Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правовые основы социальной работы. Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе

Знание специалистами и простыми гражданами основ социальной защиты может оказать помощь в решении задач социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В методическом пособии приводятся последние нормативные правовые документы, в том числе имеющие отношение к социальной защите инвалидов в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

    Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

    1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

    2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

    3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

    4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

    5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

    6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.

    4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

    В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды: 1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.; 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.; 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.; 4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.; 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.; 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.; 7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

    В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

    В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

    В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

    Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

    В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

    Другим значительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.

    Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.

    Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.

    Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.

    Также существует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 - 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необхоСергеях условий для ее эффективного функционирования.»

    В настоящее время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования.»

    Одной из приоритетных задач является создание и укрепление специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.

    Социальная политика государства предоставляет собой деятельность по управлению сферой общественных отношений, которая призвана сохранять социальную безопасность и стабильность, а также обеспечивать воспроизводство новых поколений, поступательное развитие общества, достойную жизнь граждан. По мнению В.В. Клокова, социальная работа является структурообразующим элементом социальной политики наряду с социальным обеспечением, социальной помощью и социальной защиты.

    Государственная семейная политика является одним из направлений социальной политики и представляет собой систему комплексной деятельности, направленную на защиту прав и интересов семьи. Реализация семейной политики предполагает осуществление практических мер по представлению семьям социальных гарантий с целью улучшения благосостояния и обеспечения нормального функционирования семьи в интересах государства. От того, как властные структуры формируют политику в отношении семьи, зависит стабильность этого социального института, а значит, и общества в целом.

    В нашей стране правовое регулирование отношений между обществом и семьей осуществляется на основе Конституции РФ (нынешняя редакция принята 12 декабря 1993г.), Семейного кодекса РФ, а также ряда федеральных законов - « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Следует отметить, что отдельные статьи, касающиеся правового обеспечения государственной семейной политики, имеются также в Гражданском кодексе РФ (1994), Трудовом кодексе РФ (2001), Уголовном кодексе РФ (1996), Уголовно- исполнительном кодексе РФ(1997), Жилищном кодексе РФ(2004).

    Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции, является социальным государством. Это означает, что приоритетом в деятельности органов власти и их основной целью должно являться обеспечение условий для свободного развития и достойной жизни граждан. Чтобы приблизится к этой цели, начиная с 90-х гг. государство предприняло ряд шагов по обновлению законодательной базы в области социальной политики и оптимизации деятельности системы социальной помощи семье и детям. При государственной поддержке стали активно развиваться сети учреждений социального обслуживания населения нового типа, основанных на комплексном подходе.

    Важным этапом в становлении концепции социальной политики в нашей стране стало издание Указа Президента Российской Федерации № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г.). Главной целью органов власти и негосударственных организаций, реализующих семейную политику, согласно данному документу, является создание условий для реализации семьей ее основных функций.

    Указом были определены четыре основных направления семейной политики:

    • - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи (поддержка экономической и жизнеохранительной функций) ;
    • - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка репродуктивной, экономической, воспитательной, психологической функций);
    • - кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, жизнеохранительной, психологической функций);
    • - усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной, психологической функций).

    В последнее десятилетие возникли новые тенденции в социальной политике государства, связанные с необходимостью решения серьезных проблем, связанных с защитой семьи и детей. В период с 1992 по 2003 г. был принят ряд документов, определяющих основные ориентиры в организации социальной работы с семьей и детьми. Рассмотрим важнейшие из них.

    В июне 1992 г. был принят Указ Президента Российской Федерации « О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.». Данным указом органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям. Правительство Российской Федерации разработало и утвердило список таких организаций, а также перечень бесплатных услуг, которые они обязаны предоставлять семьям и детям. По всей стране были открыты центры помощи семье, психолого-педагогические консультации, центры реабилитации детей - инвалидов, социальные гостиницы для детей и ряд других учреждений.

    Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определил круг учреждений, ответственных за государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди них были названы комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, а также специализированные службы органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Указ послужил основой для формирования новых подходов государственных органов к профилактике социального сиротства и подростковой преступности. Правительству предписывалось образовать совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления специализированные учреждения (службы) по социальной реабилитации несовершеннолетних, а также специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для малолетних правонарушителей. В результате была определена система мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, сформирована нормативно-правовая база деятельности специализированных социально-реабилитационных учреждений. Одним из значимых изменений в работе с безнадзорными детьми, совершившими общественно опасные деяния, стала реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные центры временной изоляции, являющиеся первым звеном системы социальной реабилитации несовершеннолетних.

    Решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, утвержденным 7 июля 1998 г., была принята Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а уже через год, 24 июня 1999 г., вступил в силу Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые в настоящее время определяет основные направления деятельности и меру ответственности федеральных министерств и ведомств, а также субъектов РФ в данном направлении социальной профилактики.

    Федеральный закон № 195 « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. устанавливает нормы правового регулирования в области социального обслуживания семьи и детей. Согласно данному Закону социальные службы - это « предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». Социальное обслуживание населения этим же Законом определяется как « деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Данный документ юридически закрепляет право семьи на получение социальных услуг как в специализированных учреждениях, так и в домашних условиях; определяет вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений и порядок их создания, деятельности, финансирования; закрепляет полномочия органов государственной власти в области социального обслуживания.

    Нормативно - правовая база в области социальной защиты детей - сирот развивалось в последнее десятилетие особенно динамично. Ее основу составляет ряд статей Семейного кодекса РФ, в частности статья 54 главы 11, гарантирующие следующие права ребенка: жить и воспитываться в семье; воспитываться с учетом обеспечения его интересов, всестороннего развития, уважения человеческого достоинства. Эта же статья определяет ответственность органов опеки и попечительства за судьбу ребенка в случае утраты им возможности воспитываться в родной семье. Статьи 69, 70 и 77 касаются содержательного (причины, основания) и процедурного аспектов лишения родительских прав. В статьях 124 - 144 главы 19 устанавливается порядок усыновления детей - сирот. В главе 20 определены основные положения опеки и попечительства над детьми, в статьях 151 - 155 главы 21 зафиксированы правила передачи ребенка в приемную семью.

    В дополнение к перечисленным главам и статьям Семейного кодекса в период с 1996 по 2002 г. были приняты следующие нормативно - правовые документы.

    Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 « О приемной семье», определявшее, в частности, ответственность административных учреждений, передающих на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, за достоверность сведений, предоставляемых о нем приемной семье, а также регулирующее имущественные и наследственные отношения между приемными родителями и ребенком.

    Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 « Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации». В документе устанавливается правовая норма ежегодного обследования условий жизни усыновленного ребенка в течение, как минимум, трех лет после усыновления с учетом таких критериев, как состояние здоровья, обучение, эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания, внешний вид взаимоотношения в семье.

    Постановление правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 « Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. № 25 « Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», закреплявшее право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп.

    Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 « О детском доме семейного типа». Документ определяет принципы организации детского дома семейного типа, в частности число детей, которых можно взять на воспитание (не менее 5 и не более 10,общее число детей в семье, включая родных, не должно превышать 12 человек), и его основные задачи - создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

    В региональной семейной политике перспективы развития в современной России связаны не только с законотворческой деятельностью на федеральном уровне, но и с активностью властных структур субъектов Федерации. Меры по поддержке семьи на этом уровне, как правило, представлены региональными законами и региональными целевыми программами и в основном касаются социальной защиты населения и адресной социальной помощи. При этом целостные системы нормативно - правового регулирования, предполагающие определение региональных целей, приоритетов, конкретных механизмов реализации семейной политики с учетом местной специфики, особенностей социально - экономического и демографического развития регионов, их финансовых и иных ресурсных возможностей, в субъектах Федерации не сформированы. В значительной степени это обусловлено незавершенностью нормативно - правовой базы социальной политики на федеральном уровне, а также отсутствием координации между властными структурами в центре и в регионах. Анализирую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в подавляющем большинстве краев и областей России, Е.И. Холостова отмечает, что административные решения принимаются « без научного обоснования, на интуитивном уровне их понимания. Проблемы семейной политики не проработаны методологически, недостаточно используются технологии анализа положения семьи, состояния семейной политики, разработки целевых программ в интересах семьи». При этом именно программный метод, отличающийся от законодательного оформления мобильностью и гибкостью, должен стать приоритетным в региональной семейной политике. Особое внимание в субъектах Федерации, с точки зрения Е.И. Холостовой, целесообразно уделять внедрению целевых, комплексных программ региональной семейной политики, включающих меры по улучшению демографической ситуации, социализации детей, профилактике семейного неблагополучия, социальных болезней, детской беспризорности и безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни.

    Тем не менее в ряде регионов заметны позитивные тенденции в области социальной поддержки семьи и детей. Так, во исполнение Федерального закона « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», начиная с 1995 г. и по сегодняшний момент, на территории России было открыто более 12 тыс. учреждений, предоставляющих услуги населению. При этом особенно активно развиваются на местах центры социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. Большинство из этих центров являются многопрофильными и предоставляют гражданам разнообразные услуги - социально- медицинские, психолого - педагогические, социально - реабилитационные, хозяйственно - бытовые и пр. Региональные сети социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения включают в себя следующие учреждения:

    • - территориальные центры социальной помощи семье и детям;
    • - социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних;
    • - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
    • - реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
    • - социальные приюты для детей и подростков;
    • - центры психолого- педагогической помощи населению;
    • - центры экстренной психологической помощи по телефону.

    Не менее динамично формируются аналогичные региональные сети в системе образования, включающие службы социально - психологической, психолого - педагогической, психолого - медико - социальной помощи семье и детям.

    Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

    Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

    1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

    2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

    3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

    4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

    5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

    6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента

    Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.



    4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время ).

    В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды:

    1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.;

    2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.;

    3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.;

    4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.;

    5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.;

    6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.;

    7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

    В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).



    В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

    В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

    Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

    Специалисты социальной работы достаточно часто вынуждены сталкиваться с вопросами оказания консультативно-правовой помощи в области семейного, гражданского, трудового законодательства, оказания помощи в оформлении документов для получения предусмотренных законом пенсий, пособий, льгот, субсидий, алиментов и др. Специалисты осуществляют превентивно-профилактическую работу с различными категориями населения по охране и защите их законных прав и интересов. В своей практической деятельности специалист социальной работы выполняет различные роли и функции. Одновременно он – защитник интересов пожилого человека, прав и социальных гарантий несовершеннолетних, многодетных семей, инвалидов, военнослужащих и членов их семей, людей без определенного места жительства, а также инициатор по совершенствованию законодательно-правовой базы в сфере социального обеспечения.

    Анализ профессиональной деятельности социальных работников показывает, что они не только осмысливают, но в большей мере решают непосредственно практические задачи по оказанию социально-правовой, консультативной помощи, защиты и поддержки различных слоев населения. В связи с этим в структуре профессиональной компетентности специалиста социальной работы следует выделить социально-правовую компетенцию, включающую правовые знания, умения, навыки и профессионально-личностный потенциал специалиста.

    Рассматривая проблему формирования социально-правовой компетенциии будущих социальных работников в вузе, необходимо остановиться на самом содержании термина «социально-правовая компетенция». Социально-правовая компетенция специалиста социальной работы представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений и навыков, готовности и способности, связанные с осуществлением комплекса мер по правовой поддержке и защите населения.

    Социально-правовая компетенция вбирает в себя все аспекты жизнедеятельности человека, которые обеспечивают приобретение опыта социально-правового взаимодействия. Уровень осознанности социальным работников и клиентом их социальных статусов во многом зависит не только от знания прав и обязанностей, но и от умения их реализовывать.

    Социально-правовая компетенция складывается из компонентов. Каждый компонент рассматривается в структуре реализации профессиональной деятельности социального работника в соответствии со спецификой норм права. Для их выявления изучены квалификационные характеристики и нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность социального работника, требования ГОС ВПО специальности «Социальная работа», а также проведены беседы со специалистами социальной работы, преподавателями вузов, занимающихся подготовкой и повышением квалификации социальных работников. На основе анализа полученных данных выявлены компоненты социально-правовой компетенции социального работника:

    Диагностико-прогностическая составляющая – использование совокупности диагностических методик с учетом прав и на основе уважения личного достоинства объекта профессиональной деятельности для прогнозирование динамики развития несовершеннолетних, их социальной среды воспитания и социально-педагогических перспектив развития личности.

    Организационно-управленческий компонент – организация, планирование и осуществление воспитательной и правовой подготовки участников процесса оказания помощи при тесном взаимодействии со специалистами различных организаций и служб.

    Превентивная составляющая – предупреждение социальных проблем в соответствии с правовыми нормами и правилами поведения, социальных отклонений или удержание их на социально терпимом уровне, посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин, соблюдая нормативно-правовые документы.

    Правовоспитательный компонент – реализация в практической деятельности правового воспитания и просвещения подопечных, правовое информирование субъектов и объектов социальной деятельности в процессе выполнения профессиональных задач.

    Консультативная составляющая – оказание социально-правовой помощи нуждающимся.

    Правозащитная составляющая – защита прав личности; обеспечение информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки; содействие в реализации правовых гарантий различным категориям населения; правовое воспитание по жилищным, семейным, трудовым, гражданским и другим вопросам; оказание посреднических услуг клинтам в социально-правовых вопросах.

    В зависимости от характера профессиональной деятельности социального работника по должностному назначению, месту работы, содержание компонентов социально-правовой компетенции приобретает специальное наполнение.

    На наш взгляд, особую значимость в настоящее время приобретает консультативная составляющая социально-правовой компетенции специалиста социальной работы.

    Социальное неблагополучие большинства населения на современном этапе, характеризующееся резким имущественным расслоением общества, безработицей, неудовлетворенностью материальным положением и т.д. усугубляется еще и низким уровнем правовой культуры и правовой грамотности как рядовых граждан, так и должностных лиц. Тем временем проблема реализации своих прав и возможностей напрямую зависит от знания и умения ориентироваться в законодательной базе. Правовая грамотность населения становится важным инструментом для реализации своих законных прав и интересов. Однако даже поверхностный анализ обращений граждан в юридические консультации показывает, что люди лишены самых элементарных понятий и познаний в области права. Поэтому они вынуждены платить немалые деньги за то, чтобы юрист объяснил им их права, а точнее обязанности государства перед ними. Фактически, люди платят за возможность приобщиться к праву. Тем не менее, и верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, но, в конечном счете, – его цель, которой подчинены все иные его характеристики. Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

    Для преодоления сложившейся ситуации помимо улучшения социально-экономических условий, развития социальной инфраструктуры необходима четкая проработка правовых механизмов обеспечения гарантий социальных прав человека и гражданина. Таковыми должны быть нормы особой отрасли права - социального права. Социальное право представляет собой совокупность норм, посредством которых государство проводит свою социальную политику по социальной защите населения. Оно тесно связано с другими отраслями права РФ, а именно – с конституционным, гражданским, административным, финансовым и уголовным правом и включает в себя трудовое, жилищное, семейное право, право социального обеспечения; страховое, пенсионное законодательство.

    Таким образом, назревшее противоречие между необходимостью реализации гражданами их социальных прав, интересов, потребностей и в то же время отсутствием доступных для большинства населения способов и механизмов их реализации и защиты явилось предпосылкой развития в нашем обществе социально-правовой деятельности, понимаемой как деятельность субъектов по преобразованию социально-правовой ситуации, процесса, явления в соответствии с целями и задачами реализации прав каждой личности в социуме.

    Г.Ф. Садрисламов субъектом социально-правовой деятельности видит социального юриста (специальность, выделенная Всероссийской квалификационной комиссией при Всероссийской ассоциации социальных работников и социальных педагогов, однако, не отраженная в государственном реестре специальностей социальной сферы), включив в перечень его должностных обязанностей помимо социально-правовой работы в социуме, установления причин социального неблагополучия, сбора статистической информации по микрорайону, осуществление патронажа, участия в работе по созданию объектов социальной сферы и т.д. также и проведение юридических консультаций. Таким образом, социально-правовое консультирование рассматривается как одно из направлений социально-правовой деятельности.

    Социально-правовое консультирование как профессиональная деятельность является относительно новой областью социально-правовой практики. Оно возникло в ответ на потребности людей в защите и реализации своих законных прав и интересов. Поэтому объектом социально-правового консультирования являются, прежде всего, представители социально уязвимых категорий населения с низкой правовой осведомленностью и, следовательно, испытывающие трудности в реализации своих прав.

    Исходя из анализа научной литературы, а также отечественного и зарубежного опыта деятельности правозащитных организаций и движений можно выделить основные характеристики социально-правового консультирования. Предметом социально-правового консультирования являются проблемные ситуации социально-правового характера, которые невозможно решить только юридическими, или только социальными способами.

    С процессуальной стороны социально-правовое консультирование, на наш взгляд, можно охарактеризовать как специально организованное взаимодействие консультанта и клиента, направленное на разъяснение последнему его социальных прав и гарантий, а также способов и механизмов их реализации и защиты; а при необходимости оказание непосредственной помощи в решении сложившейся проблемной ситуации. При этом под взаимодействием понимается процесс взаимного влияния участников друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.

    Цель данного вида консультирования – оказание квалифицированной социально-правовой помощи по решению проблемной ситуации клиента.

    Задачи социально-правового консультирования:

    · повышение уровня информированности клиентов об их правах;

    · оказание помощи во всестороннем анализе сложившейся проблемной ситуации;

    · выработка альтернативных путей решения проблемы;

    · оказание справочно-информационной помощи о системе государственных и общественных структур, которые могут содействовать решению проблемы;

    · разъяснение и толкование нормативно-правовых документов;

    · оказание помощи в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений;

    · осуществление посредничества между клиентом и различными учреждениями, организациями, специалистами;

    · представительство интересов клиента в суде или перед третьей стороной в качестве общественного защитника.

    Проведение социально-правового консультирования предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов.

    Целесообразность и целеустремленность. Любая консультация должна преследовать конкретную цель, решать строго определенную задачу.

    Добровольность и ненавязчивость. Консультация – это добровольные отношения между специалистом и клиентом, нуждающимся в помощи. Следовательно, консультируемый вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.

    Грамотность и компетентность. Консультант должен обладать широкой эрудицией и быть компетентным в области обсуждаемой проблемы.

    Ориентация на нормы и ценности клиента. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

    Знание и соблюдение всех социальных прав и гарантий, в том числе норм международного права в области прав человека. В таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод, Европейская социальная хартия закреплены основополагающие гражданско-правовые, социально-экономические права человека и гражданина, в том числе право на достоверную информацию и социально-правовую консультацию по интересующим вопросам. Ратификация данных документов Российской Федерацией накладывает на наше государство обязанность по соблюдению этих прав.

    Недопустимость решения проблемы за клиента. Задача консультанта - научить клиента использованию своих индивидуальных и социальных ресурсов для разрешения сложившейся проблемной ситуации.

    Разграничение личных и профессиональных отношений – важный показатель профессионализма консультанта.

    Сохранение конфиденциальности консультации. Вся информация, полученная от клиента, не подлежит разглашению, кроме как с согласия самого клиента.

    Проявление социально-правовой компетенции специалиста социальной работы во многом обусловлено наличием у него следующих групп профессионально важных качеств: социально-значимые (гуманистическая направленность личности, правовая культура, желание работать социальным педагогом, осознание важности этой работы и трудностей с ней связанных и др.); профессионально-интеллектуальные (заинтересованность и активность в профессионально-правовой подготовке и др.); профессионально-поведенческие (ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость в отстаивании своих взглядов и др.); профессионально-личностного самосовершенствования (непримиримость к недостаткам в себе и других, способность к адекватной самооценке, культура самообразовательной деятельности и др.).

    Основываясь на исследование М.В. Горбушиной, мы выделили следующие уровни сформированности социально-правовой компетенции специалистов социальной работы: адаптивный (низкий), продуктивно-исполнительский (средний), креативный (высокий).

    Адаптивный уровень характеризуют: несформированные мотивы относительно будущей профессиональной деятельности, поверхностные знания в области права социального обеспечения, их фрагментарный характер и отсутствие готовности к их использованию в необходимых ситуациях, неспособность подбирать и анализировать нормативно-правовые документы, трудности в установлении и поддержании контакта с собеседником, неверная оценка проблемной ситуации, позиции клиента, недостаточный уровень развития организационно-коммуникативных способностей, нежелание понять партнера по общению, низкий уровень эмоциональных отношений, порой прагматический стиль деятельности, зависимые поведенческие реакции, неумение использовать полученные знания на практике, низкий уровень удовлетворенности и рефлексии собственной деятельности.

    Продуктивно-исполнительский уровень характеризуют: сформированности мотивов будущей профессиональной деятельности, узнавание, запоминание и воспроизведение учебного материала, в тоже время, стремление к познанию и недостаточно сформированные умения, способность достаточно быстро определить проблему и способы ее решения, ошибки при отборе и анализе нормативно-правовых актов, адекватная в целом, но требующая довольно много времени оценка проблемной ситуации и своих возможностей в ее решении, ошибки при оформлении документов, затруднения при изложении своей позиции, наличие хорошо развитых личностно-профессиональных качеств, имеющих значение относительно правовой компетентности.

    Креативный уровень характеризуется: устойчивостью, активностью мотивационного компонента, согласованностью и сработанностью в межгрупповом взаимодействии, а также способностями быстро определить проблему и способы ее решения, самостоятельно и оперативно проводить поиск и анализ нормативно-правовых актов, правильно оценивать свои возможности в предоставлении помощи клиенту, излагать доступно и ясно свою точку зрения, высоким коммуникативно-организаторским контролем, характеризующимся умением входить в любую роль, способностью гибко реагировать на изменение ситуации, творческой активностью, проявляющейся в рамках воспроизводящей деятельности с элементами поиска новых решений в стандартных ситуациях, компетентностными поведенческими реакциями в группе, осознанием ответственности за результаты своей деятельности.

    Формирование социально-правовой компетенции у будущих специалистов социальной работы начинается в вузе. Изучая цикл правовых дисциплин, студент неизбежно ставит перед собой вопросы. Каковы его права и обязанности по отношению к человеку и природе? Каковы его права и обязанности по отношению к обществу в целом и к другим людям, к клиенту и к самому себе? Есть ли предел этих прав, а если есть, то каков он? Что значит закон и его исполнение? Каковы профессиональные обязанности социального работника и законодательная база социальной работы? Как и на основании чего, он, как специалист, как социальный работник, может защитить права своих клиентов? Как закон защищает права и свободы человека? Может ли и должен ли закон предоставлять социальную защиту своим гражданам в той или иной ситуации? Как действует закон в государстве? Как определяется право каждого на судебную защиту? Какие законы нужны для защиты слабых и беззащитных перед жизненными обстоятельствами людей?

    В процессе поиска ответов на эти вопросы формируется система ценностей, для которой характерны признание самоценности человека и ценности закона, без которого немыслимо существование государства в целом и деятельность людей в частности, а также тех, кто призван по долгу своей службы защищать обездоленных. Законность и социальная справедливость – вот принцип социальной работы. Конечно, нельзя утверждать, что изучение только правовых дисциплин формирует и развивает многие важные профессиональные качества специалиста по социальной работе, но правовая подготовка социального работника дает ему средства и инструментарий для ведения успешной и эффективной профессиональной деятельности в области социальной сферы.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме