Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда постановление правительства вступает в законную силу. Когда вступает в законную силу постановление правительства рф

1. Вступление в силу законов

В праве это, момент с которого закон начинает действовать, применяться на практике. В РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, актыпалат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актамипалат не установлен другой порядок вступления их в силу. В РФ правила вступление в силу законов и опубликования законов установлены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актовпалат Федерального Собрания».

Согласно ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации государство в лице его органовобязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться.

Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Конституция и Федеральный закон от 14 июня 1994 г. не устанавливают срок, в течение которого глава государства направляет подписанный им закон для официального опубликования. Представляется, что такое направление должно осуществляться незамедлительно после его подписания, ибо иное было бы воспрепятствованием законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации.

Существуют обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке. Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА. В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета". Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

В настоящее время вопросы государственной регистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 04.05.2007 N 88, дается более подробное описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации, а именно:

Гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

Механизм реализации прав, свобод и обязанностей;

б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;

в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.

При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок)).

Согласно пункту 15 тех же Разъяснений не подлежат представлению на государственную регистрацию :

а) индивидуальные правовые акты;

Персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);

Действие которых исчерпывается однократным применением;

Срок действия которых истек;

Оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

е) в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" нормативные акты Банка России, устанавливающие:

курсы иностранных валют по отношению к рублю;

изменение процентных ставок;

размер резервных требований;

размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

прямые количественные ограничения;

правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).

3. Специальные условия

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

Исчисление сроков вступления в силу НПА с учетом различных формулировок, указывающих на момент вступления в силу

Нередко в самих нормативных актах определен их порядок вступления в силу. При этом используются самые разнообразные формулировки, указывающие на момент вступления в силу, из них наиболее распространенными в федеральных нормативных правовых актах являются следующие:

По истечении... после дня официального опубликования;

Учитывая, что Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (пункты 7 и 12) допускается установление иного по сравнению с предусмотренными в них правилами порядка вступления в силу НПА, формулировки об условиях и порядке вступления этих актов в силу следует воспринимать максимально внимательно.

В первую очередь нужно различать формулировки "со дня официального опубликования" и "после дня официального опубликования". От этого зависит решение вопроса, в какой день (в день публикации или на следующий день после публикации) вступает документ в силу или какой день считать началом течения срока, если вступление документа в силу связано с истечением определенного срока.

2. Вступление в силу муниципальных правовых актов

1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

3. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В соответствии с Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области при отсутствии возражений фракций, депутатских групп, отдельных депутатов, а также представителя губернатора области закон в порядке исключения может быть принят Собранием в целом после обсуждения его в 1-м чтении.

Поправки. Поправки к проекту закона, принятому в 1-м чтении, вносятся в письменном виде в соответствующий комитет. Поправки вносятся в виде текста изменений и (или) дополнений в статьи законопроекта либо предложений об исключении его отдельных пунктов, частей или статей. Поправки не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области, в противном случае они не рассматриваются. Поправки к проекту закона, принятому в 1-м чтении, вправе вносить губернатор области непосредственно или его полномочный представитель, депутаты, комитеты, комиссии, фракции и группы депутатов. Областной суд, арбитражный суд области вносят поправки к законопроекту по вопросам их ведения. Поправка, вносимая депутатом, подлежит обязательному рассмотрению Собранием.

Процедура работы с поправками к законопроектам. Комитет Собрания, ответственный (головной) за данный законопроект, изучает поправки и проводит их обобщение. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их возможного противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области. Комитет доводит до сведения авторов поправок, признанных в результате экспертизы не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и Уставу области, что рассмотрение поданных ими поправок невозможно до внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство и Устав области.

Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения поправок в комитете.

Сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании комитета, который вправе согласиться с ними и включить в текст законопроекта или внести в Собрание предложение об отклонении поправок. После рассмотрения на заседании комитета текст доработанного законопроекта представляется коллегии Собрания для включения в проект повестки дня сессии для 2-го чтения. Вместе с текстом проекта закона, подготовленным ко 2-му чтению, комитетом представляются таблица поправок, рекомендованных к отклонению, и таблица поправок, одобренных комитетом.

По поручению комитета и в соответствии с текстом законопроекта, подготовленного комитетом ко 2-му чтению, аппарат Собрания составляет перечень областных законодательных и иных нормативных актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием областного закона. Текст законопроекта вместе с перечнем законодательных актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием закона, представляется инициатору законопроекта не позднее чем за 30 дней до рассмотрения законопроекта на заседании Собрания.

Передача и подписание губернатором области принятых законов. Принятый Собранием закон передается в течение 10 рабочих дней для подписания и обнародования губернатором области. Губернатор области обязан в течение 10 рабочих дней с момента поступления закона либо подписать его, либо мотивированно отклонить. Если принятый Собранием закон не возвращен губернатором области в течение 10 рабочих дней после передачи ему на подписание, он подлежит введению в действие так же, как если бы был подписан губернатором.

Опубликование актов Собрания. Областные законы и постановления подлежат официальному опубликованию в “Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области”. Контроль за официальным опубликованием нормативно-правовых актов Собрания осуществляет руководитель аппарата. Областные законы и постановления вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если не указан срок введения их в действие.

Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования. Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов

нормативных правовых актов

Вид нормативного правового
акта
Порядок вступления
в силу
Официальный источник
опубликования
Федеральные
конституционные законы
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 10 дней после
дня их официального
опубликования
(ст. 6 Закона N 5-ФЗ)
«Российская газета»,
«Парламентская
газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(ст. 4 Закона
N 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального
Собрания
Акты законодательства
о налогах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых
налогов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования и не ранее
1-го числа очередного
налогового периода по
соответствующему налогу
(абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства
о сборах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых сборов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования (абз. 2
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы,
вносящие изменения в НК РФ
в части установления
новых налогов или сборов
Вступают в силу не ранее
1 января года, следующего
за годом их принятия,
но не ранее одного месяца
со дня их официального
опубликования (абз. 3
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы
о федеральном бюджете
Вступают в силу с
1 января и действуют
по 31 декабря
соответствующего
финансового года, если
иное не предусмотрено
Бюджетным кодексом или
самим законом о бюджете
(п. 1 ст. 5 Бюджетного
кодекса)
Акты законодательства
о таможенном деле
Вступают в силу не ранее
чем по истечении 30 дней
после дня их официального
опубликования, если иное
не установлено таможенным
законодательством
Таможенного союза (п. 3
ст. 6 Федерального закона
от 27.11.2010 N 311-ФЗ
«О таможенном
регулировании в
Российской Федерации»)
Указы и распоряжения
Президента РФ, имеющие
нормативный характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 5 Указа N 763)
«Российская газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(п. п. 2 и 2.1 Указа
N 763)
Иные указы и распоряжения
Президента РФ (в том числе
акты, содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну, или
сведения конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 5 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Постановления и
распоряжения Правительства
РФ, затрагивающие права,
свободы и обязанности
человека и гражданина,
устанавливающие правовой
статус федеральных органов
исполнительной власти,
а также организаций
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 6 Указа N 763)
«Российская газета»
или Собрание
законодательства
Российской Федерации
(п. 2 Указа N 763)
Иные постановления и
распоряжения Правительства
РФ (в том числе акты,
содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 6 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти
(министерств РФ,
федеральных служб,
агентств и других
ведомств), признанные
Минюстом России
не нуждающимися
в государственной
регистрации
Вступают в силу
в порядке, определяемом
самим федеральным органом
исполнительной власти,
который утвердил этот
нормативный акт (абз. 5
п. 17 Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных органов
исполнительной власти
и их государственной
регистрации,
утв. Постановлением
Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1009)
Порядок их
официального
опубликования
устанавливается
самим федеральным
органом
исполнительной
власти, который
утвердил этот
нормативный акт
(абз. 5 п. 17
Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных
органов
исполнительной
власти и их
государственной
регистрации)
Приказы, распоряжения
и иные нормативные акты
федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России и затрагивающие
права, свободы и
обязанности человека
и гражданина,
устанавливающие правовой
статус организаций или
имеющие межведомственный
характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ
по истечении 10 дней
после дня их официального
опубликования (абз. 1
п. 12 Указа N 763)
«Российская газета»
или Бюллетень
нормативных актов
федеральных органов
исполнительной
власти (п. 9 Указа
N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России, но содержащие
сведения, составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера, не подлежащие
в связи с этим
официальному опубликованию
Вступают в силу со дня
их государственной
регистрации в Минюсте
России и присвоения им
номера (абз. 2 п. 12
Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 8 Указа N 763)
———————————
<*> Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом
нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он
начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта
в силу (ст. 6 Закона N 5-ФЗ, п. п. 7 и Указа N 763).

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов

на специальном интернет-портале теперь приравнивается

Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ, далее — Закон N 5-ФЗ, и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763, далее — Указ N 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона N 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 г. появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона N 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.1994 N 662 и п. 2.1 Указа N 763).

Алгоритм действий. Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, необходимо:

— на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

— в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте.

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках

в разные дни, дату его первой публикации

можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20 — 26 июля 2012 г. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный Суд РФ еще в 1996 г. указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в Письмах ФСС РФ от 03.10.2006 N 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 N 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный Суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 11263/06 и Определение КС РФ от 01.12.1999 N 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (Постановления ФАС Уральского от 04.08.2011 N Ф09-4592/11 и от 02.03.2011 N Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.2011 N А03-6749/2011 и от 28.11.2006 N Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.2010 N КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.2010 N А32-7082/2010 и от 23.03.2009 N А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.2008 N А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.2008 N А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.2007 N Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.2006, 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.2007 N А56-59517/2005 округов).

Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона N 5-ФЗ и Указа N 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (Постановления ФАС Московского от 09.08.2012 N А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.2005 N Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного Постановления от 04.02.2010 N 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта

в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона N 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5 и Указа N 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

— по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

— через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Примечание. Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 10 сентября 2012 г. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 г. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 г.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневного срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 г. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 г. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 г.

Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Постановление от 08.04.2003 N 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Примечание. Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период».

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 14 сентября 2012 г. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 г.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 г.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ <1> . В тексте самого Закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 г. Значит, в соответствии с нормами Гражданского РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.2009 N 205-ФЗ. Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики. Перипетии с датой вступления в силу одного Федерального закона

Вайтман Е.В. Как не ошибиться при определении даты вступления в силу нормативного акта // Российский налоговый курьер. 2012. N 19. С. 80 — 88.

  • 13. Основные теории происхождения государства.
  • 14. Основные теории происхождения права.
  • 15. Организация социального управления (публичной власти) в первобытном обществе.
  • 16. Нормативное регулирование в первобытном обществе.
  • 17. Диалектико-материалистическая теория об основных причинах происхождения государства.
  • 18. Диалетико-материалистическая теория об основных причинах происхождения права.
  • 19. Основные пути возникновения государства.
  • 20. Основные пути происхождения права.
  • 21. Краткая характеристика различных подходов к понятию права.
  • 22. Взаимодействие права и экономики.
  • 23. Признаки права.
  • 24. Сущность права.
  • 25. Понятие и классификация принципов права.
  • 26. Функции права.
  • 28. Взаимодействие права и морали.
  • 29. Краткая характеристика различных подходов к понятию государства.
  • 30. Взаимодействие государства и экономики.
  • 31. Признаки государства.
  • 32. Сущность государства.
  • 33. Понятие и классификация функций государства.
  • 34. Форма государства: общая характеристика.
  • 35. Политический режим: понятие и виды.
  • 36. Классические формы правления: понятие и виды.
  • 37. Нетипичные (смешанные) формы правления: причины возникновения и виды.
  • 38. Форма государственного устройства: понятие и виды.
  • 39. Легитимация и легализация государственной власти.
  • 40. Понятие государственного аппарата.
  • 41. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • 42. Понятие органа государственного аппарата.
  • 44. Государство и гражданское общество.
  • 45. Правовое государство: понятие и принципы.
  • 46. Основные направления взаимодействия государства и права.
  • 47. Система объективного (позитивного) права.
  • 48. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие, элементы и их
  • 49. Частное и публичное право.
  • 50. Материальное и процессуальное право.
  • 51. Внутригосударственное (национальное) и международное право.
  • 52. Соотношение системы объективного (позитивного) права и системы
  • 53. Понятие правовой системы.
  • 54. Виды (семьи) правовых систем.
  • 55. Понятие политической системы.
  • 56. Понятие субъектов политической системы.
  • 57. Государство (государственный аппарат) как субъект политической системы.
  • 57. Негосударственные организации как субъекты политической системы.
  • 59. Виды политических систем.
  • 60. Понятие правоотношения.
  • 61. Субъекты правоотношений.
  • 62. Объекты правоотношений.
  • 63. Виды правоотношений.
  • 64. Содержание и форма правоотношения.
  • 65. Понятие и классификация юридических фактов.
  • 66. Понятие и классификация юридических (фактических) составов.
  • I.По характеру правовых последствий:
  • II. По степени определения факт. Составов в гипотезах юр. Норм:
  • III.По их объёму:
  • 67. Понятие нормы права.
  • 69. Элементы и структура норм права.
  • 70. Классификация норм права по их гипотезам.
  • 71. Классификация норм права по их диспозициям.
  • 72. Классификация норм права по их санкциям.
  • 73. Взаимодействие норм права с политическими нормами.
  • 74. Взаимодействие норм права с религиозными нормами.
  • 75. Взаимодействие норм права с корпоративными нормами.
  • 76. Понятие правосознания.
  • 77. Элементы и структура правосознания.
  • 78. Виды правосознания.
  • 79. Функции правосознания.
  • 80. Особенности профессионального правового сознания юристов.
  • 81. Правовая культура: понятие и виды.
  • 82. Правовой нигилизм: понятие, виды, пути преодоления.
  • 83. Правовой идеализм: понятие, виды, пути преодоления.
  • 84. Понятие и виды правового регулирования.
  • 85. Пределы правового регулирования.
  • I.Идеологическое:
  • 86. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии.
  • 87. Способы и отраслевые методы правового регулирования.
  • 88. Типы правового регулирования.
  • 89. Понятие и виды индивидуального правового регулирования.
  • 90. Понятие правотворчества.
  • 91. Способы (формы) правотворчества.
  • 92. Субъекты правотворчества: понятие и виды.
  • 93. Понятие и виды актов правотворчества в рф.
  • 94. Законотворчество: понятие и основные стадии.
  • 95. Понятие и виды законов.
  • 96. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов.
  • 97. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.
  • 98. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды (формы).
  • 99. Юридическая техника: понятие и виды.
  • 100. Действие норм права во времени.
  • 101. Действие норм права в пространстве и по кругу лиц.
  • 102. Коллизии юридических норм: понятие, виды, правила разрешения.
  • 103. Реализация норм права: понятие и формы.
  • 104. Понятие применения норм права как особой формы их реализации.
  • 105. Стадии применения норм права.
  • 106. Акты применения норм права: понятие и виды.
  • 107. Пробелы в законодательстве: понятие, виды и способы восполнения.
  • 108. Понятие толкования норм права.
  • 109. Виды толкования норм права по объему и юридической силе результатов толкования.
  • 110. Способы толкования норм права.
  • 111. Эффективность действия норм права.
  • 112. Понятие и принципы правовой законности.
  • 113. Понятие правопорядка.
  • 114. Гарантии правовой законности и правопорядка.
  • 115. Общая характеристика правомерного поведения.
  • 116. Виды правомерного поведения.
  • 117. Признаки правонарушения.
  • 118. Виды правонарушений.
  • 119. Причины правонарушений.
  • 120. Понятие юридической ответственности.
  • 121. Основания юридической ответственности.
  • 122. Принципы юридической ответственности.
  • 123. Виды юридической ответственности.
  • 124. Соотношение юридической ответственности и государственного принуждения.
  • 125. Понятие исторического типа государства и права в отечественной политико-юридической литературе.
  • 126. Особенности государства и права добуржуазного исторического типа.
  • 127. Особенности государства и права буржуазного исторического типа.
  • 128. Проблема государства и права социалистического исторического типа.
  • 129. Основные особенности Советского государства.
  • 130. Основные особенности советского права.
  • 131. Современное российское государство: функции и форма.
  • 133. Проблемы становления правовой государственности в рф.
  • 97. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

    Опубликование закона – это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью законодательство устанавливает определенные сроки опубликования печатные органы.

    1.ФКЗ, ФЗ публикуются в течении 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, а акты палат федерального собрания – не позднее 10 дней после дня их принятия;

    3.указанные законы и акты вступают в силу по истечению 10 дней после дня их опубликования, если ими не установлен другой порядок вступления в силу.

    1.публикуются в течении 10 дней после дня их подписания;

    2.акты публикуются в «Российской газете» или в Собрании закон РФ;

    3.акты Президента вступают в силу по истечению 7 дней после дня их первого опубликования, имеющего нормативный характер (если содержат тайну вступают в силу по истечению дня их подписания);

    4.акты Правительства РФ вступают в силу по истечению 7 дней после дня их официального опубликования; (характер (если содержат тайну вступают в силу по истечению дня их подписания))

    5.в актах Президента и актах Правительства может быть установлен другой порядок вступления в силу.

    1.акты, затрагивающие правовое положение граждан, организаций или имеющие межведомственный характер проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ;

    2.акты публикуются официально в газете «Российские вести»;

    4.эти акты вступают в силу по истечению 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу.

    98. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды (формы).

    Систематизация - упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности зак-ва, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как: 1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание зак-ва РФ, ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде; 2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи-мости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность - она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Рассмотрим виды нормативно-правовых актов на примере РФ. В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств. Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Конституция (Основной закон) РФ является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества. Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании. Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов. Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу. В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства. Правовое регулирование в РФ только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами. Нормативно-правовые акты Президента РФ. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность.

    Закон (как и все иные нормативно-правовые акты) имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по лицам.

    Установление этих пределов - границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения со держащихся в данных актах общеобязательных норм.

    Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы. В одних случаях вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу связывается с датой его принятия или утверждения. В других случаях вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

    Действие закона во времени

    Действие закона (иных нормативно-правовых актов) во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

    Вступление в силу может быть осуществлено одним из следующих способов:

    через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

    через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление Закона в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т.д.)

    по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания») времени после официального опубликования.

    Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

    с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

    с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

    Все остальные способы - способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юридической силы. Например: принятие акта большей юридической силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

    Действие закона (иных нормативных актов) во времени - наиболее сложные вопросы. Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. И прав был Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия закона во времени когда писал, что закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует его применять, чрезвычайно важен в практическом отношении. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие / В.Н.Хропанюк; под ред. А.Е.Стрекозова. -М.: Омега-Л, 2008. - С.263-265.

    Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

    а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве.

    Согласно статьи 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 08.05.2010). (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частноправовым отношениям; согласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров);

    б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;

    в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

    Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый - немедленное действие.

    Обратная сила закона - исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же статье 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

    Переживание закона - редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

    Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы .

    Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон - его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось).

    Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом. С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

    Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

    Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона. Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса, в том числе отдельные случай обратной силы и «переживания» его отдельных положений.

    Таким образом, решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют:

    Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование - не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

    Общий порядок - закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

    При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования. В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая ГК РФ в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом «О введении в действие…» вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г. - дня опубликования Кодекса в «Российской газете»).

    Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

    Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, - в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

    Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, - в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

    Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т.е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательством, подлежат официальному опубликованию.

    Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

    1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);

    2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

    3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

    Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

    Вступление закона в силу

    (англ coming of law into the force) - в праве момент, с которого начинает действовать, применяться на практике. В РФ , федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен др. порядок вступления их в силу. В РФ В.з. в с. и опубликования законов установлены ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»**. См. также Законодательная инициатива; Законопроект; Обратная сила закона.


    Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

    Смотреть что такое "Вступление закона в силу" в других словарях:

      Вступление закона в силу - (англ coming of law into the force) в праве момент, с которого закон начинает действовать, применяться на практике. В РФ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального … Энциклопедия права

      Вступление закона в силу - это заключительная стадия законодательного процесса, когда принятый парламентом, подписанный и обнародованный главой государства закон по истечении определенного срока претворяется в жизнь. Так, в России федеральные конституционные законы,… … Большой юридический словарь

      Вступление закона в действие - предусмотренный нормами права (законодательством) порядок придания закону юридической силы, т.е. значения действующего источника права. В отношении федеральных законов действуют три правила: а) по общему правилу законы вступают в действие… …

      вступление в силу - (закона, норм, правил, и т.п.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN entry into force … Справочник технического переводчика

      ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ - в соответствии со ст. 65 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в… … Юридический словарь современного гражданского права

      Действие уголовного закона во времени - включает в себя четыре вопроса: вступление закона в силу, утрата законом силы, понятие времени совершения преступления, обратная сила закона. Уголовный закон вступает в силу на всей территории России после его принятия Государственной Думой в… … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов

      Постановление органа законодательной власти о порядке введения закона в действие - правовой акт (решение) органа законодательной власти, регламентирующий вопросы отмены или изменения ранее принятых законов либо их отдельных частей, срок введения закона в действие, правила обратного действия закона и другие вопросы порядка… … Элементарные начала общей теории права

      Обнародование закона, промульгация Элементарные начала общей теории права

      ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА (ПРОМУЛЬГАЦИЯ) - (от лат. promulgatio оглашение, обнародование) официальное скрепление (санкционирование) главой государства закона в конституционные сроки и последующее его опубликование в официальном издании. Посредством промульгации акты органа законодательной … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

      Изменения в российских законах, вступающие в силу с 1 июля 2013 года - В России: Вступление в силу закона о защите чувств верующих 1 июля вступит в силу закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. В июне 2013 года Госдума приняла во втором и сразу третьем чтениях закон о введении уголовной… … Энциклопедия ньюсмейкеров



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме