Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Российская система образования кратко. Эффективность функционирования образовательной системы в российской федерации. Общее среднее образование

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее базовых элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

1950-е годы: реконструкция и объединение

Он не потерял своей значимости, а, наоборот, обрел новую, более прочную основу. Временная, которая была характерна для всех надрегиональных действий правительства в первый послевоенный период, а также предыдущая деятельность Конференции министров образования, была заменена четко определенной функцией в определенном конституционном порядке. В области образования и культуры Конфедерация получила компетенцию регулирования только по нескольким отдельным темам: таким образом, для содействия научным исследованиям и как неотъемлемая часть права экономики для профессиональной подготовки на предприятиях как конкурирующая законодательная компетенция и некоторые конкретные культурные вопросы.

Изменения в системе образования в России. По ряду направлений за прошедшее десятилетие в системе образования России произошли прогрессивные структурные и функциональные изменения.

Декларация Бернкастеля о культурном суверенитете земель

Это означало, что Постоянная конференция министров образования и культуры в рамках нового Федерального государственного заказа могла бы продолжать свою координирующую деятельность непобежденным и продолжать как постоянную задачу. Однако Конференция министров образования и культуры провела ее на своем первом заседании после основания Федеративной Республики Германии, которое состоялось после шестимесячной сессии. «что в Основном законе Бонна признается культурный суверенитет стран в Федеративной Республике Германии».

Российская система образования в 1990-е гᴦ. получила в виде Закона “Об образовании” и Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию учреждений, особенно профессионального образования, и широкие академические свободы в реализации образовательных программ.

На своей встрече в Бернкастеле министры также согласились, что Конференция министров образования и культуры должна быть «более мощной». Они решили избрать президиум в составе президента и двух вице-президентов в качестве руководящего органа и представлять конференцию за границей на срок от одного года каждый, а также представить конференцию Конференции. До этого встречи обычно проводились министром принимающей страны и истекли без специального регламента. Алоис Хундхаммер, вице-президент сенатор Генрих Ландал и министр культуры д-р Эрвин Штайн.

Сделаны конкретные шаги на пути гуманизации образования, обращению к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования.

Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательных учреждений – лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Сегодня более 2,5 млн. детей обучается в 7,5 тыс. профилированных школах.

В то же время было подчеркнуто, что в случае всех решений Конференции конституционная и административная юрисдикция Федерации и земель остается неизменной. В Правилах процедуры также предусматривается, что для принятия резолюций необходимо единодушие. Во многих случаях судебный процесс, безусловно, был очень продолжительным.

«Объединение в области образования»: Дюссельдорфское соглашение

И наоборот, рекомендации и соглашения, принятые Конференцией министров образования и культуры, могли бы осуществляться гораздо быстрее, поскольку основная готовность земель уже была создана. Это развитие, которое министры образования видели с озабоченностью, также было предметом первоначального обсуждения с тогдашним министром внутренних дел. На фоне все еще неконсолидированного принятия федерализма в более широких слоях населения министры образования стран быстро впали в публичную критику и оправдание, поскольку их обвиняли в «фрагментации» школьной системы в Федеративной Республике Германии.

Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности. Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы. В случае если в советской школе использовалось около 130 наименований учебников, то на сегодня школьных учебников выпущено более 1000 наименований только по федеральному компоненту.

Вместе с тем она отметила, что с самого начала целью Конференции министров образования и культуры было достижение максимально возможного приближения к фундаментальным вопросам. В этой публикации министры образования также настаивали на том, что школа является функцией интеллектуальных, культурных, политических, социальных и экономических условий, которые различаются в разных странах. К ним относятся текущие совместные правила, Например, прием учителей-беженцев, а также основные регламентационные решения, Например, о значении и характере экзамена по математике, о частном обучении, о политическом образовании и о единых классах, а также об общем графике летних каникул.

В области профессионального образования также достигнут ряд прогрессивных количественных и качественных изменений. При самом высоком показателœе в СССР – 219 студентов на 10 тыс. населœения, сегодня в России – 260 студентов на 10 тыс. населœения. Более того, по доле студентов высшего и среднего профессионального образования Россия достигла показателя 400 студентов на 10 тыс. населœения, что является одним из Самых высоких показателœей в мире.

В последующие годы конференция также достигла дальнейших соглашений, Например, преподавание истории, положение средних школ в школьной системе и, прежде всего, очень детально, о взаимном признании сертификатов о зрелости. Широко распространенная публичная критика «Шульчаоса», которая в основном ассоциировалась с требованиями федерального министерства культуры или рамочной компетенцией федерации, не была смягчена, хотя она была справедливо расценена как «преувеличенная преувеличенность» Конференцией министров образования.

Одной из причин этого было, вероятно, то обстоятельство, что Конференция министров культуры, как они неоднократно жаловались, мало огласила. Дюссельдорф «Соглашение между землями Федеративной Республики об объединении в области образования». Соглашение содержало в частности положения о начале учебного года, общую продолжительность отпуска и период летних каникул, описания, формы организации и типы школ и гимназий, признание классов и классов Участок для учеников средней школы.

В 1990-е гᴦ. в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.

Кардинальные изменения произошли в высшем образовании. В первую очередь, здесь введена многоуровневая система подготовки специалистов, которую сегодня успешно реализуют 165 вузов. Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты. В-третьих, по объёму и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего образования без преувеличения теперь можно отнести к одним из лучших в мире.

Сотрудничество в области высшего образования и культуры

С заключением Дюссельдорфского соглашения, которое состоялось на. Хотя вопрос о «стандартизации» или сближении школьной системы в первой половине 1950-х годов, несомненно, был в центре внимания деятельности Конференции министров образования, это не означает, что академические и культурные секторы имеют исключительно маргинальное значение. Конференция министров образования и культуры также способствовала объединению чрезвычайного сообщества для немецкой науки с Германским исследовательским советом в Германской исследовательской ассоциации.

Важнейшими элементами российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы, призванные обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в Российской Федерации при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателœей, реально входят в нашу практику.

Конференция министров образования и культуры участвовала в комитетах управления Немецкой исследовательской ассоциации и Общества Макса Планка. Уже в первые годы Конференция министров образования и по делам культуры также обратилась к координации инструкций по изучению и изучению. Первоначальные меры были приняты в отношении процедуры назначения и назначения председателей. Конференция министров образования и культуры также принимала участие в создании и продвижении Немецкой службы академических обменов и Немецкого культурного фонда.

В условиях резкого снижения бюджетного финансирования системы образования подобные достижения были бы невозможны без формирования в 1990-е гᴦ. практически “с нуля” негосударственного сектора профессионального образования. Сегодня в России действуют около 400 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучается 270 тыс. студентов.

Образовательная система Российской Федерации

Тем не менее, необходимы совместные действия. В этом докладе особое внимание было уделено созданию Агентства оценки фильмов земель, которое должно было служить единообразной оценке налоговой выгоды ценных игровых и культурных фильмов и т.д. единые руководящие принципы для составления перечня ценных национальных культурных ценностей и единообразных характеристик для защиты исторических памятников земель. Важными консультациями конференции в это время были также законодательство о вещании, реформа авторских прав и регулирование прусских культурных ценностей.

Вместе с тем разразившийся в стране в последнее десятилетие социально-экономический кризис поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.

В первую очередь, уменьшается государственное финансирование образования. В случае если в 1992 ᴦ. доля расходов на образование в федеральном бюджете составляла 5,85%, то в последующие годы она неуклонно снижалась, составив в 1998 ᴦ. лишь 3,45%. Во-вторых, через несколько лет станет ощущаться проблема демографического спада. Уже в ближайшие 3 года детей в начальной школе будет на 30% меньше, чем 5 лет назад; через 9 лет количество детей в средней школе вообще уменьшается на треть. В связи с этим особого внимания и особых решений потребуют обостряющиеся проблемы малокомплектных сельских школ, которых в России почти 40% от всœех школ страны. Число выпускников школы к 2009 ᴦ. станет почти на 300 тыс. меньше, чем число бюджетных (бесплатных) мест приема в учреждения профессионального образования всœех уровней. Причем к 2009 ᴦ., это – в целом по стране, а в ряде регионов – Северо-Западном, Центрально-Европейском и некоторых других, такие процессы наступят уже через 5-6лет.

Конференция министров образования и культуры активно участвовала в формировании «помощи немецких художников», инициированной тогдашним федеральным президентом профессором Теодором Хойсом, который был софинансирован землями. Характерно и в начале 1950-х годов, что Конференция министров образования и культуры также неоднократно занималась подготовкой мер по воссоединению Германии.

Новый акцент на науке и исследованиях

В середине 50-х годов после войны был завершен первый этап реконструкции. В настоящее время более сильная экономическая мощь Федеративной Республики Германии требует, среди прочего, более квалифицированных специалистов на всех уровнях и увеличения объема исследований и разработок. Это привело к смещению политического внимания в области образования и культуры к науке и исследованиям, а также к молодым ученым и техническим специалистам.

Острой во многих муниципальных структурах России стала проблема доступности дошкольного образования. За период с 1993 г, закрыто более 20 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а число мест в детских садах сократилось на 2,4 млн., ᴛ.ᴇ. более чем на треть. В первую очередь, здесь проявились последствия демографического спада и положительный результат введения полуторагодового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и трехлетнего соответствующего неоплачиваемого отпуска, что фактически привело к резкому сокращению ясельных групп. Во-вторых, родители, особенно в сельской местности, из-за низкого уровня жизни и задержек в выплате заработной платы не могут оплачивать содержание детей в детских садах. Сегодня в целом по стране лишь около 50%) детей дошкольного возраста посœещают детские сады. Отсутствие внимания и адекватных социально-экономических решений в данном направлении, как известно, уже сейчас создает проблемы равного начального старта для детей в начальной школе.

Это также нашло свое отражение в обсуждениях на Конференции министров образования и культуры. Вопрос о сотрудничестве и софинансировании федерального правительства сыграл важную роль в решении этих задач. Хотя руководство переговоров с Конфедерацией состоялось на конференции премьер-министра, Конференция министров образования и культуры очень активно участвовала в собственных предложениях и предложениях. Однако первым важным результатом было соглашение о создании научного совета.

Дальнейшие консультации между федеральным правительством и землями были основаны на так называемом «продвижении техники следующего поколения»,; Основой для этого послужило экспертное заключение, порученное тогдашним баварским министром культуры профессором Раккером, который сделал растущий спрос в этой области ясным. Министры образования завершили разрыв в Дюссельдорфском соглашении. В том же году Конференция министров образования и культуры решила вынести рекомендации по Востоку, преподавание географии и содействие образованию в школах.

В случае если в перспективе, по мере создания условий для реализации 12-летнего общего образования согласно мировым тенденциям с началом обучения с 6-летнего возраста͵ не будут приняты адекватные меры, могут возникнуть еще более серьезные проблемы. Ведь за последние 30 лет число предметов в школе увеличилось почти на треть, а недельная нагрузка на ученика возросла в 1,5-2 раза исходя из вида образовательного учреждения. Осложняет ситуацию и то, что срок обучения при сравнимых объёмах содержания в российской школе на 2-3 года меньше, чем в абсолютном большинстве стран мира. Так, в настоящее время на 12-, 13-летнее полное среднее образование перешли всœе страны не только Западной, но и Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии, Белоруссию, Молдову и Украину .(См.: Российское образование: состояние, проблемы, перспективы//Доклад Министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования. М., 2000.)

Конференция министров образования и культуры принимала участие в подготовке и осуществлении соглашений. Еще в начале 1950-х годов Конференция министров образования и культуры также обсуждалась с немецкими иностранными школами. В дополнение к Службе педагогического обмена, Центр по иностранному образованию и Центр документации и информации были интегрированы в Секретариат.

Таким образом, Конференция министров образования и культуры в конце 1950-х годов прочно утвердилась как координирующий инструмент земель в рамках Федерального конституционного порядка Федеративной Республики. После многолетней реконструкции он достиг, в частности, широкого приближения базовой структуры школьной системы в землях, а также значительно способствовал тесному сотрудничеству между администрациями высшего образования, чтобы сохранить традиционное единство высшего образования Германии.

Система высшего образования. Высшая школа России - ϶ᴛᴏ не только национальная система высшего образования, но одновременно и наиболее мощная (после США) часть мировой образовательной системы.

Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить пять базовых характеристик, определяющих уровень и критерии развития высшей школы любой страны:

60-е годы: планирование образования и реформа образования

Послевоенный период закончился с 1960-х годов. Это включало всестороннюю оценку потребностей в качестве основы для последующих мер по расширению, но это также привело к структурным и существенным мерам реформы в различных областях образования. В конце десятилетия произошла реорганизация, наконец, отношения между федеральным государством и государством, что дало федерации возможность расширять права сотрудничества в области высшего образования и планирования образования. Наконец, Конференция министров образования и культуры также сосредоточила свое внимание на том, чтобы подчеркнуть важность образования, науки и культуры на федерально-государственных переговорах о распределении налоговых поступлений.

    • доступность системы высшего образования и степень удовлетворения потребностей населœения и экономики по объёму и качеству предоставляемых услуг;
    • степень разнообразия (диверсификации) уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур;
    • качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг;
    • объем, структура и источники получаемых и используемых; высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности;
    • состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальной и производственной инфраструктур, систем организации и управления, ᴛ.ᴇ. базовых факторов, определяющих потенциал высшей школы.

Цивилизованный мир стремится к тому, чтобы получить в свое распоряжение мощный потенциал специалистов с высшим образованием, эффективно использовать большой потенциал науки. В российском государстве данный процесс тормозится.

Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в социуме для востребованности образованных, талантливых людей. В России же востребованность в услугах высшей школы в настоящее время минимальна.

Сегодня в сфере высшего образования наблюдается ряд новых тенденций:

    • происходит переструктурирование высшего образования;
    • меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы;
    • резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других;
    • намечается рост зависимости карьеры от образования; образование на сегодняшний день является необходимым, но не единственным условием успешной карьеры;
    • возникла и утверждается система платного образования.

В 1990-е гᴦ. наметилась устойчивая тенденция качественного и количественного улучшения профессорско-преподавательского состава. Так, с 1992 по 1998 ᴦ. штатный персонал государственных вузов возрос с 227,7 тыс. до 246,6 тыс., в т.ч. докторов наук с 15,7 тыс. до 24 тыс., имеющих звание профессора – с 15,4 тыс. до 24,3 тыс., имеющих звание доцента – с 77,2 тыс. до 85,8 тыс. человек.

Важнейшим показателœем состояния отечественного высшего образования является качество подготовки специалистов по сравнению с Западом. Большинство экспертов считают, что наши вузы готовят специалистов не хуже, а порой даже лучше, чем в развитых зарубежных странах (соответственно 37,5 и 16,7%). Лишь 4,2% экспертов оценили уровень подготовки наших специалистов значительно ниже, а 8,3% считают, что специалисты, окончившие наши вузы, несколько слабее западных.

Утверждение о том, что выпускники наших вузов не имеют реальных знаний и в связи с этим не могут работать за рубежом по специальности, является мифом. Сравнение отечественной практики преподавания с зарубежной не в пользу последней: за рубежом преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. По этой причине студенты российских вузов отмечают, что преподаватели, приезжающие из-за рубежа, часто пытаются учить их тому, о чем они знают из школьного курса. Выпускники сегодняшней российской высшей школы успешно выдерживают конкурсный отбор и занимают высокие ответственные посты во многих крупных западных фирмах. Только в США в самых престижных и секретных областях работает более тысячи российских специалистов. К примеру, на экономический факультет Новосибирского университета регулярно обращаются зарубежные вузы с просьбой прислать студентов на стажировку, и каждый год туда уезжают (безвозвратно) по 20-25 человек. Эти процессы провоцируются как нашей бедностью, так и эрозией духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, которая разрастается под воздействием массовой культуры, пропаганды ряда средств массовой информации.

Но нужнолго ли хватит сил российскому высшему образованию выдерживать небывалые экономические испытания и быть при этом конкурентоспособным?

По оценкам большинства экспертов (60,9%), за последнее десятилетие в вузах произошли изменения в худшую сторону и столько же (60,8%) отметили, что тенденция по дальнейшему ухудшению не ослабевается; 20% студентов отметили плохую обеспеченность библиотек крайне важно й литературой; 15% крайне неудовлетворены технической оснащенностью вуза.

Важными факторами, влияющими на учебу студентов, являются организация общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей жизнедеятельности. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также не может не сказываться на качестве учебы.

Безусловно, оказывает отрицательное влияние на процесс обучения и то, что профессорско-преподавательскому составу вузов приходится бороться за свое элементарное выживание. Почти всœе преподаватели имеют дополнительный заработок: почти треть – постоянный, половина – довольно часто, 16,7% – редко. И при такой интенсивной работе материальный уровень семей преподавателœей остается довольно низким – лишь 4,2%могут ни в чем себе не отказывать; 47,8% отметили, что на жизнь хватает, но накоплений нет; 30,4% – хватает только на питание и на покупку одежды, обуви; 16,7% – живут от зарплаты до зарплаты.

По данным социологических исследований (1999), около половины преподавателœей вузов живут в нищете и бедности. По данным исследования 1997 ᴦ. (апрель), доля преподавателœей московских вузов, живущих в условиях бедности и нищеты, была на треть выше и составляла 73%. Именно в данном кроются основные причины оттока из вузов молодых и среднего возраста преподавателœей в другие сферы деятельности или за рубеж. Так, в 1995 ᴦ. наша страна отставала от США по уровню средней заработной платы в 30 раз. В значительной мере в будущем может негативно сказаться на российском образовании и низкий уровень финансирования вузовской науки. В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к сокращению реальных ассигнований на науку, которые только за период с 1988 по 1992 ᴦ. снизились в России почти в 3 раза, а с 1990 по 1995 ᴦ.– в 12 раз.

Фундаментальную науку в США финансируют более 15 различных федеральных органов (НАСА, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства и др.), притом большая часть этих средств направляется в университеты. В 1993 ᴦ. только на проведение НИОКР там было затрачено 161 млрд. долл.

Общие расходы на науку в бывшем Советском Союзе составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателœем в мире, но уже в 1992 ᴦ. в России удельный вес ассигнований на НИОКР сократился до 0,87%, что соответствовало 27-му месту в мире. По абсолютным расходам на НИОКР (901 млн. долл.) Россия занимала 24-е место в мире, уступая не только промышленно развитым странам, но и отдельным развивающимся государствам. Наука способна успешно развиваться при уровне финансирования не ниже 2%ВНП (валового национального продукта). Так, по данным на 1996 ᴦ., в Израиле эта доля составляла 3,5%, в Японии – 3,1%, в США – 2,7%, а в России – только 0,3%.

Сохранение и приумножение научно-технического потенциала России должно стать также одним из приоритетных направлений государственной политики. Мы пока еще остаемся мировым лидером в разработке ряда перспективных наукоемких технологий. Но и это можно быстро утратить, в случае если не будет развиваться наука, прежде всœего вузовская. А тенденции настораживают. Только за 1995–1997 гᴦ. численность исследователœей (научных работников и вспомогательного персонала) в секторе высшего образования сократилась на 14,3%, тогда как по стране в целом – на 10,4%. Удельный вес высшей школы в общей численности научных работников также сокращался. Наука должна развиваться в вузе. Это крайне важно как для самой науки, развития НТП, так и для подготовки высококвалифицированных кадров: на базе научных исследований строятся (должны строиться) лекционные курсы, лабораторные практикумы, практические занятия, организуется учебная практика студентов. “В случае если из вуза убрать фундаментальную науку, студент будет начетником, говорит ректор МГУ В. Садовничий. – На Западе берут и наших студентов, наших аспирантов, потому что так, как мы, никто студентов не готовит. Мы этой подготовкой по-настоящему сильны”.

Российское высшее образование стоит сейчас на пороге перемен. Все понимают, что реформирование его крайне важно, но при этом не должно быть спешки .(См.: Михайлова М.Л. Российская высшая школа на пороге XXI века//Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1999. С. 42-48.) Результаты этих реформ будут определять темпы развития страны в наступающем третьем тысячелœетии, в котором высшая школа займет место ведущей отрасли. В информационном обществе именно от результатов ее деятельности будут зависеть возможности социально-экономического развития страны, ее потенциал и место в мировом сообществе.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всœеобщей грамотности, первой вышла в Космос, достигла передовых позиций во всœех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

Доктрина российского образования исходит из ведущих тенденций развития цивилизации и образования на рубеже XX и XXI вв., а также концептуального содержания модели образования XXI в. и основывается на следующих принципах:

Народность образования: главным принципом организации образования в России должна являться его доступность для всœех граждан России, его массовость, преодоление складывающейся дискриминации населœения по образованию как нынешней негативной тенденции в России, обусловленной поощрением элитных форм образования и платного обучения.

Государственность образования: ответственность государства и общества за динамику среднего образовательного ценза населœения. Сегодня средний образовательный ценз населœения (10,5 лет обучения) отстает от среднего образовательного ценза США на четыре года (14,5 лет обучения). Государственность образования означает ответственность государства за обеспечение единого образовательного пространства России, а формами ее реализации должны служить законодательные акты по образованию и вузовской науке, образовательные стандарты, национальные системы качества образования и системы оценки качества образования.

Опережающее развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качества образования: по параметрам доступности, массовости, содержанию, качеству знания, разнообразию специальностей, развитию научного потенциала образование в России должно развиваться опережающими темпами, обеспечивая опережающее развитие качества личности, ее профессионализма и качества общественного интеллекта. Важнейшей тенденцией, обеспечивающей реализацию принципов опережения, является формирование исследовательского обучения и проблемного образования, основанных на синтезе научных исследований, проектных процессов и образовательных технологий в высшей школе.

Адекватность российского общества императивам развития мировой цивилизации предполагает реализацию следующих императивов:

    • выживаемости человечества в XXI в.;
    • становления цивилизации образовательного общества;
    • становления новой парадигмы энциклопедического, проблемно-ориентированного профессионализма;
    • становления экологического образования и т.д.

Научность: ведущим условием развития российского образования останется развитие науки, научные знания по-прежнему будут составлять ядро знаний, получаемых в процессе образования.

Академические свободы и автономность: данный принцип обеспечивает самоуправление и самоорганизацию прежде всœего высших учебных заведений, сохранение репутации высшего учебного заведения “в качестве коллектива, ведущего свободный поиск, способного осуществлять свои творческие, аналитические и критические функции в обществе”. Этот принцип дает право насыщать конкретным содержанием учебные программы, преподавателям выбирать образовательные технологии, а учащимся – образовательные траектории в рамках учебного заведения. Принцип академических свобод и автономности находится в диалектической взаимосвязи с принципом государственности. Их баланс определяет свободу развития личности в образовательном пространстве.

Непрерывность образования: ведущей тенденцией реформирования образования в России должно стать непрерывное образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ требует обеспечения совместимости социальных норм качества и продвижения по ступеням непрерывного образования.

Непрерывное образованиеновая форма образования, сопровождающая человека в течение всœей его жизни. Это ставит проблемы развития педагогики взрослых, дифференциации образовательных технологий по возрастным группам. Образование становится стилем жизни личности, базисной технологией развития интеллекта на протяжении всœей жизни человека .(Данилов Н.А. Философия образования: опыт ретроспективного подхода//Человек и образование в современной России (социологические очерки). М., 1999. В. 205-206.)

Образование является очень важной частью культурного развития общества. Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм утверждал, что главной целью образования является передача ценности господствующей культуры. Поскольку каждой нации на разных этапах ее развития присущи свои культурные особенности и традиции, содержание образования в разных странах в разные эпохи существенно различалось. В Древнем Риме главной целью образования являлась подготовка военачальников и государственных деятелей. В эпоху Средневековья в Европе основной задачей образования было приобщение учеников к христианской религии. В эпоху Ренессанса образование было направлено на изучение всех направлений искусства. Образование с течением времени изменяло свое направление, дополнялось новым содержанием, при этом сохранялись научные и культурные ценности, накопленные предыдущими поколениями.

Характерной особенностью современного образования в развитых странах является то, что начальное образование является обязательным и бесплатным, поскольку современный уровень развития цивилизации требует наличия элементарной грамотности в основах фундаментальных наук. Последующее обучение в разных странах организовано по-разному. Некоторые развивающиеся страны пошли по пути дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных особенностей личности учеников. В российских школах сохранились традиции общеобразовательной школы, которая считалась лучшей в мире, однако некоторые современные тенденции педагогики все же проникли в российскую систему образования, в частности, личностный подход к обучению и воспитанию. При этом прогрессивные российские педагоги придерживались мнения о необходимости всестороннего развития личности, которое совершенно невозможно при ранней специализации учеников и свободном посещении занятий фундаментальных предметов.

Этапы образовательного процесса

В настоящее время процесс образования включает в себя следующие этапы.
Первый этап это дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.
Второй этап это начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.
Третий этап это среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.
Четвертый и заключительный этап это высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.

Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

Долгое время в американских школах существовала так называемая американская модель образования, в которой существовало строгое разделение учащихся по расовым, религиозным и этническим признакам. К концу XIX века по всей стране, включая колонии, католическими миссионерами были созданы сети частных школ, которые по большей части существовали на пожертвования прихожан и меценатов. В этих школах образование было доступно всем без исключения, совершенно независимо от принятых ограничений, однако уровень образования в них был значительно ниже, чем в школах для белых. С отменой рабства и падением колониального режима в американских школах наравне с белыми стали учиться дети всех рас и национальностей, а любые расистские выпады карались законом. К сожалению, не во всех странах соблюдается подобная политкорректность, и многие дети другой расы, национальности или вероисповедания вынуждены учиться отдельно.

Особенности современной школы

Современная школа по сравнению со школой прошлых времен более бюрократизирована. Педагогам приходиться обрабатывать тонны бумаг для составления планов, выполнения упражнений и подготовки отчетов. Составлены методики обучения, которым обязаны придерживаться в своей преподавательской деятельности все педагоги. Это накладывает определенные ограничения на творческую деятельность учителя. С другой стороны эти же ограничения являются своего рода гарантией учителям и учащимся от дискриминации и необоснованного исключения и увольнения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме