Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения судьи конституционного суда российской федерации

Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой. Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования детей с ДЦП .

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных детских садах, где осуществляется коррекционное обучение, воспитание и подготовка детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. Основными целями является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Положительным эффектом от лечебных и педагогических мероприятий служит своевременная, взаимосвязанная и непрерывная работа. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия -- согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Их общая позиция необходима будет при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралич включается большой перечень работы: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Существует несколько принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом :

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Означает постоянный контроль взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Вследствие этого необходима совместное развитие всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. После 3-4 лет начинается проводится коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми, несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности. Чаще всего в этом случае работа направлена не на предупреждение сложившихся дефектов, а на их исправление. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое взаимодействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а также исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедической работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок, а не с учетом его возраста.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущим видом деятельности является эмоциональное общение со взрослыми; в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) - игровая деятельность; в школьном возрасте - учебная деятельность.

4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.

5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка.

Таким образом, дошкольная система образования большое внимание уделяет проведению коррекционной работы с детьми детского церебрального паралича. Для этого существую специальные дошкольные образовательные учреждения, в которых работают с такими детьми. Особенностью которой является комплексная работа по всем направления в развитии и подготовки ребенка для дальнейшего обучения в школе, которую осуществляют все специалисты: логопед, психолог, дефектолог и т.д.

Организация школьной системы образования

По Т.В. Грузиновой, в настоящее время не все дети могут пойти учится в настоящую школу, так как эти дети имеют свои особенности в развитии, и для них созданы специальные школы, куда ходят дети с такие же дети, как и они. Обучение детей и подростков с ДЦП осуществляется в школах интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают следующих видов :

дети с церебральным параличом (ДЦП);

последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;

с миопатией;

с врожденными и приобретенными недоразвитием и деформациями опорно-двигательного аппарата.

Дети с ДЦП обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей помимо учебно-воспитательного и лечебного процесса также проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентировки.

Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, заключается в познавательной деятельности и коррекции ее нарушений, коррекции высших корковых функции, воспитании устойчивых форм поведения и деятельности.

В крупных городах примерно 60-70% детей с ДЦП обучаются в школах-интернатах, где осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются знания индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания.

Это все необходимо знать педагогу, чтоб постепенно вырабатывать у ребенка объективное отношение к своим возможностям .

В маленьких городах или в сельских местностях нет такой возможности как отправить детей с ДЦП обучаться в специализированные учреждения. Именно поэтому они учатся в обычных школах, либо на дому, что в большой степени снижает качество усвоения знаний, лишает возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии.

Профессионально-ориентационная работа с детьми ДЦП с целью подготовки к будущей профессии проводится в течении всего периода обучения, которая соответствует психофизическим возможностям и интересам подростка.

В школах-интернатах детей также обучают различным «ремеслам»: шитье, столярные и слесарные работа, машинопись, садоводство и т.д.

После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, где будет легко учится и предоставляться какие-то привилегии.

Поэтому выбор учреждения часто определяется желанием родителей, наличием учреждений по месту жительства и другими условиями.

В этой статье:

У детей с ДЦП развитие идет не так, как у здоровых малышей. Уже с первых месяцев видны различия. Они позже начинают говорить, реагировать на звуки, движения, свет. Уже к 7-8 месяцу проявляются проблемы мышечного тонуса – малышу становится тяжело сидеть, пользоваться ручками.

Повреждение коры головного мозга и других его отделов ведет к тому, что двигательная активность снижается, движения становится тяжело выполнять .

Все особенности детей с ДЦП зависят от степени тяжести болезни. У некоторых она слаба выражена – они могут посещать обычные школы, вести почти нормальный образ жизни. У других наблюдаются сильные нарушения развития тела, умственная отсталость или снижение интеллекта. Родителям необходимо набраться терпения. Существует несколько вариантов для организации обучения таких детей. Среди них домашнее обучение, специализированные школы и интернаты . Выбор должен делаться исходя из особенностей ребенка, индивидуальной ситуации. Обучение необходимо, ведь без него психика не сможет развиваться.

Коротко о ДЦП

Детский церебральный паралич - болезнь очень коварная. Практически невозможно заранее определить, какие именно симптомы будут проявляться у ребенка. Бывает, что за страшным диагнозом скрываются лишь минимальные повреждения и особенности ребенка. Такие дети могут посещать обычную школу, вести практически нормальную жизнь. Другая сторона - серьезная форма инвалидности: боли, невозможность самостоятельно совершать даже простейшие действия. Какую форму получил малыш, родители узнают только с течением болезни

ДЦП
не прогрессирует. Это серьезные повреждения мозга, полученные в период внутриутробного развития. Повреждаются, как правило, речевой и двигательный центр. Иногда ДЦП возникает из-за родовой травмы, проблемах при родах, когда младенец испытывает сильную гипоксию. Лекарства от ДЦП нет, а лечение только симптоматическое. Часто болезнь связана с болями, тогда можно снимать или облегчать симптомы терапией и массажем .

Детям, подросткам с ДЦП тяжело управлять своим телом. Из-за постоянного напряжения мышц движения становятся резкими, неконтролируемыми. Часты судороги . Процесс развития ребенка с таким диагнозом идет по иному пути, нежели у здорового малыша. Это касается не только его физического развития, но психического. Интеллект может быть полностью сохранен, и тогда дети через какое-то время начинают осознавать свое положение и отличие от других. К сожалению, очень часты случаи повреждения мозга, при которых интеллект сильно снижен.

Особенности физического развития

Главная особенность всех форм ДЦП - расстройство двигательной сферы. Вслед за этим идет ослабленный или, наоборот, увеличенный тонус мышц. Мелкая
моторика дается ребенку с большим трудом, а часто самые простые движения для него просто невозможны.

Наиболее часты скелетные деформации. В процессе развития такие деформации могут серьезно помешать нормальному росту тела. Если ДЦП стал последствием родовой травмы головы, то часто встречаются аномалии развития черепа, челюстей, шеи и плеч. Зубы являются проблемным местом: они тоже подвержены деформации.

Проблемы развития

Уже с первых 2-3 месяцев жизни малыша видны проблемы развития:


Часто основные проявления болезни видны только после первых 6 месяцев. Тогда врачи уже могут дать более или менее точный прогноз состояния малыша.

Питание и диета

Диета назначается после консультации с врачом. У детей с легкой формой ДПЦ нет проблем с питанием. Возможны проблемы с функцией ЖКТ – в этом случае нужно добавить в рацион больше молочных
продуктов, супов, мягкой пищи
. Это предотвратит застойные явления и запоры. Если проблем не наблюдается, то питание может быть самым обычным.

Если же проблемы затронули глотательную или жевательную функцию, то ребенку необходима жидкая пища. Это могут быть овощные или фруктовые пюре, измельченное мясо. К сожалению, иногда приходится кормить ребенка через зонд. Часто, когда ДЦП выражается как комплекс проблем, наблюдается невозможность самостоятельно глотать.

Массаж

Специальный массаж должен выполняться профессионалом. Чтобы снять напряжение с мышц и не допустить развития болевого синдрома, массаж нужно делать регулярно. Сегодня многие специальные учреждения для больных ДЦП предлагают
стационарный массаж, к лежачим больным приходит на дом медсестра. Если массаж не проводить, то через некоторое время может наступить ухудшение двигательной функции, начнутся боли в сустава х.

Со временем родители тоже могут научиться делать массаж. Часто это неприятная и даже болезненная процедура, однако необходимая. Лечебный массаж помогает на некоторое время облегчить состояние больного.

Психическое развитие

Очень часто малыш с ДЦП думает, говорит, даже читает нормально , однако можно заметить, что все эти процессы происходят гораздо медленнее. С большим трудом ему дается математика, счет, пространственное воображение. Тут необходимо подбирать развивающие материалы, которые будут доступны малышу . Не стоит ставить сложные задачи в надежде, что у него появится стимул учиться. Это не обычный ребенок – существуют многие особенности психического и
интеллектуального развития детей с этим диагнозом.

К сожалению, многие детки с ДЦП страдают от снижения интеллекта, поэтому с ними необходимо все время заниматься. Память, внимание, концентрация сниженные, так что приходится все повторять по много раз . Это касается не только уроков, но и самых обычных бытовых действий. Возможно, потребуется не один год, но так кроха сможет научится многому.

Есть несколько правил, которые помогут родителям:


Особенности поведения ребенка с ДЦП

Характер и поведение такого малыша часто зависят от перемен настроения. Тут родителям нужно выбрать тактику своего поведения. ДЦП практически всегда ведет к личностным изменениям. Дети с ДЦП капризные, они требуют, думают только о своих желаниях . Чувства, возможности другого человека для них не имеют значения. Такое поведение начинается не само по себе, а из-за того, что родители, учителя, медсестры часто жалеют таких малышей . Как следствие, с детства они привыкли получать желаемое, стоит только заплакать.

У здорового
ребенка такое поведение тоже присутствует, однако с возрастом у здорового ребенка это поведение корректируется при должном отношении родителей. А у малышей с ДЦП оно остается и становится привычным методом достижения цели. Кроме того, часто проявляется агрессия по отношению к другим, здоровым детям. Родителям необходимо контролировать эти проявления.

Если носоглотка повреждена, появляются проблема с речью. Дети начинают говорить только после 1 года, и это лишь простые звуки, крики, а до этого возраста может быть только плач. Родителей не должно это смущать: таково развитие при наличии данного заболевания . Активно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте. Только тогда у него будет нормальный стимул говорить.

Необходимость обучения

Если интеллект сохранен или снижен незначительно, ребенка обязательно нужно учить. Дети в таком состоянии часто страдают от того, что родители ставят на них крест. Ребенок с ДЦП вполне может закончить школу и получить профессию. Сегодня многие из них работают на дому, используя компьютер. Обучая малыша, вы даете ему возможность стать полноценным членом общества .

Если интеллект сохранен на должном уровне, малыш все понимает: и свою болезнь, и отношение других людей к нему. К сожалению, многие дети жестоки к своим сверстникам с подобным заболеванием .
Именно поэтому учеба в обычной школе может стать проблемой. Существует несколько вариантов:

  • надомное обучение;
  • специализированные школы;
  • интернат для детей с ДЦП.

В процессе обучения малыш общается с преподавателями и другими детьми. Это позволяет избежать депривации, снижения интеллекта. Поведение становится более стабильным, реже проявляются капризы, эгоистичное отношение к окружающим.

Учимся дома

Надомное обучение, конечно, проще для ребенка: так для его комфортного развития создаются все условия. Дома всегда можно сделать перерыв, отдохнуть . Тут о нем заботятся родители, сиделка или медсестра. Учителя посещают его в определенные часы, а все остальное время он дома. С точки зрения многих родителей это удачный вариант . Конечно, есть и минусы.

Выбор остается за родителями. Домашнее обучение вполне может пойти на пользу для развития малыша, главное - правильно его организовать.

Специализированные учебные заведения

Специальные учебные заведения для детей с ДЦП делятся на два типа .

  1. Специальные школы. Работают так же, как обычные: вы приводите малыша утром и забираете после окончания уроков. В такой школе есть медсестры и нянечки, несколько преподавателей . Каждому малышу нужно особенное внимание, с ними нужно заниматься, поэтому обычно формируются группы по 5-7 человек. Так можно достичь наилучшего результата.
  2. Школа интернатного типа. Здесь ребенок проводит 6-7 дней в неделю, остается на ночь. С одной стороны, это хорошее решение для родителей со сложной финансовой ситуацией, когда все работают и нет возможности маме или другому родственнику оставаться дома с малышом . В интернате много сотрудников, в том числе врачи. Здесь проводится массаж, есть возможность посещать терапию. С другой стороны, интернат есть интернат. Для маленького ребенка его обстановка может быть травмирующей.

Главное – помочь малышам с ДЦП учиться . Если интеллект ребенка сильно снижен, то в специальной школе его будут обучать простейшим вещам. Особенное внимание уделяется уходу за собой . Как умываться, пользоваться туалетом, переодеваться или помогать маме переодевать себя – как минимум этому вашего малыша точно научат.

Инклюзивное образование.

Латынь- include -заключаю, включаю, вовлекаю

Альтернатива такой системы - совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

ДЦП церебральный паралич когнитивный психологический

Создание специализированных школ обусловлено реальной потребностью - более тысячи детей в возрасте от 6 до 18 лет нуждающихся в особых условиях и методиках обучения.

Цель создания таких школ - восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовая адаптация и интеграция в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Основные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом специализированных школ для детей с ДЦП: изучение психофизических особенностей детей с детским церебральным параличом; изучение возможностей их бытовой, учебной и социальной адаптации, выявление трудностей и причин, их обуславливающих; разработка системы психолого-педагогической поддержки учащихся на разных возрастных этапах; содержание специальных занятий по коррекции нарушенных функций, обоснование вариативности форм учебно-воспитательного процесса; разработка специальных учебных планов, адаптирование программного материала по основным предметам.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизиты этих школ, в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру: специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей); специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития); специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей. Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

Специальная школа VI вида предназначена для образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения, имеющие разные причины и разную степень выраженности, детский церебральный паралич, врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, вялые параличи верхних и нижних конечностей, парезы и парапарезы нижних и верхних конечностей). Школа VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

Я ступень - начальное общее образование (4-5 лет);

Я ступень - основное общее образование (6 лет);

Я ступень - среднее (полное) общее образование (2 года).

В первый класс (группу) принимают детей с 7 лет, однако допускается прием детей и старше этого возраста на 1-2 года. Количество детей в классе (группе) не более 10 человек. В школе вида установлен специальный двигательный режим. Образование осуществляется в единстве с комплексной коррекционной работой, охватывающей двигательную сферу ребенка, его речь и познавательную деятельность в целом. Но специалистам необходимо психологическое обеспечение компенсаторного обучения. Так следует отметить, что успешность обучения по этой системе возможна при выполнении ряда важных психолого-педагогических условий, одно из которых - наличие высокопрофессионального психологического обеспечения. Нельзя согласиться с мнением, что диагностика и отбор в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения должны производиться только психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

Заключение

Детские церебральные параличи - это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Важно вовремя определить, диагностировать заболевание и как можно раньше начать лечение. Раннее лечение - один из залогов успеха в лечении детских церебральных параличей. Очень важно правильно организовать лечение детских церебральных параличей. Оно должно основываться на следующих принципах: раннее начало, этапность, преемственность и комплексность.

Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Понятие «школа» соединяет в себе несколько значений, — от неодушевленной разновидности строения до обозначения направления деятельности группы специалистов-единомышленников. Когда речь заходит об интеграции особого ребенка, то оказание поддержки, признание потенциала ребенка и удовлетворение его индивидуальных потребностей - дело, напрямую касающееся школы в любом из ее значений. И на сегодняшний день дело это - непростое. Претворяя в жизнь инклюзию, среднестатистическая школа проживает все свойственные ей проблемы в увеличенном объеме. Что мешает? Скажем сейчас только об одном: неготовность социума. Социологические исследования говорят о низком уровне контактов взрослых и детей с детьми-инвалидами, плохой осведомленности про общие причины и проблемы инвалидности. Распространены стереотипы про неоправданность совместного обучения, опасения ухудшения его качества.

ГБУ ДПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра воспитательных технологий, коррекционного и инклюзивного образования

ЗАЧЕТНЫЙ ПРОЕКТ

слушателя курсов повышения квалификации

педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

«Требования ФГОС к обучению и воспитанию детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психического и личностного развития»

12.12 – 19.12.2016 г.

« Особенности обучения детей с ДЦП в системе дистанционного образования»

Выполнил: Саврасова М.И. . учитель химии, КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (г. Воронеж)

Проверил: к.п.н., доцент кафедры ФК ОБЖ иВТ

Неделина С.В.

ВОРОНЕЖ, 2016

Фамилия Имя Отчество: Саврасова Марина Ивановна

Должность, название образовательной организации (учитель химии КОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (г. Воронеж)

Стаж работы общий педагогический: 33 года, в должности: учителя географии 6 лет .

Контактный телефон (личный, мобильный): 89065852387

e-mail (личный) [email protected]

1. Характеристика особенностей развития детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП)

2. Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП)

3.Критерии и показатели достижения планируемых результатов

4. Список использованной литературы

1. Характеристика особенностей развития детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП)

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы заявлен принцип равного доступа детей к полноценному качественному образованию независимо от состояния здоровья.
«Право на образование является одним из важнейших прав личности. Будучи неотъемлемым элементом системы прав человека и жизни общества в целом, оно создает возможность доступа к результатам развития цивилизации, приобщает человека к достигнутому обществом уровню культуры, воспитывает уважение к общечеловеческим ценностям, формирует национальную культуру, содействует социальному прогрессу» 1

Актуальность исследования не вызывает сомнений. Рост заболеваемости детским церебральным параличом, один из наиболее инвалидизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжёлое мультифакториальное заболевание нервной системы, обусловленное вредоносными воздействиями на мозг в различные периоды внутриутробного развития ребёнка, во время родов и в первые недели жизни. Время воздействия вредоносных факторов определяет картину болезни в большей степени, чем характер воздействующих факторов. Заболевание сопровождается не только собственно грубыми двигательными нарушениями, но и извращением программы нормального развития движений.

Характерные для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации опорно-двигатнльного аппарата (ОДА) и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п. 2

Особенности обучения детей с ДЦП

Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений. У отдельных детей нарушения моторики осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плеч, гримасами лица и т.д., которые особенно усиливаются при волнении, испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при попытках выполнять те или иные целенаправленные действия. Часто у детей наблюдается и тремор - дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). Снижение числа контактов с окружающими приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. Особенности развития познавательной и личностной сфер должны учитываться при организации учебного процесса.

Нарушения умственной работоспособности как правило проявляются двумя вариантами.

1.Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления. У таких детей низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. У детей быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышкам раздражения, активным избеганием от контакта или полным отказом.

2.Неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности. У таких детей состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз. Короткий период познавательной активности сменяется резким утомлением, внимание неустойчиво. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения. Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Для профилактики нарушений внимания и работоспособности необходимо

Дозирование интеллектуальной нагрузки (объем учебного материала должен быть сокращен на треть от обычного объема);

Сокращение времени урока;

Число уроков должно быть сокращено или разделено на периоды с организацией длительного отдыха между ними;

Планирование смены видов деятельности с целью профилактики утомляемости;

Во время уроков необходимо планировать двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения;

Применять на уроках специальные методики и приемы предъявления материала с учетом характера нарушения или заболевания.

Качество знаний и представлений об окружающем мире у детей значительно снижено. Поэтому при предъявлении учебного материала педагог должен вводить дополнительные разъяснения, при объяснении широко использовать наглядность и варьировать ею. 3

Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам. В связи с этим целесообразно при планировании и проведении уроков опираться на линейно-концентрический принцип обучения, что предполагает строить изучение нового на прошлом опыте детей, на каждом этапе обучения изучаются одни и те же направления деятельности, но на более высоком уровне. Вводится многократное повторение материала. Личностные особенности детей необходимо учитывать при подборе заданий. Уровень сложности задания должен соответствовать возможностям ребенка, а оценка должна стимулировать и мотивировать на продолжение деятельности.

Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценностей, задачей педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, приобретения профессии, занятия любимым и полезным делом, решение какой-либо творческой задачи и т. п.) и формированию адекватного уровня притязания. Для повышения эффективности проводимых мероприятий по педагогической коррекции необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в

отношении их детей. 4

Особый социально-правовой статус детей-инвалидов обусловливает необходимость закрепления гарантий на получение образования, в том числе, в условиях интегрированного обучения. Для реализации этих приоритетов необходимо учитывать международный опыт, отраженный в ряде нормативных документов, в частности конвенций: «О правах ребенка», «О правах инвалидов», «О правах человека», «О правах умственно отсталых лиц», накладывающих запрет на дискриминацию в отношении детей, гарантирующих доступ инвалидов к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья с целью наиболее полного вовлечения ребенка в социальную жизнь, развития его культурного и духовного потенциала. 5

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» (лат. «innovation») – нововведение, изменение, обновление, связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание и распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления».

Специфика инноваций проявляется в следующем:

Инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

Использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;

Внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например, такие как, модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д.

Итак, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

2. Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) .

Приоритетным направлением работы видится предоставление дистанционных образовательных услуг детям с тяжелыми нарушениями, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения, лишены возможности получить качественное образование.

Работа ведётся в он-лайн режиме с применением комплектов специального оборудования поставленного в рамках программы по дистанционному обучению детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальным программам на дому. Специализированное оборудование рассчитано на детей с различной патологией, в том числе и на детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий. Данная форма позволяет реализовать обучение на расстоянии, предоставление обучаемому существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляется с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети интернет. В работе используются различные информационные ресурсы (обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи). Вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями используются электронные библиотеки. Дистанционное обучение существенно расширяет возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу определённых причин не могут посещать школу. Такое обучение позволяет ребёнку учиться в своём собственном темпе, исходя из индивидуальных возможностей и личностных особенностей. Общение с преподавателем осуществляется с помощью программы Skype, что создаёт возможности общения в режиме реального времени, ученик имеет возможность задать вопрос учителю, высказать своё мнение, суждение, ответить на вопросы к уроку.

Среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). Оснащение рабочего места техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата: устройства управления компьютером, специальная клавиатура, альтернативные устройства ввода информации, джойстики, трекболы, головная мышь. Обучение детей с ДЦП имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации и проведении уроков. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик: от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости. Специалисты отмечают, что структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей: неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов; сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире; отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижения объёма механической памяти и другие особенности. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. 6 Работать с такими детьми сложно, но интересно, они непосредственны, впечатлительны, отзывчивы. Им необходимо постоянное внимание, поддержка, похвала. На начальном этапе взаимодействия с учеником преподавателю необходимо установить доверительные отношения, заинтересовать предметом, сделать, технически, учебный процесс понятным, доступным, интересным. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. На начальном этапе также важно установить контакт с родителями ученика, выяснить уровень развития учебных навыков ребёнка, степень владения компьютером членами семьи (чтобы, при необходимости родители могли оказать поддержку и помощь). Учителю необходимо знать особенности ученика, чтобы эффективно выстраивать учебный процесс и не допускать стрессовых ситуаций. В работе, помимо общедидактических принципов, руководствуюсь следующими принципами: принцип самостоятельности, принцип мотивации, принцип связи теории с практикой, принцип эффективности. Все это обеспечивает возможность индивидуализировать подход к ученику, контролировать ученика и поддерживать с ним обратную связь, обеспечить самоконтроль учебной деятельности, демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать различные процессы и явления, повысить интерес к процессу обучения. Главное, на мой взгляд, сделать процесс обучения занимательным, интересным, доступным. Создать такие условия для ученика, которые позволят максимально усвоить информацию, получить пользу и практический результат. В ходе уроков использую подключение к сети Интернет на основе технологий высокоскоростного доступа, что позволяет обучающемуся с ограниченными возможностями находиться в постоянном дистанционном контакте с учителем. В процессе работы используются ряд сетевых ресурсов и в первую очередь материал сервера дистанционного образования КОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, предоставляющий помимо технической поддержки хранилище программно-методических материалов и медиа-ресурсов по учебным дисциплинам школьного курса. В практике работы применяю алгоритм подготовки к уроку, разработанный с учётом знаний технологии дистанционного обучения, коррекционной педагогики и методологии предмета: Алгоритм действий при подготовке к дистанционному уроку 1. Информационный блок (а) индивидуальные особенности ученика; б) информация по теме урока): а) Учёт индивидуальных особенностей ученика: - имеющиеся ограниченные возможности здоровья (ДЦП); - успеваемость; - темп работы на уроке; - общая подготовленность ученика по предмету; - отношение к разным формам работы (предпочитает работу с иллюстративным материалом и обсуждение вопросов по теме урока и др.); - коммуникативность; - эмоциональность; - умение пользоваться техническими средствами обучения. б) тема урока, место урока в тематическом разделе, цель урока; - отбор материалов (аудио- видео) к уроку; - что ученик должен понять, запомнить, знать и уметь после урока; - определить доступный ученику объём материала, зафиксировать интересные факты по теме урока; - методы и приёмы ведения данного урока; - включение здоровьесберегающего компонента в структуру урока (разминка, рефлексивная техника, профилактика зрительного утомления); - оформление технологической карты урока. 2. Практика (подбор методов, приёмов к уроку) 3. Рефлексия (анализ проведённого урока) 4. Дополнительный материал к уроку. Приёмы работы на уроках: использование таблиц, мини-памяток, кратких инструкций, неоднократное возвращение к пройденному материалу, использование занимательных заданий. Изучение наиболее сложных разделов и тем предваряется систематическим повторением, что создает условия для обобщения ранее пройденного материала и закрепления вновь изученного. При такой модели организации обучения все субъекты образовательного процесса вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащийся учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках предлагаются исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п.

Представляется целесообразным ещё раз отметить, что для педагога, важно изучить особенности развития своих учеников с ограниченными возможностями здоровья. Эти знания позволят качественно организовать учебный процесс, подобрать адекватные способы и приемы педагогического воздействия и добиться максимального результата обучения.

3. Критерии и показатели планируемых результатов.

Наблюдение за учеником позволяет отследить его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, продуктивность деятельности, динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач.

Все это дает возможность индивидуализировать учебный процесс, постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» является основой для составления траектории развития ученика, эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу. Важная роль отводится самооценке учащихся по результатам урока. Возможно использование листов самооценки, которые предлагаются в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много. Например:

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Наиболее часто используемый мной перечень вопросов:

1. На уроке мне больше всего понравилось

2. На уроке мне не понравилось…

3. Из урока мне запомнилось

4. Мне захотелось узнать больше о:

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, ответы помогают разобраться в правильности построения урока, увидеть возможности для: создания ситуации успеха для ученика, максимального раскрытия его индивидуальных способностей, развития познавательных интересов и формированию готовности к самостоятельному познанию. Анализ ответов помогает формированию установки на творческую деятельность, развитию мотивации дальнейшего творческого роста, формированию положительных моральных и нравственных качеств личности. Приобретению навыков рефлексии способствует формированию умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя: разработку эталонов оценивания деятельности учащегося; мотивацию ученика на анализ процесса и результатов собственных действий; создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки. Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной, практической работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, ученик сам ставит себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и выставляет свои балы.

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Ученик должен отметить, что изменилось в его сознании и понимании, чему он научился и как эти знания и навыки он может использовать в реальной жизни. Другими словами, на завершающем этапе работы происходит трансляция умений и навыков, кристаллизация знаний, развитие стимулов к самостоятельному изучению и принципов самооценки.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. 7

Список использованной литературы

1. Вагина М. В.2008 / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена «Самооценка учащихся с детским церебральным параличом»

2. Вечканова Ирина Геннадьевна2015 / Казанский педагогический журнал «Игровые технологии в психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП в социально-культурной сфере»

3. Дмитриева Е. Н., Левицкая Т. Е.2005 / Сибирский психологический журнал «Особенности восприятия собственного возраста детей и подростков, страдающих ДЦП»

4. Захарова Анастасия Владимировна Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18) «Социально-правовые аспекты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного школьного обучения»

5.Зинченко С. С. Дистанционное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Молодой ученый. - 2015. - №2.

6. Киамова Н. И., Хасанова А. Р.2007 / Филология и культура «Особенности физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков с ДЦП»

7. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000.

8. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, М., Академия. 2001.

9. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М.: Просвещение, 2007.

10. Якиманская И.С. Педагогическая психология: Основные проблемы. М., 2008.

Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и за рубежом: монография. Архангельск, 2009.

Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. - М.: Просвещение, 2007.

Киамова Н. И., Хасанова А. Р.2007 / Филология и культура «Особенности физического развития и функционального состояния сердечно-сосудистой системы детей и подростков с ДЦП»

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, М., Академия. 2001

Захарова Анастасия Владимировна Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18) «Социально-правовые аспекты сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного школьного обучения»

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, М., Академия. 2001.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме