Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Внутригосударственное (национальное) и международное право. Право: сочетание принципов западноевропейского и национального права

О национальном праве многие не имеют никакого представления. При этом международные права, хотя бы как понятие, известны большому количеству людей. И хотя во многом эти понятия схожи, есть и значительные отличия. В нашей статье поговорим об этом вопросе подробнее.

Определение

Национальное право относится непосредственно к одной стране и включает в себя все особенности именно данного государства, действующие в нем законы, специфику культуры и исторические факторы. При этом такое право на самом деле не имеет отношения к какой-то одной нации (за исключением ситуаций, когда все население государства состоит только из людей определенной национальности, что в современном мире практически не встречается). Таким образом, национальное право - это квинтэссенция всех норм и законов, действующих в стране. Они касаются только внутренних дел, но никак не влияют на другие государства. Единственным исключением может быть ситуация, при которой национальное право полностью соответствует международному. Далее рассмотрим, в чем их отличия.

Отличия национального и международного права

Как логично следует из предыдущего описания, главное отличие заключается в том, на каком уровне действует каждый Если национальная разновидность касается исключительно отношений внутри страны, то международная больше ориентирована на регулирование возникающих ситуаций между государствами. И обе эти системы могут пересекаться. Так, международное право оказывает сильное влияние на национальное, буквально вынуждая корректировать внутреннее законодательство для приведения его в соответствие с общепринятыми нормами. Простыми примерами подобного можно считать права человека, интеллектуальную собственность и другие подобные элементы, которые обязательны к выполнению всеми (или большинством стран). Интересен тот факт, что обратное влияние (национальных прав на международные) проявляется крайне редко и возможно только для ведущих стран мира или хотя бы его отдельного региона. В таком случае скорее имеет место навязывание собственных принципов более слабым оппонентам, что не всегда хорошо, хотя в случае со слаборазвитыми странами может сыграть и в плюс.

Система права

Основой национальной любой страны является ее Конституция, так как ни один закон ей перечить просто не может по определению. Уже в этих рамках можно выделить несколько подчиненных элементов, базирующихся на главном в стране документе:

  • Земельное законодательство.
  • Уголовно-процессуальный кодекс.
  • Административное право.
  • Трудовое законодательство.
  • Гражданский и семейный кодекс.

Для того чтобы национальное право действительно работало, как задумывалось, все элементы обязаны работать в согласии друг с другом. То есть дополнять, но не перечить. Необходимо исключить ситуации, которые по одним правилам считаются нарушением, а по другим - нет. К сожалению, учесть абсолютно все нюансы и согласовывать любые изменения просто невозможно, и потому конфликты случаются достаточно часто. Как результат - появляются новые изменения и дополнения, которые несут за собой дальнейшее изменение законодательства. И так без конца или до полной законообразования, что в принципе нереально.

Нормы

Строго регламентированных, раз и навсегда установленных норм национального права как таковых не существует. Тем не менее, учитывая возрастающую роль идеологии глобализации в большинстве цивилизованных стран, все чаще эти нормы приводятся в соответствие с международными аналогами, что значительно облегчает взаимодействие разных стран друг с другом. На данном этапе все чаще принятые в большинстве государств нормы начинают считаться более важными сравнительно с отличающимися от них национальными. Возникающие противоречия обычно решаются изменением действующего законодательства в отдельно взятой стране. И лишь в крайне редких случаях бывает наоборот. Однако нередко некоторые элементы в разных странах, которые ранее не считались общепризнанными, распространяются настолько широко, что начинают требовать к себе отдельного внимания. Выливается это в формирование нового международного закона или поправок к уже действующим.

Принципы

В международном праве есть понятие коллизионных принципов, когда не сразу понятно, по каким именно законам действовать. В нашем случае такой проблемы нет. Национальное право основывается на базовых принципах, логичных для каждого отдельного направления структуры. Например, в Семейном кодексе на первом месте стоит принцип добровольности брака и равноправия. То же самое верно и по отношению к любым другим, перечисленным выше составным элементам. Принципы неоднородны для разных стран. То, что считается нормой в одном обществе, станет абсолютно неприемлемым в другом. На примере того же Семейного кодекса невозможно представить себе его работу (в том виде, в котором он для нас привычен) в странах с идеологией многоженства и/или главенствующим положением мужчин, где женщины о равноправии и не слышали.

Национальные права человека

Государственная система защиты прав человека условно разделяется на три основных группы:

  • Механизм защиты . Под этим определением понимают все права граждан, которые прописаны в Конституции и действующем законодательстве. Они должны сочетаться друг с другом, но не перечить. Особенно неприемлемо действие любых законов вразрез с существующей Конституцией.
  • Институт защиты - это государственные органы, главной задачей которых как раз и является наблюдение за соблюдением прав человека. Самый простой пример - полиция. Она должна как предотвращать возможные нарушения прав человека самим фактом своего присутствия, так и бороться с уже возникшими ситуациями, наказывая виновных.
  • Метод защиты . В данном случае как раз подразумевается именно фактическое или потенциальное наказание за нарушение прав человека. Каждый человек должен быть уверен, что государство в обязательном порядке повлияет на обидчиков. Кроме всего прочего, понимание того факта, что наказание обязательно будет, останавливает огромное количество потенциальных нарушителей.

Субъекты

Главным субъектом любого как иностранного, так и российского национального права является само государство, точно так же, как и в международном варианте. Однако в отличие от последнего другими субъектами считаются сами граждане и созданные ими объединения любой формы собственности. Характерной особенностью субъектов национального права является строгое соответствие вертикали власти. То есть законы и изменения к ним принимаются на самом верху и постепенно спускаются вниз. Обратное движение возможно только в виде просьб, предложений или рекомендаций, которые могут лечь в основу новых изменений. В некоторых случаях часть прав «верхушки» делегируется территориальным органам власти. Например, регулирование продажи спиртного производится в России отдельными областями или регионами самостоятельно, но в рамках допустимых пределов, установленных правительством в Москве.

Российские особенности

Одной из самых основных особенностей национального права в России является выдвижение на первое место международного законодательства. То есть в ситуации, когда то или иное действие считается нарушением по нормам страны, но не является таковым в большинстве других государств, высока вероятность, что наказания не будет. Верно и обратное. Таким образом действуют практически все развитые народы, и на данный момент законодательство практически везде приведено к единому образцу. Такой подход помогает избегать многочисленных проблем во взаимоотношениях между странами и дает четкое понимание того, что и где можно или нельзя делать.

Тем не менее в законодательстве России точно сказано, что главенствующее положение имеют только «общепризнанные» международные нормы. То есть все остальные не имеют такой власти и обязаны подчиняться уже национальному праву. Кроме того, учитываются исключительно те международные права, которые официально зафиксированы в договорах. Любые другие варианты неприемлемы. И что самое интересное, ни одно такое право не может противоречить действующей Конституции РФ. Получается, что вроде как страна принимает международные правила, но фактически только те из них, которые полностью соответствуют национальным.

Особенности других стран

В Австрии все международные нормы считаются одновременно и национальными. Там система построена так, что они дополняют друг друга, а не противоречат. То же самое верно и по отношению к национальному праву таких государств, как Германия, Испания, Италия и многие другие. Тем не менее в некоторых случаях действуют определенные оговорки. К примеру, в Испании международные правила считаются национальными только после их публикации именно в этой стране. То есть при определенном желании можно какой-то невыгодный закон просто не освещать, и нарушением это считаться не будет. А во Франции все подобные договоры, правила или нормы считаются действующими только при условии, что они с одинаковым успехом работают и другой стороны соглашения. Получается, что нельзя просто заключить какой-то договор с Францией и не выполнять его на территории своей страны, так как он не будет иметь смысла.

Вывод

В общем и целом на текущем этапе развития государств национальное право постепенно становится все менее влиятельным и востребованным. В ближайшем будущем возможен вариант согласования между странами единого законодательства, которое и будет использоваться как внутри страны, так и за ее пределами. Однако неизбежно будут возникать проблемы и конфликты, связанные с особенностями культурного фактора разных народов, и, скорее всего, полностью исключить отдельные формы национального права, действующие только в рамках одной страны (или даже отдельных ее регионов) будет невозможно еще очень долго.

- 65.50 Кб

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики

Реферат по Сравнительному правоведению

на тему: «Особенности национального права стран Африки»

Москва, 2008 г.

Введение

Список литературы

Введение

Одна из самых интересных тем из всего курса сравнительного правоведения, на мой взгляд, - это тема, посвященная особенностям обычного права Африки. Интересна она, возможно, потому, что очень мало изучена, сложна в исследовании, но этим и привлекательна. Нельзя не попытаться понять или просто оставить без внимания такой пласт истории, права и ценностей целой континентальной культуры, ведь африканская правовая семья охватывает правовые процессы на огромной территории. В результате особенностей исторического развития сейчас право африканских государств, обретших национальную независимость после распада колониальной системы, сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, так как основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

Следует отметить, что термин «обычное право» часто используется для обозначения традиционного права, которое существовало у африканских народов до колонизации. Традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А.Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений: не было ни юридических текстов, ни манускриптов по правовым вопросам, ни исковых заявлений и т.д.

В традиционном праве моральные и правовые нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей, целью примирения.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения. Все это многообразие дополняется большими различиями по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – развитие традиционного африканского права.

Второй этап – колониальное развитие обычного права и влияние на него основных правовых семей.

Третий этап – независимое развитие, формирование современных правовых систем африканских стран.


Традиционное африканское обычное право

Африканское обычное право является правом групп, сообществ, но не правом индивидов. Эта отличительная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. В брачном праве брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семейных групп, чем союз двух индивидов, и развод был возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество также переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При компенсации ущерба выплату производила одна семья другой, но не одно лицо другому. И, наконец, тяжбы возникали главным образом между сообществами или группами.

В обществах Африки действовали два основных вида судов (иногда в одном обществе они действовали одновременно): это своего рода арбитраж и суд с соблюдением юридических формальностей. В обществе без вождей или при отсутствии централизованной политической власти споры решались с помощью арбитража или переговоров внутри местной общины. В разрешении конфликтов внутри семьи или клана участвовали старейшины и другие влиятельные члены семьи; когда же разногласия возникали между соседями, арбитраж и переговоры вели разного рода официальные и неофициальные лидеры.

Суды, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (например, судам крупных вождей). Суды обладали полномочиями вызывать свидетелей, назначать штрафы и наказания, следить за выполнением своих решений.

Однако вне зависимости от способа разрешения конфликта задача суда или арбитража сводилась не столько к отысканию фактов, формулированию правовых норм и применению их с учетом этих фактов, сколько к наведению порядка, устранению причиненного зла и восстановлению гармонии в общине. Гармонию же можно восстановить только тогда, когда все вовлеченные стороны будут уверены в том, что справедливость восторжествовала.

Следует отметить и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим».


Влияние основных правовых семей на традиционное африканское право

Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становились доминирующими.

Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Так, французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, Романо-голландское, позже измененное под влиянием английского общего права, - в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Причем прецедентное право в африканских странах общего права имел ряд особенностей: в них происходит рост национального прецедентного права и продолжается активное заимствование английских прецедентов.

Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права, которая не противоречила их интересам. Так возникла дуалистическая система права, включавшая в себя право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое и уголовное. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право – оставались в сфере действия обычного права.

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, правом метрополии и колониальным законодательством; с другой – были организованы местные суды, контроль за деятельностью которых осуществляли административные чиновники, которые ведали назначением и смещением членов судов.

Таким образом, можно выделить четыре изменения в обычном праве в колониальный период:

  1. отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;
  2. восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;
  3. введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;
  4. прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.


Формирование современных правовых систем африканских стран

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.

В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в британских колониях действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран поступило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них.

Здесь хотелось бы отметить отдельно историю смертной казни в Африке. В ряде африканских обществ предпочтение отдавалось изгнанию как альтернативе смертной казни. Об этом свидетельствуют многие исследователи традиционного доколониального африканского права. Даже должность палача, существующая ныне, не была известна до прихода колонизаторов в Африку. По обычному праву Уганды, например, убийца обязан был только выплатить родственникам убитого компенсацию женщинами, домашними животными, тканями. Случайное убийство вообще не считалось преступлением. Однако, как свидетельствует М.А. Супатаев, ссылаясь на мадагаскарскую газету «Имунку ваувау» от 25 марта 1988 г., на юге страны были отмечены многочисленные случаи самосуда в соответствии с древними традициями. «Ворам, грабителям, насылавшим “порчу” колдунам и другим лицам, нарушившим “коллективное соглашение”, которое заключается между жителями одной или нескольких деревень, - писала газета, - отрубают голову, а тело сжигают. Хоронить убитого там, где покоятся предки, нельзя, а это, по традиционным верованиям, является самой страшной карой».

На 1 января 2001 г. 10 африканских государств отменили смертную казнь. Страны, уголовные законодательства которых предусматривают смертную казнь как вид наказания, можно разделить на три группы:

 страны, активно применяющие смертную казнь;

 страны, редко применяющие смертную казнь;

 страны, хотя и сохранившие смертную казнь в законе, но не применяющие ее на практике (отменившие смертную казнь de facto).

К странам первой группы относятся Нигерия, Камерун, Эфиопия, Сьерра-Леоне, Судан.

Во вторую группу стран, применяющих смертную казнь, редко входят такие государства, как Зимбабве, Танзания, Гана, Малави. К третьей группе стран относятся такие государства, как Мали, Сенегал, Конго.

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен.

Например, в 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого проекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно. А в Кении для этой задачи были созданы две комиссии: одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. В сентябре 1968 г. комиссии представили итоговые отчеты, в которых содержались рекомендации с целью замены разнообразных норм брачного и наследственного права одним кодексом.

Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом кодификации и систематизации.

Вывод

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права.

Как вывод, я бы хотела также сказать о том, что тема действительно очень интересная, мне понравилось работать с теми немногими источниками, в которых изложены какие-то определенные сведения относительно права Африки; в частности, наибольший интерес вызвала книга А.Х. Саидова по сравнительному правоведению, которая и явилась основным источником в моей работе.


Список литературы

 М. 1981

 Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки», журнал «ПРАВО И ПОЛИТИКА» №6, 2001

 Allot A. New Essays in African Law L., 1970


Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки»

Формирование современных правовых систем африканских стран
Вывод
Список литературы

Национальное (внутригосударственное) и международное право являются самостоятельными, но взаимосвязанными системами права. Если национальное право регулирует отношения внутри страны, то с помощью норм международного права регулируются отношения между государствами и другими его субъектами, согласовываются эти отношения, и только в случае необходимости обеспечиваются коллективным принуждением. Как нормы международного права не имеют непосредственного действия в национальном праве государств-участников международного сообщества, так и нормы национального (внутригосударственного) права не применяются в международно-правовой сфере.

Соотношение национального и международного права - это всегда отношения связи и обратных связей, образующих в комплексе взаимодействие самостоятельных систем.

Формы взаимодействия национального и международного права:

1) национальное право служит своеобразным источником международного права, поскольку нормы последнего создаются в результате соглашения между его субъектами - суверенными государствами, преимущественно с целью удовлетворения национальных интересов. Национальное право определяет организацию и деятельность государства, его политику не только внутри страны, но и на международной арене через внешнюю политику и дипломатию утверждает правовые нормы и принципы, закрепленные в моральном сознании своего народа, отечественных нормативно-правовых актах и тем влияет на международное право. Необходимость объединить потенциал двух систем (национальной и международной) в деле достижения и охраны высших ценностей человеческой цивилизации требует от внешнеполитической деятельности любого государства привносить в международное право успехах национального права, с учетом которых оно обновляется. Нормы национального права, отражающих национальные обычаи, традиции и являются объективными закономерностями социального бытия, будучи трансформированы в нормы международного права, служат источниками международного права, в частности способствуют возникновению международных обычаев.

По структуре международное право приближается к структуре национальной системы права (разделение на частную и публичную, наличие отраслей права - экономическое, космическое, воздушное, морское, охраны окружающей среды, уголовное право и др.);

2) международное право, его нормы и принципы определяют идейную и нормативную основу национального права. Общечеловеческие принципы и нормы, содержащиеся в международном праве, требуют от национального права, законов страны быть их хранителями. Нормы права, прежде чем стать частью национального права, проверяются на соответствие общечеловеческим ценностям, которые содержатся в международном праве. Конституции ряда государств закрепляют основные принципы и нормы международного права, создающие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут учтены государственными органами и должностными лицами во внутренней жизни страны.

В процессе заключения государством различных международных договоров (соглашений, конвенций), подписание международных деклараций, вступления в международные организации (вступление Украины в СЕ) национальное право обогащается за счет международного. Примером связи между национальным и международным правом является основополагающий принцип международного права pacta sunt servanta ("договоров надо соблюдать"). Применение норм международного права во внутригосударственной сфере обусловлено принципом добросовестного выполнения международных обязательств (bona fides), а также формулой статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания относительно неисполненного им договора". При помощи международных договоров, соглашений происходит унификация ряда отраслей внутригосударственного права, то есть приведение к единству правовых норм, действующих в пределах различных государств и государственных образований. Например, государство с помощью норм международного права устанавливает ширину территориального моря или стандарты охраны окружающей среды или прав человека, то есть в такой способ реализует и конкретизирует нормы международного права. Нормы внутригосударственного права нередко корректируются при вступлении государств в международные и европейские организации. Так, при вступлении Украины в Совет Европы наряду с ратификацией Европейской конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод, как обязательное условие было выдвинуто ратификация протокола к конвенции об отмене нормы, санкционирует смертную казнь.

Защита прав человека на внутригосударственном уровне менее эффективен, если внутреннее право не открытое нормам и принципам международного права. В национальном праве должны законодательно закрепляться действие норм международного права и условия их реализации.

Принципы соотношения национального и международного права:

1) принцип приоритета международного права (международных договоров) над национальным - предполагает, что при их разногласий применяются нормы международного права (договора). Этот принцип принимается государствами или в законодательном порядке, либо на практике. Так, в США международный договор, как и Конституцию и законы государства, изданные в ее исполнение, отнесено к высших законов страны. В конституциях ряда стран (Германии, Греции, Болгарии, Испании, Кыргызстана, РФ, Литвы, Армении и др.) определены международные договоры как составная часть правовой системы (или права, или законодательства). Приоритет международного права перед национальным правом сопровождается ответственностью государства за выполнение международно-правовых норм и решений;

2) принцип приоритета национального права над международным - предполагает, что при расхождении норм международного и национального права применяются нормы национального права, поскольку международное право расценивается как сочетание международно-правовых норм различных государств. Считается, что нормы международного права применяются в том случае, если они не противоречат национальному праву;

3) принцип дуализма - предполагает взаимодействие обеих систем права (национального и международного), поскольку основывается на признании их наличии.

в настоящее время является действующим принцип приоритета международного права (договора) над национальным, если его нормы признаны государством в законодательном порядке. Преимуществом перед национальными законами обладают те международные договоры, которые в установленном законом порядке ратифицированы и опубликованы.

Нормы международного права в национальном праве реализуются через следующие системы:

1) система инкорпорации (прямой способ) - включения в национальную систему права правил международного договора в силу акта ратификации или иного вида принятия договора и непосредственное применение норм международного права государственными органами, прежде всего судами, а также должностными лицами и гражданами. Эта система характерна для РФ, США, Франции и Германии, поскольку на территории этих государств нормы международного права имеют прямое действие. Систему инкорпорации называют еще прямой трансформацией или включением, а правила международного договора - "самовиконуючими", то есть такими, что не нуждаются в конкретизации со стороны государства;

2) система трансформации (опосредованный способ) - способ выражения согласия государства на обязательность для нее международного договора, если на его основе выдается национальный (внутригосударственный) нормативный акт, который более-менее воспроизводит содержание договора. Сама по себе норма международного права не наделяет человека правами, только нормы внутреннего законодательства дают возможность лицу осуществлять права и обязанности, гарантированные государством в связи с заключенным ею международным соглашением. То есть, чтобы приобрести применение, нормы и принципы соответствующих международных договоров имплементируются - воплощаются в национальное право. Эта система действует в Великобритании и других странах общего права;

3) смешанная система - объединяет и систему трансформации, и систему инкорпорации.

Совсем не принципиально, какой способ введения норм международного права в национальное право (система трансформации или система инкорпорации) взятый государством за основу. Главным является то, чтобы международно-правовые нормы находили освещения в правовой системе государства и имели приоритет над внутренними правовыми нормами в случае коллизии (столкновения) с ними.

Принципы соотношения права ЕС и национального права:

o приоритет права ЕС над национальным;

o прямое действие права ЕС на территории государств-членов".

Внутригосударственное (национальное) и международное право

Иванов. Системы национального права (институты, отрасли и другие структурные объединения, регулирующие правоотношения в пределах конкретного государства, страны - французское право, российское право). Системы международного права (охватывает институты, отрасли, которые регулируют межгосударственные, международные правоотношения, в которые вступают суверенные субъекты, страны и некоторые другие участники). Оба вида систем тесно взаимосвязаны и взаимодействую друг с другом.

Считается, что приоритетом обладает система межнационального права, но это ошибочное мнение, т.к. общепризнанными ценностями можно считать разные их виды (не только европейские).

Рыбаков. Международное право - общепланетарная правовая система, регулирующая межгосударственные отношения, а также внутригосударственные отношения, осложняемые иностранным элементом.

Особенности: 1) субъектами права выступают суверенные государства. Субъектами внутригосударственного права являются ФЛ и ЮЛ, органы государства; 2) объектом (предметом) регулирования являются отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное право регулирует отношения в рамках государственных границ; 3) особый процесс нормотворчества - в нем нет центральных законодательных органов и исполнительных органов. Нормы создаются самими участниками отношений, т.е. государствами; 4) отсутствие обязательной юрисдикции. Спор о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в международном суде только с согласия спорящих сторон; 5) функциональные связи в сфере нормотворчества и правоприменения носят преимущественно координационный характер, в системе национального права - в основном субординационный; 6) в сущностном плане представляет собой согласованную волю субъектов международно-правового общения; 7) источниками выступают договоры, пакты, декларации, резолюции; 8) представлено в единственном числе, национальные правовые системы - во множественном; 9) возникало на более поздних этапах общественного развития, чем национальное, - в буржуазный период.

Международное право складывается из двух подсистем: международное публичное право и международное частное право. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права: есть различные точки зрения: 1) международное право входит в национальную правовую систему, составляет часть; 2) не входит в национальную правовую систему, занимает особое самостоятельное положение; 3) промежуточная правовая система (частично межгосударственная и частично внутригосударственная). Конституция РФ п. 4 ст. 15: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы…», данное положение содержится и в конституциях других стран, =>, подобная конституционная практика не лишает международное право самостоятельности и обособленности.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права: два варианта - 1) приоритет международного права над внутригосударственным; 2) приоритет внутригосударственного права над международным. Примат международного права над внутригосударственным может быть законодательно закреплен. Конституция РФ п. 4 ст. 15: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». Способы влияния международного права на внутригосударственное: 1) инкорпорация - включение в состав национального права норм или совокупность норм международного права без существенных изменений; 2) трансформация - предполагает определенное преобразование норм международного права путем их развития, конкретизации и приспособления к национальной системе права и включения в состав последней; 3) имплементация - включает в себя и трансформацию, и случаи отсылок в коллизионных нормах национального права к международному.

Формы применения международного права на территории России: 1. Непосредственное применение общепризнанных норм международного права в случае пробелов в российском законодательстве; 2. Применение ратифицированных договоров вместо несоответствующих им норм российского законодательства;

  • 3. Применение не подлежащих ратификации межгосударственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов Президента; 4. Применение не подлежащих ратификации межправительственных договоров вместо не соответствующих им нормативных органов Правительства.
  • 51. Понятие правовой системы и семьи правовых систем

Правовая система - действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1) право - ядро правовой системы; 2) юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3) господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, которые используются в рамках правовой системы); 4) действующие в рамках системы источники правовых норм; 5) юрисдикционные органы.

Система права - более узкое понятие, чем правовая система. Значение правовой системы: показать, как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Разграничение понятий «система права» и «правовая система» возникло в связи с дискуссиями по вопросу субстрата права. Более широким понятием является правовая система. Система права поясняет, что такое система права как система и какие связи между ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях.

Нерсесянц. Правовая система - научная категория, дающая многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Выделяются следующие правовые семьи: 1) романо-германская, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, 4) правовая семья общего права, 5) мусульманская, 6) индусская, 7) семья обычного права, 8) дальневосточная. В зависимости от идеологии и юридической техники также выделяют: 1) романо-германскую (семью континентального права); 2) англосаксонскую (семью общего права); 3) религиозную (семью мусульманского и индусского права); 4) традиционную (семью обычного права).

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем: 1) внутри романо-германской правовой семьи выделяют: А) группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, право латиноамериканских стран, каноническое право и Б) группу германского права, в которую входят правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. 2) внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. 3) славянская правовая семья включает: А) группу российского права (Россия и ее субъекты) и Б) западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария).

В современном праве Японии переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, и после Второй мировой войны - американского права.

Л. X. Саидов

Право Японии в Новейшее время претерпело значительные изменения. Оно развивалось по достаточно оригинальному пути, сочетая принципы западноевропейского законодательства с некоторыми институтами японского происхождения. С конца XIX в. отмечалось заимствование японцами французского и немецкого права. О значении рецепции германского права говорит бытовавшая в то время фраза: «Что не является немецким правом, не является правом вообще».

В соответствии с традициями континентального права японская юридическая наука разделяла право на публичное и частное. В последнее время ряд японских правоведов обращают внимание на сложность и определенную условность выделения публичной и частной составляющих правовой системы.

Поражение Японии и ее семилетняя оккупация американскими войсками привели к существенным изменениям в японском праве. Это способствовало тому, что англо-американская правовая семья (преимущественно в ее американском варианте) стала оказывать доминирующее влияние на развитие японского права. Наиболее ощутимо оно проявилось в конституционном, гражданском, торговом и уголовно-процессуальном праве.

Вместе с тем право в Японии отмечено достаточно ярко выраженным национальным своеобразием. На его формирование оказали влияние синтоизм, буддизм и конфуцианство. С синтоизмом было связано становление японской государственности, основанной на культе императорской династии и эмоциональном единстве нации. С помощью отдельных положений буддизма происходило обоснование иерархичности общественного строя. Конфуцианство послужило фундаментом социальной этики. Сложившееся под влиянием этих религиозных течений, японское правосознание характеризуется понятием «ва» (дух гармонии). В этом понятии соединяются присущие японской культуре представления об иерархии и гармонии. Принцип «ва» требует уклоняться от критики (критика допускается только в завуалированной форме, чтобы критикуемый «не потерял своего достоинства») и предполагает мирное, полюбовное разрешение споров, возникающих в сфере управления.

В Новейшее время в основном действовало гражданское законодательство конца XIX - начала XX в. После Второй мировой войны гражданское право было модернизировано. В этом, наряду с переработкой старых гражданских уложений, большую роль сыграли новые обобщающие законодательные акты - так называемые Основные законы (об образовании 1947 г., о сельском хозяйстве 1961 г., о защите интересов потребителей 1968 г. и др.). Наличие таких актов стало важной вехой в истории японского гражданского права.

Произошла трансформация основных институтов гражданского права в сторону большей степени учета интересов общества в целом. Из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права, и прежде всего трудовым и социальным правом.

Изменения коснулись семейного и наследственного права. Исходной точкой реформы послужило положение новой японской конституции о равенстве супругов и личной свободе в браке. Был ликвидирован институт главы семейства и клановой семьи в целом. Браки стали заключаться свободно, и только несовершеннолетним требовалось согласие родителей. В решении вопросов семейной жизни, местожительства, выбора фамилии и т.д. права мужа и жены стали равными.

Изменилось содержание родительской власти в отношении детей. Она была признана за обоими родителями. Вместе с гем на семейные суды возлагались право и обязанность лишать родителей их власти в случае, если она признавалась злоупотреблением. Некоторые формальные пережитки все-таки сохранились: родители давали разрешение ребенку на занятие профессией, имели право подвергать ребенка наказанию и т.д. Сохранялись традиции старой патриархальной семьи в наследственном праве.

Постоянно росло число законов, являвшихся источниками административного права. К началу 1980-х гг. в Японии действовало свыше 1500 законов, при этом более 1000 законов относилось к сфере государственного управления и административного права. К числу основных законов в административном праве относятся законы о кабинете министров, об организации государственного управления, о государственных служащих, о местном самоуправлении и некоторые другие законодательные акты.

К разряду обычных законов могут быть отнесены законы о статусе министерств и ведомств, в которых устанавливаются структура, штаты, основные задачи центральных органов публичной администрации, механизмы межведомственной координации, а также многочисленные законы об отраслевом регулировании.

Японское административное законодательство, в отличие от гражданского, не кодифицировано. Административно-правовые нормативные акты собраны в Сборнике действующих законов и постановлений, который издается Бюро юридических исследований при министерстве юстиции.

Совершенствовалось уголовное законодательство. В начале XX в. (1907 г.) в Японии было принято новое Уголовное уложение, закрепившее вплоть до окончания Второй мировой войны германское влияние на уголовное право Японии. Была заметна его политическая направленность. На первое место были поставлены преступления против императорской фамилии. Жестокие наказания устанавливались за любую «бунтовщиче- скую» деятельность.

Было расширено судейское усмотрение и введены институты условного осуждения и условного освобождения. Допускалось смягчение наказания по усмотрению суда. Что касается определения размеров наказания, то свобода судейского усмотрения определялась здесь двумя обстоятельствами: во-первых, суд мог маневрировать в выборе размера санкции, пользуясь тем, что законодатель зафиксировал сильно расходящиеся верхние и нижние пределы санкций; во-вторых, законодатель предусмотрел, что суд может увеличить наказание выше предела, установленного законом (при квалификации преступления как рецидивного).

Данное Уголовное уложение в течение всего довоенного периода сохраняло центральное место в системе уголовного права. Оно постоянно пополнялось новыми уголовными законами и уголовно-правовыми нормами законодательства, содержащими различного рода изменения.

Реальные крупные перемены в уголовном законодательстве последовали после падения авторитета монархии и в общей связи с широкой правовой реформой, проведенной после Второй мировой войны. Законом 1947 г. из Уложения были исключены преступления против императорского дома, упразднены семейно-моральные преступления вроде нарушения супружеской верности. Вместе с тем в него были введены наказания за военные преступления, за преступления против мира и человечности и др. В основном же до конца XX в. уголовное право основывалось на принципах Уложения 1907 г. Некоторые его положения актуальны и в современный период.

В целом влияние зарубежного права не было всеобъемлющим. Влияние права США на японскую правовую систему оказалось не настолько сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права.

Вводились самобытные новеллы, неизвестные буржуазному праву. Некоторые акты свидетельствовали о влиянии как континентального, так и англосаксонского права. Большинство институтов основных отраслей японского права: гражданского, гражданско-процессуального и уголовного - по-прежнему базировалось на традициях романо-германской правовой семьи.

Судебная система Японии носила разветвленный характер. В 20-е гг. XX в. основными органами общей юстиции стали местные и районные суды, рассматривавшие основную массу гражданских и уголовных дел. Местный судья единолично решал незначительные дела, в основном гражданские с небольшой суммой иска. В районных судах дела решались коллегиально, кроме того, районные суды выступали как суды второй инстанции в отношении местных судов. Незначительные правонарушения разбирали низовые полицейские суды.

Существовали окружные апелляционные суды, где дела рассматривались только в порядке обжалования. Во главе судебной системы находился Верховный суд. В нем разбирались обвинения в государственной измене, выступления против членов императорской династии и др.

Особую систему составляли суды по семейным делам. Они действовали при окружных судах и рассматривали споры о наследстве, споры, связанные с семейным правом, выполняли посреднические функции по семейным делам. В 1921 г. был создан арбитраж по коммерческим спорам.

С принятием новой Конституции Японии была реформирована и судебная система. Конституция установила полную самостоятельность судебной ветви власти, несменяемость судей, гласность и открытость судопроизводства. Новая судебная организация была установлена Законом о судоустройстве 1947 г.

В соответствии с ним была сформирована четырехуровневая система судов, единых для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Упразднялись особые и административные суды. Основная масса дел разбиралась в так называемых суммарных (в стране было учреждено около 600 таких судов) и районных судах. Председатели всех судов назначались от имени императора, судьи - министерством юстиции.

Действовали Высокие суды, рассматривавшие апелляции на решения низовых органов юстиции. Верховный суд помимо апелляционных функций был наделен полномочиями конституционного надзора и управления судебными делами.

В 1949 г. усовершенствованию подверглись и семейные суды, которые стали частью общей юстиции. Суды были образованы повсеместно и решали вопросы об ответственности несовершеннолетних с учетом мнения органов социальной защиты и воспитательных учреждений.

Сегодня судебную ветвь власти Японии возглавляет Верховный суд. Он осуществляет конституционный контроль, а также является высшей инстанцией для рассмотрения других дел, окончательно рассматривает дела о преступлениях против государства. Верховный суд осуществляет полномочия судебного управления, издает руководящие указания для нижестоящих судов, обобщает судебную практику.

Существуют окружные суды, которые рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляционной инстанцией для так называемых дисциплинарных судов - низшего звена всей судебной системы.

В дисциплинарных судах слушаются мелкие уголовные дела и гражданские дела с определенной ценой иска. Дела рассматриваются единолично судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Сам процесс судопроизводства содержит как рецепированные романогерманские модели, так и традиционные нормы, сложившиеся в прошлом . Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет возможность выбрать специальную, примирительную процедуру. Согласно этой процедуре, компетентный суд создает по заявлению одной из сторон специальный арбитражный комитет в составе двух-трех неспециалистов и под председательством назначаемого в большинстве случаев профессионального судьи. Этот комитет вызывает и выслушивает спорящие стороны, а затем пытается склонить их к мировому соглашению. В случае неудачи такой попытки иск может быть подан в судебном порядке. На практике согласительные процедуры имеют большое значение, тем более что суды зачастую пользуются возможностью приостановить рассмотрение дела и передать его в арбитражный комитет .

Данное явление в японском судопроизводстве не стоит переоценивать. В последние годы значительно возросло число судебных процессов, особенно касающихся защиты окружающей среды и ответственности за качество производимой продукции. С подобными исками выступают тысячи истцов.

Говоря о будущем японского права, Р. Давид справедливо утверждает, что даже если японские правовые институты будут полностью вестернизированы, а юридическая техника модернизирована, применение права все равно будет ощущать на себе живучесть и действенность традиционных принципов этой страны .

Несмотря на определенную схожесть японской и западной систем права и судопроизводства, правовая система Японии характеризуется рядом институтов, выработанных собственно японской практикой. Традиционное начало выражается прежде всего в особенностях нравопонимания в японской культуре.

Японцев сегодня отличают высокая степень корпоративизма и верно- подданничества, равнодушие к свободе личности и человеческому достоинству, когда дело касается их лично. Японцы стараются по возможности избегать судебных разбирательств, предпочитают посредничество третьих лиц в разрешении различных коллизионных ситуаций. Им свойственна высокая степень ответственности при исполнении обязательств. Обращение в суд с точки зрения японской этики - поступок, достойный порицания, поскольку любой спор можно решить полюбовно . Именно это наделяет особым значением деятельность участкового полицейского, который является частым и желанным гостем в домах, всегда готов уладить возникающие проблемы. Японская полиция наделяется правом самостоятельно принимать меры в отношении малозначительных преступлений. Такие полномочия, предоставляемые полицейским, помимо прочего позволяют значительно сократить нагрузку на органы уголовной юстиции, что позволяет последним сосредоточить свои усилия на рассмотрении серьезных преступлений. По данным японской статистики, число лиц, в отношении которых была применена указанная система, составило около 40% всех взрослых, задержанных полицией по подозрению в совершении преступлений. В связи с совершением малозначительных преступлений (кражи, укрывательства краденого, мошенничества и др.) и с причинением незначительного ущерба дела этих лиц были разрешены полицией путем вынесения им официальных предостережений. Надзор за правильностью применения процедуры принятия мер по малозначительным делам осуществляет прокурор.

Вступили в силу положения, которые предусматривали судебные разбирательства с участием непрофессиональных судей, избираемых из числа граждан страны. Предложенная структура представляет собой гибрид системы судов присяжных, утвердившихся в странах англо-американского права, и системы судов, свойственных странам континентальной системы права.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы особенности государственно-правового развития Японии в первой половине XX в.?
  • 2. Каковы причины и последствия установления фашистского режима в Японии?
  • 3. Как сказался на развитии послевоенной Японии американский оккупационный режим?
  • 4. Каковы форма правления и государственного режима Японии по Конституции 1947 г.?
  • 5. В чем заключалась система сдержек и противовесов по Конституции 1947 г.?
  • 6. Каковы особенности государственного строя Японии между мировыми войнами?
  • 7. Почему послевоенная политика демократизации очень скоро сменилась политикой «обратного курса, ужесточением политического режима?
  • 8. В чем особенности современного государственного устройства Японии?
  • 9. Какие изменения произошли в правовой системе Японии?

Тесты

  • 1. «Ассоциация помощи трону», образованная в довоенной Японии, выполняла функции:
    • а) политической партии;
    • б) службы безопасности парламента;
    • в) профсоюзов.
  • 2. Каковы причины установления в предвоенной Японии фашистской корпоративной системы:
    • а) экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг.;
    • б) выступление военных за отмену буржуазно-демократических реформ;
    • в) вмешательство государства в сферы общества;
    • г) массовый террор полиции против левых сил;
    • д) милитаризация всех сфер жизни?
  • 3. В послевоенной Японии по Конституции 1947 г. была установлена форма правления:
    • а) парламентская республика;
    • б) президентская республика;
    • в) парламентская монархия;
    • г) смешанная республика.
  • 4. Функции конституционного надзора в Японии выполняет:
    • а) Конституционный суд;
    • б) Конституционный совет;
    • в) Верховный суд;
    • г) Палата советников.
  • 5. Какая инстанция возглавляет судебную систему Японии:
    • а) Верховный суд;
    • б) парламент;
    • в) император?
  • 6. Какие суды выступают в качестве апелляционных инстанций:
    • а) высшие суды;
    • б) верховный суд;
    • в) территориальные суды?
  • 7. Существует ли в Японии институт присяжных заседателей?
  • а) нет;
  • б) да;
  • в) только по делам об умышленных убийствах?
  • 8. Что такое то в системе высших префектур:
    • а) осака;
    • б) токио;
    • в) хоккайдо;
    • г) КИОТО?
  • 10. Какие цели предусматривали послевоенные реформы государственного управления:
    • а) демилитаризация Японии;
    • б) чистка государственного аппарата, суд над военными преступниками;
    • в) парламентские реформы;
    • г) ограничение прерогатив императора:

Задания

  • 1. Объсните, почему Японии в Новейшее время удалось избежать порабощения индустриальн ы ми странами?
  • 2.11одумайте, почему Японии удалось избежать крупных социальных потрясений.
  • 3. Объясните и покажите на конкретных примерах, что отличительной чертой формирования права Японии Новейшего времени является сочетание принципов западноевропейского права и национального права.
  • 4. Объясните большое влияние на все слои японского общества монархии.
  • 5. Объясните, какие мотивы в отношении к государству со стороны граждан Японии мы можем отметить в послевоенные годы? Почему произошла демократическая коррекция в государственно-правовой структуре?
  • 6. Охарактеризуйте судоустройство и судопроизводство современной Японии.
  • В Новейшее время в процесс судопроизводства постоянно вносились изменения.Так, в 1926-1929 гг. был принят Гражданско-процессуальный кодекс, установивший новыйпорядок разбора дел (в день можно было заслушивать лишь одного свидетеля, и любое делорастягивалось на месяц-полтора). Действовал институт присяжных заседателей. Представителями государства в процессах выступали прокуроры. Новый Уголовно-процессуальныйкодекс (1947 г.) существенно демократизировал уголовный процесс, отменив важное ранеепредварительное слушание, основанное на презумпции виновности обвиняемого. В 1949 г.был принят Закон об адвокатуре. В последующий период эти документы дополнялисьв соответствии с изменяющимися условиями, а также принимались новые законы.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме