получении образования, постановке целей, выборе форм и интенсивности занятий;
  • Возможность общаться с профессионалами, экспертами высокого уровня, преподавателями и сокурсниками, находящимися даже на другом конце света (групповые проекты, онлайн-дискуссии);
  • Экономическая выгода.

В процессе обучения используется даже не мультимедиа, а гипермедиа: использование электронной почты, телефона, телефакса, видео, аудиографики, телеконференций и т.д. И все что нужно учащемуся - это иметь персональный компьютер и возможность подключения к Интернету.

Вопреки распространенным заблуждениям, дистанционное обучение не менее (а иногда и более) эффективно по сравнению с классическим обучением. Ведь дистанционные технологии позволяют сделать образовательный процесс более успешным, а индивидуальный подход и широкие возможности повышают уровень получения знаний и навыков .

Конечно, дистанционное обучение налагает на учащихся больше ответственности, поскольку здесь нет столь строгого контроля, как на аудиторных занятиях. Однако при правильном подходе, в случае действительно качественной дистанционной образовательной программы вы можете получить полноценное образование, не выходя из дома.

Самые современные дистанционные технологии используются в Современной гуманитарной академии. Это инновационный ВУЗ, который проводит электронное обучение, позволяющее студентам из разных уголков страны получить столичное образование по доступным ценам.

Обучение проводится по единым стандартам и программам, но предполагает индивидуальный подход к каждому студенту. Так, к примеру, в СГА учатся и студенты с ограниченными возможностями здоровья, и даже люди из мест лишения свободы.

Уникальный образовательный контент, высокое качество образования, возможность поэтапного формата оплаты - все это делает СГА одним из лучших и современных вузов, использующих дистанционные технологии.

Сегодня совершенно ясно, что современный мир становится всё более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних школьников и педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий.

Информационные технологии открывают ребенку мир культуры, учителю - перспективу профессионального роста, руководителю - более эффективный механизм принятия решений и контроля за их исполнением.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Информационно-компьютерная грамотность педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

Чтобы успешно решать задачи модернизации общего образования, педагог должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность. Педагог - это и учитель общеобразовательной школы, и преподаватель профессионально-технического, среднего специального или высшего учебного заведения, а также воспитатель в дошкольном учреждении, школе-интернате, детдоме, воспитательной колонии, работник внешкольного учреждения и др., а также научный сотрудник, разрабатывающий проблемы педагогики как науки.

Стремительное развитие и распространение информационных технологий и средств информатизации, их воздействие на государственные структуры и институты гражданского общества, экономическую и социальную сферы, науку, культуру и образ жизни людей приводит к неизбежному изменению характера педагогической деятельности, появлению современного инструментария и технологий, позволяющих педагогу на новом уровне организовывать деятельность ребёнка, конструировать образовательный процесс, строить коммуникации с субъектами этого процесса.

Литература.

Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: "Филинъ", 2003.

Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.

Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред.С.И.Маслова. — М.: Изд-во МЭИ, 2004.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме