Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Последовательность групп источников права социального обеспечения. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация

Понятие «источник права» является многозначным. В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила.

В данном аспекте оно практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права» и рассматривается в настоящей главе.

В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, прецедент (судебный или административный). Состав источников конкретной отрасли права определяется природой регулируемых ею отношений (Приложение. Рис.8.).

Рисунок 8. Источники права социального обеспечения

Важнейшей функцией современного государства является функция социальной защиты населения. В целях сохранения социальной стабильности государство выделяет на социальное обеспечение средства с учетом своих экономических возможностей и создает соответствующие государственные структуры. Именно поэтому веления государственных органов относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов, которые служат основным источником права социального обеспечения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Правовая база для этого заложена Конституцией РФ, в соответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы – это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел.

В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты, принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.141; Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.93.).

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами, содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.).

Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе правоотношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовременные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) – средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Решение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуального подхода к предмету данной отрасли права.

Что касается судебного прецедента, то он официально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Постановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» и др.

Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества, что в полной мере касается и социального обеспечения.

Нельзя не отметить и особое значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Студентам следует хорошо усвоить разницу между материальными и формально-юридическими источниками права, понимать сущность современных теоретических взглядов на систему источников российского права.

Понятие «источник права» является многозначным. Его можно исследовать в материальном, философском, юридическом и других аспектах.

В материальном смысле оно раскрывает объективные причины разработки и принятия правовых норм. Эти причины коренятся в условиях жизни общества. В юридическом смысле данным понятием обозначают способ выражения государственной воли, способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила. В этом аспекте понятие «источник права» практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права».

Под источниками права социального обеспечения понимаются результаты нормотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, судебный прецедент. Состав источников конкретной отрасли права определяется природой регулируемых ею отношений.

Отношения в сфере социального обеспечения имеют ярко выраженный публичный характер . Как уже отмечалось, в целях сохранения социальной стабильности общества функцию социального обеспечения принимает на себя государство. Именно поэтому веления государственных органов относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативных правовых актов .

Следовательно, основными источниками права социального обеспечения являются нормативные правовые акты. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Согласно Конституции общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (ч. 4 ст. 15). Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Общепризнанные принципы — это основополагающие императивные нормы, т. е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН. Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права источниками права являются международные договоры РФ, а также договоры СССР, в отношении которых РФ продолжает осуществлять международные права и обязательства в качестве государства — продолжателя Союза ССР.


Международный договор — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами, либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т. п.). Международные договоры РФ могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в РФ непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. К данной группе источников права социального обеспечения относятся нормы Пакта об экономических, социальных и культурных правах, конвенций МОТ, ратифицированных СССР или Российской Федерацией, соглашений стран СНГ по вопросам социального обеспечения и нормы других ратифицированных международных договоров.

Источниками права социального обеспечения служат акты ООН и МОТ, региональных объединений государств Европы, СНГ, двусторонние и многосторонние договоры РФ. В основе самой распространенной классификации нормативных правовых актов лежит их юридическая сила , которая определяется компетенцией и положением органа, его издавшего, в системе правотворческих органов. По данному признаку все российские нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Среди законов особое место принадлежит Конституции. Во-первых, она обладает юридическим верховенством над всеми иными источниками права вообще. Во-вторых, она закрепляет весь комплекс социально-экономических прав человека. Нормы Конституции гарантируют создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7); социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); предусматривают, что материнство, детство
и семья находятся под защитой государства (ст. 38); каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

С точки зрения организации содержания законы принято делить на кодифицированные и обыкновенные (или текущие). Единого кодифицированного закона (типа кодекса), охватывающего всю совокупность отношений, в сфере социального обеспечения до сих пор не принято, хотя эта проблема остается чрезвычайно актуальной. Реформа государственной системы социального обеспечения значительно активизировала законотворческий процесс. Но ускоренная подготовка новых законов во многих случаях негативно отражается на их качестве. Новые федеральные законы характеризуются крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.

Одни и те же понятия в них формулируются по-разному. Не во всех законах предусматриваются источники финансирования и механизмы реализации прав, что превращает их в декларации. Среди типичных недостатков федеральных законов следует назвать: бессистемность, противоречия, дублирование, пробелы, коллизии, большое количество отсылочных норм. Все это снижает эффективность правового регулирования и затрудняет правоприменительную деятельность. Кодифицированными законами являются Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закон об основах социального обслуживания, Закон об основах обязательного социального страхования и др.

Сфера действия законов обусловливается федеративным устройством государства. В соответствии со ст. 72 Конституции координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения могут приниматься на федеральном и региональном уровнях.

Определенной компетенцией в области социального обеспечения обладают и органы местного самоуправления. Но правотворческая активность этих органов существенно ограничивается бюджетными возможностями. К их ведению относится организация оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, предоставление денежной и натуральной помощи малоимущим лицам и др.

В случае расхождения федеральных законов с законами субъектов РФ действуют федеральные законы. Согласно ст. 76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Это же правило применяется и в отношении актов органов местного самоуправления.

Региональное законотворчество в сфере социального обеспечения динамично развивается. Законами субъектов РФ регулируются условия предоставления адресной социальной помощи, утверждается величина прожиточного минимума, закрепляются стандарты максимально допустимой доли расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, вводятся дополнительные пенсии для престарелых граждан и пособия в связи с рождением детей, определяется порядок исчисления выслуги лет государственных служащих в органах власти субъектов РФ и решаются другие вопросы. На региональном уровне к числу источников права социального обеспечения относятся также и законы субъектов РФ, предусматривающие законодательные гарантии по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных, малоимущих слоев населения.

На территориальном уровне к источникам права социального обеспечения относятся акты местных органов самоуправления. Такие акты предусматривают дополнительные к федеральным меры социальной поддержки граждан на соответствующей территории. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по юридической силе, по видам общественных отношений, регулируемых ими, по субъектам отношений по социальному обеспечению, а также в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения.

Разновидностью классификации по сфере действия является объединение источников по кругу лиц . Речь идет о дифференциации социального обеспечения с учетом субъектов, нуждающихся в особой социальной защите (женщины, дети, инвалиды, престарелые) и их материального положения. Дифференциация осуществляется с помощью специальных законов и норм, которыми устанавливаются дополнительные права, преимущества или изъятия. Ряд вопросов социального обеспечения регулируется указами Президента РФ.

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов о пенсионном обеспечении, об обеспечении граждан пособиями либо устанавливают дополнительные меры социальной защиты для определенных слоев населения. Постановления Правительства РФ также координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых федеральных законов
и указов Президента РФ и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан. Правительством РФ установлены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные трудовые пенсии.

Ежеквартально Правительство РФ утверждает величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и для основных социально-демографических групп, с учетом которой предоставляется государственная социальная помощь. Нормативные правовые акты федеральных министерств занимают следующую ступень в иерархии источников права социального обеспечения на федеральном уровне. Это прежде всего постановления Министерства труда и социальной защиты России, которое осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам социального обеспечения. Продолжают также действовать постановления бывшего Минтруда России, в соответствии с которыми в ряде случаев производятся социальные выплаты либо предоставляются социальные услуги.

К числу источников относится также целый ряд нормативных правовых актов СССР, которые продолжают действовать в части, не противоречащей действующему российскому законодательству. В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты , принимаемые непосредственно в организации, в том числе локальные нормы, включаемые в коллективные договоры. Они имеет ограниченную сферу действия, т. к. распространяются только на работников конкретной организации. В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами , содержащими общеобязательные правила поведения.

Вопрос об отнесении коллективного договора к источникам права социального обеспечения представляется спорным. Однозначно определить отраслевую принадлежность отношений, возникающих на основе коллективных договоров, с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Пока масштабы этого явления незначительны. Ситуация может измениться в результате реформы льготного пенсионного обеспечения и перевода досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда (вредными, тяжелыми), работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в профессиональные пенсионные системы.

Государство будет регламентировать основные условия профессионального пенсионного обеспечения (ставки взносов, продолжительность страхового стажа и др.) и контролировать их исполнение. При этом положения, касающиеся приобретения права на пенсию в конкретных отраслях, производствах и профессиях, будут фиксироваться в территориальных или отраслевых соглашениях, в коллективных договорах. Их правовая природа требует глубокого научного анализа, для которого пока нет необходимых данных, поскольку федеральный закон о профессиональных пенсионных системах еще не принят.

Судебная практика официально не признается источником российского права. Вместе с тем, следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Правда, это относится не ко всем актам Конституционного Суда, а только к его решениям в форме постановлений. Они принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим.

Постановления Конституционного Суда России являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решения Конституционного Суда по конкретному делу имеют общий характер, т. е. распространяются на всех граждан РФ, попавших в аналогичную ситуацию, подлежат применению до внесения необходимых изменений в законодательство, являются императивными.

Нельзя не отметить особое значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ для правоприменительной практики, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях. Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства.

В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Правоотношения в сфере социального обеспечения

Правоотношения в сфере социального обеспечения представляют собой определенную общественную связь между гражданами, с одной стороны, и органами государства (либо иными уполномоченными органами), осуществляющими социальное обеспечение на основе правовых установлений, — с другой. Правоотношения в сфере социального обеспечения по своей сущности являются распределительными.

Правоотношение по социальному обеспечению — это возникающее на основе юридических фактов отношение по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите по независящим от них обстоятельствам, в которых граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, пособия, компенсации либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несет юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

В системе правоотношений права социального обеспечения центральное место занимают материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социальных рисков в денежных средствах, медицинских или социальных услугах.

С учетом особенностей формы удовлетворения потребностей их можно разделить на две группы:

По предоставлению денежных выплат;

По оказанию бесплатных (или частично платных) для потребителя медицинских или социальных услуг.

Указанные правоотношения являются имущественными, поскольку в качестве их объектов выступают материальные блага, имеющие стоимостное выражение.

С юридической точки зрения эти правоотношения представляют собой публично-правовые обязательства. В силу этих обязательств одна сторона (физическое лицо или семья) имеет право получить конкретный вид социального обеспечения (пенсию, пособие, медицинскую услугу) при наступлении установленного законом социального риска, а другая (государство в лице его органов или иных организаций, действующих по его поручению) обязуется их предоставить. Это означает, что имущественные права принадлежат физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государство или иные организации, действующие по поручению государства. Таким образом, через активную правоприменительную деятельность государственных органов или учреждений, а также негосударственных организаций, выполняющих возложенные на них государственные функции, реализуются субъективные права физических лиц, пострадавших от социальных рисков.

Важно, что права и обязанности сторон рассматриваемых правоотношений не могут быть изменены ни по взаимному соглашению, ни в одностороннем порядке. Даже в тех случаях, когда применяется договорная форма правоотношений, рамки договорной свободы поведения сторон жестко ограничены законом. В частности, договор на медицинское обслуживание заключается на базе типового договора, утвержденного Правительством РФ и содержащего все необходимые условия, отступление от которых не допускается. Это объясняется спецификой медицинских услуг и прямой заинтересованностью государства в сохранении общественного здоровья населения, а также целевым характером государственных средств на медицинскую помощь и осуществление федеральных программ по профилактике социально опасных заболеваний.

В этом состоит одно из существенных отличий правоотношений по социальному обеспечению от гражданских правоотношений, где субъекты сами определяют их содержание в допустимых законом пределах (например, на получение дополнительных медицинских услуг). Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются публично-правовыми обязательствами, возникающими между государственными органами (учреждениями) или негосударственными организациями, действующими по поручению государства, и физическими лицами, утратившими трудовой доход или внутрисемейное содержание в результате наступления установленных законом социальных рисков.

В зависимости от видов обеспечения правоотношения классифицируются:

На пенсионные;

По поводу пособий и компенсационных выплат;

По поводу социального обслуживания.

Данная классификация позволяет выявить лишь общие видовые различия правоотношений в сфере социального обеспечения, но не дает представления о конкретных их элементах (субъектах, объектах, содержании, основании возникновения, изменения и прекращения). Указанная классификация дополняется другой, позволяющей раскрыть признаки реально существующего в жизни правоотношения в зависимости от специфики юридических фактов, влекущих его возникновение. Например, пенсионные правоотношения классифицируются, в свою очередь, в зависимости от вида самой пенсии.

Это пенсионные правоотношения в связи:

С пенсией по старости;

Пенсией по инвалидности;

Пенсией по случаю потери кормильца;

Пенсией за выслугу лет;

Социальной пенсией.

Указанную выше классификацию правоотношений в сфере социального обеспечения необходимо хорошо знать, поскольку не существует какого-либо единого правоотношения по социальному обеспечению, в рамках которого гражданин был бы наделен субъективным правом на получение всех либо нескольких видов социального обеспечения. В то же время при наличии соответствующих юридических фактов гражданин может быть субъектом одновременно в нескольких параллельно существующих правоотношениях (например, в правоотношениях по временной нетрудоспособности, в правоотношениях по поводу медико-социальной помощи и лечения и т. п.). Все эти отношения различаются по субъекту, обязанному предоставить тот или иной вид социального обеспечения, по объекту, по содержанию, по сроку действия и по основаниям возникновения.

По срокам действия материальные правоотношения можно объединить в три группы:

Правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (по поводу единовременных пособий);

Правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца — до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся — 23 лет; по обеспечению пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.);

Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, по инвалидности; в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; по выплате пособий по безработице — не более 12 месяцев
в течение 18 месяцев или не более 24 месяцев в течение 36 месяцев).

Одним из субъектов правоотношений по социальному обеспечению является физическое лицо (либо семья). Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Однако это вовсе не означает, что человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта любого из правоотношений по предоставлению трудовых пенсий, пособий или бесплатных медицинских услуг.

С момента рождения каждый обладает лишь общей отраслевой правоспособностью. Наличие этого вида правоспособности необходимо для получения тех видов социального обеспечения, которые не обусловлены трудовой деятельностью. Специальной трудовой правоспособностью обладают только лица, осуществляющие трудовую деятельность в отношении тех видов обеспечения, которые обусловлены такой деятельностью.

Таким образом, в праве социального обеспечения отсутствует единая для всех отраслевая правоспособность. Обладая общей или специальной правоспособностью, физическое лицо при наступлении социального риска реализует свое субъективное право на тот или иной вид обеспечения в конкретном правоотношении. Вторым структурным элементом содержания правосубъектности выступает категория дееспособности физических лиц, которая наступает по достижении установленного законом возраста.

Особенность правоотношений по социальному страхованию состоит также в том, что инициатором их возникновения является лишь один субъект — физическое лицо (правообладатель), так как законом установлен заявительный порядок реализации права на любой вид трудовых пенсий, пособий и бесплатных медицинских услуг. Без волеизъявления лица субъективное право не будет реализовано и останется в потенциальном состоянии.

При обращении к государственному органу (учреждению) или иной компетентной организации заинтересованный субъект должен представить необходимые доказательства, подтверждающие наличие у него права на конкретный вид трудовой пенсии или пособия. За представление ложных сведений он может быть привлечен к различным видам ответственности, включая уголовную, поэтому в поведении активного субъекта правоотношений — физического лица использование сочетается с соблюдением.

Существует ряд правоотношений, в которых невозможно разделить правоспособность и дееспособность гражданина (например, по бесплатному или льготному протезированию, по содержанию детей в домах ребенка, детских приютах, интернатах и других детских учреждениях). Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы или учреждения. К их числу относятся: территориальные органы социальной защиты; учреждения социального обслуживания; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения (приюты, интернаты и т. п.).

Реализации материальных правоотношений способствуют процедурные правоотношения по установлению юридических фактов (например, продолжительности стажа, степени и причины инвалидности и пр.) и принятию решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителя с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но и несет обязанности по предъявлению необходимых доказательств его наступления.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение. Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в административном или судебном порядке. При этом возникают административно-процессуальные и гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.

Выделяют три группы таких отношений:

1) отношения по установлению юридических фактов (например, факта инвалидности, временной нетрудоспособности, нуждаемости в транспортном средстве или средстве передвижения и др.). Установление этих юридических фактов является объективной предпосылкой для возникновения материальных отношений;

2) процедурные отношения, связанные с принятием компетентным органом решения и применением нормы права (например, о назначении пенсии, направлении в дом-интернат, предоставлении транспортного средства инвалиду и т. п.);

3) отношения, возникающие в связи с защитой гражданином своего нарушенного права на тот или иной вид социального обеспечения. Обжаловать решения органа или должностного лица граждане могут в административном или судебном порядке.

Регулируются эти отношения нормами нескольких отраслей права, в частности административного и гражданско-процессуального. Объект данного вида отношений не материальное право, а определенное юридическое действие. Основанием возникновения этих отношений является, как правило, обращение гражданина, направленное на реализацию или защиту права на тот или иной вид социального обеспечения. Содержание процедурных и процессуальных правоотношений — это совокупность права гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанности такого органа принять его.

К основаниям возникновения, изменения и прекращения правоотношений в сфере социального обеспечения (юридическим фактам) законодатель относит специфические жизненные обстоятельства. Это, как правило, события, т. е. такие обстоятельства, которые возникают объективно и не зависят от воли людей. К юридическим событиям относятся: рождение человека или его смерть; наступление временной нетрудоспособности или инвалидности; безработица; необходимость в транспортном средстве или средстве передвижения и т. д. Кроме того, юридические факты в сфере социального обеспечения включают юридические действия (например, обращение за пенсией, обращение за пособием и др.).

Возникновение, изменение и прекращение материальных правоотношений по социальному обеспечению зависят в большинстве случаев от наступления сложного юридического состава. Изменение существующих правоотношений (содержания прав и обязанностей или их объема) также чаще происходит при наличии сложного юридического фактического состава. Например, сложный состав — увеличение продолжительности страхового стажа, обращение пенсионера в орган социальной защиты за перерасчетом пенсии, принятием решения о повышении размера пенсии с учетом новых обстоятельств — влечет за собой изменение объема прав субъекта пенсионного правоотношения по выплате трудовой пенсии по старости.

Правопрекращающими юридическими фактами могут быть как единичные факты (смерть), так и сложные составы.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения РФ составляют нормы международных актов.

В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся конвенции Международной Организации Труда (МОТ). Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г)11 Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г).,где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г). (1962 г).

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» Рекомендация Международной Организации Труда № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г). (1983 г) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения.

Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995 г. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и (или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает. Конституция Российской Федерации (РФ). В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание статьи 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Важное место отводится Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»11 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.11 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г.; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г.; 40 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г.

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 2 июля 2013 г. с изм от 5 мая 2014 г.; Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон, от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 г.; Федеральный закон от 2 января 2000гг. «О ветеранах»; Федеральный закон от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и др.

Следует знать, что к данной группе источников права социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения на территории данного конкретного субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей» от 7 февраля 2000 г.

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ: например, Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., которым было утверждено положение «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» в ред. от 28 августа 1997 г.; Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. «О приемной семье»; Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан льготными средствами»; Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» и ряд других.

Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд), так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства. Сюда можно отнести Примерное положение «Об индивидуальной программе реабилитации инвалидов», утвержденное Постановлением Минтруда РФ от 27 декабря 1996 г., а также Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда по вопросам занятости населения с детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме постановлений Минтруд издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств. Так, например, приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 г. утверждено Положение «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Минздрав и Фонд социального страхования РФ своим совместным приказом от 6 октября 1998 г. утвердили Инструкцию «О порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности» и другие.

В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными. В качестве примеров можно привести следующие нормативные правовые акты: Указ Президента Республики Адыгея «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей» от 21 августа 1996 г. № 145; Постановление администрации Брянской области «Об установлении ставки дотаций на молоко, реализуемое сельскохозяйственными товаропроизводителями для обеспечения учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты» от 22 февраля 1999 г. № 89.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

Таковым, например, является Постановление Главы администрации г. Казани от 1 июня 1998 г. «О предоставлении льготных бытовых услуг» и др.

В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.

Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.11 Источники права социального обеспечения, Смирнова М.О.: дис.канд. юрид. наук. М., 1983. С. 62.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:

По пенсионному обеспечению граждан;

По обеспечению граждан пособиями и компенсационными вы платами;

По предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.22 Право социального обеспечения, Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. России: учеб. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 129.

На практике реализация федеральных законов бывает не только в форме прямого исполнения законов, но и в постановления Пленумов Верховных судов. Например, как Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 г. Москва "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". В данном постановлении в связи с внесением изменений в законодательство, регулирующее пенсионные отношения застрахованных лиц, и возникшими у судов вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", постановляет дать судам следующие разъяснения:

1 Обратить внимание судов, что в силу пункта 1 части 1 и части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дела по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.

2 Иски по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности - по месту нахождения ответчика (соответствующего органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

3 При проверке судами правильности уплаты государственной пошлины гражданами, обращающимися в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям с исковыми заявлениями, следует учитывать льготы, установленные для определенной категории лиц, перечисленных в статье 336 Налогового кодекса Российской Федерации и так далее.11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 г. Москва "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее, что федеральные источники составляют основу законодательства о социальном обеспечении. На основе всей федеральной системе источников издают нормативные акты субъекты и муниципалитеты Российской Федерации. Множество и разнообразие источников позволяет описать только основную и важную сторону социального обеспечения, а именно акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социальной поддержки от государства, отражают требования и условия их предоставления, закрепляя организационно- правовую форму нормативных актов. Система федеральных источников отражает все основные требования государства к социальной стороне жизни общества, а также требования и условия предоставления социальных благ обществу.

Источник права - форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Нормативный правовой акт - основной источник всякой отрасли права и ПСО в частности. Это официальный письменный документ, изданный правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, отмену или изменение правовых норм, направленных на определенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Классифицируются по видам: Конституция (устав), конституционный закон, закон, подзаконный правовой акт (указ, постановление, приказ, инструкция и т.д.). По содержанию источники ПСО делятся на нормативные акты, регулирующие общие вопросы социального обслуживания, регулирующие отдельные виды социального обслуживания, регулирующие социальное обслуживание отдельных категорий граждан.

Юридическая сила каждого нормативного акта определяется органом, его издавшим и соответствующим местом в системе законодательства.

Особенности источников ПСО в РФ: 1)0тсутствие единого кодифицированного акта; 2)многоуровневое регулирование отношений (федеральный, региональный, местный, локальный); 3)отнесение регулирования данной области к совместному ведению РФ и ее субъектов; 4)объемное международное регулирование. Ст.7, 35, 43, 58, 59 и др. Конституции РФ содержат базовые положения в области ПСО, в частности принцип всеобщности социального обслуживания, принцип всесторонности и многообразия его видов.

Базовые положения Конституции свое дальнейшее применение и развитие находят в федеральных законах: 1) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; 2) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; 3) «О трудовых пенсиях в РФ»; 4) «Об основах обязательного социального страхования в РФ»; 5) «О государственной социальной помощи в РФ»; 6) «О прожиточном минимуме в РФ»; 7) «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; 8) закон о «монетизации льгот»; 9) «О медицинском страховании граждан в РФ»; 10) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Следующими источниками по своей значимости являются указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ должны обеспечивать реализацию единой государственной политики, конституционных прав граждан в области ПСО, способствовать развитию социального обеспечения и благотворительности. Акты Министерства здравоохранения и социального развития и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека; Федеральной службы по труду и занятости; Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму) стоят на следующей ступени иерархии нормативных актов, однако полномочием нормотворчества наделено только профильное Министерство, акты которого представляют собой функциональные источники права. Большое число региональных актов с сфере ПСО - особенность РФ. Субъекты РФ издают нормативные акты на основе и во исполнение федерального законодательства. Вне предметов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование. К компетенции органов местного самоуправления отнесено федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования в целом. Муниципальное образование участвует также в реализации федеральных и региональных программ по поддержке малоимущих, социальной защите детей. Они могут создавать собственные программы по поддержке граждан в трудной жизненной ситуации, большую роль играют акты Фондов социального страхования - Пенсионного, Фонда социального страхования, Федерального фонда медицинского страхования, которые представляют собой ненормативные правовые акты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме