Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Совокупность норм права регулирующих определенный вид однородных. Правоведение


  1. Трудовое право это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и применения труда.
Пробелы в трудовом праве восполняются путем обращения к нормам, поло­жениям и конструкциям гражданского права, которые во многих случаях носят более абстрактный характер, чем нормы и положе­ния трудового права, и могут в силу их отвлеченности применять­ся к отношениям, далеко выходящим за рамки чисто имуществен­ных.

3) Системой отрасли трудового права называется структура дан­ной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету от­расли в однородные группы (институты, пединституты) и после­довательно располагаются по динамике возникновения и разви­тия трудового отношения. Вся система отрасли делится на две части: общую и особенную. Система науки, учебного курса тру­дового права состоит из тех же двух частей. Но общая часть ее шире общей части отрасли, поскольку в научно-учебных целях в нее включаются и изучение норм по организационно-управ­ленческим отношениям, по организации труда и управлению трудом, а также нормы по отношениям социального партнерства в сфере труда, в том числе по коллективным договорам и соци­ально-партнерским соглашениям, которые в отрасли права нахо­дятся в особенной части. Кроме того, в систему науки включается изучение предмета, метода, правоотношений, отраслевых прин­ципов трудового права, его субъектов, а также истории трудово­го законодательства. Поскольку наука изучает нормы не только российского трудового права, но и зарубежного, а также между­народно-правовое регулирование труда, которое составляет тре­тью специальную часть системы науки, учебного курса, то, сле­довательно, система науки, как и ее предмет, шире, чем система отрасли трудового права России.

В общую часть отрасли трудового права входят нормы, рас­пространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нор­мы о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулиро­ванию труда: конституционные основы труда (ст. 2, 7, 19, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 45, 46 и 47 Конституции РФ), раздел I «Общие положения» (ст. 1-22) Трудового кодекса и раздел II «Социаль­ное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55).

Особенная часть отрасли трудового права строится по инсти­тутам: институт обеспечения занятости и трудоустройства, цен-

тральный институт трудового договора, в котором сгруппирова­ны нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его за­ключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения). Далее следуют шесть институтов, регулирующих важнейшие аспекты трудовых отношений: рабочее время и вре­мя отдыха, оплату труда, гарантийные и компенсационные вы­платы, трудовую дисциплину и охрану труда.

^ Система науки трудового права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм.

Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, учение о правоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием также является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.

4) Конвенция - (лат. conventio - договор, соглашение) - разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически-обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию.

Конвенцию следует отличать от декларации, последняя носит декларативный характер и не является юридически-обязующим документом.

Декларация - официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу.

^ Трудовые правоотношения - это общественные отношения между работником и собственником средств производства (работодателем), в силу которого работодатель использует и оплачивает способность работника к труду.

Структура трудового правоотношения:

1) субъекты;

2) объект - это трудовая деятельность и ее результаты (материальные и духовные ценности);

Основное место в предмете трудового права занимают трудовые отношения. Они складываются в процессе трудовой деятельности граждан. Объектом таких правоотношений выступает работа. Субъектами трудовых отношений могут быть работодатель и работник, которые имеет определенную обязанность и право. Такие отношения построены на договорной основе. Один участник право отношений предоставляет свои услуги по созданию материальных благ, а другой предоставляет вознаграждение.

^ Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

избрания на должность;

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора;

абзац утратил силу.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В теории права под субъектом правоотношений (права) принято понимать физическое или юридическое лицо, имеющее субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты трудового права - это участники общественных отношении, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают определенными трудовыми правами и обязанностями и имеют возможность реализовывать их.

Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности и дееспособности, которые объединяются понятием правосубъектность - т. е. характеристикой, определяющей право субъекта быть участником отношений:


  • трудовая правоспособность - признаваемая трудовым законодательством способность иметь трудовые права и обязанности;

  • трудовая дееспособность - способность по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
В трудовом праве (в отличие от гражданского права) гражданин обладает единой правосубъектностью, т. е. признаваемой трудовым законодательством способностью иметь и осуществлять, реализовывать трудовые права и обязанности и нести ответственность за трудовые правонарушения. Все эти три элемента возникают одновременно. Обладая трудовой правосубъектностью, лиио может стать субъектом трудового права, т. е. участником его правоотношений.

Применительно к организациям, учреждениям и предприятиям правосубъектность находит выражение также в их компетенции.

Компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий предприятий, учреждений и организаций, предоставленных им законодательством с целью обеспечения осуществления возложенных на них функций.
^

Виды субъектов трудового права


Субъектами трудового права могут быть:


  • физические лица - работники;

  • работодатели - физические или юридические лица;

  • социальные партнеры - объединения работодателей и объединения работников в лице избранных (назначенных) представителей;

  • первичная профсоюзная организация или иные уполномоченные работниками выборные представительные органы на производстве;

  • органы занятости населения;

  • органы по разрешению трудовых споров;

  • органы надзора и контроля в сфере труда.
Каждая из этих групп субъектов обладает своим специфичным правовым статусом в трудовом праве.

Правовой статус субъекта - это правовая характеристика участника отношений, определяющая его место и роль в данном правоотношении. В содержании правового статуса субъекта можно выделить следующие элементы:


  • трудовая правосубъектность;

  • основные (статутные) трудовые права и обязанности, так как именно набор используемых субъектом прав, обязанностей, свобод и определяет его место в данном правоотношении (статус);

  • юридические гарантии трудовых прав и свобод, основанные на их нормативной закрепленности и возможности применить принудительную силу государства для обеспечения;

  • ответственность самого субъекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

Влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -

N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )

Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом , информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )

Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения -

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.


^ Статья 145. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.


Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права.

Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные стороны общественной жизни.

Институт – составная часть отрасли . В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией.

Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Виды правовых институтов.

1. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов.

2. они делятся на материальные и процессуальные.

3. институты делятся на отраслевые и межотраслевые

39. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом.

Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых группой норм.

Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

Предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль

Метод регулирования отрасли права - это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Метод показывает как, каким образом регулирование осуществляется.

· Императивный и диспозитивный методы

· Метод автономии и равенства сторон

· Метод субординации и властного приказа

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

1. Конституционное право

2. Административное право.

3. Финансовое право.

4. Земельное право.

5.Аграрное право.

6. Трудовое право.

7. Гражданское право.

8. Семейное право.

9. Уголовное право.

10. Уголовно-исполнительное право

11. Уголовно-процессуальное право.

12. Гражданское процессуальное право.

40.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.

Правовые нормы фиксируются государственными органами в определенных источниках (формах).

Источники права - это официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Источники права образуют систему:

· нормативно-правовые акты,

· нормативные договоры,

· правовые обычаи,

· судебные прецеденты.

Норма права является наименьшим элементом системы права. Совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования, образует правовой институт.

Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты.

Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др.

К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль – род общественных отношений.

Во главе всей системы российских отраслей права находится конституционное право, которое является базовым для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право – это область публичного права. Главная его задача – организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления, а также отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой.

Среди основных отраслей нрава следует выделить: административное, гражданское, уголовное, процессуальное право.

Помимо названных выше отраслей права в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое, семейное, финансовое, земельное, коммерческое, банковское, природоохранительное право, криминологию, уголовно-исполнительное право и др.

Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия – предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль нрава от другой.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые определенной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя.

Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались:

  • – устойчивостью и повторяемостью;
  • – заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства;
  • – способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования – это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

  • – порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  • – средствами их обеспечения (санкциями);
  • – степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время муниципальное право, аграрное право. Предметом муниципального права являются имущественные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения на местном уровне. При этом многие нормы муниципального права, регулирующие общественные отношения на местном уровне, являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного и других отраслей права, что определяет ее комплексный характер. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительные методы рекомендаций, гарантий.

Совокупность институтов, подотраслей и отраслей права образует систему права.

Основное назначение понятия "система права" юристы видят в системной характеристике позитивного права в целом. Однако такой подход к понятию системы права сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную социальную природу права как сложного явления общественной жизни. Конечно, существующая система объективного права составляет важное звено в правовой системе общества, но этим не должно ограничиваться ее содержание.

Система права общества, помимо существующих в государстве правовых норм, включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и насилия, предполагает приоритет государства перед правом. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы, порожденная обществом на данном этапе его развития.

Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) - отрасли права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

а) конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т. д.;

б) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;

в) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;

е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;

з) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

а) гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо-вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

б) уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.

Подотрасль права - это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).

Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.

Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по-ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.

1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно-правовые гражданско-правовые, уголовно-правовые и т. п.

2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочи-вающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действиянормативно-правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).

5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).

6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно-правовым актом).

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений) и диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).

8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).

9. По реализуемым функциям права нормы делятся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих норм).

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой. В классическом виде норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой, фактических обстоятельств. Санкция - это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы. Санкция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Структуру нормы права можно выразить логической формулой: «Если (гипотеза) …, то (диспозиция) …, иначе (санкция) …».


| |

Названные общественные отношения являются предметом курса «Основы права». При изучении предмета «Основы права» используют различные методы. Методы «Основы права» - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается его предмет. Методы «Основы права» можно подразделить на три группы: всеобщие методы (диалектика, метафизика, материалистическая диалектика, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм), общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), частнонаучные методы (статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, кибернетический).

Диалектика - это наука о развитии, применение чего в курсе «Основы права» означает, что все государственно-правовые явления рассматриваются никак нечто застывшее, а наоборот, как в движении, изменении, которые подобно живому организму живут и развиваются. Если посмотреть на правовое государство с точки зрения диалектики, то можно сказать, что оно всегда в движении, т.е. в процессе становления, развития и изменения. Поэтому в ракурсе диалектики нельзя рассматривать правовое государство как нечто застывшее, закостеневшее, наоборот, необходимо показать направления и тенденции в его развитии.

Метод объективности означает, что государство и право и связанные с ними категории и понятия должны рассматриваться в комплексе тех проблем и процессов, которые являлись причиной того или иного явления, а не субъективно и односторонне, однобоко. В этом смысле метод объективности тесно связан с методом историзма.

Метод историзма позволяет исследовать, изучать и рассматривать явления и процессы, связанные с государством и правом, и их самих непосредственно в конкретном периоде развития общества, цивилизации и истории. Например, нельзя в одностороннем порядке давать оценку состоянию правопорядка, не учитывая особенности того политико-правового режима, где он формировался и развивался.



Многозначность и многоликость государства и права предполагают возможность их исследования с различных позиций, с применением нескольких парадигм, концепций, доктрин. Допущения разновидности в изучении государственно-правовых явлений выражены в плюралистическом подходе. Он позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать наиболее оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.

К общенаучным методам относится метод анализа, который означает, что поскольку государственно-правовые явления достаточно сложны и многофункциональны, следовательно, необходимо использовать мысленный расклад их на составные части. Таким образом можно определить характер взаимосвязи между ними. Например, право можно представить в качестве взаимосвязанных элементов, таких как признаки, источники, система права и.т.д.

Противоположный анализу прием - синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое. Так, на основе таких отдельных институтов, как Президент, Парламент, Правительство, акимат, маслихат, министерство, создается общее представление о государстве.

В качестве общенаучного метода в курсе «Основы права» используются методы индукции и дедукции. Они основаны на различных принципах мыслительной деятельности. Индукция предполагает при исследовании движение от частного к общему, когда признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему. Например, на основе характеристики нормы права можно сделать более обобщенный вывод о системе права в целом. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному. Так, если известны определение и признаки правоотношения, то можно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.

К общим методам относятся системный, структурно-функциональный, компаративный (сравнительный) методы правового моделирования.

Системный метод рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развиваются. Системный метод включает в себя структурно-функциональный, который исходит из того, что государственно-правовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функциями, тогда и вся система работает плохо.

В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных элементов, состоящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Если в этом механизме неэффективна деятельность правоохранительных органов или развит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоянии обеспечивать законность и правопорядок.

Большое значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе - выявление преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т. д. Это позволяет определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта правового развития в конкретный регион, государство.

В последнее время широкое распространение получил метод правового моделирования. Он направлен на поиск оптимальной для условий конкретной страны структуры государственных и правовых институтов, который осуществляется путем идеального воспроизведения исследуемых объектов применительно к определенной ситуации. Данный метод позволяет обновлять категориальный аппарат науки, предвидеть возможные тенденции развития государства и права.

Формально-юридический метод предполагает изучение или исследование внутренней структуры, источников, методов систематизации государственно-правовых явлений и процессов.

Конкретно-социологический метод осуществляется через социологические исследования. При этом изучается общественное мнение, отношение общества к действующим законам и самому государству. Настоящий метод использует такие различные приемы социологического исследования, как: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, социометрия, эксперимент. Частные (специфичны для отдельных отраслей права) методы применяются в основном в различных отраслях права и юридических наук. К частным относятся методы экспертизы, эксперимент и т. д.

Система «Основы права» - это совокупность внутренних его институтов и понятий в их последовательности. Система «Основы права» состоит из следующих элементов: теоретические правовые знания, историко-правовые знания, отраслевые правовые знания, прикладные правовые знания. Теоретические правовые знания изучают наиболее общие закономерности развития государственно-правовых явлений. В эту группу входит теория государства и права, что является одним из основных элементов предмета изучения дисциплины «Основы права».

Историко-правовые знания рассматривают возникновение и развитие правовых идей, государственных учреждений, правовых систем. Эту группу представляют история государства и права Казахстана, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений. Названные государственно-правовые явления и процессы, так или иначе, изучаются дисциплиной «Основы права».

К отраслевым юридическим наукам относятся международное право, конституционное право, административное право, уголовное право, трудовое право, гражданский процесс и т. д. Они рассматривают правовые нормы и институты конкретной отрасли, специфику их воздействия на общественные отношения. В курсе «Основы права» изучаются основы всех этих перечисленных отраслей права.

Функции курса «Основы права». Необходимость любой учебной дисциплины определяется тем назначением, которое она выполняет в обществе. Социальное назначение учебной дисциплины реализуется через функции - главные направления ее деятельности. «Основы права» как учебная дисциплина выполняет ряд функций. Среди них гносеологическая функция - познание и объяснение сущности государственно-правовых явлений. Изучая государство и право и связанные с ними процессы, «Основы права» способствуют формированию целостного представления о государстве и праве, об их возникновениях, формах, признаках, источниках, системах, об основах различных отраслей права, а также формированию образования правовых отношений, правовых норм, правонарушений и т д.

Методологическая функция «Основы права» выражается в том, что изучая основные свойства наиболее общих категорий и понятий государства и права, выступает в отношении отдельных отраслей права методологической базой. Например, в начальных главах учебников по «Основам права» рассматриваются предмет, методы, приемы, средства познания, обобщенные эмпирические материалы, система понятий, категорий, законы. В ходе изучения дисциплины «Основы права» студенты получают знания о последних достижениях в области теории государства и права и законодательства нашей страны. Современными достижениями в области юридической науки и права пользуются правоведы, законодатели, политики при разработке законопроектов, а рядовые граждане - в повседневной жизни.

В этом и прикладная функция учебной дисциплины «Основы права». Тесно с прикладной функцией связана прогностическая, смысл которой заключается в разработке возможных вариантов эволюции государства и права. Эта функция бывает особенно востребована в периоды реформ, когда осуществляются радикальные изменения в государственной сфере и существует потребность в предвидении их возможных результатов. Нельзя не отметить и гуманитарную функцию теории государства и права, выражающуюся в утверждении ценностей демократии, прав и свобод личности, гуманизма в массовом и индивидуальном сознании. Эта функция осуществляется через учебный процесс, средства массовой информации, с помощью которых люди черпают знания о государстве и праве из теории государства и права. Поскольку учебной дисциплины «Основы права» касается столь важных проблем, как власть, государство, право, она может выполнять и идеологическую функцию. Обычно она бывает востребована в условиях тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита использует теорию государства и права для насаждения определенной системы ценностей.

2. Понятие, сущность, признаки, источники, система права.

Право - это общее правило поведения людей, устанавливаемое государством. Существует несколько теорий по поводу возникновения и определения права. Сторонники нормативистской теории определяют право как совокупность охраняемых норм. Право - это система норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через признак принятых государством нормативных правовых актов.

В психологической теории наряду с писаными законами, то есть с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

Социологическая теория основывается, главным образом, на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики. Сторонники этого направления обращаются, прежде всего, к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы государства, по их мнению, - это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», которое есть ничто иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают они, - изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда - отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения. Эта теория ведет к фактическому расширению «правотворческих» функций судьи и принижению роли закона, поскольку судья не связан юридическими нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

В основе социальной концепции права лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий «общие интересы» всех групп. Таким образом, социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, помогающих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить порядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности - экономикой, политикой, моралью - в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Отсюда - акцент на социальные функции права в обществе, например, как средства устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека. Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. В системе марксистской теории было закономерно понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, определяемой материальными условиями жизни этого класса. Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд л и в действительности существует вполне совершенное право и поэтому представители данного подхода взяли из различных теорий самые рациональные на их взгляд стороны.

Сущность права. Сущность права, как и сущность государства, состоит из двух моментов: общесоциальной и классовой. Общесоциальная сущность права заключается в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромисса, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. Классовая сущность права - это понимание права как воли экономически господствующего класса (рабовладельцев, феодалов, буржуазии, рабочих, крестьян и т. п.).

Признаки права. Признаки права делятся на всеобщие и особенные (частные). К всеобщим признакам права, прежде всего, относится его социально-историческая природа, т. е. право является продуктом определенной стадии развития общества и государства, конкретной исторической и социальной среды.

Особенные признаки права: 1) нормативность, означающая установление в нормах прав общего масштаба поведения, которые определяют границы дозволенного, запрещенного, обязательного; 2) системность - право представляет собой не простой набор норм, а целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых правил поведения. Основу этой системности составляет Конституция или Основной закон, которым не должны противоречить все иные нормы права, например нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, то есть нормы гражданского права; 3) общеобязательный характер норм права, который выражается в том, что все члены общества обязаны добровольно соблюдать и исполнять их требования; 4) формальная определенность права, означающая, что нормы права закреплены в нормативных правовых актах государства, т. е. формально оформлены; 5) процедурность права предполагает порядок принятия законов, механизм их реализации, средства контроля за их исполнением; 6) неперсонифицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного объекта, они предназначены ко всему населению, народу. Лишь в том случае, когда любой субъект совершает противоправное деяние, он попадает под сферу действия соответствующей нормы и становится его адресатом; 7) связь права с государством. Нормы права создаются государством и оно само обеспечивает их реализацию с помощью правоохранительных органов; 8) волевой характер, то есть, в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса; 9) регулятивность, то есть право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъектов.

Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай - это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Однако обычай приобретает правовой характер тогда, когда появляется государство, потому что в этом случае правовой обычай опирается на государство и становится обязательным для всех.

К числу немаловажных источников права относится доктрина (учение, система знаний). Доктрина имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части ислама, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах. В первую очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда. Нередко к доктрине относятся труды ученых. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых.

Следующий источник права - юридический прецедент. Существуют два вида прецедентов: судебный и административный. Административный прецедент - это решение суда, принятое административным органом или административным судом по конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел. Судебный прецедент - это решение суда, внесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Решения вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций.

В юридической науке стран Запада выделяют деклараторные прецеденты, т. е. решения судов, которые либо толкуют существующие нормы, либо повторяют их. Кроме того, есть креативный прецедент, восполняющий пробел в законодательстве и создающий новую норму. Наиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт, являющийся официальным документом, созданный уполномоченным на это государственным органом и принятый в установленном порядке, содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативные правовые акты различаются по содержанию, по органу, его издавшему, и процедуре принятия.

Среди нормативных правовых актов по значимости ведущее место принадлежит закону. Закон - это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке законодательным органом власти, чаще всего Парламентом и выражает волю государства по наиболее важным вопросам общественного развития. Он обладает высшей юридической силой, т. е. имеет верховенство над всеми иными нормативными правовыми актами и содержит правовые нормы по коренным вопросам общественной жизни. Все остальные нормативные правовые акты должны исходить из законов, не противоречить им. По степени важности и юридической силе законы разделяются на конституционные, органические и обычные. К конституционным законам относятся сама Конституция и приравненные к ней законы, касающиеся наиболее важных вопросов государственного и общественного развития; они имеют основополагающий характер, поскольку определяют главные принципы устройства общества.

Органические законы как источник права распространены в странах Западной Европы. Их издание предусмотрено конституциями этих стран, которые регулируют деятельность органов государства. К источникам права относятся обычные законы. Они принимаются законодательным органом государства, президентами стран. Кроме законов, к нормативным правовым актам относятся подзаконные нормативные акты. Они не должны противоречить законам и принимаются во исполнение законов. К ним относятся: 1) указы и распоряжения Президента, обязательные для исполнения на всей территории Казахстана; 2) постановления и распоряжения Правительства по актуальным вопросам текущей жизни; 3) приказы и инструкции министерств и ведомств, содержащие нормы права; 4) постановления и распоряжения глав местных администраций.

Система права. Право имеет не только внешнюю форму выражения, представленную в источниках права, но и внутреннюю форму, под которой понимается внутреннее строение, порядок организации и взаимосвязи связывающих его элементов: отраслей права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, экологическое, процессуальное и т. д.), институты права (избирательное право, институт собственности, институт освобождения от уголовной ответственности и наказания и т. д.) и нормы права (диспозиция, гипотеза, санкция).

Нормы права - это содержащееся в нормативном правовом акте общеобязательное правило поведения, опирающееся на государственное принуждение. Для правого регламентирования зачастую требуется взаимодействие комплекса норм, которые составляют правовой институт. Нормы права имеют следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, связь с государством, представительно-обязывающий характер. Виды правовых норм: регулятивные, правоохранительные, управомочивающие, запрещающие, обязывающие, императивные, диспозитивные. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Институт права представляет собой совокупность обособленных правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящие в соответствующую отрасль или различные отрасли права. Совокупность правовых институтов, регулирующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же отрасли, составляет подотрасль права. Например, внутри гражданского права выделяют подотрасли обязательственного, наследственного права и т. д.

Отрасли права - это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения какой-то определенной области, обладающих качественным своеобразием, присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права является главным элементом всей системы права. Она представляет собой совокупность относительно обособленных в кодексе или законе правовых норм, которые позволяют регулировать целые области жизнедеятельности общества.

3. Толкование и реализация права, правоприменение, правоотношение, законность, правопорядок, правонарушение, юридическая ответственность.

Реализация права. Право регулирует жизнедеятельность людей в обществе. Однако осуществление всех ф ункций права по регулированию отношений людей возможно лишь при условии претворения правовых предписаний в общественную практику, реализации их в деятельности людей, организаций. Следовательно, право реализуется через деятельность людей в их поступках, поведении. Таким образом, реализация права - это воплощение в жизнь его предписаний посредством осуществления закрепленных в нем субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в правомерном поведении людей. Под реализацией права понимается только правомерное поведение, т. е. такие действия, которые соответствуют правовым нормам, ибо неправомерное поведение связано с нарушением предписаний юридических норм. В зависимости от характера предписываемого нормой права поведения оно может быть запрещающим, обязывающим, управомочивающим.

В теории права выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение, использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования - запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называются потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства. В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, тогда возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации - применении права.

Право применяют только те структуры, должностные лица, которые имеют властные полномочия. Гражданин не применяет право, однако, в определенных случаях, когда под непосредственной угрозой оказывается жизнь, здоровье его или близкого ему человека, при необходимой обороне он имеет право активно препятствовать противоправному поведению другого лица. Применяют право, как правило, органы государства, представители власти, должностные лица, одним словом те, кто наделен специальной компетенцией или чья работа связана с правоохранительными органами. Следовательно, применение права - властная деятельность компетентных государственных органов по реализации предписаний правовых норм применительно к конкретным жизненным ситуациям и индивидуально определенным лицам.

Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, основанное на законе. Принуждение может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в четко установленной процедурной форме. Последняя предполагает издание соответствующим государственным органом так называемых правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные полномочия. Применение права осуществляется в отношении гражданина и, как правило, затрагивает его права и свободы. Определенная последовательность совершения комплекса действий в ходе правоприменения дает основание судить о трех стадиях правоприменительной деятельности: 1) установление ф актических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела.

Толкование права. Практическая деятельность субъектов права по осуществлению своих прав и юридических обязанностей невозможна без уяснения ими содержания правовых предписаний, понимания воли законодателя, сформулированной в них. Следовательно, реализация права, правотворческая и правоприменительная деятельность невозможны без уяснения смысла и содержания правовых норм. Процесс выявления воли законодателя, выраженной в норме права, обозначается понятием толкование.

Толкование права - интеллектуально-волевая деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан, специалистов-практиков, ученых, направленная на установление содержания норм права, раскрытие в них воли законодателя. Целью толкования норм права является правильное, точное единообразное понимание и применение закона. Толкование права состоит из двух этапов: толкование-уяснение и толкование-разъяснение. Толкование-уяснение- это процесс понимания смысла и содержания нормы, их осознания «для себя», для конкретного правоприменителя, принимающего правовое решение.

Толкование-разъяснение - это процесс объяснения смысла и содержания нормы права, доведение до других смысла государственной воли. Цель толкования-разъяснения состоит в том, чтобы обеспечить правильное и единообразное применение толкуемой нормы, устранив при этом неясности и возможные ошибки. Подобные разъяснения вправе давать Пленум Верховного Суда Республики Казахстан. Толкование бывает: официальное, легальное, казуальное, неофициальное, обыденное, профессиональное. Способ толкования права: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, теологический.

Правоотношение. Известно, что право, регламентируя общественные отношения, - упорядочивая, стабилизируя, изменяя, прекращая, делает их более цивилизованными и предсказуемыми, придает им новое качество, превращает их в правовые отношения. Следовательно, правоотношение- это устойчивая юридическая связь между участниками урегулированного нормами права общественного отношения, заключающегося в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых в случае необходимости принудительными мерами государственно-властного характера. К субъектам правоотношений относятся: индивиды (физические лица); коллективы (юридические лица); государство в целом.

Законность. Значимость и ценность права для общества определяется тем, насколько полно оно воплощено в поведении людей, в деятельности применяющих право должностных лиц, в правоотношениях. У регулированность взаимодействий между людьми, индивидами и государством отражается понятием «законность». Законность выражает общий принцип отношения к праву. Следовательно, с позиции системного подхода законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Правопорядок. Очевидно, что в реальной жизни добиться строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всем населением, органами государства норм права достаточно сложно. Поэтому то, насколько требования правовых норм вошли в быт, привычку, повседневное поведение людей, отражает понятие «правопорядок». Правопорядок ограниченно связан с законностью, поскольку является результатом осуществления законности и действия права, т. е. реализации требований норм права, их соблюдения и исполнения всеми и каждым в отдельности. В свою очередь, законность выступает условием установления правопорядка.

Правопорядок отражает степень фактической упорядоченности общественных отношений. Такая упорядоченность возникает на основе реализации норм права, является итогом правового регулирования взаимодействий между людьми. При этом правопорядок является одновременно и целью правового регулирования, и его результатом, который обеспечивается государством. Следовательно, правопорядок - это состояние фактической упорядоченности и организованности общественной жизни, основанной на праве и законности.

Правонарушение. Противоположностью общественно полезного, правомерного поведения является неправомерное, или противоправное поведение людей. Оно характеризуется общественной вредностью (опасностью) для личных (частных) и общественных интересов и ценностей, охраняемых правом, подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, посягает на условия существования общества, создает угрозу правопорядку в целом. Поскольку такие действия (поступки) совершены вопреки правовому запрету либо не выполнены, несмотря на предписание, содержащееся в нормах права, они признаются правонарушениями. Таким образом, правонарушение -это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, совершенное человеком, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения.

Юридическая ответственность. Юридическая ответственность выступает в качестве особой разновидности социальной ответственности и проявляется в различных сферах жизни. Она является одним из правовых средств ограничения и пресечения противоправного поведения и стимулирования общественно полезных действий людей. Лицо, совершившее правонарушение, подлежит юридической ответственности, т. е. к нему могут быть применены меры государственного воздействия, влекущие неблагоприятные для него последствия.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением его личных и имущественных интересов. Таким образом, юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпением виновным лишений личного или имущественного характера. К видам юридической ответственности относятся: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, финансовая, семейная, процессуальная.

4. Правовое сознание, правовая культура.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме