Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История и тенденции развития международного уголовного права. Становление международного уголовного права

Определение международного уголовного права.

В самом общем виде словосочетание «международное уголовное право» содержит в себе несколько значений. Под международным уголовным правом, в первоначальном значении, принято понимать весь комплекс правовых норм, регулирующих взаимоотношения государств в сфере борьбы с преступностью. В этом отношении оно включает в себя все международные конвенций и другие договоры по таким вопросам сотрудничества государств, как уголовное производство, разрешение конфликтов юрисдикций, экстрадиция задержанных, передача уголовного производства, передача заключенных для отбывания наказания в своей стране и т. д. В последнее время, правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления уголовного характера, совершенные военнослужащими за рубежом в ходе военных операций, также рассматриваются как часть международного уголовного права. Наднациональное уголовное право европейских государств, основанное на законодательных актах Европейского Союза в уголовно-правовой сфере, также соответствует значению данного словосочетания. Международное уголовное право может пониматься как совокупность норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций по пресечению и наказанию преступлений международного характера . Под последними понимается практически любое преступление, запрещенное международными договорами: от фальшивомонетничества и отмывания преступных доходов, пиратства и незаконной торговли оружием или наркотиками, до работорговли и сексуальной эксплуатации. Наконец, самое узкое значение «международного уголовного права» – это комплекс международно-правовых норм, направленных на борьбу с международными преступлениями , под которыми понимаются только самые тяжкие преступные деяния, вызывающие обеспокоенность мирового сообщества, к которым относятся геноцид, преступления против человечности и военные преступления, развязывание агрессивной войны, международный терроризм.

Истоки международного уголовного права.

Германское уголовное право привязывалось к родовой общине преступника, наказание которого, как правило, определялось законом места совершения преступления. В средние века в автономных городах Ломбардии преступники передавались суду по месту ареста, даже если это не было местом их жительства или местом совершения преступления. Постглоссаторы во главе с Бартолусом энергично отстаивали принцип территориальности, но, принимая в расчет отсутствие у иностранцев правовых знаний, в определенной степени признавали принцип пассивной персональности. Средневековое французское право исходило из положений Гуго Гроция «или выдать или наказать», и принцип закона места ареста применялся только в случае, если преступника не выдавали. Под влиянием естественного права и взглядов Руссо после революции 1789 года во Франции закон места совершения преступления признается в качестве единственного критерия подсудности. В связи с расширением местного судопроизводства в качестве гарантии против необоснованного укрепления королевской власти, английское уголовное право развивалось по территориальному принципу.

Принципы юрисдикции в международном уголовном праве.

На суше.

В законодательствах различных государств юридические принципы, которые устанавливают сферы применения уголовного права, существенно различаются. Первые три принципа, приведенные ниже, своим появлением вызваны требованиями самосохранения государства как токового. Четыре последних – обеспечивают взаимодействие и доверительные отношения между государствами.

  1. Принцип территориальности подразумевает, что место совершения преступления является основанием для уголовной юрисдикции государства. Он является выражением территориального по своему характеру государственного суверенитета, а также презумпции, что преступление затрагивает интересы того государства, где оно совершено. Отдельной проблемой является случай, когда преступление было полностью или частично совершено за пределами государственных границ. В законодательстве большинства континентальных европейских стран, в том числе России, господствует теория повсеместности, иными словами, каждая территория, где фактически осуществлялась какая-то часть преступного деяния, признается местом совершения преступления. Например, если человек отправляет ядовитое печенье из Германии жителю США, а получивший его человек будет отравлен, то обе страны Германия и США обладают юрисдикцией по данному делу. В то же время, в англо-американское законодательство склоняется к теории последствия, т.е. юрисдикцией обладает государство, на территории которого наступили негативные последствия. Хотя нормы нескольких штатов США также признают теорию повсеместности.
  2. Принцип протективности или принцип безопасности предполагает, что факт причинения ущерба интересам государства является основанием для уголовной юрисдикции соответствующего государства, вне зависимости от места совершения преступления. Данный принцип широкое признание получил только в последнее столетие, как мера, призванная упростить преследование за преступления, совершенные иностранцами за рубежом, например, против безопасности государства.
  3. Принцип пассивной персональности (гражданства потерпевшего) устанавливает, что основанием уголовной юрисдикции государства является факт причинения ущерба его гражданину или организации даже за пределами территории государства. Юрисдикция, основанная на пассивной персональности, в течении долгого времени рассматриваемая как спорная, сегодня не только закреплена в законодательстве некоторых государств, но почти не вызывает возражений, по крайней мере, касательно некоторых категорий правонарушений. Так, действие принципа пассивной персональности оправдано применительно к актам терроризма и другим серьезным преступлениям.
  4. Принцип активной персональности или принцип гражданства (преступника) предполагает, что государство имеет высшую юрисдикция над своими гражданами. Если гражданин государства совершает преступление за рубежом, и не был осуждён судом иностранного государства, по возвращении он может быть подвергнут осуждению по уголовному законодательству своего государства при условии, что действия ими совершенные являются преступлением lex loci (т. е. является преступлением по закону места совершения ). Этот принцип был введен во Франции в 1866 году, за серьезные преступления с условием lex loci за незначительные правонарушения, и безусловно за серьезные преступления. В уголовном законодательстве Германии данный принцип всегда применяется с условием lex loci . Англия признает данный принцип со времен Генриха VIII; в настоящее время он применяется к наиболее тяжким преступлениям против личности – убийствам и непредумышленным убийствам, совершенным гражданином Великобритании, а также некоторым другим видам правонарушений. В США применяется к государственной измене и некоторым другим чрезвычайным преступлениям. Принцип гражданства находится в противоречии с принципом территориальности, предполагающим, что юрисдикция в определяющей степени базируется на месторасположении деяния, нежели на гражданстве вовлеченного лица.
  5. Принцип представительного отправления уголовного правосудия, основанный на положении aut dedere aut punire (лат. либо выдать, либо наказать ). Если иностранный преступник, независимо по какому основанию не выдается, он может быть наказан в государстве проживания. Данный принцип, реализующий неотвратимость ответственности за противоправное деяние, означает, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в стране, где оно было задержано, или в стране совершения преступления, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления. Почти все многосторонние конвенции (например, Женевские конвенции 1949 года), принятые в послевоенное время, касающиеся защите международных интересов, придерживаются данного принципа.
  6. Принцип универсальности предполагает судебное преследование иностранного преступника в государстве, где он был задержан, независимо от законодательства государства, в котором было совершено преступное деяние, и независимо от возможности его выдачи. Принцип универсальности дополняет территориальный принцип и принцип активной персональности, обеспечивая возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не являющихся гражданами государства, за преступления, которые совершены ими на территории иностранного государства. Международными договорами лишь в единичных случаях предусматриваются общие основания для универсальной юрисдикции, например, в отношении определенных преступлений, таких как незаконный оборот наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, а также международный терроризм.
  7. Современный принцип разделения ответственности (или юрисдикции) закрепляет право (а в некоторых случаях и обязанность) государств осуществлять уголовную юрисдикцию, базирующуюся исключительно на правовой природе преступления безотносительно места совершения этого преступления, гражданства преступника или потерпевшего или любой другой связи с государством, осуществляющим такую юрисдикцию. Использование этого принципа означает, что государство гражданства или места постоянного проживания преступника и / или потерпевшего, а также государство совершения преступления соглашаются с признанием и исполнением приговора, произведенного за границей. Этот принцип можно встретить, например, в Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972; в Европейской конвенции о международной действительности судебных решений по уголовным делам от 28 мая 1970 года, с дополнительной Конвенцией о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года; в Европейских конвенциях о наказании за нарушения правил дорожного движения и о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными лицами от 30 ноября 1964; а также в ряде двусторонних договоров о взаимном исполнении иностранных приговоров между США, Канадой и Мексикой.

На морских и воздушных судах.

Принцип закона флага означает что, морское судно подчиняется исключительно юрисдикции государства регистрации (статья 92 (1) Конвенции по морскому праву 1982 года). Такое же положение применяется к воздушным судам. Однако существуют серьезные ограничения, касающиеся осуществления уголовного права государством регистрации. Следует сразу отбросить устаревшую теорию, которая отражает представлении о судне как перемещающейся территории государства. Применения принципа закона флага в открытом море дает право государствам реализовывать соответствующее национальное законодательство на морских судах. Это же можно сказать по отношению к воздушным судам, но в более узком смысле. Справедливость этого принципа подлежит определенным ограничениям, прежде всего, во время нахождения судна в иностранном порту или в иностранных территориальных водах. Вопреки решению по делу «Лотуса» (Франция против Турции 1927 год,), согласно которому к столкновениям судов в море должен применяется принцип повсеместности, в Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся уголовной юрисдикции по делам о столкновении судов или других происшествий, связанных с судоходством, от 10 мая 1952 года в обязательном порядке закрепляется принцип инцидента , означающий, что в случае столкновения судов место аварии является решающим критерием для определения юрисдикции. В Конвенции по морскому праву 1982 года содержатся новые положения о юрисдикции в отношении расследований морских аварий (статья 94 (7)) и о уголовной юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного коммерческого судна (статья 27).

В статье 3 Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 года предусматривается право государства регистрации (помимо других государств) осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и актов, совершенных на борту воздушных судов. Согласно статье 4 Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 года Договаривающиеся государства обязываются совместно устанавливать свою юрисдикцию над уголовными преступлениями на основании принципа государства регистрации или аренды, принципа территориальности места посадки и принципа «aut dedere aut punire». В Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 года закрепляются те же принципы в более общем виде.

Уголовное право Европейского Союза.

До 2007 года уголовное право было частью третьей опоры ЕС – сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В пределах третьей опоры не применялись принципы верховенства и прямого действия права ЕС – главной формой принятия решений было межправительственное сотрудничество.

Принцип верховенства права ЕС становится основным во всех сферах, в том числе в уголовно-правовой, после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 года, ликвидирующего деление Европейского Союза на опоры. Единственным видом основ законодательства Союза в уголовном праве становится директива. Издаются рамочные решения, определяющие признаки и наказания в отношении преступных деяний, которые носят «транснациональный» характер или посягают на интересы ЕС, такие как: терроризм, фальшивомонетничество, отмывание денег, торговля людьми, коррупция, незаконный оборот наркотиков и т. д.

Принцип взаимного признания судебных решений означает, что правовое мероприятие, установленное судебным решением в пределах юрисдикции одного государства-члена ЕС, должно быть немедленно признано, а при необходимости, и выполнено во всех других государствах-членах ЕС, обеспечивая в них аналогичный или подобный правовой результат. Принцип взаимного признания указывает на то, что национальное правосудие не помогает, а выполняет решения судебной инстанции другого государства-члена ЕС. В связи с этим, была утверждена Программа мероприятий, направленных на имплементацию принципа взаимного признания по уголовным делам от 12.02.2001 года, которая состоит из 24 мероприятий. Главным результатом этих усилий стало принятие Рамочного решения о европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами; Рамочного решения об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств; Рамочное решение о европейском ордере на получение доказательств в целях получения предметов, документов и данных для их использования в рамках уголовных процедур.

Развитие субстантивного международного уголовного права.

Концепция правомерных и неправомерных средств и методов ведения войны, разработанная в естественном праве, не могла найти должного применения, так как принцип государственного суверенитета, господствующей во второй половине 18-го века, не признавал надгосударственную компетенцию какого-любого суда. Наполеон после его окончательного разгрома был объявлен общим заключенный всех держав-победительниц, но без какого-либо юридического обоснования. Бисмарк в 1871 году прямо отверг возможность наказание противника за военные преступления. Нечеткая формулировка статьи 227 Версальского мирного договора 1919 года устанавливала общие принципы политической и моральной ответственности, но не обязательную ответственность согласно нормам уголовного права. Во время Второй мировой войны на самом высоком политическом уровне было решено, что конкретные лица должны нести уголовную ответственность за международные преступления, которые были разделены на три категории, а именно: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

Так как не существовало юридического прецедента наказания за участие в создании и осуществлении плана или заговора по развязыванию агрессивной войны, ни один из подсудимых международного военного трибунала в Нюрнберге не был приговорен к смерти только на этом основании. С другой стороны, существовали многочисленные прецеденты преследования и наказания за военные преступления. В мирных договорах еще за долго до для участников войны предусматривалась амнистия, от которой отказались в Мирном договоре после Первой мировой войны, но и само понятие международного уголовного преступления вплоть до окончания Второй мировой войны оставалось неясным. Отчасти поэтому, несмотря на то, что немецкие адмиралы Редер и Дениц были признаны виновными в ведении подводной войны с нарушениями правил Лондонского протокола от 6 ноября 1936 г., ограничивающего средства и методы ведения морской войны, трибунал оправдал их за эти преступления, в свете того, что американский главнокомандующий тихоокеанского флота адмирал Нимиц дал показания о том, что американский флот действовал точно так же. Приговор специального американского трибунала против японского генерала Ямасита за непротивление жестокости своих солдат на Филиппинах является первым прецедентом в своем роде. Более поздние карательные рейды против гражданского населения, а также ведение беспорядочного артиллерийского огня и ковровых бомбардировок войсками США в ходе Вьетнамской войны, как указывает один из обвинителей на нюрнбергском процесса Тейлор, также являются наказуемыми нарушениями международного публичного права.

Нормы международного уголовного права.

Нормы международного права выражаются в форме международных конвенций или международного обычая. Квалификация и наказание за уголовные преступление, в отличии от международно-правовой ответственности, определяется исключительно нормами договорного права или национального законодательства, следуя классическим римским правовым формам: nullum crimen sine lege (нет преступления, если молчат законы) и nulla poena sine lege (нет наказания, если молчат законы). Основания юрисдикции, базирующихся на приведенных выше принципах, устанавливаются в соответствии с положениями международных конвенций.

Общие положения.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г., в которой подтверждаются Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала. Резолюция имеет только декларативный, а не обязательный характер. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности принятая ООН 26 ноября 1968 г., а также Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 г. Они так и не были подписаны западными государствами. Резолюция Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1973 г. – Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (без ссылки на Вторую мировую войну), в которой основными принципами юрисдикции над военными преступниками признаются принцип гражданства и территориальный принцип.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. содержат в себе принципы ответственности физических лиц, соучастников, государства за уголовные преступления, положения об уголовном процессе и исполнении наказаний, а также дается определение и устанавливается международная ответственность за агрессию, геноцид, преступления против человечества и военные преступления В Резолюции «Универсальная уголовная юрисдикция в отношении преступления геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений» от 26 августа 2005 г. Институт международного права счел возможным осуществление универсальной юрисдикции в отношении указанных преступлений.

Преступления против мира.

Определение агрессии приводится в резолюции Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1974 года, которая представляет собой скорее подкрепление решений Совета Безопасности ООН, чем описание состава преступлений. Таким же образом дается определение агрессивной войны и ее правовые последствия в Декларации о принципах международного права принятой ООН 24 октября 1970 года. В преамбуле Международной конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года, апартеид характеризует как серьезное угроза международного мира и международной безопасности.

Военные преступления.

Определение почти всех военных преступлений содержится в четырех Женевских конвенциях 1949 года, в двух Дополнительных протоколов к ним 1977 года. Среди этих преступлений умышленное нападение на гражданских лиц и гражданские объекты, пытки и бесчеловечное обращение, взятие в заложники и т. д. Методы имплементации этих положений на национальном уровне могут широко варьироваться.

Преступления против человечности.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1949 г. охватывает большинство преступления против человечности. Апартеид также определяется как преступления против человечности согласно Конвенции 1973 года по этому вопросу. Генеральная Ассамблея ООН приняла 10 декабря 1984 Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В настоящий момент определение преступлений против человечества дано в Римском статуте Международного уголовного суда, принятом на дипломатической конференции 17 июля 1998 г.; он относит к юрисдикции Суда четыре категории преступлений: геноцид, военные преступления, агрессию и преступления против человечности.

Уголовные преступления международного характера.

Уголовными преступлениями международного характера считаются следующие умышленные деяния:

  • коррупция (Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.);
  • (Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г.);
  • торговля людьми (Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 15 ноября 2000 г.);
  • сексуальная эксплуатация (Конвенция о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г.);
  • легализация (отмывание) преступного дохода (Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма принятая в Варшаве 16 мая 2005 года);
  • фальшивомонетничество (Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков подписанная в Женеве 20 апреля 1929 г. и Протокол к ней);
  • незаконный оборот оружия (Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему от 31 мая 2001 г.);
  • незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года);
  • распространение порнографии (Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими подписанная в Женеве 12 сентября 1923 г. и Протокол об изменениях к ней от 12 ноября 1947 г.);
  • преступления, совершенные на борту воздушного судна (Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г.);
  • угон воздушных судов (Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.);
  • преступления против безопасности гражданской авиации (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г.);
  • преступления против лиц, обладающих международным иммунитетом (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.);
  • захват заложников (Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.);
  • пиратство (Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.);
  • преступления против безопасности морского судоходства (Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Рим 10 марта 1988 г. и протоколы к ней);
  • терроризм (Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 16 декабря 1997 г. и Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г.);
  • финансирование терроризма (Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.);
  • незаконные операции с культурными ценностями (Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности принятая в Париже 14 Ноябрь 1970 г.);
  • умышленный разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода (Конвенция по охранению подводных телеграфных кабелей подписанная в Париже 14 марта 1884 г.).

Дедюнова Вероника Сергеевна ИП-310

Доцент кафедры уголовного права Радостева Юлия Викторовна

Внеаудиторная контрольная работа – обязательна для зачета

Зачет:

1. Автомат: два проверочных мероприятия + зачтенная внеаудиторная работа + сюрприз;

2. Если чего-то не хватает – один вопрос из двух на выбор;

3. Имеется зачтенная работа – общий порядок сдачи зачета.

Как делать работу:

1. Выбираете институт МУП и раскрываете его – даете анализ;

2. Сравниваете выбранный институт с аналогичным в национальном праве и с национальными других государств

3. Составляете 8 тестовых заданий, в каждом 4 варианта ответа, из них 1 правильный

Титульный лист, список литературы, объем неважен.

МУП как отрасль права стало формироваться в конце XIX века, при этом истоки права относятся к древнейшему периоду возникновения государства и права. Предыстория права начинается с договоренностей государств о решении возникающих вопросов: в первую очередь, вопросов рабства – подавлений восстаний и других вопросов рабов.

Первый договор – договор между фараоном Рамзесом II и царем Хеттов.

Нормы этого договора послужили основой для формирования в последующем данной отрасли права.

Второй блок вопросов – вопросы войны: обращение с военнопленными и их обмен.

Третий блок вопросов – вопросы экстрадиции, выдачи преступников, при этом данные вопросы не касались ни вида, ни качества самих преступников.

Особенностью междоговорных соглашений и сформировавшихся международных обычаев периода рабовладения и феодализма являлось то, что они не разрешали другим государства распространять своё право и юрисдикцию на территорию других государств.

Кроме того, помимо общих соглашений, касающихся вопросов относительно тех или иных преступлений, нередко межгосударственные соглашения затрагивали вопросы определения собственно преступности. В частности, одно из первых преступлений, урегулированных международными договорами, - пиратство. Начиная с Рима, пиратов признавали особо опасными преступниками и вели с ними войну. Также вместе с пиратством получило развитие регулирование и смежных преступлений – например, работорговля.

В связи с вышеизложенным в начале XIX века принимается большое количество международных актов, связанных с пиратством и работорговлей. В частности в 1815 г. Венский конгресс осудил торговлю рабами. В 1818 г. она официально признается преступлением и запрещается. В 1841 году участниками Лондонского договора (Австрия, Россия, Великобритания, Пруссия) работорговля приравнивается к пиратству.

С развитием общественных отношений меняется институт экстрадиции и к XIX веку он получает международное закрепление. В частности в начале XIX века закрепляется институт политического убежища. В первой половине XIX века формируется международная норма о невыдаче лиц, преследуемых по политическим мотивам.



Одновременно получает регламентацию вопросы выдачи лиц, совершивших общеуголовные преступления. При этом преступления последней категории расширяются за счет включения туда составов убийства, фальшивомонетничества и т.д.

Кроме того, вслед за международными договорами о выдаче меняется национальное законодательство. В частности, там появляются новые составы преступлений. Например, преступления, связанные с регламентацией и ведением военных действий.

Следующий этап развития МУП связан с Первой Мировой войной, которая привела к заключению Версальского мирного договора 1919 г. Это один из первых кодифицированных актов, который содержал положения об уголовной ответственности физических лиц за совершение преступлений против мира и других деяний, выходящих за рамки национального уголовного законодательства.

В 1927 году в Варшаве проводится первая международная конференция по унификации уголовного права. На этой конференции были выделены преступления международного характера, например, туда были внесены как традиционные пиратство и работорговля, так и торговля женщинами и детьми, незаконный оборот наркотиков и т.д.

Начало кодификации МУП явилось принятие Устава Международного военного трибунала в 1945 г. (Нюрнбергский трибунал).

Уставом все международные преступления были классифицированы на три группы:

1. Преступления против мира: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленном на осуществление любого из указанных действий;

2. Военные преступления: нарушение законов или обычаев ведения войны;

3. Преступления против человечества: жестокости, совершаемые в отношении гражданского населения до или во время войны.

В последующем Устав Токийского военного трибунала закрепил те же виды международных преступлений и те же принципы.

В июня 1945 года был принят Устав ООН, где в качестве одного из главных принципов устанавливался запрет на применение силы в межгосударственных сношениях.

Кроме того, весомый вклад в развитие институтов МУП внесла созданная в 1947 г. Комиссия международного права. Её основной задачей была разработка проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Комиссия работала очень «плодотворно», поэтому первый вариант кодекса появился в 1991 (!) году. В нем было представлено 12 международных преступлений. Он состоял из общей и особенной частей. В дальнейшем были проведена доработка и во втором чтении проект Кодекса был принят в 1996 году, из 12 преступлений на тот момент осталось только 5:

1. Агрессия;

2. Геноцид;

3. Военные преступления;

4. Преступления против человечности;

5. Преступления против персонала ООН и связанного с ним персонала.

Одновременно в конце XX века разработка вопросов подсудности привела к созданию международных уголовных судов для привлечения к ответственности за эти преступления.

Первый – в 1993 году по решению Совбеза ООН принят Устав Международного трибунала по Югославии, а в 1994 году – Устав Международного трибунала по Руанде.

Кроме того, в 1990-х годах обсуждается вопрос создания единого суда и в 1998 г. в Риме на дипломатической конференции под эгидой ООН был принят Римский Статут Международного уголовного суда (МУС). Основная цель существования МУС – привлечение физических лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества, т.е. за совершение международных преступлений.

Исходя из этого, предмет МУП составляют вопросы привлечения к ответственности за совершение международных преступлений.

Перечень их кодифицирован, исходя их Статута МУС и Уставов Нюрнбергского и Токийского трибуналов.

Кроме того, в предмет МУП также входя преступления международного характера, т.е. преступления затрагивающие интересы нескольких государств – конвенционные преступления.

Существует также точка зрения о том, что в предмет МУП входят преступления с международным элементом, то есть преступления, совершенные гражданами на территории иностранных государств, однако это больше всё же относится к предмету национального права.

Кроме того, на современном этапе развития МУП большое значение придается проводимым 1 раз в 5 лет в рамках ООН конгрессам по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями. Проводятся такие конгрессы в соответствии с резолюцией ГА ООН от 1 декабря 1950 года. На конгрессах разрабатываются и одобряются государствами совместные меры борьбы с преступлениями, посягающими как на основы мирного сосуществования между государствами, так и иные вопросы, в частности вопросы уголовного преследования, выдачи преступников, применимости закона, назначения наказания и его отбывания, вопросы преступлений несовершеннолетних. При этом на некоторых конгрессах может совпадать перечень вопросов.

Международное уголовное право (МУП) - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение.

Будучи отраслью международного права, МУП обладает всеми характерными чертами этого права. Но есть у него и существенная особенность - оно установило прямую уголовную ответственность физических лиц за нарушение наиболее важных норм международного права. Иначе говоря, оно вводит в механизм функционирования международного права уголовную ответственность. Поэтому глава о МУП и поставлена вслед за главой о праве международной ответственности.

Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. В ходе Нюрнбергского процесса подчеркивалось, что преступления против международного права совершаются физическими лицами. Таким образом, речь идет о важном шаге в развитии механизма функционирования международного права и о его значительной зрелости.

В научной литературе встречаются концепции МУП, согласно которым оно включает не только международные нормы, но и соответствующие нормы внутреннего уголовного права. Распространенность таких концепций объясняется тесной связью международного и внутреннего уголовного права. Подобный конгломерат норм различной правовой природы невозможен. Однако в учебном процессе совместное изложение того и другого является вполне оправданным.

МУП - новая отрасль международного права. Вместе с тем задолго до появления международного права государства сотрудничали в борьбе с преступностью.

Для рабовладельческих государств наибольшую опасность представляли восстания рабов. Поэтому они заключали договоры о взаимном содействии в подавлении этих восстаний. В договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1926 г. до н.э.) говорилось: «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов».

Со времен римского права пираты рассматривались как враги всего человеческого рода (hostis humanis generis). Венский конгресс 1815 г. положил начало признанию преступности работорговли.

В литературе концепция МУП появилась на рубеже XIX-XX вв. Обосновывалось существование отрасли не столько практикой, сколько ее логической необходимостью.

Одним из первых концепцию сформулировал профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс. Он писал, что МУП «заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения»1. Как видим, понятие МУП было весьма ограниченным.

Начало формированию МУП было положено принятием после Второй мировой войны уставов международных военных трибуналов (Нюрнбергского и Токийского). Уставы предусмотрели прямую ответственность физических лиц по международному праву за наиболее тяжкие преступления, на их основе были учреждены международные уголовные суды, реализовавшие эту ответственность.

В последующие годы были заключены десятки многосторонних конвенций о борьбе с преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. В 1993 и 1994 гг. Совет Безопасности ООН учредил международные уголовные трибуналы для бывшей Югославии и Руанды. В 1998 г. был принят Римский статут Международного уголовного суда.

В становлении МУП важную роль сыграли СССР и отечественная наука. Сама идея создания международного трибунала была выдвинута СССР в 1942 г. Американский профессор Дж. Гинзбург пишет, что именно СССР внес наиболее существенные новеллы в Устав Нюрнбергского трибунала, в частности ответственность индивидов за ведение агрессивной войны. Другой американский профессор, Дж. Квигли, касаясь МУП, отмечает, что «во многих важных областях внутреннего и международного права советское юридическое мышление оказало влияние на Запад»2. Вклад отечественных ученых в развитие международного уголовного права, безусловно, весьма ощутим.

В наше время перед МУП встала новая задача большого значения - борьба против международного терроризма и организованной транснациональной преступности в целом. Международный терроризм, как свидетельствует опыт, создает угрозу национальной безопасности даже такой державы, как США. Борьба с преступностью стала глобальной проблемой, она присуща каждому государству, хотя и в различной степени, и оказывает растущее влияние на функционирование глобальной системы.

Особенно остро проблема стоит в России и других странах СНГ. Организованная преступность контролирует не менее 40-60% частных предприятий, 6% государственных предприятий и до 85% банков. Имеющиеся в ее распоряжении возможности используются для коррумпирования государственного механизма вплоть до высших эшелонов власти. Об уровне коррумпированности госаппарата и об ущербе, причиняемом ею экономике, говорит уже тот факт, что около 50% получаемой прибыли предприниматели тратят на взятки чиновникам. По уровню коррумпированности Россия занимает одно из первых мест в мире. Все это ложится тяжким бременем на плечи российского народа. Утечка капиталов из России превысила 350 млрд долл., сейчас ежемесячно она превышает 1 млрд долл.

Концепция национальной безопасности РФ указывает на преступность как на одну из основных угроз национальной безопасности. Угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Основную опасность представляют организованная преступность, коррупция и терроризм. В качестве одного из средств борьбы с преступностью указывается «расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере».

Организованная преступность сумела использовать в своих интересах не только экономическую, но также и политико-правовую систему современного общества. Она постоянно совершенствует свои формы и методы, ставит себе на службу новейшие достижения науки и техники, а также высококвалифицированные кадры. Характерной чертой организованной преступности является широкое использование международных связей.

В докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана о реформе ООН говорится: «Доступ нелегальных групп к высоким информационным технологиям и оружию, а также к различным институтам, при помощи которых функционирует глобальная рыночная экономика, значительно увеличили потенциал могущества и влияния этих групп, создавая угрозу праву и порядку, а также законным экономическим и политическим институтам».

Борьба с организованной преступностью требует все более активного сотрудничества государств. Этой проблеме растущее внимание уделяет ООН. В 1994 г. впервые в истории в Неаполе была созвана конференция на высшем уровне, которая приняла Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности.

Значительная роль МУП в рамках сотрудничества в борьбе с организованной преступностью ставит перед отраслью исключительно сложные задачи. Этим предопределяется интенсивность развития и рост значения этого права.

Международное уголовное право как система норм и прин­ципов, регулирующих отношения в сфере сотрудничества го­сударств в борьбе с международной преступностью, в услови­ях России находится в стадии формирования и развития. Его совершенствование в настоящее время обусловлено невидан­ным ростом преступности на национальном и международном уровнях и носит оборонительный, вынужденный характер со стороны мирового сообщества.

Несмотря на то что международное уголовное право как отрасль международного права сформировалось в основном в конце XIX века, оно имеет глубокие исторические корни. Не­кᴏᴛᴏᴩые из его институтов могут быть отнесены к истокам воз­никновения государства и права. В первую очередь ϶ᴛᴏ каса­ется выдачи преступников (экстрадиции), кᴏᴛᴏᴩая не только будет древнейшим его институтом, но именно с него берет ϲʙᴏе начало международное уголовное право. С института вы­дачи начинается и периодизация международного уголовного права, совпадающая с известной периодизацией международ­ного права вообще.

«В учении о выдаче преступников, - повествовал в ϲʙᴏем 2-том­ном учебнике «Современное международное право цивилизо­ванных народов» Ф.Ф. Мартене, - сосредоточивается в насто­ящее время весь интерес международного уголовного права»1. О существовании экстрадиции в рабовладельческую эпоху сви­детельствуют и примеры двусторонних договоров между госу­дарствами. Из учебников истории мы знаем о договоре, заклю­ченном в 1296 г. до н.э. между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II. В нем говорилось: «В случае если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хет­тов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса». ч

Подобные договоры о выдаче преступников заключались между отдельными греческими городами-государствами. Экс­традиция широко применялась к беглым рабам в Древней Гре-

1 Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных наро­дов. - Т. 2. - СПб. - 1905. - С. 391.

ции и Римской империи. Постепенно рамки правовой помо­щи расширялись. К примеру, договоры Древней Руси с Визан­тией уже предусматривали наказания в уголовном порядке за преступления, кᴏᴛᴏᴩые могли совершить русские люди на тер­ритории Византии, и греки - на территории Руси. А в догово­ре 911 г. предусматривались взаимные обязательства по при­влечению к уголовной ответственности за такие преступления, как убийство, грабеж, кража имущества, телесные поврежде­ния и др.

Международные обычаи и международные договоры эпо­хи феодализма запрещали государствам распространять ϲʙᴏи уголовные законы и юрисдикцию на территорию сопредель­ных и других государств. В ϶ᴛᴏт период формируются между­народные обычаи предоставления дипломатических привиле­гий и иммунитетов дипломатам, в т.ч. и совершившим уголовно наказуемые деяния на территории принимающего государства.

Существенно изменяется содержание института выдачи преступников. Это связано с узаконением права убежища, ко­торое включало невыдачу властям лиц, преследуемых за по­литические убеждения. Перестали выдаваться лица, совершив­шие преступления против государства (политические) Хотя и задолго до ϶ᴛᴏго выдавались в основном рабы, дезертиры, ере­тики, крепостные крестьяне и лица, совершившие уголовные преступления.

Буржуазно-демократические революции сопровождались активным формированием национального уголовного права. При ϶ᴛᴏм институты общей части уголовного права и виды пре­ступлений в разных странах мало в чем отличались друг от дру­га. По϶ᴛᴏму государствам не составляло особого труда догово­риться о правовой помощи по уголовным делам.

С появлением пиратства, работорговли, фальшивомонет­ничества, незаконного распространения наркотиков и других преступлений, посягающих на интересы нескольких госу­дарств, появилась неизбежность сотрудничества между ними. Возникла необходимость унифицировать нормы националь­ного уголовного права, квалифицирующие преступления, для взаимного оказания правовой помощи при сборе доказа­тельств, выдачи преступников и т.п. и обеспечило возможность международного сотрудничества.

В 1889 г. по инициативе известных европейских кримина­листов и криминологов Ф. Листа (Берлин), А. Принса (Брюс­сель), Г. Не стоит забывать, что ван Гам меля (Амстердам) был учреждены Междуна-

родный союз уголовного права, кᴏᴛᴏᴩый выступил с призывом ко всем государствам сотрудничать в деле совершенствования международного уголовного права, изучать и подавлять меж­дународные преступления путем проведения согласованных государствами международных полицейских мероприятий. Этот союз считал ϲʙᴏей задачей не только совершенствование методики преследования международных преступников, но и изучение причин международной преступности как с право­вой, так и с антропологической и социологической точек зре­ния.

В XIX в. государства стали активно сотрудничать в борьбе с отдельными преступлениями международного характера. В первую очередь ϶ᴛᴏ относится к рабству и работорговле. Так, Венский конгресс в 1815г. принял по ϶ᴛᴏму поводу специаль­ную декларацию. Аахенский конгресс 1818г. осудил торговлю неграми, признав ее преступной. Лондонский договор 1841 г., заключенный между Англией, Францией, Россией, Австрией и Пруссией, приравнял работорговлю к пиратству и предоста­вил военным кораблям данных стран право останавливать и обыс­кивать подозреваемые в работорговле суда, оϲʙᴏбождать неволь­ников и передавать виновных органам правосудия. В 1862 г. Англия и США заключили договор о взаимном обыске подо­зреваемых судов.

В 1885 г. 16 государств на Берлинской конференции подпи­сали Генеральный акт о Конго, где подтверждена преступность и наказуемость работорговли. Запрещено было использовать бассейн р. Конго в качестве рынка рабов или транзитных путей при их перевозке. В 1890 г. на Брюссельской конференции был подписан Генеральный акт, состоящий из 7 глав и 100 статей. Государства взяли на себя обязательства принять уголовные за­коны, устанавливающие ответственность за насильственный захват невольников, их перевозку, и установить практические меры по пресечению данных преступлений на ϲʙᴏих территориях. Несмотря на то что в международном праве рабство в полном объеме было запрещено исключительно в середине XX века, названные выше документы сыграли ϲʙᴏю историческую роль в становле-(нии ϶ᴛᴏго института международного уголовного права.

В ϶ᴛᴏй же связи можно назвать Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата, кᴏᴛᴏᴩый состоялся в Лондоне в 1899 г.; принятие в Париже Междуна­родной конвенции по охране подводных телеграфных кабелей в 1884 г.; Амьенский договор о выдаче преступников 1802 г. меж­ду Англией, Францией, Испанией и Голландией, ст. 20 кото-

Для формирования концепции международного уголовно­го права большое значение имели принятые международным сообществом другие международные договоры о преступнос­ти и наказуемости фальшивомонетничества, пиратства, меж­дународного терроризма и других деяний, посягающих на меж­дународный правопорядок. После окончания Первой миро­вой войны в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Версальским договором были под­готовлены проекты международных соглашений об ответст­венности Вильгельма II как военного преступника за совер­шение преступлений против мира и других деяний, выходя­щих за рамки национальных общеуголовных преступлений. При этом по известным причинам политического характера данные документы приняты не были.

В 1927 г. в Не стоит забывать, что варшаве состоялась I Международная конферен­ция по унификации уголовного права, на кᴏᴛᴏᴩой к числу пре­ступлений, посягающих на международный правопорядок, были отнесены пиратство, подделка металлических денег и государственных ценных бумаг, торговля рабами, женщинами и детьми, умышленное употребление всякого рода средств, способных породить общественную опасность, незаконная торговля наркотиками, порнография, а также иные преступ­ления, ответственность за кᴏᴛᴏᴩые предусмотрена междуна­родными конвенциями. Позже были проведены еще три кон­ференции, на кᴏᴛᴏᴩых делались попытки унифицировать за­конодательство о борьбе с международным терроризмом, вы­дачей преступников и т.п. На них предлагалось также офици­ально подразделить опасные международные правонарушения на международные преступления и уголовные преступления международного характера.

К примеру, известный румынский юрист-международник В. Пелла к наиболее опасным международным преступлени­ям относил агрессивную войну; военные, морские, воздушные, промышленные и экономические мобилизации, предприни­маемые с целью военных демонстраций; угрозу агрессивной войны; вмешательство одного государства во внутреннюю по­литическую борьбу или в осуществление суверенных полно­мочий другого; приготовление или допущение приготовлений на ϲʙᴏей территории посягательств на безопасность другого государства, в частности, покровительство бандам, готовящим­ся к вторжению на территорию последнего, и нарушение де-

милитаризованных зон. Важно заметить, что одновременно существовала концеп­ция, ᴏᴛʜᴏϲᴙщая к международным преступлениям уголовные преступления международного характера, в отношении кото­рых имел место конфликт национальных юрисдикции либо трудно было установить территориальную юрисдикцию опре­деленного государства.

Началом кодификации рассматриваемой отрасли междуна­родного права стало принятие Устава Международного Воен­ного Трибунала в 1945 г. и вынесение в 1946 г. Приговора Нюрн­бергского военного трибунала. Стоит сказать, для придания юридической силы указанным документам Генеральная Ассамблея (ГА) ООН в декабре 1946 г. в специальной резолюции подтвердила прин­ципы международного права, признанные статутом Нюрнберг­ского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибу­нала как общепризнанные.

Названный Устав МВТ все международные преступления подразделил на три группы (против мира, военные и против человечества) и дал им исчерпывающий перечень, существен­но дополненный в дальнейшем. В 1968 г. была принята Кон­венция о неприменении сроков давности к военным преступ­лениям и преступлениям против человечества, содержащая уточненную и расширенную классификацию международных преступлений.

Сегодня концепция международного уголовно­го права будет общепризнанной в доктрине и закреплена в решениях ООН. Так, в резолюции ГА ООН «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уго­ловного правосудия в контексте развития» (1990 г.) государст­вам рекомендуется «активизировать борьбу против междуна­родной преступности путем соблюдения и укрепления право­порядка и законности в международных отношениях и с ϶ᴛᴏй целью дополнять и далее развивать международное уголовное право, выполнять в полном объеме обязательства, вытекаю­щие из международных договоров в ϶ᴛᴏй области, и пересмат­ривать ϲʙᴏе национальное законодательство с тем, ɥᴛᴏбы обес­печивать его ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие требованиям международного уго­ловного права»1. Подчеркивается также необходимость между-" народного сотрудничества в области совершенствования уголов­ного права, разработки специальных учебных курсов по между­народному уголовному праву и завершению его кодификации.

1 Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступнос­ти и уголовного правосудия. Нью-Йорк, ООН. - 1992. - С. 49.

Несмотря на ϶ᴛᴏ, в юридической литературе пока нет еди­ного понятия предмета регулирования данной отрасли меж­дународного права. Споры на эту тему идут с прошлого века. К примеру, известный русский юрист Н.М. Коркунов в работе «Опыт конструкции международного уголовного права» ϲʙᴏ­дит его сущность к юрисдикции государств в отношении меж­дународных преступников и разработке вопросов подсуднос­ти1. Ф.Ф. Мартене дал следующее определение: «Международ­ное уголовное право заключает в себе совокупность юридиче­ских норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими ϲʙᴏей карательной власти в области международного общения»2. По­϶ᴛᴏму не случайно глава названного учебника «Международ­ное уголовное право» полностью посвящена вопросам между­народной подсудности, правовой помощи и выдаче преступ­ников.

Постепенно понятие международного уголовного права наполнялось и уточнялось за счет расширения круга регули­руемых отношений и указания на его основные элементы. В. Грабарь, проанализировав работы российских ученых-меж­дународников до начала XX в., сделал вывод о том, что «меж­дународное уголовное право содержит начала и нормы уголов­ного права, направленные на борьбу с преступлениями, пося­гающими на блага всех государств или определенной части их»3. В ϶ᴛᴏм определении выделяются уже две группы норм: материальные, конкретизирующие группу преступлений, и уголовно-процессуальные, регулирующие порядок их рассмо­трения, судебного разбирательства, выдачи и другие вопросы.

Небывалый рост общеуголовной преступности в большин­стве государств привел к существенным изменением в дина­мике и структуре международной преступности. Появились геноцид, экоцид, апартеид, массовые нарушения прав чело­века и другие новые международные преступления. Расширя­ется постоянно и число уголовных преступлений международ­ного характера. Меняется структура их субъектов, что в ϲʙᴏю очередь не могло не отразиться на процедурных вопросах реали­зации новых материальных норм. Как справедливо отмечают

1 Журнал уголовного и гражданского права. - 1889. - № 1.

дов. - Т. 2. - СПб. - 1905. - С. 388.

3 Грабарь В.Э. Материалы к истории международного права в России (1647-

1917) М.-1958.-С. 456.

И.П. Блищенко и И.В. Фисенко, «помимо диверсификации, детализации процессуальных норм повышалась их формали-зованность, столь ϲʙᴏйственная процессуальному и тем более уголовному праву. Стало возможным говорить о международ­ной уголовной юстиции. Наконец, стремление к строгой фор­ме процесса в совокупности с другими причинами привели к выдвижению и постепенной реализации идеи институциона-лизации международного механизма международной уголов­ной юстиции. Нужно помнить, такие качественные изменения заставили пере­смотреть определение международного уголовного права»".

При этом в процессе такого пересмотра не обошлось без край­ностей. К примеру, Е.П. Мелешко определяет эту отрасль меж­дународного права как «совокупность принципов, определя­ющих права и обязанности членов международного общения, нарушение кᴏᴛᴏᴩых будет международным преступлением и влечет за собой наказание»2. Здесь необоснованно сужен не только предмет правового регулирования до международных преступлений, но и упущена процессуальная сторона между­народного уголовного права. Известны и примеры обратного порядка, когда в определении указываются только уголовно-процессуальные отношения.

Как правомерно отмечала Л. Н. Галенская, в литературе од­новременно существовало 5-6 различных концепций между­народного уголовного права3. Важно заметить, что одни считали его отраслью меж­дународного публичного права, другие - отраслью междуна­родного частного права, третьи - самостоятельной отраслью права и т.п. Были и противники, кᴏᴛᴏᴩые доказывали, что меж­дународного уголовного права нет и криминализация между­народного публичного права недопустима. Кроме ϶ᴛᴏго, кри­тика ϲʙᴏдилась к тому, что в системе международного права не было постоянного механизма обеспечения норм международ­ного уголовного права в виде постоянного международного уголовного суда с юрисдикцией, распространяемой на госу­дарства, юридических и физических лиц. Создание же такого суда будет противоречить принципу суверенного равенства государств. Все ϶ᴛᴏ усложняло выработку единой концепции и понятия международного уголовного права. Не случайной

1 Блищенко И.П., Фисенко И.В. Международный уголовный суд. - М.: 1994. С. 7.

2 Мелешко Е.П. К истории вопроса об ответственности за нарушения зако­

нов и обычаев войны//Советский ежегодник междунар. права. - М.: 1961. -

3 Галенская Л.Н. О понятии международного уголовного права//Советский еже­

годник междун. права. - М.: 1970. - С. 247-248.

учебниках по международному праву, изданных в России, толь­ко в 1995 г. появилась глава об исследуемой отрасли права".

Научно обоснованное определение отрасли права можно сформулировать только на базе анализа предмета правово­го регулирования ϶ᴛᴏй отрасли. Какие компоненты входят в предмет международного уголовного права? В первую очередь, ϶ᴛᴏ со­трудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за преступления, предусмотрен­ные в международных договорах. И, во-вторых, ϶ᴛᴏ такие ча­стные вопросы сотрудничества, как установление государст­вами преступности и наказуемости отдельных деяний, опас­ных для международного правопорядка, определение юрис­дикции и судопроизводства, оказание друг другу правовой по­мощи по уголовным делам, выдача преступников, деятельность международных организаций в борьбе с преступностью и т.п. Кроме ϶ᴛᴏго, к предмету правового регулирования следует от­нести установление минимальных стандартов и правил уголов­ного правосудия, обращения с правонарушителями и унифи­кацию уголовного права.

По данной причине представляется научно обоснованным опре­деление И.П. Блищенко и И.В. Фисенко, согласно кᴏᴛᴏᴩому «международное уголовное право может быть определено как совокупность принципов и норм права, регулирующих отно­шения сотрудничества государств по предупреждению и на­казанию за совершение международных преступлений и пре­ступлений международного характера»2. С учетом анализа предмета некᴏᴛᴏᴩых деталей можно утверждать, что междуна­родное уголовное право - ϶ᴛᴏ система принципов и норм, регу­лирующих сотрудничество государств в борьбе с преступления­ми, предусмотренными международными договорами.

Что касается науки международного уголовного права, то в ее определении тоже нет единой точки зрения. Важно заметить, что одна из них выражает ее как самостоятельную, комплексную юридическую науку, кᴏᴛᴏᴩая изучает нормы, определяющие и регулирующие ответственность за международные преступления, а также ус­ловия оказания правовой помощи государств друг другу в борь­бе с некᴏᴛᴏᴩыми преступлениями, предусмотренными уголов­ными законами ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих государств3. По нашему мне­нию, науку международного уголовного права нельзя рассма-

1 См., Международное право: Учебник для вузов/Под ред. Г.В. Игнатенко. -

М.: Высш. шк., 1995.

2 Блищенко И.П., Фисенко И.В. Указ. соч. - С. 7.

3 Уголовное право: История юридической науки. - М.: 1978. - С. 270.

тривать в качестве самостоятельной, изолированной от меж­дународного права. В доктрине общепризнанным будет то, что международное уголовное право - ϶ᴛᴏ самостоятельная отрасль международного публичного права. По϶ᴛᴏму и наука международного уголовного права не может выйти за его рам­ки. Известно, что международное право изучает проблемы, связанные с международным регулированием политических, экономических, культурных, военных и других отношений, складывающихся между государствами в процессе их сотруд­ничества, т.е. межгосударственные отношения. Международ­ное уголовное право изучает вопросы, связанные с междуна­родным регулированием межгосударственных отношений, складывающихся в процессе их совместной борьбы с между­народной преступностью.

Проблема соотношения международного уголовного и внут­ригосударственного права носит подчиненный характер к про­блеме соотношения международного и национального права. Отечественная доктрина международного права исходит из того, что они представляют собой самостоятельные и особые правовые системы, не подчиненные одна другой. При этом меж­дународное и национальное право находятся в постоянном взаимодействии, кᴏᴛᴏᴩое опосредствуется волей государств - участников международных отношений. При ϶ᴛᴏм «концеп­ция господства права предусматривает признание всеми госу­дарствами верховенства международного права в общей сис­теме права»1. Сущность такого верховенства и взаимодействия в нашем государстве юридически закреплена в ст. 15 Консти­туции РФ и ст. 5 Закона о международных договорах РФ 1995 г. Этим правилам подчиняются взаимосвязь и соотношение меж­дународного и национального уголовного права, кᴏᴛᴏᴩые неот­делимы друг от друга и находятся в постоянном взаимовлиянии.

С одной точки зрения, нормы международного уголовного пра­ва реализуются только путем трансформации в национальное законодательство. Уголовные кодексы государств постоянно «пополняются» за счет таких конвенционных преступлений, как «отмывание» преступных денег, терроризм, нарушения за­конов и обычаев войны, преступления на воздушном транс-" порте и т.п. По данной причине Заключительный Акт СБСЕ 1975 г. подчеркивает требование устанавливать государственные за­коны и административные правила в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их юри-

1 Международное уголовное право / И.П. Блищенко, Р.А. Каламкарян, И.И. Карпеци др. - М.: Наука. - 1995. -С. 31.

лическими обязательствами по международному праву. Важно заметить, что одна­ко при всех обстоятельствах национальный уголовный закон не может противоречить межгосударственному соглашению. Кстати, эта сторона взаимосвязи пробудет и в том, что наказания за совершение преступлений международного характера в на­стоящее время назначаются национальными судами.

С другой стороны, национальное уголовное право оказы­вает положительное влияние на разработку и функциониро­вание международных договоров по борьбе с преступностью. При разработке проектов договоров изучается законодатель­ный опыт государств, кᴏᴛᴏᴩые вначале сами установили уго­ловную ответственность за незаконное распространение нар­котиков, угон воздушных судов, фальшивомонетничество и другие преступления. Исключая выше сказанное, на базе общих принципов уголовного права государств строятся такие специфические институты международного уголовного права, как соучастие, покушение на преступление, преступный приказ, назначение наказания и др. «В случае если в качестве примера взять институт меж­дународной уголовной ответственности индивида, то надо от­метить, что основа формирования ϶ᴛᴏго института - идея о преступности и наказании за агрессивную войну. Кстати, эта идея ока­зала влияние на формирование в период между двумя миро­выми войнами принципа запрета агрессивной войны, квали­фикации ее как международного преступления, оформления ответственности государства агрессора и индивидуальной уго­ловной ответственности»1.
Стоит отметить, что основой для формирования всех названных институтов было национальное уголовное право. То же самое можно сказать о порядке предварительного рас­следования международных преступлений, предания суду меж­дународного военного трибунала и других уголовно-процес­суальных вопросах, включенных в уставы международных су­дов с учетом национального законодательства.

Национальные суды применяют нормы международного уголовного права с оговорками. К их числу ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: транс-Формация договорных норм в уголовное законодательство страны, ратификация и опубликование договоров в соответ­ствии с установленными в законах государства правилами, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие договоров общепризнанным принципам и нор-Мам международного права, точность и конкретность между­народных договоров в целях их применения национальными судами и т.п.

Международное уголовное право. - М.: 1995. - С. 36.

В практике судов Великобритании, Италии, ФРГ и других правовых государств в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их конституциями нор­мы международных договоров об уголовной ответственности индивидов применяются только после их трансформации в национальное законодательство и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего опубли­кования в печати. В России и ряде стран СНГ допускается при­менение судами норм международных договоров после их ра­тификации и опубликования в официальных источниках. Важно заметить, что од­нако в судебной практике нет прецедентов прямого примене­ния норм международного уголовного права при вынесении решений по уголовным делам о конвенционных преступлени­ях. В таких случаях суды и впредь будут руководствоваться на­циональным законодательством, в кᴏᴛᴏᴩое трансформирова­ны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие нормы международного уголовного права.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 96 (1) от 11 де­кабря 1946 г. геноцид был квалифицирован как «преступление, нарушающее нормы международного права». Кстати, эта же форму­лировка была воспроизведена в преамбуле и ст. 1 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и нормах других международных соглашений в ϶ᴛᴏй области. Сложился термин «преступления против международ­ного права», кᴏᴛᴏᴩый охватывает как международные преступ­ления, так и уголовные преступления международного харак­тера, «что должно подчеркнуть значение международного пра­ва как регулятора отношений, являющихся объектом преступ­ных посягательств»1.

Этот термин упоминался и на Пражском международном симпозиуме по международному уголовному праву в 1987г. На нем были заслушаны и обсуждены доклады «Особенности ко­дификации международного уголовного права», «Повышение роли уголовного права в деле защиты мира и международной безопасности» и др. В принятых решениях подчеркивается особая роль международного права в регулировании преступ­ности и наказуемости деяний, посягающих на международный правопорядок, на конкретные нормы международного права.

В Уставе международного трибунала по Югославии (ст. 9) и Уставе Международного уголовного трибунала по Руанде (ст. 8) большая группа преступлений, совершенных в районе воен­ных действий, названа преступлениями против международ­ного гуманитарного права.

1 Международное право" Учебн. для вузов / Под ред. Г.В. Игнатенко - 2-е изд. М: Высш шк. - 1995 - С. 283.

Следовательно, становление и развитие международного уголовного права осуществлялось вследствие постоянного рос­та международной преступности. Являясь вынужденной и не­обходимой мерой, сотрудничество государств в ϶ᴛᴏй сфере постоянно совершенствуется на правовой основе. Не стоит на месте и международно-правовое регулирование преступности и наказуемости деяний, посягающих на международный пра­вопорядок. Количество таких преступлений растет.
Стоит отметить, что основным объектом их преступного посягательства будет международ­ное право как регулятор отношений и в сфере борьбы с пре­ступностью. По϶ᴛᴏму мы можем говорить о преступлениях против международного права, имея в виду как международ­ные преступления, так и уголовные преступления международ­ного характера.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Международное уголовное право - В.П. Панов. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Глава 1. Понятие и становление международного уголовного права") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Международное уголовное право - В.П. Панов. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Международное уголовное право - В.П. Панов., 2015. Глава 1. Понятие и становление международного уголовного права.

(С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

Международное уголовное право является специфической отраслью права. Существует множество подходов к определению предмета и метода науки, большое количество теорий, закладываемых в её сущность и понятие. Чтобы дать правовую оценку применяемых подходов к определению понятия, места и назначения международного уголовного права, оценить состояние науки в целом на её современном этапе развития, необходимо, для начала, проследить её историческое развитие, становление и формирование базовых институтов международного уголовного права.

Международное уголовное право берёт начало в глубокой древности, несмотря на то, что формироваться эта отрасль начала лишь с конца ХIХ столетия. Ещё в государствах, где господствовал рабовладельческий строй, правители договаривались между собой о совместных усилиях по подавлению восстаний своих рабов. Так в договоре, который был заключён в 1296 году до нашей эры между Хаттушилем III, царём хеттов, и Рамсесом II, египетским фараоном, речь шла о том, что: "Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдёт усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов; если кто - либо убежит из Египта и уйдёт в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернёт в страну Рамсеса". Итак, мы видим, что институт экстрадиции возник ещё в глубокой древности. Правители древнейших государств: Месопотамии, Греции и Рима договаривались между собой о выдаче лиц, совершивших преступления на территории, находящейся под управлением другого государства, а также выдаче беглых рабов. В рабовладельческую эпоху появляются и нормы, касающиеся обмена военнопленными и с их обращением. Так, во время Пунической войны один из римских полководцев

был взят в плен карфагенянами, а после был отпущен в Рим для переговоров и обменом военнопленными.

Ярким примером сотрудничества по уголовно - правовым вопросам являются договоры Древней Руси и Византии. Этими договорами предусматривались обязательства обеих сторон по преследованию и наказанию преступников за убийство, кражи и грабежи, телесные повреждения. Договорами предусматривались наказания лиц, совершивших преступления на территории Византии - русскими и на территории Руси - греками. Нормы о выдаче преступников содержались и в Пространной Правде 1209 года.

В феодальной Европе начали складываться основы международного обычая по предоставлению дипломатических привилегий и неприкосновенности послов, который включал в себя иммунитет от уголовного преследования за совершенное преступление на территории государства, которое принимает этого дипломата.

Одно из распространённых преступлений международного характера в наше время - пиратство, также имеет древнее происхождение. Римским правом и правом Древнего Китая пиратство признавалось одним из опасных преступлений, государства на протяжении многих столетий вели с пиратами жестокую борьбу. Но известно большое количество случаев, когда пираты находились на королевской службе и именовались каперами. Каперов, как отважных мореплавателей с немалым опытом в сражениях, использовали на случай военных действий, либо в патрулировании и охране морских вод, находящихся под юрисдикцией того или иного королевства, но сильно удалённых от суши. Им было дозволено нападать на иностранные торговые корабли тех королевств, с которыми король, нанявший капера на службу, вёл войну или имел нейтральное отношение к ним. За такое "разрешение" каперы отдавали большую часть захваченного груза короне. Известнейший пират сэр Дрейк, находящийся на службе у британской короны, совершил великое географическое открытие, проплыв всё восточное побережье

Африки, обогнув южный мыс, через пролив вышел в Атлантический океан. Этот пролив и назван именем этого мореплавателя. Тем не менее, пиратство являлось оплотом ужаса и страха, господствующих в водах Мирового океана. В общей сложности, пираты занимались не только разбойными нападениями и грабежами, но и работорговлей.

Наивысший пик процветания работорговли приходился на XVII - XIX века. Рабы завозились из колониальных африканских стран в европейские державы и Новый Свет. Их труд, в большинстве своём, использовался в земледелии, строительстве и для производства дорогостоящих продуктов и товаров - сахара, например. Обустраивались целые плантации, где сахарный тростник выращивали, собирали, его стебли перетирали между железными жерновами и давили сок, в так называемых, варочных печах. Этот процесс по добыче сахара был очень трудоёмким, крайне сложным и даже опасным для жизни, поэтому сахар являлся одним из самых дорогих товаров на рынке, приносил огромную прибыль "сахарным магнатам", владельцам большого количества плантаций и, соответственно, рабовладельцам. Венский конгресс 1815 года впервые осудил торговлю африканцами, в 1818 году, в Аахене, работорговля впервые была признана преступлением, Российская Империя, Австрия, Пруссия, Франция и Великобритания - участники Лондонского многостороннего договора 1841 года приравняли работорговлю к пиратству. Страны - участники этого договора получили право останавливать подозрительные суда, проводить обыск и, если на судне находились рабы, освобождать их, а преступников передавать для привлечения к уголовной ответственности той стране, под чьим флагом находился корабль.

Итак, можно заметить, что международное уголовное право на этапах своего исторического развития представляло собой отрасль права, состоящую, преимущественно, из одного института, института экстрадиции. Многие государства, в дальнейшем, стали принимать свои собственные, законы об экстрадиции. В большинстве своём, нормы, закреплённые в уже существующих международных договорах и соглашениях, заимствовались,

то есть происходила имплементация международных норм в национальное законодательство. Это такие государства, как Великобритания, Голландия, Бельгия. Понятие института выдачи видоизменялось, приобретая более сложную форму. Это связано с усложнением общественных отношений и, как следствие, увеличением объёма законодательной базы государств. Один из первых российских учёных - юристов Ф. Ф. Мартенс отмечал, что международное уголовное право в основном сосредоточено вокруг учения о выдаче преступников.1 В. Э. Грабарь подчёркивал, что всё международное уголовное право до ХХ столетия сводилось, в принципе, к двум вопросам: действию закона в пространстве и выдаче преступников.2

С возникновением буржуазии и развитием капиталистических отношений совершенствуется внутреннее уголовное право государств. В уголовных законах ряда европейских стран появляются нормы о преступлениях против мира, против добрососедства государств, именуемых сегодня международными преступлениями. И, хотя, указанные нормы того времени преследовали, главным образом, цель обеспечения национальной внешней безопасности государства, а не сохранение мира между народами и государствами, тем не менее, они содействовали формированию международно - правовых норм и обычаев по борьбе с международными преступлениями против мира, поддержания дружественных отношений

регламентировались нормы, предусматривающие уголовную ответственность за козни и другие преступления, направленные против союзников Франции. Под кознями понимались действия лица по установлению отношений с иностранным государством с целью побудить его к развязыванию военных действий с Францией. Это деяние каралось смертью. В Уголовном уложении

России 1903 года уголовная ответственность инкриминировалась лицам за надругательство над государственным гербом иностранной державы, насилие в отношении представителей зарубежных государств, нападение на иностранных граждан.

Для формирования концепции и нормативно - правовой основы международного уголовного права важнейшее место занимали международные документы по вопросам борьбы с преступлениями международного характера, а именно конвенции, предусматривающие обычаи и законы ведения военных действий. Так, к началу ХХ века были разработаны и приняты такие акты, как: "Женевская конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях 1906 года", 13 Гаагских конвенций 1907 года, где речь шла о правилах морской и сухопутной войны, Лондонская декларация 1909 года "О праве морской войны".

Ужасы первой Мировой войны показали необходимость усовершенствования интернационального законодательства. Преследовалась основная цель - выявление и наказание военных преступников. Так, Версальский мирный договор 1919 года регламентировал нормы об ответственности физических лиц за преступления, совершённые во время войны, то есть деяний, направленных против мира и общественной безопасности, выходящие за рамки внутригосударственного права. На основе Версальского договора были разработаны проекты документов для привлечения к международной уголовной ответственности кайзера Вильгельма II и его союзников за военные преступления. Но из-за нечёткости формулировок самих международных преступлений, отсутствия опыта рассматривать такие дела, эти лица остались безнаказанными.

Итак, нужно заметить, что международное уголовное право, как отрасль права, начала формироваться на рубеже конца XIX - начала XX века. Нормы этой отрасли находились ещё на стадии зарождения и формирования, государства находились в поиске путей по разрешению

вопросов о подсудности, ответственности за преступления мирового масштаба, несущих угрозу мировому сообществу, подрывающих мирное сосуществование государств.

Впервые, понятие международного уголовного права сформулировал Ф. Ф. Мартенс как совокупность юридических норм, определяющих условие международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения.4 Вопрос определения понятия международного уголовного права, как в отечественной, так и в зарубежной науке является на сегодняшний день дискуссионным. Выделяют следующие основные концепции по определению понятия международного уголовного права:

Международное уголовное право представляет собой самостоятельную комплексную отрасль права (Л. Н. Галенская, В. А. Номоконов, И. И. Карпец, Ю. А. Решетов, Л. В. Иногамова - Хегай);

Международное уголовное право является подотраслью международного публичного права (А. В. Наумов, И. И. Лукашук, В. П. Панов);

Международное уголовное право является самостоятельной отраслью международного права (И. В. Фисенко, А. Р. Каюмова, А. Г. Кибальник);

Международное уголовное право является составной частью внутригосударственного уголовного права.

Итак, понятие любой отрасли права необходимо давать, определив, первостепенно, предмет и метод правового регулирования.

Предметом регулирования современного международного уголовного права являются общественные отношения, возникающие в силу совершения международных преступлений и преступлений международного характера, включая вопросы определения состава преступления, пределов и меры наказания, выдача виновных в совершении преступления лиц, судопроизводства и приведение наказания в исполнение. Стоит отметить гибридный характер предмета данной науки, поскольку она охватывает нормы уголовного права, уголовно - процессуального права, уголовно - исполнительного права не только в рамках национального законодательства, но и в рамках общепринятых международных стандартов в области борьбы с преступностью.

Основополагающим методом, регулирующим правоотношения такого рода, является уголовное принуждение, которое основывается на нормах национального права и международных договорах. Международное уголовное право, по своей сути, представляет комплекс выработанных механизмов и мер по достаточно обоснованному привлечению к международной уголовной ответственности виновных лиц, за совершённые ими деяния интернационального масштаба. Как следствие, уголовное принуждение выражается в порицании государствами и международными организациями криминального поведения виновного. Стоит отметить, что сущность уголовного принуждения не видоизменяется в зависимости от того, вменяется ли оно национальным судом государства в соответствии с уголовно - правовыми нормами внутригосударственного права или судом, имеющим международный статус.

Руководствуясь вышеизложенным, я прихожу к выводу, что международное уголовное право является комплексной отраслью права, то есть включает в себя международно - правовые нормы и национальные нормы уголовного и уголовно - процессуального права.

И. В. Фисенко утверждает, что международное уголовное право является отраслью международного права. У него есть свой предмет - предотвращение, расследование и наказание за международные преступления и преступления международного характера, осуществляемые на основе международных соглашений, как с помощью системы международных органов, так и с помощью национальных средств, которые в совокупности образуют систему международной уголовной юстиции.

Существует система международного уголовного права как отрасли. Ей свойственен особый способ правового регулирования.5 В связи с этим утверждением учёный даёт своё определение международному уголовному праву как совокупности принципов и норм права, регулирующих отношения сотрудничества государств по предупреждению и наказанию за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.6 Приведённое определение нашло поддержку в широких научных кругах. В. П. Панов охарактеризовал его как "научно обоснованное". А. Г. Кибальник всецело разделяет позицию И. Фисенко: " Всё это позволяет определить международное уголовное право как самостоятельную отрасль, входящую в единую систему международного права, состоящую из международно - правовых норм и решений международных организаций, определяющих преступность деяния и пределы ответственности за его совершение, а также регламентирующих иные уголовно - правовые вопросы в целях охраны мирового правопорядка ".7

С полной уверенностью можно сказать, что международное уголовное право ни в коем случае нельзя признавать как самостоятельную отрасль общего международного права, поскольку субъектами международного права выступают государства, международные организации, народы и нации. А преступления совершаются индивидами, то есть физическими лицами или группами лиц, а они, в свою очередь, находятся вне сферы действия и регулирования международного права. Но с другой стороны, государства и межправительственные организации тоже могут нести ответственность в рамках международного уголовного права. Она будет носить международно - правовой характер. Агрессия, геноцид, военные преступления и международный терроризм - только за этот перечень преступлений возможна ответственность целого государства. Но существование этого небольшого перечня международных преступлений, по моему мнению, не даёт достаточных всецелых оснований для отнесения международного уголовного права к отрасли международного права.

В. П. Панов считает, что международное уголовное право является отраслью международного публичного права. В доказательство этого предположения, он приводит следующий аргумент: " По нашему мнению, науку международного уголовного права нельзя рассматривать в качестве самостоятельной, изолированной от международного права. В доктрине общепризнанным является то, что международное уголовное право - это самостоятельная отрасль международного публичного права. Поэтому и наука международного уголовного права не может выйти за его рамки ";

"Международное уголовное право изучает вопросы, связанные с международным регулированием межгосударственных отношений, складывающихся в процессе их совместной борьбы с международной преступностью".8 Как уже было отмечено мной, предметом рассматриваемой отрасли права является само преступление, а субъектами выступают физические лица, с одной стороны, а с другой могут выступать и государства, межправительственные и международные организации. Суждение, что субъектами данного рода правоотношений выступают государства, априори не верно. В доктрине международного публичного права, кроме указанного учёным В. Пановым, действует и другое правило. Согласно ему международную уголовную ответственность могут нести лишь

только физические лица, а не государства. То есть индивид отвечает за совершённое преступное деяние международного масштаба перед государствами и международными организациями.

Ещё одна позиция, которая принимается и обосновывается множеством учёных, что международное уголовное право является составной частью национального законодательства. Можно привести достаточно большое количество аргументации в пользу этой теории.

1. На основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.9 Исходя из этого положения, закрепленного в отечественной Конституции впервые, между прочим, следует то, что заинтересованные лица, национальные суды, в частности, могут прямо ссылаться на нормы международного права в случаях, требующих их применения.

2. Нормативная база международного уголовного права, в большей степени, определена совокупностью нормативно - правовых норм уголовного, уголовно - процессуального, уголовно - исполнительного права различных государств. Это объясняется тем, что национальное уголовное право имеет более развитую науку и систему.

3. Нормы международного уголовного права обязательно имплементируются в уголовное право различных стран, международные преступления инкорпорируются в национальное уголовное законодательство.

4. Нормы международного уголовного права реализуются, в большинстве случаев, национальными судами и уголовно - исполнительными учреждениями.

Но всё же, на мой взгляд, трудно считать международное уголовное право составной частью внутригосударственного уголовного права. Международные уголовно - правовые нормы разрабатываются и утверждаются специализированными международными органами, имеющими особый статус. Нормы такого рода имеют неоспоримый 15 статьи Конституции Российской Федерации: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".10 Часть 2 статьи 1 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: "Настоящий кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права".11 Приведённые нормы отечественного права ещё раз подчёркивают, что международное право является приоритетным, то есть вышестоящим над национальными законами в силу статуса принимающих их органов. Если обратиться к международным органам, осуществляющим судопроизводство в отношении конкретных дел, то именно они отправляют правосудие по делам, с участием лиц, обвинённых в совершении преступных деяний мирового масштаба. Это такие международные органы, как: трибуналы по бывшей Югославии и Руанде, свою юрисдикцию на международные преступления распространяет Международный уголовный суд, Нюрнбергские и Токийские трибуналы, которые хоть и не действуют на сегодняшний день, но практика их деятельности не канула в лету и широко используется в действующих трибуналах. Такие обстоятельства показывают, что очень трудно определить международное уголовное право как составную часть национального. Несомненно, взаимосвязь этих отраслей очевидна, они взаимодополняют друг друга, привносят коррективы в существующие

коллизии. Так, нормы международного уголовного права не содержат конкретных наказаний за международные преступления. Наказания определяются уголовными законами различных стран. Даже если Международный суд при вынесении приговора определяет вид и меру наказания, то оно будет исполняться в соответствии с уголовным законом и в рамках, определённых этим законом, на территории той страны, которая определена для приведения приговора в силу. В национальное уголовное законодательство вносятся новеллы, определяющие ответственность за транснациональные преступления. Например, совсем недавно в Уголовный кодекс Российской Федерации была внесена новая статья, определяющая уголовную ответственность за акт международного терроризма.

Итак, принимая во внимание существующие и проанализированные мной точки зрения по поводу определения понятия международного уголовного права, определения предмета и метода этой науки, в результате чего был сделан вывод об её комплексности, можно сказать, что изучаемая отрасль права является самостоятельной, при наличии следующих факторов, подтверждающих это суждение:

Международное уголовное право нельзя определить как отрасль международного публичного права, как составную часть общего международного и внутригосударственного права;

Наличие собственного предмета и методики международно - правового регулирования данной науки;

Наличие источников, которые имеют свою специфику, особый статус, который выражается в превосходстве норм над национальным правом.

Определение понятия международного уголовного права наиболее точно и корректно даёт Л. В. Иногамова - Хегай: "Международное уголовное право представляет собой систему правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями".12 Приведённое определение, на мой взгляд, является универсальным, всеобъемлющим и всеохватывающим для



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме