Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие основные источники гражданского права. Источники гражданского права

ГП - как система, представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

Система гражданского права - внутреннее соединение взаимосвязанных и взаимодействующих между собой отдельных групп (общностей) правовых норм (отраслей, подотраслей, институтов, субинститутов), основанных на единстве предмета и метода гражданского права.

Правовой институт - законодательно обособленная (в рамках Подотрасли, отрасли) совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование определенной относительно самостоятельной группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений.

Подотрасль права - совокупность (в рамках отрасли) нескольких однородных и предметно взаимосвязанных гражданско-правовых институтов; имеет свои подотраслевые предмет и метод регулирования.

Гражданское право (отрасль права) - Обязательственное право (его подотрасль) - Обязательства вследствие возмещения вреда (институт) -Компенсация морального вреда (его подинститут).

Система отрасли ГП включает структурные подразделения:

1. общие положения - содержит нормы, которые применимы при регулировании всех гражданских отношений, распространяются на весь предмет гражданского пава, отражают его однородность, служат объединяющим началом для остальных элементов системы ГП;

2. право собственности и иные вещные права - регулируют отношения, опосредующие статику имущественных отношений; здесь присутствует комплекс норм общего характера о приобретении и прекращении права собственности, его защите и т.д. остальные нормы можно квалифицировать по формам собственности, по объектам вещных прав и т.д.;

3. обязательственное право - самая крупная по объему и наиболее разработанная в ГП подотрасль, опосредующая динамику имущественных отношений, отношения экономического и гражданского оборота («общая часть» - нормы, регулирующие возникновение обязательств, их исполнение, меры обеспечения исполнения, «особенная часть» - нормы, регулирующие договорные и внедоговорные обязательства;

4. личные неимущественные права;

5. права на результаты творческой деятельности - в ее предмет входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения; она регулирует какстатику отношений (принадлежность, осуществление и защиту прав), так идинамику (обязательства по созданию, использованию и отчуждению результатов творческой деятельности);

6. наследственное право - наряду с элементами обязательственного права содержит в себе элементы вещных прав; опосредует динамику имущественных отношений.

Подотрасли системы ГП:

1. правовое положение субъектов гражданских правоотношений



2. право собственности и другие вещные права

3. право на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)

4. личные неимущественные права

5. обязательственное право

6. наследственное право

7. международно-частное право, применимое к гражданско-правовым отношениям.

Подотрасль о правовом положении субъектов гражданских правоотношений включает в себя:

1. правовое положение физических лиц

2. правовое положение юридических лиц

3. правовое положение РФ, субъектов федерации, муниципальных образований

Эти институты подразделяются в свою очередь на субинституты (например, правовой институт юридического лица делится на коммерческие и некоммерческие, коммерческие на полные товарищества, товариществ анна вере, ООО, общества с дополнительной ответственностью, АО, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Необходимо различать систему ГП и систему гражданского законодательства.

1. В систему гражданского законодательства входят только нормы, содержащиеся в ГК и в принятых в соответствии с ним иных ФЗ, регулирующих гражданско-правовые отношения (п.2, Статьи 3 ГК РФ). В систему ГП входят и другие юридические нормы, содержащиеся как в указах президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти, так и в актах муниципальных образований, юридических лиц, правовые обычаи и правовые прецеденты (являются источниками гражданского права, но не входят в гражданское законодательство).

2. Отрасль права (ГП) имеет единый предмет и метод регулирования, отличается высокой степенью однородности. Отрасль законодательства(гражданского) не имеет единого метода, выделяется только по предмету регулирования, включающего в себя различные отношения.

Источники гражданского права (Статья 3 ГК РФ) - это формы выражения гражданско-правовых норм.

Гражданское законодательство находится в исключительном ведении РФ.

Виды источников гражданского права:

Конституция РФ и гражданское законодательство: ГК РФ и иные принятые в соответствии с ним ФЗ;

иные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;

ведомственные нормативные акты;

нормативные акты СССР и Российской Федерации (РСФСР), приня­тые до введения в действие ГК РФ;

обычаи делового оборота, то есть сложившиеся и широко применяе­мые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством (Статья 5 ГК РФ);

нормы м/н права и международные договоры РФ.

На территории РФ применяются только те ФКЗ и ФЗ, которые официально опубликованы.

Дата принятия ФЗ - день принятия его ГД в окончательной редакции.

Дата принятия ФКЗ - день, когда он одобрен палатами ФС.

ФКЗ и ФЗ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ подлежат опубликованию в тех же изданиях в течение 10 дней после их подписания. По общему правилу указанные акты вступают в действие по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Ведомственные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Они вступают в действие по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в газете «Российские вести» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Понятие гражданского законодательства, заложенное в ГК РФ, включает в себя сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы (ст.3 ГК РФ.

Указы Президента РФ представляют собой акты единоличного и оперативного правотворчества главы государства , они обладают наибольшей юридической силой среди иных правовых актов и могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст.3 ГК РФ).

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные службы) могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях народного хозяйства. Несмотря на усиление роли закона, в некоторых хозяйственных сферах, например расчеты, обращение ценных бумаг , перевозки, ведомственные нормативные акты остаются важным правовым регулятором имущественных отношений рынка .

Нормы гражданского права могут также содержаться в законах иных отраслей и в так называемых комплексных законодательных актах, которые имеют своим предметом не только гражданско-правовые, но и отношения других отраслей. Это, прежде всего, законы о земле и природных ресурсах, где имеются нормы об их обороте (сделках купли-продажи, аренде , ). Нормы гражданского права содержатся в Семейном кодексе (собственность супругов), в Градостроительном кодексе и ряде других актах комплексного характера.

Единство и согласованность действующего в Российской Федерации обширного гражданского законодательства обеспечиваются проведением во всех его актах и нормах правовых начал, закрепленных в Конституции РФ, и соблюдением принципа иерархии законодательных актов. В силу этого принципа нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и актам вышестоящего органа. Созданию единства гражданского законодательства способствует также его кодификация, важнейшей формой которой является ГК, закрепляющий принципы, систему актов и единую терминологию российского гражданского права.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации" (если они требуют ратификации) и в ежемесячном "Бюллетене международных договоров". Издаются также тематические сборники международных договоров.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях , патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство - участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробелом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Для такого вывода имеются основания в современных условиях, когда в России идет становление рынка и не исключена возможность того, что в отдельных случаях обновляемое гражданское законодательство не в полной мере учитывает особенности рыночных отношений и имеет пробелы. В таких случаях разъяснения Пленумов высших судебных и арбитражных органов по применению законодательства могут приобретать и фактически приобретают характер дополнительного источника гражданского

Источники ГП- система внешних форм, в которых содержатся ГП нормы: 1)НПА:

1.1.)законодательство - в узком смысле: ГК и иные ФЗ. ГК: 1)принят ГД 21 октября 1994, введены 1 января 1995- общие положения, п собственности и другие вещные, общая часть обязательственного п 2)22 декабря 1995- отдельные виды обязательств 3)1 ноября 2001- наследственное, международное частное 4)принята 24 ноября 2006- права на результаты инт деятельности и средства индивидуализации, авторское и смежные с ним права, патентное, право на селекционное достижение, право на топологии интегральных микросхем и на секрет производства, на средства индивидуализации, право использования результатов ИД в составе единой технологии

1.2) Иные ПА: а) Указы президента б) постановления Правительства

1.3.)Акты ФОИВ(министерств)- м содержать нормы ГП только тогда, когда это предусмотрено в законах или иных ПА. С т.з. теории права акт министерства- ПА, т.к. имеет отношение к праву, но с т.з. ГК- нет.

2)Обычаи делового оборота- определенное правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, используется только в сфере ПД, не должно быть предусмотрено з-ом, не фиксируется в к-л документе.

3)Нормы м права и м договоры. М договор важнее обычая.

4)судебная практика: юристы- не является источником ГП(судебные органы не обладают нормотворческими функциями, а поэтому они не создают новых норм права, а только истолковывают и применяют их). ВС и ВАС изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и дают руководящие разъяснения по вопросу применения з- ва.

Действие ГЗ во времени: Принятие для ФЗ- ГД, ФКЗ-ФС: 7 дней после опубликования; ПП- в силу со дня подписания, если не иное; акты ФОИВ- 10 дня для опубликования со дня регистрации), не имеют обратной силы(если иное: не были урегулированы раньше, улучшают положение участников г оборота), на всей территории, ко всем лицам(ФЛ, ЮЛ,МО,РФ, S РФ), в т.ч. к иностранцам, без гражданства и ино ЮЛ(если иное).

Для аналогии закона необходимо : 1)о включалось бы в ГП или ГЗ 2)о не было прямо регулированным з-ом или соглашением сторон, а также отсутствовал бы применимый к нему обычай делового оборота 3)наличие ГЗ, которое регулирует сходное отношение и которое может быть применено по аналогии, но не должно противоречить их существу. Если невозможно использовать аналогию закона, то права и обязанности сторон должны определяться исходя из общих начал и смысла ГЗ (аналогия права), а также требований добросовестности, разумности и справедливости.

3. Источники ГП: система и общая характеристика. Действие гражданских законов во времени, пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Значение судебной практики.

Источник ГП – это форма выражения правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющая обязательный характер.

Система источников ГП:

  • законодательство (нормативные акты);
  • международные договоры, ратифицированные РФ и нормы международного права;
  • обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

Законодательство РФ.

СТ. 71 Конституции РФ в ведении РФ находится гражданское законодательство.

  1. подход: Ст. 3 ГК РФ : гражданское зак-во состоит Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
  2. подход: граж. зак-во охватывает не только выше перечисленное: иные НПА , содержащие нормы ГП: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; НПА федеральных органов исполнительной власти (широкий смысл).

Нормативные акты:

I. Законы.

1. Федеральные конституционные законы (наиболее высшая юр. сила – Конституция РФ (ГП Толстой С.49));

2. Федеральные законы (Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «О защите прав потребителей» и т.д.);

3. Отраслевые кодифицированные акты (ГК РФ (нормы ГП, содержащиеся в др. законах должны соответствовать ГК РФ));

4.Специальные кодифицированные акты (Кодекс торгового мореплавания).

II. Подзаконные нормативные акты.

1. указы Президента РФ;

2. постановления Правительства РФ.

3. НПА федеральных органов исполнительной власти

Международные договоры и нормы международного права.

Согласно ст.15 К-ии РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Они применяются при регулировании общественных отношений, входящих в предмет ГП. П. 2 ст. 7 если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

Ст. 5 ГК РФ Обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе .

Значение судебной практики.

Судебная практика – многократное единообразное решение судами одной итой же категории дел. Не является источником ГП. Судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами, безчего невозможно обеспечить законность и правопорядок в обществе.

Пленум ВАС РФ и Пленум ВС РФ рассматривают обобщённые материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства РФ. Не являются источниками права. При этом суды должны применять нормы ГП с учётом толкований Пленумов. Участники граж. оборота также должны учитывать содержание разяснений Пленумов до возникновения судебных разбирательств.

Действие законов во времени.

Ст. 4 ГК РФ: Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Ст. 422 ГК РФ: Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Действие гражданского зак-ва в пространстве и по кругу лиц.

Гражданско-правовые НА распространяют своё действие на сей терриории РФ всилу ст. 71 К-ии РФ. Однако орган, издавший НПА может ограничит территорию его действия. (для районов Крайнего Севера).

Гражданско-правовые НА распространяются на всех лиц, находящихся на территории РФ. Но имеет место ограничение по кругу лиц в некотрых НПА (Закон «О защите прав потребителей» - между предпринимателями и потребителями).

Аналогия закона и аналогия права.

1. В случаях, когда гражданско-правовые отношения, предусмотренные ГК РФ, прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона ).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права ) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Понятие источника гражданского права

В российской правовой системе весьма велико значение судебной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действующего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modo legislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по применению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы , а тем самым и для сторон различных споров. Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам (прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций. Определенным образом ориентируя суды, а следовательно, и участников судебных споров, они таким образом в значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения многих гражданско-правовых норм.

Сказанное вполне можно отнести и к актам Конституционного Суда РФ , который в соответствии со ст. 125 Конституции РФ проверяет конституционность законов и некоторых других нормативных актов, а также дает обязательное толкование Конституции РФ. Признанные им неконституционными законы или их отдельные положения утрачивают силу, однако в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит ни принятие новых правовых норм, ни обязательное толкование действующего законодательства (кроме Конституции РФ).

Можно лишь условно говорить о «негативном» характере его «правотворчества », ибо утрата силы нормами права в связи с признанием их неконституционными в ряде случаев фактически порождает новую редакцию таких норм.

Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения. То же самое можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных документах.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц , их внутренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства , наделенными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений . Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов , а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений , в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  • международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, а также общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • законодательство (нормативные акты);
  • обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи.

Международные договоры

Международные договоры РФ, не будучи актами национального законодательства, не входят и в состав гражданского законодательства РФ. Однако они могут содержать частноправовые по своей юридической природе нормы и, являясь частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 ГК), составляют особый, самостоятельный вид (группу) источников ее национального гражданского права .

При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям либо непосредственно, либо путем издания для их применения внутригосударственных актов, когда такой путь прямо предусмотрен самим договором. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция) подлежит непосредственному применению в качестве российского права (в тех случаях, когда к договорам международной купли-продажи подлежит применению российское право). Женевская вексельная конвенция от 7 июня 1930 г. № 358, в которой Российская Федерация участвует в качестве правопреемника Союза ССР, предусматривает принятие ее участниками национального законодательного акта, воспроизводящего текст утвержденного этой конвенцией Единообразного закона о переводном и простом векселях . Во исполнение этого правила Союз ССР в 1937 г. принял специальное Положение о переводном и простом векселе, имеющее силу закона и действующее в настоящее время на территории Российской Федерации. Названное положение имеет уже не международно-правовую, а внутригосударственную природу, будучи актом национального гражданского законодательства, и потому лишается приоритета, свойственного международным договорам РФ.

Что касается общепризнанных принципов и норм международного права , то они, как и общие принципы гражданского права , определяют содержание и применение соответствующих гражданско-правовых норм. Примером может служить принцип запрета ухудшения правового положения (дискриминации) иностранных граждан или юридических лиц по сравнению с национальными субъектами права , а также принцип всеобщего соблюдения прав человека .

Обычаи имущественного оборота

Наконец, законом предусмотрена обязанность возмещения убытков, причиненных гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном нормотворчестве.

В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности, Госбанка СССР, транспортных министерств и др.). Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).

Действие гражданского законодательства

Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу

Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган , который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование).

Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства. Поскольку легальное толкование обязательно, оно по сути создает новую норму права , причем действующую с обратной силой. Толкование закона , которое дает любой суд по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является ).

Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов , может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.

Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем «ограничительного» или «расширительного» толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). В связи с этим выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным и даже опасным, ибо способно исказить прямую волю законодателя, выраженную в тексте закона. Поэтому «расширительное» толкование нормы закона во всяком случае не допускается, если она содержит либо исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых соответствующее правило получает применение, либо исключение из общего правила.

В соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции России гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это положение служит определенной гарантией единства экономического пространства России, на всей территории которого действуют единые правила, регулирующие гражданский оборот, единые правила осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты Федерации не вправе принимать акты по вопросам гражданского права.

Исключение составляют вопросы гражданско-правового характера, отнесенные статьей 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Субъектам Федерации предоставлено право принимать нормативные акты, в частности относящиеся к жилищному законодательству, а также регулирующие вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Систему источников гражданского права образуют:

1) Конституция Российской Федерации, закрепляющая основы гражданско-правового регулирования, которые развиваются в отраслевом законодательстве;

2) федеральные законы, которые согласно пункту 2 ст. 3 ГК РФ образуют гражданское законодательство. Следует подчеркнуть, что объем понятия гражданского законодательства, используемого в Конституции и в ГК РФ, различен. Гражданский кодекс относит к гражданскому законодательству только законы, давая ему, таким образом, более узкое толкование и четко разграничивая законы и подзаконные акты.

Главенствующее место среди федеральных законов занимает кодифицированный акт - Гражданский кодекс Российской Федерации, который принимался в четыре этапа: часть первая от 30 ноября 1994 г. вступила в действие с 1 января 1995 г., часть вторая от 26 января 1996 г. вступила в действие с 1 марта 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г. вступила в действие с 1 марта 2002 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г. вступила в силу с 1 января 2008 г.

Гражданский кодекс отражает систему гражданского права, закрепляет наиболее важные нормативные положения в основных сферах регулируемых отношений. ГК РФ является основным источником гражданского права, остальные источники по вопросам, урегулированным Кодексом, должны приниматься на основании и в пределах, допускаемых им.

Закрепляя основы гражданско-правового регулирования в различных сферах общественных отношений, ГК РФ прямо предусматривает необходимость принятия тематических федеральных законов (например, п. 3 ст. 87 ГК РФ предусматривает, что правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются самим Кодексом и Законом об обществах с ограниченной ответственностью). Кроме того, ГК РФ содержит отсылки к законам (в ряде случаев - к подзаконным нормативным актам) без указания их названия. Законы должны соответствовать ГК РФ;

3) указы Президента Российской Федерации, которые не долж

ны противоречить ГК РФ и федеральным законам;

4) постановления Правительства Российской Федерации, ко

торые должны соответствовать ГК РФ, федеральным законам

и указам Президента России.

Согласно терминологии ГК РФ указы Президента и постановления Правительства объединяются общим понятием «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3). Когда в норме ГК РФ указано, что она применяется, если иное не установлено «иными правовыми актами», то имеются в виду указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. Если же в ГК РФ указано, что тот или иной вопрос может быть урегулирован законом, то иные правовые акты по такому вопросу приниматься не могут.

Однако если указ Президента России или постановление федерального Правительства были приняты до введения в действие соответствующей части ГК РФ, то они действуют впредь до введения в действие соответствующих законов;

5) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Нормотворческая компетенция этих органов в области гражданского права ограничена только теми случаями и теми пределами, которые предусмотрены ГК РФ, другими законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Издание названными органами гражданско-правовых норм без специального нормативного основания неправомерно;

6) акты законодательства Союза ССР, которые сохраняют действие в Российской Федерации и являются источниками гражданского права при отсутствии регламентации соответствующего вопроса в российских нормативных актах и непротиворечии их действующему законодательству, в первую очередь ГК РФ;

7) общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, которые применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, осложненным наличием иностранного элемента (иностранного субъекта, юридического факта, объекта, находящегося на территории другого государства). Такие отношения являются предметом международного частного права (раздел VI ГК РФ);

8) обычаи делового оборота, являющиеся разновидностью правового обычая, которая имеет ограниченную сферу использования - какую-либо область предпринимательской деятельности.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме