Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: срок действия наказания

Один из основных принципов менеджмента при назначении на должности является профессионализм. То есть, более высокую должность имеет право занимать работник или служащий, военнослужащий, который в профессиональном плане лучше подготовлен, чем остальные.

На практике так случается далеко не всегда. И очень часто должность занимает человек, который не соответствует ей ни по морально-деловым, ни по профессиональным качествам. А поскольку каждая должность, каждое рабочее место подразумевает выполнение определенных обязанностей на необходимом уровне, а назначенное лицо этого сделать не может, то результат не заставляет себя должность ждать в виде преступного деяния .

Установив состав преступления, его объективную и субъективную стороны, суд признает лицо виновным и в качестве наказания лишит его права занимать должность, либо запретит заниматься какой-то определенной деятельностью .

Статья 47 УК РФ. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Занимать определенные должности

Законодателем в статье 47 Уголовного Кодекса РФ предусмотрено, что лицо, совершившее преступление, может быть лишено прав занимать какую-то конкретную должность .

Суд может принять такое решение, исходя из характера деятельности осужденного, во время выполнения им своих должностных обязанностей. Но суд может прийти к такому же выводу даже в тех случаях, если осужденный не занимал таких должностей, однако характер его преступного деяния указывает на то, что оставлять за ним такое право нецелесообразно.

Ограничение осужденного вправе занимать какую-либо должность не является бессрочным .

Оно может действовать от одного года до пяти лет , по истечении которых осужденный вновь имеет право занимать соответствующие должности. Но тут есть один важный нюанс.

Несмотря на то, что такое право у осужденного появиться вновь, у работодателя нет обязанности брать его на эту должность. Ведь претендентов на нее может быть очень много. Более того, в период, когда осужденный не имеет права ее занимать, на эту должность уже будет назначен другой человек.

На каком же основании его увольнять, если он добросовестно выполняет свои обязанности? К тому же, кандидат на ту или иную должность, у которого есть или была судимость за преступление, связанное с выполнением обязанностей на подобной должности, представляется для организации или учреждения малоперспективным. Вот здесь и срабатывает эффект бессрочности этого наказания.

С одной стороны законодателем преступник лишается прав на какой-то временной отрезок , в данном случае от одного до пяти лет . Но общество продолжает наказывать преступника, сильно сокращая в дальнейшем его шансы на занимание таких должностей.

Кто может быть подвержен такому наказанию или, выражаясь юридическим языком, кто является субъектом преступления?

Лишить права занимать определенные должности могут тех сотрудников и служащих, которые работают на государственной службе .

Но лишив права занимать какую-то должность, закон не лишает осужденного права продолжать работу в данном учреждении, но уже на другой должности . Другое дело, что сам руководитель учреждения сочтет невозможным оставлять осужденного в качестве своего подчиненного. Основание для увольнения такого работника у него будет. Это приговор суда. А вот обязать его взять осужденного на какую-то другую должность не может никто.

Суд, принимая решение о запрете занимать какую-либо должность, должен указать перечень должностей, которые осужденный имеет право занимать на период действия ограничения .

Это исключает двусмысленное толкование приговора , оставляя за руководителем право предоставить осужденному другую должность или уволить его на основании решения суда.

Заниматься определенной деятельностью

Данный вид наказания используется более широко, поскольку его субъектами могут быть различные лица , которые выполняют свою работу как в государственных, бюджетных учреждениях и организациях, так и на частных предприятиях.

Иногда в каком-то фильме можно встретить историю хакера, который по решению суда не имеет права пользоваться компьютерной техникой. Это как раз и есть яркий пример лишения права заниматься определённой деятельностью .

Из-за своих преступных действий, которые хакер совершал, пользуясь компьютерной техникой, он был лишен права заниматься программированием. А чтобы обеспечить это решение суда, самому хакеру запретили пользоваться устройством, на котором он мог программировать.

Аналогично суд может поступать с любым видом деятельности, если посредством нее осужденный осуществил преступление.

Механик в автомастерской, учитель в школе, воспитатель в детском саду, психолог, занимающийся частной практикой, адвокат и многие другие, — все они могут быть лишены права заниматься своей деятельностью, если будут злоупотреблять ею, совершая преступные действия . Например, механик может умышленно наносить вред транспортным средствам, для того, чтобы поток клиентов не иссякал.

Преподаватель в университете может умышленно нарушать требования Министерства образования , выдавая студентам запрещенный материал, который направлен на подрыв государственной безопасности или разжигает межнациональный конфликт. Адвокат может совершать мошеннические действия по отношению к своим клиентам, либо злоупотреблять полученной им от клиентов информацией.

Суд может лишить прав осуществлять какую-то определенную деятельность на какой-то определенный срок не только в тех случаях, когда речь шла о постоянной, профессиональной деятельности.

Такое решение вполне допустимо и для временной деятельности .

Что характерно, так это то, что по отношению к несовершеннолетним может быть применено лишение права на занятие какой-то деятельностью . Такое наказание для данной категории лиц предусмотрено на срок не более 3-х лет .

Действие основного и дополнительного наказания

Судами применяется эти виды наказания в качестве основного , если в статье Особенной части УК они представлены в качестве наказания за совершенное преступление.

Основными они могут быть и в порядке замещения других видов наказаний. Применяют их при переходе к более мягкому виду наказания , если соблюдено условие, при котором преступное деяние было связано с занимаемой субъектов должностью и осуществлением определенного вида деятельности.

Особенной частью УК предусмотрены данные виды наказания в качестве дополнительных . В этих случаях, суд назначает основной вид наказания, например, ограничение свободы, и дополнительное наказание в виде лишение прав на занятие какой-то должности или вида деятельности.

Иногда, суд назначает по каким-то статьям другой вид наказания в качестве основного, хотя в самой статье указано именно лишение рассматриваемых прав. В этом случае лишение этих прав может применяться как дополнительное наказание .

Если суд посчитает, что характер совершенного преступления указывает на значительную социальную опасность подсудимого , а значит, требуется принятие более жестких мер по отношению к нему.

В некоторых ситуациях суд, руководствуясь частью 2 ст. 47 УК РФ , может применить подобные ограничения в качестве дополнительного наказания, но срок этих ограничений установить в пределах 20 лет .

В качестве заключения следует отметить, что эти виды наказания в самом уголовном праве встречаются как основные в каждой пятнадцатой статье , а как дополнительные – в каждой шестой .

На практике они применяются судами значительно реже, чем предусмотрел законодатель. Удельный вес этого вида наказания по отношению ко всем основным не превышает полпроцента, колеблясь в пределах от 0,01 до 0,2 процента .

Наибольшее количество случаев, когда прибегают к этим наказаниям, связано с преступлениями по уклонению от уплаты налогов и растрате .

То есть на законодательном уровне судьям и правоохранительным органам предоставлена возможность для требования и применения более мягких видов наказаний по отношению к гражданам, совершивших преступления.

  • 9. Классификация преступлений и ее значение
  • 10. Понятие и содержание уголовной ответственности
  • 11. Понятие единого преступления и его виды (простое и сложное; виды единого сложного преступления)
  • 12. Понятие и формы множественности преступлений
  • 13. Рецидив преступлений и его уголовно-правовое значение
  • 14. Совокупность преступлений и ее уголовно-правовое значение
  • 15. Понятие и значение состава преступления. Его признаки и элементы
  • 16. Классификация составов
  • 17. Понятие и виды объекта преступления
  • 18. Понятие предмета преступления и его значение. Отличие предмета от орудий и средств совершения преступления. Потерпевший
  • 19. Понятие, содержание, значение и признаки объективной стороны преступления
  • 20. Общественно опасное деяние и его формы
  • 21. Общественно опасные последствия: понятие, основные черты, виды, уголовно-правовое значение
  • 22. Причинная связь в уголовном праве: понятие, критерии установления и значение
  • 23. Субъективная сторона преступления: понятие, содержание и значение, обязательные и факультативные признаки
  • 24. Понятие, содержание, формы и значение вины в уголовном праве
  • 25. Умысел и его виды. Критерии отграничения косвенного умысла от прямого
  • 26. Неосторожность и ее виды. Критерии отграничения небрежности от невиновного причинения вреда
  • 27. Преступления с двумя формами вины
  • 28. Юридическая и фактическая ошибка: виды, характеристика и уголовно-правовое значение
  • 29. Понятие и признаки субъекта преступления
  • 30. Специальный субъект и его уголовно-правовое значение
  • 31. Вменяемость. Понятие и критерии невменяемости
  • 32. Понятие и виды стадий совершения преступления
  • 33. Понятие, признаки, формы, квалификация и наказуемость приготовления к преступлению
  • 34. Понятие, признаки, классификация и наказуемость покушения на преступление
  • 35. Оконченное преступление. Установление момента его окончания
  • 36. Добровольный отказ от преступления: понятие и признаки
  • 37. Понятие и признаки соучастия в преступлении
  • 38. Виды соучастников
  • 39. Формы соучастия
  • 40. Характеристика групповых преступлений, совершенных в составе лиц, не отвечающих признакам субъекта преступления
  • 41. Эксцесс исполнителя и его уголовно-правовое значение
  • 42. Понятие, виды и значение обстоятельств, исключающих преступность деяния
  • 43. Необходимая оборона: понятие, значение, условия правомерности, ответственность за вред, причиненный с превышением пределов обороны
  • 44. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление: понятие, условия правомерности, ответственность за превышение мер, необходимых для задержания такого лица
  • 45. Крайняя необходимость: понятие, условия правомерности, значение. Превышение пределов крайней необходимости
  • 46. Физическое или психическое принуждение и его уголовно-правовое значение
  • 47. Обоснованный риск: понятие, условия правомерности, ответственность за необоснованный риск
  • 48. Совершение деяния при исполнении приказа или распоряжения
  • 49. Понятие, признаки и цели наказания
  • 50. Система и классификация наказаний
  • 51. Штраф: понятие, размеры, порядок применения. Последствия уклонения от уплаты
  • 52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика
  • 53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика
  • 54. Понятие, содержание, сроки и порядок применения обязательных работ. Последствия уклонения от их отбывания
  • 55. Понятие, содержание, сроки и порядок применения исправительных работ. Последствия уклонения от их отбывания
  • 56. Ограничение по военной службе и его уголовно-правовое значение
  • 57. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ограничения свободы
  • 58. Понятие, содержание, сроки и порядок применения ареста
  • 59. Содержание в дисциплинарной воинской части
  • 60. Лишение свободы на определенный срок
  • 61. Пожизненное лишение свободы и смертная казнь
  • 62. Общие начала назначения наказания
  • 63. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление
  • 64. Обстоятельства, смягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение
  • 65. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств
  • 66. Обстоятельства, отягчающие наказание, и их уголовно-правовое значение
  • 67. Назначение наказания по совокупности преступлений
  • 68. Назначение наказания по совокупности приговоров
  • 69. Исчисление сроков наказания и их зачет
  • 70. Условное осуждение и его уголовно-правовая характеристика
  • 71. Понятие, основания и виды освобождения от уголовной ответственности
  • 72. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим
  • 73. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания в связи с истечением сроков давности
  • 74. Понятие, основания и виды освобождения от наказания
  • 75. Условно-досрочное освобождение и его уголовно-правовая характеристика
  • 76. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания и ее уголовно-правовая характеристика
  • 77. Освобождение от наказания в связи с болезнью
  • 78. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
  • 79. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
  • 80. Уголовно-правовая характеристика амнистии и помилования
  • 81. Уголовно-правовая характеристика судимости
  • 82. Виды наказания, назначаемого несовершеннолетним
  • 83. Особенности уголовной ответственности лиц, не достигших 20 лет
  • 84. Принудительные меры воспитательного воздействия и их уголовно-правовая характеристика
  • 85. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и от наказания. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних
  • 86. Принудительные меры медицинского характера: понятие, виды основания, круг лиц, цели применения
  • 87. Виды принудительных мер медицинского характера
  • 88. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера
  • 89. Особенности применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания
  • 90. Конфискация и ее уголовно-правовое значение
  • 52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве основного или дополнительного наказания.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

    – в случаях, когда оно является основным видом наказания, назначается на срок от одного года до пяти лет;

    – в случаях, когда оно является дополнительным, – на срок от шести месяцев до трех лет.

    Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

    Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента:

    – вступления приговора суда в законную силу, если оно назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью;

    – отбытия таких основных видов наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на все время отбывания названных основных видов наказаний.

    Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

    Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33 УИК рФ). Администрация учреждения, где отбывает основной вид наказания лицо, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

    53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика

    При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    Специальными признаются звания, которые присваиваются работникам, проходящим службу в определенных «специальных» – правоохранительных и иных государственных органах, осуществляющих, как правило, властные функции: в органах внутренних дел, дипломатической, налоговой, таможенной службах, в органах железнодорожного, морского, водного и воздушного транспорта и др.

    Воинские звания – это звания, установленные в Вооруженных Силах РФ, других войсках (например, пограничных, внутренних войсках, железнодорожных), воинских формированиях и органах: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. На практике речь идет о лишении офицерских званий, причем более высокого уровня, которые являются престижными и обеспеченными существенными льготами и преимуществами.

    Классные чины – это классификационные разряды, присваиваемые государственным служащим в некоторых государственных органах, в соответствии с которыми определяются должностное положение и место в служебной иерархии работников этих органов, определенные права и обязанности этих лиц.

    Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения за выдающиеся достижения в раз личных сферах общественной жизни – в экономике, науке, искусстве, защите Отечества и др. Государственными наградами РФ являются:

    – звание Героя Российской Федерации;

    – ордена;

    – медали;

    – знаки отличия Российской Федерации. Почетные звания Российской Федерации – особые звания, присваиваемые за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, образования, производственной и иной общественно полезной деятельности (заслуженный врач, заслуженный строитель, заслуженный работник сельского хозяйства, заслуженный юрист, народный артист, народный художник и др.).

    В качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании.

    Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней (кандидат наук, доктор наук) и ученых званий (доцент, старший научный сотрудник, профессор), иных квалификационных характеристик (разрядов, классов и т. п.), а также спортивных званий и наград.

    Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо, в свою очередь, вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды.

    Статья 33. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - это наказание, назначаемое в соответствии со ст. 47 УК в качестве основного на срок от одного года до пяти лет или в качестве дополнительного на срок от шести месяцев до трех лет. В последнем случае суд может назначать его и тогда, когда оно не указано в санкции статьи, если будет признано, что с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного нельзя сохранять за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    2. Рассматриваемое наказание состоит из двух самостоятельных видов:

    1) запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления;

    2) запрещение заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Этот запрет может касаться как сферы трудовой деятельности осужденного, так и досуга (например, запрещение управлять транспортными средствами лицу, которое имеет удостоверение на управление с отметкой "без права работать по найму").

    3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении его в качестве основного наказания или в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или при условном осуждении исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Эта функция уголовно-исполнительной инспекции закреплена в п. "а" ст. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 (СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947).

    4. При назначении данного наказания в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы оно исполняется соответственно администрацией исправительного центра, командованием дисциплинарной воинской части или администрацией исправительного учреждения. Эти учреждения получают из суда копию приговора об осуждении данного лица, поэтому им известно о назначении дополнительного наказания.

    Поскольку во время отбытия основного наказания на осужденных распространяются правоограничения, связанные с назначенным дополнительным наказанием, администрация исправительного центра, командование дисциплинарной воинской части и администрация исправительного учреждения не вправе использовать таких лиц на работе, выполнение которой запрещено им в соответствии с приговором. Это может касаться, например, шоферов, осужденных за нарушение правил безопасности движения транспорта с лишением права управлять автомобилем. В связи с тем что контроль за осужденным во время отбывания названных основных наказаний осуществляет администрация соответствующего учреждения или командир, они же обязаны следить за трудоиспользованием осужденных в соответствии с приговором.


    Вопрос об исполнении данного наказания во время отбывания ареста не встает, так как осужденные к аресту не привлекаются к работе.

    5. При освобождении лица по отбытии срока наказания администрация исправительного центра, арестного дома, командование дисциплинарной воинской частью или администрация исправительного учреждения за 20 дней до истечения срока направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по избранному осужденным месту жительства копию приговора суда. Если лицо освобождается условно-досрочно или с заменой наказания более мягким (в случае, когда оно не освобождено от дополнительного наказания) либо при отсрочке отбывания наказания беременной женщине или женщине, имеющей малолетних детей, копия приговора направляется в день освобождения. Одновременно в справке об освобождении указывается, что данное лицо должно отбывать дополнительное наказание.

    6. После отбытия названных основных наказаний лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

    7. Поскольку наказания в виде обязательных работ и исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией и она же осуществляет контроль за осужденными условно, направления ей копии приговора об осуждении к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не требуется.

    8. По вступлении в законную силу приговора об осуждении лица к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, когда это наказание назначено в качестве основного или в качестве дополнительного к штрафу или при условном осуждении, суд направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного распоряжение об исполнении приговора и две его копии. Вторая копия приговора направляется уголовно-исполнительной инспекцией администрации организации по месту работы осужденного. Если осужденный не работает, вторая копия приговора направляется по месту работы осужденного в случае его трудоустройства.

    9. Получив из суда или из учреждения, где осужденный отбывал основной вид наказания, копию приговора об осуждении лица к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, уголовно-исполнительная инспекция заводит на лицо контрольное дело и берет осужденного на учет.

    Поставив осужденного на учет, инспекция уведомляет об этом суд, постановивший приговор. Такое уведомление в суд направляется и в том случае, если приговор получен из учреждения, где осужденный отбывал основное наказание.

    10. Первоочередной обязанностью инспекции является проверить прекращение трудового договора с осужденным, если он занимает такую должность или занимается такой деятельностью, права на которые он лишен в соответствии с приговором.

    11. Инспектор информирует администрацию организации, где работает осужденный, о том, какие должности он лишен права занимать или какой деятельностью он не имеет права заниматься в соответствии с приговором, о возможности работы осужденного в данной организации на должностях, не связанных с нарушением запрета, установленного приговором, об обязанности в случае увольнения лица до отбытия наказания внести в трудовую книжку осужденного запись о запрещении занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в точном соответствии с приговором.

    12. Поскольку на лиц, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяются правоограничения, связанные с назначенным наказанием, администрация организации, где работает осужденный, не вправе использовать его на работе, выполнение которой запрещено ему в соответствии с приговором.

    13. Не реже одного раза в шесть месяцев инспектор контролирует соблюдение осужденным ограничений, вытекающих из приговора. Для этого выясняется, где и на какой должности работает осужденный, какие функции он фактически выполняет. Если будет обнаружено, что осужденный нарушает запрет, установленный приговором, инспектор предлагает администрации организации, где работает осужденный, перевести его на другую должность, занятие которой не запрещено приговором, либо, если такой вакантной должности в данной организации нет или если осужденный не выражает на это согласия, - уволить его. При этом инспектор предупреждает осужденного и соответствующих должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, об их ответственности за нарушение запрета, установленного приговором суда, в соответствии со ст. 38 УИК.

    14. Если осужденный лишен права заниматься деятельностью, которое предоставляется специальным государственным органом (например, ГИБДД) или иной уполномоченной организацией (например, обществом охотников), инспектор информирует о вынесенном приговоре такой орган или такую организацию для аннулирования разрешения на занятие осужденным соответствующей деятельностью и направляет туда копию приговора. Инспектор имеет право проверить выполнение предписаний приговора этим органом (организацией).

    Статья 34. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные

    1. В приговоре суда должно быть точно указано, какие должности запрещено занимать осужденному или какой деятельностью ему запрещено заниматься.

    2. Если в момент поступления приговора в организацию по месту работы осужденного должность осужденного подпадает под запрет, указанный в приговоре, администрация не позднее трех дней с момента получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции прекращает трудовой договор. При этом в приказе и в трудовой книжке делается запись со ссылкой на п. 7 ст. 29 КЗоТ (вступление в законную силу приговора, которым работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы). При увольнении по п. 7 ст. 29 КЗоТ выходное пособие не выплачивается, согласия профсоюзного комитета не требуется.

    3. Если в организации можно перевести осужденного на должность, пребывание на которой не противоречит приговору, администрация вправе с согласия осужденного осуществить такой перевод, не увольняя его. В этом случае в трудовой книжке делается запись о переводе на другую работу.

    4. В том случае, когда занимаемая должность не подпадает под запрет, установленный в приговоре, осужденный не может быть уволен на основании п. 7 ст. 29 КЗоТ. Однако не исключается возможность увольнения его по инициативе администрации в связи с совершением преступления, если к тому имеется законное основание, например, в соответствии с п. 3 (систематическое невыполнение работником возложенных на него обязанностей, если ранее к нему применялись меры дисциплинарного взыскания), п. 4 (прогул без уважительных причин) или п. 7 (появление на работе в нетрезвом состоянии) ст. 33, п. 2 (утрата доверия к работнику, обслуживающему денежные или товарные ценности) или п. 3 (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка) ст. 254 КЗоТ и т.п.

    5. Администрация организации обязана сообщить уголовно-исполнительной инспекции о выполнении предписаний приговора. Если осужденный остается на работе, поскольку его увольнение не требуется, необходимо сообщить, какую должность он занимает. Впоследствии, во время отбывания наказания администрация предприятия должна по требованию инспекции сообщать о занимаемой осужденным должности, а также - в трехдневный срок о его перемещениях по работе и при необходимости представлять надлежащие документы. При условии соблюдения запрета осужденный может переводиться на другие, в том числе и более высокие должности.

    6. В случае увольнения из организации лица, не отбывшего наказание, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какого рода трудовой деятельностью лишен права заниматься. Администрация организации после внесения в трудовую книжку осужденного записи о лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сообщает об этом уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей контроль за исполнением приговора.

    7. Осужденный может быть лишен права на занятие определенными видами деятельности, которые не связаны с работой по найму, а относятся к сфере досуга, например права на управление транспортным средством, когда в водительском удостоверении имеется отметка "без права работы по найму". Поскольку в данном случае право, которого лишен виновный, не может быть использовано в сфере трудовой деятельности, соответствующая запись в трудовой книжке при увольнении не делается.

    8. Запись в трудовой книжке имеет юридическое значение лишь в течение срока отбывания наказания. Поэтому осужденный может просить об аннулировании такой записи после отбытия наказания или в случае досрочного освобождения (условно-досрочного, если наказание было дополнительным; в порядке амнистии). В таком случае лицу по его просьбе взамен трудовой книжки выдается дубликат без внесения в него записи о наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. При этом запись об увольнении на основании п. 7 ст. 29 КЗоТ или по другим основаниям сохраняется.

    9. Ранее действовавшее законодательство предусматривало учинение записи в трудовой книжке у всех осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. По отбытии наказания всем им заменяли трудовые книжки. Между тем большинство осужденных после оставления должности, которую они не имели права занимать, не меняли места работы. Поэтому процедура учинения записи и замены трудовых книжек оказывалась излишней. Учтя это, законодатель сохранил обязательность записи лишь для случаев, когда осужденный меняет место работы.

    Статья 35. Обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью

    1. Занятие некоторыми видами деятельности находится под контролем специально уполномоченных органов государства. Предписания приговора о лишении осужденного права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности. Например, органы ГИБДД выдают удостоверения на право управления автотранспортными средствами. Они же осуществляют контроль за безопасностью движения, соблюдением правил дорожного движения и в установленных случаях лишают граждан прав на управление транспортными средствами.

    2. Если приговором суда осужденный лишен права на управление транспортными средствами, надлежаще заверенная выписка из приговора направляется уголовно-исполнительной инспекцией в ГИБДД по месту его жительства для изъятия удостоверения на право управления транспортными средствами.

    3. Получив копию или выписку из приговора, такой орган (в данном случае ГИБДД) обязан не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции аннулировать разрешение на занятие тем видом деятельности, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанным видом деятельности (например, удостоверение на право управления автомобилем) и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию. Этот орган обязан также контролировать соблюдение осужденным запрета.

    4. Контроль за некоторыми видами деятельности осуществляют общественные объединения, например общества охотников, которые выдают как охотничьи билеты, подтверждающие принадлежность к данному обществу, так и лицензии, дающие право в указанное там время охотиться в конкретном месте и добывать определенного вида зверя или птицу.

    При лишении осужденного права охоты уголовно-исполнительная инспекция направляет в такое общество копию приговора и соответствующее предписание о его исполнении. Общество не позднее трех дней после получения копии приговора изымает у осужденного охотничий билет и не выдает ему лицензий на право охоты в течение указанного в приговоре срока. Одновременно в уголовно-исполнительную инспекцию направляется сообщение об этом.

    Статья 36. Исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    1. Уголовно-исполнительный кодекс установил разный порядок исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в зависимости от того, назначено ли это наказание в качестве основного или дополнительного, и в зависимости от того, с каким основным наказанием оно назначено.

    2. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве основного наказания или дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

    3. О понятии вступления приговора в законную силу см. комментарий к ст. 7 .

    Дополнительное наказание может быть отбыто и до истечения основного, если его срок меньше, чем срок основного наказания.

    4. Возможно назначение основного наказания лицу условно с дополнительным реальным наказанием в виде лишения прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если в таком случае условное осуждение отменяется в связи с совершением нового преступления или отменой условного осуждения по другим указанным в законе основаниям, то дополнительное наказание считается отбытым, если к моменту отмены условного осуждения истек срок этого наказания.

    5. Если новое преступление совершено лицом, которое было условно-досрочно освобождено от основного наказания, но отбывало дополнительное, его срок продолжает течь, кроме тех случаев, когда лицо осуждено за новое преступление к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы. Течение срока отбывания наказания прерывается на время отбывания этого нового наказания. При назначении наказания по совокупности приговоров в порядке ст. 70 УК суд должен зачесть время отбывания дополнительного наказания.

    6. Условное назначение лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ни в качестве основного, ни дополнительного наказания законом не предусмотрено.

    7. Если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания этих основных наказаний, и, сверх того, на указанный в приговоре срок, который исчисляется с момента фактического отбытия основного наказания. Данное правило касается и лиц, осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, поскольку закон относит колонии-поселения к местам лишения свободы.

    Следует иметь в виду, что упоминание в законе ареста не имеет практического значения, поскольку осужденные к этому виду наказания ни к какой трудовой деятельности не привлекаются.

    8. Если лицо освобождается условно-досрочно, с заменой наказания более мягким, в порядке помилования или амнистии, то суд может освободить его полностью или частично от отбывания дополнительного наказания, но может распространить освобождение только на основное наказание. В этом случае дополнительное наказание должно отбываться на общих основаниях, причем срок его исчисляется с момента освобождения.

    9. В комментируемую статью введена норма, которая отсутствовала в ранее действовавшем законодательстве. Если будет установлено, что осужденный нарушал запрет, установленный приговором суда, и занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью, то это время не засчитывается в срок наказания. Уголовно-исполнительная инспекция составляет соответствующий акт, к которому прилагаются необходимые документы, подтверждающие нарушение запрета. У осужденного отбирается объяснение. Начальник инспекции выносит постановление об исключении времени нарушения запрета из срока наказания.

    Статья 37. Обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    1. Первая, основная обязанность осужденного заключается в исполнении требований приговора. Это означает, что он не должен занимать те должности, которые ему запрещено занимать согласно приговору, или заниматься деятельностью, подпадающей под запрет. Если он занимал такую должность или занимался такой деятельностью к моменту вынесения приговора, то он должен уволиться с соответствующей должности или прекратить заниматься такой деятельностью немедленно после вступления приговора в законную силу.

    2. Если занятие соответствующей деятельностью связано с наличием какого-либо документа, например водительского удостоверения, осужденный должен сдать этот документ выдавшему органу по месту своего жительства. Например, если лицо получило водительское удостоверение в г. Магадан, а к моменту суда проживает в г. Брянск, то удостоверение сдается в ГИБДД г. Брянск.

    3. Вторая обязанность осужденного - представлять документы, связанные с отбыванием наказания, по требованию уголовно-исполнительной инспекции. Такими документами могут быть справки с места работы, сообщения о функциональных обязанностях по занимаемой должности, объяснения по поводу установленных фактов нарушения запретов.

    4. Третья обязанность осужденного - сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении. Речь идет не о получении разрешения на увольнение, как это имеет место при осуждении к исправительным работам, а о своевременном информировании инспекции, причем такая информация может иметь место даже по почте, однако она должна быть сделана в письменной форме. Приведенные сведения необходимы для того, чтобы уголовно-исполнительная инспекция могла осуществлять контроль за выполнением осужденным предписаний приговора.

    Статья 38. Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

    1. Осуществляя постоянный контроль за трудовой деятельностью осужденного, уголовно-исполнительная инспекция может установить, что он нарушает запрет, предусмотренный приговором. Такое нарушение может выражаться в неувольнении с должности, занимать которую осужденному запрещено; в формальном переводе на другую работу с фактическим выполнением обязанностей по должности, которую осужденный занимать не вправе; в поступлении вновь на другую работу, но на должность, на которой осужденный не имеет права работать; в занятии запрещенной деятельностью, не связанной с работой по найму.

    2. Установив, что осужденный совершил одно из указанных нарушений, инспектор предлагает ему немедленно уволиться с должности, которую ему занимать запрещено, или прекратить занятие запрещенной деятельностью и отбирает соответствующую подписку.

    3. До 1989 г. осужденный, нарушивший запрет суда и занимавший должности, которые он не вправе был занимать, или занимавшийся деятельностью, которой он не имел права заниматься, подвергался уголовной ответственности. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1989 г. соответствующая норма была исключена из УК. Нет ее и в УК 1996 г. В определенных случаях нарушитель запрета может быть привлечен к административной ответственности, например лицо, управляющее транспортным средством после лишения его права управления (ст. 119 КоАП).

    4. Одновременно уголовно-исполнительная инспекция вносит представление администрации организации с предложением в трехдневный срок принять меры к увольнению осужденного с должности, которую ему занимать запрещено, или прекращению запрещенной трудовой деятельности. Соответствующее должностное лицо предупреждается об уголовной ответственности по ст. 315 УК за неисполнение приговора.

    5. Статья 315 УК предусматривает уголовную ответственность лиц, виновных в неисполнении приговора суда. По этой статье несут ответственность представители власти, государственные служащие, служащие органа местного самоуправления, а также служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, если они злостно не исполняли вступивший в законную силу приговор суда, в том числе приговор о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а равно воспрепятствовали их исполнению.

    6. На практике виновным в таком преступлении может быть лицо, пользующееся правом приема на работу и увольнения. Это может быть как руководитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель, так и руководитель кадрового аппарата, который готовит соответствующий приказ, проверяет документы, вносит запись об осуждении в трудовую книжку.

    8. Объективной стороной преступления является заключение трудового договора с лицом, которое в соответствии с вступившим в законную силу приговором не вправе занимать ту должность, на которую его назначают, либо фактическое допущение лица к такой работе (см. ч. 3 ст. 18 КЗоТ).

    9. Не образуют состава данного преступления другие действия, связанные с неисполнением приговора суда: невнесение записи в трудовую книжку, внесение записи, не соответствующей приговору суда, например: сужение круга должностей, которые запрещено занимать осужденному, увольнение его не по п. 7 ст. 29 КЗоТ, а по собственному желанию либо по другим основаниям и т.п. В таких случаях может идти речь о дисциплинарной ответственности, а при наличии указанных в законе признаков - об ответственности по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 292 (служебный подлог) или 293 (халатность) УК.

    10. Как правило, сведения о занятии запрещенной деятельностью, не связанной с работой по найму, в уголовно-исполнительную инспекцию не поступают. Если же такие сведения появятся, инспекция уведомляет орган, контролирующий занятие соответствующей деятельностью, например ГИБДД, о случаях, когда лицо, лишенное права управлять транспортным средством, нарушает этот запрет и управляет автомашиной, принадлежащей ему или иному лицу.

    Лишение права занимать определенную должность - вид наказания уголовного значения, который заключается в определенных служебных ограничениях. Если же речь идет о занятии конкретной разновидностью деятельности, то актуальным становится запрет на продвижение профессиональной или другой деятельности. Целесообразным будет подробнее рассмотреть все аспекты столь интересной темы.

    Исторические сведения

    В соответствии с уголовными правом империи России лишение права занимать определенные должности, а также привилегий, вытекающих из названной деятельности, реализовывалось в качестве общей разновидности наказания. Речь идет о поражении в правах, которое определялось сословным характером. Важно отметить, что действующим законодательством предполагалось «поражение служебных преимуществ и прав», среди которых целесообразным будет выделить следующие пункты:

    • Лишение права занимать определенные должности ; состоять на службе общественного, городского, земского, сословного или государственного значения.
    • Лишение права состоять на службе в государственной армии, а также во флоте.
    • Лишение права принятия участия в выборах собраний сословной направленности. Помимо этого, исключилось право быть избираемым в общественных, городских или земских собраниях.
    • Лишение права занимать определенные должности или заниматься делом, связанным с руководством. Помимо этого исключалось право быть учителем или воспитателем в частном или государственном учебном заведении.
    • Лишение права выбора промысловых свидетельств на торговые предприятия. Речь идет о лишении права занимать определенные должности или заниматься установленными в законодательстве разновидностями деятельности, относящимися к торговле или промыслам.
    • Лишение права быть адвокатом (присяжным поверенным) или третейским судьей.

    Необходимо отметить, что приведенные в предыдущей главе пункты лишения права занимать определенные должности и иные поражения в правовом плане использовались в качестве наказаний дополнительного характера в течение четко установленного временного периода после отбытия актуального наказания основного типа.

    Интересно знать, что Уложение уголовного права 1903 года предусматривало исключительно лишение прав состояния. Что это значит? УК РСФСР рассматривал лишение права занимать определенные должности или продвигать определенный вид деятельности в качестве разновидности поражения отдельных правовых категорий в отношении осужденного. Важно дополнить, что принципиально похожий вид наказания в то время предусматривался Основными положениями уголовного законодательства союзных республик и СССР 1958 года, а также Основными положениями уголовного законодательства союзных республик и СССР 1924 года.

    Современная регламентация

    В соответствии с действующим сегодня уголовным законодательством (речь идет об УК РФ 1996 года, а именно о статье 47 или продвигать конкретные виды деятельности заключается в абсолютном запрещении занимать должности на службе государственного характера, в структурах местного самоуправления или развивать определенную профессиональную или другую деятельность. В чем же суть данного наказания?

    В первую очередь смысл настолько серьезных последствий состоит в существенном ограничении права осужденного лица на свободу выбора в плане вида деятельности, а также в лишении его привилегий, льгот и прав дополнительной направленности, так или иначе относящихся к работе на определенной должности или к осуществлению определенных разновидностей деятельности. Необходимо дополнить, что последствием назначения наказания может служить также некоторое уменьшение зарплаты, которую получает осужденный за реализацию служебных обязанностей.

    Круг должностей

    В настоящее время лишение права занимать определенные должности (УК РФ ) соотносится с рядом конкретных постов, по которым право на занятие ограничивается согласно Федеральному закону «О системе госслужбы в РФ» от 27.05.2003 и Федеральному закону «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007. Важно отметить, что сегодня исключается наложение запрета на занятие тех должностей, которые не относятся к муниципальной или государственной службе. Кроме того, конкретная разновидность должности, занятие которой запрещается, так или иначе должна указываться в приговоре. Интересно знать, что осужденному в соответствии с одним и тем же преступлением не может одновременным образом быть назначено лишение права занимать определенные должности на срок , указанный в приговоре, и лишение права продвигать некоторые разновидности деятельности.

    Первый тип наказания назначается как основное или же как дополнительное (большого значения не играет). Целесообразным будет рассмотреть вопрос подробнее. Так, лишение права занимать определенные должности назначается в качестве главного наказания тогда, когда оно прямо предусматривается в статье Особенной части действующего Уголовного кодекса. Ярким примером в данном случае могут послужить ст. 145 «Невыплата зарплаты, стипендий, пенсий, пособий и других выплат» или статья 169 «Воспрепятствование законной хозяйственной деятельности». Помимо этого, представленное наказание может назначаться при его замене более мягким.

    Дополнительное наказание

    Важно знать, что лишение права занимать определенные должности исполняется провинившимся в качестве наказания дополнительной направленности тогда, когда это предусмотрено, к примеру, частью 4 статьи 122 действующего Уголовного кодекса «Заражение иного лица ВИЧ-инфекцией из-за ненадлежащего осуществления им профессиональных обязанностей» или частью 2 статьи 143 действующего Уголовного кодекса «Нарушение норм охраны труда, по неосторожности повлекшее смерть человека». Таким образом, лишение права на осуществление работы на определенных должностях или развивать конкретные виды деятельности может быть назначено как дополнительная разновидность наказания и тогда, когда оно не предусматривается соответствующей статьей действующего УК РФ (а именно Особенной части) 1996 года как последствие того или иного преступления, если, взяв во внимание степень и особенности общественной опасности реализованного преступления, а также личность провинившегося, судебные органы признают сохранение за виновным права продвигать определенные виды деятельности или занимать конкретные должности невозможным. Важно напомнить, что при этом провинившемуся как за один проступок, так и в соответствии с их совокупностью, а также актуальными приговорами указанное наказание ни при каких обстоятельствах не может назначаться одновременно как основное и дополнительное.

    Задачи наказания

    На сегодняшний день со стороны виновного предусматривает реализацию некоторых функций. Важно знать, что рассматриваемая разновидность наказания своей задачей в первую очередь имеет предупреждение осуществления новых проступков лицами, чьи деяния целесообразно отнести к ненадлежащей реализации определенного вида деятельности или злоупотреблению должностным положением. Яркими примерами подобных деяний могут послужить преступления транспортного характера, взяточничество или незаконная охота. Кстати, при этом важно учитывать, что актуальный запрет может относиться к абсолютно любой деятельности, которая является регламентированной российским законодательством. Чаще всего он касается таких разновидностей деятельности профессиональной природы, как врачебная или педагогическая, а также таких разновидностей другой деятельности, как управление транспортом или охотничий помысел.

    Важно знать, что определяется конкретным сроком. Так, период основного наказания может длиться от 1 года до 5 лет включительно. Если же речь идет о дополнительном наказании, то уместен срок от полугода од трех лет. В ситуациях, которые специально предусмотрены конкретными статьями действующего УК РФ (а именно, Особенной части УК), лишение права занимать определенные должности устанавливается на период до 20 лет как дополнительный вид наказания. Здесь имеются в виду половые преступления.

    Когда определенное наказание назначается как дополнительное к работам обязательного характера, штрафу, исправительным работам или к условному осуждению на конкретный срок, началом его исполнения считается момент вступления приговора в силу в соответствии с действующим законом. Когда наказание актуально в качестве дополнительной меры к работам принудительного характера, ограничению свободы, ее лишению, аресту, а также содержанию человека в дисциплинарном воинском отделении, то лишение права применяется на весь период отбывания указанных разновидностей наказаний основного типа, однако в данном случае исчисление его срока начинается сразу же после их отбытия.

    Исполнение наказания

    Следует знать, что актуальный порядок исполнения актуального для темы статьи наказания закрепляется в шестой главе действующего УК РФ 1996 года. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности к штрафу , работам исполнительного или обязательного характера, а также в случае условного осуждения в настоящее время исполняют инспекции уголовно-исполнительного значения по месту работы или жительства провинившегося. Когда наказание назначено к аресту, лишению или ограничению свободы и, конечно же, содержанию в дисциплинарном воинском отделении, исполняют его органы и учреждения, реализующие соответствующие разновидности наказаний, а после отбытия виновным наказания основного вида - инспекции уголовно-исполнительного значения.

    Полномочия инспекций

    Основными полномочиями инспекций уголовно-исполнительного значения в сфере исполнения такого наказания, как абсолютное лишение права занимать конкретные должности или продвигать некоторые виды деятельности, сегодня выступают следующие пункты:

    • Ведение учета лиц, которые уже осуждены.
    • Контроль за соблюдение со стороны осужденных запрета продвигать конкретные виды деятельности или занимать некоторые должности, предусмотренного приговором судебных органов.
    • Проверка исполнения актуальных требований приговора администрацией структур, в которых осуществляют профессиональную деятельность осужденные, а также органами, которые правомочны аннулировать разрешение на продвижение некоторых видов деятельности, запрещенных осужденным.
    • Организация мероприятий, связанных с проведением воспитательных работ с осужденными.

    Обязанности администрации

    Администрация структуры, в которой осуществляет профессиональную деятельность осужденный, в любом случае обязуется:

    • Освободить виновного от должности, в отношении которой от лишился прав, или запретить ему продвигать определенную деятельность, а также отослать в инспекцию уголовно-исполнительного значения уведомление по поводу исполнения актуальных требований приговора не позже 3 дней после получения копии его из суда и, соответственно, извещения.
    • По требованию инспекции уголовно-исполнительного значения представлять документацию, связанную с исполнением наказания виновным.
    • При изменении, дополнении или прекращении договора найма с виновным в течение трех дней необходимо известить об этом инспекцию уголовно-исполнительного значения.
    • При увольнении осужденного из организации, если от не отбыл наказание, необходимо внести в его трудовую книжку отметку о том, по какой причине, на какой период и на какую должность от лишился права (или какой деятельностью больше не может заниматься).

    Структуры, правомочные аннулировать действующее на занятие тем или иным видом деятельности разрешение (к примеру, органы, которые выдают лицензии), в течение трех дней по получении копии приговора судебных органов и извещению уголовно-исполнительной инспекции обязуются аннулировать разрешение, связанное с занятием той деятельностью, которая в отношении осужденного запрещается; изъять соответствующую бумагу, предоставляющую виновному право продвигать указанную деятельности; направить в инспекцию уголовно-исполнительного значения извещение об этом.

    Обязанности осужденного

    Важно знать, что осужденные, лишенные права продвигать определенные виды деятельности или занимать конкретные должности, в настоящее время обязуются:

    • Надлежащим образом исполнять требования приговора судебных органов.
    • По требованию со стороны инспекции уголовно-исполнительного значения представлять документацию, связанную с отбыванием определенного судебными органами наказания.
    • Направлять инспекции уголовно-исполнительного значения информацию касательно места работы, изменения его или увольнения с работы, а также сведения об изменении места проживания.

    В заключение следует отметить, что наказание, предусматривающее лишение права осуществлять профессиональную деятельность на определенных должностях или продвигать конкретные виды деятельности, присутствует не только в российском Уголовном кодексе. В данном случае актуальными являются уголовные кодексы Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Кыргызстана, а также Украины. Важно отметить, что в названных странах, как и в Российской Федерации, оно может назначаться в качестве главного или дополнительного. Рассматриваемое лишение представляет собой, между прочим, один их наиболее мягких видов наказания.

    1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

    2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

    3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

    4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

    Комментарий к Ст. 47 УК РФ

    1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного наказания, так и дополнительного. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений или по совокупности приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного наказания. Следует обратить внимание также на то, что исходя из положений ст. ст. 45 и 47 УК за совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно наказания в виде лишения права занимать определенные должности и в виде лишения заниматься определенной деятельностью. Однако в судебной практике встречаются подобные ошибки.

    Например, Поздняков был признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 5 ст. 290 УК, наряду с основным наказанием ему было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью сроком на три года.

    Кассационная инстанция оставила приговор без изменения.

    Между тем суд, назначая Позднякову наряду с основным дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью, не учел, что по смыслу уголовного закона (ст. 47 УК) за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Учитывая вышеизложенное, Президиум ВС РФ исключил назначенное Позднякову дополнительное наказание в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью.
    ———————————
    См.: Постановление Президиума ВС РФ от 01.07.2009 N 54 П09 // Архив ВС РФ за 2009 г.

    Данные виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие должностные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. Содержание данных видов наказаний состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Значимость данного вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им при совершении преступления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов РФ. Перечень государственных должностей определен в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (в ред. от 01.12.2012) . Профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой, которая регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) . При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). В то же время судам следует иметь в виду, что запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях. Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на занятие профессиональной деятельностью или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать врачебную, педагогическую, торговую, фармацевтическую и другие виды профессиональной деятельности. К иной деятельности следует отнести, например, занятие охотой, рыболовством, управление транспортным средством и т.д. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, например, заниматься врачебной деятельностью, педагогической деятельностью. Если при назначении в качестве дополнительного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судом первой или апелляционной инстанции неточно указаны должности или виды деятельности, то суд вышестоящей инстанции вправе внести в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положения осужденного.
    ———————————
    СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17. Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25. Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст. 5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст. 1777; N 16. Ст. 1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012. N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22. Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29. Ст. 4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47. Ст. 6460; N 50 (ч. 4). Ст. 6954.

    СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4987, 4988; N 48. Ст. 5514; N 52 (ч. 1). Ст. 6222, 6235; 2009. N 29. Ст. 3597; 2011. N 19. Ст. 2709; N 43. Ст. 5976; N 48. Ст. 6730.

    2. Продолжительность срока назначения данного вида наказания зависит от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно назначено. В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного вида наказания — на срок от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 27.07.2009 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающая данный вид наказания, дополнена тем, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Так, например, ч. ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК предусматривают дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
    ———————————
    СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3921.

    3. Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного либо дополнительного вида наказания, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено на основании ч. 3 комментируемой статьи в качестве дополнительного вида наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующих статей Особенной части УК либо указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, наряду с лишением свободы в ч. 1 ст. 286 УК). Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Например, за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 269 УК). Вместе с тем дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть человека, в ч. 2 ст. 269 УК не предусматривается. Более того, в ч. 3 этой же статьи, в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, дополнительное наказание также не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права занимать должности в строительной, эксплуатационной или ремонтной индустрии магистральных трубопроводов и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

    4. В ч. 4 комментируемой статьи указаны сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначается в качестве дополнительного наказания. Момент начала исчисления срока наказания зависит от того, связано ли наказание осужденного с изоляцией его от общества или нет. Так, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально, таким как арест, принудительные работы, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания. Если же дополнительное наказание назначается к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении лица, то его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Например, при назначении наказания по ч. 1 ст. 290 УК (получение взятки) в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности в правоохранительных органах в течение трех лет, течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия пяти лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении лица от основного наказания, если при этом не был решен вопрос о полном его освобождении от отбывания дополнительного наказания. В том случае, если лишение свободы лицу назначено условно, то исчисление срока дополнительного наказания определяется с момента вступления приговора в законную силу.

    5. Согласно ст. 33 УИК порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных, если же указанное наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, принудительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. При этом администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме