Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дайте определение гражданское общество. Гражданское общество: примеры стран

тип общества, характеризующийся высокой степенью самоопределения индивидов и наличием самоуправления в форме различных организаций и ассоциаций, в силу чего права индивида в нем надежно защищены, а государство служит охраной и гарантом этих прав.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ

определенный обществ. строй, организация семьи, сословий или классов, официальным выражением к-рого является политич. строй, основанный на развитой системе гражданского права. Идея О.г. явно недостаточно проработана в современных социологич. теориях, что идет вразрез с потребностями практики, с довольно частым обращением к О.г. политич. и обществ. деятелей, всех, кто озабочен судьбой человека, улучшением условий его жизни в современном мире. До сих пор остается почти не востребованным тот теоретич. потенциал, к-рый закреплен за понятием О.г. в истории социологии и философии. Так, Аристотель обращается в своих произведениях к этому понятию и дает ему свое толкование. Серьезное значение придается О.г. в гегелевской концепции развития истории. Именно Гегель дает относительно полное объяснение необходимости вывести из-под произвольного контроля со стороны государ, структур огромнейшую область обществ. жизни - имущественных связей, отношений и процессов, чтобы обеспечить свободу и независимость человека в этой области. Иными словами, Гегель разводит понятия политич. сферы и гражданского об-ва, полагая, что последнее для человека - сфера свободной автономии, ограждающая его от посягательств официальных институциализированных органов. В этом разведении четко прослеживается антифеодальная напавленность идеи О.г., к-рая вызвана потребностью теоретическими средствами "проложить дорогу" для бурж. обществ. порядка, немыслимого без свободы человека-товаропроизводителя. Основоположники марксизма, развивая идею О.г., исходили из посылки, что "освобождение" есть историч. дело. Они рассматривали проблему О.г. с позиций материалистич. понимания истории, полагая, что путь к освобождению человека лежит через создание высокоразвитых производительных сил, преодоление его отчуждения от средств производства, превращение его во владельца этих средств, установление соц. равенства и справедливости в отношениях между людьми. Как показали события XX столетия, идея О.г. не только не устарела, но, напротив, необычайно обострилась. Появилась опасность порабощения человека, и источником этой опасности выступает непомерно разросшаяся власть политико-государственных структур, их экспансионистские притязания, распространяющиеся не только на экономич. отношения, но и на все остальные сферы деятельности человека, включая область духовной культуры. Репрессивность этих структур особенно тяжело сказывается на жизни людей в странах, где господствуют тоталитарные режимы, административно-командный порядок, где складывается авторитарный стиль отношений между носителями власти и рядовыми членами об-ва. Об актуальности идеи О.г. свидетельствуют и непрекращающиеся во всех цивилизованных странах поиски оптимального взаимодействия между государ., обществ. и собственно экономич. регуляторами поведения и деятельности людей. Социологи, равно как и представители др. обществ. наук, включаются в работу по определению стратегии, позволяющей произвести, говоря словами Маркса, "обратное поглощение государственной власти об-вом, когда на место сил, подчиняющих и порабощающих об-во, становятся его собственные живые силы" (Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 548). Но это "обратное поглощение" - длительный процесс. Он включает в себя преобразование экономики, соц. отношений, реформы в сфере образования, воспитания и культуры; в целом предполагает вовлечение в этот процесс самого человека в качестве свободно мыслящего и свободно действующего индивида. В принципе О.г. как сфера человеческой самодеятельности должно быть свободно от произвольного вмешательства государ, органов. Лит.: Гегель Г.В.Ф. Философия права//Соч. Т. 7. М., Л., 1934; Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Новая публикация первой главы "Немецкой идеологии". М., 1966. А.Д. Налетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и культурное пространство, производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, находящиеся вне сферы государственно-политического контроля и вмешательства.

В широком смысле гражданское общество включает все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством. В узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства.

Эволюция понятия «гражданское общество»

либеральная трактовка (Т. Гоббс, Дж. Локк ): понятие «гражданское общество» было введено для отражения уровня исторического развития человеческого общества от природного к цивилизованному существованию;

позитивно-либеральная трактовка (Г. Гегель ) утверждает, что основой гражданского общества является частная собственность, а движущей силой исторического прогресса – государство, которое обеспечивает справедливость, защищает человека от случайностей, реализует всеобщность интересов;

марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс ) представляет гражданское общество как фундамент человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития;

социал-демократическая традиция полагает, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, обязательно должно регулировать экономические, социальные и иные процессы, вводить гарантии прожиточного минимума и т. д.

Гражданское общество – наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся общности людей, конфессиональные (религиозные) общности; центры, клубы, фонды, СМИ, движения, политические партии.

Признаки гражданского общества: экономическая свобода и частная собственность; социальная стабильность и гарантии; обеспечение прав и свобод человека; самоуправляемость и гражданская активность; конкуренция и плюрализм; свобода информации и общественного мнения; толерантность и открытость; легитимность власти; наличие правового государства.

Предпосылки становления гражданского общества

Законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами;

Юридическая свобода человека, его материальное благополучие, свобода частного предпринимательства, наличие частной собственности;

Создание механизмов саморазвития и саморегуляции, формирование сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, выступать в качестве единственно законного источника власти.

В гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Структурные элементы гражданского общества:

А) В экономической сфере – негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.

Б) В социально-политической сфере: классы, различные слои и социальные группы, семья как социальная ячейка гражданского общества; общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества; органы общественного самоуправления по месту жительства и работы; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации.

В) В духовной сфере: культурные, этические идеалы и ценности, свобода мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.

Г) Политико-правовую основу гражданского общества образуют политический плюрализм, наличие легальной оппозиции, демократическое законодательство.

Гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни: признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье; признание равенства граждан в единых рамках для всех законов; утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону; создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.

Основные функции гражданского общества:

1) побуждает человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан;

2) защищает граждан и объединения, созданные ими, от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность;

3) способствует формированию демократических органов государственной власти, демократическому развитию всей политической системы.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима: при тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества; при авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве; демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия как для функционирования и развития зрелого гражданского общества, так и для правового государства.

* Обязательными условиями существования гражданского общества являются: наличие правового государства, действие принципа разделения властей, подчинение закону самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных институтов. Конституционное, или правовое, государство отличается от внеправового, или полицейского, главным образом тем, что в нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом и государством.

* Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Правовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки правового государства:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона:

а) правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой.

б) приоритет права: правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) правовой закон распространяется на общество и на само государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета групповых интересов. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении.

4. Равенство всех перед законом.

5. Реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

6. Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

7. Политический и идеологический плюрализм.

8. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовые принципы функционирования правового государства

1. Приоритет права: рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур.

2. Правовая защищенность человека и гражданина: равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; особые тип правового регулирования и форма правоотношений; стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона.

4. Правовое разграничение деятельности различных ветвей государственной власти.

5. Верховенство закона.

6. Конституционно-правовой контроль.

7. Политический плюрализм и др.

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т. е. там, где существует гражданское общество. Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей и правовой культуры. Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества; предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Одной из главных предпосылок формирования правового государства является наличие институтов гражданского общества.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гражданское общество Гражданское общество – в особом смысле, употребляемом некоторыми юристами, обозначает совокупность всех лиц, которые в данное время и на данной территории участвуют в образовании Г. права. Члены Г. общества выступают или в качестве субъектов Г. прав,

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 18. Гражданское общество Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

57. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ Гражданское общество – самостоятельная, самоорганизующаяся и самоуправляющаяся часть общества. Государство включает свободные отношения между людьми, порождаемые этими отношениями социальные

Из книги История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА. ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий); динамизм (смена поколений, преемственность, замедление,

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество

Из книги Энциклопедия юриста автора

Гражданское общество ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность лиц, обычно называемых «частными»; совокупность межличностных отношений, интересов; совокупность социальных/экологических, культурных, информационных, религиозных, семейных, территориальных и иных структур,

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Глава 10. БИЗНЕС–ГОСУДАРСТВО–ОБЩЕСТВО От отношений в этом треугольнике зависит наше будущее 1. Бизнес бизнесу рознь В общественном сознании насаждается миф о “единстве интересов” всего бизнеса. Однако этого “единства” на самом деле нет и в помине: реально

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. - область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

4.6. Гражданское общество и государство Гражданское общество – 1) совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономических, социальных, семейных, национальных, духовных, культурно-творческих, нравственных, религиозных; 2) социальное, экономическое и

в теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Основными элементами Г. о. являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ Г.о. в качестве комплексного конституционно-правового института.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Гражданское общество

комплекс общественных отношений, самостоятельная совокупность сложившихся форм совместной деятельности людей. Это часть общества, взятая как бы вне политической власти и включающая в себя преимущественно неполитические отношения; совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей. Возможность выразить частные интересы личности помимо государства и института бюрократии - один из главных признаков ГО. Оно стоит прежде всего на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни. Структурными элементами ГО являются: в экономической сфере - негосударственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и др. кооперативы (артели), союзы (ассоциации) и др. добровольные объединения юридических лиц и граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по их инициативе; в социальной сфере - семья, общественные организации и движения, др. организационно оформленные неформальные объединения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации и т. п.; в духовной сфере - самостоятельные и не зависимые от государства творческие, научные и другие объединения (религия). В России еще не сформировано ГО, а есть только его отдельные фрагменты, ростки, которые вырывались, затаптывались и затаптываются как прежними, так и нынешними российскими властями. Во многом этому способствует отсутствие традиций развития ГО в стране. Поэтому в России предстоит формировать ГО как разветвленную сеть не зависимых от государства общественных отношений и институтов, выражающих волю и защищающих интересы граждан. Необходимыми условиями формирования ГО являются: создание социальной и правовой основы ГО социального и правового государства, где государство и граждане равноответственны друг перед другом и перед законом, где все публичные власти и все граждане подчинены нормам права; достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренняя свобода, умение включаться в тот или иной институт ГО. Нужен определенный уровень гражданской культуры населения - без этого оно окажется неспособным принять ценности ГО, даже не поймет необходимости его становления и развития.

Исторически идея Г.о. зародилась еще в античном мире вместе с формированием таких понятий, как «гражданство» и «гражданин». Понятие civitas (общество) образовалось именно от понятия civis (гражданин). Переход от идеи Г.о. к определенной философско-правовой концепции Г.о. впервые отчетливо выразился в трудах Т. Гоббса «О гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). В последующие столетия эта концепция развивалась и углублялась целой плеядой представителей философской и политической мысли - Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом, Г. Гегелем, К. Марксом, А. Грамши. Ж.-Ж. Руссо в своем трактате «Об общественном договоре» впервые разделил отождествлявшиеся Дж. Локком политическое и гражданское общество. Членом первого, по мысли Руссо, является подданный, второе же формирует гражданина. Соответственно разделяются права человека и права гражданина.

В истории Нового времени развитие идеи и концепции Г.о. получило государственно-правовое воплощение в переходе от феодального абсолютизма к конституционно-монархическим или республиканским политическим режимам (Англия, Швеция, Дания, Франция). В российской истории зачатки формирования Г.о. постоянно наталкивались на значительно более сильные тенденции огосударствления всего и вся. Российское государство практически всегда рано или поздно поглощало и подчиняло себе любые общественные инициативы или структуры. Аморфность и анемичность Г.о. не проходит бесследно и для государства. Для российской истории Новейшего времени - это социальный тупик большевизма-коммунизма.

В Германии - это гитлеризм и все, что с ним связано. Оптимальная модель развития государства и Г.о. должна включать в себя механизм постоянно корректируемого динамического равновесия, баланса сил государственного регулирования и общественной самоорганизации, саморазвития. Это всегда процесс, а не состояние. Государство-сторож, минимальное государство может и должно в определенные исторические периоды превращаться в Г.- интервенциониста, берущего на себя функцию арбитра остроконфликтующих сторон Г.о. Промышленно и социально развитые страны Запада давно пережили состояние экономики, полностью свободной от какого-либо вмешательства в нее государства, и осуществляют на практике программы государственного регулирования социально значимых сфер экономики. Опыт этих и других стран говорит о том, что при слабом государстве невидимая рука рынка помогает по преимуществу достаточно немногочисленным, легко адаптируемым к рыночным условиям членам общества. Как следствие - Г.о. резко поляризуется, превращаясь в поле серьезнейших социально-политических конфликтов. Решение этой проблемы - в эффективном воздействии «видимой» (и поэтому общественно контролируемой) руки государства, компенсирующей временные социальные последствия рыночных преобразований.

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки. На протяжении всей истории развития цивилизации лучшие умы человечества в силу переживаемой эпохи пытались в виде учений или практической деятельности создать общество справедливости и равных возможностей. Всемирный опыт революций, социальных открытий, народовластия, новых систем управления обществом - аккумулировался буквально по крупицам. Его разумное использование с учетом системных условий в виде форм государства и национальных систем права является гарантом постоянного прогресса человечества в настоящем и будущем.

Однако, как отметил В.В. Путин «ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества» .

Д.А. Медведев, находясь на посту Президента Российской Федерации, также одной из задач государства считал «создание условий для развития гражданского общества» .

Таким образом, одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения, в том числе и для чиновников государственного аппарата.

Н.И. Матузов отмечает, что «за эпитетом "гражданское", несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному».

Целью настоящей контрольной работы является изучение основных концепций гражданского общества и анализ его состояния в современной России.

Исходя из цели задачами работы являются:

Изучение основных концепций гражданского общества;

Рассмотрение понятия «гражданское общество» на современном этапе развития теории государства и права;

Выявление проблем и тенденций становления гражданского общества в современной России.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

1. Основные концепции гражданского общества

1.1. Концепции гражданского общества античности и средних веков

В античной философской мысли категория «гражданское общество» впервые появляется у Цицерона, но ее представляется возможным выделить внутри текстов Платона и Аристотеля. Идеи, высказанные в античности, сформировали основу для всех последующих концепций, по сути являющихся их развитием, систематизацией или критикой.

В «Государстве» Платона появляется разделение категорий «частное» и «общественное», относящееся к семье и к государству соответственно. Тем не менее, в модели Платона общество, государство и гражданское общество едины, гражданское общество неотрывно как от государства, так и от догосударственного состояния общества. При этом оно выступает не как некое «связующее звено», не как приобретенное со временем свойство, а как неотъемлемое условие существования сообщества людей. Тем самым «гражданское общество» отождествляется с обществом в его современном понимании и закладывается основание для отделения его от государства.

В «Политике» Аристотеля подтверждается разделение «семьи» и «общества», формально приравнивая последнее к «государству», но при этом оставляя возможность интерпретации. Семья является «первичной ячейкой общества», подчиненной государству и одновременно целью его существования. Государство определяется как «ассоциация равноправных граждан, проживающих в полисе», или как «общество, сформированное из нескольких селений», что сформировало распространенную до Просвещения идею о том, что государство состоит из нескольких обществ, отождествленных с городами. Основой общества и государства Аристотель называет частную собственность, а целью – ее защиту. По мнению Аристотеля гражданское общество есть общество граждан, то есть разницы между обществом и гражданским обществом нет.

В «О Государстве» Цицерона, помимо классических формулировок ключевых для гражданского общества понятий (гражданин, правовое государство, частная собственность), предложил термины «гражданская община» и «гражданское общество». Развивая идеи Платона и Аристотеля, Цицерон фиксирует появление «гражданской общины» с появлением межличностной коммуникации, причем этот процесс не обязательно совпадает с появлением государства и статуса гражданина у личности, состоящей в гражданской общине. Вслед за Аристотелем, под «гражданской общиной» понимается также город-государство, тогда как государство есть совокупность городов. По Цицерону, государство – это вещь, находящаяся в пользовании у гражданской общины. Таким образом, впервые «гражданская община» (в современной транскрипции – гражданское общество) отделена от государства и названа первоосновой, а государство – лишь надстройкой. Понятия «общество граждан» и «гражданское общество» характеризуют общество, в котором закон служит общественным регулятором и связующим звеном между его членами, то есть как синоним «правового государства». Тем самым создана основа для отделения «гражданского общества» от «общества». Концепция Цицерона является наивысшим этапом развития античной государственной мысли.

В средние века «гражданское общество» не привлекало внимания со стороны ученых, ограничиваясь фрагментарными высказываниями, как правило, заимствованными в античных текстах. Так, А. Августин в «О граде божьем» пишет о «гражданском обществе» как о высшем над семьей объединении, совокупности семей, все в которых – граждане. Повторяются мысли Аристотеля о том, что государство есть объединение городов, а город есть гражданское общество. Основным вкладом средневековья в теорию гражданского общества были гуманистические идеи свободы и распространение их в сознании людей. Движущей силой гражданского общества Августин считает добродетель, условием его состоятельности – гармонию и соразмеренность входящих в него групп людей. «Общество» от «гражданского общества» по-прежнему не отделено.

1.2. Концепции гражданского общества Нового времени

В Новое время Т. Гоббсом, Д. Локком и Ж. Руссо было сформулировано и окончательно отделено от государства понятие «гражданского общества» как системы, обеспечивающей реализацию прав личности. Концепции этого времени повторяют друг друга, поэтому детально рассмотрим лишь классическую теорию Д. Локка.

В «О двух типах правления» Д. Локк рассматривал гражданское общество как сферу, противостоящую природному состоянию вещей. Целью гражданского общества является сохранение собственности, гражданское общество есть там и только там, где каждый из его членов отказался от естественной, традиционной власти, передав ее в руки обществу. Тем самым гражданское общество является противостоящим и даже антагонистическим естественному состоянию, т.е. традиции.

Так как Дж. Локк исходил из договорной теории происхождения государства, он обосновывал право народа на сопротивление государству в том случае, если оно пренебрегает его правами и интересами. Он доказывал, что, заключив общественный договор, государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества - создания условий для того, чтобы все и каждый могли обеспечивать свои гражданские интересы, и не может посягать на естественные права человека - на жизнь, свободу, собственность и т.д.

Хотя Дж. Локк еще не разграничивал общество и государство, различения им прав личности и прав государства имело большое значение для становления современной концепции гражданского общества.

1.3. Концепции гражданского общества Гегеля и Маркса

По Гегелю, гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов.

Из естественного, некультурного состояния люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью.

Гегель писал: «Гражданское общество создано, впрочем, лишь в сов­ременном мире…» . Иными словами, гражданское общество противопоставлялось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.

Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек - его роль, функции, положение. Согласно гегелевским воззрениям, отдельная личность является для самой себя целью; ее деятельность направлена прежде всего на удовлетворение собственных потребностей (природных и социальных). В этом смысле она представляет собой некоего эгоистического индивида. В то же время личность может удовлетворить свои запросы не иначе, как находясь в определенных отношениях с другими людьми. «В гражданском обществе каждый для себя - цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме» .

Важность взаимосвязей между субъектами подчеркивается Гегелем и в отношениях собственности: «Большая часть собственности в гражданском обществе покоится на договоре, формально­сти которого твердо определены» .

Таким образом, Гегель поставил точку в разграничении трех основных общественных форм: семьи, гражданского общества и государства.

Гражданское общество в трактовке Гегеля – это опосредствованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество – это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

Из гегелевской концепции вышли идеи К. Маркса, который понимает гражданское общество как форму экономических отношений, адекватных определенному уровню развития производительных сил. Семья и гражданское общество являются движущими силами, превращающими себя в государство.

Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и другими факторами.

Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели «в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения - т.е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и проследить процесс их возникновения на этой основе» .

Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Это «материальное общение» включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы. Все это обладает известной автономностью, характеризуется своими внутренними связями и закономерностями.

Критически анализируя права человека, К. Маркс указывал, что они суть ни что иное, как права члена гражданского общества. Среди них К. Маркс, как и Г. Гегель, особо выделяет право на индивидуальную свободу. Эта индивидуальная свобода, как и пользование ею, образуют основу гражданского общества. В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

1.4. Современные концепции гражданского общества

По мнению отечественных исследователей гражданского общества (Н. Бойчук, А. Грамчук, Я. Пасько, В. Скворец, Ю. Узун, А. Чувардинский), наиболее полно и систематично современная либеральная модель гражданского общества изложена Э. Геллнером в «Условиях свободы. Гражданское общество и его исторические соперники» (1994 г.).

Последовательно подходя к определению гражданского общества, Геллнер дает ему следующие определения: «… гражданское общество - это совокупность различных неправительственных институтов, достаточно сильных, чтобы служить противовесом государству и, не мешая ему, выполнять роль миротворца и арбитра между основными группами интере­сов, сдерживать его стремление к доминированию и атомизации остального общества» . Гражданское общество есть то, что «отрицает и удушливый коммунализм, и централизованный авторитаризм» .

Окончательно же Геллнер утверждает: «Гражданское общество основано на отделении политики от экономики и от социальной сферы (то есть от гражданского общества в узком смысле этого слова, представляющего собой социальный остаток, полученный от вычитания государства как такового), которое сочетается с принципом невмешательства власть имущих в социальную жизнь» .

Отделение политики от экономики, по Геллнеру, отличает гражданское общество от традиционалистского. При этом экономическая составляющая является децентрализованной и приоритетной, а политическая – вертикальной с централизованным принуждением. В отличие от одномерности и экономического холизма марксизма, современному гражданскому обществу присуща как минимум трехосевая стратификация – экономическая, политическая и культурная (социальная). Подтверждается классическая триада, характеризующая современное общество: экономика транснационального капитализма, идеология неолиберализма и выборная система демократии. Вслед за Аристотелем, Локком и Гегелем развивается положение о праве частной собственности как основы гражданского общества. Оно основано на понимании гражданского общества как формы производственных отношений, впервые предложенном Марксом. В равной степени можно утверждать, что основой гражданского общества является то чувство гражданского долга и толерантности, которое является основой современного типа человека, названого им «модульным».

Геллнер считает, что суть гражданского общества заключается «в формировании связей, которые оказываются эффективными и в то же время являются гибкими, специализированными, инстру­ментальными. Значительную роль здесь и в самом деле сыграл переход от статусных взаимоотношений к договорным: люди стали соблюдать договор, даже если он никак не соотносится с ритуально оформленной позицией в обществе или принад­лежностью к той или иной общественной группе. Такое обще­ство по-прежнему структурировано - это не какая-нибудь вя­лая, атомизированная инертная масса, - но его структура по­движна и легко поддается рациональному совершенствованию. Отвечая на вопрос, каким образом могут существовать инсти­туты и ассоциации, уравновешивающие государство и в то же время не сковывающие по рукам и ногам своих членов, мы должны сказать: это возможно главным образом благодаря модульности человека» .

Геллнер ассоциирует гражданское общество с новым типом массового сознания, названного им «модульным человеком» – способным занимать положения в обществе иные от тех, которые ему предписаны государством.

Появление «модульного человека», по Геллнеру, стало возможным благодаря распространению средств обработки и передачи информации. Помимо отрицания традиционалистского монизма, «модульному человеку» присуще неприятие тех изменений, которые ставят под угрозу его собственное существование.

Современная неолиберальная точка зрения на гражданское общество, адаптированная к текущей политической ситуации, хорошо выражена комиссаром Совета Европы по правам человека Т. Хаммарбергом, который заявил, что на постсоветском пространстве «исключительно важна роль гражданского общества в правозащитных проектах и защите основных ценностей и прав меньшинств». Также Хаммарбергом отмечено, что гражданское общество ни в странах СНГ, ни в Европе не имеет каких бы то ни было механизмов, контролирующих его компетентность и формализующих его легитимность. Таким образом, современная Европа заинтересована в гражданском обществе исключительно как в средстве контроля власти.

Важнейшей особенностью западной концепции гражданского общества является органическое соединение этой концепции с идеей толерантности, которую можно охарактеризовать следующими принципами:

Истинно толерантный человек верит, что каждый вправе защищать при помощи рациональных аргументов свое понимание того, что является для индивидов благом, независимо от того - будет ли это понимание истинным или ложным, а также стремиться убедить других в том, что он прав;

Ни один толерантный человек не будет терпеть действий, разрушающих внутреннее право выбора его самого и других;

Зло должно быть терпимо исключительно в тех случаях, когда его подавление создает равные или большие препятствия к благам того же самого порядка или же препятствия ко всем благам высшего порядка.

2. Понятие «гражданское общество» на современном этапе

Толковый словарь русского языка дает следующее определение гражданского общества: «общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти» .

Однако законодательно закрепленных определений гражданского общества на международном и национальном уровнях нет и не должно быть, как не может быть и единого подхода к понятию демократии.

Так, Д.А. Медведев считает, что «гражданское общество – это неотъемлемый институт любого государства. Институт обратной связи. Организация людей, находящихся вне постов, но активно участвующих в жизни страны» . Из этого утверждения следует, что степень самостоятельности общества, равно как и степень самостоятельности государства, обязательно должны находиться в состоянии динамического равновесия, предусматривающего учет взаимных интересов.

Для возникновения и развития гражданского общества необходимо создание государством населению реальных условий и возможностей для самовыражения в виде предоставления прав и свобод, а также гарантий (политических, правовых, организационных, экономических, идеологических и иных) их осуществления.

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.

При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Общепризнанными типовыми признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

Наличие развитой структуры различных объединений, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

Функционирование правового государства.

Гражданское общество включает всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

В гражданском обществе разрабатывается единый комплекс основополагающих, осевых принципов, ценностей, ориентации, которыми руководствуются в своей жизни все члены общества, какое бы место в общественной пирамиде они не занимали. Этот комплекс, постоянно совершенствуясь, обновляясь, скрепляет воедино общество и определяет основные характеристики как экономической, так и политической его подсистемы. Экономическая и политическая свободы считаются формой проявления более фундаментальной свободы человека как члена общества, как самоценной и самодостаточной личности.

А.В. Мелехин отмечает: «Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и от государства индивидов. Это сфера социальных отношений, существующих вне, помимо, а нередко и в противовес более строгим правилам, устанавливаемым государством в различных сферах.

Основа гражданского общества – цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому, естественно, что сущность и качество общества зависят от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности» .

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина – государством. Очевидно, что в качестве важнейшего условия существования гражданского общества выступает личность, обладающая правом на самореализацию. Оно утверждается благодаря признанию права индивидуальной и личной свободы каждого человека.

Говоря о признаках, свидетельствующих о наличии гражданского общества необходимо учитывать следующее обязательное условие: они должны отражать менталитет населения, систему экономических отношений, существующие в обществе мораль и религию, и другие поведенческие факторы.

Таким образом, гражданское общество предполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей, а основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Наличие частной собственности способствует созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

3. Реалии формирования гражданского общества в современной России

Гражданское общество не нашло четкого отражения в российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

В начале XXI в. Россия попыталась встать на путь построения гражданского общества. Однако в настоящее время этот процесс остановился.

Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, с необходимостью предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества. Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность.

До недавнего времени в России гражданские движения переживали настоящий бум. Возникали все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережал рост качественный. Некоторые организации появлялись как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков), другие с самого начала носили открыто ангажированный политический характер («Женщины России»). Контроль над подобными объединениями со стороны государства значительно облегчался, а многие из гражданских инициатив, становясь предметом политического торга, утрачивали свою альтернативность и общезначимый характер. Тем самым были нивелированы основные черты гражданского общества: неполитический характер и альтернативность политической системе.

Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию 22 декабря 2011 года отметил: «Наше гражданское общество укрепилось и стало более влиятельным, существенно возросла социальная активность общественных организаций, это подтвердили и события последних недель. Считаю увеличение активности некоммерческих организаций одним из ключевых достижений последних лет. Мы немало сделали для их поддержки, для развития и стимулирования добровольчества в стране. И сегодня в нашей стране более 100 тысяч некоммерческих организаций. Регистрировать их стало проще, а проверок деятельности НКО стало существенно меньше» . Однако уже в июле 2012 года был принят Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» , послуживший усилению контроля за некоммерческими организациями со стороны государства.

Исходя из понятия гражданского общества, параллельно его становлению должен идти процесс развития правового демократического государства, когда личность и государственная власть образуют равные субъекты права. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством. В этом отношении российское государство, отягощенное авторитарными чертами, трудно назвать правовым и демократическим. В России все ветви государственной власти неэффективно выполняют свою ролевую функцию, в том числе и законодательная, постоянно меняющая, а то и вовсе не принимающая необходимые для общества законы.

Как считает английский политолог Р. Саква, незавершенная демократизация в России породила некий гибрид, соединивший демократию и авторитаризм, что было названо им «режимной системой правления» . Режимная система, сузив роль парламента и судебной власти, смогла в значительной мере обезопасить себя от неожиданностей электоральной борьбы и оградить себя от контроля гражданских институтов. Взаимодействие государства с «обществом» при режимной системе строится по принципу властвования и подвластности. Структурные элементы общества здесь представляют собой совокупность подданных, которых необходимо держать в рамках социального контроля со стороны власть имущих.

Несмотря на то, что собственность в большинстве своем перестала быть государственной, по-прежнему используется не очень эффективно и далеко не всегда в интересах государства и общества. Экономическая политика государства пока недостаточно последовательно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый пресс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю – не позволяют делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствуют становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.

Основу гражданской жизни составляют предприятия среднего и мелкого бизнеса. Они либо поглощаются крупными, сращенными с государственным аппаратом финансово-промышленными группами, либо умирают под действием налогового и финансового прессинга государственной власти. В результате уничтожается конкурентоспособный сектор малой экономики, а вместо главных принципов гражданской жизни (конкуренции, индивидуализации и сотрудничества) утверждается монополизм экономической и политической власти. Наиболее негативным последствием снижения регулятивной функции государства в экономической сфере является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В условиях современной России, при наличии огромной бюджетной сферы, когда единственным источником существования оказывается заработная плата, говорить о массовости гражданских отношений пока не приходится.

Финансовый диктат делает независимые масс-медиа все более ангажированными, поэтому зачастую «голос» гражданского общества почти не слышен.

Кроме того, по своей сущности гражданское общество имеет этнорегиональный характер. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик (достаточно сравнить, к примеру, жизнь в мегаполисах типа Москвы и существование в глубинке Приморского края или Сибири).

Российская элита находится в состоянии «дисфункциональности». Хотя нельзя отрицать того, что в правящей политической элите есть немало влиятельных сторонников демократического функционирования государственных институтов, сегодня она не способна агрегировать интересы даже активной части гражданского общества.

Одним из препятствий на пути к созданию в условиях Российского государства гражданского общества является высокий уровень коррупции и преступности. Широкое распространение коррупции негативно сказывается на принятии населением ценностей демократии как системы управления обществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие "гражданское общество" возникло задолго до формирования современных неолиберальных теорий, служащих основой общепринятой риторике. Первые концепции государства, гражданской деятельности, самоорганизации граждан и в конечном счете гражданского общества появились в античности. Элементы гражданского общества присущи всем существовавшим государственным образованиям, начиная с античного полиса, и присутствовали даже в жестко стратифицированных сообществах. Поэтому понимание гражданского общества как современного евроатлантического культурного феномена, активно внедряющееся в общественное сознание с помощью масс-медиа, очень упрощено и политизировано.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Законы, призванные придать формированию в стране гражданского общества цивилизованный характер, должны отвечать некоторой совокупности необходимых принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной демократической теорией и практикой.

К их числу относятся:

Обеспечение прав человека в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами;

Обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций;

Обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам;

Правовая защищенность гражданского общества и его структур;

Ответственность государства перед гражданином;

Осознанное самоограничение власти.

Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему содержательно взаимосвязанных блоков законодательства, отражающего федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в экономической, социальной сферах и создающего правовые основы деятельности институтов гражданского общества.

Степень развитости институтов гражданского общества определяется и уровнем правовой культуры населения, его готовностью соблюдать принцип законности во всех сферах общественной жизни.

Деятельность по созданию благоприятных условий для развития гражданского общества в России должна осуществляться всеми субъектами Федерации, на любом уровне власти. Только при успешном решении всего комплекса перечисленных выше задач возможно поступательное движение и, в конечном счете, построение гражданского общества в России. Обязательным условием этого процесса должно стать восприятие гражданами идей и действий государства.

Однако в настоящее время в России отсутствует всесторонне разработанная единая концепция защиты прав и свобод человека, которая разделялась бы и поддерживалась всеми ветвями власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации и обществом в целом, а соответственно, отсутствует и гражданское общество.

ПОНЯТИЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

2.1. Раскрытие понятия гражданское общество

Учитывая современные социально-политические реалии, попытаемся дать определение понятию «гражданское общество».

Понятие «гражданское общество», как прави-ло, используется в сопоставлении с понятием «государство». По замечанию немецкого полито-лога И. Изензее, «государство существует в виде того, что противостоит "обществу"». «Государст-во» и «гражданское общество» представляют собой понятия, отражающие различные стороны, жизни общества» противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсо-лютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социально-го, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индиви-ды, реализующие частные интересы и осущест-вляющие индивидуальный выбор. Напротив, го-сударство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотноше-ний политически организованных субъектов: го-сударственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представля-ется возможным построение правового демокра-тического государства, поскольку именно созна-тельные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого об-щежития. Таким образом, если гражданское об-щество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централи-зованной государственной волей, то государст-во призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной лич-ности.

Разделение гражданского общества и государ-ства достаточно условны, это делается для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество пред-ставляет собой совокупность межличностных отношений, семейных, общественных, экономи-ческих, культурных, религиозных и иных струк-тур, которые развиваются в обществе вне ра-мок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и меж-личностных отношений создает условия для са-мореализации отдельных индивидов и их групп и удовлетворения их повседневных потребнос-тей.

Однако в литературе по рассматриваемой теме нет единого понятия гражданского общества. Ниже следуют понятия взятые из разных источников, тем не менее все они похожи, но разнятся в некоторых признаках, через которые определяется понятие.

Гражданское общество - сфера самоуправления свободных, обладающих собственностью граждан, добровольно объединившихся по интересам социальных групп и отдельных индивидов; механизм, позволяющий всему социуму сосуществовать с государством и охранять права человека.

Гражданское общество, понятие, обозначающее совокупность отношений (социально-экономических, в сфере культуры), развивающихся относительно независимо, автономно от государственной власти. Гражданское общество в определенном смысле первично по отношению к государственной власти, предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод членов гражданского общества. Полное огосударствление общественных отношений ведет к свертыванию демократии, установлению тоталитаризма.

Гражданское общество -- это, во-первых, находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это, во-вторых, комплекс добровольно сформировавшихся первичных объединений индивидов (семьи, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения, кроме государственных и политических структур). Это, в-третьих, совокупность негосударственных отношений в обществе (экономические, социальные, семейные, национальные, духовные, нравственные, религиозные и другие; это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это, наконец, сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Все эти элементы гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Понятие цивильное или гражданское общество обозначает основной принцип демократии: под государством и обществом подразумевается сообщество зрелых граждан, которые сами совместно определяют свою судьбу. В более узком смысле гражданское общество определяется как демократическая форма самоорганизации общества, независимо от государства и вне рынка.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов.

Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д.

На основе вышеуказанных определений можно синтезировать следующее понятие. Гражданское общество - этот форма организации общества, в основе которого стоит цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид (от существенных черт которого зависит качество и содержание гражданского общества и государства) взаимодействующий с государством, через демократические институты (выборы и т.д.) и институты гражданского общества (профсоюзы и т.д.).

Надо также отметить, что не которые исследователи пытаются определить понятие гражданское общество, через демократический режим. Однако гражданское общество возможно и при других режимах. Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Государство может значительно ограничить жизнедеятельность гражданского общества, - но разрушить, "отменить" его не способно: оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. В свою очередь гражданское общество также может существенно ограничить функции государства, но подменить и тем более упразднить государство на современном этапе развития общества оно не способно.

По своей природе гражданское общество является обществом неполитическим. Об этом свидетельствует многотысячелетняя история его до государственного и доклассового развития: и семейные, и хозяйственные, и духовные и другие отношения успешно развивались вне политики и без политики. Но сегодня в мире активной внутренней, внешней и международной политики, проводимой государствами, гражданское общество вынуждено заниматься политикой в той мере, в какой его понуждает к этому объективная реальность. В недрах гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения, в разной степени по мере необходимости политизируются общественные организации и движения.

Гражданское общество в лице появляющихся самостоятельных

ассоциаций людей (религиозных и политических корпораций, купеческих гильдий, кооперативов, профсоюзов и т.д.), призванных выражать и защищать их групповые и индивидуальные интересы и права, становится в особое отношение с государством. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов. И, наоборот, чем меньше развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов

Часто гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов, потребностей. Человеку по своей природе присуще стремление жить в сообществе людей, но в тоже самое время ему присуща и склонность делать всё по-своему. Само собой разумеется, что в реализации своей склонности он встречает противодействие со стороны других индивидов, которые тоже стремятся делать всё по-своему. Но для того, чтобы не разрушить жизненные основы общества и создала человеческая цивилизация гражданское общество и государство с их важнейшими институтами, определив их целью достижения гармонии между различными интересами, которая, как показывает исторический опыт, всё время оставалась недостижимым идеалом, мечтой, однако часто воплощающейся в конкретно-исторический компромисс, спасающий общества от взаимного истребления.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме