Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ответственность несут лица составившие и подписавшие документы. Неправильное оформление и ведение трудовой книжки: как исправить ситуацию? Электронные формы документов

Порядок приёма-сдачи первичных учётных документов

Поступающие в бухгалтерию документы обязательно проверяют. Прежде всего, производят проверку по форме, в процессе которой устанавливают необходимое количество заполняемых реквизитов, наличие и правильность подписей, чёткость и разборчивость заполнения документа. Затем осуществляют арифметическую проверку, при которой определяют правильность подсчётов в документе.

После этого документ проверяют по существу содержания, устанавливают законность и целесообразность хозяйственных операций. Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке, под которой понимают расценку, группировку и разметку их.

Данные первичных учетных документов после их приемки, проверки и учетной обработки должны быть сгруппированы и записаны на счета аналитического и синтетического учета.

Для систематизации накопления информации, содержащейся в первичных документах, используют регистры бухгалтерского учета.

Ответственность за нарушение правил оформления документа

Все первичные документы должны быть оформлены в соответствии со служебными обязанностями, доведенными до исполнителей.

За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшее эти документы.

За нарушение правил оформления документов может быть применена дисциплинарная ответственность (выговор), административная (штрафы), уголовная - передача дел на рассмотрение судебным органам.

Если не оформлен необходимый первичный документ и это обнаружилось во время налоговой проверки, то организация может быть оштрафована.

Так, статья 120 Налогового кодекса РФ " отсутствие первичных документов, счетов фактур или реестров бухгалтерского учёта" классифицирует как грубое нарушение правил учёта доходов, расходов объектов налогообложения.

Кроме того, за нарушение оформления и сроков хранения учетных документов на руководителя фирмы может быть наложен административный штраф. Размер штрафа составляет от 2000 до 3000 рублей.

Если налоговики обнаружат нарушения оформления учетных документов, они вправе составить протокол об этом нарушении и направить его мировому судье, который и будет решать, налагать на руководителя фирмы штраф или нет.

Наказание может быть в виде предупреждения или штрафа. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей и налагается на руководителя фирмы.

Региональные власти могут устанавливать административную ответственность только в законе и за нарушение местного законодательства. При этом размер штрафа для должностных лиц не может превышать 5000 рублей.

Первичные учетные документы являются основой для внесения информации в бухгалтерские и налоговые регистры. Разберемся, какие формы первичных документов обязательны к применению, а какие можно разработать самостоятельно, соблюдая перечень установленных реквизитов. Кроме того, обозначим «болевые» точки первичных учетных документов, игнорирование которых может привести к негативным налоговым последствиям.

Определение первичному учетному документу дано в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту — Закон о бухгалтерском учете) опосредованно, через факт хозяйственной жизни.

Так, каждый факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств) должен быть оформлен первичным учетным документом (п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Обязательные реквизиты первичного документа

Первичный учетный документ в силу п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете должен содержать перечень обязательных реквизитов. Такими реквизитами являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Формы первичных учетных документов

Начиная с 2013 г. формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций) определяет руководитель экономического субъекта (п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Это могут быть унифицированные формы либо собственные, разработанные с соблюдением обязательных реквизитов первичных документов. До названной даты при использовании унифицированных форм нельзя было удалять имеющиеся реквизиты таких документов (письмо Минфина России от 08.07.2011 № 03-03-06/1/414), можно было лишь дополнять форму новыми строками или графами.

При разработке собственных форм первичной учетной документации следует учитывать, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012). Примерами таких форм являются:

— кассовые документы, предусмотренные Указанием Банка РФ от 11.03.2014 № 3210-У (приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, расчетно-платежные и платежные ведомости);

— первичные документы по учету денежных расчетов при осуществлении торговых операций с применением ККТ, разработанные на основании Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132 (см. письмо ФНС России от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941). То есть в данном случае по-прежнему следует применять унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ (формы № КМ-1 - № КМ-9);

— транспортная накладная, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 , которая подтверждает заключение договора перевозки (письма Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/36, от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

В то же время, как показывает практика, немногие экономичес­кие субъекты отказались от использования привычных унифицированных форм, под которые рассчитано большинство бухгалтерских программных продуктов.

Многие организации, эксплуатирующие транспортные средства, для подтверждения расходов на ГСМ должны составлять путевой лист. При этом возникает вопрос: может ли организация самостоятельно разработать форму путевого листа, руководствуясь лишь обязательными реквизитами, содержащимися в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете?

Напомним, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее — приказ Минтранса России № 152). Письмом Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161 указано, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждаю­щих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем обязательных реквизитов, утвержденных приказом Минтранса России № 152. Но для всех ли предприятий обязательны минтрансовские реквизиты?

Как отмечено в Решении арбитражного суда Самарской области от 15.04.2014 № А55-31301/2012, применение формы № 3 «Путевой лист легкового автомобиля» носит обязательный характер только для автотранспортных организаций. Остальные организации могут либо использовать унифицированную форму № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», либо разработать свою форму путевого листа или иного документа, которым подтверждается обоснованность произведенных расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмот­ренные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. При этом первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода (письмо Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327).

В ряде случаев налоговые органы на основании недостатков путевых листов (несоответствие формы, утвержденной приказом Минтранса России № 152) делают вывод о нереальности хозяйственных операций. При разрешении в суде подобных споров судьи также отмечают, что налогоплательщик транспортной организацией не является, а поэтому объем сведений, указанных в путевых листах, достаточен для осуществ­ления налогового контроля (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 № А78-6705/2014).

Однако иная ситуация для автотранспортных предприятий.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Транспортного устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. В связи с этим ненадлежащее оформление путевого листа (по формам, не соответствующим приказу Минтранса России № 152) приводит к штрафам (Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 16.04.2015 № А59-570/2015).

Налоговые последствия дефектных первичных учетных документов

Сразу отметим, что для целей налогового законодательства используются те же первичные документы, что и в бухгалтерском учете (письмо Минфина России от 24.04.2007 № 07-05-06/106). Поэтому ненадлежащее оформление первичных учетных документов может послужить отказом в признании расходов при исчислении налога на прибыль и НДС. Как подчеркнуто в письме УФНС России по г. Москве от 05.05.2012 № 16-15/040328@, Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые подтверждают произведенные расходы.

Не так давно представители финансового ведомства высказали свое мнение по поводу некритичных ошибок в первичных документах, которые не будут являться основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письма Минфина России от 04.02.2015 № 03-03-10/4547, ФНС России от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104@). Лейтмотив разъяснений сводится к тому, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, не могут служить основанием для непризнания расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Проанализируем ошибки в первичных учетных документах, которые на практике чаще всего вызывают претензии со стороны налоговых органов.

Печать на первичных документах

Среди перечня обязательных реквизитов первичного учетного документа печать не упоминается (п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). С этим утверждением не спорят и представители налогового ведомства (письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@).

В то же время на практике налоговые органы требуют заверение печатью тех первичных документов, в которых проставлено «М.П.». Лидирующее место по количеству претензий в части документального оформления занимает товарная накладная.

И это неспроста. Как уже было отмечено, до 1 января 2013 г. у налогоплательщиков не было выбора, по какой форме составлять товарную накладную. Унифицированная форма № ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132, была обязательна к применению. А в подавляю­щем большинстве случаев унифицированные формы содержали аббревиатуру «М.П.». И если налогоплательщиком на таком документе не проставлена печать, то, по мнению налоговых органов, такой документ не может подтверждать расходы в целях исчисления налога на прибыль, а у покупателя вычет НДС по такой накладной будет неправомерен.

Но, как свидетельствует арбитражная практика, отсутствие на первичных документах печати не лишает покупателя права на вычет НДС и не свидетельствует об отсутствии фактичес­ки понесенных расходов (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2014 № А70-13797/2013, Дальневосточного округа от 29.01.2014 № Ф03-6588/2013, Московского округа от 20.02.2013 № А40-46820/12-115-275, от 04.05.2012 № А40-87365/11-75-372, от 30.01.2008 № КА-А40/14769-07). То есть отсутствие оттиска печати на унифицированных документах, если налогоплательщик продолжает их применять после 2013 г., не является недостатком первичного документа.

Учитывая возможность отказа АО и ООО от круглых печатей после 7 апреля 2015 г., этот вопрос будет не столь актуальным.

Напомним, что возможность отказа от печатей появилась у организаций благодаря вступлению в силу Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ».

Отсутствие даты получения товара

Одной из распространенных претензий налоговых органов, препятствующих возможности принять НДС к вычету, а также признать расходы для целей исчисления налога на прибыль, является отсутствие в товарной накладной даты получения товара.

Как свидетельствует арбитражная практика, один лишь факт отсутствия даты в накладной не может служить основанием для отказа в вычете НДС, если накладная содержит достоверные сведения об осуществленной операции (Определение ВАС РФ от 17.12.2009 № ВАС-16581/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2013 № A81-4420/2012, Северо-Западного округа от 21.05.2012 № A40-87365/11-75-372). В то же время отсутствие даты в накладной наряду с другими недочетами с большой степенью вероятности приведет к отказу в вычете НДС (Решение арбитражного суда Смоленской области от 28.01.2015 № А62-7236/2014, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2014 № А78-7040/2013).

Рассматривая споры по дефектам накладной, судьи отмечают, что ошибки в заполнении документов являются нарушениями только с точки зрения бухгалтерского учета. Но в налоговом законодательстве нет требований об обязательном заполнении всех граф унифицированных форм бухгалтерских документов (постановление ФАС Московского округа от 04.02.2010 № КА-А40/99-10).

Факсимильная подпись на первичных документах

Иная ситуация возникает при наличии факсимильной подписи на первичных документах. Подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, являются обязательным реквизитом первичного учетного документа (подп. 7 п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Правда, в указанном подпунк­те не уточняется: речь идет о собственноручной подписи или проставлении факсимиле.

Обратимся к нормам гражданского законодательства.

О возможности использования факсимильной подписи при заключении договора говорится в п. 2 ст. 160 ГК РФ. При этом факсимильное воспроизведение подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. То есть в договоре должен быть пункт, позволяющий одной из сторон (либо обеим сторонам) договора вместо собственноручной подписи поставить факсимиле.

Однако возможность скрепления договора факсимильной подписью не делает первичные документы, подписанные факсимиле, безопасными с точки зрения налогового законодательства, о чем свидетельствует наличие обширной арбитражной практики. Тем более что в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется.

Так, выполнение подписей руководителя и главного бухгалтера путем факсимильного воспроизведения служит основанием для отказа в принятии НДС к вычету (постановления ФАС Дальневосточного округа от 19.01.2015 № А04-7449/2013, Западно-Сибирского округа от 11.04.2014 № А03-11725/2013, Поволжского округа от 01.04.2014 № А57-4665/2013, Восточно-Сибирского округа от 29.04.2013 № А19-11729/2012).

Кроме того, на невозможность применения факсимиле на документах, представляемых для подтверждения налоговых вычетов (например, направляемого пакета документов в налоговую инспекцию для подтверждения нулевой процентной ставки), указывают письма Минфина России от 01.06.2010 № 03-07-09/33 и УФНС России по г. Москве от 07.10.2010 № 16-15/104968@.

Такая же правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11 — ни НК РФ, ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривают заверение первичных документов факсимиле (см. также постановления ФАС Дальневосточного округа от 10.12.2014 № Ф03-5158/2014, от 04.12.2014 № Ф03-5139/2014, от 25.08.2014 № Ф03-3092/2014).

Проблемы с использованием факсимиле возникают и в части подтверждения расходов с целью исчисления налога на прибыль. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы. Формы аналитических регистров налогового учета должны содержать подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров (ст. 313 НК РФ). То есть напрямую в НК РФ не предусмотрена возможность проставления факсимиле. В письме УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 № 20-12/05968 подчеркнуто, что факсимильные первичные документы не являются оправдательными документами, достаточными для признания расходов в целях налогообложения прибыли.

Такой же позиции придерживались и арбитры ВАС РФ. Так, при рассмотрении налогового спора, связанного с признанием расходов по списанной дебиторской задолженности, судьи отметили, что бухгалтерское и налоговое законодательство не содержит положений, позволяющих оформлять документы с использованием факсимильного воспроизведения подписи (Определение ВАС РФ от 26.08.2013 № ВАС-10799/13).

Таким образом, проставление на первичных учетных документах факсимиле с большей степенью вероятности повлечет за собой отказ в принятии НДС к вычету и неподтверждение расходов в налоговом учете.

Подписание первичных документов неуполномоченными лицами

При установленной реальности хозяйственных операций и фактическом осуществлении налогоплательщиком заявленных расходов налоговые органы пристальное внимание уделяют установлению полномочий лиц, подписавших первичный документ.

Подписание первичных документов неустановленным лицом свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды, а поэтому расходы, связанные с такими документами, не принимаются к налоговому учету (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.04.2015 № А19-10539/2014, Московского округа от 23.04.2014 № Ф05-17074/13 и от 01.11.2008 № КА-А40/10226-08-2). Но справедливости ради следует отметить, что, рассмат­ривая подобные дела, судьи руководствуются позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09. Наличие только подписи неуполномоченного лица на первичном документе в отсутствие иных фактов не означает нереальности хозяйственных операций и не может рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной. Однако наряду с другими обстоятельствами (отсутствие реального движения товара и т.п.) подпись неуполномоченного лица может явиться одним из доказательств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 17684/09).

Как проверить полномочия лица, подписавшего первичный документ? В первую очередь, при подписании договора с контрагентом, организация должна запросить:

— заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

— заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ;

— доверенность или иной документ, уполномочивающий лицо подписывать документы от имени контрагента (например, приказ о праве подписи документов).

Такой перечень документов рекомендован представителями финансового ведомства (письма Минфина России от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477, от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177) и свидетельствует о проявлении должной осмотрительности налогоплательщиком.

Образец приказа на право подписи первичных документов приведен ниже.

Неотъемлемой частью приказа является приложение (см. Образец 2), в котором приводятся образцы подписей должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Подписание документов директором — единственным учредителем организации

Хотелось бы остановиться на спорном вопросе возможности признания расходов в случае подписания первичных учетных документов по заработной плате директором — единственным учредителем организации. Речь идет о ситуации, когда директор — единственный учредитель организации начисляет себе зарплату и, соответственно, подписывает всю первичную документацию по оплате труда.

Позиция Минфина России (письмо от 19.02.2015 № 03-11-06/2/7790) заключается в принципиальной невозможности выплаты зарплаты директору — единственному учредителю организации, поскольку с ним нельзя заключить трудовой договор. Основная причина заключается в том, что подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается (письма Минтруда России от 06.03.2013 № 177-6-1, от 28.12.2006 № 2262-6-1). Следовательно, все первичные учетные документы, подписанные директором-учредителем организации, касающиеся оплаты труда, не могут служить основанием для их включения в состав налоговых расходов (письмо Минфина России от 19.02.2015 № 03-11-06/2/7790). Несмотря на то что в письме Минфина идет речь об «упрощенных» расходах, вывод с большой степенью вероятности можно распространить и на налогоплательщиков, применяющих общую систему налогообложения. Основным аргументом в пользу запрещения учета «зарплатных» расходов, по мнению Минфина России, является нелегитимность заключения трудового договора директором с самим собой. Представители финансового ведомства и ранее высказывали аналогичную позицию (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-11-11/665, от 17.10.2014 №03-11-11/52558).

Однако еще более десяти лет назад Пленум ВС РФ (п. 4 постановления ВС РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ») разъяснял, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами — с другой, основаны на трудовых договорах. При этом положения ТК РФ не содержат запрета на заключение трудового договора с руководителем — единственным учредителем организации. То есть в том случае, когда функции руководителя осуществляет единственный участник (учредитель) общества, трудовой договор может быть заключен на общих основаниях (ст. 15, 20, 57 ТК РФ).

Но, принимая во внимание позицию Минфина России и Роструда относительно невозможности выплаты зарплаты директору — единственному учредителю организации, следует учитывать возможные налоговые риски в части исключения таких расходов из налоговой базы, независимо от правильности оформления первичных документов по зарплате.

Исправления в первичных учетных документах

Согласно п. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Так, не допускаются исправления в кассовых и банковских документах (абз. 2 п. 4.7 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).

В других первичных учетных документах внесение исправлений возможно.

Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Таким образом, исправления в первичном документе должны быть заверены представителями сторон, участвовавшими в составлении этого документа в соответствии с нормами Закона о бухгалтерском учете.

Порядок исправления ошибок в первичных учетных документах регламентирован п. 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР от 29.07.83 № 105). Алгоритм исправления ошибок заключается в следующем:

— зачеркивается ошибочная запись;

— ставится правильная запись;

— проставляется надпись «исправленному верить»;

— ставится дата внесения исправления;

— ставится должность лица и ФИО лица, которое вносит исправление;

— ставится личная подпись.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Следует обратить внимание на то, что при рассмотрении судебных споров документы, составленные с нарушением приведенных требований, не рассматриваются как надлежащие доказательства совершения хозяйственной операции.

Например, в одном из судебных решений (Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.03.2015 № А43-27322/2014) исправленные товарные накладные не расценивались как доказательства, свидетельствующие о поставке товара, поскольку «...исправленные товарные накладные не содержат подписи лиц, составивших документ с исправлением с указанием идентифицирующих признаков, а также подписи уполномоченного лица ответчика».

По общему правилу, при выявлении в последующих расчетных периодах фактов, свидетельствующих о том, что в первичных учетных документах (актах) за предыдущие расчетные периоды содержатся недостоверные сведения, стороны обязаны внести исправления в ранее подписанные первичные документы в целях их достоверности.

Однако внесение исправления в первичные учетные документы, составленные в одностороннем порядке и содержащие исправления показаний приборов учета, в обоснование заявленного объема переданной электроэнергии, не может быть признано достаточным и достоверным доказательством потребления электрической энергии в большем объеме. Как отмечено в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 №А41-53651/2014, «…одностороннее изменение сведений о количестве потребленных ответчиком энергоресурсов в счете и акте приема-передачи энергии, без взаимного волеизъявления сторон противоречит приведенным нормам права и не влечет правовых последствий».

Санкции за отсутствие первичных документов

Отсутствие первичных учетных документов не только служит основанием для отказа в признании осуществленных расходов в целях исчисления налога на прибыль, в принятии НДС к вычету, но и образует самостоятельный вид налогового правонарушения. За грубое нарушение правил учета
(к которому относится отсутствие первичных документов), не повлекшее занижение налоговой базы, предусмотрены налоговые санкции (см. табл. 1).

Таким образом, если у налогоплательщика нет в наличии документов более чем за один налоговый период, сумма штрафа за отсутствие первичных документов вырастет в три раза.

Следует отметить, что с 1 января 2014 г., благодаря вступ­лению в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федераци, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», положения ст. 120 НК РФ применяются также к индивидуальным предпринимателям и налоговым агентам.

Несмотря на то, что в ст.120 НК РФ речь идет об отсутствии первичного документа, по мнению налоговиков, за составленный первичный документ с погрешностями (например, отсутствие подписи в накладной) налогоплательщику также грозит штраф по ст. 120 НК РФ (письмо Минфина России от 09.06.2011 № 03-02-07/1-187).

За отсутствие первичных учетных документов должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности (см. табл. 1)

Таблица 1

Санкции, за нарушения правил учета, предусмотренные НК РФ и КоАП РФ

Размер штрафа

Нарушение

Норма

Налоговая ответственность

Нарушение совершено в течение одного налогового периода (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, и без занижения налоговой базы)

Пункт 1 ст. 120 НК РФ

Нарушение совершено в течение более одного налогового периода (без занижения налоговой базы)

Пункт 2 ст. 120 НК РФ

20% суммы неуплаченного налога, но не менее
40 000 руб.

Нарушение привело к занижению налоговой базы

Пункт 3 ст. 120 НК РФ

Административная ответственность

От 2000 до 3000 руб.

— нарушение привело к занижению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

— нарушение привело к искажению любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%

Статья 15.11 КоАП РФ

Сроки хранения первичных учетных документов

Статья 29 Закона о бухгалтерском учете устанавливает лишь общий срок жизни бухгалтерский документов — не менее пяти лет. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (действует с 30 сентября 2011 г.) утвержден «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (далее — Перечень).

При применении Перечня следует учитывать, что установленные сроки хранения документов нужно отсчитывать не от даты составления документа, а с 1 января следующего года.

Так, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 2015 г., начнется с 1 января 2016 г.

Приведем сроки хранения отдельных видов бухгалтерских документов (см. табл. 2).

Таблица 2

Сроки хранения отдельных видов бухгалтерских документов

Наименование бухгалтерского документа

Срок хранения

Норма закона

Кассовые, банковские документы, акты о приеме, сдаче, списании имущества и ТМЦ, накладные, авансовые отчеты

Не менее пяти лет при условии завершения проверки или ревизии и отсутствия споров и разногласий

Пункт 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете, п. 362 Перечня

Документы о дебиторской и кредиторской задолженности (справки, акты сверки, переписка и др.)

Не менее пяти лет

Пункт 379 Перечня

Лицевые счета работников

Не менее 75 лет

Пункт 413 Перечня

Исполнительные документы

Не менее пяти лет

Пункт 416 Перечня

Договоры о материальной ответственности

Не менее пяти лет после увольнения материально ответственного лица

Пункт 457 Перечня

Личные карточки работников

Не менее 75 лет

Пункт 658 Перечня

Графики предоставления отпусков

Не менее года

Пункт 693 Перечня

Отдельные сроки хранения установлены для документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов), — не менее четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Для некоторых налоговых документов существуют специальные сроки. В первую очередь, это касается первичных документов, которые подтверждают размер полученного убытка (в случае его переноса на будущие периоды), в течение всего перенесенного срока (п. 4 ст. 283, п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Поскольку полученный убыток по правилам налогового учета можно переносить на будущее в течение десяти лет (п. 2 ст. 283 НК РФ), а первичные документы отчетного года хранятся четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), максимальный срок хранения «убыточных» документов составит 14 лет.

Несмотря на то что для хранения документов, подтверждающих начисление амортизации, установлен общий срок хранения (четыре года), исчисление данного срока производится в специальном порядке (письмо Минфина России от 26.04.2011 № 03-03-06/1/270): четырехгодичный срок хранения документов отсчитывается с момента окончания амортизации по основному средству. Например, если по основному средству в последний раз будет начислена амортизация в июле 2015 г., то четырехлетний налоговый срок хранения документов начнет течь с января 2016 г. и закончится в декабре 2019 г. Но, поскольку в бухгалтерском учете первичные документы, связанные с формированием первоначальной стоимости основного средства, должны храниться не менее пяти лет, на практике используется максимальный срок хранения.

В таблице 3 приведены сроки хранения отдельных видов налоговых документов.

Таблица 3

Сроки хранения отдельных видов налоговых документов

Наименование налогового документа

Срок хранения

Норма Закона

Счета­фактуры

Не менее четырех лет при условии завершения проверки или ревизии (например, налоговой) и отсутствия споров и разногласий

Подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ

Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах

Постоянно

Пункт 381 Перечня

Налоговые декларации (расчеты) юридических лиц по всем видам налогов

Не менее пяти лет

Пункт 392 Перечня

Документы, подтверждающие объем налогового убытка прошлых лет, сумма которого перенесена на будущее при расчете налога на прибыль

Не менее четырех лет после окончания налогового периода, налоговая база по итогам которого была уменьшена на сумму убытков прошлых лет

Пункт 4 ст. 283 НК РФ

Санкции за нарушение порядка и сроков хранения документов

Напомним, что за организацию хранения документов несет ответственность руководитель организации (п. 1 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете). А главный бухгалтер несет ответственность за организацию работ по сохранности этих документов (составление реестра, подшивку документов) с последующей передачей их в архив.

За нарушение порядка и сроков хранения первичных учетных документов организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности (см. табл. 4).

Таблица 4

Ответственность за нарушение порядка и сроков хранения первичных учетных
документов организации

Размер штрафа

Вид нарушения

Норма закона

От 2000 до 3000 руб. — для должностных лиц

Нарушение порядка и сроков хранения учетных документов

Статья 15.11 КоАП РФ

От 4000 до 5000 руб. — для должностных лиц;

от 40 000 до 50 000 руб. — для юридических лиц

Несоблюдение сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям

Пункт 6 ст. 15.25 КоАП РФ

От 1000 до 2000 руб. — для должностных лиц;

Нарушение установленных сроков хранения учетных документов по внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля

Пункт 2 ст. 14.20 КоАП РФ

от 10 000 до 20 000 руб. — для юридических лиц

От 2500 до 5000 руб. — для должностных лиц;

Неисполнение акционерным обществом — профессиональным участником рынка ценных бумаг обязанности по хранению документов в течение сроков, предусмотренных законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами

Пункт 1 ст. 13.25 КоАП РФ

от 200 000 до 300 000 руб. —
для юридических лиц

Федеральный закон от 06.11.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» действует с 1 января 2013 года. За это время у бухгалтеров накопились практические вопросы по его применению, в том числе, в части составления первичных документов. Кроме того, в конце 2013 года в данный Закон внесен ряд изменений. В частности, ответственность за правильность оформления первички заменена на ответственность за ее оформление. В материале к.э.н. В.В. Приображенской (Минфин России), вы найдете ответы на популярные вопросы.

Ответ будет положительным. Действительно, возможна ситуация, когда первичный учетный документ организации будет содержать подписи лиц только других организаций и не подписываться должностными лицами самой организации. Такая вероятность обусловлена имеющейся законодательной нормой, позволяющей руководителю экономического субъекта передать ведение бухгалтерского учета сторонней организации, например, по т. н. договору аутсорсинга. Рассмотрим ситуацию более подробно. В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета и хранение соответствующих документов организуются руководителем экономического субъекта.

Напомним, что руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона № 402-ФЗ).

При организации ведения бухгалтерского учета возможны следующие ситуации:

1) руководитель экономического субъекта возлагает ведение бухучета на должностное лицо этого субъекта, например, главного бухгалтера. В установленных случаях указанное должностное лицо должно соответствовать требованиям, определенным в части 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ, а также дополнительным требованиям, установленным федеральными законами (ч. 5 ст. 7 Закона № 402-ФЗ);

2) руководитель принимает ведение бухучета на себя. До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 425-ФЗ такая ситуация была допустима только в субъектах малого и среднего предпринимательства. Условия отнесения юридических лиц к категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с действующей редакцией Закона № 402-ФЗ принять ведение бухгалтерского учета на себя может также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Федеральным законом от 02.11.2013 № 292-ФЗ такое право предоставлено некоммерческим организациям, за исключением: некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей; коллегий адвокатов; адвокатских бюро; юридических консультаций; адвокатских палат; нотариальных палат; жилищных и жилищно-строительных кооперативов; кредитных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; микрофинансовых организаций; обществ взаимного страхования; организаций государственного сектора; государственных корпораций; государственных компаний; политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений; саморегулируемых организаций; некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (включенных в соответствующий реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);

3) ведение бухучета руководитель передает иному физическому или юридическому лицу путем заключения договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Этот вариант не может быть применен кредитными организации. В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Подобный договор может заключаться, например, при оказании услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию. Вместе с тем в силу статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Однако при заключении экономическим субъектом договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета также следует учитывать упомянутые ранее требования части 4 и части 5 статьи 7 Закона № 402-ФЗ. Данным требованиям должны соответствовать физическое лицо либо, как минимум, один работник (по трудовому договору) юридического лица, с которыми заключается договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 6 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Исходя из части 2 статьи 1 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет включает составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ в часть 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета подлежат данные, содержащиеся в первичных учетных документах (ч. 1 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). При этом первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ) при его совершении либо, если это не представляется возможным, непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Поскольку бухгалтерский учет экономического субъекта может вести по договору иное юридическое или физическое лицо, то на практике не исключена ситуация, когда составление некоторых первичных учетных документов, а также «перенос» данных из первичных документов в регистры может оказаться в ведении только сотрудников аутсорсинговой компании или физического лица, которое ведет бухгалтерский учет по договору.

Однако следует учитывать нормы части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, в которой установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа. В частности, первичный учетный документ в обязательном порядке должен содержать наименование должности и подпись каждого из лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо лиц, ответственных за оформление свершившегося события. При подписании первичного учетного документа ответственными лицами необходимо указывать фамилию с инициалами, а также иные реквизиты для идентификации этих лиц. Перечень лиц, совершивших сделку или операцию и ответственных за ее оформление или ответственных за оформление свершившегося события, подпись которых требуется при оформлении первичного учетного документа, будет зависеть от особенностей конкретного факта хозяйственной жизни, оформляемого данным первичным документом.

При этом вне зависимости от того, сотрудник какой организации подписывает первичный учетный документ, необходимо, чтобы исходя из содержания такого документа можно было идентифицировать каждое лицо, совершившее сделку или операцию, а также каждое лицо, ответственное за оформление сделки, операции или свершившегося события. При оформлении первичного учетного документа указывается должность, которую занимает ответственное лицо согласно трудовому договору с работодателем.

Изложенная позиция зафиксирована в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (письмо Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности от 29.01.2014 № 07-04-18/01). Напомним, что указанные рекомендации не устанавливают правовых норм и не являются нормативным правовым актом. Данный документ имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствуют экономическим субъектам, аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и о бухгалтерском учете в понимании, отличающимся от трактовки, изложенной в Рекомендациях. Однако следует учитывать, что приведенная в Рекомендациях информация базируется на российском законодательстве и нормативных правовых актах в области бухгалтерского учета.

Должен ли руководитель организации ставить свою подпись на каждом первичном документе?

Ранее упоминались изменения, внесенные в Закон № 402-ФЗ Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ и вступившие в силу с 1 января 2014 года. Теперь в части 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, руководитель экономического субъекта должен определить, а не утвердить формы первичных учетных документов. Напомним, что унифицированные формы первичной учетной документации, как правило, содержат обязательные реквизиты, предусматривающие утверждение формы руководителем организации (должность, подпись, расшифровка подписи, дата). Уточненная формулировка Закона № 402-ФЗ избавляет руководителя экономического субъекта от обязанности собственноручно подписывать каждую разработанную организацией форму первичного учетного документа.

Наряду с формами первичных учетных документов руководитель определяет состав таких документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, а также перечень лиц, имеющих право подписи таких документов (документ ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете"»).

Может ли организация по-прежнему пользоваться унифицированными формами первичных документов?

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными, если иное не установлено уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов. Однако организация может использовать данные унифицированные формы при разработке и определении собственных форм первичных учетных документов.

Обязательные реквизиты первичных учетных документов определены в части 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов, в связи с чем при необходимости организация может включить в первичный учетный документ дополнительные реквизиты. Дополнительные реквизиты могут быть обусловлены, в частности, характером факта хозяйственной жизни, оформляемым данным документом, требованиями нормативных правовых актов, потребностями управления, технологией обработки учетной информации.

Какие еще законодательные изменения в порядке оформления первичных учетных документов действуют с 2014 года?

Федеральным законом от 21.12.2013 № 357-ФЗ (далее - Закон № 357-ФЗ) дополнена часть 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ, в связи с чем к бухгалтерскому учету не допускается принятие документов, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. А при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах не допускаются не только пропуски или изъятия, но и регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета.

Под мнимым объектом бухгалтерского учета в части 2 статьи 10 Закона № 402-ФЗ понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида, например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни. Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание. Притворным объектом бухгалтерского учета является объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его, в том числе притворные сделки. Напомним, что мнимая и притворная сделки определены в статье 170 ГК РФ и признаются ничтожными. Так, мнимая сделка - сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия; притворная сделка - сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях.

Также Законом № 357-ФЗ запрещено ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров (ч. 3 ст. 10 Закона № 402-ФЗ).

Несет ли ответственность за содержание первичного документа бухгалтер аутсорсиноговой компании?

Да, если бухгалтер является лицом, ответственным за оформление факта хозяйственной жизни. Законом № 357-ФЗ статья 9 Закона № 402-ФЗ дополнена нормой, которая предусматривает, что достоверность данных в первичных учетных документах, а также своевременную передачу таких документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета должно обеспечивать лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни. Одновременно лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (или лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета), не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Как законодательно урегулирован порядок внесения исправлений в первичку, оформленную в электронном виде?

Действительно, на практике возникает много вопросов по внесению исправлений в первичные учетные документы, составленные в электронном виде и подписанные электронной подписью. Возможность составления электронного первичного учетного документа предусмотрена частью 5 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. При этом бухгалтерским законодательством не установлены требования к виду электронной подписи: простая или усиленная (квалифицированная и неквалифицированная).

Внесение исправлений в первичный учетный документ допускается в соответствии с частью 7 статьи 9 Закона № 402-ФЗ (если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета). Однако исправление в первичном учетном документе, составленном в электронном виде, имеет ряд законодательных особенностей, в том числе обусловленных Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Так, в статье 11 данного Закона определено, что квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока, в частности, подтверждено отсутствие изменений, внесенных в электронный документ после его подписания.

В этой связи отметим, что Законом № 402-ФЗ установлены только единые требования к исправлению в первичном учетном документе вне зависимости от того, в каком виде он составлен - бумажном или электронном. К таким требованиям относятся:

  • дата исправления;
  • подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Вместе с тем конкретный порядок внесения исправлений в электронный первичный документ в Законе № 402-ФЗ не определен, поскольку методика внесения таких исправлений будет зависеть от используемых технических средств или информационных технологий.

Первичный документ, принимаемый к бухгалтерскому учету, должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные законом о бухучете. Если при оформлении «первички» допущены нарушения, то это может привести к вполне серьезным последствиям. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами Бератора.

В законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не говорится о том, что бухгалтерский учет ведется на основании первичных документов. Их, как и раньше, необходимо составлять, но теперь в связи с каждым фактом хозяйственной жизни. Закон не требует при оформлении «первички» пользоваться исключительно унифицированными формами документов. Можно их разрабатывать самостоятельно, но при этом соблюдать требование об обязательных реквизитах. Это (часть 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи этих лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

И, разумеется, первичный документ просто должен быть.

Отсутствие первичного документа

Если вы не оформили необходимый первичный документ, и это обнаружилось во время налоговой проверки, вас могут оштрафовать.

Так, статья 120 Налогового кодекса РФ «отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета» квалифицирует как «грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения».

Размер штрафа за такое нарушение - 10 000 рублей. Если же такие нарушения совершены неоднократно в разных налоговых периодах, штраф возрастает до 30 000 рублей.

Если же такое нарушение повлекло за собой «занижение налоговой базы», штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.


Имейте ввиду

С 1 января 2014 года действие статьи 120 Налогового кодекса распространяется не только на фирмы, но и на предпринимателей.


Существует и другая опасность. Статья 252 Налогового кодекса РФ в качестве расходов понимает обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Если же документ, подтверждающий произведенные организацией затраты (например, акт приемки-сдачи выполненных работ), не оформлен или составлен с серьезными нарушениями, может не принять такие расходы для целей налогообложения.

В результате с вас взыщут сумму заниженного налога, а также пени.

Кроме того, инспекция может предъявить штраф по статье 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» Налогового кодекса, которая предусматривает штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), а деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40%.

Однако здесь надо указать на существенный момент: предъявить требования об уплате штрафов за одно и то же нарушение одновременно по статьям 120 и 122 Налогового кодекса налоговая инспекция не вправе (определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. № б-О).

Если вы занизили налоговую базу и не из-за грубого нарушения правил учета, вас оштрафуют по пункту 3 статьи 120. Если вы занизили налоговую базу и не уплатили налог по другой причине, вас оштрафуют по статье 122.

Если же налоговая инспекция за одно и то же нарушение предъявила вам штрафы одновременно по двум вышеуказанным статьям, не спешите с этим соглашаться.

ООО перечислило в оплату консультационных услуг.

Однако акт, подтверждающий оказание услуг, не содержал всех необходимых реквизитов. Во время выездной проверки работники налоговой инспекции расценили это как нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете» и исключили сумму, уплаченную иностранному партнеру, из состава себестоимости.

Как следствие, было принято решение доначислить налог, а также взыскать с предприятия пени и штраф.

Предприятие с решением инспекции не согласилось и обратилось в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, суд встал на сторону предприятия. Он, в частности, указал, что «незначительные недостатки в оформлении первичных документов... не свидетельствуют об отсутствии хозяйственной операции, а также об отсутствии у предприятия расходов по оплате консультационных услуг».


Из-за отмены обязательного использования унифицированных форм первичных документов у компаний должно сократиться количество споров с проверяющими. Контролеры больше не смогут «снимать» расходы по причине ненадлежаще оформленных документов, так как самого требования об использовании типовых форм документов с 1 января 2013 года не существует (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Первичный документ на мнимую сделку

Учитывая, что с 1 января 2014 года к бухгалтерскому учету нельзя принимать документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Чиновники определили круг ответственности за оформление таких документов в учете.

Так, ответственным за оформление факта хозяйственной жизни, признается лицо, составившее первичный документ. Этот субъект (гражданин или фирма) должен обеспечить своевременную передачу оформленного документа в бухгалтерию для регистрации в учете, а также гарантировать достоверность его данных.

Что касается лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета (например: бухгалтер, руководитель) или с которым об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (например: аутсорсинговая фирма), то они не несут ответственности за соответствие составленной другими лицами «первички» и свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Некачественный документ от партнера

А вот другой пример. Он показывает, что если недооформленный документ вы получили от своего партнера, то это вовсе не означает, что штрафные санкции могут быть предъявлены и вашему предприятию.

Налоговая инспекция провела выездную проверку, в результате которой было принято решение о привлечении компании к ответственности. Основанием для такого решения стало, в частности, отсутствие товарно-транспортных накладных по форме 1-Т. Однако суд с точкой зрения налоговиков не согласился, указав, что факт оприходования обществом купленного товара подтвержден товарными накладными по форме ТОРГ-12. В ответ на это налоговая инспекция привела еще один довод: в товарных накладных (ТОРГ-12) нет ссылки на номер и дату транспортной накладной. Но и с этим аргументом арбитры не согласились, подчеркнув, что «отсутствие ссылки на номер и дату транспортной накладной, при фактическом принятии на учет товара, подтверждении свидетелями факта поставки товара силами поставщика, не свидетельствует об отсутствии поставки товара» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2010 г. по делу № А27-391/2010 (определением ВАС РФ от 21.01.2011 № ВАС-67/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).

Административная ответственность

За те же нарушения мировой судья по инициативе налоговиков может наложить на или организации административный штраф от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ).

Обратите внимание: этот штраф налагают только в том случае, если нарушение правил бухгалтерского или налогового учета привело:

· к искажению сумм начисленных налогов и не менее чем на 20%;

· к искажению любой статьи (строки) формы не менее чем на 20%.

Некоторые считают, что такие действия налоговиков неправомерны, поскольку позволяют повторно привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение.

К сожалению, это не так. Дело в том, что за грубые нарушения в оформлении документов по статье 120 Налогового кодекса к ответственности привлекается организация, а по пункту 15.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ - ее должностные лица.

Такую ситуацию прямо допускает пункт 4 статьи 108 Налогового кодекса, согласно которому «привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации».

Должностные лица освобождаются от административной ответственности за подобные нарушения, если они:

  • подали уточненную (расчет) и уплатили недоимку и пени, предусмотренные пунктами 3, 4 и 6 статьи 81 Налогового кодекса;
  • исправили ошибки в порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности.

В настоящее время за нарушение правил организации и ведения бухгалтерского учета относительно документального оформления предусмотрена следующая административная ответственность:

* необеспечение контроля за документированием экономических фактов и отраже¬нием их в бухгалтерском учете влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за организацию такого учета или контроля, в размере от 25 до 75 у.е.;

* несоблюдение установленных законодательством правил об отражении на счетах и в бухгалтерских регистрах экономических фактов влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 5 до 10 у.е. и на должностных лиц в размере от 25 до 75 у.е.;

* несоставление или несоблюдение требований оформления первичных документов и первичных документов строгой отчетности, их неполное или ненадлежащее оформление либо пропуск срока их представления в бухгалтерию влекут наложение штрафа на лицо, ответственное за составление, подписание и представление первичных документов, в размере от 20 до 75 у.е. Нестеров, Г.Г. Налоговый учет: учебник / Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рид Групп, 2011. - 94 c.

Кроме того, использование бланков первичных документов отличного от предусмотренных действующими нормативными актами образца, а также использование фальшивых или чужих бланков первичных документов (в том числе налоговой накладной) влекут наложение штрафа в размере сумм хозяйственных операций, отраженных в этих документах.

Не обеспечение сохранности налоговой отчетности и/или учетной документации, и/или контрольных лент и/или полное или частичное отсутствие бухгалтерского учета, что ведет к невозможности проведения налогового контроля, влекут наложение штрафа с исчислением соответствующих налогов и сборов. В случае если в ходе налогового контроля из-за отсутствия или ненадлежащего ведения бухгалтерского учета невозможно определить суммы налогов (пошлин) и сборов, подлежащие уплате в бюджет, либо если налогоплательщик (его представитель), должностное лицо налогоплательщика не представляют полностью или частично учетную документацию и/или налоговую отчетность, исчисление соответствующих налогов (пошлин) и сборов осуществляется налоговым органом на основании косвенных методов и источников с осуществлением последующего перерасчета после восстановления учета в соответствии с законодательством или после представления соответствующих документов. Шестакова, Е.В. Оптимизация налогов / Е.В. Шестакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 39 с

Соответствующие положения не применяются к структурам, ведущим бухгалтерский учет и составляющим финансовые отчеты на основе МСФО, на период до двух лет со дня внедрения указанных стандартов. Также соответствующие положения не применяются к субъектам, которые ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность на основе Национальных стандартов бухгалтерского учета в течение периода до двух лет со дня внедрения указанных стандартов.

Субъект использует типовые формы первичных документов, утвержденные МФ, в компетенцию которого входит разработка, утверждение и публикация форм первичных документов, бухгалтерских регистров и методологических норм по их составлению и использованию.

Важно знать в каких конкретно случаях предприятие вправе самостоятельно разрабатывать и использовать формы первичных документов. Так, в случае отсутствия типовых форм или если таковые не удовлетворяют потребность субъекта, он разрабатывает и использует формы документов, утвержденные руководством субъекта с соблюдением требований Закона. Следовательно, самостоятельно предприятие имеет право разработать формы первичных документов в двух случаях: если типовые формы не утверждены или если типовые формы утверждены, но они не удовлетворяют потребность субъекта. Нестеров, Г.Г. Налоговый учет: учебник / Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рид Групп, 2011. - 141 c.

Следует иметь в виду, что наличие обязательных реквизитов является залогом юридической силы первичного документа. При наличии расхождений от правил заполнения первичных документов у контролирующих органов появляются основания для признания расходов документально неподтвержденными. Например, осуществление предпринимательской деятельности без указания в документах фискального кода в случае, когда его использование или указание предусмотрено законодательством, или осуществление этой деятельности с использованием чужого или фальшивого фискального кода признается незаконным занятием предпринимательской деятельностью.

Необязательно указание некоторых реквизитов в следующих случаях:

Отражение реквизита «наименование, адрес, фискальный код получателя документа, а в случае физических лиц - идентификационный номер», не обязательно при составлении первичных документов для лиц, не зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности;

Указание таких реквизитов как «наименование, адрес, фискальный код субъекта, от имени которого составлен документ» и «наименование, адрес, фискальный код получателя документа, а в случае физических лиц - идентификационный номер» не обязательно в первичных документах, составленных для внутренних нужд субъектов. Недерица А.Д. Налогообложение: Курс лекций / А.Д. Недерица. - Кишинев: Изд-во МЭА, 2010 - 67 с

В зависимости от характера экономических фактов и технологий обработки информации лица, предусмотренные в ст. 13 Закона, могут включать в первичные документы дополнительные элементы. Например, основание для выполнения хозяйственной операции, которое установлено соответствующим документом (приказ, договор и т.п.) и другие реквизиты, необходимые для оформления конкретной хозяйственной операции.

Также согласно требований Инструкции о порядке учета, выдачи, хранения и использования типовых форм первичных документов строгой отчетности, типовые формы первичных документов строгой отчетности содержат следующие обязательные элементы:

* наименование, номер и серия, дата составления документа;

* наименование, адрес, фискальный код субъекта, от имени которого составлен документ, а также субъекта-получателя документа (а для физических лиц - идентификационный номер);

Фактически не все утвержденные в настоящее время первичные документы строгой отчетности содержат вышеуказанные обязательные элементы. Другие обязательные реквизиты первичных документов строгой отчетности конкретизируются соответствующими нормативными документами. Например, налоговая накладная должна содержать следующие сведения:

1) порядковый номер накладной;

2) наименование (имя), адрес и фискальный код поставщика;

3) дату выписки накладной;

4) дату поставки, если она не совпадает с датой выписки накладной;

5) наименование (имя), адрес и фискальный код покупателя;

6) вид поставки;

7) для каждого вида поставки товаров, услуг:

· количество товара;

· закупочную/отпускную цену и величину общей торговой надбавки - в случае поставки социально значимых товаров;

· цену единицы товара без НДС;

· ставку НДС;

· сумму НДС на единицу товара;

· общую сумму поставки товаров, услуг, подлежащую уплате;

· общую сумму НДС. Налоговый учет и аудит: состояние и развитие [Текст] : монография / Н.Т. Лабынцев [и др.]. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.гос. экон. ун-та (РИНХ), 2010. - 63 с.

Такой реквизит, как «должность, фамилия, имя и подпись, в том числе цифровая, лиц, ответственных за осуществление и отражение экономических событий» следует заполнять в тех типовых формах первичных документов строгой отчетности, в которых данный элемент предусмотрен соответствующими инструкциями по заполнению, утвержденными в установленном порядке. Подпись ответственного сотрудника предприятия является обязательным реквизитом первичного документа, а печать не входит в число тех реквизитов, которые обязательно должны быть в каждом первичном документе.

Наличие печати на предприятии предусмотрено согласно требованиям законодательства, но действующее в настоящее время бухгалтерское законодательство не относит печать в перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа. Следовательно, печать является дополнительным реквизитом первичных документов, если законодательством не предусмотрено иное. Например, акционерное общество должно иметь печать с его полным наименованием на государственном языке и указанием на место нахождения. На печати может быть также указано наименование общества на другом языке, используемом на территории РФ в соответствии с законодательством. Налоговый учет и аудит: состояние и развитие [Текст] : монография / Н.Т. Лабынцев [и др.]. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.гос. экон. ун-та (РИНХ), 2010. - 113 с.

Также общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. Любой документ и любое письмо общества должны содержать его наименование, указание на организационно-правовую форму, адрес места нахождения, номер государственной регистрации, размер уставного капитала и имя руководителя. Печать подтверждает подлинность документа, но обязательно следует ее ставить, если в самом бланке документа для этого предусмотрено соответствующее место, т.е. в обязательном порядке печатью должны заверяться те документы, для которых это предусмотрено законодательством, учетной политикой, соглашением сторон.

Ответственность и контроль за соблюдением режима хранения печатей, а также за законностью пользования ими возлагается на руководителей организаций, предприятий, учреждений. При смене руководителя печати передаются по акту вновь назначенному лицу. При необходимости руководители организаций, предприятий, учреждений могут приказом возложить ответственность за хранение и использование печатей на одного из подчиненных им работников Так, в организациях, на предприятиях, в учреждениях печати хранятся в металлических шкафах и сейфах наравне с секретными документами, а их учет ведется в специальных книгах. Запрещается хранить печати в служебных столах, ящиках, передавать их на хранение лицам, не имеющим на это права, носить их в карманах одежды.

Кассовые, банковские и расчетные документы, финансовые, торговые и начисленные обязательства могут подписываться единолично руководителем субъекта или двумя лицами с правом подписи: первая подпись принадлежит руководителю или другому уполномоченному лицу, вторая - главному бухгалтеру или другому уполномоченному лицу. Шестакова, Е.В. Оптимизация налогов / Е.В. Шестакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 111 с.

Подписи на указанных документах заверяются в случае необходимости печатью соответствующего субъекта. При отсутствии должности главного бухгалтера подпись на указанных документах ставит руководитель соответствующего субъекта или другое уполномоченное лицо.

Ошибки в первичных документах, равно как и отсутствие документов, могут привести организацию к финансовыми потерями.

Выводы: Либерлизация в сфере составления первичных документов в целом имеет положительное значение в части организации налогового и бухгалтерского учета. Это позволит учитывать особенности осуществляемой деятельности каждым экономическим субъектом. Что касается значимости унификации документов, их универсальности, то в этом случае эти критерии сохраняются, так как законом определены обязательные реквизиты каждого первичного документа.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме