Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Программа учебной дисциплины по управлению качеством. Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством

    1. Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Факультет информационных технологий и вычислительной техники

Программа дисциплины «Управление качеством в информационных системах»

для направления подготовки 221400.62 «Управление качеством»

Одобрена на заседании кафедры

«___»____________ 201 г.

Зав. кафедрой ______________ В.Н. Азаров

Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «___»_____________201 г.

Ученый секретарь __________ В.П. Симонов

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 221400.62 «Управление качеством», изучающих дисциплину «Управление качеством в информационных системах».

Программа разработана в соответствии с:

    Образовательной программой направления 221400.62 «Управление качеством».

    Рабочим учебным планом университета по направлению 221400.62 «Управление качеством».

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Управление качеством в информационных системах» являются:

    Изучение базовых понятий и принципов управления качеством информационных систем.

    Современные формы управления качеством информационных систем.

    Освоение методик управления качеством информационных систем в решении задач информатизации систем.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать теоретические и методологические основы и принципы управления качеством информационных систем;

    Иметь представление о жизненном цикле информационной системы и основных этапах в ее построении, организации процесса внедрения информационной системы.

    Уметь пользоваться нормативными и инструментальными средствами управления качеством в информационных технологиях.

    Иметь навыки (приобрести опыт) по современным, перспективным подходам, теоретическим и методологическим основам управления качеством в информационных системах, основным понятиям в этой сфере.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Получает знания и способность осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества.

Получает знания, осваивает методы и методики.

Лекции, практические занятия.

Получает способность применять инструменты для внедрения информационных систем.

Получает способность применять инструменты внедрения ИС.

Практические занятия.

Приобретает способность применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества информационных систем.

Приобретает способность применять знание.

Практические занятия, самостоятельная работа

Приобретает способность участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества.

Приобретает способность участия в проведении корректирующих и превентивных мероприятий

Практические занятия

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку специальных дисциплин в образовательной программе направления 221400.62 «Управление качеством».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

    Средства и методы управления качеством.

    Статистическое управление качеством.

    Информатика и вычислительная техника.

    Базы данных.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    Знать теоретические и методологические основы управления качеством продукции и услуг.

    Знать основные методы средства обеспечения качества информационных систем.

    Уметь пользоваться инструментальными средствами управления качеством в условиях обеспечения качества информационных систем.

    Иметь представление о базовых принципах ITSM, структуре стандартов серии ISO 9000, ISO 2000, основных статистических методах в управлении качеством.

    Уметь пользоваться инструментальными средствами управления качеством и обеспечения качества информационных систем.

    Обладать навыками профессиональной аргументации при разборе ситуаций в сфере международной сертификации систем качества и аудита качества.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    Технология и организация производства продукции и услуг.

    Управление качеством в информационных системах.

    Проведение испытаний и испытательное оборудование.

    Управление процессами.

  1. Тематический план учебной дисциплины

Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Практические занятия

Роль и место информационных систем в управлении качеством

Традиционные IT стандарты

Жизненный цикл информационных систем

Управленческие информационные системы

Информационные системы поддержки производства

Организация процесса внедрения информационных систем

Изучаемый студентами курс «Управление качеством» параллельно с другими обще профессиональными дисциплинами отражает специфику профессиональных проблем и закладывает:

Основы знаний производственных отношений и принципов управления качеством продукции с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;

Практические навыки по использованию методов решения задач на определение оптимальных соотношений параметров качества и надежности различных техногенных систем при их проектировании, доводке, при организации технологической подготовки производства, при подготовке и освоении экспериментального и серийного производства;

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, основных проблем управления качеством продукции и обеспечения рыночной конкурентоспособности сложных технических систем, видение взаимосвязи этих проблем с уровнем развития менеджмента конкретного предприятия и отрасли в целом;

Способности к проектной деятельности в сфере организации системы и управления качеством продукции на основе системного подхода, умения строить и использовать модели для описания и прогнозирования уровня качества проектируемых сложных техногенных систем, осуществлять их качественный и количественный анализ;

Способности к обоснованию управленческих решений с учетом современных концепций менеджмента качества и рационального использования ресурсов.

Основная цель изучения дисциплины – научить студентов подходам к разработке систем управления качеством сложных техногенных систем на стадии их проектирования, доводки и освоения экспериментального и серийного производства на базе комплекса знаний в области теоретических основ и современной практики обеспечения качества.

Основной задачей дисциплины является понимание качества как фактора успеха предприятия в условиях рыночной экономики, овладение методологией и терминологией управления качеством, знаниями рекомендаций российских и международных стандартов по обеспечению качества на предприятиях, о процедурах сертификации продукции и систем управления качеством, овладение профессиональными подходами к проектированию систем обеспечения качества и организации управления качеством продукции.

Данной дисциплина связана со следующими курсами: теория вероятностей и математическая статистика, экономика, экономика предприятия, организация производства на предприятии, менеджмент, маркетинг.

иметь понятие

- о сущности экономических явлений и процессов;

Об истории управления качеством;

знать:

Методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

Особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основные этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

Современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла;

Процедуры сертификации продукции и систем управления качеством.

уметь:

Использовать вероятностно – статистические методы оценки качества сложных техногенных систем и изменения качества продукции в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

Правильно производить выбор вероятностно – статистических законов распределения для корректных оценочных расчетов уровня качества и надежности работы различных техногенных систем;

Использовать методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах – от проектирования до серийного производства продукции;

Проводить структурный и функциональный анализ качества сложных техногенных систем с различными схемами построения с использованием вероятностных методов;

Применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем;

Проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов;

владеть:

Основными методами оценки качества промышленной продукции;

Специальной терминологией дисциплины.

Раздел дисциплины

Часы всего

В том числе (часов)

Сам. работа

Ауд. занятия

Практические работы и семинарские занятия

Тема 1 Предмет и область управления качеством

Тема 2 Методологические основы управления качеством

Тема 3 Содержание современных подходов к управлению качеством

Тема 4 Управление качеством в процессе проектирования и разработок

Тема 5 Управление качеством в процессе закупок

Тема 6 Управление качеством в процессе производства и обслуживания

Тема 7 Управление затратами на обеспечение качества

Тема 8 Сертификация продукции и систем качества


4.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1 Предмет и область управления качеством

Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Комплексность понятия качества, характеризующего эффективность различных сторон деятельности предприятия. Современные подходы к определению содержания категории «качество». Методы управления качеством. Классификация методов управления качеством. Формирование и развитие научных школ управления качеством.

1. Конкурентная среда рыночной экономики как стимул развития менеджмента качества.

2. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

3. Комплексность понятия качества, характеризующего эффективность различных сторон деятельности предприятия.

4. Современные подходы к определению содержания категории «качество».

5. Методы управления качеством.

6. Классификация методов управления качеством.

7. Формирование и развитие научных школ управления качеством.

8. Системный подход к организации системы управления качеством на предприятии.

9. Методы моделирования систем управления качеством.

10. Принятие управленческих решений в области качества.

11. Формирование обобщенной оценки уровня качества при многокритериальной оценке.

12. Понятие интегрального качества.

13. Классификация уровней управления качеством.

14. Принципы и функции управления качеством.

16. Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством в отечественной и зарубежной практике.

17. Основные положения концепции всеобщего управления качеством.

18. Краткая характеристика МС ИСО серии 9000:2000.

20. Концепция постоянного улучшения.

21. Влияние процесса проектирование и разработки на качество конечного продукта деятельности предприятия.

22. Методы управления качеством в процессе проектирования и разработки.

23. Элементы управления качеством в процессе закупок.

24. Методы оценки возможностей поставщиков.

26. Формирование системы партнерских отношений с поставщиками.

27. Функции управления качеством, реализуемые в процессе производства и обслуживания.

28. Факторы, формирующие качество в процессе производства и обслуживания.

29. Классификация и содержание видов контроля качества.

30. Статистические методы контроля качества.

31. Система показателей качества продукции и методы их определения.

32. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.

33. Информационная база анализа затрат на качество продукции.

34. Методы анализа затрат на качество продукции.

35. Методы анализа брака и потерь от брака.

36. Понятие сертификации продукции. Преимущества сертификации продукции.

37. Этапы проведения сертификации систем качества.

38. Международная практика сертификации.

1. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2007. – 414 с.

2. Управление качеством: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др..; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334 с.

3. Мазур И.И. Управление качеством. – М.: Высшая школа, 2005. – 334 с.

1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

2. Басовский Л.Е. Управление качеством. -М. :ИНФРА-М, 2006. – 212 с.

3. Миронов М.Г. Управление качеством. - М.: Проспект, 2006. – 288 с.

4. Никифоров А.Д. Управление качеством. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.

5. Чупилин А.И. Управление качеством. – М.: Дашков и К, 2005. – 156 с.

{SITELINK-S516}Качество и надежность{/SITELINK}

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский многопрофильный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.15 Управление качеством

для студентов, обучающихся по специальности

43.02.02 Парикмахерское искусство

(углубленная подготовка)

Пенза 201___

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования

43 02 02 Парикмахерское искусств

Разработчик:

С.Н.Потапова,преподаватель спец.дисциплин

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 15 Управление качеством

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: : является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель, задачи и предмет дисциплины «Управление качеством» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по перечисленным специальностям.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать :

Методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

Особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основных этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

Современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции сложной техногенной продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла: от этапов её проектирования, разработки и создания опытных образцов до серийного производства и эксплуатации;

Процедуры сертификации продукции и систем управления качеством.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Использовать вероятностно-статистические методы оценки уровня качества сложных техногенных систем и изменения качества в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

Правильно производить выбор вероятностно-

статистических законов распределения для корректных оценочных расчетов уровня качества и надежности работы различных техногенных систем;

Использовать методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах

От проектирования до серийного производства продукции;

Применять методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах: от проектирования до серийного производства продукции;

Проводить структурный и функциональный анализ качества сложных техногенных систем с различными схемами построения с использованием вероятностных методов;

Применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем;

Проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов.

Общие и профессиональные компетенции, которые актуализируются при изучении дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг

ПК 1.5. Консультировать потребителей по домашнему профилактическому уходу

ПК 2.3. Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) и степени сложности с учетом актуальных тенденций моды.

ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды

максимальная учебная нагрузка обучающегося 84 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;

Самостоятельной работы обучающегося 28 чаов;

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 15 Управление качеством

Тема 1.1.

Понятие качества. Основные термины и определения .

    Термины и определения; философия качества; аспекты управления качеством; концепции предпринимательства и качества;

    Системный и процессный подходы к управлению качеством; зарубежный и отечественный опыт внесистемного и системного решения проблемы управления качеством; основные этапы развития управления качеством.

2235

Практическое занятие:

    Определение номенклатуры показателей качества продукции. (на примере парикмахерских услуг).

    Определение номенклатуры показателей качества продукции зарубежного опыта

Самостоятельная работа:

    Подготовка глоссария.

    Ответы на вопросы.

Тема 1.2.

Качество как объект управления.

    Управление качеством, обеспечение качества, общее руководство качеством,

    Функции управления качеством.

Практическое занятие:

1. Управление качеством, обеспечение качества, общее руководство качеством(на примере парикмахерской)

Самостоятельная работа:

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 1.3.

Показатели качества и их оценка.

    Понятия: признак, свойство и показатель качества продукции, взаимосвязь этих понятий; классификация и номенклатура показателей качества; показатели безопасности,

    Показатели безопасности назначения, надежности, транспортабельности, эргономичности и эстетичности, технологичности и потребления ресурсов и др.

Практическое занятие:

    Оценка уровня качества услуг. (на примере парикмахерской)

    Оценка уровня качества продукции.

Самостоятельная работа:

1. Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Раздел 2:Управление качеством в организации

Тема 2.1 . Учет и анализ затрат на качество.

1.Определение оптимального уровня цены и качества продукции; цепочка формирования затрат и создания стоимости продукции;

2.Классификация затрат на обеспечение качества продукции.

Практическое занятие:

1.Разработка систем качества на предприятии.

2.Определение характеристики деятельности организации.

3. Оценка затрат на качество.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.2. Методология управления качеством.

    Обеспечение безопасности и качества на основных этапах жизненного цикла: прогнозирование технического уровня и качества, управление качеством при разработке, качество технической и технологической документации, постановка на производство, 10 технологическая подготовка производства, качество сырья, оборудования и средств измерений, техническое оснащение производства,

    Контроль основных факторов подготовки и обеспечения качества, технологическое обеспечение качества, контроль качества и испытания; качество при транспортировании, хранении, эксплуатации (потреблении) и ремонте; система управления качеством, петля качества, ее основные этапы.

Практическое занятие:

1.Определение экономического эффекта от повышения качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.3. Статистические методы оценки и контроля качества

    Контроль качества, классификация видов контроля качества, основные функции статистических методов контроля качества, семь инструментов качества: графики, контрольные листки и гистограммы, диаграмма разброса, стратификация.

Практическое занятие:

1.Изучение статистических методов контроля качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.4. Комплексные системы управления качеством

    Создание комплексных систем управления качеством, основные этапы внедрения системы менеджмента качества на предприятии.

    Особенности внедрения и функционирования систем менеджмента качества на предприятиях различных отраслей.

Практическое занятие:

1.Изучение нормативно-правовой базы обеспечения качества.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Тема 2.5.

Международная стандартизация и сертификация

    Международная организация по стандартизации ISO, нормативно-правовое обеспечение комплексных систем управления качеством; состав стандартов ИСО серии 9000..

Практическое занятие:

1.Изучение инновационных технологий в управлении качеством.

Самостоятельная работа:

1.Составление опорного конспекта

2.Подготовка глоссария.

3.Ответы на вопросы

Всего

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета медико-биологических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-наглядных пособий

Плакаты

Технические средства обучения:

Компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;

Мультимедиапроектор;

Интерактивная доска;

Принтер, сканер, модем, плоттер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

1. Управление качеством - И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, учебное пособие, 400 с., Издательство: Омега-Л, 2012 г.

2. Управление качеством - В. А. Деева, Н. А. Кобиашвили, Б. А. Кобулов, учебное пособие, 104 с., Издательство: Юриспруденция, 2013 г.

3. Управление качеством - Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан, учебник, 708 с., Издательство: Дашков и Ко, 2013 г. 4. Управление качеством - В. П. Мельников, В. Г. Смоленцев, А. Г. Схиртладце, учебник, 352 с., Издательство: Академия, 2012 г.

5. Управление качеством - Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев, Н. Ю. Шестопал, Э. А. Андреева, учебное пособие, 336 с., Издательство: Инфра-М, 2013 г.

Интернет-ресурсы:

www . newsalon . ru

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Р езульт а ты ( о с в оен ны е о б щи е комп е тен ц и и )

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Использовать вероятностно-статистические методы оценки уровня качества сложных техногенных систем и изменения качества в процессе их эксплуатации на различных этапах жизненного цикла;

От проектирования до серийного производства продукции;

Применять методы обеспечения заданного качества и надежности сложных техногенных систем на различных этапах: от проектирования до серийного производства продукции;

Применять существующие методы прогнозирования при оценке качества и эксплуатационного ресурса сложных техногенных систем;

Проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

практические занятия, индивидуальные задания, внеаудиторная самостоятельная работа, зачеты

Методологию и терминологию управления качеством и надежностью сложных техногенных систем;

Особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основных этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

Современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции сложной техногенной продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла: от этапов её проектирования, разработки и создания опытных образцов до серийного производства и эксплуатации;

Процедуры сертификации продукции и систем управления качеством

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

реферат, контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, проект

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

Учебной дисциплины: Управление качеством

код, специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Москва 2014

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 030000 – «Гуманитарные науки».

Учебная дисциплина «Управления качеством» является общепрофессиональной дисциплиной, раскрывающей проблемы качества, методологические основы управления им, нормативно – правовую базу, стандарты, стандартизацию и сертификацию систем обеспечения качества, теоретические основы в области обеспечения качества, основы конкуренции и конкурентоспособности продукции и услуг.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл (ОП.21) и реализует следующие общие компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5.Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «Управление качеством» призвана акцентировать внимание на способы улучшения деятельности организации на основе применения современных систем менеджмента качества; формирование целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций. При реализации программы учитывается межпредметная связь с другими дисциплинами: Менеджмент, Экономика организации, Системы управления качеством, Сертификация и стандартизация.

Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:

1.Самоорганизация

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

2.Самообучение

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.

3.Информационный блок

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

4.Коммуникативный блок

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».

Учебная дисциплина «Управление качеством» ориентирована на достижение следующих целей:

освоение знаний о теоретических и методологических системах менеджмента качества, основах контроля качества и испытаний продукции;

овладение умениями применять полученные знания для улучшения деятельности организации на основе применения современных систем менеджмента качества; внедрения и улучшения результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством выполнения их требований;

развитие концепции TQM и сертификации продукции и систем менеджмента качества в организациях; конкуренции и конкурентоспособности;

Воспитание современных взглядов и подходов науки менеджмента качества для улучшения качества продукции и предоставления услуг;

применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения качества на различных стадиях жизненного цикла продукции и формирование целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций.

1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.

Профильное изучение дисциплины осуществляется:

1.Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.

2.Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.

3.Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).

максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 час., в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часа;

Самостоятельной работы обучающегося 27 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

В том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям

на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности

из них:

Подготовка презентации, доклада на тему «Зарождение элементов управления качеством в России».

Подготовка презентации, доклада на тему «Подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя»

Работа с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Подготовка презентации, доклада на тему «Проанализировать качество обуви разных производителей и сделать выводы».

Подготовка презентации, доклада на тему «Ключевые факторы успеха в области управления качеством в разных отраслях».

Составление схемы разновидности методов управления качеством.

Составление проекта. Разработка программы по управлению качеством.

Конспектировать основные понятия сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.

Подготовка доклада, презентации на тему «Проанализировать применение стандартов серии 9000 на предприятиях. Структура стандартов ИСО семейства 9000».

Конспектировать основные понятия стандартизации. Виды документов в области стандартизации и сертификации.

Составление последовательности процедуры разработки стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Подготовка доклада, презентации на тему «Основные направления национальной политики в области проблем качества».

Подготовка доклада, презентации на тему «Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции».

Составление схемы службы маркетинга и определение её роль на предприятии. Функции и задачи маркетинга.

Итоговая аттестация в форме

зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Управление качеством

Наименование

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Понятие качества и управление качеством

Тема 1.1.

Введение. Предмет, содержание и задачи дисциплины

История управления качеством. Стадии развития философии качества. Этапы эволюции в области качества.

Основные термины и определения. Качество как объект управления. Комплексное понятие качества.

Становление и развитие менеджмента качества.

1.Подготовка доклада, презентации. Зарождение элементов управления качеством в России.

Тема 1.2.

Сущность качества и управление им

Аспекты качества. Системный подход к управлению качеством.

Классификация показателей качества.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

2.Подготовка доклада, презентации. Подход к качеству с точки зрения потребителя и производителя.

Тема 1.3.

Принципы управления качеством

Качество и менеджмент.

Принципы и функции управления качеством.

Механизм управления качеством.

Тема 1.4.

Качество и конкурентоспособно-сть продукции и услуг

Качество производителей и потребителей.

Понятие конкурентоспособности.

Показатели и основные факторы, определяющие конкурентоспособность продукции и услуг.

Практические занятия:

1.Недобросовестная конкуренция и качество функционирования предприятия.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

3.Работа с Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Тема 1.5.

Понятие конкуренции, условия её существования

Понятие конкуренции. Виды и формы конкуренции.

Комплексный подход к обеспечению качества готовой продукции.

Конкурентная стратегия.

Практические занятия:

2.Оценка качества продукции разных производителей.

3.Определение конкурентоспособности предприятия.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

4.Подготовка доклада, презентации. Проанализировать качество обуви разных производителей и сделать выводы.

5.Подготовка доклада, презентации. Ключевые факторы успеха в области управления качеством в разных отраслях.

Тема 1.6.

Основные методы управления качеством

Основные методы качества и их характеристика.

Административное управление.

Практические занятия:

4.Система управления качеством на предприятии.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

6.Работа с учебником. Составление схемы разновидности методов управления качеством.

7.Составление проекта. Разработка программы по управлению качеством.

Раздел 2.

Сертификация продукции и систем качества

Тема 2.1.

Сущность и содержание сертификации

Краткая история сертификации. Определение основных понятий сертификации.

Назначение сертификации. Система сертификации продукции и производств.

Общий порядок и последовательность процедур при сертификации систем качества. Экономические оценки работы по сертификации продукции, услуг и систем качества.

Практические занятия:

5.Экономические взаимоотношения в процессе сертификации.

6.Работа с Федеральным Законом от 27.12.2002 года № 184 –ФЗ. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации.

7.Совершенствование процедуры сертификации.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

8.Работа с Федеральным Законом от 27.12.2002 года № 184 – ФЗ. Конспектировать основные понятия сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.

Тема 2.2.

Система стандартов ИСО семейства 9000

Роль стандартизации в развитие международной торговли и сотрудничества. Основные международные организации по стандартизации.

Роль стандартизации в обеспечении качества товаров и услуг. Международные стандарты на системы качества ИСО серии 9000 и их структура.

Внедрение стандартов.

Практические занятия:

8.Документирование системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000.

9.Основные принципы построения стандартов ИСО серии 9000.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

9.Подготовка доклада, презентации. Проанализировать применение стандартов серии 9000 на предприятиях. Структура стандартов ИСО семейства 9000.

Тема 2.3.

Правовые основы сертификации и стандартизации в РФ

Основополагающие документы по законодательству, стандартизации и сертификации, концепции, положения, правила, директивы, инструкции.

Нормативно-правовая и юридическая база организации систем управления качеством на бумажном или электронном носителях.

Нормативное сопровождение систем качества на предприятиях

Практические занятия:

10.Законодательные основы подтверждения соответствия.

11.Информационное обеспечение стандартизации.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

10.Работа с Федеральным Законом от 27.12.2002 года № 184 – ФЗ. Конспектировать основные понятия стандартизации. Виды документов в области стандартизации и сертификации.

Тема 2.4.

Государственные и международные стандарты и системы качества

Разновидности нормативных документов: стандарт, предварительный стандарт, документ технических условий, свод правил, регламент. Виды стандартов.

Краткая история развития стандартизации. Основные понятия и определения в области стандартизации, цели, организация работ по стандартизации, нормативные документы по стандартизации и требования к ним.

Роль стандартизации в обеспечении качества товаров и услуг, информационное обеспечение. Государственная система стандартизации.

Практические занятия:

12.Система органов и служб стандартизации в РФ.

13.Применение стандартов в РФ.

14.Международное сотрудничество в области обеспечения качества.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

11.Составление последовательности процедуры разработки стандартов. Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Раздел 3.

Современные проблемы управления качеством

Тема 3.1.

Проблемы качества и роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством

Уровень общих проблем качества в России.

Этапы формирования и виды затрат на качество продукции.

Роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

12.Подготовка доклада, презентации. Основные направления национальной политики в области проблем качества.

13.Подготовка доклада, презентации. Управление качеством на различных этапах жизненного цикла продукции.

Тема 3.2.

Управленческий учёт и бюджетирование

Основные методы менеджмента, способствующих повышению качества продукции (услуг).

Цели внедрения системы управленческого учета.

Основные задачи системы бюджетирования.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся:

14.Составление схемы службы маркетинга и определение её роль на предприятии. Функции и задачи маркетинга.

Зачет

Всего

На подготовку домашнего задания к учебным занятиям

Итого

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Учебно-методический комплекс по дисциплине.

Технические средства обучения :

Компьютер;

Проектор;

Аудио-, видео - учебные материалы.

3.2.Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам

  1. Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
  3. Рабочая программа учебной дисциплины «Управление качеством».
  4. Календарно-тематический план.
  5. Методические указания по выполнению лабораторных и практических занятий.
  6. Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.
  7. Материалы промежуточного контроля (вопросы к зачетам).

3.3. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Кузнецова Н.В./ Управление качеством/ Учебное пособие - М.: Флинта: МПСИ, 2009
  2. Кошевая И.П., Канке А.А./ Метрология, стандартизация и сертификация: учебник.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008

Дополнительные источники:

1.Баканов М.И., Шеремет А.Д./ Теория экономического анализа: Учебное пособие для студентов экон. спец. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005

2.Баумгартен Л.В./ Управление качеством в туризме. Практикум: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2008

3.Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент/ Учебник - М.: Гардарики,
2006

4.Деева В.А., Кобиашвили Н.А., Кобулов Б.А./ Управление качеством: Учебное пособие.- М.: ИД «Юриспруденция», 2009

5.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством/ Учебник-2-е изд.-
М.: Омега-Л, 2005

6.Мишин В.М. Управление качеством/ Учебник для студентов вузов, 2-
е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

7.Никифоров А.Д. Управление качеством/ Учебное пособие для вузов.-
М.: Дрофа, 2004

8.Просветов Г.И./ Управление качеством: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие.- М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2009

9.Ржевская С.В./ Управление качеством: практикум: учебное пособие.- М.: Университетская книга, Логос, 2009

10.Савицкая Г.В./Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и направлениях – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Минск: ИП «Экоперспектива», 2009

11.Сергеев И.В. Экономика организации/ Учебное пособие - 2-е изд.- М.:
Финансы и статистика, 2007

12.Черняховская Т.Н./Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика. - М.: Высшее образование, 2008

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Знать:

Основные термины и определения в области качества и управления качеством;

Методы управления качеством;

Факторы, влияющие на качество продукции.

Уметь:

Использовать полученные знания в повседневной и профессиональной деятельности.

Опрос по

индивидуальным заданиям.

Составление схем и таблиц.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Знать:

Развитие советских систем управления качеством;

Научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

Комплексная система управления качеством продукции.

Уметь:

Использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с презентацией или докладов

Оценка выполнения практических заданий, тестов, решение ситуационных задач.

Опрос по

индивидуальным заданиям.

ОК 5.

Использовать информационно – коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Знать:

Государственные и международные стандарты и системы качества;

Методы контроля качества;

Уметь:

Использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

Овладеть методами групповой работы при решении конкретных производственных проблем.

Оценка выполнения практических заданий, тестов, решение ситуационных задач.

Опрос по

индивидуальным заданиям.

Оценка выполнения самостоятельной работы по теме.

Оценка уровня освоения материала тем при защите промежуточного контроля.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Знать:

Основные этапы формирования затрат на качество;

Методы контроля качества;

Современные проблемы качества.

Уметь:

Использовать необходимую информацию при решении вопросов качества;

Овладеть методами групповой работы при решении конкретных производственных проблем.

Экспертное наблюдение за действиями обучающихся.

Экспертная оценка выполнения практических работ, индивидуальных заданий, докладов.

Экспертное наблюдение и оценка выполнения докладов, докладов, ответы на контрольные вопросы.

Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении дискуссии.


НЕГОСДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»

Факультет мировой экономики и международной торговли

Кафедра Менеджмента

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО

080200.62 – «Менеджмент»

Профиль подготовки

«­­Международный менеджмент»

Для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения

Квалификация выпускника – бакалавр менеджмента

Москва

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета

Протокол № 5 от 01.01.2001 г.

Данную программу разработал д. в.н., профессор кафедры Менеджмента НОУ ВПО ИМЭС.

Предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделения.

Разработана в соответствии с ФГОС ВПО.

на заседании кафедры Менеджмента

НОУ ВПО ИМЭС

Протокол № 2 от 01.01.2001 г.

Аннотация

«Управление качеством»

Дисциплина «Управление качеством» изучает методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления качеством товаров и услуг, исходя из концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM).

Программа учебной дисциплины «Управление качеством» предназначена для студентов очной, очно-заочной и заочной форм, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент».

Аннотация рабочей программы составлена на основании Федерального государственного образова­тельного стандарта третьего поколения по направлению 080200.62 «Менеджмент» для дисциплины вариативной части профессионального цикла профиля «Международный менеджмент» изучается в вариативной части профессионального цикла (Б3).


1. Цель и учебные задачи дисциплины

Целью курса «Управление качеством» является:

· формирование у студентов комплекса знаний теоретических основ и первичных прак­тиче­ских навыков по методологии, методике и технологии управления качеством продукции (товаров и услуг), методологии анализа и планирования качества, его технического, организационного и информационного обеспечения , а также функций координации и контроля в процессе функциони­рования системы качества, знаний основных положений международных стандартов ИСО 9000 (ISO – International Standard Organization) в обеспечении качества и его сертификации.

· подготовка бакалавра – менеджера среднего зве­на, владеющего основами управления качеством как непременной составляющей общего управле­ния социально-экономической организацией.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

· управления качеством продукции (товаров и услуг) на разных этапах жизненного цикла проекта – от создания до реализации;

· выбора наиболее эффективных путей форми­ро­вания системы качества, осуществления его контроля и совершенствования;

Процесс изучения дисциплины направлен на углубление формирования следующих компетенций:

ПК-3,23,30,31.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· показатели качества и методы их оценки (установления);

· основные требования Международных стандартов качества серии ИСО 9000;

· формирование и функционирование системы качества предприятия (организации);

· методологию разработки документации по качеству и системы качества;

· общие принципы сертификации продукции (товаров и услуг);

· домашние задания;

· подготовка докладов, рефератов, выступлений;

· подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Итоговый контроль знаний по дисциплине:

· Экзамен

Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины «Управление качеством» используются следующие образова­тельные технологии:

Стандартные методы обучения:

· Лекции;

· Семинарские занятия;

· Компьютерные занятия;

· Домашние работы;

· Расчетно-аналитические задания;

· Самостоятельная работа студентов, в которую включается освоение статистических методов анализа информации и интерпретации резуль­татов;

· Консультации преподавателей.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий.

Основными составляющими интерактивного обучения являются интерактивные методы:

· Творческие задания

· Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста)

· Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео - и аудиоматериалами)

· Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

6. Лабораторный практикум

не предусмотрен.

7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

не предусмотрена

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Басовский качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Дмитриев социально-экономической организацией. Учебное пособие. – М.: ИМЭС, 2008.

2. Ефимов и методы управления качеством: Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2009.

3. Тепман качеством [Электронный ресурс] учеб. пособие / Под ред. – М.: Юнити-Дана, 20с. - Режим доступа: http://www. *****/book/452/

4. Шевелева качеством: современные подходы и методы: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 223 с. – 25 экз.

5. Управление качеством. [Электронный ресурс] учеб. пособие. 4-е изд. – М.: Юнити-Дана, 20с. – Режим доступа: http://www. *****/book/452/

Периодические издания

1. Журналы «Стандарты и качество»

2. Журналы «Стандарты и мониторинг в образовании»

3. Журналы « Методы менеджмента качества»

Образовательные и профессиональные ресурсы удаленного доступа

6. http://www. qaulity. *****/ – информационный портал поддержки управления качеством в образовании

7. http://www. eqc. *****/ – Европейский фонд качества

8. http://www. *****/ – Ассоциация Деминга

9. http://*****/ – Ассоциация «6-сигм»

10. http://www. *****/ – центр «Приоритет»

11. http://www. *****/ - Российский сайт, посвящен-ный ISO 9000, вопросам менеджмента качества и сертифи-кации. Сайт содержит разделы: библиотека, менеджмент качества, инструментарий качества, терминология качест-ва, новости и другие

12. http://www. *****/ - Издательство «Стандарты и ка-чество»

13. http://www. *****/vok. php - Программа «Российское качество»

14. http://rc. *****/rc/ - Исследовательский центр про-блем качества подготовки специалистов

15. http://www. *****/ - Портал о стандартах

16. http://quality. *****/ - Материалы по ИСО 9001:2000. Материалы по разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специально оборудованные кабинеты и аудито­рии: компьютерные классы, аудитории, оборудован­ные мультимедийными средствами обучения.

В рамках изучения курса предусматривается:

· текущий контроль , проводимый в виде дискуссий по тематическим вопро­сам на лекциях, а также в форме докладов (рефератов) и выступлений на семинарах.

· итоговая аттестация проводится в виде зачета, проводимого в форме компьютерного тестиро­вания. Для получе­ния итоговой аттестации по курсу на зачете студент должен посещать за­нятия и проявлять активность в аудитории. Непосредственно в ходе зачетного тестирования требуется ответить на пятнадцать-двадцать вопросов, сопровождаемых ответами, построен­ными по выборочному принципу.

Примерный перечень вопросов

для подготовки к зачету

1. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития систем управления качеством.

2. Изложите сущность комплексного управления качеством.

3. Что представляет собой петля качества продукции?

4. В чем заключается суть понятия «спираль качества»?

5. Каковы цели и области применения структурно-функционального анализа?

6. Каковы цели функционально-стоимостного анализа?

7. Какие принципы лежат в основе функционально-стоимостного анализа?

8. Назовите основные цели всеобщего управления качеством.

9. В чем заключаются преимущества системы всеобщего управления качеством?

10. Каковы цели, задачи и роль стандартизации в управлении качеством?

11. Каковы классификация и виды стандартов?

12. Каковы назначения и структура системы международных стандартов ИСО серии 9000?

13. Каковы общие черты и различия в положениях стандартов ИСО серии 9000 и концепции TQM?

14. Каковы законодательные основы стандартизации в Российской Федерации?

15. Какова роль сертификации в управлении качеством и каковы ее преимущества с точки зрения производителей, потребителей и экономики в целом?

16. Каковы цели добровольной и обязательной сертификации?

17. Дайте классификацию видов сертификации.

18. Каковы типовые схемы и типовые процедуры сертификации?

19. Каковы особенности системы сертификации в России?

20. Какова законодательная база сертификации в России?

21. В чем заключается специфика экономики управления качеством?

22. Как определяется экономический эффект и экономическая эффективность изменения качества?

23. Из каких составляющих складываются расходы на качество?

24. Из каких составляющих складываются суммарные потери от внутреннего брака?

25. В чем заключаются особенности современной стратегии фирмы в области затрат на качество?

Темы рефератов

1. Качество продукции как фактор конкурентоспособности.

2. Эволюция парадигмы управления качеством.

3. Роль управления качеством в общей системе менеджмента.

4. Современная концепция управления качеством.

5. Зарубежный и отечественный опыт управления качеством.

6. Проблемы внедрения концепции TQM в деятельность организации.

7. Показатели качества и методы их определения.

8. Особенности японской системы управления качеством.

9. Основные направления в области управления качеством.

10. Формирование стратегии и тактики фирмы в создании качества.

11. Кружки качества, их роль и особенности деятельности.

12. Коллективные формы участия в совершенствовании качества. Формы мотивации персонала к постоянному повышению качества работы.

13. Петля и спираль качества как организационно-методические принципы обеспечения и управления качеством.

14. Функционирование системы обеспечения качества.

15. Функционально-стоимостный анализ в управлении качеством.

16. Роль и назначение стандартизации в обеспечении качества.

17. Организационно-правовые основы стандартизации в России.

18. Международная стандартизация как инструмент обеспечения качества.

19. Сертификация в системе обеспечения качества.

20. Организационно-правовые основы сертификации в России.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме