Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Массаж языка и тела для развития правильной речи у детей. Применение логопедического массажа

Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.

Польза



Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.

Корректировка включает в себя следующие задачи:

  • происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
  • приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
  • снижение эмоционального перенапряжения;
  • корректировка заикания, дизартрии , ринолалии, нарушения голоса;
  • увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
  • уменьшение повышенного слюноотделения ;
  • работа над артикуляционным аппаратом;
  • закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.



Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.

Показания к процедуре

  1. Первое и самое важное показание , если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
  2. Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
  3. Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
  4. Нарушение голоса – ребенок устает говорит ь, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
  5. Дизартрия. Нарушение, скорее , психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
  6. Усиленное слюноотделение т акже является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
  7. Дети с ДЦП.

Однако не всегда можно делать логопедический массаж.


Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).

Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.

Разновидности

Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.



  • Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
  • Массаж губ . Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
  • Массаж шеи . Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
  • Массаж ушей . Стимулирует артикуляционный аппарат.
  • Массаж для рук . Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
  • Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.



Условия для проведения

В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.



Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.



Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.

Техника проведения на дому

Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.


Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

Язык

Выполняется от кончика язычка к его корню.

  1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
  2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
  3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
  4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
  5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
  6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
  7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.



Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.

Губы

Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

  1. Растирание губ пальцами.
  2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
  3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
  4. Пощипывание губ и области вокруг.
  5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
  6. Легкие шлепки пальцами.



Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

Руки

Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

  1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
  2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
  3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
  4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
  5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.


Дети - большая радость для родителей, которые ждут их появления. С приходом их в этот мир мамы и папы стараются обеспечить малышей всем, чем только могут: питанием, одеждой, обувью, полноценным развитием. Конечно, на пути формирования личности встречается много проблем, одной из которых является речевое развитие.

Речь формируется в первые три года жизни ребенка. У каждого этот процесс происходит индивидуально - некоторые не испытывают трудностей, а некоторые детки никак не могут научиться правильно говорить. Проблемы с речью в последнее время встречаются у деток все чаще. Это зависит от того, как протекает беременность, роды и занимаются ли родители с малышом.

Для чего делается логопедический массаж?

Не все связывают развитие речи и массаж. Некоторые относятся скептически к такому методу формирования звуков и слов. Но не нужно приуменьшать его значение для ребенка. В последнее время детки часто рождаются с повышенным тонусом мышц. Это влияет на их развитие в целом и на подвижность тканей. От этого страдают также губ, становится малоподвижным язык, у него нет нужной гибкости. Массаж логопедический помогает расслабить щеки, губы, язык, лицо, чтобы была возможность правильно формировать произношение звуков. Кроме того, он способствует размягчению тканей, их гибкости и правильной артикуляции.

Задачи проведения такого массажа

При правильном проведении с помощью этой манипуляции можно достичь больших успехов. Конечно, должны проводиться и упражнения с логопедом при проблемах формирования речи. Плюс этой манипуляции заключается также в том, что ее можно осуществлять и дома. Массаж делается для решения следующих задач:

  • коррекция произношения звуков, когда они не соответствуют правильному звучанию, например, если ребенок не может научиться говорить шипящие или звук "р";
  • когда необходимо улучшить состояние голоса - для этого необходимы медицинские показания;
  • нормализация речевого дыхания - иногда ребенок не может правильно произнести слово из-за сбивчивого дыхания;
  • уменьшение эмоционального напряжения;
  • коррекция проблем с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушением голоса;
  • увеличение тонуса мышц и ротовой полости, когда нет необходимого напряжения для произношения звуков;
  • уменьшение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);
  • укрепление рефлекса глотки при говорении;
  • улучшение артикуляции.

Логопедический массаж в домашних условиях также может осуществлять эти задачи. При правильном обучении основным движениям, благодаря усиленному труду, мамы вместе с детками достигают максимальных результатов.

Показания к манипуляции

Массаж логопедический не осуществляется просто так. Отзывы родителей свидетельствуют о его результативности в преодолении определенных трудностей развития ребенка. Для его применения есть конкретные показания, которые обусловлены некоторыми состояниями.

  1. Нарушение голоса - это расстройство его функции, которое может иметь разные причины: физиологические и психологические. Оно проявляется в недостаточной силе голоса, постоянном першении, усталости при говорении, боли, возникновении "кома" в горле.
  2. Дизартрия - логопедическая и неврологическая проблема, при которой у ребенка нарушено произношение и артикуляционный аппарат.
  3. Заикание - нарушение речи, которое проявляется в частом повторении или длительном произношении звуков, слогов, слов. Также это может быть нерешительность в речи, остановки.
  4. Необходимость ускорить результаты Обычно это бывает перед школой, когда родители поздно обратились с серьезными проблемами к специалисту.
  5. Постоянное слюноотделение.
  6. Слабый или повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.

В этих случаях массаж лица и ротовой полости необходим. В остальных логопедических проблемах его можно делать, если нет противопоказаний.

Есть ли противопоказания к нему?

К основным противопоказаниям относятся:

  1. Инфекционные заболевания в острой форме. Массаж логопедический в этом случае не делается, так как ребенок плохо себя чувствует, и ему может быть больно.
  2. Болезни кожи. Манипуляция также может вызвать болезненные ощущения и ухудшить состояние ребенка.
  3. Конъюнктивит.
  4. Гингивит.
  5. Герпес, стоматиты. Логопедический массаж лица может допускаться при условии применения его облегченной формы и отсутствии проникновения в ротовую полость инструментами.
  6. Увеличение лимфоузлов, а также сильная пульсация сонной артерии.

Условия для проведения логопедического массажа

Любая манипуляция с ребенком, обучающая или лечебная, должна проводиться в условиях, приемлемых для него. Для проведения массажа первоначально необходима консультация врача и определение логопедом. Затем назначаются конкретные приемы расслабления или тонизирования мышц шеи, туловища, мимики и артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж в домашних условиях проводить целесообразнее, так как дети лучше воспринимают знакомое окружение. Помещение необходимо проветрить, длительность всего массажа в первые несколько дней составляет не больше 10 минут. Затем время увеличивается постепенно до 25 минут. Массаж проводится 2-3 раза в неделю, и должно быть применено не менее 10-15 процедур. Родители отмечают положительную динамику уже после 4-5-й процедуры. Все зависит от серьезности поражения нервной системы и развитости мышц лица.

Чтобы проводить логопедический массаж для детей в домашних условиях, необходимо приготовить некоторые средства:

  • массажное масло;
  • стерильные перчатки (если он делается грудничкам);
  • защитная маска (при подозрении на наличие вирусной инфекции у массажиста).

Перчатки и маска также необходимы при массировании слизистых оболочек ротовой полости.

Массаж логопедический для рук

Нервные окончания на пальчиках очень тесно связаны с состоянием внутренних органов. Поэтому некоторые логопеды советуют начинать логопедический массаж для детей именно с ручек, тем более что он не имеет противопоказаний. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что детки с радостью воспринимают массирование пальчиков. Но это нужно делать по определенным правилам:

  • массаж следует начинать с мизинчика, массировать необходимо, начиная от ногтя до основания пальчика, проделать так с каждым суставчиком несколько раз;
  • несколько раз нужно надавить на каждую подушечку пальцев, сначала слабо, потом сильнее;
  • массирование ладошки по типу "сороки-белобоки";
  • проделать несколько раз спиральку от края ладошки, заканчивая ее в центре;
  • если есть дома, нужно взять резиновый мячик с шипами, затем поводить им аккуратно от запястий к пальчикам;

Как массажировать язычок?

Логопедический массаж языка уже требует некоторой подготовки массажиста. Сначала необходимо расслабить мышцы шейного, нижнечелюстного отдела, плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы мышцы корня языка также стали расслабленными. Все они тесно связаны между собой. Все движения должны быть направлены от кончика языка к его корню.

Иногда можно столкнуться со при массировании. В этом случае логопедический массаж языка для детей начинается с массирования только кончика, чтобы он находился внутри ротовой полости. Затем можно постепенно выводить язычок за пределы губ, увеличивая площадь массирования.

Основные движения:

  • взять кончик языка и покачивать его в разные стороны, вперед, назад;
  • большим пальцем поглаживать язык, при этом указательным пальцем другой руки поддерживать его снизу, все движения идут от центра к периферии и от кончика к корню;
  • сверху захватить язык большим пальцем, указательным и средним укрепить его снизу, в таком положении потирать поверхность по обе стороны от центра;
  • затем переходят к вибрации: захватывается кончик, немного потряхивается вверх и вниз, немножко похлопывается поверхность языка.

Логопедический массаж языка делается при условии устранения проблемы со слюноотделением. Для этого существует также несколько приемов.

  1. Жевание с запрокинутой головой.
  2. Ребенок должен научиться глотать слюну с первого раза, не накапливая ее во рту.
  3. Вращать язычок в районе губ с открытым и закрытым ртом, потом с первого раза сглатывать слюну.

Массаж губ

Как делать логопедический массаж губ? В нем нет ничего сложного. Одни и те же движения здесь повторяются много раз - до 50. Их нужно менять по направлению. Основные действия:

  • у правого крылышка носика и губ нужно поставить указательный и средний палец, сделать несколько круговых движений, то же повторить и на левой стороне;
  • два указательных пальца установить посредине под нижней губой, потом над верхней, в таком положении пальцев сделать круговые движения в разных направлениях;
  • та же постановка пальцев, проделывание пощипываний в этой области;
  • потом пощипать тремя пальцами вокруг губок ребенка.

Комплекс таких действий необходимо повторить 2-3 раза за один сеанс массажа.

Логопедический массаж ложками

Этот метод также является результативным в процессе формирования речи ребенка. Ребенок заинтересован в проведении такого массажа. Основные упражнения включают в себя такие действия:

  • разминка губ - поглаживание горками ложек нижней и верхней губы;
  • круговые движения обратной стороной кухонной принадлежности по губкам;
  • неглубокие нажатия кончиками ложки на протяжении всех носогубных складок;
  • скребущие движения кончиками этого предмета по нижней и верхней губе;
  • частые нажатия концами ложки по губам;
  • разминка ложки жевательных и подбородочных мышц.

Массаж при дизартрии

При этом нарушении речи массаж необходим, так как есть потребность воздействия не только на мышцы, но и на нервные окончания. Именно поэтому он охватывает большую площадь для проведения манипуляций. Когда необходимо провести логопедический массаж при дизартрии, ребенок раздевается до половины, ложится на стол, и массажист делает разминку всей спинки, живота и выше. В случае такого серьезного отклонения процедуру должен проводить только квалифицированный специалист. Он знает, какие движения делаются, их очередность, на что они направлены, и может справиться с непредсказуемыми ситуациями (например, судорогами или спазмами).

Ритуал окончания логопедического массажа

Особое внимание специалисты уделяют тому, как заканчивается логопедический массаж. Отзывы родителей подтверждают, что для настроя ребенка на продолжение такой манипуляции важно уметь ее заканчивать.

После проделывания массирующих движений нужно ласкать и хвалить малыша за терпение и послушание. Можно немножко поиграть с ним. После такого взаимодействия малыш уже не станет бояться следующей процедуры, и он сам будет подставлять язычок.

Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Все родители без исключения с нетерпением ждут, когда же их любимое чадо заговорит. Помочь крохе начать говорить можно с помощью массажа лицевой мускулатуры. Такой массаж выборочно можно начинать делать с 2-3 месяцев, а плохо говорящим малышам старше 2-х лет он просто необходим. Массаж может делать сама мама.

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.

Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами или тыльной поверхностью согнутых под прямым углом в пястно-фаланговых суставах пальцев кистей.

Непрерывная вибрация выполняется концевыми фалангами пальцев, которые кладут на кожу ипроизводят ими сотрясение – движение, напоминающее просеивание муки через сито.

Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание – по четыре движения в каждом направлении, далее – аналогично – непрерывную вибрацию и затем – снова поглаживание.

При проведении массажа в оральной области можно воспользоваться рекомендациями М. Борковской, Г.Я. Левиной, Е.Ф. Архиповой. Так, для уменьшения гиперчувствительности перед едой нужно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь к ротовой полости.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

· от середины лба к вискам;

· от бровей к волосистой части головы;

· от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему;

· от корня носа к височной области;

· от угла рта к козелку ушной раковины;

· от середины подбородка к мочке уха;

· по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Г.Я. Левина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица в следующей последовательности:

· одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

· легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук;

· поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

· массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

· раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

· поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

В той же последовательности применяют прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигаются по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1,2,3,4 пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа – 5 минут.

Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопедапомещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым:

· массаж для расслабления мускулатуры губ;

· поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

· поглаживание по верхней губе от углов рта к середине;

· поглаживание по нижней губе от углов рта к середине;

· похлопывание губ;

· вибрация губ.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Этоусиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Может быть использован точечный вибрационный массаж. Сначала массируются точки для улучшения жевания (1,2), затем – глотания (3,4)

М. Борковская пишет, что на указанные точки можно воздействовать и термически – теплом или холодом.

Массаж для расслабления мышц языка:

· точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

· вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Логопедический массаж
Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения?
1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него«неловкий» язык и «непослушные» губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/«смазанные»
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.
Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

Массаж лица и органов артикуляции
1. Массаж мышц лица
Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков - вниз.

Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
- «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
- «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
- «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
- «И - звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка
(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).
1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Логопедический массаж при ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) - травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

Учитывая, что уже с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка формируют патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положение тела, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы носят название «рефлекса запрещающих позиций», их необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедических занятий и в процессе проведения гимнастики и логопедического массажа.

При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

Позы логопедического массажа:
поза эмбриона;
лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;
лежа на спине, голова фиксируется валиками;
на боку в позе эмбриона;
в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.

При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи
поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам;
поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;
поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);
поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;
поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение необходимо повторить 3-5 раз. Выполнять в течение дня 3-5 раз.

Техника массажа при ДЦП - релаксация мышц языка
воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке;
воздействие на симметричные точки носогубной складки;
воздействие на симметричные точки скуловых мышц;
воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

Развести руки в стороны, а при возвращении - прижать их к груди;
поднять руки вверх, а при опускании - прижать их к груди;
отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
возвращение исходное положение;
вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;
исходное положение - лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.

Все упражнения повторять по 3-5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.
Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:

Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
увеличение силы и длительности выдоха;
развитие манипуляций руками;
выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;
выработка зрительных дифференцированных движений;
стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;
развитие эмоциональных реакций;
развитие движений руками с предметами (игрушками).

Дорогие родители! Хочу предложить для ваших деток логопедический массаж.
Его можно выполнять перед логопедическими занятиями или утром, когда ребёнок проснулся.
Для его выполнения подгадайте время, когда у ребёнка хорошее настроение, чтобы малыш был расслаблен и не испытывал отрицательных эмоций к новому виду упражнений.
Массаж будет положительно влиять на развитие чувствительности у ваших деток, поможет укрепить мышцы губ и языка.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
МАССАЖ ГУБ
1. Поставить указательные пальцы у крыльев носа и проводить поглаживающие движения с нажатием к уголкам рта, по носогубным складкам. 8-10 раз.
2. Поставить указательные пальцы на середине верхней губы и растирать её к уголкам рта. 8-10 раз.
3. Поставить указательные пальцы на середине нижней губы и растирать её с нажимом к уголкам рта. 8-10 раз.
4. Большим и указательным пальцами правой руки пощипываем сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем нижнюю. По 8-10 раз каждую губу.
5. Указательным пальцем правой руки делаем постукивания над верхней губой и под нижней губой по часовой стрелке. Постукивания должны быть активными, сила движений постепенно нарастает.
6. Указательные пальцы поместить в углы губ и собирать верхнюю губу к середине, потом снова растягивать губы, а потом тем же приёмом собирают нижнюю губу. 8-10 раз.

МАССАЖ ЯЗЫКА
При выполнении активизирующего (укрепляющего) массажа следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Движения при укрепляющем массаже активные, интенсивные и направлены в основном от корня языка к кончику;
2. В основном используются приемы разминания и перетирания;
3. Как правило, при сниженном тонусе мышц языка снижен также и рвотный рефлекс, поэтому массажные движения в этом случае могут быть достаточно активными даже в области корня языка;
4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение), поэтому перед выполнением массажа и в его процессе взрослый предлагает ребенку проглотить слюну.

Активизирующий массаж может включать в себя следующие движения.
1. Перетирание в горизонтальном направлении. Большой палец сверху, средний и указательный снизу. Перетирание мышц языка от корня к кончику с одной стороны языка, затем с другой.
2. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка спиралевидны
ми движениями, сила давления постепенно увеличивается. Движение направлено от корня к кончику языка с одной его стороны, затем с другой.
3. Положение пальцев то же. Перетирание мышц языка в поперечном
направлении с одной стороны языка, затем с другой.
4. Большой и указательный пальцы находятся на боковых поверхностях
языка. Сжать язык с боковых поверхностей. Удерживать язык в сжатом
положении 1 - 2 с, несколько переместить пальцы и повторить движение.
5. Положение пальцев то же. Правой рукой сжать язык с боковых поверхностей, и большим и указательным пальцами осуществлять перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня к кончику языка.
6. Большим и указательным пальцами осуществлять пощипывающие движения по краю языка.
7. Похлопывание мышц языка шпателем (или рифленой поверхностью
ручки, зубной щетки).
8. Производить вибрацию языка с помощью деревянного шпателя, который накладывается на кончик языка в течение 10-15 с. На нижние зубы ребенка, чтобы не поранить ими слизистую нижней поверхности языка, можно положить марлевый валик.

Логопедический массаж для укрепления лицевой мускулатуры.

Характер массажных движений должен носить выраженный тонизирующий характер, кожа малыша может немного покраснеть, но не переусердствуйте smile
Если кожа ребенка очень сухая, можно использовать небольшое количество детского крема.

При массаже следует соблюдать некоторые правила:
1.Массажные движения проводятся от центра к переферии.
2.Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации.
3. После 4-5 легких движений сила нарастает, они становятся надавливающими, но не болезненными.
4. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:
1. поглаживание лба от середины к вискам;
2. поглаживание лба от бровей к волосам;
3. поглаживание бровей;
4. поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
5. поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6. сжимание подбородка ритмичными движениями;
7. разминание скуловой и щечных мышц (спиралевидныедвижения по скуловой и щечной мышцам);
8. перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
9. пощипывание щек.
Во время массажа можно проговаривать стихи в такт движениям, например, такие:
«Мама лобик деткам мыла,
Мама мыла лобик мылом.
Мама щечки деткам мыла,
Мама мыла щечки мылом.
Мама носик деткам мыла,
Мама мыла носик мылом.
Мама глазки деткам мыла,
Мама мыла глазки мылом.
Мама ротик деткам мыла,
Мама мыла ротик мылом.
Подбородок деткам мыла,
И его не позабыла.»
Вместо слова «деток» можно говорить дочка, сынок или имя ребенка.

Массажные логопедические процедуры являются одним из методов коррекционного воздействия при различных формах нарушения речевого развития. Логопедический массаж благоприятно действует на организм человека и стимулирует мышечную и нервную системы, что важно для речедвигательного процесса. Он может быть частью комплекса медико-педагогической восстановления взрослых после инсультов, детей, подростков, у которых ставят диагнозы речевых расстройств и нарушений (в том числе заикания).

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж – это механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ. Практически физиопроцедура сокращает период формирования и нормализации произносительной стороны речи при воздействии логопедического характера, способствует улучшению состояния голоса, речевого дыхания, стабилизирует эмоциональный фон человека. Указанная процедура рассматривается одним из инструментов развития речи – вот как можно охарактеризовать, что такое логопедический массаж (ЛМ).

Но причинами непонятной для окружающих речи может быть не только нарушения тонуса органов артикуляции (подвижности мышечных тканей губ, языка), но и проблемы грамматического построения речи и слоговых структур слов, недоразвитость фонематического слуха. Следовательно, для коррекции общего и речевого развития необходим подход системный.

К основным задачам логопедического массажа относят активизацию и нормализацию периферического речевого и артикуляционного аппаратов, укрепления глоточного рефлекса, стимуляцию речевого развития, уменьшение слюнотечения

О показаниях и противопоказаниях к массажу

Существуют определенные показания к логопедическому массажу, связанные с нарушениями артикуляционной моторики. К ним относят:

– состояние дизартрии – когда имеются нарушения иннервации (снабжения нервами) мышц речевого аппарата;

– механическую дислалию (укороченность подъязычной связки);

– ринолалию (нарушения речепроизношения вследствие дефектов строения аппарата речи).

Для этого врач-логопед обследует пациента, исключая противопоказания:

– состояния с острыми воспалительными процессами и повышенной температурой тела;

– наличие эпилепсии, судорог;

– инфекционные заболевания полости рта;

– высыпания герпеса на губах, болезни кожи на голове;

– склонность к кровотечениям из носа;

– рвота, тошнота;

– конъюнктивит.

Бывают случаи назначения ЛМ ребенку при аутизме, моторной алалии, задержке речевого развития (ЗРР). Логопедический массаж при ЗРР – сомнительное назначение, так как он помогает корректировать звукопроизношение, а ребенок в данном случае не говорит. Следовательно, использоваться может не как основной метод коррекции, а только в комплексе с другими методиками.

Разновидности массажа

Необходимо понимать, с какой целью назначается массажный курс, будет ли он активирующим или расслабляющим, с каким сопровождением будет проводиться (постановка звуков, артикуляционная гимнастика).

Виды логопедического массажа классифицируются на:

– классический – со стандартным набором ручных приемов;

– точечный – воздействие на биоактивные точки;

– аппаратный – методика с применением вакуумных и вибрационных приборов;

– зондовый – массаж с применением специального инструмента по методу Новиковой Е.В.;

– массаж, разработанный Дьяковой Е.А. – систематизированная и обобщенная методика для различного рода речевых нарушений;

– сегментарно-рефлекторный – выполняется в технике классического с сегментарным делением на зоны (лицо-голова – шейный отдел – воротниковая зона).

О лечебном классическом массаже

Традиционный вид массажа проводится на поврежденном участке тела непосредственно или рядом с ним, при этом не учитывается рефлекторное воздействие. Процедурой предполагается проведение ЛМ лица и языка, а также гимнастика для дыхательного и артикуляционного аппарата. Применяются классические массажные приемы.

Логопедический массаж в картинках можно рассмотреть ниже.

  1. Проработка лобной части лица: от середины лба к виску поглаживающие движения, к волосам от бровей и легкое разминание лобной зоны.

  2. Зона щек: разминание, растягивание по щекам от уголков рта к височной части лица, к нижней части подбородка от скул.

  3. Участок носа: поглаживающие и растягивающие движения крыльев носа, далее – поглаживание к уголкам рта.

  4. Зона рта: нижнюю и верхнюю губы поглаживают поочередно с растяжкой к уголкам.

  5. Участок подбородка: проработка приемами поглаживаний и разминаний от центра к периферии.

Такой логопедический массаж лица ребенку можно делать в домашних условиях. После этого проводят массаж язычной мускулатуры и при необходимости гимнастику.

Кратко о выполнении точечного массажа

Эффективность точечного массажа во многом зависит от правильности определения при пальпации локализации точек воздействия, на лице часто отмечают в таких местах пульсацию. Следует начинать массажный курс с проработки не более четырех точек, с постепенным увеличением их количества.

Точечный логопедический массаж проводится по комплексам биоактивных точек (БАТ) в зависимости от целей, преследуемых процедурой (например, для нормализации артикуляционных мышц или напряжения мышечных тканей голосового аппарата). Массирование точек симметричных выполняется одновременно и попарно, прорабатываются точки локального и общего действия. Сеансы проводятся через день лечебным курсом, определяемым врачом.

Метод зондового массажа

Методика зондового массажа языка разработана Новиковой Е.В. Автор создала особые приемы и специальные инструменты – набор зондов из восьми штук. Каждый из применяемых зондов предназначается для определенной зоны мягкого неба, щек, губ, языка и способствует постепенной реанимации прорабатываемого участка. При осмотре врач определяет степень поражения мускулатуры лица ребенка и количество необходимых сеансов.

Такой детский логопедический массаж в домашних условиях может выполняться при условии специального обучения родителей. Проведение зондового ЛМ требует подготовки и опыта, поэтому должен проводиться опытным массажистом-логопедом. Важно, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта при этом. Указанная процедура противопоказана грудным детям до шести месяцев.

О массаже по методике Дьяковой Е.А.

Логопедами используется метод, разработанный Е.А. Дьяковой. Она смогла систематизировать и представить описание методик и техники ЛМ, а также обосновать целесообразность его применения при различных формах речевых нарушений.

В книге «Логопедический массаж» Дьякова Е.А. подробно изложила физиологические аспекты комплекса массажных процедур, порядок диагностического обследования пациентов, подробные методики дифференцированного и точечного ЛМ и основные приемы логопедического массажа.

При медленном, легком воздействии понижается возбудимость тканей, что оказывает действие расслабляющее. А при быстрых движениях повышается раздражимость тканей, следовательно, мышцы сокращаются. Использование дифференцированных массажных приемов способствует повышению тонуса мышц при гипотонии и понижению их при спастичности артикуляционной мускулатуры.

Пониженный мышечный тонус: методика выполнения и приемы массажа

Пониженный мышечный тонус может быть вызван синдромом Дауна, рахитом, другими болезнями, при которых требуется активизация групп мускулатуры. Логопедический массаж при пониженном тонусе языка проводится в классической технике, начиная с лица. Каждый из приемов повторяется до десяти раз.

Выполняются приемы поглаживания, растираний, под конец используют постукивания и пощипывания. Особенностью процедуры будет увеличивающаяся сила надавливания, при этом ребенок должен испытывать комфортные ощущения. Особое внимание уделяется мускулатуре губ: массируется каждая губа отдельно, прорабатываются тщательно носогубные складки.

Массаж при повышенном тонусе мышц: основные приемы и методика

Увеличенное мускульное возбуждение, обусловленное гипоксией, родовыми травмами, купируется расслабляющей техникой массажа. Из классических приемов предпочтение отдается поглаживаниям и вибрациям.

Логопедический массаж при повышенном тонусе языка начинается в воротниковой зоне, переходит на плечи, затем – лицо, язык и губы. Для расслабления языка проводится легкое массирование шеи с поворотами головы вправо-влево, против часовой и по часовой стрелке.

Массаж выполняется слегка давящими, плавными, легкими движениями. Проводится серия разглаживающих приемов в зонах лба, щек, глаз, подбородка, с переходом на участок шея-ключица и возвратом к лицу (мочки ушей).

Расслабляющий логопедический массаж предусматривает проработку мускулатуры языка с использованием покачиваний вверх-вниз и вправо-влево, плавных поглаживаний краев и центра. Направление перемещений по языку осуществляется к корню от кончика. Под окончание сеанса язык вытягивается вперед и выполняются движения в стороны.

Порядок выполнения массажа мускулатуры языка

Массаж мускулатуры языка следует делать в положении лежа за два часа до еды или после нее. Начинают процедуру проработкой десен горизонтальными движениями, затем перемещения по деснам изменяются на вертикальные.

Со средней линии с помощью пальца массируется небо, при этом приеме ребенком могут произноситься звуки Э и А. Упражнение дублируется до 15 раз.

Логопедический массаж языка проводится пальцами одной руки, а фалангами второй руки удерживается сам массируемый орган. Для этого применяют приемы поглаживаний, похлопываний, а также перетирания, вибрации, покалываний специальным зондом, распластывание языка с помощью клизмы-спринцовки.

Чтобы расслабить мышечные ткани языка, делают под нижней челюстью вибрирующие движения указательным пальцем в зоне подчелюстной ямки и под углами челюсти – по 15 секунд. Движения по языковой мускулатуре могут быть прямыми, кругообразными, спиралевидными, направления их движения указаны на рисунке.
Логопедический массаж рта – обязательный этап подготовки перед началом массажа языка.

О логопедическом массаже с помощью ложек

Результативной для процесса формирования речи у ребенка является методика, использующей в качестве инструмента для ЛМ обычные ложки. Процедурой предусматривается проработка поверхностей лица и шеи выпуклой стороной ложек приемами поглаживаний и растираний.

Логопедический массаж ложками может проводиться с детьми в игровой форме. При этом массирование, которое выполняется самим ребенком, оказывает приятное воздействие, так как малыш не сделает себе больно. Разная температура ложек может применяться для стимулирующего или расслабляющего эффектов массажа.

Указанный метод может служить подготовительным этапом для зондового и классического массажей, к артикуляционной гимнастике. Также во время процедуры ребенком усваиваются названия частей лица, происходит развитие мелкой моторики.

При ознакомлении с техникой проведения и правилами массажа с помощью ложек родители смогут сами выполнять его дома, в частности если назначен логопедический массаж для детей двух лет.

Кратко о массажной технике при дизартрии

При устранении дизартрии, вызванной поражением нервной системы, требуется массажные процедуры на язычной мускулатуре и корректировка звукопроизношения с использованием артикуляционной и дыхательной гимнастики. ЛМ поспособствует нормализации тонуса мышц и произношения слов, поможет устранить голосовые нарушения. Рекомендуется использовать дифференцированный логопедический массаж.

При дизартрии массажные сеансы активизируют и укрепляют губные мышцы техникой точечного воздействия. Перед массированием языка проводится пассивная гимнастика, расслабляющая и растягивающая мышечные прикорневые ткани языка. Длительность процедуры зависит от степени заболевания и возраста пациента.

Особенности массажа при алалии и ринолалии

К группе речевых нарушений, называемых алалиями, относят состояния, при которых у ребенка речь возникает с сильной задержкой (не формируется). Стимуляции речевых зон эффективно помогут приемы ЛМ. Для этого массируются лицо и руки пациента для развития мелкой моторики, связанной с речевой функцией и активностью мозга.

Логопедический массаж при алалии начинается проработкой лица с применением классических приемов: лобная часть – глазные впадины – щеки – межбровное пространство. Затем массируются зоны носа, рта и язык. После этого разминаются кисти рук, начиная с тыльной стороны ладони снизу вверх по фалангам с переходом на внутреннюю сторону.

При изменениях тембра голоса с искажением звукопроизношения, вызванное нарушениями резонаторной функции полости носа, также назначаются массажные процедуры. Логопедический массаж при ринолалии направлен на активизацию мягкого неба. Для этого с помощью указательного пальца на границе мягкого и твердого неба выполняют поглаживания и растирания для рефлекторного сокращения мышц неба и глотки. Далее проделывают зигзагообразные и точечные движения по небу справа налево и обратно.Уже в раннем периоде необходимо делать логопедический массаж для грудничков и дыхательную гимнастику, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционных и дыхательных органов. Важно подобрать оптимальную программу занятий для ребенка и позу для манипуляций.

Обычно проводится дифференцированный расслабляющий ЛМ для лица и аппарата артикуляции. Методом легких разглаживаний прорабатываются лицевая мускулатура и губы, в том числе с использованием точечного и аппаратного (вибрационного) массажей. Чтобы расслабить шею прибегают к пассивным движениям головы, а это частично снимает напряжение с корня языка.

Логопедический массаж для детей с ДЦП направлен на укрепление и активизацию мышц языка. Для этого используют деревянный шпатель, которым производят поглаживающие и вибрирующие движения.

Основные приемы массажа показаны на рисунках.

При расслабляющем массаже для усиления указанного эффекта можно на лицо пациента за пять минут до процедуры положить теплый компресс, например, полотенце, смоченное в воде 45℃ и тщательно отжатое.

Нужно правильно использовать инструменты и приспособления. Для этого необходима консультация у логопедов там, где делают логопедический массаж. Инструментальный метод часто применяется для массирования языка, дополняя массажные ручные приемы. Но заменять их полностью не стоит, поскольку определить состояние мышечного тонуса может только логопед, опираясь на свои ощущения во время проведения процедуры.

Логопед.Дефектолог.Логопедический массаж лица и органов артикуляции: Видео

Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка . Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист . Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей . Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста . Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота ». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку ». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри ». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку ». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок . Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме