Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как устроено федеральное собрание. Парламент РФ состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 94), Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации. Федеральное собрание - представительный орган Российской Федерации. Тем самым Конституция устанавливает, что формой государства Российской Федерации является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция Российской Федерации (ст. 94) характеризует Федеральное собрание как законодательный орган Российской Федерации. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из представителей субъектов Федерации и их представляет, а Государственная Дума представляет население страны.--------

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII в. королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в.

Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления.

Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Характеристика федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.


Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации.

Двухпалатная структура парламента - относительно новое для России явление. До 1990 года в РСФСР действовал однопалатный высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты - Совет Республики и Совет Национальностей. Однако на практике Верховный Совет продолжал функционировать как однопалатный орган: большая часть компетенции Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, доминирующая роль принадлежала общим для всего Верховного Совета руководящим органам - Председателю и Президиуму Верховного Совета.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат (ст. 102, 103), разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 100). Конституция РФ (ч.3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Конституционно – правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;

3) правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Федеральное Собрание РФ является высшим представительным институтом страны. Оно обеспечивает выражение интересов населения и ведет нормотворческую деятельность. Формирование Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами. В структуру входит два органа, компетенция, особенности создания и деятельность которых регулируется ФЗ №113 и 175.

Верхняя палата Федерального Собрания РФ

Она представляет собой постоянно действующую структуру. В нее входит по 2 представителя от регионов страны. Совет создается в соответствии с ФЗ №113. К компетенции СФ относят следующие вопросы:

  1. Назначение выборов главы государства и отрешение его от должности.
  2. Утверждение указов, изданных президентом о введении военного и в стране в целом либо в отдельных ее областях.
  3. Назначение на должность и снятие с нее Генпрокурора, зампредседателя Счетной палаты и 50% ее аудиторов.
  4. Утверждение границ между регионами.
  5. Назначение должностных лиц Высших судов.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ также дает согласие на размещение ВС страны за ее пределами. К его ведению также относится одобрение или отклонение проектов нормативных актов.

Федерального Собрания РФ

Она образуется из 450 депутатов. Этот орган представляет собой нижнюю палату Федерального Собрания. Избрание депутатов осуществляется на 4 года. Проведение первого заседания назначается на 30-й день после выборов либо ранее этого срока по Голосование за депутатов осуществляется в порядке, предусмотренном в ФЗ №175 и прочими нормативными актами, регламентирующими избирательное право. К ведению Государственной думы относят вопросы:

  1. О доверии правительству.
  2. Назначения на должность и снятия с нее председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% аудиторов, а также Уполномоченного России по правам человека.
  3. Выдвижения обвинений президенту для отрешения его от власти.
  4. Одобрения кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.

Кроме этого, Госдума обсуждает и принимает проекты нормативных актов.

Нормотворчество

Федеральное Собрание РФ считается ключевым субъектом законодательного процесса. ГД принимает проекты нормативных актов и направляет их в СФ для одобрения. Для разрешения возникающих разногласий между ними создается согласительная комиссия. Принятым нормативным актом считается документ, утвержденный в ГД и одобренный СФ. Порядок принятия и согласования определяет Конституция РФ. Федеральное Собрание направляет принятый и одобренный акт президенту на подпись.

Роспуск ГД

Он осуществляется президентом. Основаниями для роспуска Госдумы могут выступать:

  1. Трехкратное отклонение кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
  2. Отказ в доверии Высшему исполнительному органу. При этом инициатива должна исходить от председателя правительства.

Не допускается роспуск нижней палаты:

  1. На протяжении года с момента ее создания.
  2. С даты выдвижения обвинений президенту и до принятия решения по нему СФ.
  3. Во время чрезвычайного либо военного положения в стране.
  4. На протяжении полугода до истечения

После роспуска Госдумы глава страны назначает дату голосования. При этом она должна определяться с таким расчетом, чтобы вновь созданный орган собрался не позднее четырех мес. с момента расформирования.

Специфика создания СФ

В рамках совершенствования системы госуправления была проведена административная реформа. В ходе нее были внесены определенные изменения в порядок образования парламента. Новые правила были внесены в Закон "О Федеральном Собрании РФ". В частности, определялся порядок создания СФ. В него входили главы исполнительного и законодательного органов субъекта. Однако к концу 1990-х гг. эта система была признана неэффективной. В соответствии с Законом, принятым 5.08.2000 г., в СФ стали входить не главы, а представители исполнительного и законодательного органов субъекта. Руководители этих структур в течение трех месяцев с даты вступления на пост назначают соответствующих должностных лиц. Данное решение оформляется в виде постановления (указа). Если на внеочередном либо плановом заседании против назначения проголосует треть от общего количества депутатов, распоряжение в силу не вступает.

Нюанс

Необходимо отметить, что порядок выдвижения представителей в СФ от одно- и двухпалатного представительных органов субъекта различен. В первом случае с даты первого заседания в течение трех месяцев выбирается представитель по предложению председателя. Во втором случае - кандидатуры предлагают поочередно обе палаты. Альтернативное предложение может внести группа депутатов. Представитель каждой палаты выдвигается на половину срока ее полномочий. Принятие решения о назначении осуществляется тайным голосованием. Орган госвласти не позже следующего дня после вступления постановления в силу уведомляет о нем СФ и в пятидневный срок направляет в Совет Федерации соответствующий акт.

Прочие изменения

Реформы затронули правила выборов депутатов в Госдуму. Четвертый созыв образовывался в соответствии с ФЗ, принятым 20.12.2002 г. Избрание проходило на 50% по одномандатным округам и на 50% по спискам, представленным политическими партиями. Кандидаты также могли баллотироваться как самовыдвиженцы, от избирательного блока либо в составе объединения. Правом выдвигать лиц могут воспользоваться только те партии, которые преодолели 7% барьер. Решение о представлении списка кандидатов утверждается тайным голосованием. Общее число выдвигаемых партией лиц не может быть больше 270 чел.

Нормативные акты ФС

Полномочия Федерального Собрания РФ четко регламентируются правовыми документами. Каждый орган, входящий в структуру ФС, принимает решения большинством. По некоторым вопросам может предусматриваться и иной порядок утверждения постановлений. Такие случаи прописываются в Конституции. В ней присутствуют нормы, четко устанавливающие круг вопросов, отнесенных к ведению ФС. В частности, полномочия Федерального Собрания РФ установлены в ст. 102 и 103. СФ, например, утверждает решения как по вопросам, отнесенным к его компетенции действующими нормами, так и относящимся непосредственно к его внутренней деятельности. Последние определяются регламентом, положениями и соответствующим ФЗ. Федеральное Собрание РФ часто рассматривает актуальные вопросы, касающиеся жизни страны. В постановлениях зачастую отмечаются недочеты действующих госорганов, присутствуют обращения к представительным структурам о необходимости принимать те или иные нормативные акты для улучшения положения дел. Вместе с этим ежегодно президент зачитывает послание Федеральному Собранию РФ. В нем подводятся итоги выполненной работы, а также ставятся новые задачи. В соответствии с ними формируется повестка заседаний ФС.

Общие направления работы

Федеральное Собрание РФ состоит из двух относительно самостоятельных частей. Основная работа по принятию нормативных актов ведется в ГД. СФ также обладает законотворческой инициативой. Проекты нормативных актов, которые вносятся на рассмотрение, проходят правовую и визируются ответственными лицами. Федеральное Собрание РФ через СФ может выступать с заявлениями, обращениями, в том числе к правительству и президенту. Они принимаются в порядке, предусмотренном для утверждения постановлений. Как правило, пожелания носят рекомендательный характер. Что касается Государственной думы, то она также может принимать обращения и заявления. Они оформляются постановлениями. Обращения и заявления достаточно многообразны по своему содержанию. Они принимаются намного чаще, чем в Совете Федерации. Наиболее актуальными вопросами в них выступают проблемы социально-экономического и внутриполитического характера. Вместе с этим, такие обращения и заявления, оказывая определенное воздействие на исполнительные структуры власти, не могут содержать обязательных норм для правительства либо президента. В этой связи они, так же как и рекомендации СФ, могут иметь исключительно морально-политическое значение. Особое влияние на деятельность исполнительной власти оказывают заявления и обращения Госдумы, касающиеся решения международных вопросов. В них, как правило, дается оценка внешнеполитическим процессам зарубежных стран. Соответственно, такие обращения и заявления могут вызвать достаточно большой международный резонанс.

Парламентский центр

В середине 2000 гг. началось обсуждение идеи объединить СФ и Госдуму в одном здании. В 2012 г. это предложение было поддержано Д. Медведевым, бывшим в то время президентом страны. Авторы проекта строительства нового сооружения обосновывали его необходимость теснотой в кабинетах парламентариев, большой удаленностью служб, необходимых для эффективной реализации ими их обязанностей, а также стремление руководства переместить структуры власти из центральной части города для сокращения заторов на дорогах. В качестве места размещения рассматривались различные районы. Парламентский центр предлагалось расположить на Кутузовском проспекте, в "Москва-Сити", на Фрунзенской набережной, в Тушинском аэродроме, на Красной Пресне, на Софийской или Москворецкой наб. В сентябре 2014 г., однако, был выбран район в Мневниченской пойме.

Сложности реализации

Членам СФ и Госдумы предлагалось совместно с Управлением по делам президента, ФСО выбрать проект будущего сооружения на базе архитектурного конкурса. Однако работы вызвали эстетические разногласия у парламентариев. Решить их не удалось даже при проведении повторного конкурса. Особую сложность вызвал вопрос о финансировании. Первоначально предполагалось, что затраты на строительство парламентского центра будет нести частный инвестор, который впоследствии получит право собственности на эти сооружения. В будущем допускалось строительство на его месте гостиничного комплекса, развлекательных объектов и пр. Предполагается, что работа парламентского центра может начаться уже в 2020 г. Однако, по сведениям из других источников, строительство было отложено в связи со сложной социально-экономической ситуацией на неопределенный срок.

Заключение

Федеральное Собрание выступает как высший представительный и законодательный орган в стране. Основной его задачей выступает нормотворческая деятельность. В ФС обсуждаются, дополняются, изменяются, утверждаются важнейшие законы по актуальным вопросам, возникающим в различных сферах жизни государства. Действующими нормативными актами устанавливается порядок принятия ФЗ. Он предполагает проведение нескольких чтений проекта в Госдуме, обсуждение, вынесение предложений и поправок. Обязательным условием является согласование документа с СФ. Если Совет Федерации выявляет какие-либо недочеты, составляется соответствующие рекомендации. Они вместе с проектом акта направляются обратно в ГД. Госдума, утвердив поправки, голосует за принятие закона. После этого он снова отправляется в СФ, а оттуда - президенту на подпись. При этом глава страны может наложить вето на ФЗ. В компетенцию Федерального Собрания входят и другие вопросы, касающиеся внутриполитической и социально-экономической жизни России.

Предметом рассмотрения научной работы является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Основной целью научной работы является анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Дать характеристику Федеральному собранию с точки зрения его структуры и принципов построения;

2. Раскрыть основные полномочия федерального собрания и порядок его формирования.

3. Рассмотреть принципы взаимодействия Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех её составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

В установленной Конституцией системе разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007. С.123.

Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, но Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. С.345.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимос-ти во внутренней организации;

2) неодинаковая компетенция палат -- к их ведению относятся в ос-новном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют раз-ные полномочия;

3) разный порядок формирования палат;

4) особенности представительной природы каждой- палаты.

Конституцией РФ определён количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы Государственной Думы нового созыва.

Применительно к Совету Федерации речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может формироваться путем как избрания, так и назначения, вхождения представителей от представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Принцип постоянного действия Федерального Собрания обусловлен той важной ролью, которую оно выполняет как представительный и законодательный орган Российской Федерации, и предполагает возможность проводить заседания Федерального Собрания в течение длительного периода. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005. С.128.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, согласно своему Регламенту, проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента Российской Федерации, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании по данному вопросу.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента России, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

Общие руководящие органы Федерального Собрания не формируются и руководство каждой из палат является самостоятельным. Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания избираются из числа членов соответствующей палаты на первом заседании каждой из палат тайным голосованием.

Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы ведут заседания соответствующих палат, ведают внутренним распорядком их деятельности, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат, депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу в их взаимоотношениях между собой, а также во взаимоотношениях с Президентом и Правительством России, высшими судебными органами, Генеральным прокурором Российской Федерации, субъектами Федерации, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, а также в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.

Совет Федерации и Государственная Дума из числа своих членов образуют постоянно действующие комитеты различного профиля для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой.

Каждая палата вправе создать временные комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или при выполнении полученного задания временные комиссии прекращают свою работу.

Палаты вправе по собственной инициативе, а также по предложению Президента или иных субъектов законодательной инициативы создавать для разрешения спорных вопросов согласительные комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 101 Конституции каждая из палат принимает свой регламент: Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы. Регламент - это свод процедурных правил определенного вида деятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собрания, сессии. Характеризуемый как внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права, регламент в двухпалатном парламенте принимается обычно каждой палатой отдельно, тем самым обеспечивается ее самостоятельное функционирование. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.С.234.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов Российской Федерации при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.С.203.

Законодательные полномочия занимают особое место в компе-тенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его кон-ституционным статусом как законодательного органа -- парламента Российской Федерации. Законодательная деятельность по своему значению и объему -- приоритетная. Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характери-зует роль Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти Российской Федерации в системе государст-венной власти, демократизм государства. Конституция РФ определя-ет в общей форме пределы законодательной деятельности российско-го парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе -- основной и необходимой инстанции в этой работе. Совет Федерации также обладает правами по участию в законода-тельной деятельности, но они имеют иной характер по сравнению с законодательными полномочиями Государственной Думы, Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, од-нако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Го-сударственной Думой. Но такое отклонение закона не носит абсолют-ного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов -- не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).

Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государст-венной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачествен-ных, невзвешенных законодательных решений. Он наделен для этого достаточно действенными и реальными правами.

Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Кроме названных законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

Библиографический список литературы

1. Конституция РФ.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005.

5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

6. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

Избрание 12 декабря 1993 г. Федерального Собрания РФ открыло новую страницу в развитии парламентаризма в России. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Наличие двухпалатной структуры Федерального Собрания отражает федеративный характер государственного устройства России.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для наделения полномочиями представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем фракцией или группой депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий из числа трех кандидатур, предложенных им при выдвижении на должность руководителя высшего исполнительного органа.

Члены Совета Федерации, таким образом, представляют интересы своей территории и ее населения.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы нс может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он не может также находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Все депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы отличается от правового статуса гражданина наличием неприкосновенности, которой они обладают в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания па месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Государственной Думой, а члена Совета Федерации, соответственно, Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Палаты Федерального Собрания различает ряд признаков: особенности представительской природы палат, рассмотренные выше; различный порядок их формирования и неодинаковая компетенция палат.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. На тридцатый день после избрания Государственная Дума собирается на свое первое заседание, которое открывает старейший по возрасту депутат. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Палаты Парламента заседают раздельно, при этом заседания являются открытыми. Каждая из палат принимает регламент - нормативный акт внутреннего пользования, определяющий порядок деятельности палаты, парламентские процедуры, осуществление законодательного процесса, вопросы депутатской этики и другие внутренние вопросы деятельности палаты и ее комиссий и комитетов. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они могут проводить закрытые заседания. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат Парламента имеет свою внутреннюю структуру. Совет Федерации из своего состава избирает Председателя и его заместителей, а Государственная Дума, соответственно, из числа депутатов избирает Председателя и его заместителей. Председатели палат и их заместители ведут заседания палат и ведают внутренним распорядком палаты. Из своего состава палаты образуют комиссии и комитеты, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Комитеты и комиссии палат не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат, являющиеся одной из форм организации работы депутатов и способствующие более полному осуществлению прав и обязанностей депутатов. В них проходит подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, рассматриваются иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

В составе Председателя Государственной Думы, руководителей фракций и депутатских групп действует Совет Государственной /[умы. Он осуществляет предварительную подготовку организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы, которые образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации.

Компетенция Федерального Собрания РФ характеризует положение этого законодательного органа в системе органов государственной власти России. Основу ее составляют полномочия в сфере законодательной деятельности и парламентского контроля. Палаты Федерального Собрания РФ обладают различной компетенцией.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • - утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;
  • - назначение выборов Президента РФ;
  • - отрешение Президента РФ от должности;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

По указанным вопросам Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБР;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • - объявление амнистии;
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума по указанным вопросам принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов.

Законотворческая деятельность Парламента сосредоточена в Государственной Думе. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Процесс законотворчества по-иному называется законодательным процессом и состоит из ряда последовательных стадий, каждая из которых представляет собой определенный этап деятельности над законопроектом. Таким образом, законодательный процесс - это конституционно определенный порядок внесения законопроекта, его обсуждения, принятия и опубликования.

Внесение законопроекта (законодательная инициатива) осуществляется в соответствии со ст. 104 Конституции РФ только субъектами, наделенными правом законодательной инициативы, которое принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Если они касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государств, а также предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, то могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. На этом первая стадия законодательного процесса заканчивается.

На второй стадии законодательного процесса осуществляется обсуждение законопроекта в комиссиях, комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы. Оно происходит в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад по обсуждаемому законопроекту, проводятся прения, высказываются предложения и замечания.

Принятие закона происходит путем тайного или открытого голосования депутатов Государственной Думы. При этом федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, а федеральные конституционные законы - квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. При этом обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Федеральные конституционные законы одобряются не менее чем 3/4 голосов от общего числа Совета Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, не одобрившим представленный закон, Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием. Закон считается принятым, если за него проголосовало нс менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Окончательно принятым закон считается после полписания его Президентом РФ, который в течение 14 дней с момента поступления закона вправе отклонить его, т.е. применить "право вето"; в этом случае палаты Парламента вправе преодолеть "вето" при повторном голосовании квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в официальных изданиях, которыми являются "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета" и "Парламентская газета". Официальным опубликованием считается также первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru .

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, как уже указывалось выше, в случаях острых разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В то же время Конституция РФ устанавливает гарантии стабильной деятельности Государственной Думы, которая не может быть распущена в течение года после ее избрания (за исключением ситуации с трехкратным отклонением представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ); с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Госдума (ГД) (нижняя палата) представляет народ РФ в целом. Состоит из 450 депутатов, которые избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (они касаются вопросов федерального бюджета, денежной эмиссии, войны и мира и т. д.). Принятый ФЗ направляется Президенту РФ . Он в течении 14 дней подписывает и обнародует закон.. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т.е. отклонить закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается ГД, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в определенных случаях.

3. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ , который избирается гражданами РФ сроком на 4 на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ является главой государства., гарантом Конституции РФ.

Назначение с согласия ГД Председателя Правительства РФ;

Принятие решения об отставке Правительства РФ;

Назначение и освобождение от должности его заместителей и федеральных министров;

Формирование Совета Безопасности РФ и руководство им;

Назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ;

Назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

Назначение и отзыв дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

2. В сфере организации и деятельности законодательной власти:

Назначение выборов ГД;

Роспуск ГД;

Внесение законопроектов в ГД;

Подписание и обнародование ФЗ;


Обращение к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране.

3. Решение некоторых иных вопросов конкретной личности:

Решение вопросов гражданства;

Предоставление политического убежища;

Награждение государственными наградами, присвоение почетных и высших воинских званий.

4. В сфере обороны:

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ;

Утверждение военной доктрины РФ;

Введение военного положения;

Введение чрезвычайного положения.

5. В сфере судебной власти и прокуратуры:

Представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Назначение судей других федеральных судов;

Внесение в Совет Федерации предложений о назначении на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

4. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ , возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях.

Правительство РФ:

Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности, борьбе с преступностью и др.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме