Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сущность принципы и функции права. Понятие, принципы и функции права

Простейшими считают объекты, ЭПР которых может быть достаточно просто вычислена аналитически. К ним относятся плоский лист, цилиндр, шар, уголковый и биконический отражатели, полуволновый вибратор, участок диффузно-рассеивающей поверхности, а также некоторые групповые и распределенные цели. Определение ЭПР таких объектов может представлять самостоятельный интерес, а также быть необходимо для вычисления ЭПР объектов сложной конфигурации, которые могут быть представлены совокупностью простейших объектов.

Для нахождения ЭПР участка S хорошо проводящей выпуклой поверхности (рис. 8.2) воспользуемся формулой (8.4), в которой отношение можно получить суммированием элементарных полей, создаваемых в месте расположения РЛС отраженными сигналами от элементов поверхности . Если расстояние от антенны РЛС до рассматриваемого элемента равно D и облучение происходит под углом к нормали с напряженностью поля то напряженность поля , в месте расположения РЛС

где - расстояние от РЛС до ближайшей точки поверхности. Тогда

поскольку .

Подставив значение в формулу (8.4), найдем выражение для ЭПР поверхности:

Воспользуемся полученным выражением для вычисления эффективной площади рассеяния некоторых простейших объектов.

ЭПР плоской хорошо проводящей пластины. Если металлический лист, размеры которого а и b много больше , но много меньше D, расположен перпендикулярно направлению облучения (рис. 8.3), то выражение (8.6) принимает вид

поскольку и вследствие малости размеров листа по сравнению с дальностью D и его расположению перпендикулярно направлению прихода радиоволн.

Таким образом, при нормальном облучении идеально проводящий лист зеркально отражает всю падающую энергию в направлении РЛС, что и обеспечивает большую ЭПР по сравнению с площадью листа. При см лист площадью имеет при облучении по нормали , что в несколько раз превышает ЭПР большого самолета.

Однако даже при небольшом отклонении направления облучения от нормали ЭПР плоского листа резко падает. Предположим, что направление облучения отклонено от нормали в горизонтальной плоскости на угол . Рассматривая лист как плоскую синфазную антенну с диаграммой направленности, описываемой функцией выражение для ЭПР можно записать в виде

Зависимость ЭПР от угла облучения называют диаграммой рассеяния цели.

Плоский лист имеет диаграмму рассеяния, описываемую функцией вида .

При больших отношениях размера листа к длине волны (в рассмотренном случае ) диаграмма рассеяния будет очень острой, т. е. при увеличении а значение ЭПР листа резко меняется в соответствии с функцией , снижаясь в некоторых направлениях до нуля.

Для ряда применений желательно сохранение большого значения ЭПР в широком диапазоне изменения углов облучения. Это необходимо, например, при использовании отражателей в качестве пассивных радиомаяков. Таким свойством обладает уголковый отражатель.

ЭПР уголкового отражателя. Уголковый отражатель состоит из трех взаимно перпендикулярных металлических листов, он обладает свойством отражения радиоволн в сторону облучающей РЛС, что объясняется трехкратным отражением от стенок отражателя (рис. 8.4), которое испытывает волна, если направление облучения находится вблизи оси симметрии (в пределах телесного угла ) уголкового отражателя. Из рис. 8.4 можно видеть, что трехкратное отражение происходит, если падающий луч проходит в пределах шестиугольника, вписанного во внешний контур отражателя. Следовательно, ЭПР уголкового отражателя примерно равна ЭПР плоского листа в виде такого шестиугольника, облучаемого по нормали. Подставив выражение для площади шестиугольника в (8.7), получим формулу для расчета ЭПР уголкового отражателя:

(8.9)

При и см ЭПР уголкового отражателя . Таким образом, ЭПР уголкового отражателя несколько меньше ЭПР плоской пластины с размерами . Однако уголковый отражатель сохраняет большое значение ЭПР в достаточно широком секторе, тогда как ЭПР пластины резко уменьшается при незначительных отклонениях направления облучения от нормали. Необходимо подчеркнуть, что достижение теоретического значения возможно лишь при высокой точности его изготовления, особенно при работе на волнах короче 3 см. Для расширения действующего сектора применяют уголковые отражатели, состоящие из четырех уголков.

В качестве пассивных радиолокационных маяков на море используют также биконические отражатели (рис. 8.5), составленные из двух одинаковых металлических конусов.

Рис. 8.4 Рис. 8.5

Если угол между образующими конусов равен , то луч после двукратного отражения от поверхности конусов направляется в сторону PЛC, что и обеспечивает большое значение ЭПР. Достоинством биконического отражателя является равномерная диаграмма рассеяния в плоскости, перпендикулярной его оси.

ЭПР шара. Для определения ЭПР большого (по сравнению с ) шара с идеально проводящей гладкой поверхностью можно воспользоваться формулой (8.6). Однако в данном случае в этом нет необходимости, поскольку такой шар соответствует требованиям к гипотетической цели, площадь поперечного сечения которой и является ее ЭПР. Таким образом, ЭПР шара, имеющего и гладкую идеально проводящую поверхность, равна его площади поперечного сечения независимо от длины волны и направления облучения:

Благодаря этому свойству большой шар с хорошо проводящей поверхностью применяют в качестве эталона при экспериментальном измерении ЭПР реальных объектов путем сравнения интенсивности отраженных сигналов.

При уменьшении отношения радиуса шара к длине волны до значений у функции (рис. 8.6) появляется ряд резонансных максимумов и минимумов, т. е. шар начинает вести себя как вибратор. При диаметре шара, близком к , ЭПР шара в четыре раза превышает площадь его поперечного сечения. Для малого шара с ЭПР определяется дифракционной формулой Рэлея и характеризуется сильной зависимостью от длины волны облучающих радиоволн.

Этот случай имеет место, например, при отражении радиоволн от капелек дождя и тумана.

С учетом значения диэлектрической проницаемости воды () ЭПР дождевых капель

где - диаметр капель.

Право - сложное социальное явление, имеющее множество форм и проявлений. Не случайно, несмотря на то, что к анализу его понимания обращались еще древние юристы (начиная с Сократа, Платона, Аристотеля), до сих пор остается актуальным утверждение И. Канта, что юристы все еще ищут определение своего понятия права.

С.А. Муромцев рассматривал человечество только как организацию принуждения, а не орудие государства; задачей права он считал охрану интересов общества, а не господствующего в данном обществе класса. Теория государства и права /Отв.ред. В.Д.Перевалов.- М.: Норма, 2010.

Н.М. Коркунов дал такое определение права, в котором не было ни указания на классовое содержание юридических норм, ни ответа на вопрос, как образуются эти нормы, не подчеркивался принудительный характер юридических норм.

Вслед за Р. Иерингом, который одним из первых юристов того времени «реанимировал» из исторического прошлого терминологию юридического мышления со всеми ее атрибутами (намерения, рефлексия, сознание, выработка юридических понятий, юридическое искусство и др.), С.А. Муромцев активно отстаивал основные начала юридического мышления, и его книга «Определение и основное разделение права» в пореформенной России была одной из первых (1879 г.) после выхода знаменитого труда Р. Иеринга «Борьба за право» в Германии в 1874 г. Отмечая достоинства его учения, он писал: «Правовые понятия и определения не даются человечеству сами собой, но составляют продукт его умственного труда - вот существеннейшее положение в учении Р. Иеринга. В связи с ним состоит своеобразный взгляд на значение юриспруденции как умственной среды, в которой происходит формулирование правовых понятий, и особое учение о борьбе, происходящей в области права» Муромцев, С.А. Указ. соч. / С.А. Муромцев. С. 40..

В истории юридической мысли существовало множество школ, различных оснований, отражающих подходы к пониманию права. Среди них можно отметить теории естественного права, юридического позитивизма, солидаризма, психологическую и историческую школы права и т.д.

Остановимся только на трех из них, имеющих принципиальное значение для дальнейшего анализа.

Теория позитивизма. Представители этого направления существование права связывают исключительно с государственной властью. По их мнению, право есть результат деятельности государства, его правотворческих органов. Правом здесь признаются исключительно государственные веления, выраженные в формально закрепленных актах, издаваемых государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Какие практические выводы вытекают из этой теории? Прежде всего, в отношении «государственная власть - право» первичным выступает государство, орудием которого и является право. Право реально содержится, «живет» только в актах, издаваемых государством, вне которых оно ни возникнуть, ни существовать не может. Все, что закреплено в нормативных правовых актах (независимо от содержания) - право. Право и закон (издаваемый властью акт) - явления тождественные. Следовательно, совокупность всех издаваемых государством формально закрепленных им норм и составляет позитивное право. Его нормы содержатся в специальных государственных актах - нормативных актах. Таковыми в российском праве являются законы, указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты исполнительных органов областей и краев. Многие нормативные акты систематизированы, т.е. объединены в единые сборники - кодексы, основы законодательства и т.д.

Естественно-правовая теория не связывает возникновение права с государством. По мнению ее сторонников, право возникает и существует объективно, независимо от последнего в силу естественной природы человека. Для того чтобы жить, развиваться, продолжать свой род, человек, как живое существо, должен иметь определенные возможности (дышать, питаться, передвигаться, иметь собственность и т.д.). Вот эти-то естественные, объективно необходимые возможности и составляют, по мнению авторов данной концепции, право. Они не могут быть ни искусственно созданы, ни отчуждены. Это естественные права человека.

Из подобной трактовки права можно сделать выводы.

  • 1. В отношении «государство - право» первичным является именно право. Государство же является лишь гарантом, средством обеспечения естественно существующего права. Собственно, благодаря охране, обеспечению силой государства естественные возможности и являются «правом».
  • 2. Право существует как бы в двух формах: позитивное - письменное, содержащееся в письменных нормативных актах, и естественное - содержащееся в сознании людей, «неписаное». Последнее составляет основу позитивного права, определяет его содержание. В соответствии с этой теорией право и закон - не идентичные понятия. Не всякий, даже совершенный по форме и изданный компетентным органом, акт является «правовым» по содержанию, ибо может заключать в себе предписания, противоречащие естественному праву, «правовой природе вещей».

Социологическая теория. Представители этого направления полагают, что нормы, записанные в правовых актах, еще не право, или, во всяком случае, не все право. Правом предписания станут лишь тогда, когда они творятся в конкретных правоотношениях, в решениях судов, иных государственных органов. «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни», «суд творит право» - тезисы сторонников этой концепции. Следовательно, право, хотя и создается государством, но не «творится» им, а закрепляется в процессе юридической и политической практики. На основе данной концепции построена англо-саксонская правовая система, основным источником которой является прецедент - судебное (административное) решение по конкретному делу, ставшее общеобязательным. Как видим, несмотря на заметное различие, указанные подходы к праву имеют общее - связь с государством, которое, гарантируя правовые веления, делает их общеобязательными для всех.

Советская юридическая наука исходила из позитивистской трактовки права, понимая его лишь как систему издаваемых государством и охраняемых им норм, письменно закрепленных в нормативных правовых актах. Исходя из такого понимания строилась и юридическая практика, деятельность правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. В последнее время эта концепция была подвергнута критике. Многие авторы склоняются к естественно-правовому пониманию права. Эта тенденция нашла отражение и в законодательстве. В частности, в ст. 17 Конституции РФ закрепляется, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», а ст. 55 под правами и свободами понимает не только те, что закреплены в Конституции, но и «общепризнанные права и свободы».

— руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.

Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.

Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.

В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Социальное назначение и функции права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его . Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-cтатическая функция , или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Выполняя регулятивно-динамическую функцию , право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).

4.1 Сущность права

Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания ): нормативное, социологическое и нравственное правопонимание.

С точки зрения нормативного правопонимания право – это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны. Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество.

Недостатки нормативной концепции:

Право понимается очень узко – как текст закона;

Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми;

Право жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей, а, следовательно, нет возможности оценить акты государства;

Порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе, т. е. возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах;

Этот тип правопонимания недемократичен, не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

С точки зрения социологического подхода право представляет собой ту сторону общественной жизни, которая выражается в действиях и поступках людей. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. Первичная клетка права – правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей). Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право здесь понимается прежде всего как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица. Социологическая концепция дает приоритет общественным отношениям, согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества, с ослаблением роли государства и децентрализацией управления.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений.

В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права.

Достоинства нравственного правопонимания:

Право связано с положительными общественными явлениями – свобода, демократия и т. п.

Заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

Недостатки:

Сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.

Не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.

В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов.

Касательно российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме.

Сущностной характеристикой права признается свобода , понимаемая как возможность действовать по собственному усмотрению, возможность выбора, возможность поступать по своей воле, без принуждения. Право – это равная, социально обусловленная мера свободы, ее границы . Оно обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. При этом в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями. Оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами.

Свобода выражается, во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно, а, во-вторых, право выражается в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.

Право состоит из объективного и субъективного права . Объективное право – общие нормы, правила, независящие от конкретного человека. Субъективное право – это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения лица.

Таким образом, право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Можно выделить следующие объективные свойства права:

1) нормативность –право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения;

2) общеобязательность – нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся;

3) принудительность , т. е. если лицо добровольно не исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований;

4) формальная определенность – поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Также формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме;

5) системность –все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других;

6) динамизм и стабильность права показывает взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Динамизм права – это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни;

7) реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует.

Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.

4.2 Функции права

Социальное назначение права состоит в том, что оно является регулятором общественных отношений, т. е. это означает:

Закреплять сложившиеся общественные отношения;

Способствовать развитию существующих и появлению новых общественных отношений;

Обеспечивать защиту сложившихся общественных отношений от нарушений. Социальное назначение права конкретизируется в его функциях.

Функции права – это определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на поведение людей, общественные отношения.

Классификация функций права:

1. Общесоциальные функции права – это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. К общесоциальным функциям права относятся:

1.1 Ценностно-ориентационная функция . Воздействие состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право ориентирует людей на общепринятые ценности, закрепленные в нем; право побуждает людей строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями, направляет их поведение на достижение и признание (уважение) этих ценностей.

1.2 Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества – традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), – право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы, так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны.

1.3 Информационная функция . Право представляет собой определенную информацию, воздействие которой состоит в том, что право доносит эту информацию до человека; через определенные источники – законы, постановления, указы и т. д. – люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

2. Специально-юридические функции – такое воздействие права, которое свойственно только праву, специфично для права, в них право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Эти функции права различаются в зависимости от задач, целей, которые они решают, а также в зависимости от правовых средств, используемых для достижения этих целей. Специально-юридические функции права делятся на две группы: регулятивные и охранительные .

2.1 Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения, т. е. фиксировать субъектный состав правовых отношений; определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Регулятивная функция реализуется через две свои разновидности:

2.1.1 Регулятивно-статическая функция. Ее смысл в том, чтобы закрепить, зафиксировать достигнутый уровень развития общества. Этот уровень выражается в субъективных правах. Эта функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечения стабильности и неизменности социально-правовых ценностей.

2.1.2 Регулятивно-динамическая функция. Ее задача – обеспечить положительное развитие общества. Средства реализации этой функции – связывание (позитивное). В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов.

2.2 В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. Содержание охранительной функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности.

Разграничение охранительных и регулятивных функций права имеет определенную теоретическую условность. Все функции права реализуют основное социальное назначение права - упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний.

4.3 Принципы права

Принцип права – основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования. Принципы права – только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства.

Роль принципов права в правовой системе:

1. Принципы права можно представить как арматуру права. Они обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.

2. Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.

3. В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.

Виды принципов права. Можно выделить несколько оснований для классификации принципов права. С точки зрения охвата выделяют принципы:

1. Общеправовые – действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права. Общеправовые принципы подразделяются на:

2. Межотраслевые – действуют в нескольких отраслях права.

3. Отраслевые – действуют в отдельных отраслях права.

4. Принципы правовых институтов – положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права. Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.

Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические .

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества. К общесоциальным принципам права относят:

Политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

Экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

Нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят:

Принцип законности;

Принцип равенства перед законом;

Принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

Принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

Принцип единства прав и обязанностей;

Принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права.

Принцип социальной справедливости. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием. Принцип справедливости носит нормативно-оценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства, последнее является материальной основой равноправия. Должно обеспечиваться не фактическое равенство, а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам.

Сочетание убеждения и принуждения в праве . Убеждение и принуждение – методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.

4.4 Понятие и структура правовой системы. Семьи правовых систем

Правовая система – взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.

Основные элементы правовой системы:

Право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности;

Законодательство и иные источники права;

Юридическая практика, ядро которой – судебная практика, причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;

Правосознание, включающее в себя правовую идеологию (систему знаний о праве) и правовую психологию (систему чувств и эмоций, вызываемых правовым феноменом).

Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. В настоящее время, как правило, используются критерии классификации-правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы :

Национальные правовые системы;

Правовые семьи;

Группы правовых систем.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В зависимости от особенностей способов правообразования различают четыре правовых семьи современности:

Романо-германская правовая семья, или система статутного права;

Англо-саксонская правовая семья, или система общего права;

Славянская правовая семья;

Религиозно-общинная правовая семья;

Идеологизированная правовая семья.

Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Группы правовых систем – это выделяемые в рамках той или иной правовой семьи элементы, представляющие собой совокупность национальных правовых семей, характеризуемую, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.

Например, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:

Группу романского права;

Группу германского права.

Внутри англо-саксонской правовой семьи выделяют также две группы:

Группу английского и американского права (Англия, США);

Группу правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.

В рамках славянской правовой семьи выделяют:

Группу российского права;

Группу западнославянского права.

Основные правовые семьи современности:

Романо-германская (законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права – нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.

Англо-саксонская правовая семья. Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Для этой семьи характерно развитие процессуальных дисциплин. Суд играет ведущую роль, по сути он творит право. Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Общее право – это право юристов-практиков. Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

Религиозно-общинная правовая семья . Эта семья сформировалась на основе двух факторов: догма веры (мусульманское право) и обычаи (традиционное право). Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае они не подпадают под наше определение права. В религиозно-общинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. На сегодняшний день для стран традиционного и религиозного права характерно усиление роли закона как источника права. При этом можно констатировать сохранение значения традиционных и религиозных норм.

Идеологизированная правовая семья. Иногда ее рассматривают вместе с религиозной, т. к. в последней тоже очевидна ведущая роль идеологии, в качестве которой выступает религия. В качестве ведущего источника права идеологизированной правовой системы выступает политическая идеология. Это самая молодая правовая семья, она сложилась после Второй мировой войны (40-50-е годы XX в.). Для большинства норм этой системы характерен императивный характер. Отличительными чертами являются принижение прав человека, декларативность управомочивающих норм, гипертрофированное количество подзаконных актов. Политические нормы в этом случае ставятся выше юридических, последние применяются только постольку, поскольку соответствуют политической доктрине. Сегодня к данной правовой семье можно причислить государства социалистической ориентации.

Особенности российской правовой системы. Российская правовая система имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в законодательную правовую семью.

Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы . Долгая практика игнорирования закона приводит к тому, что и сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права.

Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные акты . Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения.

В качестве еще одной особенности современной отечественной правовой системы можно указать ее переходный характер . Дело в том, что современная правовая система нашего государства находится в стадии реформирования, что призвано устранить пережитки прошлой идеологизированной системы и привести правовую действительность в соответствие с современными представлениями о праве и общепринятыми международными стандартами.

4.5 Система права

Система права – это объективно существующее внутреннее строение права, заключающееся в разделении единого права на отрасли и институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой.

В этом явлении отражается такое свойство права, как системность, в котором проявляются две характеристики права:

единство, т. е. внутренняя непротиворечивость, согласованность нормативных предписаний друг с другом. Единство норм права внутри системы права позволяет обеспечить общий, единый порядок регулирования.

дифференциация, т. е. специализация норм права, которая проявляется в том, что право делится на отрасли и институты в зависимости от потребностей правового регулирования.

Признаки системы права:

Система права носит объективный характер;

Состоит из норм, правовых институтов и отраслей права;

Характеризуется наличием прямых и обратных связей;

Должна быть внутренне непротиворечивой, согласованной.

Объективный характер системы права проявляется в том, что она не зависит от воли и желания законодателя, элементы системы права определяются в конечном счете предметом правового регулирования. Система права складывается исторически, а не устанавливается по произволу нормоустанавливающего субъекта.

Элементами системы права являются:

Нормы права;

Институты права;

Отрасли права.

Термин "система права" не тождественен термину "правовая система". Это качественно разные явления. Если система права отражает внутреннее строение права, то правовая система – это наиболее общая категория правоведения, которая означает совокупность всех правовых явлений, существующих на территории государства .

Отрасль права – это система правовых норм, регулирующих однородные юридически своеобразные отношения .

Правовой институт – это группа норм права, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений в рамках отрасли права.

Критерии деления права на отрасли. Основным элементом системы права является отрасль права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям, являющимся основаниями деления права на отрасли:

Предмет правового регулирования;

Метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования отрасли права – это качественно однородные общественные отношения, обладающие юридическим своеобразием.

Признаки общественных отношений, являющихся предметом регулирования отрасли права:

Это значительная, большая по объему группа общественных отношений;

Эти отношения должны обладать юридическим своеобразием, что проявляется в наибольшей в особенностях положения участников общественных отношений (либо участники общественных отношений находятся в равном положении, либо же состоят в отношениях власти и подчинения);

Эти отношения должны нуждаться в правовом урегулировании;

Эти отношения объективно поддаются правовому регулированию.

Метод правового регулирования – это совокупность способов воздействия права на поведение участников общественных отношений.

Метод правового регулирования включает в себя следующие элементы:

Характер общего юридического положения субъектов (находятся в равном положении или соподчиненном);

Основания возникновения прав и обязанностей субъектов;

Виды и характер санкций, применяемых в той или иной отрасли права.

В зависимости от того, какой способ регулирования используется (является ведущим), выделяют три вида методов правового регулирования:

Императивный (в основе лежит связывание как способ правового регулирования);

Диспозитивный (в основе лежит дозволение как способ правового регулирования);

Охранительный (в основе лежит запрет как способ правового регулирования).

Охранительный метод характеризуется соподчиненным положением субъектов; основанием возникновения прав и обязанностей является закон; жесткими санкциями, касающимися непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, ограничение свободы) и налагаемыми в рамках судебной процедуры. Диспозитивный метод характеризуется равным юридическим положением субъектов; наличием договора как специфического основания возникновения прав и обязанностей; достаточно мягкими санкциями, которые носят исключительно имущественный характер и не затрагивают личность нарушителя. Императивный метод с точки зрения общего юридического положения субъектов характеризуется соподчиненным положением субъектов; ведущим основанием возникновения прав и обязанностей является властный односторонний акт; средняя жесткость воздействия санкций, направленность санкций как на имущество, так и на личность нарушителя, санкции зачастую применяются в административном порядке.

Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т. н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т. к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.

С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.

Учредительная отрасль права государственное (конституционное) право – основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т. к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права. Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления. Метод отрасли – императивный. Основные источники – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.

Базовые (профилирующие) отрасли:

1. Гражданское право. Предмет – сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Метод – диспозитивный. Основные источники – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

2. Уголовное право. Предмет – отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства. Метод - охранительный. Основные источники – Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.

3. Административное право. Предмет – общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Метод – императивный. Основные источники – Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и др.

Семьи отраслей права. К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях. Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права:

1. Уголовно-правовая семья – уголовное право , уголовно-исполнительное право , уголовный процесс .

2. Административно-правовая семья – административное право , финансовое право , налоговое право , земельное право и др.

3. Гражданско-правовая семья – гражданское право , семейное право , трудовое право , наследственное право и др.

В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на:

Основополагающая отрасль – состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право);

Материальные – состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.);

Процессуальные – состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).

В зависимости от функций права отрасли можно разделить на:

Регулятивные – выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т. д.);

Охранительные – выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право).

По предметному единству отрасли делятся на:

Основные – в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское и др.);

Комплексные – состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.).

В системе права выделяют два крупных образования, две подсистемы: частное право и публичное право.

Публичное право – это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности . К сфере публичного права относят такие отрасли как:

Конституционное право,

Административное право,

Муниципальное право,

Уголовное право,

Уголовно-исполнительное право,

Финансовое право,

Уголовно-процессуальное право,

Земельное право,

Международное публичное право и др.

Частное право – это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях . К сфере частного права относят такие отрасли как:

Гражданское право,

Семейное право,

Трудовое право, торговое право, банковское право, международное частное право и др.

На сегодняшний день оформились три теории разграничения права на частное и публичное:

1. Теория предмета к сфере публичного права относит отрасли, нормы которых регулируют отношения, одной из сторон которых является государство. Это сфера отношений государственной власти, в которых государство проявляет себя как субъект с особыми властными полномочиями. К сфере частного права относят отрасли, нормы которых регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения между физическими и юридическими лицами без участия государства. В этих отношениях стороны выступают как равноправные субъекты, никто из которых не наделен особыми властными полномочиями по отношению к другому.

2. Теория метода к сфере публичного права относит отрасли, основанные на жестких, централизованных методах регулирования, для которых характерна авторитарность, соподчиненность субъектов. В сфере публичного права действуют императивный и охранительный методы правового регулирования. К сфере частного права относят отрасли, основанные на децентрализованном регулировании, для которых характерно юридическое равенство субъектов, их автономность. В сфере частного права действует диспозитивный метод правового регулирования.

3. Теория интереса к сфере публичного права относит отрасли, которые выражают интересы государства, общества в целом. Для регулируемых отношений характерен приоритет коллективного начала над индивидуальным. К сфере частного права отнесены отрасли, которые выражают частные интересы отдельных лиц. Для регулируемых отношений характерен приоритет индивидуального начала над коллективным.

Институт права представляет собой группу правовых норм, регулирующих одну сторону качественно однородных общественных отношений. Традиционно под институтом права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо разновидность общественных отношений внутри отрасли права. Однако это не совсем точно, ибо помимо отраслевых институтов существуют также комплексные правовые институты.

Особенности правового института:

Нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений;

Нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны, поскольку однородность общественных отношений не исключает разнообразия их сторон и оттенков;

Нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга;

Закрепляется в законодательстве в отдельном нормативно-правовом акте или в каком-либо разделе нормативного акта.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме