Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Права и обязанности депутатов местных советов. Администрация муниципального образования восточное городское поселение омутнинского района кировской области

Правовой статус депутата включает его права, обязаннос­ти и гарантии деятельности.

Права и обязанности депутата реализуются посредством различных форм его деятельности. Среди них два наиболее крупных направления работы: с избирателями и в представи­тельном органе местного самоуправления.

1. Работа с избирателями осуществляется главным обра­зом в избирательном округе. Различный характер взаимоотно­шений депутатов с избирателями находит воплощение в прин­ципах императивного или свободного мандата. Императивно­му мандату присущи следующие признаки. Депутат связан с избирателями наказами-поручениями, имеющими обществен­ное значение и одобренными в установленном порядке. Кроме того, депутат подотчетен и ответствен перед избирателя­ми. В советском и российском законодательстве было установ­лено положение о том, что депутаты не менее двух раз в год должны в обязательном порядке отчитываться перед избира­телями по месту жительства и работы. Наконец, депутат мо­жет быть отозван избирателями. В совокупности названные три элемента составляли императивный депутатский мандат. Установленный законодательно в названных параметрах им­перативный мандат в настоящее время вытеснен принципом свободного мандата. Последний применяется практически во всех демократических странах и является противоположностью императивному мандату. Свободный мандат отрицает воз­можность досрочного отзыва депутата избирателями. Данный принцип занимает доминирующее положение в нашей стране, однако, поскольку Федеральный закон от 28 августа 1995 г. до­пускает возможность отзыва, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют этот институт. Следовательно, можно говорить о существовании двух типов депутатского мандата.

Депутат местного представительного органа во взаимоот­ношениях с избирателями: 1) принимает меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов; 2) рассматривает по­ступившие от них предложения, заявления и жалобы и спо­собствует их правильному и своевременному рассмотрению; 3) ведет прием граждан; 4) изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения.

2. Работа в представительном органе местного самоуп­равления и его структурных подразделениях проводится в самых разных формах.

Депутат имеет право на правотворческую деятельность по вопросам ведения, отнесенным к компетенции представитель­ного органа местного самоуправления. Она может быть реали­зована в виде: 1) проектов правовых актов и поправок к ним; 2) предложений о разработке и принятии новых правовых ак­тов; 3) проектов правовых актов о внесении изменений и до­полнений в действующие нормативные акты местного само­управления.


Депутат реализует предоставленные ему права на заседа­ниях представительного органа, его постоянных и временных комиссий. В числе наиболее важных правомочий, реализуе­мых депутатом на заседании (сессии) представительного орга­на, следует отметить депутатский запрос. Под ним понимает­ся обращение депутата представительного учреждения к органам государственного управления, должностным лицам с требованием о предоставлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представи­тельного органа власти.

Следует иметь в виду, что обращение депутата должно касаться вопросов, имеющих общественное значение, или фактов, связанных с нарушением органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами законов РФ, правовых актов субъектов Федерации и муници­пальных учреждений власти. Решение о признании депутатс­кого обращения депутатским запросом принимается предста­вительным органом местного самоуправления. Эти признаки позволяют различать депутатский запрос и обычное обраще­ние депутата. Запрос может быть направлен одним депутатом либо группой депутатов данного органа власти. Депутатский запрос может быть обращен к главе муниципального образо­вания, исполнительным органам местного самоуправления, прокурорам, руководителям органов государственной власти субъектов Федерации. Полагаем, что обращение депутата (депутатов) может быть адресовано также руководящим органам данного представительного учреждения местного самоуправ­ления (председателю Думы, его заместителю, президиуму). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ, оглашаемый на заседании Думы. Данное обстоятельство характеризует запрос как одну из форм контроля представительного органа за дея­тельностью подотчетных ему учреждений и должностных лиц.

Депутат обязан выполнять поручения данного представи­тельного органа местного самоуправления, его постоянных и временных комиссий. О результатах выполнения поручений депутат информирует Думу, соответствующую комиссию.

Настоящий Закон определяет правовое положение депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве, устанавливает основные гарантии депутатской деятельности. Глава 1. Общие положения Статья 1. Депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования 1. Депутат муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - депутат) - лицо, избранное населением муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное образование) в муниципальное Собрание на выборах на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования. 2. Депутат осуществляет свои полномочия без отрыва от основной деятельности. 3. Депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа иного субъекта Российской Федерации, депутатом, выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном образовании, а также замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы. Статья 2. Правовые основы статуса депутата Статус депутата устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования. Статья 3. Срок полномочий депутата 1. Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. 2. Изменение установленного срока полномочий депутата в течение текущего срока полномочий не допускается. 3. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных в статье 4 настоящего Закона. Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях: 1) письменного заявления о сложении своих полномочий; 2) смерти; 3) признания судом безвестно отсутствующим или объявления его умершим; 4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 5) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; 6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 7) отзыва избирателями в порядке, установленном законом города Москвы, если отзыв предусмотрен уставом муниципального образования; 8) досрочного прекращения полномочий муниципального Собрания; 9) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 10) иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата 1. Депутат имеет удостоверение об избрании депутатом муниципального Собрания, подтверждающее его личность и полномочия, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. 2. Удостоверение выдается депутату комиссией, проводившей выборы, в порядке, предусмотренном Законом города Москвы "Избирательный кодекс города Москвы". 3. Депутат может иметь нагрудный знак депутата муниципального Собрания. Положение о нагрудном знаке депутата утверждается муниципальным Собранием. Статья 6. Формы деятельности депутата 1. Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах: 1) участие в заседаниях муниципального Собрания; 2) участие в работе комиссий муниципального Собрания; 3) обращение к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественным объединениям по вопросам, отнесенным законами города Москвы к предметам ведения муниципальных образований; 4) внесение депутатского запроса; 5) участие в разработке проектов правовых актов муниципального образования, принимаемых муниципальным Собранием; 6) участие в разработке проектов законов города Москвы, вносимых муниципальным Собранием в Московскую городскую Думу в порядке законодательной инициативы; 7) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления; 8) участие в организации и проведении местных референдумов, публичных слушаний, собраний, конференций и опросов граждан; 9) участие в организации территориального общественного самоуправления. 2. Депутат может осуществлять свою деятельность и в других формах, предусмотренных уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы. Глава 2. Права и обязанности депутата муниципального Собрания Статья 7. Участие депутата в заседаниях муниципального Собрания 1. Депутат лично участвует в заседаниях муниципального Собрания. 2. Депутат своевременно информируется о времени и месте проведения заседаний муниципального Собрания, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам. 3. Депутат имеет право: 1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в муниципальном Собрании; 2) высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых муниципальным Собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых муниципальным Собранием; 3) предлагать вопросы для рассмотрения муниципальным Собранием; 4) вносить проекты правовых актов муниципального Собрания для рассмотрения на его заседаниях; 5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам муниципального Собрания; 6) вносить предложения о заслушивании на заседании муниципального Собрания внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного муниципальному Собранию; 7) участвовать в прениях в установленном порядке; 8) оглашать на заседаниях муниципального Собрания обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение. Статья 8. Участие депутата в работе комиссий муниципального Собрания 1. Депутат принимает личное участие в работе постоянных и временных комиссий муниципального Собрания, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. 2. Депутат может принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. Статья 9. Право депутата на прием в первоочередном порядке По вопросам своей деятельности депутат на территории соответствующего муниципального образования пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами территориальных органов исполнительной , органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационно-правовой формы, руководителями органов управления общественных объединений. Статья 10. Право депутата на получение и распространение информации 1. Депутат имеет право на получение от органов государственной , органов местного самоуправления, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, соответствующих должностных лиц и руководителей информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся государственной или иной охраняемой законом тайной. 2. Информация, на распространение которой федеральными законами установлены ограничения, предоставляется депутату по письменному обращению в порядке, установленном федеральными законами. Информация, отнесенная в соответствии с федеральными законами к государственной тайне, предоставляется депутату при наличии у него соответствующего допуска. Статья 11. Рассмотрение обращений депутатов 1. Депутат вправе устно или письменно обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, к соответствующим должностным лицам и руководителям по вопросам депутатской деятельности. 2. Органы государственной , органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения, их должностные лица и руководители, к которым депутат обратился по вопросам депутатской деятельности, обязаны дать депутату ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы или сведения в 15-дневный срок со дня получения обращения, если оно не требует дополнительного изучения или проверки. 3. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов должностные лица и руководители, указанные в части 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в 15-дневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения письменного обращения депутата. 4. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. Статья 12. Депутатский запрос 1. Депутат или группа депутатов имеют право обращаться с депутатским запросом к органам государственной , органам местного самоуправления, в организации независимо от их организационно-правовой формы, общественные объединения по вопросам, входящим в компетенцию муниципального Собрания, и вопросам своей депутатской деятельности. 2. Депутатский запрос вносится на заседании муниципального Собрания в письменной форме. Оформление депутатского запроса производится в соответствии с регламентом муниципального Собрания. Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, дает ответ на него в устной форме (на заседании муниципального Собрания) или в письменной форме в 15-дневный срок со дня получения депутатского запроса. 3. Депутатский запрос и ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен депутатский запрос, на заседании муниципального Собрания. Статья 13. Обязанности депутата 1. Депутат обязан: 1) руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы, уставом муниципального образования, иными нормативными правовыми актами муниципального образования; 2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 3) регулярно, не реже 1 раза в месяц, вести прием избирателей; 4) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции; 5) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год; 6) соблюдать ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата; 7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий депутата. 2. Депутат выполняет иные обязанности, возложенные на него федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования и иными правовыми актами муниципального образования. Глава 3. Основные гарантии депутатской деятельности Статья 14. Гарантии депутату при осуществлении им своих полномочий 1. Расходы на обеспечение деятельности муниципального Собрания предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете. 2. Привлечение депутата муниципального Собрания к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, производится в соответствии с федеральными законами. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Прокурором города Москвы. 3. Гарантии прав депутатов муниципального Собрания при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов муниципального Собрания, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. Статья 15. Социальные гарантии депутата Депутату предоставляется право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, в том числе автобусом от города Москвы до города Зеленограда и от города Зеленограда до города Москвы, кроме такси. Порядок реализации депутатом права бесплатного проезда устанавливается муниципальным Собранием. Статья 16. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата 1. Депутат не вправе: 1) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий депутата; 2) принимать в пределах осуществляемых полномочий решения, обеспечивающие преимущества отдельным политическим партиям, избирательным объединениям, избирательным блокам, а также отдельным кандидатам на выборах в органы государственной , органы местного самоуправления; 3) оказывать предпочтение в процессе реализации своих полномочий, в том числе при предоставлении финансовых льгот и гарантий за счет средств бюджета муниципального образования, отдельным лицам и организациям, в уставном (складочном) капитале которых депутат имеет в собственности доли (пакеты акций) или участником либо членом которых он является; 4) выезжать в командировки, связанные с осуществлением полномочий депутата, за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной , органов местного самоуправления с зарубежными партнерами. 2. Вознаграждение в виде подарка стоимостью более пяти минимальных размеров оплаты труда, полученное депутатом от юридических и физических лиц на официальных мероприятиях, связанных с осуществлением депутатом своих полномочий, за исключением случаев награждения депутата в установленном порядке ценным подарком, подлежит передаче в собственность муниципального образования. 3. Иные ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата, могут устанавливаться федеральными законами, законами города Москвы. Глава 4. Заключительные положения Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата Нарушение федеральных законов и настоящего Закона влечет ответственность в соответствии с законодательством. Статья 18. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 25 февраля 2004 года № 9

Права и обязанности депутата

В муниципальном праве принято выделять среди органов местного самоуправления органы общей компетенции, наделенные полномочиями осуществлять множество функций и решать различные вопросы местного значения, и органы специальной компетенции, создаваемые для выполнения какой-либо одной или большего числа функций управления. К муниципальным органам общей компетенции относятся представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Перестройка государственной власти в постсоветский период не могла не затронуть и местные органы управления.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства, как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления.

31 октября 2003 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором закреплено требование обязательного создания представительных органов местного самоуправления.

Депутаты муниципальных представительных органов, получая на выборах «представительский мандат» , должны выражать волю избирателей, публично-правовые интересы местного сообщества, на удовлетворение которых направлено выполнение главной функции местных легислатур (от лат. legislator - предлагающий законопроект) , а именно — правотворческой.

Права и обязанности депутатаСобрания депутатов определяются федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом Уйского муниципального района, нормативными правовыми актами Собрания депутатов.

Депутат имеет право :

1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Собрании депутатов;

2) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Собранием депутатов органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Собранием депутатов;

3) предлагать вопросы для рассмотрения Собранием депутатов;

4) вносить проекты нормативно-правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседаниях Собрания депутатов;

5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Собрания депутатов;

6) вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания депутатов внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного в соответствии с Уставом.

7) вносить в Собрание депутатов предложения о необходимости проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления, организациями, не зависимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории муниципального района, Устава и нормативных правовых актов Собрания депутатов;

8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующим на заседании Собрания депутатов, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

9) оглашать на заседаниях Собрания депутатов обращения граждан, имеющие, по мнению депутата, общественное значение;

10) обращаться с депутатским запросом;

11) на включение в протокол заседания Собрания депутатов переданного председательствующему текста выступления не оглашенного в связи с прекращением прений;

12) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом, нормативными правовыми актами Собрания депутатов.

Основными формами депутатской деятельности являются :

1) работа с избирателями;

2) участие в заседаниях Собрания депутатов;

3) участие в работе соответствующих комиссий и рабочих групп Собрания депутатов;

4) выполнение поручений Собрания депутатов;

5) участие в депутатских слушаниях;

6) обращение с депутатскими запросами;

7) обращение с вопросами к должностным лицам местного самоуправления.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом и регламентом Собрания депутатов.

Каждый депутат обязан участвовать в заседаниях Собрания депутатов и в работе его комиссий, вести прием избирателей и лично отвечать за вверенный участок работы перед избирателями и Собранием депутатов. Депутат отсчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в полугодие. Форма и порядок отчетов перед избирателями устанавливаются депутатом самостоятельно.

В практике Собрания депутатов имеются не решенные вопросы. Процесс формирования практики, отнюдь не закончен. Конституция, федеральное законы, устанавливающие правовые основы деятельности народных избранников, обязательные требования к этой деятельности, в то же время открывают новые широкие возможности для улучшения всей организационно-массовой работы. Процесс совершенствования этой деятельности развивается вместе с общественно-политической практикой населения и его представителей в органах власти.

Проблема демократизации нашего общества состоит из многих факторов, но одним из самых важных является эффективное взаимодействие депутата и населения, ведь именно от этого зависит успешное решение многих вопросов и проблем.

Т. Старкова,

ведущий специалист Собрания.

16:20 «Референдум по Конституции в день рождения Ленина – чистое совпадение»

Медиахолдинг «Гранада Пресс» пригласил в свой проект «Большая редакция» депутата Государственной Думы РФ от Челябинской области Валерия Гартунга. Он рассказал, почему необходимо "поправить" Основной закон и как это будет происходить.

Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством.

Рассмотрим перечень льгот, положенных депутатам местного самоуправления. Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2020 году.

Законодательные основания

Привилегии народных избранников


Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

Заработная плата

Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

  • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
  • медицинское обслуживание;
  • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

  1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
    • на один год;
    • до очередного трудоустройства.
  2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
  3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
  4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.
Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

Другие преференции

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.
К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

Условия получения льгот депутатами


В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

К таковым относятся случаи:

  • отзыва лица его избирателями;
  • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
  • вступления в силу обвинительного судебного решения;
  • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
  • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.
Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

Как депутаты пользуются льготами


Деятельность лиц, обеспечивающих нормальную работы органов местного самоуправления, связана с постоянным общением, частыми поездками в различные регионы.

Бесплатный проезд осуществляется этими людьми на основании предоставления удостоверения установленного образца. Кондукторы в общественном транспорте обязаны учитывать его и не требовать оплаты.

Преференции, обусловленные уставом совета, выплачиваются муниципальным органом. Для этого необходимо распоряжение его руководителя.

К примеру, дополнительный отпуск и денежное пособие к нему назначаются на основании заявления должностного лица. Если произошла беда, то наследники тоже идут к руководителю совета. Им необходимо иметь при себе документы, доказывающие степень родства. Этим людям назначается и выплачивается компенсация.

Квартирами освобожденные депутаты обеспечиваются по требованию. То есть нужду в жилплощади следует доказать начальству. Кстати, народные избранники избавлены от необходимости ждать своей очереди. Служебную квартиру им дают сразу, как только они приступают к работе.

Если у муниципального образования нет своего жилого фонда, оно оплатит депутату наем квартиры.

  • 9. Устав муниципального образования: понятие, признаки, структура.
  • 10. Теории местного самоуправления
  • 11. Реформа самоуправления земств и городов в 19 - начале 20 в.В.
  • 12. Основы организации местной власти в период с 1917 до конца 90-х хх века.
  • 13.Местное самоуправление: понятие, содержание, аспекты, система.
  • 14 .Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.
  • 15. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции кс рф.
  • 16.Принципы местного самоуправления
  • 17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
  • 18. Функции местного самоуправления.
  • 18.Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с адм-территориальным устройством.
  • 20.Муниципальное образование: понятие, виды, уровни.
  • 21.Преобразование муниципальных образований (виды, порядок).
  • 22.Городское, сельское поселение как мо.
  • 23.Муниципальный район как мо.
  • 24. Городской округ как муниципальное образование.
  • 25.Особенности организации мсу в зато
  • 26. Компетенция муниципальных образований: понятия, структура.
  • 27.Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика мо.
  • 28.Наделение омс отдельными государственными полномочиями: понятие, процедура.
  • 29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание.
  • 30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.
  • 31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.
  • 34.Глава мо. Полномочия и акты главы мо.
  • 35.Местная администрация в структуре омс: понятие, структура, полномочия.
  • 36.Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы, виды.
  • 37. Ответственность органов и должностных лиц мс: понятие, виды.
  • Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • 38. Муниципальные выборы: понятие, виды.
  • 40.Местный референдум.
  • 41. Территориальное общественное самоуправление
  • 42. Публичные слушания
  • 42.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
  • 44. Местный бюджет: понятие, структура, виды.
  • 88.Бюджетный процесс в мо.
  • Тема 1 57
  • Тема 1 Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.
  • Особенности муниципально-правовых норм.
  • Тема 3. Местное самоуправление (общие положения).
  • Общественное самоуправление
  • Территориальное с/у
  • 4) Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.
  • Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления.
  • Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика. Понятие органов местного самоуправления
  • Тема 6. Местные представительные органы.
  • Тема 7. Глава муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы местной администрации.
  • Тема 8. Муниципальная служба
  • Понятие, признаки, принципы муниципальной службы.
  • Муниципальная должность: понятие, виды.
  • Муниципальные служащие: понятие, классификация.
  • Муниципальные служащие: правовой статус.
  • Прохождение муниципальной службы.
  • Тема 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  • Местные референдумы.
  • Муниципальные выборы.
  • Территориальное общественное самоуправление (тос).
  • Раздел: экономические основы местного самоуправления.
  • Тема 2. Финансовые основы.
  • Тема №3. Бюджетный процесс.
  • 1. Понятие бюджетного процесса.
  • Тема № 4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц и гарантии местного самоуправления.
  • 1) Татарстанское дело
  • 2) Пкс от 31 июля 1995 г. N 10-п по делу о проверке конституционности указа
  • Президента рф от 30 ноября 1994 г. N 2137 "о мероприятиях по восстановлению
  • Постановление кс рф от 31.10.1995 n 12-п "по делу о толковании статьи 136 конституции рф"
  • 5) Постановление кс рф от 28 ноября 1995 г. N 15-п по делу о толковании части 2 статьи 137 конституции рф
  • 6) Пкс от 18 января 1996 г. N 2-п по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) алтайского края
  • 8) Постановление кс рф от 22.04.1996 n 10-п
  • 9) Пкс от 14 июля 1997 г. N 12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 конституции рф положения о вхождении автономного округа в состав края, области
  • 11) Постановление кс рф от 11.12.98г. По делу о толковании положений ч. 4 статьи 111 Конституции рф
  • 12) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.1999 № 13-п
  • 14.Пост. Кс рф от 4 апреля 2002 г. №8-п. («1»).
  • 16) Постановление Пленума Верховного Суда рф от 10 октября 2003 г. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров рф.
  • 19.Пост. Кс рф от 3 марта 2004 г. №5-п. («1»).
  • 20. Пост. Кс рф №16-п от 16 ноября 2004 г
  • Особое мнение судьи кс рф в.Г. Ярославцева
  • Особое мнение судьи кс рф а.Л. Кононова
  • 29)Постановление Конституционного Суда рф от 10 октября 2013 г. N 20-п"
  • 30)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. N 27-п город Санкт-Петербург
  • 31)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-п г.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.

    Депутат - лицо, избранное жителями соответствующего избирательного округа в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Правовой статус депутата представляет место депутата в системе общественных отношений, урегулированное нормами права и в качестве структурных элементов включает в себя права и обязанности, гарантии и ответственность. Сам правовой статус депутата является составной частью правовой модели депутатской деятельности.

    Характер связи депутатов с избирателями определяется природой депутатского мандата, которым наделаются депутаты в результате выборов и который выступает юридической основой осуществления функций представительной власти на местном уровне как вида публичной власти.

    Мандат - должность в представительном органе с соответствующими правами и обязанностями; - синоним «статуса депутата»; - один из элементов статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномачивания депутата избирателями на осуществление воли народа в представительном органе.

    Депутатский мандат является средством, связующим депутатов и граждан в рамках конституционного принципа народовластия. Депутатский мандат выступает как итог взаимодействия граждан и депутатов, облекаемого в форму конституционно-правового отношения. В данном отношении праву граждан быть представленными в органах власти противостоит обязанность депутатов обеспечивать полноценную реализацию данного права путем осуществления властных полномочий, исходно принадлежащих первичному субъекту публичной власти. Данная обязанность депутата появляется у депутата в результате его избрания в ходе выборов или иной правонаделительной процедуры.

    Еще одним элементом депутатского мандата является та или иная модель взаимоотношений депутата и граждан после избрания депутата.

    В зависимости от того кто является носителем мандата и сложившейся модели взаимоотношений депутата и избирателей можно выделить:

    I. Индивидуальный депутатский мандат:

    1) Императивный мандат - уполномоченный избирателями.

    Структура:

    Наказы избирателей

    Отчет депутата перед избирателями

    Возможность отзыва депутата избирателями.

    2) Свободный мандат Структура:

    Нет первых двух элементов, характерных для императивного мандата.

    3) Реализуется в полупредстаивтельном режиме, основой которого является полусвободный или смешанный депутатский мандат.

    Структура: - нет отчетов -нет наказов -информирование -возможность отзыва

    II. Совокупность мандатов (депутатские группы, мандат депутатского корпуса).

    Основания возникновения и прекращения статуса депутата. Сроки полномочий.

    Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

    Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.

    Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

    1) смерти;

    2) отставки по собственному желанию;

    3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

    4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

    5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

    6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

    7) прекращения гражданства РФ

    8) отзыв; Основание – решение конкретного депутата, противоречащее уставу, законодательству; действия, бездействия обоснованные и подтвержденные в судебном порядке. Алтайское дело – отзыв должен производиться по решению большинства зарегистрированных избирателей.

    9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМС;

    9.1) призыва на военную службу;

    Права и обязанности депутата представительного органа.

    Самое важное – нормотворческая инициатива.

    Права и обязанности, виды:

    1. В представительном органе

    а) на реализуемые в заседаниях представительного органа:

    Организационные

    Контрольные

    Учредительные

    б) в деятельности постоянных комиссий;

    в) в деятельности депутатских объединений;

    2. В избирательном округе по отношению к избирателям.

    Рассмотрение обращений

    Решение вопросов содержащихся в обращении

    Ведение приема граждан,

    Проведение встреч с избирателями

    Изучение общественного мнения

    Права и обязанности депутатов в представительном органе, группы:

    Индивидуальные

    Коллективные

    Общеколлегиальные (в процессе заседания представительного органа)

    В избирательном округе и по отношению к избирателям права и обязанности определяются характером мандата.

    Участие в работе представительного органа:

      участие в заседании представительного органа;

      обеспечение выполнения решений представительного органа;

      участие в работе комитетов (комиссий) представительного органа;

      участие в выполнении поручений представительного органа;

      участие в депутатских слушаниях – обсуждение законопроектов

      участие в работе депутатских объединений и депутатских групп;

      обращение с депутатским запросом.

    Депутат обязан:

      соблюдать правила служебной этики

      отчитываться перед избирателями не реже двух раз в год

      выполнять поручения представительного органа, поручения комитета, комиссии, членом которых он является

    Депутат не вправе: не могут одновременно исполнять полномочия депутата иного муниципального образования. Не вправе заниматься предпринимательской, быть членом коммерческой организации а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

    Гарантии депутатской деятельности.

    Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие эффективное осуществление депутатами своих прав и обязанностей.

    1) Общие гарантии - это те условия, которые имеются в государстве и на основании которых депутат осуществляет свою деятельность. - политические, экономические гарантии, правовые гарантии.

    2) Специальные гарантии - это установленные законодательством меры возможного и должного поведения, соответствующих субъектов права по обеспечению депутатской деятельности:

    А) Организационные гарантии, которые связаны с обязанностью органов и ДЛ обеспечивать, создавать условия для реализации депутатами их прав и обязанностей (освобождение депутатов от трудовой деятельности по месту работы; освобождение от призыва на военную службу; предоставление служебного помещения, средств связи и техники; принятие депутата должностным лицом в первоочередном порядке и рассмотрения его обращения; обеспечение депутата необходимой информацией; оказание безвозмездной помощи по правовым вопросам; повышение квалификации за счет бюджет; наличие помощников;)

    Б) Социально-экономические гарантии (гарантии трудовых прав; право на ежегодный отпуск; обязательное страхование жизни; льготы связанные с пенсионным обеспечением; ежемесячное денежное вознаграждение; возмещение расходов депутатов; право на бесплатный проезд на всех видах транспорта, кроме такси в пределах муниципального образования; медицинское обслуживание)

    В) Юридические гарантии. Депутатская неприкосновенность:

    депутатский индемнитет - невозможность привлечения к ответственности за его выступления;

    депутатский иммунитет - запрещение преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении депутатских обязанностей. Порядок привлечения к уголовной ответственности устанавливается УПК

    "


    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме