Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

С. В

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определœенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. К примеру, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 ᴦ. N 2445-XII ʼʼО физической культуре и спортеʼʼ.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в ʼʼпрофилирующие, базовые ʼʼ отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых ʼʼхарактерно соединœение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслейʼʼ. При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, к примеру жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти всœе они прописаны в базовых отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определœенной отрасли права . Под методом принято понимать способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определœенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта͵ которые не бывают отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в данном состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователœей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всœех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определœенной группы отраслей, к примеру для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета͵ их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Οʜᴎ дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

‣‣‣ использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населœения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

‣‣‣ обеспечения доступности всœех слоев населœения к занятиям физической культурой и спортом;

‣‣‣ использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

‣‣‣ учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

‣‣‣ ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

‣‣‣ обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

‣‣‣ восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на базе использования средств лечебной физической культуры;

‣‣‣ обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

‣‣‣ целœенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

‣‣‣ учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта͵ так и крайне важно стью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целœесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определœение содержит всœе необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий ʼʼспорт ʼʼ и ʼʼфизическая культура ʼʼ как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать ʼʼфизкультурно-спортивным правом ʼʼ, однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта͵ с некоторой долей условности мы именуем как ʼʼспортивное право ʼʼ.

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права." 2017, 2018.

Спортивное право представляется комплексной правовой отраслью, представляющей собой общность норм права, которые регулируют отношения в обществе, которые складываются в сфере спорта и физической культуры.

Источник спортивного права

На практике традиционно отрасль, а часто и правовая подотрасль, обладает системообразующим правовым актом, представляемый кодексом или иным федеральным законом, вокруг которого образуется целая система этой правовой отрасли или правовой подотрасли. В области физической культуры и спорта таким в настоящий момент представляется Федеральный закон от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Предмет и метод спортивного права

Основания для разделения права на отрасли представляются:

  • Предметом;
  • Методом.

Определение 1

Предметом спортивного права признаны отношения в обществе, которые выделены собственной однородностью и отрегулированные нормами конкретной отрасли спортивного права.

Методом спортивного права признается способ регулятивного влияние на предмет, приемы регулирования специфического типа.

В этой связи формирование конкретных правовых отраслей осуществляется не произвольно, а как следствие откола отделенной группировки отношений в обществе, которые представляют предмет, и формирование особенного регулятивного режима, который представляет методику правового урегулирования.

В науке права есть множество различных взглядов на метод правового регулирования спортивного права. Так, некоторые исследователи отличают общеправовые методы, представляемые запретами, предписаниями, дозволениями и пр., применяемые в каком-либо сочетании в отрасли спортивного права; а так же межотраслевые, представляемые договорными, методом возмещения ущерба и пр., являющийся характерными для некоторых отраслей.

В спортивном праве определяются отраслевые методы:

  • применение средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и складывания здорового образа жизни населения государства, различном физическом усовершенствовании граждан;
  • обеспечения доступа для всех слоев населения к занятиям спортом и физической культурой;
  • применение спорта и физической культуры в форме средства подготовки к воинской службе и производственной деятельности, а также для профилактики наркомании, алкоголизма преступности и множество иных отраслевых методов.

В связи с этим, специфический предмет и метод представляются важнейшими условиями отделения одной правой отрасли от иной. Если же в науке образуется полемика, имеющая связь с образованием новой отрасти, то сущностью этого спора, прежде всего, будет являться обособление предмета данной отрасли от смежных и вычленение особенностей методики правового урегулирования.

Система спортивного права

Правовая наука рассмотрела правовую систему в образе объективной реальности. Обоснованной научно, грамотно структурированная правовая система оказывает помощь в его развитии, являясь ориентиром для законодателя. Обладая объективной основой, представляемой реально существующими общественными отношениями, эта система обретает научное осмысление, то есть оценку субъективного типа, в трудах правоведов-ученых. Тут могут быть возможными разнообразные точки зрения. При устроении «своих» правовых систем одна часть исследователей отстаивает необходимость в соблюдении предметной чистоты отрасли, другая же привлекает наиболее обширные комплексы. В правовой литературе не утихает спор в отношении обоснованности отделения новых элементов правовой системы.

Согласно главенствующему в юридической науке мнению принято выделение базовых, специальных и комплексных правовых отрасли. В соответствии с мнением С.С. Алексеева, весь нормативный материал собирается изначально в «базовые, профилирующие» отрасли, к каковым относят отрасли административного, конституционного, уголовного и гражданского права и соответственные отрасли процессуального права, позже в специализированные отрасли, такие как, земельное, трудовое, финансовое право и пр. и, как итог, в отрасли комплексного типа, для которых «характерным является соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей».

Алексеев С.С. полагает, что «комплексные правовые отрасли являются такими общностями правовых норм, которые реальным образом объективировались в системе права и которые, не нарушая основной правовой структуры права, существуют в образе вторичных образований права».

В данной связи система российского права содержит образования комплексного характера, к примеру, конкурентное, маркетинговое, банковское, приватизационное, биржевое, конкурсное, сервисное, страховое, спортивное право.

Свидетельством специализации и разветвления права в современном времени могли служить и подобные направления юриспруденции, как избирательное, парламентское, лицензионное, бюджетное, валютное, внешнеэкономическое, горное, служебное, церковное, образовательное, транспортное, градостроительное, корпоративное право. В линейке таких нормативно-правовых структур содержится и спортивное право. Эти образования представляются комплексными в связи с тем, что включенные в них нормы не имеют связи единым методом и механизмом урегулирования. Практически все они прописаны в основных правовых отраслях.

Нормы спортивного права можно абсолютно четко разделить по следующим основным правовым отраслям, как:

  • Гражданское;
  • Трудовое;
  • Предпринимательское;
  • Финансовое;
  • Административное;
  • Международное;
  • Уголовное;
  • Процессуальное.

Таким образом, в последний временной период происходит некоторое удвоение правовой структуры, которое целиком согласовано с философскими представлениями, касаемо возможностей объективации какого-либо явления в нескольких скрещивающихся структурах, о существовании иерархичности структурных образов. С данной точки зрения спортивное право в образе обособленной группировки норм может рассматриваться в форме комплексного образования, в котором посредством введения общих понятий, приемов, институтов и принципов урегулирования соединяется нормативный разнородный материал.

Это является доказательством того, что с высоты принципов устроения правовой системы России о спортивном праве можно вести разговор как о комплексной правовой отрасли.

Замечание 1

С точки зрения учебной дисциплины спортивное право России представляется полностью самостоятельным предметом, который охватывает сферу своеобразных, пронизываемых органичной единственностью и взаимно связанных отношений в обществе и соответствующей нормативной базой, отличающейся многообразностью и сложностью подлежащих изучению норм и институтов.

Физическая культура и спорт представляются одной из общепризнанных отраслей деятельности человека, которая так же, к примеру, как и сельскохозяйственная деятельность, потребовала специфическое правовое осмысление и регулирование.

Из общей теории права известно, что отрасли права выделяются как самостоятельные и отличаются друг от друга, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования, а также по целостности или однородности составляющих их правовых норм.

Следует ли вообще считать спортивное право отраслью российского законодательства? Как известно, отраслям законодательства присуща известная "обозримость" нормативного материала, допускающая управление им из единого центра системы – возглавляющего отрасль закона, выступающего в качестве первичного нормативного правового акта. Спортивное законодательство соединяет такое огромное число разнообразных по своему содержанию актов, что управление ими при помощи единого активного центра становится невозможным.

В силу крайней разнородности своего предмета спортивное право, впрочем, как и административное право, не поддается кодификации. Французский ученый Ж. Ведель отмечает, что все то, что называется административным кодексом, представляет собой сборник законов и декретов, сгруппированных в зависимости от предмета регулирования по инициативе того или иного издателя.

Разделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права: частное – гражданское, семейное, трудовое право; публичное – все остальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а напротив, предполагает проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом. Например, появилась категория административных договоров. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока, в том числе устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения.

Как и при делении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блок происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает. При классификации отраслей права предмет регулирования выступает, во-первых, во всей полноте всех элементов. В их число входит круг общественных отношений (объект) как главный системообразующий фактор (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых, применительно к отраслям нрава предмет регулирования представляет собой основной критерий классификации, а метод правового регулирования – дополнительный.

Точных, признаваемых всеми критериев разграничения частного и публичного права пока не существует. Профессор Ю. Н. Старилов, оговариваясь, что ни одна из существующих теорий не реализована на практике, все-таки привлекает внимание к следующим трем из них .

  • 1. Теория интересов – определяет интересы (частные или публичные), обеспечиваемые образуемыми правоотношениями.
  • 2. Теория субординации (соподчинения ) – в зависимости от проявляющихся интересов определяет характер взаимосвязей между субъектами возникающих правоотношений.
  • 3. Теория относительности и допустимости правовых норм – являясь формальной по своей сути, исходит из того, что публично-правовые нормы могут создавать правоотношения между точно установленными субъектами нрава, а число адресатов частноправового регулирования носит неограниченный характер.

Спортивное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из отраслей частного права России. Отметим, что точных, признаваемых всеми критериев разграничения частного и публичного права пока не существует.

Предметом спортивного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время пока еще нет единого научного взгляда на предмет спортивного права России.

Жукова Юлия Игоревна/Zhukova Yulia Igorevna , Российский Государственный Университет Дружбы Народов

Аннотация : в статье рассматривается роль спортивного права в правовой системе РФ ….

Ключевые слова : анализ, право,спортивное право

В современный период в России и во всем мире возрастает роль законодательства, регулирующего сферу физической культуры и спорта. Физическое воспитание граждан в нашей стране является неотъемлемой частью здорового образа жизни населения и предметом особого внимания со стороны государства, что обусловливает необходимость более глубокого изучения и понимания внутренней логики и закономерностей развития правовых норм, совокупность которых в настоящее время объединяется в систему спортивного права.

Вопросы, поднимаемые и обсуждаемые ведущими специалистами в области правового регулирования физкультуры и спорта в монографических и диссертационных исследованиях , а также в иных научных публикациях охватывают достаточно широкий спектр вопросов исследуемой комплексной отрасли права. Возрастающий интерес к спортивному праву со стороны юристов и общественности продемонстрировала также состоявшаяся 3 апреля 2015 года Девятая Международная научно-практическая конференция «Спортивное право. Перспективы развития».

Однако на сегодняшний день существует ряд проблем в определении соотношения спортивного и иных отраслей права.

Рассмотрение законодательства, регулирующего спортивные отношения, его предметной и целевой структуры, а также специфики и обособленности в общей системе законодательства позволяет с определенностью утверждать, что спортивное право, несомненно, представляет новую сложившуюся комплексную отрасль. Вместе с тем нельзя отрицать существование корреляции законодательства о спорте и административного законодательства России.

Основным нормативным документом, регламентирующим отношения в сфере физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", вступивший в силу в 2008 году. Но за время, прошедшее с момента принятия закона, в него было внесено достаточно изменений, наиболее значимыми из которых являются введение в закон понятий всероссийского реестра видов спорта и антидопинговых правил.

Так, в 2011 г. целях введения юридической ответственности за применение допинга были внесены соответствующие поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В статье 6.18 КоАП РФ закреплено, что «нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет», а аналогичные действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, влекут дисквалификацию на срок три года.

Перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте конкретизирован федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. В частности, к запрещенным субстанциям дополнительно отнесены миметики и триметазедин; каратэ исключено из списка видов спорта, по которым в соревновательный период запрещен алкоголь; бета-блокаторы дополнительно запрещены в соревновательный период по подводному плаванию.

Следует заметить, что вопрос о соотношении административного и спортивного права в определенной степени можно считать дискуссионным, и с утверждением о том, что спортивное законодательство представляет собой структурную часть административного законодательства, вряд ли можно согласиться.

Специфика метода регулирования общественных отношений в сфере физической культуры и спорта заключается в том, что регулирование определенной части этих отношений осуществляется без обращения к императивному методу правового регулирования. Таким образом, следует признать, что спортивное право, будучи органически и родственно связано с административным правом, в целом и основном от него отличается.

Если согласиться с той схемой отношений законодательства и права, которая представляется в работах А.Ф. Шебанова и С.С. Алексеева , то следует признать, что обособившееся законодательство в сфере физической культуры и спорта активно формируется в комплексную отрасль права – спортивное право.

В данном отношении С.С. Алексеевым совершенно точно отмечено, что "в большинстве случаев, когда исторически формируется отрасль законодательства, это одновременно означает, что перед нами становление особой отрасли права... Это связано с тем, что само по себе обособление той или иной области законодательства уже означает... известное преобразование в самой правовой материи"

Вышеизложенное, а также специфика формирующихся в сфере спорта и физической культуры особых общественных отношениях, подтверждает обоснованность выделения комплексной отрасли права - спортивного права.

Предмет спортивного права как комплексной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов – это общественные отношения, связанные с различными направлениями в сфере физической культуры и спорта, а также возникающие между физкультурно-спортивными организациями и другими субъектами. Здесь могут возникать и некоммерческие отношения, а также отношения, связанные с государственным регулированием физкультурно-спортивной деятельности в целях обеспечения интересов общества и государства

Механизм управления физкультурно-спортивной деятельностью отличается многоэлементностью, поэтому очевидно, что в нем должны ассоциативно использоваться различные методы правового регулирования, что характерно для комплексных отраслей права.

Конкретизация основных функций спортивного права позволяет выделить регулятивную (фиксирование физкультурно-спортивных правоотношений, формирование прав и обязанностей сторон физкультурно-спортивных правоотношений; определение фактов, с которыми нормы спортивного права связывают начало юридических последствий) и охранительную (установление санкций и составов правонарушений, которые образуют основания для юридической ответственности) функции.

В силу того, что отношения в спорте развиваются достаточно стремительно, в современной практике появляются проблемы, задающие векторы совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Федеральным законом от 03.11.2015 N 308-ФЗ "О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплена необходимость обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки.

Тем не менее, правовая регламентация спортивной подготовки, закрепляющая механизмы установления требований к тренировочному процессу, совершенствование федеральных стандартов спортивной подготовки, регламентации деятельности тренеров, нуждается в совершенствовании.

Еще одним, не менее значимым направлением развития спортивного права, является исследование правового статуса спортивных федераций, а также совершенствование правового механизма их взаимодействия с органами государственной власти.

Особое отражение в спорте приобретают институты гражданского права (проблемы спонсорства), трудового права (правовые отношения между работодателем и спортсменом, тренером и работодателем), институт аттестации (допуск спортсмена к соревнованиям и определение квалификации тренера\спортсмена), институт страхования спортсменов, а также агентская деятельность. Необходимо обратить внимание также и на то, что своеобразие спортивного права определяется не только особенностями институтов, которые его составляют, но и системой, спецификой взаимодействия этих институтов.

Спорт, с одной стороны, это комплексное явление с множеством функций: имиджевой, экономической, инвестиционной и спонсорской, с другой стороны, спорт интерпретируется как динамично развивающаяся сфера, что обусловливает необходимость своевременного совершенствования законодательства. В числе приоритетных направлений дальнейшего развития законодательства следует отметить урегулирование отношений в сфере детско-юношеского спорта, спорта инвалидов, профессионального спорта.

Представляется, что рассмотрение системы спортивного права на концептуально-правовом уровне, позволит дальше строить работу по его совершенствованию, результатом которого станет повышение уровня правовой регламентации общественных правовых отношений в сфере физической культуры и спорта, соответствующего прогрессивным интересам развития личности, общества и государства.

См., например, Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2013; Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право: правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. 2-е изд. М.: Проспект, 2011; Соловьев А. А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте: Монография / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011 и др.

См., например, Жабин Н. А. Административно-правовое регулирование отношений в области спорта: автореф. дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 25 с.; Гребнев Р. Д. Конституционное право на спорт: сравнительно-правовое исследование: дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 27 с.; Понкина, А. И. Государственное управление и самоуправление в области спорта: дисс. …к.ю.н.- М, 2013.- 217 с.; Бабаев Р. Ю. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации: дисс. …к.ю.н.- М, 2014.- 173 с.

См., например: Шебанов А.Ф. О понятиях источника и формы права. // Правоведение. 1965. № 4

См., например, Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2 томах. Свердловск, 1973.

Практически каждая отрасль (а нередко и подотрасль права) имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой федеральный закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли или подотрасли права.

В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования. В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора будет прежде всего обособление предмета этой отрасли от смежных и выяснение особенностей метода правового регулирования.

Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Научно обоснованная, грамотно структурированная система права способствует его развитию и является ориентиром для законодателя. Имея под собой объективную основу (реально существующие общественные отношения), данная система получает научное осмысление, то есть субъективную оценку, в трудах ученых-правоведов. И здесь возможны различные точки зрения. При построении «своих» систем права одни исследователи отстаивают необходимость соблюдения предметной чистоты отрасли, других привлекают более обширные комплексы. В юридической литературе не прекращается спор по поводу обоснованности выделения новых элементов системы права, таких как предпринимательское, информационное, транспортное, муниципальное, бюджетное и др.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права. Так, по мнению С.С. Алексеева, весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые» отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права, затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные, для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей» 1 . Ученый считает, что «комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований» .

В этой связи в системе российского права имеются образования комплексного характера, например маркетинговое, конкурентное, банковское, биржевое, приватизационное, конкурсное, страховое, сервисное право . Свидетельством разветвления и специализации современного права могут служить и такие направления юриспруденции, как парламентское, избирательное, бюджетное, лицензионное, внешнеэкономическое, валютное, служебное, горное, церковное, образовательное, градостроительное, транспортное, корпоративное право . В ряду таких нормативно-правовых структур находится и спортивное право.

Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное (предпринимательское), административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Таким образом, в последнее время происходит своего рода удвоение структуры права, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в нескольких перекрещивающихся структурах, о существовании иерархии структур. С этой точки зрения спортивное право в качестве обособленной группы норм рассматривается как комплексное образование, в котором путем введения общих понятий, институтов, приемов и принципов регулирования объединяется разнородный нормативный материал.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения российской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Физическая культура и спорт - это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая так же, например, как и сельскохозяйственная деятельность, требует специфического правового осмысления и регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит не вызывающий ни у кого сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой сложнейшую и специфичнейшую социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.

Будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, сфера физической культуры и спорта обладает рядом существенных особенностей, отличающих ее от других сфер человеческой деятельности. Назовем лишь базовые позиции, характеризующие физическую культуру и спорт как социально-экономическую систему и потому требующие использования специфических подходов к правовому урегулированию:

Современная физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурноспортивной деятельности, к основным из которых относятся физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам, физическая подготовка военнослужащих, профессионально-прикладная физическая подготовка, массовый спорт, профессиональный спорт, спорт высших достижений, спортивные способы рекреации и реабилитации и др.;

Существуют специфические функции спорта - экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;

Система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;

Гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;

Отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей национального хозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;

Физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;

Управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполнительной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;

Организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;

Существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурном движении субъектов, а также разнонаправленностью научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере субъектов Российской Федерации и отдельных спортивных организаций;

Физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем некоторые аспекты их функционирования и развития подпадают под действие международных и региональных нормативных актов, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в законодательство Российской Федерации;

Наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации к саморегулированию через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение дисциплинарных санкций;

Имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности - состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной медицины и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого субстрата, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

Данная концепция рассматривается нами при характеристике природы общественных отношений, складывающихся в сфере физкультурноспортивной деятельности, развивающихся в связи со становлением спортивного права как вторичной структуры в системе российского права.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования. Согласно позиции профессора Г.В. Чубукова , необходимо различать: общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях российского права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые. Так, каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета; их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

Обеспечения представителям всех слоев населения равных возможностей заниматься физкультурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния, расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения и т.д.;

Использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, разностороннем физическом совершенствовании граждан, формировании здорового образа жизни населения, профилактике табакокурения, пьянства, наркомании, преступности и других форм асоциального поведения;

Использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе;

Взаимосвязи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

Обеспечения соблюдения экологических принципов при развитии спорта, здоровой окружающей среды и условий жизни, которые способствуют активным занятиям физической культурой и спортом, самореализации и воспитанию чувства собственной значимости, а также позволяют гражданам полностью реализовать свой жизненный потенциал;

Консолидации общества, укрепления единства и сплоченности нации средствами физической культуры и спорта;

Комплексного государственного воздействия на физкультурноспортивные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта на достижение приоритетов отрасли;

Целенаправленного воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

Создания благоприятных условий развития и финансирования организаций сферы спорта, в том числе олимпийского, паралимпийского и сурдлимпийского движения России, а также для развития благотворительности и спонсорства в физкультуре и спорте;

Обеспечения материальной поддержки и социальной защиты спортсменов высокого класса в период и по окончании спортивной карьеры;

Поощрения и поддержания мер по защите здоровья спортсменов, возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности; восстановления утраченных функций после спортивных травм и перенесенных профессиональных заболеваний;

Расширения системы юридических гарантий для экономической свободы спортивного бизнеса;

Соблюдения прав интеллектуальной собственности в сфере физической культуры и спорта;

Обеспечения развития народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;

Обеспечения пропаганды физической культуры и спорта, а также развития образования и науки в области физической культуры и спорта;

Оптимального сочетания регулирования спортивных отношений нормами «жесткого» и «мягкого права» на международном и национальном уровнях;

Обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

Противодействия применению допинга, в том числе путем допингового контроля, обеспечения равных стартовых условий и правил честной игры и соревнования; поощрения конкуренции в спорте; учета правил спортивной этики;

Поддержания спортивного правопорядка, в том числе методы процессуально-правового регулирования разрешения спортивных коллизий, в частности посредством специализированной системы урегулирования споров - дисциплинарных органов спортивных организаций и специализированных спортивных арбитражных (третейских) судов, и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права многоаспектна и обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения в России.

Установив предмет и методы российского спортивного права, на наш взгляд, целесообразно (возможно, при дальнейшем дополнительном обосновании) рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно-спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: гражданских, трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной медицины и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом; совокупность норм, характеризующихся их общностью и специфичностью, а также обладающую определенной автономностью в системе права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересованностью сообщества в более детальном и эффективном регулировании соответствующего комплекса общественных отношений.

Данное определение содержит основные атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В академических целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых и корпоративных норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.

Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг вопросов для дальнейшего изучения и понимания спортивного права. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII в. французский философ Рене Декарт: «Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир от половины заблуждений».

На наш взгляд, спортивное право может быть выделено в особую комплексную отрасль права прежде всего по такому признаку, как спортивные отношения. Спортивное право служит правовой формой выражения и закрепления политики государства и руководящих негосударственных спортивных организаций в области физической культуры и спорта как важного субъективного фактора формирования и развития этого комплексного правового образования. Юридическую основу для формирования соответствующей отрасли права составляет соответствующая нормативная база, которая складывается в результате правотворческой деятельности государства, а также негосударственных спортивных организаций и существует в зависимости от содержания нормативных актов и их системы. Автор учитывает при этом опыт правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности в зарубежных странах (Франции, Италии и др.), в которых имеет место специфическое регулирование физкультурно-спортивной сферы, проводятся интенсивные исследования по правовым проблемам физической культуры и спорта, а в учебных заведениях преподается курс «Спортивное право».

Наряду с характеристикой предмета как определенной группы общественных отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности и метода их регулирования нами рассматриваются вспомогательные критерии, по которым строится спортивное право. К ним относятся государственная политика в сфере физической культуры и спорта, принципы спортивного права, нормативный материал - важнейший юридический критерий существования этого нового комплексного правового образования.

Спортивное право по содержанию и закономерностям развития формируется на базе основополагающих политических решений государства и негосударственных руководящих спортивных организаций, заинтересованных в комплексном правовом регулировании спортивных отношений. Спортивные отношения, являющиеся предметом спортивного права, складываются на основе частной, государственной и муниципальной собственности в частном, государственном и муниципальном секторах экономики.

Спортивные отношения, регулируемые спортивным правом, в соответствии с их правовой природой, структурой и особенностями можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как объективную основу формирования спортивного права; с другой - как процесс правообразования, который завершается созданием источников, выражающих нормы спортивного права.

В первом случае проблема спортивного права исследуется не в рамках научной систематики, а в пределах системы права как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения системы взаимообусловленных норм, составляющих комплексную отрасль права. Во втором случае особое внимание (исходя из важности социальных факторов, детерминирующих сущность и содержание правовых норм) обращается на общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, предопределяющие содержание и систему источников спортивного права.

Все нормы спортивного права можно подразделить на материальноправовые, процессуальные и процедурные, организационные. Они закрепляются в актах, издаваемых государством и муниципальными образованиями, а также негосударственными спортивными организациями («мягкое право»). Если проанализировать нормативную базу в рассматриваемой сфере, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, декларативны, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.

В любом случае уже сейчас видно, что нормы спортивного права несводимы к той или иной основной отрасли права. Учесть все разнообразие физкультурно-спортивных отношений в пределах одной или двух отраслей невозможно. Современное право развивается и специализируется по различным отраслям второго порядка для того, чтобы комплексно и эффективно регулировать с учетом всех тонкостей соответствующие «участки» общественных отношений.

Поэтому только содержательная характеристика самого спортивного права, то есть выделенной совокупности норм, и анализ системы теоретических и методических суждений, которая связана с этими нормами и обслуживает их, могут внести окончательную ясность в проблему специфичности, самостоятельности, статусного положения спортивного права. В этом отношении представляется важным еще раз подчеркнуть значимость прагматического подхода: если группа норм активно развивается и наполняется отсутствующим в других отраслях содержанием, то это устраняет любые консервативные теоретические соображения об устоявшейся системе права, понятии отрасли и чистоте научных классификаций, хотя, конечно же, не отбрасывает их полностью.

Таким образом, речь идет о комплексном регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять Спортивный кодекс Российской Федерации. Создание такого кодифицированного нормативного правового акта в данной сфере, впервые предложенного в учебнике «Спортивное право

России. Правовые основы физической культуры и спорта» 1 , системно и детально излагающего соответствующую нормативную правовую базу, будет способствовать повышению эффективности регулирования и реализации государственной политики в сфере физкультурно-спортивного движения и поэтому поддерживается учеными и практическими работниками в области физической культуры и спорта .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме