Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как представляться военнослужащему по выходу из отпуска. Порядок представления командирам

Любой военнослужащий контрактник имеет те же права и гарантии, что и другой . Статус гражданина, проходящего военную службу в Вооруженных Силах РФ, в трудовой сфере практически идентичен всем остальным, за исключением некоторых в основном технических формальностей. Но в целом солдат или офицер контрактник, в числе прочего, имеет право на предоставление ему , как очередного, так и дополнительных.

Российское законодательство предусматривает особый порядок действий при оформлении, получении, использовании временного освобождения от службы. Для военнослужащих такой порядок определен отдельно, в соответствии со спецификой рода деятельности. Но в любом случае человеку, состоит ли он на службе в армии, спецподразделении или любой другой организации, гарантировано соблюдение законного права на отдых.

В каких случаях необходимо писать рапорт

Военная служба – это специфическая деятельность, начальство не может просто так отпустить своего подчиненного на выходной.

Командованию для этого требуются особые основания :

Длительность отгулов для служащих в ВС России напрямую зависит от звания и срока службы. Для офицеров, проработавших в рядах отечественной армии, к примеру, менее 10 лет, максимум положено 30 дней освобождения. А когда стаж перевалил за отметку в 15 лет, то тут уже можно рассчитывать на 40 суток.

Гражданское лицо, чтобы запросить у начальства отпуск, обычно пишет соответствующее . У военных это понятие заменяется рапортом. Гражданин, находящийся на армейской службе по контракту, обязан представить командованию части рапорт. Только после этого он может рассчитывать на какой-либо из видов освобождения от служебных обязанностей.

Данная бумага должна быть оформлена в таких случаях:

  • когда требуются свободные дни, чтобы сдать сессию в ВУЗе;
  • если требуется отлучиться по личным (семейным) обстоятельствам (встретить прибывших издалека в гости родственников, похоронить родителей, оформить какие-либо важные документы и т.д.);
  • когда требуется ;
  • получить причитающиеся ежегодные выходные;
  • когда требуется или увечья;
  • при демобилизации после прохождения срочной службы;
  • при ощутимом ухудшении состояния здоровья.

Военнослужащий в любом звании обязан предоставить такой рапорт вышестоящему командованию. А от них в свою очередь нужно дождаться согласия, иначе в отпуск уйти не получится.

Порядок написания, структура и содержание документа

Трудоустроенное гражданское лицо для одобрения просьбы ухода в отпуск должно составить соответствующее заявление по общепринятому образцу. То же самое относится и к лицам, несущим военную службу по контракту в любом из родов войск.

Структура рапорта должна быть обязательно соблюдена:

Теперь стоит пройтись по разновидностям таких рапортов , ведь порядок написания зависит еще и от конкретной просьбы, содержащейся в заявлении военного на отпуск.

Основной

Предоставляется ежегодно кадровым военным, сотрудникам полиции, представителям иных силовых структур. Срок определяется в зависимости от выслуги лет (30 – 45 дней).

Контрактникам, несущим службу в особых условиях, могут добавить дополнительные дни к отпуску (максимум 15).

Сверху прибавляется время, затраченное на дорогу к месту назначения (до 15 дней в каждую сторону). Такой отпуск может быть поделен на две части (не менее 15 дней каждая).

Больничный

Может длиться от 1 до 2 месяцев. Дается на основании заключения ВВК.

Продление возможно на месяц, при необходимости могут предоставить дополнительное время для реабилитации.

По закону непрерывный отпуск не может быть дольше 4 месяцев . Если лицо находится в больничном продолжительный период, созывается специальная комиссия, которая решает дальнейшую его годность к военной службе.

Дембельский

Помимо стандартных разделов, в нем нужно указать закон, в соответствии с которым положен такой отпуск, а также адрес, куда будет отправлено личное дело солдата для постановки на воинский учет.

Учебный

Требуется для получения образования по очной и заочной форме без прерывания основной рабочей деятельности. Сюда входит подготовка к вступительным экзаменам, промежуточная, итоговая аттестация.

Иногда прибавляются дни на дорогу к месту расположения учебного заведения.

По личным обстоятельствам

Максимально доступно 10 дней, отдельно считается время на дорогу. Позволено отлучаться со службы в связи со смертью близких, стихийным бедствием, затронувшим родственником и т.п.

Собственная свадьба и бракосочетание родственников и друзей сюда не входит. Тут необходимо договариваться непосредственно с руководством.

С последующим увольнением

Перед уходом со службы, в том числе и на пенсию, контрактнику требуется отгулять очередной отпуск. Сюда прибавляются неиспользованные ранее периоды, больничные и пр.

За выслугу лет

Положен военным, отслужившим более 20 лет.

Равен 30 дням , используется всего раз, может быть прибавлен к любому другому виду временного освобождения от службы.

Декретный

Предоставляется на срок вплоть до трех лет .

За ним обращаются в основном женщины, его предоставляют неохотно.

Приложения

Говоря о дополнительных бумагах, приложенных к поданному рапорту, необходимо отталкиваться от повода, послужившего причиной для ухода в освобождение. Так, например, для декретного потребуется справка из женской консультации, документы из больницы.

Когда у военного имеются проблемы со здоровьем , то ему нужно будет приложить к рапорту справку, заключение медика с подтвержденным диагнозом. Это может быть обострение имеющегося заболевания, сезонная простуда, когда необходим постельный режим, переутомление, необходимость в психологической реабилитации, нервный срыв и т.п.

Категория личных причин или семейных обстоятельств достаточно широкая. Здесь может быть смерть кого-то из близких, необходимость присутствия на похоронах. Тогда придется представить копию свидетельства о смерти и доказательство родства. Болезнь родителей, братьев, сестер тоже надо подтвердить справкой из медучреждения.

Отпуск, предоставляемый для прохождения обучения , сдачи экзаменов дается только при наличии документа о зачислении в ВУЗ или справки-вызова. К тому же обязательно должна быть копия лицензии этого образовательного учреждения на осуществление соответствующей деятельности.

Порядок подачи руководству

Нужно помнить, что все заявления на отпуск, в том числе и рапорт от военнослужащего, рассматриваются какое-то время. Поэтому во избежание сложностей и лишних нервов лучше подавать бумагу заранее. Да, бывают срочные моменты, когда освобождение необходимо предоставить как можно скорее. Это отдельные случаи, решаемые в оперативном порядке. Но прочие, не требующие безотлагательного рассмотрения, лучше подавать заблаговременно.

Рапорт на дембельский отпуск подают за 3 месяца до предполагаемой даты увольнения. Очередной – где-то за месяц-два. Рапорт по уходу для обучения и сдачи сессии – примерно за месяц, так же как и для планового обследования или профилактических медицинских мероприятий в лечебном учреждении.

Время необходимо для подсчета размера отпускных , начисления полной суммы на счет, издания приказа, согласования с руководством, поиска замены на время отсутствия военного и прочих мероприятий, связанных с этим.

Рапорт должен быть написан в двух экземплярах, один из которых отдается секретарю вместе с требуемыми приложениями, а второй регистрируется в канцелярии и остается у заявителя.

Когда рапорт зарегистрирован, командир его рассмотрел и одобрил, работник отдела кадров издает приказ на предоставление освобождения от службы. Рапорт и приказ хранится в архиве не менее 5 лет.

Досрочный выход

Бывает так, что период освобождения еще не закончился, но офицер или солдат желает вернуться на службу. Тогда составляется рапорт на досрочный выход из отпуска , он отличается от предыдущего, в котором говорилось о предоставлении определенного количества дней отдыха. Причину прерывания указывать не требуется, однако обязательно нужно обозначить дату поступления на службу, когда лицо готово приступить к своим непосредственным обязанностям.

О предоставлении военнослужащим периодов освобождения от служебных обязанностей по их желанию рассказано в следующем видеосюжете:

Начальникам) и лицам, прибывшим

для инспектирования (проверки)

53. Прибывшему в воинскую часть старшему командиру (начальнику) представляется только командир воинской части. Другие лица представляются лишь при непосредственном обращении к ним старшего командира (начальника), называя свою воинскую должность, воинское звание и фамилию.

54. Военнослужащие представляются своим непосредственным начальникам:

при назначении на должность;

при сдаче должности;

при присвоении воинского звания;

при награждении государственной наградой;

при убытии в командировку, на лечение или в отпуск и по возвращении.

Представляясь своему непосредственному начальнику, военнослужащие называют свою воинскую должность, воинское звание, фамилию и причину представления.

Например: "Товарищ майор, командир 1-й мотострелковой роты капитан Азаронок. Представляюсь по случаю присвоения мне воинского звания "капитан".

55. Офицеры и прапорщики, вновь назначенные в воинскую часть, представляются командиру воинской части и затем его заместителям, а после назначения в роту (подразделение) – командиру батальона, командиру роты и их заместителям.

Командир воинской части представляет вновь прибывших офицеров офицерскому составу воинской части на ближайшем совещании офицеров или на построении воинской части.

56. При инспектировании (проверке) воинской части ее командир представляется прибывшему лицу, назначенному для руководства проведением инспектирования (проверки), если он состоит в воинском звании, равном с командиром воинской части, или по званию старше его; если инспектирующий (проверяющий) по званию младше командира воинской части, то он представляется командиру воинской части.

Перед началом инспектирования (проверки) командир воинской части представляет инспектирующему (проверяющему) командиров инспектируемых (проверяемых) подразделений.

При посещении инспектирующим (проверяющим) подразделений командиры этих подразделений встречают его и докладывают ему.

Если инспектирующий (проверяющий) прибывает в подразделение вместе с командиром воинской части, то командир подразделения докладывает инспектирующему (проверяющему) в том случае, если последний состоит в равном воинском звании с командиром воинской части или по званию старше его.

Если во время инспектирования (проверки) прибывает старший командир (начальник), то докладывает ему командир воинской части (подразделения), а инспектирующий (проверяющий) представляется.

57. При посещении воинской части Президентом Республики Беларусь, Министром обороны и его заместителями командир воинской части встречает, докладывает и сопровождает указанных лиц, прибывших в расположение воинской части.

58. По прибытии в воинскую часть (подразделение) военнослужащих для выполнения отдельных служебных поручений старших командиров (начальников) командир воинской части (подразделения) представляется лишь старшим по воинскому званию. В остальных случаях прибывшие представляются командиру воинской части (подразделения) и докладывают о цели своего прибытия.

59. Все указания инспектирующих (проверяющих) или военнослужащих, выполняющих отдельные служебные поручения старших командиров (начальников), передаются через командира воинской части.

Названные лица обязаны сообщить командиру воинской части (подразделения) о результатах инспектирования (проверки) или выполнения возложенного на них служебного поручения.

При проведении опроса военнослужащих воинской части (подразделения) инспектирующие (проверяющие) руководствуются требованиями приложения 8 к настоящему Уставу.

О воинской вежливости и поведении

Военнослужащих

60. Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, соблюдать воинскую честь и личное достоинство.

Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения. По вопросам службы они должны обращаться друг к другу на "вы". При личном обращении воинское звание называется без указания рода войск или службы.

Начальники и старшие, обращаясь по службе к подчиненным и младшим, называют их по воинскому званию и фамилии или только по званию, добавляя в последнем случае перед званием слово "товарищ".

Например: "Рядовой Азаронок", "Товарищ рядовой", "Сержант Каптурович", "Товарищ сержант" и т.п.

Курсантов военно-учебных заведений, не имеющих воинских званий сержантского состава и прапорщиков, при обращении к ним называют: "Курсант Каптурович", "Товарищ курсант".

Подчиненные и младшие, обращаясь по службе к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед званием слово "товарищ".

Например: "Товарищ старший лейтенант", "Товарищ генерал-майор".

При обращении к военнослужащим гвардейских воинских частей перед воинским званием добавляется слово "гвардии".

Например: "Товарищ гвардии младший сержант", "Товарищ гвардии полковник".

При обращении к рабочим и служащим Вооруженных Сил военнослужащие называют их по имени и отчеству, а при названии фамилии добавляют слово “товарищ”.

Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, выражений не совместимы с понятиями воинской чести и достоинством военнослужащих.

61. Вне строя, отдавая или получая приказ, военнослужащие обязаны принять строевую стойку, а при надетом головном уборе – приложить к нему руку и опустить ее. Докладывая или принимая доклад, военнослужащий опускает руку от головного убора по окончании доклада. Если перед докладом подавалась команда "Смирно", то докладывающий по команде начальника "Вольно" повторяет ее и опускает руку от головного убора.

62. При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего у него необходимо спросить на это разрешение.

Например: "Товарищ полковник, разрешите обратиться к капитану Максимовичу".

63. Военнослужащие обязаны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности. В общественных местах, а также в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне метро и пригородных поездах при отсутствии свободных мест военнослужащий обязан предложить свое место начальнику (старшему).

Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником (старшим), то подчиненный (младший) обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его; при необходимости обогнать начальника (старшего) подчиненный (младший) должен спросить на то разрешение.

Военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях.

64. Военнослужащим не рекомендуется держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения. Военнослужащие должны воздерживаться от курения на ходу и в местах, не отведенных для этой цели.

65. Трезвый образ жизни должен быть повседневной нормой поведения всех военнослужащих. Появление в нетрезвом виде на службе и в общественных местах является грубым дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

66. Для военнослужащих Республики Беларусь устанавливаются необходимые виды формы одежды. Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям утверждаются Президентом Республики Беларусь. Право ношения военной формы одежды имеют все военнослужащие, а также граждане, состоящие в запасе или находящиеся в отставке, уволенные с военной службы с правом ношения военной формы одежды. Военная форма одежды носится строго в соответствии с правилами, утверждаемыми Министром обороны.

Офицерам, прапорщикам и военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту, а также курсантам военно-учебных заведений, имеющим право проживать в общежитиях, в свободное от службы время вне расположения воинской части разрешается ношение гражданской одежды, а военнослужащим срочной службы – только при нахождении в отпуске.

67. Военнослужащими, состоящими в запасе и находящимися в отставке, при ношении ими военной формы одежды обязательно должны соблюдаться правила воинской вежливости, поведения и воинского приветствия.

Гражданам, проходящим службу в различных силовых ведомствах и иных государственных учреждениях, отпуск предоставляется только при наличии соответственным образом оформленного рапорта.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Формат его отличается в зависимости от должности, а также места прохождения службы.

В каких случаях требуется?

Рапорт при оформлении отпуска, независимо от его типа, обязательно писать некоторым категориям граждан Российской Федерации.

Например, обязателен рапорт на отпуск военнослужащему по контракту, а также кадровым военным и сотрудникам других подобных структур.

Формат рапорта различается в зависимости от назначения.

Данный документ может быть оформлен при необходимости ухода в отпуск следующих типов:

Типовой бланк рапорта можно скачать тут:

Как написать и оформить рапорт на отпуск?

В большинстве случаев формат отпуска определяется конкретным видом места прохождения службы.

Но во всех типах рапортов, в независимости от типа учреждения, обязательно имеется следующая информация:

  • на чье имя пишется;
  • фамилия, имя и отчество подающего;
  • цель написания;
  • подпись;
  • дата.

Тем не менее, при оформлении рапорта имеется множество самых разных нюансов.

На дембельский отпуск

Рапорт на дембельский отпуск является самым долгожданным для любого, проходящего срочную воинскую службу.

В данный документ входят следующие разделы:

  • в верхней правой части – звание и Ф.И.О. непосредственного командира;
  • основная часть – содержит ссылку на закон, согласно которому полагается отпуск;
  • ниже основной части – прописывается адрес, куда необходимо отправить личное дело для постановки на воинский учет;
  • в нижней части страницы обозначается: должность, звание, фамилия, имя и отчество, дата увольнения, дата составления рапорта.

При этом следует помнить об одном важном нюансе – данный рапорт необходимо подавать за 3 месяца перед самим увольнением.

Пример:


Образец рапорта на дембельский отпуск

На основной

Кадровые военные и служащие полиции, а также представители иных силовых структур обычно пишут рапорт на предоставление в схожем формате.

Пример:


Образец рапорта на основной отпуск

По семейным (личным) обстоятельствам

У военнослужащих и сотрудников МВД могут иметься близкие и родственники, которым свойственно болеть. Как раз на такой случай законом предусмотрена возможность оформить рапорт «по семейным обстоятельствам».

Данный документ должен включать в себя те разделы, что и в других типах рапортов. В тексте должна максимально емко, но в то же время кратко раскрываться информация касательно причины, по которой необходимо получение отпуска.

Если ею является заболевание или же смерть, то потребуется приложить соответствующие подтверждающие документы (справку, свидетельство).

Пример:


Образец рапорта на отпуск по семейным обстоятельствам

На учебный отпуск

Если проходящий воинскую службу или работающий в МВД учится в СУЗе или же ВУЗе, то согласно действующему законодательству руководство обязано предоставлять ему соответствующий .

Основанием для этого является справка-вызов и своевременно поданный рапорт.

Он включает в себя следующее:

  • должность непосредственного начальника, его Ф.И.О;
  • сроки, в течение которых необходимо осуществление освобождения от несения службы;
  • ссылка на норму закона, на основании которого отпуск может быть оформлен;
  • место проведения отпуска;
  • номер справки-вызова;
  • обязательно присутствие даты.

Пример:


Образец рапорта на учебный отпуск

С последующим увольнением

Рапорт на отпуска военнослужащего (образца 2019) может предполагать последующее увольнение.

Подобное практикуется в случае, если подходит пенсионный возраст и в наличии имеется не использованный отпуск.

Рапорт данного типа должен содержать следующее:

  • должность и Ф.И.О. непосредственного начальника – в шапке данного документа;
  • просьбу о предоставлении отпуска с последующим увольнением – со ссылкой на действующее законодательство;
  • в нижней части листа обозначаются: дата составления документа, звание, должность, фамилия, подпись.

Также данный рапорт является основанием для получения отпускного пособия и расчетных.

Пример:


Образец рапорта на отпуск с увольнением

На декрет

Нередко сотрудниками полиции и даже военнослужащими являются женщины.

Законом для них предусматривается оплачиваемый отпуск по причине беременности и родов, причем длительность данных временных отрезков является полностью стандартной.

Основанием для предоставления данного отпуска является наличие двух документов:

  • специального рапорта;
  • , оформленного соответствующим образом.

Пример:


Образец рапорта на отпуск по беременности и родам

Как составить документ по выходу из отпуска?

В некоторых случаях возникает необходимость досрочно прекратить отпуск.

Для этого потребуется также написать соответствующий рапорт или же заявление.

Данный документ должен содержать следующее:

  • изъявленное желание прервать отпуск;
  • дату начала ведения трудовой деятельности.

Формулировка текста может быть любой.

Пример:


Образец рапорта на выход из отпуска Порядок представления командирам (начальникам) и лицам, прибывшим для инспектирования (проверки) 56. Прибывшему в воинскую часть старшему командиру (начальнику) представляется только командир части. Другие лица представляются лишь при непосредственном обращении к ним старшего командира (начальника), называя свою воинскую должность, воинское звание и фамилию. 57. Военнослужащие представляются своим непосредственным начальникам: - при назначении на воинскую должность; - при сдаче воинской должности; - при присвоении воинского звания; - при награждении орденом или медалью; - при убытии в командировку, на лечение или в отпуск и по возвращении. Представляясь своему непосредственному начальнику, военнослужащие называют свою воинскую должность, воинское звание, фамилию и причину представления. Например: "Товарищ майор. Командир 1-й мотострелковой роты капитан Иванов. Представляюсь по случаю присвоения мне воинского звания капитан". 58. Офицеры и прапорщики, вновь назначенные в полк, представляются командиру полка и затем его заместителям, а по получении назначения в роту - командиру батальона, командиру роты и их заместителям. Командир полка представляет вновь прибывших офицеров офицерскому составу полка на ближайшем совещании офицеров или построении полка. 59. При инспектировании (проверке) воинской части ее командир представляется прибывшему лицу, назначенному для руководства проведением инспектирования (проверки), если он состоит в воинском звании, равном с командиром части, или по званию старше его; если инспектирующий (проверяющий) по званию младше командира воинской части, то он представляется командиру воинской части. Перед началом инспектирования (проверки) командир воинской части представляет инспектирующему (проверяющему) командиров инспектируемых (проверяемых) подразделений. 60. При посещении инспектирующим (проверяющим) подразделений командиры этих подразделений встречают его и докладывают ему. Если инспектирующий (проверяющий) прибывает в подразделение вместе с командиром воинской части, то командир подразделения докладывает инспектирующему (проверяющему) в том случае, если последний состоит в равном воинском звании с командиром воинской части или по званию старше его. Если во время инспектирования (проверки) прибывает старший командир (начальник), то докладывает ему командир воинской части (подразделения), а инспектирующий (проверяющий) представляется. 61. При посещении воинской части (корабля) Президентом Российской Федерации, министром обороны Российской Федерации и его заместителями, главнокомандующими видами Вооруженных Сил, членами Правительства Российской Федерации командир воинской части (корабля) встречает, докладывает и сопровождает этих лиц, прибывших в расположение воинской части (на корабль), а при прибытии по приглашению в воинскую часть (на корабль) участников Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, ветеранов Вооруженных Сил, заслуженных деятелей науки, культуры и искусства, представителей общественных организаций России, иностранных государств и других почетных посетителей командир воинской части (корабля) встречает их, представляется им и сопровождает, не докладывая. В память о посещении воинской части (корабля) почетными посетителями им представляется для соответствующей записи Книга почетных посетителей (Приложение 4). 62. При прибытии в воинскую часть (подразделение) военнослужащих для выполнения отдельных служебных поручений старших командиров (начальников) командир воинской части (подразделения) представляется лишь старшим по воинскому званию. В остальных случаях прибывшие представляются командиру воинской части (подразделения) и докладывают о цели своего прибытия. 63. Все указания инспектирующих (проверяющих) или военнослужащих, выполняющих отдельные служебные поручения старших командиров (начальников), передаются через командира воинской части. Названные лица обязаны сообщить командиру воинской части (подразделения) о результатах инспектирования (проверки) или выполнения возложенного на них служебного поручения. При проведении опроса военнослужащих воинской части (подразделения) инспектирующие (проверяющие) руководствуются требованиями Приложения 8.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1. Опоздание заявителя из отпуска, обусловленное его личной недисциплинированностью, обоснованно расценено командованием как невыполнение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы.

Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 16 сентября 2014 г., удовлетворено заявление Д. в той части, в какой он просил признать незаконными приказ командира воинской части от 14 марта 2014 г. в части объявления заявителю дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта и приказ от 25 марта 2014 г. в части его досрочного увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части.

В кассационной жалобе врид командира воинской части указывал на отсутствие заявителя в течение суток на службе в связи с опозданием из отпуска, что является грубым дисциплинарным проступком, ставил вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия нашла жалобу подлежащей удовлетворению ввиду существенного нарушения судами норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Д. несвоевременно, с опозданием на одни сутки, прибыл из первой части ежегодного основного отпуска за 2014 год, в связи с чем приказом от 14 марта 2014 г. ему объявлено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, после чего приказом от 25 марта 2014 г. он был уволен в запас по названному основанию.

В обоснование правомерности требований заявителя суд первой инстанции в решении указал, что командование, которому было известно о проведении заявителем отпуска за пределами места дислокации воинской части, в нарушение требований закона не предоставило ему дополнительные сутки, необходимые для проезда к месту проведения отпуска в город Хабаровск и обратно, а при применении дисциплинарного взыскания не в полной мере соотнесло степень тяжести совершенного заявителем проступка с наложенным взысканием.

Соглашаясь с этими выводами, окружной военный суд также указал, что совершение Д. проступка было обусловлено действиями командования, которое указало в отпускном билете, что в случае проведения отпуска по месту дислокации части заявитель обязан вернуться к месту прохождения военной службы 12 марта 2014 г., чем тот был введен в заблуждение относительно срока явки в воинскую часть с учетом проведения отпуска в городе Хабаровске.

Между тем такие выводы не соответствуют материалам делам и основаны на неправильном применении норм материального права.

В суде установлено, что Д., общая продолжительность военной службы которого в 2014 году в льготном исчислении составляла менее 10 лет, проходил военную службу по контракту в воинской части, дислоцированной в рабочем поселке Эльбан Хабаровского края, который на основании приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 г. N 434 отнесен к местности, на территории которой военнослужащим увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска на 10 суток.

Следовательно, с учетом положений п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которым военнослужащим при общей продолжительности военной службы в льготном исчислении менее 10 лет продолжительность основного отпуска устанавливается в размере 30 суток, Д. в 2014 году имел право на отпуск в размере 40 суток.

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, основной отпуск может быть предоставлен им по частям с предоставлением в этом случае времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз.

Из материалов дела следует, что 10 февраля 2014 г. Д. обратился по команде с рапортом о предоставлении ему первой части ежегодного основного отпуска в количестве 25 суток, который был ему предоставлен по приказу командира воинской части от 17 февраля 2014 г. Поскольку заявитель в рапорте не просил об увеличении отпуска на количество суток, необходимое для проезда к месту его использования и обратно, в отпускном билете было указано, что сутки на дорогу заявителю не предоставляются, а дата возращения из отпуска установлена 12 марта 2014 г. Между тем из отпуска он прибыл только 13 марта 2014 г., то есть с опозданием на сутки.

Как пояснил в судебном заседании представитель командира воинской части, согласно графику на 2014 год основной отпуск заявителя планировался к предоставлению по частям: первая часть количеством 25 суток и вторая часть - 15 суток, которую тот собирался провести с выездом за пределы Хабаровского края с предоставлением времени на дорогу.

Эти показания Д. в судебном заседании подтвердил, пояснив, что планировал использовать воинские перевозочные документы в другой раз, а в первую часть отпуска поехал на личном автомобиле. При этом он показал, что был осведомлен о том, что право на проезд в отпуск предоставляется только один раз.

Кроме того, из письменных объяснений заявителя, данных им в ходе служебного разбирательства, усматривается, что несвоевременное прибытие из отпуска он объяснил забывчивостью.

При таких данных материалами дела подтверждено, что Д. была предоставлена первая часть отпуска за 2014 год количеством 25 суток без предоставления времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно, а опоздание из отпуска обусловлено не действиями командования, а личной недисциплинированностью заявителя.

В связи с этим вывод суда первой инстанции о нарушении прав заявителя на предоставление ему времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно, не основан на законе и материалах дела.

Обоснованность привлечения Д. к дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы сомнений не вызывает.

Согласно п. 1 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" при назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.

При этом в соответствии со ст. 52 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

Из материалов дела следует, что основанием для досрочного увольнения Д. с военной службы явилось его опоздание из отпуска на одни сутки, что в соответствии с п. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по своему характеру относится к грубым дисциплинарным проступкам и указывает на нарушение заявителем условий контракта о прохождении военной службы, которые включают в себя обязанность военнослужащего добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В суде установлено, что принятию решения о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности предшествовало разбирательство, в ходе которого было установлено, что причиной опоздания заявителя из отпуска явилась его личная недисциплинированность, обстоятельств, смягчающих его дисциплинарную ответственность, не выявлено. При этом исследовались характеризующие заявителя данные, согласно которым тот после истечения испытательного срока и назначения на вышестоящую должность изменил отношение к службе, стал допускать нарушения регламента служебного времени.

Из изложенного следует, что при применении к Д. дисциплинарного взыскания командир воинской части учел характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форму вины, личность заявителя, отсутствие обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность, как это предусмотрено законом.

При таких данных вывод судов первой и апелляционной инстанций о явном несоответствии примененного к Д. взыскания тяжести совершенного им проступка основан на неправильном толковании закона.

Таким образом, приказы командира воинской части в части объявления заявителю дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, досрочного увольнения с военной службы по указанному основанию и исключения в связи с этим из списков личного состава воинской части являются законными.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 2 июля 2014 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 16 сентября 2014 г. по заявлению Д. отменила в части удовлетворенных требований и приняла по делу новое решение, которым отказала Д. в удовлетворении заявления в указанной части.

Определение N 208-КГ15-5

2. Проживание военнослужащего в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам указывает на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Решением Московского гарнизонного военного суда от 28 августа 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г., удовлетворено заявление Б. в той части, в какой она просила признать незаконным утвержденное начальником решение жилищной комиссии федерального казенного учреждения "Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России" (далее - Центр заказчика-застройщика) от 21 июля 2014 г. об отказе в признании заявителя нуждающейся в жилом помещении в г. Москве, на жилищную комиссию возложена обязанность по повторному рассмотрению вопроса о признании заявителя нуждающейся в жилом помещении и в ее пользу с Центра заказчика-застройщика взысканы судебные расходы.

В удовлетворении заявления в части возложения на жилищную комиссию обязанности по принятию Б. на жилищный учет судом отказано.

В кассационной жалобе представитель начальника Центра заказчика-застройщика, указывая на отсутствие предусмотренных ч. 1 ст. 51 ЖК РФ оснований для признания заявителя нуждающейся в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем по установленным нормам, просит об отмене судебных постановлений и о принятии по делу нового решения.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла, что судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что Б. в марте 1991 года вселилась в качестве члена семьи в трехкомнатную квартиру общей площадью жилого помещения 55,8 кв. м, расположенную в г. Химки, мкр-н Сходня, Московской области. Квартира была предоставлена в октябре 1971 года отцу мужа заявителя исполнительным комитетом Химкинского Совета депутатов трудящихся Московской области и в настоящее время в ней проживают помимо Б. ее сын и брат умершего мужа.

В сентябре 1993 года заявитель призвана Химкинским военным комиссариатом на военную службу, которую с декабря 2008 года проходит в Центре заказчика-застройщика, дислоцированном в г. Москве.

В июне 2014 года Б. обратилась в жилищную комиссию Центра заказчика-застройщика с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в г. Москве, однако решением жилищной комиссии от 21 июля 2014 г., утвержденным в тот же день начальником Центра, получила отказ ввиду обеспеченности жильем по установленным нормам.

Признавая отказ незаконным, суды исходили из того, что заявитель по месту военной службы в г. Москве жилым помещением не обеспечена, а вопрос наличия жилья в Московской области подлежит выяснению при предоставлении жилого помещения для постоянного проживания.

Такой вывод судов основан на неправильном толковании закона.

Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением главы муниципального образования "Химкинский район" Московской области от 29 июля 2005 г. N 118 учетная норма площади жилого помещения в г. Химки Московской области установлена в размере 10 кв. м общей площади на одного члена семьи.

Следовательно, заявитель проживает в качестве члена семьи в жилом помещении по договору социального найма по установленным нормам, что указывает на отсутствие оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении.

По данному делу юридически значимым также является установление формы собственности жилищного фонда, в котором проживает заявитель.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

По этой причине в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 г. - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.

Как следует из материалов дела, Б. в качестве члена семьи проживает с марта 1991 года в жилом помещении, полученном от исполнительного комитета Химкинского Совета депутатов трудящихся Московской области, что указывает на ее обеспеченность жильем за счет государства.

При таких данных заявитель поставила вопрос о предоставлении ей жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счет государства, при обеспеченности жильем из государственного жилищного фонда и без его сдачи, что противоречит положениям п. 5 ст. 15 "О статусе военнослужащих", согласно которому в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Кроме того, Б. при назначении в декабре 2008 года в Центр заказчика-застройщика в другую местность не переводилась, а осталась проживать в близлежащем от г. Москвы населенном пункте, из которого она ежедневно может прибывать на военную службу без ущерба для исполнения своих служебных обязанностей, боевой готовности и повседневной деятельности Центра заказчика-застройщика.

Таким образом, основания для признания Б. нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма по месту военной службы в г. Москве также отсутствуют.

В связи с этим начальник и жилищная комиссия Центра заказчика-застройщика правомерно отказали Б. в признании ее нуждающейся в жилом помещении.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права повлияли на исход дела, и без их устранения невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации явилось основанием для отмены Судебной коллегией по делам военнослужащих в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных актов в части удовлетворенных требований и принятия по делу нового решения об отказе Б. в удовлетворении заявления.

Определение N 201-КГ15-21

3. Жилищная субсидия с поправочным коэффициентом 2,375 устанавливается исключительно гражданам, уволенным с военной службы и не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.

Решением Полярнинского гарнизонного военного суда от 5 декабря 2014 г. удовлетворено заявление А., в котором он просил признать незаконным предварительное решение начальника отдела жилищного органа об установлении заявителю поправочного коэффициента для расчета жилищной субсидии в размере 2,25 и возложить на него обязанность по установлению названного коэффициента в размере 2,375.

Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 4 февраля 2015 г. решение отменено и по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе А., утверждая об отнесении его в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,375, что не было учтено флотским военным судом, просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.

Из материалов дела следует, что А., на весь период военной службы обеспечиваемый служебным жилым помещением и имеющий общую продолжительность военной службы более 16 лет, в связи с увольнением с военной службы по состоянию здоровья обратился к начальнику отдела жилищного органа с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией. Одновременно в рапорте и в ходе беседы заявитель просил не увольнять его с военной службы до обеспечения названной субсидией.

Предварительным решением от 27 ноября 2014 г. размер жилищной субсидии был рассчитан А. с применением поправочного коэффициента 2,25.

Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен поправочный коэффициент 2,375, А. оспорил названное решение в судебном порядке.

Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в решении указал, что, по смыслу закона, при увольнении военнослужащих по состоянию здоровья, имеющих календарную выслугу 10 лет и более, не обеспеченных жильем по месту военной службы и возражавших в связи с этим против увольнения, выплата жилищной субсидии осуществляется до издания приказа об их увольнении с военной службы с поправочным коэффициентом 2,375.

Отменяя решение и принимая новое об отказе в удовлетворении заявления, флотский военный суд свое решение обосновал тем, что жилищная субсидия с поправочным коэффициентом 2,375 устанавливается исключительно гражданам, уволенным с военной службы и не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.

Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на правильном толковании закона.

Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно пп. 1 , 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.

Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).

Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемого в соответствии с пп. 7 - Правил.

Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.

При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Определение N 210-КГ15-4

4. Надбавка за исполнение обязанностей по воинской должности, которая связана с руководством подразделением, установлена для тех воинских должностных лиц, исполнение обязанностей которых связано с руководством подразделениями на постоянной основе.

Апелляционным определением Северо-Кавказского окружного военного суда от 26 ноября 2014 г. отменено решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 11 июня 2014 г. об отказе в удовлетворении заявления командира вертолета Ш., в котором он просил обязать командира воинской части представить в финансовый орган сведения для установления и выплаты ему с 1 января 2012 г. ежемесячной надбавки за особые условия службы - за исполнение обязанностей по воинской должности, которая связана с руководством подразделением (далее - надбавка за командование). По делу принято новое решение об удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе представитель командира воинской части, указывая на то, что в силу закона надбавка за командование устанавливается дифференцированно в зависимости от нахождения у соответствующих категорий командиров в подчинении определенного количества военнослужащих на постоянной основе, просил об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения гарнизонного военного суда.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия нашла, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение гарнизонного военного суда и принимая новое решение об удовлетворении заявления, указал, что правовые основания для установления Ш. надбавки за командование определены законодательными и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации, а в его подчинении находятся трое военнослужащих, входящих в состав экипажа вертолета. которых надбавка за командование выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.

Нахождение в подчинении заявителя состава экипажа вертолета в период выполнения полетов не может служить основанием для выплаты надбавки за командование, поскольку такое руководство обусловлено выполнением полетного задания по плану боевой подготовки и организацией постоянного дежурства расчетов службы оперативных дежурных на командном пункте.

Кроме того, в соответствии с полномочиями, установленными подп. 44 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации утверждает перечни должностей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, осуществляющих отдельные виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с изложенным вывод гарнизонного военного суда о правомерности отказа заявителю в выплате надбавки за командование соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.

На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила в кассационном порядке апелляционное определение Северо-Кавказского окружного военного суда от 26 ноября 2014 г. и оставила в силе решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 11 июня 2014 г. по заявлению Ш.

Определение N 205-КГ15-13



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме