Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Муниципальные учреждения виды и правовой статус. Гражданско-правовой статус государственных (муниципальных) учреждений Полотовская, Елена Юрьевна

Критерии сравнения Типы учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
1. Основные направления деятельности Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления
2. Сферы, в которых может быть создано В любых В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами
3. Способ финансиро­вания За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания
4. Способ доведения денежных средств По бюджетной смете Через субсидии ("одна строка")
5. Учет иных доходов в процессе финансирования Иные доходы учитываются при определении объема финансирования Размер субсидии не зависит от иных доходов
6. Право на ведение приносящей доход деятельности Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения
8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
9. Выделяемые виды имущества Не выделяются Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств
10. Распоряжение имуществом Распоряжается с согласия собственника Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно
11. Ответственность учреждения перед кредиторами Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств
12. Субсидиарная ответственность учредителя Есть Нет Нет
13. Органы управления Не меняются Не меняются В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет
14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью" Обычный порядок С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета
15. Заключение контрактов От имени учредителя От своего имени От своего имени
16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Распространяется Распространяется Не распространяется
17. Возможность получать займы, кредиты Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут
18. Возможность создания иных юридических лиц Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений: казенное учреждение – это "государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы"; бюджетное учреждение– это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (да­лее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществ­ления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами"

Во-первых, казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. В определениях бюджетного и автономного учреждений про возможность исполнения ими государственных (муниципальных) функций не упоминается. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным.

Во-вторых, все три типа учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Если соответствующего полномочия у органа государственной власти или местного самоуправления нет, создание учреждения невозможно.

В-третьих, в определении казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, т. е. оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе № 83-ФЗ. Необходимо отметить, что речь идет о неограниченном перечне. Однако перечисление задает примерное направление для понимания того, в каких сферах должно работать бюджетное учреждение. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что это основные сферы, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ правовой литературы показывает, что если раньше общие вопросы правового статуса юридических лиц освещались достаточно полно, то конкретные вопросы правового статуса того или иного юридического лица, в частности учреждений, не получили должной теоретической разработки. Не удивительно, так как в условиях планово-административной системы в этом не было практической надобности. Этим и обоснована актуальность изучения статуса учреждений.

Учреждением (как организационно-правовой формой юридических лиц) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, обладающая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества и осуществляющая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел и т. п.

Центральное место в регулировании статуса учреждений занимает Гражданский кодекс РФ 1 , Закон об автономных учреждениях 2 sub_1 , Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 3 .

Учреждение, как субъект гражданского права служило предметом исследования следующих ученых: Витрянский В.В., Суханов Е.А., Толстой О.К. и др.

Предметом данной курсовой работы являются общественные отношения, участниками которых являются учреждения. Объектом – совокупность правовых норм, регулирующих правовой статус учреждений.

Целью данной курсовой работы является исследование правового статуса учреждений. Задачи:

1) раскрыть понятие учреждения;

2) определить правовой режим имущества учреждения;

3) рассмотреть ответственность учреждения.

В процессе рассмотрения данной темы будут использованы следующие методы: анализа, синтеза, и сравнительно-правовой.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1.Понятие и виды учреждений

Правовой регламентации такой организационно-правовой формы юридического лица, как учреждение посвящены ст.ст. 120, 296 и 298 ГК РФ.

Учреждением (как организационно-правовой формой юридических лиц) признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично, обладающая правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества и осуществляющая правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом лишь в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Это понятие, определяющее статус учреждения сходно со ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются иными законами и правовыми актами. Таким образом, российский законодатель впервые определяет учреждение как самостоятельное юридическое лицо.

На первый взгляд, учреждения, являясь некоммерческими организациями, участвуют в гражданском обороте в значительно меньшей степени, чем коммерческие организации. Это обусловлено в первую очередь тем, что цель и деятельность учреждений лежат в непроизводственной, нематериальной сферах. Учреждения выступают в гражданском обороте лишь в той мере, в которой это необходимо для обеспечения их основной деятельности, которая нередко лежит вне сферы гражданского права.

Однако названные сферы обеспечивают стабильность протекания гражданского оборота, ведь именно в форме учреждения существуют практически все органы государственной власти, в том числе и те, которые осуществляют контроль за деятельностью других хозяйствующих субъектов. Порядок образования, отношения с собственником имущества, правовое положение имущества, порядок реорганизации и ликвидации учреждения и некоторые иные вопросы приобретают весьма важное значение в свете бурных экономических реформ в нашей стране.

Учреждение, как и некоммерческая организация, в случае получения доходов от разрешенной деятельности использует в полном объёме полученную прибыль исключительно только для достижения целей и задач, ради которых было создано.

Данный признак в полном объёме относится как к некоммерческим организациям в целом, так и к учреждениям в частности, он носит достаточно конкретный и универсальный характер. В противном бы случае учреждения являлись коммерческими организациями и потеряли бы свою значимость как самостоятельный вид некоммерческой организации.

В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), и т. п.

Кроме того, статья 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1 , впервые определяет организационно-правовую форму органов местного самоуправления как учреждения.

На основе анализа всех разновидностей учреждений можно выделить несколько критериев классификации учреждений: в зависимости от формы собственности, лежащей в основе учреждения; в зависимости от выполняемых функций и целей деятельности; в зависимости от обладания правом вести самостоятельную деятельность, приносящую доход.

В последнее время получили распространение в последнее время частные учреждения. Значение деления учреждений на государственные и частные заключается в том, что государственные учреждения в своей деятельности должны преследовать общегосударственные интересы и расходовать выделяемые средства исключительно в пределах сметы, что и определяет специфику их деятельности, частные же учреждения освобождены от такого рода обязательств, их деятельность может осуществляться в различных направлениях, с целью выполнения различных задач, которые предусмотрены учредительными документами и не противоречат основному законодательству.

Закон об автономных учреждениях 1 sub_1 предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. В связи с принятием Закона об автономных учреждениях внесены изменения в ГК РФ (в целях применения режима оперативного управления для автономного учреждения), Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 2 и уточнены иные нормы законодательства.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях такие учреждения действуют наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями. По сравнению с последними автономные учреждения наделяются большей самостоятельностью при осуществлении поставленных перед ними целей и задач в сфере социальных услуг, закрепленных в их уставе, в том числе в отношении имущества, переданного им на условиях оперативного управления.

Таким образом, в настоящее время наряду с частными учреждениями допускается существование государственных и муниципальных учреждений, которые, в свою очередь, делятся на бюджетные и автономные.

Автономное учреждение является некоммерческой организацией и создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Такое учреждение осуществляет свои функции в качестве юридического лица, наделенного имущественными и личными неимущественными правами, и может быть истцом и ответчиком в суде, вправе открывать счета в кредитных организациях.

Автономное учреждение относится к юридическим лицам, обладающим специальной правоспособностью. В соответствии с Законом об автономных учреждениях основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых такое учреждение создано. Оно функционирует в соответствии с задачами, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Учредитель дает автономному учреждению задания исходя из предусмотренной в его уставе основной деятельности. Но общие принципы формирования задания для автономных учреждений в законе не определены. Не предусматривается и обязанность учредителя ежегодно формировать автономному учреждению задание в объеме, необходимом для достижения целей его создания. Это может создать серьезные затруднения в деятельности таких учреждений.

1.2.Ответственность государственного (муниципального) учреждения и
собственника его имущества

По общему правилу для государственных (муниципальных) учреждений, являющихся некоммерческими организациями, исполнение заключаемых ими договоров не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности, поэтому одним из необходимых условий их ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств является наличие вины соответствующих учреждений. Ранее учреждения, стремившиеся освободиться от ответственности за неисполнение обязательств по оплате товаров, работ, услуг, нередко ссылались на недостаточное бюджетное финансирование их деятельности, в частности на невыделение им предусмотренных сметой денежных средств, как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии их вины в нарушении обязательств 1 . Такие доводы учреждений нередко принимались арбитражными судами в качестве основания для освобождения их от ответственности.

Подобной практике, отличавшейся явной несправедливостью по отношению к контрагентам учреждений и не учитывавшей незаконное бездействие собственника, по вине которого предусмотренные сметой денежные средства не доходили до учреждения, теперь положен конец. В Постановлении N 21 (п. 8) 2 имеется разъяснение, согласно которому отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота, поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании п. 1 ст. 401 ГК РФ.

Но все же главная особенность ответственности учреждений состоит в том, что они отвечают по своим обязательствам лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами. Причем, как подчеркивается в Постановлении N 21 (п. 5), в данном случае речь идет о любых обязательствах учреждения, возникших из предусмотренных п. 1 ст. 8 ГК РФ оснований (в том числе вследствие причинения вреда другому лицу, неосновательного обогащения и т.п.), включая обязательства, возникшие при осуществлении учреждением деятельности, приносящей доход.

При недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств его кредиторы не могут обратить взыскание на имущество учреждения (как на закрепленное за ним или приобретенное на средства, выделенные по смете, так и на то, что было куплено на доходы от предпринимательской деятельности), но они вправе привлечь к субсидиарной ответственности по долгам учреждения собственника его имущества.

§ 4. Особенности правового статуса государственных (муниципальных) учреждений

Абсолютное большинство профессиональных образовательных организаций в настоящее время являются государственными учреждениями. В этой связи необходимо отдельно рассмотреть особенности правового положения (статуса) государственных учреждений.

Действующим законодательством предусматриваются значительные особенности правового статуса государственных учреждений в зависимости от их типа. В соответствии с п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

Следует обратить внимание на то, что образовательные учреждения будут иметь «двойную» типологию: как учреждение и как образовательная организация.

Например, название образовательной организации может выглядеть так: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж № 5», где «государственное» - указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; «учреждение» - указание на организационно-правовую форму; «бюджетное» - указание на тип государственного учреждения; «профессиональное образовательное» - указание на тип образовательной организации ; «Колледж № 5» - имя собственное.

При этом типология образовательных организаций построена на принципах определения таких образовательных программ, реализация которых относится к основным целям их деятельности. При этом также разрешено реализовать некоторые образовательные программы, которые не относятся к основным целям деятельности учреждения. Типы образовательных организаций, виды образовательных программ, которые они реализуют в качестве основных целей своей деятельности, а также виды образовательных программ, которые им разрешено реализовать, но которые не относятся к основным целям их деятельности, закреплены в статье 23 Федерального закона № 273-ФЗ.

У государственных же и муниципальных учреждений выделяются также основные виды деятельности (по которым может быть выдано государственное или муниципальное задание), и иные виды деятельности. Бюджетное и гражданское законодательство оперирует понятиями основных и не основных видов деятельности.

Согласно части третьей статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета). Часть 3 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устанавливает, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Аналогичная норма для автономных учреждений установлена в части 2 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Законодатель различает термины «основной вид деятельности» и «основная цель деятельности». В этой связи представляется, что основные цели деятельности определены законодательством об образовании. Основные же виды деятельности устанавливаются учредителем в уставе с целью формирования государственных (муниципальных) заданий. Представляется также, что реализация образовательных программ и иных услуг, предусмотренных для конкретного типа образовательных организаций в качестве основной цели их деятельности, должна быть в любом случае включена в состав основных видов их деятельности. Однако, реализация образовательных программ, которые не отнесены к основным целям деятельности образовательной учреждения, вполне может выступать в качестве основного вида деятельности учреждения.

Одной из важнейших черт, определяющих правосубъектность учреждений, является то, что они относятся к некоммерческим организациям, на что прямо указывает п. 1 ст. 120 ГК РФ. Как уже отмечалось, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками 6 . Так как для учреждений наличие участников в гражданско-правовом понимании данного термина нехарактерно, то, таким образом, существенным следствием из того, что учреждение является некоммерческой организацией, становятся цели создания и деятельности учреждения. Точнее, запрет на извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Так, п. 1 ст. 120 ГК РФ отмечает, что учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, определяя тем самым, что основные цели деятельности учреждения не могут быть связаны с извлечением прибыли .

Однако это не означает, что учреждениям запрещено в связи с этим заниматься приносящей доход деятельностью вообще. Так, например, Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», закрепляя в ч. 1 ст. 2, что автономное учреждение является некоммерческой организацией, в ч. 7 ст. 4 указывает, что оно вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе). Аналогичные положения применительно к бюджетным учреждениям содержатся в абз. 2 п. 4 ст. 9.2 Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, можно констатировать, что приносящая доход деятельность разрешена учреждениям при соблюдении двух условий:


  • во-первых, виды такой деятельности должны быть указаны в уставе;

  • во-вторых, такая деятельность должна носить дополнительный характер и служить достижению основной некоммерческой цели деятельности учреждения.
Еще одной отличительной особенностью учреждений является характер их прав на свое имущество.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ. Данная статья называется «Право оперативного управления», а указанное право относится к ограниченным вещным правам. Следует отметить, что принадлежность имущества учреждению на праве, отличном от права собственности, является его отличительной характеристикой среди всех юридических лиц 7 .

Не менее характерной чертой учреждений является их ответственность по своим обязательствам. Только у казенных предприятий и учреждений (частных и казенных) субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник имущества данных юридических лиц. Вместе с тем, собственник имущества бюджетных и автономных учреждений ответственности по их обязательствам не несет, однако у данных типов учреждений не может быть обращено взыскание на ряд категорий их имущества. Сравнительная характеристика гражданско-правовой ответственности учреждений приведена в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнение гражданско-правовой ответственности учреждений разных типов


Параметр сравнения

Тип учреждения

Казенное (КУ)

Бюджетное (БУ)

Автономное (АУ)

Наличие субсидиарной ответственности учредителя

Да

Нет

Нет

Имущество учреждения, на которое не может быть обращено взыскание

Все, за исключением находящихся в его распоряжении денежных средств

Особо ценное движимое имущество, закрепленное за БУ собственником этого имущества или приобретенное БУ за счет выделенных собственником имущества БУ средств, а также

недвижимое имущество (независимо от источника его приобретения)


Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные за АУ собственником этого имущества или приобретенные АУ за счет выделенных таким собственником средств.

§ 5. Типы образовательных организаций

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании», который устанавливал достаточно сложную типологию образовательных организаций, включавшую в себя как их типы, так и виды, Федеральный закон № 273-ФЗ в ст. 23 предусматривает деление образовательных организаций только на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Кроме этого, Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает специального регулирования для отдельных групп (видов) образовательных организаций в рамках выделенных им типов, а также принятия типовых положений. Вместе с тем, это не означает, что какие-либо организации внутри типа не могут иметь свои особенности или особые условия реализации образовательных программ. Данный закон это допускает, однако не устанавливает особых правил для образовательных организаций, например, реализующих образовательные программы с использованием культурно-исторических традиций российского казачества. Особенности осуществляемой образовательной деятельности, а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образовательных услуг могут быть отражены и в названии образовательной организации.

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Всего рассматриваемым Федеральным законом предусмотрено 6 типов образовательных организаций: 4 типа образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, и 2 – реализующих дополнительные образовательные программы (части 2-3 ст. 23).

Типами образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, являются:


  1. дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

  2. общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

  3. профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

  4. образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Типами образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, являются:

  1. организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

  2. организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Кроме этого, части 2 и 3 данной статьи предоставляют указанным выше организациям, как реализующим основные, так и дополнительные образовательные программы, право на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.

Данные организации вправе реализовывать дополнительно следующие программы:


  1. дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

  2. общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

  3. профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

  4. образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

  5. организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

  6. организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
Таким образом, типология образовательных организаций существенным образом сокращается. Все разнообразные виды организаций начального и среднего профессионального образования (профтехучилища, колледжи, техникумы и т.п.), которые выделялись ранее, теперь являются профессиональными образовательными организациями. Их правовой статус идентичен, пределы правоспособности определяются схожим образом. Вместе с тем, они вправе сохранить в своем наименовании указание на ранее имевшийся вид учреждения, т.е., фактически, сделать указание в наименовании на особенности организации и осуществления образовательной деятельности в данной конкретной образовательной организацией.

§ 6. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
Таким образом, некоммерческие организации не сводятся только к учреждениям. Образовательное учреждение же является частным случаем образовательной организации.

Соответственно, образовательной организацией является любая некоммерческая организация с учетом указанных ограничений. Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом 8 .

Каких-либо специфических требований по созданию образовательных организаций Федеральный закон № 273-ФЗ не устанавливает , поэтому применяется общий порядок создания и государственной регистрации юридических лиц, установленный ГК РФ и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Вслед за ГК РФ Федеральный закон № 273-ФЗ в ч. 4 ст. 22 регламентирует, что образовательная организация в зависимости от того, кем она создана (иначе говоря, в зависимости от учредителя), является государственной, муниципальной или частной (Таблица 3).
Таблица 3. Виды образовательных организаций в зависимости от учредителя


Вид образовательной организации

Учредитель

Государственная

Российская Федерация

Субъект Российской Федерации

Муниципальная

Муниципальный район

Городской округ

Частная

Физическое лицо или физические лица

Юридическое лицо или юридические лица

Объединения юридических лиц, за исключением иностранных религиозных организаций

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Реорганизация – это прекращение деятельности или изменение правового статуса юридического лица, влекущее за собой правопреемство.
Общим правилам реорганизации юридических лиц посвящена ст. 57 ГК РФ. П. 1 данной статьи предусматривает следующие виды реорганизации:


  • слияние – это объединение двух и более юридических лиц, в результате которого образуется новое юридическое лицо, а объединившиеся юридические лица прекращают свое существование (A + B → C);

  • присоединение – это прекращение существования одного или нескольких юридических лиц с полным правопреемством другого существующего юридического лица (A + B → A);

  • разделение – это прекращение существования юридического лица с полным правопреемством двух и более юридических лиц, которые создаются в результате разделения (A → B + C);

  • выделение – создание нового юридического лица или юридических лиц, являющихся частичными правопреемниками реорганизуемого юридического лица, без прекращения деятельности последнего (A → A + B);

  • преобразование – изменение организационно-правовой формы юридического лица (A → B).
Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа государственного или муниципального учреждения (например, из бюджетного в автономное учреждение) не является его реорганизацией , поскольку изменения организационно-правовой формы (учреждение) не происходит.

Также существующую практику укрупнения образовательных организаций зачастую называют слиянием, однако слияния в том смысле, который вкладывает в этот термин ГК РФ, происходят достаточно редко. В большинстве случаев речь идет о присоединении одной образовательной организации или организаций к другой.

Кроме этого, ГК РФ в ст. 60 устанавливает ряд гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Например, право на досрочное исполнение обязательств.

Законодательством РФ устанавливаются особенности реорганизации отдельных видов юридических лиц. Так, например, п. 2.1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» закрепляет положение о том, что принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, установленном:

1) Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Ликвидация – это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Порядок ликвидации юридических лиц устанавливается статьями 61-64 ГК РФ. Для отдельных видов юридических лиц законодательством могут быть установлены особенности их ликвидации.

Общие особенности реорганизации и ликвидации для всех государственных и муниципальных образовательных организаций, установлены частями 11-14 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ.

Данная статья устанавливает, что принятие органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения .

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» должны рассматриваться последствия такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, перед принятием решения о реорганизации орган, выполняющий функции и полномочия учредителя государственной образовательной организации должен создать комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации и получить ее экспертное заключение. Порядок формирования комиссии – прерогатива региональных органов власти. Возможно, в ее состав будут включены и представители родительской общественности, хотя обязательной нормы об этом в Федеральном законе № 273-ФЗ нет.

Для реорганизации частных образовательных организаций таких правил не установлено, поэтому они реорганизуются в общем порядке, установленном действующим законодательством.

Следует специально отметить, что факт реорганизации никак не влияет на права обучающихся реорганизуемых образовательных организаций , они сохраняют право на продолжение обучения в образовательной организации, возникшей в результате реорганизации.

Т.е., в случае, например, в случае присоединения одной образовательной организации к другой, все обучающиеся присоединяющейся образовательной организации будут автоматически считаться обучающимися присоединяющей образовательной организации с момента реорганизации. Не потребуется никаких дополнительных оформлений или переоформлений отношений, перезачисления студентов (впрочем, как и работников присоединяемой организации). Все права и обязанности присоединямой организации автоматически перейдут к присоединяющей организации, причем речь идет не только о правах на получение образования по той или иной образовательной программе, но и социальных гарантиях и льготах, которые ранее были предоставлены таким обучающимся.

Кроме этого, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

На настоящий момент такой закон не принят. В этой связи преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм станет возможным лишь после принятия соответствующего закона.
На сегодняшний день преобразование (изменение организационно-правовой формы) государственных и муниципальных учреждений не допускается.

Уже прошла почти неделя со дня опубликования в "Российской газете" Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Если честно, то самостоятельно читая закон, понять что-то очень сложно: огромное количество ссылок на различные законы, гражданский кодекс, бюджетный кодекс и т.д. Так как закон непосредственно касается моей работы, сижу, парюсь, пытаюсь разобраться. На прошлой неделе, очень кстати, у нас в городе проводил семинар Кадыров Ф.Н., д.э.н., профессор, заместитель председателя комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга. Человек абсолютно уникальный. И, не смотря на то, что тема была несколько другая, вопрос 83-го закона стороной обойден не был.
 Кадыров, со ссылкой на журнал "Менеджер здравоохранения", довольно детально разобрал положения нового закона. Напомню, что данным законом предполагается уже с 1 января 2011 года (2011 год-переходный) изменить правовой статус, условия создания и функционирования действующих государственных и муниципальных учреждений. Появляется 3 типа учреждений: казенные (новый тип), бюджетные и автономные. Изменения делаются для того, что- бы сделать бюджетные учреждения экономически более эффективными и, возможно, так или иначе, переложить часть бремени содержания на внебюджетные источники. На практике, на сегодняшний день, де факто, так оно и есть. Но сегодня мы сталкиваемся с большим количеством юридических проблем.
Суть изменений в том, что учреждения переводятся со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного (муниципального) задания. Это сильно меняет дело. Предоставляется право бюджетным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью с самостоятельным распоряжением полученными средствами. Расширяются права по распоряжению имуществом. Устраняется субсидиарная ответственность государства или муниципалитета по обязательствам бюджетных учреждений. Сейчас, если учреждение залезло в долги, то при наличии судебного решения государство (или муниципалитет) эти долги обязано покрыть.
Ф.Н.Кадыров в своей лекции привел 2 очень неплохие таблички (опять же со ссылкой на "Менеджера здравоохранения"), в которых он сравнил правовое положение в старой редакции и новой редакции, а также сравнение различных типов учреждений в соответствии с законопроектом. Далее я привожу эти сравнения без изменений.

Сравнительная характеристика правового положения бюджетного учреждения

(нынешний статус и предусмотренный законопроектом)

Характеристики

В старой редакции

В новой редакции

Определение бюджетного учреждения (БУ)

Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы

Финансовое обеспечение

Сметное финансирование

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества

Отвечает по своим обязательствам только имеющимися в его распоряжении денежными средствами

Субсидиарную ответственность по обязательствам БУ несет собственник

Крупная сделка

Понятие крупной сделки применительно кБУ отсутствует

Обязанность публиковать сведения отсутствует

Таблица 2.

Сравнительная характеристика различных типов государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с законопроектом

Характеристики

Автономное учреждение (АУ)

Бюджетное учреждение (БУ)

Казенное учреждение (КУ)

Определение учреждения

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) илиорганов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных,(муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

Имущество закрепляется на праве:

Оперативного управления

Оперативного управления

Оперативного управления

Право учреждения распоряжаться закрепленным за ним имуществом

Без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными АУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом АУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом

Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным БУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом БУ вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом

Не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества

Финансовое обеспечение

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества - в виде субсидий

Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества)

Финансируется из бюджета на основании бюджетной сметы

Объем ответственности учреждения по своим обязательствам

Отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества

Отвечает закрепленным за ним имуществом, за исключением особо ценного имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного БУ за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества

Отвечает посвоим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами

Объем ответственности по обязательствам учреждения со стороны собственника имущества учреждения

Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам АУ

Собственник имущества не несет ответственности по обязательствам БУ

При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам КУ несет собственник его имущества

Счета

В кредитных организациях (банковские счета)

Лицевые счета

Лицевые счета

Право осуществлять приносящую доходы деятельность

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами

Право на распоряжение доходами, полученными от приносящей доход деятельности

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение АУ

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение БУ

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации

Право быть учредителем других организаций

Вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя

Вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного БУ за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества

Не вправе выступать учредителем (участником) других юридических лиц

Крупная сделка

Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета АУ

Крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя БУ

Понятие крупной сделки применительно к КУ отсутствует

Ответственность руководителя за убытки

причиненные в результате совершения крупной сделки с нарушением требований законодательства

Руководитель АУ несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных АУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований законодательства, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной

Руководитель БУ несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных БУ в результате совершения крупной сделки с нарушением требований законодательства, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной

Отсутствует

Органы управления

Наблюдательный совет АУ, руководитель АУ

Руководитель БУ

Руководитель КУ

Публикация сведений о деятельности учреждения



административный право статус религиозный

Административно-правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений регулируется Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 08.12.2003), Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 31.12.2005), ФЗ от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08.2004), «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 31.12.2005), ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2006) и др.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

К ведению собственника унитарного предприятия любого вида относится: создание предприятия; определение цели, предмета, вида его деятельности; утверждение показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителя и главного бухгалтера предприятия; контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества; другие права и обязанности, определенные законодательством РФ.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (далее государственное и муниципальное унитарное предприятие) может быть создано в случае:

Необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

Необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

Необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

Необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

Необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

Необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченной в обороте.

Такие предприятия, обладают достаточным объемом самостоятельности в деятельности. Они самостоятельно планируют свою работу и перспективы развития, заключают хозяйственные договоры, распоряжаются движимым имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Свою продукцию, работы и услуги предприятие реализует по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством - по государственным ценам. Они несут ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.

Вместе с тем, государственные и муниципальные унитарные предприятия не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Распоряжение имуществом возможно только в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным унитарными предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено, что государственное и муниципальное предприятие, основанное на праве оперативного управления (далее казенное предприятие), может быть создано в случае:

Если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Федерации или муниципального образования;

Необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

Необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государственным ценам в целях решения социальных задач;

Необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

Необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

Необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

Необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Решение о создании федерального казенного предприятия принимается Правительством РФ, казенного предприятия субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ, муниципального казенного предприятия - органами местного самоуправления. Органы, принимающие решение о создании, действуют от имени собственника соответствующего уровня.

Собственник казенного предприятия вправе изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; утверждать схему доходов и расходов предприятия.

Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Оно вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что степень хозяйственной и оперативной самостоятельности у казенных предприятий меньше, чем у предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социальнокультурных или административно-политических функций. Учреждения, как говорилось выше, могут осуществлять управленческие, образовательные, научные, медицинские, культурные и прочие функции.

Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например, в Федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, осуществляют их финансирование, устанавливают размеры тарифов на услуги, предоставляемые учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также иные полномочия в соответствии с законодательством.

Государственные учреждения, как и государственные предприятия, наделены достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти. На сегодняшний день государственные и муниципальные учреждения могут реорганизовываться, либо создаваться в форме автономного учреждения.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах деятельности. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и осуществляет финансирование деятельности по его выполнению. Иные уставные виды деятельности автономных учреждений финансируются за счет учреждения.

Новой организационно-правовой формой существования государственных организаций в настоящее время является Государственная корпорация. Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме «Государственная корпорация».

На сегодняшний день созданы следующие государственные корпорации: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта «ГК Олимпстрой», Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и др.

Статус, цели создания и деятельности, функции и полномочия Корпорации определяются одноименными Федеральными законами и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Особенностью административно-правового статуса Государственных корпораций является то, что им, во-первых, передаются полномочия по осуществлению государственного управления в установленной сфере деятельности, например, использованием атомной энергии. Во-вторых корпорация управляет государственным имуществам, переданным ей указом Президента. В-третьих, она может являться собственником акций акционерных обществ и управлять ими. В-четвертых, корпорации передаются профильные по роду деятельности государственные предприятия и учреждения, которыми она управляет от имени собственника и пр.

Следует отметить, что в соответствии законами, регулирующими статус Государственных корпораций, их нельзя считать ни органами государственной власти, ни государственными предприятиями или учреждениями. На них не распространяется действие пунктов 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующих порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, а так же Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, Государственная корпорация фактически является особой организационно-правовой формой государственной некоммерческой организации, которая создается в целях решения государственных задач и в связи с этим может наделяться федеральными законами отдельными государственными полномочиями.

Следует отметить, что в настоящее время деятельность в форме государственных корпораций подвергается критики.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме