Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проектирование дистанционного курса средствами програмного обеспечения. Программное обеспечение в дистанционном образовании

Общая информация

Программа дистанционного обучения полностью сохраняет реформатскую идентичность и образовательные стандарты ЕРСУ. Программа будет реализована в несколько этапов. На первом этапе студентам ЕРСУ будут предложены дистанционные курсы по тем предметам, которые входят в учебный план семинарии. Каждый из них имеет определенное количество кредитов (2 или 3). Их можно проходить параллельно с курсами обычной программы ЕРСУ. Максимальное количество кредитов, которое можно набрать по дистанционной программе, равно 30. Таким образом, минимум 60 кредитов на магистерской программе необходимо набирать по обычной системе (с интенсивными лекциями в Киеве и консультациями).

Панорама мира свидетельствует о наличии нескольких университетов, которые уже демонстрируют большое влияние внедрения дистанционного обучения в Интернете. Основанный более 30 лет назад, Открытый университет Великобритании был одним из пионеров дистанционного обучения и в настоящее время обслуживает около 200 000 студентов. В Индии это крупнейший открытый университет на планете: Индира Ганди Дистанционный университет, который вычисляет 1, 5 миллиона студентов.

Поскольку имеются признаки пробелов в исследованиях в области оценки образовательных мероприятий, предлагаемых на расстоянии, главным образом через Интернет, и с помощью методики обучения в своих анализах, в настоящем обзоре литературы было предложено обсудить научное состояние, которое характеризует область знаний, сосредоточенную на оценка обучения в высшем образовании на расстоянии, на основе стратегий обучения, используемых студентами в этом контексте, использование инструментов виртуального взаимодействия и удовлетворение студентов онлайн-курсами.

Учебная нагрузка на дистанционных курсах приравнивается к курсам обычной программы: 1 кредит – 45 часов. Таким образом, предполагается, что для дистанционного курса, который имеет 3 кредита, студент будет работать около 135 часов (слушать или смотреть лекции, читать обязательную и другую литературу, писать работы, проходить тесты).

Ключевые слова, такие как дистанционное образование, высшие учебные заведения, обучение, оценка обучения, стратегии обучения, преподаватель и реакция, были использованы для поиска научных статей, относящихся к этому обзору литературы. В таблице 1 показаны количественные результаты поиска, выполненного в цитируемых базах данных.

Программы обучения, развития и образования заслуживают внимания к тому, как они предлагаются, поскольку они занимают стратегическое положение в организациях и находятся в процессе адаптации к изменениям в мире труда и постоянным требованиям личной и профессиональной квалификации.

Зачем это?

Введение программы дистанционного обучения позволяет ЕРСУ идти в ногу с новейшими тенденциями в сфере образования. Дистанционная форма обучения позволяет достичь сразу нескольких важных целей. Главные ее преимущества таковы:

  • Программа позволяет студентам проходить семинарский курс без отрыва от своей семьи и своего служения – где угодно и как угодно.
  • Программа позволяет студентам составлять более гибкий рабочий и учебный график.
  • Программа позволяет студентам сократить транспортные расходы, а семинарии – расходы на проживание студентов, приглашение профессоров и т.д.
  • Программа позволяет студентам поддерживать постоянную связь с преподавателями через Интернет.
  • Программа поощряет теологические обсуждения среди студентов через организацию Интернет-форумов.

Требования к студентам: компьютер и Интернет

Образовательные действия на расстоянии соответствуют характеристикам населения, которое использует эти услуги, поскольку оно формируется молодыми людьми, которые постоянно связаны и имеют доступ к интернету, сотовой и множественной среде. Гарнизон и Воган утверждают, что те, кто вырос в интерактивных технологиях, не могут адаптироваться к традиционным подходам к передаче информации с помощью длительных уроков, потому что они ожидают соответствующего и одинаково интересного опыта обучения. Нельзя не учитывать, что цифровой мир представляет собой современную тенденцию без возврата; образования, а также социальных взаимодействий и работы, также будут влиять и модифицироваться.

Для обучения по дистанционной программе студент должен соответствовать таким обязательным требованиям:

– обладать элементарными навыками работы с текстовым редактором, чтобы писать письменные работы;

– иметь доступ в Интернет и уметь выполнять базовые операции с любым из веб-браузеров по своему выбору (Internet Explorer, Mozilla, Chrome, Opera и др.): открывать сайт, заполнять форму, участвовать в форуме, скачивать и посылать файл.

Кроме того, сложность сценариев и методов обучения требует расширения альтернативных образовательных мер, поскольку нынешняя формальная система образования недостаточна для удовлетворения новых социальных требований к квалификации и профессионализации.

Он предлагает более независимое и гибкое обучение, учитывая время, пространство и ритм учащегося, через набор дидактических ресурсов, адаптированных к технологиям и множеству сред. Содержимое, которое когда-то было выпущено, остается доступным для участников, к которому они обращаются, когда они сочтут это необходимым, без необходимости поездки в место проведения курса.

Поскольку материалы курсов распространяются в разных форматах, для каждого из форматов есть свои дополнительные требования.

Текстовый формат

Никаких дополнительных требований. Естественно, если студент хочет распечатать материал, ему необходим принтер.

Аудио формат

а) Для прослушивания лекций необходимы средства для воспроизведения звука (колонки, наушники, встроенные в ноутбук динамики и др.), а также звуковая карта в компьютере.

Преимущества и преимущества предоставления курсов дистанционного обучения широко распространены и относятся, например, к индивидуализации исследования, одновременному доступу имитационной среды к ученикам и образованию нескольких людей одновременно. В базовом образовании, особенно в отношении начального образования, которое является предварительным, дистанционное обучение должно использоваться как дополнение к учебной деятельности, выполняемой или в чрезвычайных ситуациях.

По словам Ванг, Чжу, Чэнь и Ян, китайское правительство инициировало национальные проекты, которые реализуют университеты и колледжи в рамках этого модальности, предлагая различные программы электронного обучения, направленные на то, чтобы обслуживать более крупный контингент учащихся старших классов.

б) Если студент не получил аудио-лекций на компакт-диске, ему необходима неплохая Интернет-связь, чтобы скачать аудио.

Видео

а) Те же требования, что и для аудио.

б) Для скачивания необходима стабильная Интернет-связь и достаточно места на винчестере или других носителях.

Программа дистанционного обучения в ЕРСУ основывается на использовании системы Moodle, стандартного средства для управления обучением. Для получения доступа в систему студент получит логин и пароль.

Наконец, Национальная программа образовательных технологий ставит своей целью содействие педагогическому использованию информационных технологий в общественной сети базового образования, в результате чего компьютеры, цифровые ресурсы и образовательное содержание в школах.

Ежегодник показывает, что число официально аккредитованных студентов с дистанционным курсом, предлагаемое крупными национальными, государственными и частными проектами и корпоративным образованием, превысило отметку в 2, 5 млн. В этом смысле вклад дистанционного образования является сингулярным в стране с континентальными размерами, например в Бразилии. Однако такая динамика не может обойтись без фундаментальной заботы в разработке, адекватности инфраструктуры, в мониторинге и оценке действий и программ, а также в подготовке учителей, чтобы гарантировать качество этого процесса и укрепление систем образования.

Формат курсов

Каждый курс дистанционного обучения по своей структуре очень напоминает курс из обычной программы ЕРСУ. В его план входит:

  • описание курса и его цели (познавательные, духовные, практические)
  • список обязательной литературы
  • список рекомендуемой литературы
  • список заданий
  • сроки сдачи работ
  • составные оценки (как конкретное задание влияет на общую оценку)
  • информация об экзамене и консультациях (если таковые планируются)

Основа курса – это лекции. Они могут записываться в нескольких форматах (текст, аудио, видео) – в зависимости от возможностей и предпочтений конкретного преподавателя.

Предрассудки, связанные с модальностями, нуждаются в демистификации также в национальном контексте, поскольку в этой образовательной среде не присуща неполноценность, а только восприятие, без научных предпосылок и доказательств, что онлайн-образование уступает традиционному.

Вместе с тем министерство образования прилагает усилия для определения принципов, руководящих принципов и критериев в области мониторинга курсов дистанционного обучения. Большинство исследований представляют собой тематические исследования, качественные и описательные, и они охватывают разнообразный опыт курсов, предлагаемых онлайн, с большим интересом к конкретным особенностям, чем к обобщениям.

Запись на курсы

Преподаватель устанавливает сроки, в течение которых студенты могут подавать заявки на прохождение определенного курса. Для подачи заявки они используют свой логин и пароль в Moodle. Преподаватель рассматривает ее и дает свое согласие или несогласие. Несогласие может быть вызвано тем, что, например, студент не может быть допущенным к этому курсу прежде чем не пройдет другой.

Существуют исследования, заинтересованные в условиях, предшествующих образовательным действиям, то есть по индивидуальным особенностям, среди которых наиболее социально исследованные социодемографические; измеряется влияние демографических переменных, психосоциальных мер, стилей и стратегий обучения на результаты обучения. Исследования, посвященные определению того, какие стратегии обучения наиболее подходят для курсов дистанционного обучения, могут предоставить важную информацию для повышения их результатов и преподаваться до начала курса, поскольку когнитивно-поведенческие характеристики легче вмешиваться, чем психосоциальные переменные и например, мотивационные.

Когда срок подачи заявок истек и группа студентов сформирована, они получают доступ к ресурсам курса и начинают работу с ним.

Задания

Дистанционный курс предусматривает разные задания. Студенты должны читать книги, слушать или смотреть лекции, делая при этом пометки. Студенты поощряются слушать лекции по несколько раз (если необходимо), таким образом используя одно из преимуществ дистанционного обучения, недоступное в случае традиционных лекций.

Стратегии обучения в виртуальных контекстах считаются важными навыками и способностями, кроме того, они, как считается, обладают большей объяснительной силой в результатах обучения и могут обучаться и обучаться. Исследования в целом сходятся в позитивной зависимости между адекватным использованием стратегий обучения и лучшими академическими показателями, хотя мало что связано с темой о бразильских студентах университетов. В исследованиях Уорра и Бунца, Джонсона, Гуэтала и Фальбе и Мартинса стратегии саморегуляции, которые помогали в контроле понимания и в процессе саморегулирования обучения, были положительно связаны с обучением.

Кроме того, студенты должны выполнять письменные задания – в соответствии с требованиями ЕРСУ относительно их оформления и содержания. Задания должны отправляться студентами четко в указанный срок. Дистанционная программа предусматривает более жесткие требования относительно сроков выполнения письменных заданий.

Связь и общение

Большинство исследований по обучению исследуют более адекватные и эффективные способы обучения учащимся стратегий обучения, особенно тех, которые имеют трудности в обучении, которые имеют низкую школьную производительность. Что касается ситуационных характеристик, таких как инструменты поддержки обучения, есть исследования, в которых основное внимание уделяется блогам, обучающим сообществам, чатам, виртуальным учебным средам и различным языкам, используемым в виртуальных контекстах. Интересны исследования для описания типов взаимодействия и их эффектов, как самого обучения, так и последствий технологического посредничества в обучении студентов.

В эпоху Интернет стало значительно проще получить необходимую информацию. Доступ к знаниям (в том числе теологическим) значительно упрощен, а на передний план вышла необходимость обсуждения полученной информации. Поэтому дистанционная программа нацелена на развитие общения между студентами на теологические темы. Одним из требований дистанционного курса может быть активное участие в Интернет-форумах, созданных специально для этого курса.

Исследования Цербини, Рамоса и Юдко и Мартинса исследовали влияние веб-ресурсов на результаты обучения. Рамос и Юдко провели исследование, в котором частота доступа к виртуальной среде курса и обсуждений, отправленных и прочитанных, были помещены как переменные, предшествующие успешному обучению в онлайн-курсах. Множественные регрессионные анализы показали, что количество обращений к страницам сильно повлияло на результаты обучения, и участие в дискуссиях практически не повлияло на эффективность, измеряемую с помощью тестов.

Аналогичный результат был получен Мартинсом в исследовании, проведенном с студентами, которые проводили свои исследования лицом к лицу, но посещали некоторые предметы на расстоянии. Студентами, которые получили лучшие окончательные средние оценки, были те, кто чаще обращался к виртуальной обучающей среде и обменивался большими сообщениями между сверстниками и преподавателями во время полупрофессиональных дисциплин.

Не менее важный аспект – это общение студентов и преподавателя. Преподаватель оценивает и комментирует письменные работы студентов. Студент может связаться с преподавателем для разъяснений и обсуждения работы. Предполагается, что преподаватель (или приглашенный им помощник) также участвует в форуме, отвечая на вопросы студентов. Возможна также организация Skype-конференций, когда преподаватель отвечает на вопросы устно. В некоторых случаях преподаватель может посчитать нужным проведение консультации в Киеве или в месте проведения лекций по обычной форме обучения.

В нескольких исследованиях показано использование мультимедийных ресурсов и курсов дистанционного обучения для студентов с особыми потребностями, а также в качестве фасилитаторов при обучении точных предметов и иностранных языков. Учитывая, что существуют инструменты и компоненты, отличные от тех, которые используются в классе на дистанционных курсах, таких как дискуссионные форумы, исследования указывают на необходимость разработки эффективных стратегий для их оценки. Дискуссионные форумы широко используются на дистанционных курсах и отличаются от тестов, используемых в традиционных курсах, что приводит к важности оценки онлайн-дискуссий.

Экзамены

Экзамены по дистанционным курсам будут проходить в письменной форме по той же схеме, что и курсы традиционной программы обучения в ЕРСУ.

Координатор программы дистанционного обучения в ЕРСУ - Дмитрий Бинцаровский

Сеть Интернет важное звено, образующее систему современного дистанционного обучения. Доступ к ресурсам современной Сети возможен из любой страны мира. Конечно, говорить о том, что все жители России могут беспрепятственно обращаться к ресурсам Сети, преждевременно, но прогресс в деле интернетизации всей страны все же заметен. По данным фонда "Общественное мнение" в России на начало 2004 года число пользователей Интернет достигло 14,6 млн. Дистанционное, то есть удаленное, если говорить не научным, а более простым и понятным языком, обучение имеет множество достоинств и, на мой взгляд, один существенный недостаток. Достоинства очевидны. Можно получить образование в выбранном учебном заведении, находящемся в другом городе или стране, не покидая своего места проживания. Переезды всегда связаны с расходами, которые тем больше, чем дальше место обучения и чем больше его срок. Вот и второй плюс – стоимость дистанционного обучения, как правило, ниже обучения очного. Третий плюс – возможность гибко менять график обучения, учиться в наиболее подходящем для себя темпе. Дистанционное образование особенно интересно специалистам, которые хотят повысить свою квалификацию. Руководители не имеют возражений против повышения подчиненными своей квалификации, при условии, что они делают это за свой счет без ущерба для основной работы. Момент весьма существенен для работников, трудящихся в коммерческих структурах. Заработок достойный, а с обучением, требующим отрыва от производства, порой возникают проблемы. Итого, имеем три плюса - собственно возможность обучения, как таковая, меньшая стоимость и гибкость процесса. Недостаток – вытекает из названных достоинств. Дистанционное обучение подходит людям целеустремленным, упорным, усидчивым и реально заинтересованным в достижении результата. Люди, не привыкшие к четкой организации распорядка дня, сталкиваются со значительными трудностями, так как структура учебного процесса такова, что можно откладывать изучение предметов на потом. На день, на два и далее. Это далее у некоторых растягивается до бесконечности, а точнее до отчисления по причине академической задолженности. Отмечу два аспекта, связанных со структурой дистанционного образования. Использование возможностей сети Интернет для образования желательно, но не обязательно. Учащийся может получать материалы для обучения и отправлять выполненные работы на контроль к преподавателям по обычной почте. Способ возможный, но достаточно длительный по времени. Так как у многих людей доступ к Сети только по телефонным коммутируемым каналам, обеспечивающим невысокую скорость передачи данных, часто оптимальным оказывается комбинированный метод. Учащийся получает учебники и электронные пособия на компакт дисках обычной почтой, а небольшие обновления и дополнения по электронной или скачивает с сайта учебного заведения. Следует помнить, что не каждый курс можно прочесть в удаленном режиме. Например, человек может успешно в дистанционном режиме изучить курс теоретической химии, может познакомиться с работой приборов, используемых химиками-аналитиками, в лабораторных работах с использованием графической анимации. Но человек не сможет получить практических навыков работы с химической посудой, приборами и веществами. И сказанного следует, что принципиальных ограничений для изучения любых теоретических дисциплин в удаленном режиме не существует, в отличии от курсов, когда необходимо получить не только теоретические, но и практические навыки.

В таких исследованиях их затрагивает руководящий вопрос: эффективно ли электронное обучение? Дискуссии преобладают над возможными различиями между работой студентов в личных беседах и теми, кто учится на расстоянии. Эти исследования предлагают исследовать различия в результатах, предлагая один и тот же курс и оценки одновременно двум независимым группам студентов, один через Интернет, а другой в традиционном классе. Авторы пришли к выводу, что ни модальность более эффективна, как другая, а зависит от участия учащегося и восприятия эффективности курса.

Перспективы дистанционного обучения

Проблема дистанционного обучения высоко актуальна для всех развитых стран мира. Высокий интерес к рассматриваемой теме в России отражает выход в свет в январе 2004 года в первого номера русскоязычного специализированного журнала о проблемах электронного обучения - e-Learning World (http://www.e-learnworld.ru/ ). Список предлагаемых для изучения тем и предметных областей внушителен. Найти в нем можно практически все, от краткосрочных курсов повышения квалификации, до возможности получения первого или второго высшего образования. Для примера приведу несколько возможных вариантов дистанционного обучения. Если Вы заинтересованы в поиске конкретного курса, который хотели бы изучить дистанционно - поиски можно начать с сайта http://www.distance-learning.ru/ . (Дистанционное обучение. Самая полная информация об электронном и дистанционном обучении. Электронное обучение, тестирование, СДО , LMS). На странице http://edu.rin.ru/cgi-bin/vuz/distance.pl представлен список организаций (на момент публикации 18 в списке), предлагающих возможность дистанционного обучения (в том числе и получение высшего образования). Как правило, лица, дистанционно получающие высшее образование, приезжают в учебные центры для сдачи экзаменов по основным предметам. Теоретически возможен вариант, когда обучаемый за все время учебного процесса ни разу не появляется в стенах учебного заведения (в том числе в региональных представительствах и филиалах). Но на практике такой подход практически не реализован, вероятно из опасения, что обучение вместо одного человека может пройти другой. Однако разработка таких программ обучения (естественно с надлежащим контролем на предмет того, что обучается и сдает экзамены именно человек поступивший на обучение, а не кто-то другой) высоко актуальна. Следует помнить о такой группе потенциальных учащихся, как люди с ограниченными физическими возможностями. Для человека, с трудом передвигающегося по собственной квартире, очная форма обучения в ВУЗе более чем проблематична, даже если он живет в крупном городе. Решить проблемы обучения людей с ограниченными физическими возможностями можно созданием специальных федеральных программ целевого финансирования, так как стоимость получения высшего образования дистанционным способом в настоящее время весьма высока. Интерес к дистанционному образованию прослеживается не только со стороны желающих обучаться, но и со стороны учебных заведений. Дистанционное обучение выгодно тем, что снимает вопрос с учебными площадями. Конечно, можно проводить обучение в очной форме, арендуя в случае надобности дополнительные аудитории, но стоимость такой аренды намного выше стоимости увеличения мощности вычислительной техники, обслуживающей дистанционный процесс обучения. Затраты велики только на этапе создания дистанционных программ обучения. После того как программы обучения написаны, а методики контроля отлажены, фактически нет принципиальной разницы, сколько человек обучать по этим методика 100 или 1000. Практика показывает, что число учащихся, обучающихся по дистанционному варианту, может быть сопоставимо с числом обучающихся в учебном заведении по очной форме, а иногда и многократно превосходить этот показатель. Например, центром Компьютерного Обучения "Специалист" (http://www.specialist.ru/elearning/ ) при МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с Bauman Computer Training Company, Inc. (США) за последние 2 года обучено 15000 слушателей в режиме дистанционного обучения. Программно-аппаратные требования для обучения в дистанционном режиме в этом центре (в других практически такие же) позволяют использовать практически любой современный персональный компьютер: Intel Pentium или аналогичный процессор с тактовой частотой 200MHz и выше. SVGA монитор, с разрешением экрана, как минимум, 800х600 точек и глубиной цвета 16 bit (рекомендуемое разрешение экрана - 1024х768). Звуковая карта, акустическая система или наушники. Доступ в Интернет со скоростью 28,8 кбит/с и выше. Операционная система семейства Microsoft Windows (98, ME, 2000, XP, 2003 или NT). В общем, ничего особенного. Единственным узким местом и серьезным препятствием для обучаемого могут быть трудности с доступом к сети Интернет – медленная связь с постоянными обрывами. Вариант, увы, довольно часто встречающийся в административных глубинках. Заинтересовавшимся практическими и учебно-методическими аспектами современного дистанционного образования рекомендую обратить внимание на сайты двух учебных заведений: Российский Государственный Институт Открытого Образования (http://www.openet.ru ) и Центр Дистанционного Образования Санкт-Петербургского Государственного Технического Университета (http://www.cde.spbstu.ru ).

Большинство исследований измеряют уровень реакции, то есть удовлетворенность студентов различными аспектами, связанными с курсами. В организационных и университетских контекстах преобладают благоприятные оценки дистанционных курсов и гибридов. В последние годы были выпущены шкалы, свидетельствующие о достоверности свидетельств, позволяющих удовлетворять студентов в дистанционных курсах, в контексте образования и профессиональной или университетской квалификации, в отношении учебных процедур и выполнения работы преподавателя.

Интерес исследований зависит главным образом от условий после обучения, т.е. предикторов реакции в образовательных действиях. Аналогичным образом, международные исследования направлены на поиск информации, которая свидетельствует о удовлетворенности студентов аспектами самого курса, в отношении преподавателей, формах общения между участвующими и в отношении реакции меры с другими переменными. Многие исследования были проведены в университетских средах, которые предлагают онлайн-курсы.

Программное обеспечение дистанционного обучения

Учебное заведение, заинтересованное в развертывании программы дистанционного обучения, может пойти одним из двух очевидных путей, определяясь с вопросом, какое программное обеспечение использовать для ведения учебного процесса. Первый вариант – разработка собственного программного обеспечения. Достоинство в том, что не надо оплачивать труд сторонних разработчиков. Однако, не факт, что собственные программисты смогут написать программный продукт надлежащего качества. В команде разработчиков должны быть не только хорошие программисты, но и не менее профессиональные методисты, которые смогут сформулировать требования к разрабатываемому продукту и проконтролировать процесс его разработки. Многим это путь решения проблемы кажется наименее затратным, а значит более выгодным. Кроме того, разработав собственное программное обеспечение можно продавать его другим организациям. Ситуация напоминает сложившуюся лет десять назад в другой области, когда организации стали получать первые персональные компьютеры для своих бухгалтерий. И, правильно, писать каждый свое ПО. По прошествии нескольких лет на рынке специализированного программного обеспечения остались продукты всего нескольких разработчиков, которыми пользуются практически все предприятия (например, семейства 1С http://www.1c.ru – бухгалтерия, торговля, склад).

На мой взгляд, ситуация с программным обеспечением на рынке продуктов для дистанционного образования через несколько лет будет такой же. Второй путь – купить готовое программное обеспечение, разработанное профессионалами, и сосредоточить усилия на создании собственно учебных курсов. Например, корпорация DaimlerChrysler (по данным сайта http://www.osp.ru/ ) работает с программным обеспечением дистанционного обучения Lotus LearningSpace, доводя до сведения дилеров в ЮАР детали устройства последних моделей своих машин. Так как дистанционное образование, в современном его виде, переживает в нашей стране период своего становления, то сейчас затруднительно определить, разработки каких фирм станут де-факто примером наилучших решений в этой области.

В качестве примера подробно рассмотрю только одну профессиональную разработку и еще на одну сошлюсь, из числа предлагаемых на сегодняшнем рынке программных продуктов для организации дистанционного обучения. Система дистанционного обучения WebTutor (Компания Вэбсофт - разработчик сложных информационных систем и программных комплексов. ) готовое решение для создания системы дистанционного обучения и корпоративного учебного портала. Основные особенности программного продукта: гибкие возможности планирования обучения (учебные планы, планирование по результатам оценки, автоматическое назначение курсов); развитый механизм тестирования; мощный редактор учебных материалов; электронные конференции; настройка на корпоративный дизайн клиента; встроенные функции информационного портала; поддержка международных стандартов обмена учебными материалами (AICC); возможности для интеграции с внешними информационными системами, в том числе с системами учета персонала. Специалисты компании WebSoft с привлечением опытных тренеров и преподавателей разработали Библиотеку электронных учебных курсов. В настоящий момент в каталоге более 30 наименований курсов (для примера назову три - ДBP108 Основы бизнес-планирования, FM111 Основы финансовой математики, MW504 Полезные возможности Microsoft Word). Использование электронных курсов позволяет сократить затраты на обучение и является эффективным дополнением к программам очного обучения персонала. Стоимость менее $1 на пользователя курса в год. Установка за 10-15 минут. Доступ - с любого компьютера в сети. С сайта разработчиков можно скачать демо-версию библиотеки электронных курсов (5MB).

Специализированное программное обучения для дистанционного обучения могут использовать не только специализированные учебные заведения, но и крупные фирмы для повышения квалификации своих сотрудников. По данным, опубликованным на iOne.ru (http://www.ione.ru/ ), в США 62% предприятий численностью свыше 1000 человек уже внедрили у себя системы электронного дистанционного обучения. В России подобные системы используют лишь некоторые крупных компаний, среди них «Сибнефть», «Русский алюминий», ЮКОС, «Татнефть», «Вимм-Билль-Данн», «Северсталь» и «Вымпелком».

Из профессиональных разработок программного обеспечения для решения задач дистанционного обучения, назову так же STELLUS (http://www.stel.ru/do/frameabout.htm ) - полнофункциональный, построенный на web-технологии, модульный комплекс программного обеспечения для поддержки открытого образования. Комплекс легко встраивается в учебный процесс колледжа, института, университета, академии или школы. Предоставляет необходимый инструментарий для создания дистанционных учебных курсов, программированных учебных пособий и тестовых заданий. Слушатели получают доступ к изучаемым курсам, размещенным в корпоративной сети или Интернет, используя стандартный web-браузер. STELLUS позволяет управлять учебным процессом, планировать учебную нагрузку, обеспечивает процедуры сдачи тестов и экзаменов в автоматическом и полуавтоматическом режиме. Все события в рамках процесса обучения фиксируются в базах данных. Эти данные STELLUS могут быть использованы для статистического анализа. Комплекс успешно применяется в течение ряда лет в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российский государственный открытый технический университет путей сообщения Министерства путей сообщения Российской Федерации" (РГОТУПС) и его 26 филиалах, в учебном центре Южной Телекоммуникационной Компании. Исходя из соображений компактности, технологические характеристики и особенности работы программного продукта не привожу. Желающие могут найти их на сате разработчиков системы.

Отметив, что для обеспечения процесса дистанционного обучения возможно использование как собственноручно разработанных профессиональных средств, специально ориентированных для обеспечения учебного процесса, так и средств от других производителей, обращаю внимание на то, что для дистанционного обучения можно использовать программные средства специально не разработанные для этих целей. На мой взгляд, это не самый лучший вариант, но возможный на этапе старта программы дистанционного обучения, когда необходимо начать учебный процесс с минимальными затратами. Например, используя компьютер и возможности сети Интернет, можно проводить обучение в реальном времени с удаленными учениками, используя программу NetMeeting, которая, как известно, входит в состав Netscape® Communicator. NetMeeting может работать с любой картой захвата видео или видеокамерой, которые поддерживают Video для Windows, что позволяет легко подобрать подходящее видеооборудование. Передача видеоизображений - лишь одна из многочисленных возможностей NetMeeting. Средства обмена данными позволяют сохранять связь с обучаемыми, работая в любом приложении Windows: рисовать на общей доске, посылать текстовые сообщения, передавать файлы. Аудиосвязь в режиме реального времени позволяет разговаривать с учениками через Интернет, даже если скорость модема составляет 14,4 кбит/с, а стандартизация видео- и аудиосоединений и средств обмена данными обеспечивает общение пользователей, имеющих совместимые продукты. Более подробно о том, как настраивать программное обеспечение для этих целей можно прочесть на - http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/educat/net/index.htm

Дистанционные обучение – курсы, пособия, сертификационные тесты

В сети Интернет представлено множество разнообразных материалов и пособий для самообразования, а также сайтов, предлагающих пройти обучение в дистанционном режиме. Я не ставлю своей целью назвать как можно больше источников. Исхожу их того, что человек, решивший изучить что-то дистанционно, все равно будет смотреть информацию в каталогах и поисковых системах, подбирая для себя наиболее оптимальный вариант. По некоторым направлениям возможен выбор одного из нескольких учебных заведений, проводящих дистанционное обучение. Выбирая, следует оценивать не только стоимость обучения, но и общее время обучения, возможность оперативного получения консультаций у преподавателей и прочее. Например, если человек готовится к сдаче сертификационного тееста №070-210: Installing, Configuring and Administering Microsoft Windows 2000 Professional, то из списка фирм, предлагающих обучение, можно обратить внимание на две. “Звезды и С. Центр обучения и тестирования” http://www.stars-s.ru/ и “Центр Компьютерного Обучения Специалист МГТУ им. Н.Э. Баумана” (http://www.specialist.ru/eLearning/eMethods.asp ). Оба учебных центра постоянно проходят соответствующую сертификацию, что гарантирует полное соответствие строгим требованиям Microsoft к уровню квалификации персонала и оборудования. Другими словами, качество обучения, технический уровень и стоимость базового варианта подготовки практически одинаковы. Однако последний, из названных центров, предлагает целых пять вариантов дистанционного обучения: оптимальный, экономичный, профессиональный, самостоятельный и offline. Варианты различаются по стоимости обучения, срокам, полноте и оперативности поддержки со стороны преподавателей, ведущих занятия. В качестве примера публикации в Интернет материалов для дистанционного обучения приведу ресурс http://harrisk.stavropol.net/2004.htm . (Для специальности 2004 - "Сети и системы коммутации" Ставропольский колледж связи им В.А. Петрова. Дисциплина "Экономика и управление предприятием". Рабочая программа, конспекты лекций, методические указания, тесты контроля знаний). Список необходимых тематических ресурсов можно получить без особых проблем, введя комбинацию ключевых слов типа “дистанционное обучение экономика” или “дистанционное обучение английский” в качестве запроса к поисковой системе (например, Яндекс http://www.yandex.ru или Рамблер http://www.rambler.ru ). Учитывая, что среди читателей многие интересуются получением и контролем собственных знаний в области компьютерных технологий, приведу три ссылки на интересные ресурсы сети Интернет:
Brainbench (http://www.brainbench.com ) всемирный лидер on-line сертификации Огромный выбор on-line тестов - более 450 доступно момент публикации. Три с половиной десятка тестов (например, MS Windows 95 Administration, Delphi 6.0 Fundamentals, Written English) можно пройти бесплатно.
Интернет-Университет Информационных Технологий (http://www.intuit.ru ) - первое в России учебное заведение, в котором Вы можете получить бесплатное образование по Сети.
RetraTech (http://www.certifications.ru/ ). Сертификация и тестирование online. На момент публикации доступно 14 тестов, не считая бета-тесты. Пройти все тесты можно бесплатно. После успешного прохождения теста выдается сертификат (если необходим бумажный вариант сертификата, то стоимость его изготовления и пересылки оплачивается).

Завершая свой краткий рассказ о возможностях дистанционного обучения с помощью Интернет, надеюсь, что приведенная информация будет не бесполезной. В современном быстро меняющемся высокотехнологичном мире к квалификации специалистов предъявляются весьма высокие требования. Современный специалист не сможет постоянно оставаться таковым без поддержания соответствующего уровня своих знаний. Возможны различные варианты обучения и самообучения, но, выбирая наиболее оптимальный из них, не стоит забывать и о возможностях дистанционного образования.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме