Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Разрешение на осуществление определенных видов деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности: понятие, порядок, документы

В ряде случаев, помимо государственной регистрации, постановки на налоговый учет и открытия счета, предпринимателю не обойтись без дополнительного специального разрешения. Речь идет о лицензии. Дело в том, что статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что на осуществление отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, требуется специальное разрешение (лицензия).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом. В свою очередь пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ оговорено, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, ПБОЮЛ для занятия определенными видами деятельности необходимо наличие специального разрешения (лицензии).

Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, порядок лицензирования, необходимые условия определяет Правительство РФ.

В настоящее время правила лицензирования регулирует Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон № 99-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии, содержится в статье 12 Закона № 99-ФЗ.

Кроме того, ч. 2 ст. 1 Закона № 99-ФЗ установлено, что его положения, не применяются, в частности, к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

– использования атомной энергии;

– производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

– деятельности кредитных организаций;

– деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;

– видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

– деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

– деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

– деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

– клиринговой деятельности;

– страховой деятельности.

Лицензирование этих вышеперечисленных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Также особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

– оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;

– частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;

– образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково");

– предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.

Для получения лицензии ПБОЮЛ должен предоставить необходимый набор документов в соответствующий государственный орган. Чтобы документы не потерялись, они должны сдаваться по описи, на которой проставляется отметка лицензирующего органа о приеме документов.

В перечень необходимых документов входит, прежде всего, заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается индивидуальным предпринимателем (ст. 13 Закона № 99-ФЗ), в котором указываются:

– фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

– идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

– лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

– копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;

– документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

– опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона № 99-ФЗ и представлять документы, не предусмотренные ч. 3 ст. 13 Закона № 99-ФЗ.

Кроме того, Закон № 99-ФЗ дает право, помимо указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, предусматривать условие о соблюдении лицензионных требований. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) для индивидуального предпринимателя могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации. При этом они должны принадлежать соискателям лицензии на праве собственности или ином законном основании, соответствовать установленным требованиям, которые необходимы для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры. Они должны иметь профессиональное образование, обладать соответствующей профессиональной подготовкой и (или) иметь стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) иные требования, установленные указанными в ч. 4 ст. 1 Закона № 99-ФЗ

федеральными законами.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии, а также за ее представление и выдачу взимается государственная пошлина. Она уплачивается, в частности, за:

– предоставление лицензии;

– или переоформление лицензии;

– или выдачу дубликата лицензии.

Она уплачивается в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 10 Закона № 99-ФЗ).

Так, пп. 92 п. 1 ст. 333.333 Налогового кодекса РФ установлено, что государственные органы взимают пошлину за:

– предоставление лицензии – 7 500 рублей;

– переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, – 3 500 рублей;

– переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 750 рублей;

– предоставление (выдача) дубликата лицензии – 750 рублей;

– продление срока действия лицензии – 750 рублей;

Лицензия действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ). Отметим, что в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" срок действия лицензии не мог быть менее пяти лет. По истечении этого времени срок действия лицензии мог быть продлен по заявлению лицензиата.

Лицо, занимающееся лицензируемой деятельностью без специального разрешения, может быть привлечено к административной и уголовной ответственности.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП наложение административного штрафа:

а) на граждан в размере от 2 000 рублей до 2 500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

б) на должностных лиц – от 4 000 рублей до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

в) на юридических лиц – от 40 000 рублей до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Кроме того, ст. 14.1 КоАП РФ предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с:

а) нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);

б) грубым нарушением условии, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Так, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 рублей до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 3 000 рублей до 4 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 рублей до 40 000 рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к ст. 14.1 КоАП РФ).

Например, в абз. 2 п. 5 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280, установлено, что под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" "и" пункта 4 положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ч. 11 ст. 19 Закона № 99-ФЗ). При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

– человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двоих и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

За предпринимательство без лицензии бизнесмен может быть привлечен и к уголовной ответственности. Но только в том случае, если его действия нанесли крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были связаны с извлечением дохода в крупном размере (статья 171 Уголовного кодекса РФ). Это деяние наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Все разделы сайта сайт

Глава III. Лицензия на осуществление
отдельных видов деятельности

Что такое лицензия на право заниматься определенным видом деятельности | вопрос - ответ

1. Общие положения

Что такое лицензирование?

Лицензирование является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности. Лицензирование какого-либо вида деятельности представляет собой особую процедуру официального удостоверение (признания) права хозяйствующего субъекта (в данном случае - индивидуального предпринимателя) на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.

Что такое лицензия?

Лицензия - это специальное разрешение органов, уполномоченных на ведение лицензиро¬вания. Она является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, в общем случае возникает с момента получения такой лицензии или с указанного в ней срока и прекращается по истечении срока ее действия. Данный порядок в полной мере распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Можно ли получить лицензию на несколько видов деятельности?

Нет, лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Какими нормативными актами определяется порядок лицензирования индивидуальной предпринимательской деятельности?

Прежде всего, это Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании от¬дельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании). Кроме того, существует около 60 Положений о лицензировании конкретных видов деятельности, которые действуют в части, не противоречащей Федеральному закону о лицензировании.

Например: Положение о лицензировании медицинской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г.), Положение о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г.), Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г.) и др.

Можно ли осуществлять лицензируемую деятельность
с привлечением труда наемных работников?

В данном случае все будет зависеть от специфики конкретной деятельности и от условий выдачи лицензии, которые определены в соответствующих положениях о лицензировании конкрет¬ных видов деятельности. Рассмотрим две наиболее распространенных сферы деятельности - частная медицинская практика и частный извоз.

Вопрос. Я являюсь врачом-профессионалом и занимаюсь частной практикой на основании лицензии. Могу ли я привлечь в качестве наемных работников двух медсестер, имеющих среднее медицинское образование, но не имеющих лицензии?

Ответ. Согласно ст. 56 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» право на занятие частной медицинской практикой имеют лица, получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

Пунктом 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности запрещается
передача лицензии другому юридическому или физическому лицу.

Исходя из смысла данных норм, право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным, и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц.

То есть одним из основных условий действия лицензии частнопрактикующего врача является оказание им медицинской помощи лично и непосредственно, допуск же этим врачом к осуществлению медицинской деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии. Значит, в данном случае привлечение труда наемных работников не допускается.

Вопрос . Я являюсь индивидуальным предпринимателем, занимающимся частным извозом, соответствующая лицензия имеется. В моей собственности находятся два автомобиля; могу ли я использовать других водителей, не имеющих лицензии, в качестве наемных работников, исполняющих мои поручения?

Ответ . Когда индивидуальный предприниматель нанимает на работу, водителя, лицензию имеет владелец автотранспортного средства, а наемный водитель не считается лицом, которому передана лицензия (лицензионная карточка). В данном случае использование труда наемного работника правомерно.

Однако передача права владения автотранспортным средством другому лицу (продажа, передача в аренду, оформление нотариальной доверенности на право пользования и распоряжения и на иных основаниях, предусмотренных законодательством) не предоставляет права этому лицу осуществлять перевозки без получения в установленном порядке лицензии на свое имя.

Такое право (лицензия и лицензионная карточка) остается у прежнего владельца автотранспортного средства и он не имеет права вместе с передачей права владения передавать новому владельцу лицензионную карточку на автотранспортное средство.

Исходя из изложенного нанятому предпринимателем - владельцем лицензии водителю необходимо на линии (в пути) иметь при себе документы, подтверждающие, что он является наемным работником: договор (контракт), подтверждающий найм его на работу в качестве водителя, и путевой лист.

Таким образом, при наличии у водителя в момент проверки документа, подтверждающего, что он является нанятым лицом и выполняет перевозку согласно заданию, указанному в путевом листе, к предпринимателю - владельцу лицензии не могут быть предъявлены претензии, что он передал лицензию (лицензионную карточку) другому физическому лицу, а к водителю не применяются административные меры воздействия за нарушение условий, предусмотренных лицензией.

Осуществление же перевозочной деятельности водителем, имеющим в пути только нотариальную доверенность, предоставляющую ему право пользования или распоряжения автотранспортным средством, принадлежащим индивидуальному предпринимателю - владельцу лицензии, при отсутствии у водителя документов, подтверждающих найм его на работу этим предпринимателем, должно расцениваться как осуществление перевозки без специального разрешения (лицензии) лицом, находящимся за рулем автотранспортного средства, которым он владеет по доверенности.

В этом случае такое лицо может быть привлечено к административной ответственности за работу без лицензии, а предприниматель - владелец лицензии - за передачу лицензии (лицензионной карточки) другому физическому лицу (см. письмо Минтранса России от 17 января 1996 г. № АЛ-2/37).

2. В каких случаях необходимо получение лицензии

Как можно узнать, подлежит ли конкретная предпринимательская деятельность лицензированию?
К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Что такое лицензия на право заниматься определенным видом деятельности....

Существует Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом о лицензировании. В этом перечне указываются лишь наиболее распространенные виды деятельности, которые могут осуществлять индивидуальные предприниматели.

В полном объеме такой список насчитывает свыше 300 видов деятельности. Исходя из этого, для выяснения вопроса об отнесении конкретной предпринимательской деятельности к лицензируемым необходимо обратиться в местный лицензирующий орган.


Сокращенный список видов деятельности, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

Аудиторская деятельность;
- производство драгоценных металлов, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни;
- оптовая торговля драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
- обработка и рекуперация драгоценных камней;
- деятельность по проектированию зданий и сооружений;
- заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов;
- хранение нефти и продуктов ее переработки;
- хранение газа и продуктов его переработки;
- осуществление инженерных изысканий для строительства;
- гидрометеорологическая экспертиза проектов строительства и освоения территорий;
- деятельность по строительству зданий и сооружений;
- производство строительных конструкций и материалов;
- производство изделий медицинского назначения;
- погрузочно-разгрузочная деятельность на федеральном железнодорожном транспорте;
- деятельность по производству муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна;
- деятельность по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий;
- производство табачных изделий;
- оптовая торговля табачными изделиями;
- медицинская деятельность;
- фармацевтическая деятельность;
- деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
- производство лекарственных средств;
- хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- производство медицинской техники;
- эксплуатация автозаправочных станций;
- перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- распространение, в том числе предоставление в пользование медицинской техники;
- техническое обслуживание медицинской техники;
- деятельность по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг:
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- перевозка грузов морским транспортом;
- перевозка пассажиров морским транспортом;
- деятельность по осуществлению фрахтовых операций по перевозкам грузов и пассажиров в морских сообщениях;
- буксировка судов и иных плавучих средств;
- деятельность по реставрации музейных предметов;
- перегрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
- реализация предметов антиквариата;
- описание, консервация, реставрация архивных документов;
- деятельность по проведению проектных работ, связанных с охраной объектов культурно¬го наследия (памятников истории и культуры);
- ветеринарная деятельность;
- деятельность по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с ремонтом и реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- деятельность по ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- риэлтерская деятельность;
- организация и проведение лотерей;
- распространение и ремонт контрольно-кассовых машин;
- производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
- деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;
- публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;
- распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;
- воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;
- распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на лю¬бых видах носителей;
- воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей;
- организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
- деятельность по производству и розливу минеральной и природной питьевой воды;
- оптовая реализация минеральной и природной питьевой воды.
- издательская деятельность;
- полиграфическая деятельность;
-деятельность по изготовлению и уничтожению всех видов печатей и штампов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности (включая их структурные и обособленные подразделения) и физических лиц;

Вопрос . Предприниматель без образования юридического лица имеет свидетельство, в котором в качестве вида деятельности указаны столярные работы для населения и организаций. Естественно, ему приходится перевозить изделия на своем автотранспортном средстве. Правомерно ли контролирующие органы требуют от предпринимателя получения лицензии на автоперевозки?

Ответ . Перевозка пассажиров и грузов подлежит лицензированию в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 2 марта 1999 г.) «О безопасности дорожного движения».
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов дея¬тельности, регулирует Закон о лицензировании.

Согласно п. 1 ст. 7 данного Закона лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Порядок выдачи лицензий на осуществление автомобильным транспортом перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации определяет Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах

Российской Федерации, утвер¬жденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1997 г. № 322. При этом для перевозки собственных грузов для производственных целей в пределах Российской Федерации в п. 4 Положения предусмотрен специальный вид лицензии - ограниченная лицензия.

Виды деятельности, не подлежащие лицензированию, указаны в п. 3 названного Положения. В частности там поименованы и перевозки грузов легковыми автомобилями, другими автотранспортными средствами грузоподъемностью до 500 кг, а также на прицепах к этим автотранспортным средствам. То есть лицензию на перевозочную деятельность получать не нужно, только если грузоподъемность автомобиля, на котором предприниматель перевозит свои столярные изделия, не превышает 500 кг.

Какие требования могут быть предъявлены к соискателю лицензии?

Конкретные требования к лицензиатам содержатся в законодательных актах и актах органов местной исполнительной власти (как правило, такими актами являются постановления Прави¬тельства РФ, утверждающие положения о лицензировании отдельных видов деятельности).

Законодательством предусмотрена возможность предъявления следующих требований к ли¬цензиату (соискателю лицензии):

1. Квалификация предпринимателя и персонала (образование, стаж работы и т. д.);

2. Оснащенность объектов, на которых будет вестись лицензируемая деятельность, например, к зданиям, сооружениям, а также к оборудованию и иным техническим средствам, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности;

3. Санитарно-эпидемиологические, экологические, гигиенические, противопожарные и иные условия.

Возможно и предъявление дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ст. 9 Закона о лицензировании).

Куда нужно обратиться предпринимателю для получения лицензии?

Если предприниматель решил заниматься деятельностью, для осуществления которой необ¬ходима лицензия, ему нужно обратиться в специально уполномоченный орган. В субъектах РФ могут создаваться специальные лицензионные органы (например, в Москве - лицензионная палата). В иных случаях лицензирование деятельности осуществляется отделами местных администраций либо специальными органами в случаях, предусмотренными положениями о лицензиро¬вании отдельных видов деятельности.

Где можно узнать адреса лицензирующих органов?


Адреса лицензирующих органов можно узнать:

В налоговой инспекции;
в местных органах власти;
из специализированных справочников.
3. Необходимые документы
Какие документы необходимо представить индивидуальному предпринимателю для по¬лучения лицензии?
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирую¬щий орган:

1. Заявление о выдаче лицензии с указанием:
фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность индивидуаль¬ного предпринимателя;
лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности. Бланк заявления берется в лицензирующем органе.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуаль¬ного предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом).

3. Справка о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе (за исключением частной детективной и охранной деятельности).

4. Документ, подтверждающий внесение индивидуальным предпринимателем платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
Все документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов лицензирующим органом (п. 1 ст. 10 Закона о лицензировании).

Может ли лицензирующий орган потребовать иных документов от соискателя лицензии?
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие индивидуального предпринимателя установленным лицензионным требованиям и ус¬ловиям (например диплома о соответствующем образовании и т. п.).

Если у индивидуального предпринимателя возникли сомнения в правомерности требований лицензирующим органом тех или иных документов, он должен сам внимательно ознакомиться с соответствующим положени¬ем о лицензировании выбранной; им деятельности, где дан полный перечень документов.

Что делать в том случае, если лицензирующий орган отказывает в приеме документов?

Если лицензирующий орган отказывает в приеме документов и предприниматель уверен в не¬правомерности таких действий, оптимальным вариантом будет выслать все необходимые документы почтовым отправлением с уведомлением. Это даст возможность обжаловать действия ли¬цензирующего органа в судебном порядке.

Какая плата взимается за рассмотрение заявления о выдаче лицензии?

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается определенная плата (п. 2 ст. 10 Закона о лицензировании). Ее величина устанавливается Правительством РФ в положении о лицензировании конкретных видов деятельности. Однако максимальный размер такой платы не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день рассмотрения заявления. При этом следует иметь в виду, что даже если в выдаче лицензии будет отказано, плата за рассмотрение заявления обратно не возвращается.
4. Порядок получения и срок действия лицензии

В какой срок лицензирующий орган должен принять решение о выдаче лицензии?

Решение 6 выдаче либо отказе в выдаче лицензии принимается лицензирующим органом в течение 30 дней со дня получения заявления с приложением всех необходимых документов. Более короткие сроки принятия решения могут устанавливаться положениями о лицензировании кон¬кретных видов деятельности (п. 3 ст. 10 Закона о лицензировании).

В каких случаях индивидуальному предпринимателю может быть отказано в получении лицензии?

Основания для отказа в выдаче лицензии могут быть следующими:

1) наличие в документах, представленных предпринимателем, недостоверной или искажен¬ной информации;

2) прямое несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (например, отсутствие соответствующего образования или опыта работа и т. п.);

3) отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необхо¬димым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности (в тех случаях, когда проведение экспертизы является необходимым для получения лицензии).

Может ли соискатель лицензии обжаловать отказ в выдаче лицензии?

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицен¬зирующего органа.
При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности (п. 5 ст. 10 Закона о лицензировании).

Каким образом лицензирующий орган сообщает соискателю лицензии о своем решении?
После рассмотрения заявления лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письмен¬ной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Какой именно будет порядок получения уведомления (по почте или вручение лично), можно выяснить в лицензирующем органе при подаче заявления.


Каков размер лицензионного сбора?

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.

Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Россий¬ской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом (ст. 15 Закона о лицензировании).

В какие сроки после уплаты лицензионного сбора выдается сама лицензия?

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней по¬сле представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Если лицензирующим органом принимается решение о выдаче лицензии ее соискателю, то в тексте лицензии должны быть указаны:

Наименование органа, выдавшего данную лицензию;
фамилия, имя, отчество, паспортные данные.(серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
условия и место осуществления данного вида деятельности;
регистрационный номер, дата и срок действия данной лицензии.

В каких случаях предпринимателю необходимо переоформить лицензию?

Переоформление лицензии производится в случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя. Для этого нужно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением необходимых документов (копии паспорта и т. п.).

При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 11 Закона о лицензировании).

Что делать предпринимателю в случае утраты лицензии?

В случае утраты лицензии деятельность предпринимателя осуществляется на основании времен¬ного разрешения, выдаваемого органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

Каков срок действия лицензии?

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии (ст. 8 Закона о лицензировании).


Можно ли продлить срок действия лицензии?

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не преду¬смотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Однако в продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий (ст. 8 Закона о лицензировании).

Вопрос . Я получил лицензию на право осуществления пассажирских перевозок автотранс¬портом в Московской области. Могу ли я на основании этой лицензии заниматься частным изво¬зом в Тверской области? Надо ли мне регистрировать мою лицензию в лицензирующих органах Тверской области?

Ответ . Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Однако деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территории иных субъектов Российской Федерации (в данном случае - в другой области) может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации (ст. 7 Закона о лицензировании).

Для регистрации в местном лицензирующем органе необходимо представить оригинал лицензии. Регистрация проводится в течение 30 дней и может сопровождаться (при необходимости) проверкой указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности.

О проведенной регистрации местным лицензирующим органом делается отметка (непосредственно на бланке лицензии либо отдельным документом) о внесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий.

5. Приостановление действия и аннулирование лицензии

В каких случаях лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии?

Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:

Выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

Невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

В каких случаях лицензия считается аннулированной?

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в следующих случаях:

Прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на пе¬риод до вступления в силу решения суда.


Основанием для аннулирования лицензии является:

Обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
незаконность решения о выдаче лицензии (например в случае обнаружения подделки документов) (ст. 13 Закона о лицензировании).

Порядок приостановления или аннулирования лицензии

Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление дей¬ствия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, обязан принять ре¬шение о возобновлении ее действия.

Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании конкретного вида деятельности (ст. 13 Закона о лицензировании).


Please enable JavaScript to view the

Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, ряд документов. 1.

Заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса предприятия, номера его расчетного счета в банке;

вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;

срока действия лицензии. 2.

Копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом). 3.

Копию свидетельства о государственной регистрации предприятия. 4.

Копии документов, подтверждающих право собственности, право полного хозяйственного ведения и (или) договора аренды на имущество, необходимое для ведения заявленного вида деятельности. 5.

Справку о постановке на учет в налоговом органе. 6.

Документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

Ответственность за достоверность сведений в представляемых документах несет заявитель. Представленные документы регистрируются уполномоченным органом, принимающим решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в следующие сроки:

в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов;

в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы предприятия в 15-дневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления и необходимых документов;

в зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель уполномоченного органа может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на 30 дней.

Выдача лицензий осуществляется на основании результатов специальных экспертиз предприятий и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну (руководители предприятий), а также при выполнении определенных условий.

К таким условиям выдачи лицензии относятся:

соблюдение требований нормативных правовых актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих ГТ, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в структуре предприятия подразделения по защите ГТ и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты ГТ;

наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Срок действия и продления лицензии устанавливается:

в зависимости от специфики вида деятельности, но менее трех и не более пяти лет;

по просьбе заявителя лицензии - менее трех лет;

продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Предприятие может иметь лицензии на несколько видов деятельности. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия, а при осуществлении лицензируемого вида деятельности на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта.

Копии лицензий регистрируются уполномоченным органом.

Передача лицензии другому юридическому лицу запрещена. При реорганизации предприятия, получившего лицензию, изменении его местонахождения или наименования, утрате им лицензии оно обязано в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность па основании ранее выданной лицензии или временного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, в случае утраты лицензии.

Отказ в выдаче лицензии осуществляется в 3-дневный срок после принятия соответствующего решения. При этом письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется заявителю.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

отрицательное заключение экспертизы, установившей несоответствие необходимым для осуществления заявленного вида деятельности условиям выдачи лицензии;

отрицательное заключение по результатам государственной аттестации руководителя предприятия.

Проведение специальной экспертизы предприятия. Специальная экспертиза предприятия проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов:

по режиму секретности; *

противодействию иностранным техническим разведкам;

защите информации от утечки по техническим каналам; *

соблюдению других условий, необходимых для получения лицензии.

За организацию и проведение специальных экспертиз предприятий несут ответственность государственные органы: ФСБ, ФСТЭК, ФСВР, МО и другие министерства и ведомства РФ, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к ГТ сведений в отношении подведомственных им предприятий. Организация и порядок проведения специальных экспертиз предприятий определяются инструкциями, которые разрабатываются указанными государственными органами, согласовываются с Межведомственной комиссией и проводятся на основе договора между пред ігри яги ем и органом, проводящим специальную экспертизу. Расходы по проведению специальных экспертиз относятся на счет предприятия.

Проведение специальных экспертиз осуществляется аттестационными центрами, имеющими соответствующие лицензии. В свою очередь специальные экспертизы этих центров проводят ФСБ, ФСТЭК, ФСВР, МО и их органы на местах (в пределах их компетенции).

Проведение государственной аттестации руководителей предприятий.

Государственная аттестация руководителей предприятий организуется: ор-

ганами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, а также министерствами и ведомствами РФ, руководители которых наделены полномочиями по отнесению к ГТ сведений в отношении подведомственных

нансирование государственной аттестации относится на счет предприятии.

Руководители предприятий, имеющие свидетельство об окончании учебных заведений, уполномоченных осуществлять подготовку специалистов по вопросам защиты информации, составляющей ГТ, от государственной аттестации освобождаются. Перечень указанных учебных заведений утверждается Межведомственной комиссией но представлению

органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Порядок приостановления или аннулирования действия лицензии.

Приостановление действия или аннулирование лицензии осуществляют уполномоченные органы в случаях:

предоставления лицензиатом соответствующего заявления; ?

обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

Нарушения лицензиатом условии действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписании или распоряжении государственных органов или приостановления этими государственными органами деятельности предприятия в соответствии с законодательством РФ; *

ликвидации предприятия.

Контроль за соблюдением лицензионных условий лицензиатами по рассмотренным видам работ и услуг осуществляют уполномоченные органы, а их руководители и должностные лица несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение требований нормативных правовых актов в этой сфере деятельности. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установленном порядке.

Лицензирование - это один из важных инструментов контроля качества различных видов деятельности со стороны государства. Эта грань взаимодействия органов власти с предпринимателями и различными компаниями очень важна, поскольку позволяет грамотно и безболезненно регулировать определенные экономические процессы.

Лицензирование деятельности

При использовании этих терминов имеется в виду процедура, необходимая для получения государственного разрешения на ведение конкретного вида деятельности. Есть определенный перечень услуг, для которых необходимо лицензирование, и все положения, касающиеся данного вопроса, регулируются действующим 99-м федеральным законом.

Чтобы узнать конкретные виды деятельности, которые без указанной выше процедуры не являются доступными, нужно изучить приложение к закону. Стоит понимать, что оказание услуг в рамках, обозначенных в таком приложении, не является законным, если предпринимателем не была получена соответствующая лицензия.

Следствием нарушения данного правила может стать административная ответственность. Так что лицензирование - это не то, к чему стоит относиться легкомысленно.

Ключевые понятия

Есть ряд терминов, помимо упомянутых выше, которые полезно знать для лучшего понимания ситуации с разрешительными документами.

Начать стоит с лицензирующих органов, поскольку именно они занимаются проверкой соответствия конкретной компании или физического лица требованиям закона. В данном случае речь идет о федеральных органах власти как субъектов РФ, так и исполнительной, которые занимаются выдачей разрешения на виды деятельности, упомянутые в ФЗ о лицензировании.

  • Соискатель разрешения. Это может быть ИП или юридическое лицо, обратившееся в вышеупомянутый орган с заявлением о предоставлении ему лицензии на ведение конкретного вида деятельности.
  • А вот тех, кто сумел получить положительное решение после проверки, определяют как лицензиатов.
  • Реестр лицензий. Под этим термином стоит понимать суммарные данные о выдаче разрешений, а также переоформлении той документации, которая подтверждает наличие лицензии.

Особенности государственного контроля

Изначально нужно понимать, что государство контролирует правильное и строгое соблюдение всех требований, касающихся использования лицензий. Это означает, что проверка в рамках различных направлений бизнеса неизбежна, поэтому пытаться как-то обойти закон не имеет смысла.

При этом не стоит путать контролирующие механизмы с тем соглашением на использование продукции, которое выдают правообладатели.

Для того чтобы не путать эти понятия, необходимо разобраться чем отличается лицензионный договор от государственной лицензии. При определенной схожести в названиях разница более чем ощутима.

Государственное лицензирование - это, как говорилось выше, документ, являющийся обязательным для оказания определенных услуг. Речь идет о таких сферах деятельности, как СМИ, образовательные проекты, организация азартных игр, фармакология, медицина, сыскная, охранная, а также любая опасная или стратегически важная деятельность.

Стоит отдельно отметить тот факт, что есть направления, в рамках которых лицензирование деятельности необходимо лишь при определенных условиях. В качестве примера можно привести СРО в строительной сфере. Тот факт, придется ли заниматься вопросом лицензии саморегулируемой организации, во многом зависит от ее профиля и видов выполняемых работ.

Договор

Это второе направление, где необходима лицензия. В этом случае имеется в виду соглашение, которое заключают между собой патентообладатель и автор.

Суть такого документа сводится к официальному предоставлению права на использование конкретной технологии или продукта, вплоть до копирования. Нетрудно сделать вывод, что подобная процедура не является обязательной и основана исключительной на взаимной выгоде сторон. За предоставленную возможность использовать запатентованный результат интеллектуальной деятельности автор получает определенное вознаграждение.

Другими словами, это процесс взаимодействия двух сторон в рамках конкретного соглашения, которые не имеют отношения к государству.

Актуальность ФЗ о лицензировании

Учитывая тот факт, что контроль за выполнением требований данного законодательства достаточно строгий, есть смысл выяснить, почему вопрос лицензии оказался так важен.

Если говорить в общем, то данная ветвь законодательства является одним из инструментов регулирования различных видов экономической деятельности. При более детальном изучении того, какую функцию выполняет лицензирование видов деятельности, стоит обратить внимание на следующие задачи:

  • создание определенного финансового барьера на входе;
  • защита потребителя от продукции низкого качества, а также от производителей, которые не прошли проверку;
  • повышение конкурентоспособности некоторых областей национальной экономики в масштабах международных рыночных отношений;
  • формирование высоких стандартов внутри различных отраслей;
  • ограничение допуска к деятельности неблагонадежных субъектов хозяйствования.

Если учесть данные критерии использования ФЗ о лицензировании деятельности, то можно прийти к очевидному выводу, что подобная система контроля важна для российской экономики.

Действующие виды лицензирования

Помимо подробного перечня направлений деятельности, которые требуют выдачи лицензии, есть ключевые сферы, в рамках которых подобная система контроля неизбежно даст о себе знать.

Речь идет о следующих видах разрешающих документов:

Лицензия ФСБ;

Лицензия МЧС;

Лицензия на грузо- и пассажироперевозки.

Подобная документация понадобится также в рамках образовательной, фармакологической, медицинской, авиастроительной, сыскной деятельности и в случае оказания услуг связи.

Если рассматривать виды лицензирования более подробно, то стоит отметить, что их количество доходит до 51. Их перечисление будет очень долгим, поэтому лучше найти закон № 99 и внимательно прочитать в его второй главе статью 12. Именно в ней содержится исчерпывающая информация о том, кто же обязан получать лицензию на деятельность.

Если предприятие не смогло пройти лицензирование, то осуществлять деятельность в рамках указанных выше направлений оно не сможет. Но в случае удачного итога переживать о повторном получении разрешающих документов не придется, поскольку лицензия выдается бессрочно.

Более подробно о законе № 99

Выше неоднократно упоминался ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поэтому есть смысл уделить ему больше внимания.

Этот федеральный закон содержит 3 главы, которые включают в сумме 24 статьи. Сами главы имеют следующие названия:

Общие положения.

Организация и осуществление лицензирования.

Заключительные положения и порядок вступления в силу настоящего федерального закона.

В первой части внимание уделяется сфере применения критериев контроля, основным принципам их осуществления и понятиям, которые при этом используются. Также здесь рассматриваются обязанности и права должностных лиц, равно как и условия действия лицензии.

Вторая глава посвящена перечню тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию, описанию порядка принятия решения относительно выдачи разрешения, обзору сведений, включаемых в приказ, а также процессу переоформления лицензии.

Что касается третьей части закона, то она нужна для того, чтобы определить заключительные положения, порядок вступления его в силу. Здесь также рассматриваются особенности факта утраты актуальности определенных законодательных актов.

Нужно понимать, что ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на самом деле содержит намного больше информации. Здесь были описаны лишь некоторые из статей. Поэтому для получения информации в полном объеме лучше работать с первоисточником.

Как получить лицензию

Для того чтобы стать обладателем разрешения на осуществление деятельности, отмеченной в упомянутом выше законе, нужно прежде всего подать заявление.

Желательно изначально все оформить правильно и собрать необходимый комплект документов грамотно, без ошибок и недочетов. Поэтому есть смысл обратиться к услугам опытных юристов. После того как заявление будет подано, соответствующие органы начнут проверку соответствия конкретного субъекта деятельности существующим требованиям, касающимся выдачи лицензии.

К слову, перед тем как подавать документы, нужно выяснить, какой именно лицензирующий орган является актуальным в конкретной ситуации. Это важно по той причине, что именно туда и нужно нести заявление.

После того как все будет сделано, сама документация также пройдет проверку на предмет правильного составления и достоверности указанных данных. Уже на этом этапе могут появиться причины для отказа в выдаче разрешения. Речь идет об искаженной, неверной, неполной или неточной информации. Если с бумагами все оказалось в порядке, и требования, которые включает ФЗ "О лицензировании видов деятельности", были соблюдены, то у заявителя есть все основания ожидать положительного итога проверки.

Итоги

На основе изложенной выше информации можно сделать следующий вывод: контроль деятельности посредством проверки хозяйствующих субъектов на предмет соответствия определенным критериям качества является очень эффективным способом контроля состояния рынка. Таким образом, лицензирование - это правильная инициатива со стороны государства, реализация которой полезна как стране в целом, так и конкретным группам потребителей в частности.

Есть ряд видов деятельности, которая не может осуществляться без лицензии. Поэтому стоит рассмотреть порядок лицензирования, который действует в Российской Федерации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Так сможете выяснить, вправе ли вы заниматься своим бизнесом без разрешения. И если такого права у вас нет, то нужно понимать, куда обращаться, какие справки собирать.

Лицензия выдается государственными структурами. Лицензии должны получать крупные, средние и мелкие компании, а также индивидуальные предприниматели.

Но вести предпринимательскую деятельность (для которой нужна лицензия) можно только в том случае, когда соблюдаются требования о лицензировании, что действительны в пределах России.

Что нужно знать?

Многие компании, которые действуют в России, имеют лицензии на ведение бизнеса. Но что это такое и на какие нормативные документы стоит опираться при лицензировании?

Основные определения

Лицензия – это разрешение на осуществление определенных действий, которое удостоверяется документами. Под лицензированием понимают процедуру получения разрешения (лицензии).

Лицензионные условия – условия, при выполнении которых лицензии будут действительными.

Наиболее распространенные виды деятельности, ведение которых возможно только при наличии лицензии:

  • изготовление и продажа алкогольной продукции;
  • предоставление услуг по строительству;
  • изготовление и реализация медицинских препаратов;
  • предоставление услуг медицинского характера;
  • осуществление работ, которые считаются опасными;
  • геодезический, картографический вид деятельности;
  • охранный вид деятельности и т. д.

То есть, лицензия является документом, который подтверждает право на продажу некоторых видов товара и предоставление услуг.

В списке видов деятельности, которые подлежат лицензированию, насчитывается более 100 наименований.

С какой целью проводится?

Объект лицензирования может вести деятельность после оформления соответствующего разрешения. Но такая лицензия не может передаваться другому юридическому или физическому лицу.

Проводятся такие мероприятия лицензирования:

  • оформляется лицензия;
  • переоформляются необходимые справки, которые подтвердят факт наличия разрешений;
  • приостанавливается работа лицензиата, который допустил нарушение условий лицензирования;
  • происходит возобновление или прекращение срока действия лицензии;
  • аннулирование документа;
  • контроль лицензиата уполномоченным органом;
  • предоставление заинтересованным лицом данных из лицензионного реестра и с целью ведения такого реестра.

Контроль соблюдения требований проводится с целью проверить полноту и достоверность данных, что представлены соискателями лицензии в заявке и справках, а также данных о лицензиате.

Принципы лицензирования:

  1. Обеспечить единство экономики в пределах Российской Федерации.
  2. Установить лицензируемые виды федеральным законодательством.
  3. Установить единый порядок выдачи лицензий.
  4. Установить исчерпывающие списки требований относительно лицензируемого вида деятельности положением о проведении процедуры.
  5. Обеспечить доступ к сведениям о выдаче разрешения, кроме тех, которые не могут быть распространены, или доступ к ним ограничен.
  6. Не допустить взимание с соискателя средств за предоставление услуги (кроме уплаты госпошлины).
  7. Соблюсти законность при выдаче лицензий.

Нормативная база

О лицензировании говорится в , где описаны принципы лицензирования.

Стоит также руководствоваться Законом о лицензировании, что был утвержден правительством России 4.03.2011 г.
В отдельных нормативных актах содержится информация о лицензировании отдельных товаров или услуг.

К примеру, предоставляя образовательно-педагогические услуги, стоит опираться на

В таких документах есть информация о сроке действия лицензии, правилах выдачи, сроке аннулирования и т. д.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

Лицензию стоит получить компаниям и индивидуальным предпринимателям:

  • если деятельность является опасной для людей, которые не имеют отношения к ее выполнению;
  • если деятельность осуществляется большим количеством работников;
  • если деятельность является прибыльной и не только облагается налогами по повышенной ставке, но и дополнительно контролируется государством.

Срок действия разрешения – от 5 лет. Но есть возможность оформления бессрочной лицензии на ведение некоторых видов деятельности. Стоит следить за сроком действия, и в случае его окончания продлевать документ.

Форма лицензирования:

При желании получить лицензию вам придется заплатить государственную пошлину, размер которой установлен Налоговым кодексом России.

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий. Им же устанавливаются требования к лицензируемому виду деятельности. Исключение – случаи, когда доступ к ресурсу ограничено.

Правительством РФ:

  1. Утверждаются положения о выдаче лицензий на определенные виды деятельности.
  2. Определяется федеральный орган исполнительных властей, который будет проводить лицензирование.
  3. Устанавливается перечень видов деятельности, которые требуют получения разрешения органом исполнительных властей субъекта России.

Необходимые документы

Чтобы получить лицензию, компания должна собрать ряд справок, которые подтвердят возможность вести деятельность определенного вида.

К примеру, фирма, которая собирается предоставлять услуги по строительству, должна иметь на балансе или арендовать технику и инструменты с соответствующим сертификатом.

Обязательное условие – наличие обученного персонала. Обязательные документы:

  1. Заявление с указанием названия предприятия, ФИО индивидуального предпринимателя, паспортных данных, адреса регистрации, вида деятельности, на которую планируется получить лицензию.
  2. Сведения о госрегистрации компании.
  3. Данные о постановке на учет в органе федеральной налоговой службы. Документ должен быть заверен в нотариальной конторе.
  4. Финансовые отчеты.
  5. Данные о технической оснащенности со списком и ценами ОС.
  6. Данные о работниках, их документы, подтверждающие получение специальности.
  7. об оплате государственной пошлины.

Лицензирующий орган может запрашивать ряд дополнительных справок и сведения, которые влияют на получение разрешения на деятельность. В обязательном порядке стоит составить опись в 2 экземплярах.

Представитель государственного органа может потребовать:

  • разрешение на недвижимость;
  • сертификат на техоборудование;
  • лицензию на программное обеспечение и продукт интеллектуальной собственности и др.

Куда нужно обращаться?

Государственный порядок лицензирования предусматривает получение лицензии в уполномоченных органах, которые осуществляют вы дачу разрешений на ведение определенного вида деятельности.

Такие структуры могут быть созданы в субъекте РФ. Так, в Москве такие вопросы решаются лицензионной палатой.

Допускается выдача лицензий отделом местной администрации или специальной службой в случае, что предусмотрен законодательными положениями.

Адрес уполномоченного органа можете узнать:

  • в местном органе самоуправления;
  • используя специализированный справочник.

Пошаговая инструкция

Процедура лицензирования состоит из 3 стадий:

Предоставление пакета документации
Далее заявление и документы рассматриваются, принимается решение государственным органом Проверяется, достоверны ли представленные данные, оценивается способность заявителя вести указанный вид деятельности. Решение должно быть принято в течение 45 дней с момента предоставления заявления и другой документации. Составляется акт лицензирующей службы. В отдельных случаях срок рассмотрения заявления может быть сокращен, если об этом сказано в законодательных документах
Выдача лицензии или отказ в выдаче То есть, при положительном заключении лицо получит разрешение заниматься определенным бизнесом. Если госструктуры решают отклонить заявку, об этом юрлицо или ИП уведомляется. Свое отрицательное решение уполномоченная инстанция должна обосновать

После устранения недостатков вы имеете право подать документы заново.

Если все сделано правильно, на протяжении 2 месяцев с момента представления заявления посредством почты придет извещение о выдаче лицензии.

В уведомлении будут отражены реквизиты расчетных счетов учреждения, которое проводит процедуру. Их нужно будет вписать в при оплате лицензионного сбора.

Помните, что нужно будет в течение трех месяцев заплатить за лицензию. Если такие сроки не будут соблюдены, действие лицензии уполномоченный орган отменит.

После того, как соискатель представит квитанцию об уплате за получение лицензии в течение 3 дней, уполномоченным органом будет выдано справку, которая подтвердит наличие разрешения на ведение деятельности.

Она будет отражать:

  1. Название органа, которым проведено процедуру.
  2. Название фирмы полностью или сокращенно, ее организационно-правовая форма, месторасположения, адрес, по которому будет вестись деятельность, которая лицензируется, номер записи о госрегистрации.
  3. ФИО ИП, его место проживания, паспортные сведения, номер записи о госрегистрации.
  4. Деятельность, которая лицензируется (описываются работы, услуги).
  5. Период действия документа.
  6. Номер разрешения.
  7. Дату, когда решение о выдаче лицензии принято.

Возникающие нюансы

В Законе № 99-ФЗ говорится, что лицензию стоит получать на каждый вид деятельности, что отражены в ч. 1 ст. 12.

Оплата производится в соответствии с законодательными положениями о налогах и сборах. Уполномоченные органы не имеют права требовать дополнительную плату.

Есть еще ряд нюансов, о которых спрашивают пользователи форумов. Каков порядок отдельных видов предпринимательской деятельности?

Выясним, какие особенности лицензирования таких видов деятельности, как торговля оружием, проведение операций по депозитам. Определим, что стоит знать таможенным представителям.

Если на оружие

При получении лицензии на продажу оружия и патронов стоит опираться на нормы .

В п. 3 говорится, что лицензия на оружие выдается представителями МВД России. Действует такое разрешение 5 лет. Но лицензиат может обратиться с .

Тогда будут применяться правила, предусмотренные для переоформления документа, который подтвердит наличие разрешения.

Операции по вкладам депозитных операций

В случае же осуществления депозитарной деятельности, когда оказываются услуги по хранению сертификата ценных бумаг, учету и переходу права на них, лицензия выдается федеральной службой Банка РФ по финансовому рынку.

Такое разрешение будет иметь неограниченный срок действия. Обязательное условие для получения дипозитарной лицензии – достаточный размер своих средств – не меньше 60 млн. рублей.

Разрешение выдается в течение 2 месяцев. От лицензиата требуется оплатить государственную пошлину в размере 20 тыс. рублей.

Необходимые документы:

  1. Заявление.
  2. Учредительная документация.
  3. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
  4. Свидетельство о постановке на учет.
  5. Квитанция об уплате пошлины.
  6. о проверке финансовых отчетов.
  7. Документ о финансовых вложениях соискателей.
  8. Сведения о лицах, которые входят в совет директоров и т. д.

Чтобы проводить депозитные операции, банк должен получить:

Таможенных представителей

При ведении международной торговли или иных видов деятельности ИП и ООО должны готовить множество документов и выполнять ряд таможенных действий, где нужно лично присутствовать.

Не всегда такие лица могут уделить время для решения таких вопросов. Именно поэтому многие компании прибегают к помощи таможенного брокера, которые оказывают услуги по оформлению документов.

Такие лица становятся представителями компаний и предпринимателей на таможне, так как наделяются правами и обязательствами своего клиента.

Видео: лицензирование управляющих компаний

Деятельность таможенного брокера непростая, так как необходима высокая материальная и юридическая ответственность.

Фирма, которая предоставляет услуги по ведению таможенных операций, должна получить соответствующую государственную лицензию.

При наличии такого разрешения будет гарантировано высокую квалификацию работников, а также их профпригодность.

Лицензию может получить юридическое лицо при соблюдении определенных требований:

  1. В компании должно работать не меньше 2 специалистов, которые прошли аттестацию по таможенным оформлениям.
  2. У фирмы должен быть страховой договор на осуществление деятельности брокеров. Размер страховой суммы должен быть не меньше 20 млн. рублей.
  3. Организация должна иметь достаточное материальное техническое оснащение с включением уставного капитала.
  4. Стоит создать условия для работы с товаром, их таможенного контроля.

Оформлять на таможне грузы будет запрещено при аннулировании разрешения при обнаружении недостоверной или неполной информации в документации, на основании которой принимается решение о предоставлении лицензии.

Отозвать лицензию могут и в таком случае:

  • не выполняются обязанности таможенных брокеров;
  • неоднократно нарушались нормы законодательства;
  • причинено ущерб клиентам, так как незаконно использовано конфиденциальные сведения;
  • фирма признана банкротом;
  • таможенные брокеры пользуются услугами лиц, аттестат которых аннулировано, приостановлено или отозвано;
  • если изменено налоговое законодательство Российской Федерации.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме