Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Интеллектуальная деятельность, основные определения. Результаты интеллектуальной деятельности Требование творческого характера результата интеллектуальной деятельности означает

Результаты интеллектуальной деятельности предполагает сочетание двух элементов: во-первых, это материальный носитель, закрепляющий, отражающий этот результат интеллектуальной деятельности, на него вещные права, в частности право собственности; второй объект – нематериальный, а именно результаты интеллектуальной деятельности как совокупность идеи, технических решений, художественных образов (в зависимости от вида объектов).

Возможна коллизия прав собственника и прав автора. Это актуально в произведениях изобразительного искусства из-за их единичности.

    Право следования (ст. 1293 ГК РФ). Если собственник решил перепродать произведение и если цена выше, чем цена покупки, то автор имеет право на процент от дохода, на его часть.

Новый термин в статье 1296 «Интеллектуальные права».

Интеллектуальные права включают три вида прав – личные неимущественные права (например, право авторства, право на имя… Охраняется даже после смерти); исключительное право (имущественное право использовать произведение не противоречащим закону способом); иные права (в частности, в случае коллизии права доступа и права следования).

Виды результатов интеллектуальной деятельности:

      1. Произведения науки;

        Произведения литературы;

        Произведения искусства.

Охраняемыми элементами здесь являются язык и система раскрытия и подачи художественных образов. Не охраняется тема, сюжет… И слово или образ может быть, если оно является новым, авторским.

Объект появляется после обнародования, после появления в объективной форме.

Из-за уникальности и неповторимости произведения не требуется государственная регистрация объекта. Права появляются с момента первого обнародования произведения в любой форме.

Существует знак охраны: Копирайт, фамилия автора и год: © Иванов 2009.

Особенность программы ЭВМ: она приравнивается к литературным произведениям.

      Объекты смежных прав. Здесь всё, что не авторское, но надо защищать. Здесь собраны (перечислены) разнородные объекты, перечисленные в статье 1304 ГК РФ, они обычно связаны с исполнением, с передачей, трансляцией объектов авторского права. Например, права исполнителей, дирижёров… По сути, новый объект не создаётся, но особая интерпретация, обработка объектов авторского права…

    Объекты патентного права:

    1. Изобретения.

      Полезные модели.

      Промышленные образцы.

Решение технической задачи. Возможно создание аналогичных объектов независимо друг от друга, поэтому необходима государственная регистрация в патентном органе и выдача охранного документа, то есть патента. Здесь возникает проблема (вопрос) приоритета – кто создал раньше. По общему правилу приоритет определяется по дате подачи заявки.

    Селекционные достижения.

    1. Сорта растений.

      Породы животных.

Сходство с патентным в том, что необходима государственная регистрация селекционного достижения, выдача патента и проблема приоритета.

    Ноу-хау. Иначе – секрет производства. Его определение в статье 1465. Основная коммерческая ценность в недоступности для третьих лиц информации и отсюда – исключённость какой-либо государственной регистрации.

Различать: ноу-хау – это объект, сведения, информация, а коммерческая тайна теперь – это режим конфиденциальности, придаваемый информации обладателем.

    Средства индивидуализации, приравненные к результатам интеллектуальной деятельности:

    1. Это индивидуализация юридических лиц (фирменные наименования, регистрируются одновременно с юридическим лицом в ЕГРЮЛ).

      Индивидуализация предприятий как имущественный комплекс (у ООО «Ромашка» аквацентр «Посейдон». Посейдон – коммерческое обозначение. Специальной государственной регистрации не требует).

      Индивидуализация товаров, работ, услуг. Товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара. Исключительные права возникают с момента регистрации в государственном органе.

Результат любого физического труда - всегда что-то конкретное. Наряду с физическим трудом исключительным правом наделяется и интеллектуальная деятельность. Это те результаты в различных сферах (науке, искусстве, литературе и других), которые представляют особую ценность - имущественную. С активным развитием информационно-технологических средств умственный труд повысился в своей значимости. Соответственно, возникает проблема о защите этого труда. Именно поэтому следует разобраться в особенностях и практических тонкостях его применения.

Интеллектуальная деятельность - это что? Понятие и ее результаты

Перед тем как затрагивать тему права, необходимо выяснить, что же она собой представляет. Интеллектуальная деятельность - это та деятельность, которая направлена на создание нематериальных вещей в сфере науки, искусства, литературы или других творческих сферах. Главная особенность - умственный труд, но не физический.

Результаты интеллектуальной деятельности - это тот продукт, у которого нет материальной оболочки. Если результат относится к категории «вещь», например, стихотворение, которое было написано на листе бумаги, то на нее не распространяется право собственности. Другими словами, данная вещь - это не результат интеллектуальной деятельности.

Под интеллектуальной деятельностью понимается не материальная вещь, а духовная.

На каждый результат интеллектуального труда распространяются условия использования его защиты.

Признаки интеллектуального труда

Интеллектуальная деятельность - это тот труд, который предполагает определенную степень новизны результата. Среди основных признаков можно выделить следующие:

  • имеет идеальный характер: результат производится по средствам логического построения мысли, а также имеет новизну;
  • результат - продукт, который выражен в объективной форме в соответствии с характером произведения (искусства, литературы, науки, изобретения и прочее);
  • результаты интеллектуальной деятельности должны иметь идеальную природу (например, литературное произведение представляют определенную систему образов художественных, а вот результат такой деятельности не будет являться результатами интеллектуального труда).

Защитить законно можно не форму (книгу, картину), а содержание (главную мысль произведения).

Законы о результатах интеллектуальной деятельности

В рамках интеллектуальной собственности в законодательстве происходили постоянные изменения, совершенствовались нормы права. Гарантом защиты права на результаты интеллектуальной деятельности является Конституция РФ. В статье 44 прописано, что любая собственность подобного рода охраняется законом. Касательно результатов интеллектуальной деятельности, то они подчиняются актам международного права.

В 1970 году РФ вступила во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

Данную организацию создали для процесса регулирования ИД во всем мире. На данный момент в ней состоят 189 стран

Объекты и субъекты ИД

Для детального разъяснения этой части вопроса, необходимо определить, что такое объект и субъект.

Объект - это результат интеллектуальной деятельности, который находится под защитой правовых норм. Субъектами считаются непосредственно авторы и владельцы данных результатов (гражданин или юридическое лицо).

К объектам относятся такие виды смежных прав:

  • литературные и художественные произведения;
  • компьютерные программы;
  • компиляция данных;
  • исполнение;
  • фонограмма и видеограмма;
  • программа организаций вещания.

Объектами считаются такие результаты научно-технического процесса:

  • изобретение;
  • полезная модель;
  • промышленный образец;
  • топография;
  • сорт растений и порода животных;
  • научное открытие;
  • коммерческая тайна.

Среди коммерческих обозначений к объектам относятся:

  • торговая марка;
  • географические указания;
  • фирменные тренировки.

Факты, которые нужно знать

  1. Автора не могут лишить авторских прав. Исключением является ситуации, когда человек им не является, но выдает себя за него. В подобном случае этот вопрос необходимо оспаривать в суде.
  2. Те лица, которые оказывают поддержку (материальную, техническую, организационную или другую), не считаются авторами.
  3. После смерти автора закон защищает его права. Со стороны защиты может выступать гражданин, который изъявил желание, или его данные записаны в оставленном завещании.
  4. Если при создании результата интеллектуальной деятельности принимали участие несколько человек, то они наделяются авторскими правами в равных долях.

Об индивидуализации

В нормативном акте закреплены права на результат интеллектуальной деятельности. Существуют средства индивидуализации определенных услуг. К ним относятся: фирменное наименование, товарный знак, название места происхождения продукта и прочее. Их используют для персонификации авторов и изделий, услуг. Основная ценность - создание здоровой конкуренции среди других предпринимателей. Исключительным правом наделяется субъект, который его зарегистрировал, а не разработчик (например, дизайнер). Защищены и средства интеллектуальной деятельности. Они выступают в категории продуктов умственного труда гражданина.

В юридическом акте определен конкретный порядок создания и правила ликвидации отдельного имущества. По закону ясно, что авторское право на конкретное произведение не связано с правом собственности на него.

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) это объекты исключительных, а также других интеллектуальных прав. Что входит в понятие.

Интеллектуальная деятельность в ГК: ее результаты как объекты интеллектуальных прав

В Гражданском кодексе РФ присутствует раздел, который содержит правила о создании, охране и распоряжении объектами интеллектуальной собственности. Это раздел . В статье 1225 главы 69 ГК законодатель вводит термин «результаты интеллектуальной деятельности».

Согласно п. 1 ст. 1225 ГК результаты интеллектуального труда - это интеллектуальная собственность . К такой собственности относят различные объекты, которые были созданы творческим трудом их авторов (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Закон защищает права на такие объекты. В ст. 1225 ГК включили перечень результатов интеллектуальной деятельности, а также виды средств индивидуализации, которые приравнивают к таким результатам. Результатами (и приравненными к ним средствами индивидуализации) интеллектуальной деятельности являются:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

Список максимально широко охватывает различные сферы деятельности, которая направлена на создание того или иного интеллектуального продукта.

РИД можно использовать после заключения договора о передаче права

Произведения и изобретения, которые созданы в результате интеллектуальной деятельности, относятся к объектам исключительного и других интеллектуальных прав (ст. 1226 ГК РФ). Исключительное право - это имущественное право, и его можно передать (ст. 1229 ГК РФ). Личные неимущественные права отчуждению не подлежат.

Чтобы произведением или изобретением мог воспользоваться не только автор или разработчик, заключают соответствующий договор. Это может быть:

  • договор об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ);
  • лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ), а также сублицензионное соглашение (ст. 1238 ГКР Ф);
  • договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ) и т. п.

Согласие на использование РИД

Использование результатов, то есть объектов, которые созданы в процессе интеллектуальной деятельности, без согласия правообладателя - нарушение. Однако не все случаи использования объекта третьими лицами суд расценит таким образом. Закон допускает ситуации, когда можно использовать объект без разрешения правообладателя и без необходимости выплачивать ему отчисления.

Проиллюстрируем примером, что такое результат интеллектуальной деятельности и что нужно учесть правообладателю:

Возник спор об использовании полезной модели. Компания обладала патентом на нее, но он дважды прекращал действовать. Компания обнаружила, что другая организация продавала устройство, которое повторяет данную полезную модель. Нижестоящие суды не признали за ответчиком права послепользования и запретили ее применять. Однако ВС РФ отправил дело на пересмотр. Ответчик использовал спорную модель в период, когда патент не действовал, а также суды не учли всех вариантов реализации права послепользования. Выводы ВС РФ по этому спору вошли в (п. 22).

Когда новый правообладатель отчуждает по договору исключительное право, он может распоряжаться объектом по своему усмотрению. Например, извлекать доход из использования объекта, включать объект в более сложный комплекс и т. п. Право переходит к новому собственнику. Если заключили лицензионный договор, приобретатель права должен выплачивать вознаграждение правообладателю . В случае задержки выплаты правообладатель сможет взыскать как сам долг, так и неустойку.

Например, компания получила по лицензионному договору возможность использования результатов интеллектуальной деятельности: транслировать вещание нескольких телеканалов. Компания задержала выплату по договору. Контрагент подал иск о взыскании долга, а также процентов за просрочку. Суды поддержали истца. Компания обратилась во вторую кассацию, но жалобу отклонили ( ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Интеллект. Понятие интеллектуальной деятельности человека

1.2 Виды интеллекта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Интеллект - в переводе с латинского - разум. Не случайно по своему психологическому содержанию понятие «интеллект» относится к нечетко определяемым понятиям. Понятие «интеллект» сводят то к некоей общей биологической функции и общему фактору, то к мобильности формальных операций, то к речевому мышлению, значениям и личностным смыслам и, наконец, к предельно широко трактуемому «познанию» как атрибуту сознания и общей способности к рефлексии. В последнем случае интеллект отождествляется с категорией сознания. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности.

В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.

В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Изучение интеллектуальной деятельности занимает особое место в психологии. Исследованием этого вопроса занимались такие ученые, как Спирмен, Векслер, Кэттел, Айзенк, Равен, Терстоун, Гилфорд, Гарднер, Хебб и другие.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть понятие интеллекта и интеллектуальной деятельности, особенности формирования возрастного и профессионального интеллекта.

Глава 1. Интеллект и интеллектуальная деятельность человека

1.1 Интеллект. Понятие интеллектуальной деятельности

мышление интеллект память

Существует множество определений и толкований понятия «интеллект», как и исследователей, занимающихся этой проблемой.

Интеллект обычно определяют, как способность воспринимать абстрактные понятия, устанавливать их взаимосвязь, судить о них. Эта чрезвычайно сложная психическая функция включает множество компонентов - опыт, память, способность к научению, внимание, понимание, суждение, абстрактное и ассоциативное мышление, речь, математические способности, ориентацию и восприятие.

Интеллект (от лат. intellectus -- понимание, познание) -- это способность проводить более тонкие различия. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека.

Интеллект -- основная форма познания человеком действительности. Это определение интеллекта принято в современной отечественной психологии.

Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж.Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью.

При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций.

В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон). Айзенк считал, что существует общий интеллект как универсальная способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью. В психогенетических исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается вербальный интеллект.

Согласно академику Н.Н.Моисееву, интеллект -- это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных.

Мигашкин Н.В. определяет интеллект, как способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом совпадения истины и блага.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.

Уровни интеллектуальной активности описаны Д.Б. Богоявленской. В качестве личностных детерминаций интеллектуальной деятельности были выделены три уровня интеллектуальной активности:

Стимульно-продуктивный, когда познавательная деятельность определяется исключительно внешними стимулами.

Эвристический, когда наблюдается спонтанная интеллектуальная активность, на основе которой происходит открытие ряда закономерностей.

Креативный, характеризующийся максимальной интеллектуальной активностью, за счет которой происходит проникновение в сущность явления и постановка новых проблем.

Попробуем теперь раскрыть понятие «интеллектуальная деятельность». Многие авторы выделяют три вида деятельности, условно обозначенных как производственная, обслуживающая и интеллектуальная. Анализируя различия между ними, они отмечают, что интеллектуальная деятельность обладает специфическими характеристиками (нацеленность на работу с информацией, использование интеллектуальных способностей человека, квалифицированность) и соответствует следующему определению: интеллектуальная деятельность? это вид трудовой деятельности, осуществляемый в любой сфере экономической деятельности с помощью интеллектуальных способностей индивида и направленный на работу с информацией.

Интеллектуальные работники обладают следующими специфическими характеристиками: ориентация на работу с информацией; высокая значимость творческой компоненты в процессе труда; независимость; обладание знаниями, навыками, опытом, которые неотъемлемы от него; владение неиссякаемым ресурсом; уникальность имеющихся знаний, навыков, опыта; мобильность; ориентация на партнерские взаимоотношения с компанией; возрастание преимуществ с возрастом.

В целом, формирование и развитие интеллектуальной деятельности вызвано двумя основными группами факторов:

Обусловленных мировыми тенденциями развития производительных сил, трансформацией мировой экономической системы в направлении возрастания роли знаний, информации, углубления интеграции, возрастания степени инновационности экономики.

Необходимостью обеспечения конкурентоспособности на мировом инновационном рынке, выхода из экономического кризиса. Развитие интеллектуальной деятельности в различных формах приводит к появлению новых объектов интеллектуальной собственности и расширению круга объектов права.

Результаты интеллектуальной деятельности - это ценнейшие продукты человечества, которые являются основой социально-экономического развития стран и проживающих в них народов.

Таким образом, специфика интеллектуальной деятельности зависит как от внутренних, личных качеств каждого человека, так и от внешних факторов.

1.2 Виды интеллекта

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления. В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих.

Модели структуры интеллекта:

Ч.Спирмен разработал факторно-аналитическую теорию интеллекта. В ней выделяется „генеральный фактор“, в соответствии с которым интеллект рассматривается как некая „умственная энергия“, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера.

В кубической модели структуры интеллекта американского психолога Дж.П. Гилфорда (1897-1987) интеллект представлен тремя измерениями: операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержанием (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результатами (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба.

В теории интеллекта Х. Айзенка выделяются такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

В факторно-аналитической теории интеллекта Р. Кеттела выделяется два вида интеллекта: „текучий“ (fluid), который существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и „кристаллизованный“ (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Как показали исследования, с возрастом, особенно после 40-50 лет происходит снижение показателей „текучего“ интеллекта, но не „кристаллизованного“.

В теории Р. Стернберга выделяется три вида мыслительных процессов: вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное, способностью решать проблемы; практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Э.П. Торренс предложил модель интеллекта, где выделяются такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость. Также Торренс особо выделяет в структуре интеллекта: конвергентное мышление (лат. convergere - сходиться) -- форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, и дивергентное мышление (лат. divergere - расходиться) -- форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

Рассмотрим подробнее модель интеллекта, составленную американским психологом Говардом Гарднером. Он выделяет семь видов интеллекта:

Вербальный интеллект -- это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова. Как правило, такие люди много читают. Они ясно пишут, им нравится выступать на публике.

Логико-математический интеллект -- операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

Пространственно-визуальныи? интеллект -- этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях. Он необходим в профессиональнои? деятельности архитекторов, фотографов, художников, скульпторов, пилотов, механиков и инженеров. Люди с высокоразвитым пространственным интеллектом -- прекрасные наблюдатели. Они любят выражать свои идеи графически и легко ориентируются в незнакомои? среде.

Музыкально-ритмическии? интеллект -- здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодии?, их оценивании и создании. Этои? формои? интеллекта обладают не только композиторы или рок- певцы, но все, кто может петь и танцевать.

Телесно-кинестетическии? интеллект -- это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. Этот тип интеллекта очень нужен спортсменам и ремесленникам, хирургам и механикам, а также актерам, танцорам и физиотерапевтам. В большинстве учебных ситуации? этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.

Межличностный интеллект -- под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения, темперамент и потребности других, как реагируем на них. Он нужен социальным работникам и психотерапевтам, менеджерам и офицерам, а также политикам. Людям этих профессии? нужна способность идентифицироваться с другими и представлять, как мир выглядит из их перспективы. Обладающий этим даром может стать хорошим коммуникатором, учителем и посредником.

Внутриличностный интеллект -- это наша способность понимать свои? собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства, установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания. Типичные профессии, в которых требуется развитие этой формы интеллекта, -- консультанты, теологи, а также свободные профессии. Для этих людей часто важно быть независимыми и полностью самостоятельно определять свои цели. Во многих случаях они предпочитают работать в одиночестве.

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей, чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Обычные тесты IQ хорошо прогнозируют оценки в колледже, но они менее валидны в плане прогноза последующего успеха в работе или продвижения в карьере. Меры других способностей, например личностного интеллекта, возможно, помогут объяснить, почему некоторые люди с блестящими показателями в колледже становятся в последующей жизни жалкими неудачниками, тогда как менее успешные студенты становятся лидерами, вызывающими поклонение. Поэтому Гарднер и его коллеги призывают к «интеллектуально-объективной» оценке способностей учащихся. Это позволит детям продемонстрировать свои способности иными способами, чем с помощью тестов, выполняемых на листе бумаге, например таких, как сопоставление друг с другом различных элементов для демонстрации навыков пространственного воображения.

Глава 2. Особенности интеллектуальной деятельности человека

2.1 Формирование интеллекта человека в различные возрастные периоды его жизни

Дошкольный возраст

В период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. Внимание в этом возрасте, как правило, не является произвольным. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. В первой половине дошкольного возраста у ребенка преобладает репродуктивное воображение. В старшем же дошкольном возрасте воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действия. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного становится произвольным, постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное. Происходит дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления; начинается активное формирование словесно-логического мышления.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее только те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение и мышление), необходимость которых связана с поступлением в школу.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А. А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

С 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

Вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, те меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления.

Подростковый возраст

В подростковом возрасте происходит совершенствование таких познавательных процессов как память, речь и мышление.

Подростки относительно свободно рассуждают на нравственные, политические и другие темы, практически недоступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников наблюдается способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами.

К старшему школьному возрасту у детей сформировывается теоретическое или словесно-логическое мышление. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. В этом возрасте подростки стремятся к поиску и приобретению знаний, формированию полезных умений и навыков.

Юношеский возраст

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости, становления нравственного самосознания.

Исследование интеллектуального развития в данном возрасте должно быть направлено на выявление конкретных мотивов учения, выяснение уровня, на котором человек может оперировать абстрактными понятиями и связями между ними, модулировать различные процессы в своем воображении.

Тестирования, проводимые среди юношей и девушек, должны быть направлены на выяснение профессиональной ориентации каждого конкретного исследуемого, должны выявить уровень и тип мышления. Для этого могут быть использованы технический тест Беннета, комплекс тестов киотинного характера, устанавливающие связи между абстрактными понятиями, моделирующие схемы этих понятий. Исследование интеллекта не ограничивается одними лишь тестами интеллектуального развития (тест Айзенка), немаловажной задачей является выяснение задатков и способностей, которые к этому времени должны ярко проявиться. Конкретной же задачей является выяснение потенциала каждого испытуемого в той или иной области человеческой деятельности. В конечном итоге все тесты интеллекта в юношеском возрасте должны быть направлены на определение склонностей старших школьников к той или иной профессии, на выбор жизненного пути.

Период взрослости

В возрастной психологии взрослость традиционно рассматривалась как стабильный период. Термин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения периода зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека (акме - высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора). Этот период охватывает возраст от 18 до 55-60 лет и отличается от юношеского в первую очередь тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание, достигает своего оптимума физическое развитие, он характеризуется наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.

Исследование функции внимания показало, что объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 18 до 33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться, в то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечены в возрасте 18-30 лет, а период снижения - в возрасте 33-40 лет. Долговременная вербальная память характеризуется наибольшим постоянством в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития - от 36 до 40 лет. Образная память подвергается наименьшим возрастным изменениям.

Развитие психофизиологических функций в период взрослости носит сложный противоречивый характер, который отражает онтогенетические закономерности и влияние трудовой деятельности, практического опыта человека.

Важнейшее значение в структуре развития периода зрелости имеет интеллект. Большинство исследователей приводят относительно ранние сроки появления оптимумов интеллектуального развития и постепенное их снижение с возрастом.

Е. И. Степанова выделяет 3 макропериода в интеллектуальном развитии взрослых: I период - от 18 до 25 лет, II - 26-35 лет, III - 36-40 лет. Эти возрастные макропериоды отличаются разными темпами развития памяти, мышления, внимания и интеллекта в целом. Наибольшая изменчивость интеллекта отмечена в I макропериоде, во II и III отмечается относительная устойчивость при выраженном подъеме вербального интеллекта, что можно объяснить влиянием накапливаемых человеком знаний. В целом во всем диапазоне взрослости от 17 до 50 лет существует неравномерное развитие вербальных и невербальных компонентов интеллекта. Научные данные убедительно свидетельствуют, что фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и с постоянной умственной тренировкой уровень высокого интеллекта сохраняется во всем диапазоне взрослости, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости.

2.2 Профессиональный интеллект

Понятие интеллекта, как известно, относится к фундаментальным понятиям психологии. Однако до сих пор нет его однозначного, общепринятого определения. Также нет в литературе и определения понятию "профессиональный интеллект".

Предполагается, что профессиональный интеллект - это разум, оснащенный широким арсеналом и развитой изобретательностью для решения проблем в некоторой предметной области. Как же формируется профессиональный интеллект? Формирование профессионального интеллекта является результатом профессионального становления личности, и оно напрямую связано с профессиональным образованием.

Важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего профессионала. Развивающее обучение в вузе предполагает формирование у студентов потребности, интереса и умений совершенствовать свои знания и способности, сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности.

Обучение студентов - это воздействие на психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов, формируется личность будущего специалиста в целом. Обучение имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития, интеллектуальных и профессиональных качеств.

Особенность вузовского обучения предполагает существенную перестройку всей мыслительной деятельности студента. В частности, специалисты, изучающие учебную деятельность студентов, отмечают, что студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Были проведены экспериментальные исследования, в которых приняли участие 504 студента различных специальностей. Для оценки интеллектуального развития использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра. В результате исследования выявлен рост интегрального показателя по этому тесту с 1 по 4 курс, больших различий между 3 и 5, 4 и 5 курсом нет. Отсюда сделан вывод, что процесс профессионального развития студентов происходит очень неравномерно, и отсюда возникает потребность в целостной психологической теории становления профессионала.

Мнемологическое "ядро" интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием "пиков" или "оптимумов" то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у студента теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний.

Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи. В вузовском обучении действуют особые принципы такие, например, как:

Учить тому, что необходимо в практической работе после вуза.

Учитывать возрастные, социальные и индивидуальные особенности студентов.

Профессиональная направленность обучения и воспитания.

Органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

Развивающее обучение в вузе предполагает формирование у студентов потребности, интереса и умений совершенствовать свои знания и способности. Сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности - значит развивать необходимые способности, совершенствовать свой интеллект. Ведущим результатом профессионального становления личности является формирование профессионального интеллекта.

Профессиональный интеллект можно рассматривать как одну из форм интеллекта социального, поскольку задачи, решаемые на основе профессионального интеллекта (поиск и выбор профессии, планирование и реализация карьеры), по сути своей являются социальными, так как связаны с одной из форм социализации личности (профессионализацией).

Профессиональный интеллект формируется на основе общего интеллекта в ходе решения учебно-профессиональных задач, которые ставятся перед человеком в процессе профессионального обучения. От уровня его развития будет существенно зависеть и эффективность их решения, и результативность профессионального становления личности в целом.

Настоящий профессионал обладает комплексом знаний, которые он должен постоянно обновлять. Профессиональный интеллект действует на четырех уровнях, которые можно представить в порядке возрастания их значимости:

Когнитивное знание («что») -- базовый уровень владения дисциплиной. Профессионалы достигают его в процессе серьезного обучения. Это знание необходимо, но отнюдь не достаточно для коммерческого успеха.

Передовые навыки («как») позволяют превратить «книжное знание» в эффективное исполнение. Способность применять правила той или иной дисциплины к сложным проблемам реального мира -- наиболее распространенный уровень навыков среди профессионалов.

Системное понимание («почему») -- глубокое знание сложной «паутины» причинно-следственных связей, лежащих в основе дисциплины. Оно позволяет профессионалам, не ограничиваясь выполнением сиюминутных задач, переходить к решению более крупных, комплексных проблем. Профессионалы, обладающие системным пониманием, способны предвидеть глубинные взаимосвязи и непрямые, неявные последствия. Высшее выражение этого свойства специалистов -- хорошо развитая интуиция, например мудрость опытного директора исследовательского отдела, который инстинктивно чувствует, какие проекты и когда именно следует финансировать.

Самомотивированное творчество («зачем») -- это сочетание воли, мотивации и способностей к адаптации ради успеха. Без самомотивированного творчества интеллектуальные лидеры могут утратить преимущество, которое давало им владение знаниями. Если они успокоятся и перестанут развиваться, то не сумеют активно приспособиться к изменяющимся внешним условиям и особенно к инновациям, появление которых приводит к устареванию прежних навыков.

Говоря о профессиональном интеллекте, исследователи отмечают, что отдельные высококлассные профессионалы могут в одиночку организовать успешную компанию с нуля или вывести вперед аутсайдера отрасли. В сущности, McKinsey & Company создал Марвин Бауэр, Intel запустили Роберт Нойс и Гордон Мур, Microsoft построили Билл Гейтс и Пол Аллен. Но даже такие знаменитые организации должны искать и привлекать к своей работе самых талантливых специалистов в той или иной области.

Не случайно ведущие консультанты по менеджменту направляют значительные ресурсы на поиск сотрудников и активный отбор лучших выпускников наиболее известных бизнес-школ. Например, Microsoft вызывает на собеседование сотни перспективных кандидатов, прежде чем нанять одного разработчика ключевого программного обеспечения. При этом в суровом процессе отбора проверяется не только когнитивное знание претендентов, но и их способность решать возникающие проблемы в сложной обстановке, под давлением.

Поскольку настоящие профессионалы хотят работать с лучшими в своей области, ведущие организации в состоянии привлечь больше талантов, чем их менее крупные конкуренты. Например, лучшие программисты хотят устроиться в Microsoft и остаться там прежде всего потому, что полагают, что Microsoft будет определять развитие своей отрасли и в будущем. При этом они как сотрудники передовой компании рассчитывают получить часть ее лавров.

Но такое положение вещей не означает, что организации «второго уровня» должны плестись позади. Такие компании могут неожиданно обогнать форвардов отрасли, если их руководители вовремя оценят преимущества от работы профессионала и сумеют заполучить его. Выводя State Street Bank в быстро развивающийся кастодиальный бизнес, его генеральный директор Маршалл Картер пригласил высококлассных менеджеров по электронной обработке данных, которые составили костяк его новой организации. Сегодня State Street имеет на своих кастодиальных счетах 1,7 трлн. долл., и практически все его руководители обладают не традиционным банковским опытом, а навыками ведения дел с помощью современных компьютерных технологий.

Таким образом, стоит еще раз отметить, что под профессиональным интеллектом мы понимаем приобретенные и постоянно обновляющиеся способности социального, эмоционального и практического взаимодействия человека с реальной действительностью, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности. Иными словами, развитие профессионального интеллекта напрямую зависит от самомотивирования и творческого потенциала интеллекта профессионала.

Заключение

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних времен.

Психическое состояние и интеллектуальные способности на протяжении всей жизни напрямую зависят от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости. Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте, т.е. в течение всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой. Из этого следует, что если человек занимается интеллектуальным трудом, то он учится в течение всей жизни, стремится к самосовершенствованию.

Важную роль в профессиональной деятельности человека играет профессиональный интеллект. Специалисты с высокоразвитым профессиональным интеллектом наиболее востребованы на рынке труда.

Исследования о профессиональном интеллекте показывают, что он ориентирован на специализацию в деятельности и неразрывно связан с саморазвитием, самомотивацией, самореализацией личности.

Различные виды интеллекта тесно связаны между собой, изучение механизма этих связей и характера их соотношений требует дальнейших исследований.

Список литературы

1. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. - Р. н/Д., 2007.

2. Большой психологический словарь/ Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. - СПб, 2003.

3. Большая Энциклопедия Нефти Газа http://www.ngpedia.ru. (http://www.ngpedia.ru/id000337p1.html)

4. Маркова, А. К.Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М., 1996.

5. Савенков, А. И. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста / А. И. Савенков, Л. М. Нарикбаева // Одаренный ребенок. - 2007. - №6. С. 22-36

6. А.В. Брушлинский Психология субъекта. - СПб, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие мышления, его виды и особенности. Рассмотрение индивидуально-психологических особенностей мышления человека. Изучение сущности интеллекта. Социальный интеллект как психологическая способность правильно понимать поведение окружающих людей.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2014

    Определение понятия "творческое мышление" в психологии. Прогностическое мышление: к проблеме соотношения понятий. Исследование индивидуальных различий в проявлении интеллекта. Изучение теории креативности, способности человека к дивергентному мышлению.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2015

    Интеллект человека: понятие и формы его проявления. Экспериментальные попытки объяснения понятия "интеллект". Взаимосвязь развития интеллекта и генетической предрасположенности. Особенности влияния социальной среды и культуры на развития интеллекта.

    реферат , добавлен 11.07.2012

    Умственная деятельность и развитие интеллекта. Структура интеллекта. Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта. Интеллектуальные способности. Интеллект и биологическая адаптация детей. Олигофрения и ее влияние.

    дипломная работа , добавлен 25.01.2009

    Исследование и анализ параметров: интеллект, внимание, мышление, успеваемость. Факторы, влияющие на формирование данных параметров. Сбор и подготовка информации, описание тестов и интерпретация результатов. Построение множественного уравнения регрессии.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2013

    Рассмотрение двух типов логического мышления в рациональном познании: рассудка и разума. Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Создание науки о моделировании человеческого разума; исследования в области искусственного интеллекта.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Классификация ощущений человека как основного источника знаний о внешнем мире и собственном теле по "модальностям". Соотношение физиологических и психических процессов. Интерес к вниманию в психологии. Понимание памяти в различных направлениях и школах.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2015

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь как важнейшие компоненты любой деятельности. Ощущение и восприятие, их специфика и механизм проявления. Воображение и творчество, мышление и интеллект, их назначение.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Способность к аналитическому, абстрактному мышлению, к адекватному отражению. Ситуации практического взаимодействия и формирование содержательной логики. Экспериментальные исследования онтогенеза мышления, гипотеза о переходных логических конструкциях.

    реферат , добавлен 11.02.2010

    Концепции способностей интеллекта. Изменения в IQ. Виды интеллектуальных способностей. Кинетический и потенциальный интеллект. Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга. Виды интеллекта по Гарднеру. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.

Общепризнанно, что в условиях постиндустриального общества ведущую роль в системе общественного разделения труда играет интеллектуальная, творческая деятельность, которая превращается в определяющую силу формирования и развития человеческой цивилизации.

Интеллектуальная деятельность - одна из форм жизнедеятельности человека, сущностная основа процесса создания интеллектуального продукта и воспроизводству интеллектуального капитала, мощная движущая сила развития человеческой цивилизации. Она опирается на совокупность достижений науки, культуры, традиции и духовные ценности, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий.

Интеллектуальная деятельность объединяет два взаимосвязанных аспекта: репродуктивный - направлен на решение стандартных задач, достижения заданных результатов, применение известных алгоритмов и типовых средств; творческий (продуктивный) - направлен на решение нестандартных задач, которые требуют создания новых (уникальных, оригинальных, уникальных) или нестандартного применения известных средств в принципиально новых ситуациях, которые не имеют аналогов в прошлом.

Творческая (продуктивная) работа направлена на создание и внедрение инноваций. В то же время ее результатом является не только новый интеллектуальный продукт, но и интеллектуальное развитие самой личности.

Сочетая творческую и репродуктивную составляющие, интеллектуальная деятельность воплощается и выражается в определенных результатах - интеллектуальных продуктах. Следует заметить, что не существует абсолютно творческого результата, при этом не существует интеллектуального продукта, полученного без минимальных творческих усилий. Не любая интеллектуальная деятельность является творческой работой, одновременно любой творческий результат - продукт интеллектуальной деятельности. По мнению Т. Стюарта, интеллектуальная деятельность, выступая сущностной основой создания интеллектуального продукта, несет в себе еще два важных аспекта: в ее процессе воспроизводится персонифицированный интеллектуальный капитал и интеллектуальное развитие личности, выступают важнейшими мотивационными факторами трудовой деятельности 35.

Результаты интеллектуальной деятельности, в отношении которых осуществляется правовая охрана (которые имеют свойство охраноспособности) являются объектами интеллектуальной собственности. Интеллектуальную деятельность можно структурировать так: Литературно-художественная деятельность - особый вид творческой интеллектуальной деятельности, характеризуется следующими специфическими признаками: объектом правовой охраны выступает произведение, выраженное в определенной объективной форме, которая исключает его воспроизведения; объектом правовой охраны выступает форма, а не содержание произведения; правовая охрана предоставляется произведения независимо от его научно-теоретического или художественно-эстетического уровня, жанра, назначения, общественных и других качеств; литературно-художественная деятельность и ее результаты не подлежат любой проверке на соответствие требованиям закона; литературно-художественная деятельность и их результаты не подлежат любом ограничению и лицензированию, проверке, экспертизе и т.п. (свобода слова, - конституционный принцип литературной деятельности); авторское право на литературно-художественное произведение возникает из факта его создания, а не регистрации; применение результатов литературно-художественной деятельности способствует обогащению внутреннего мира человека, развития личности.

Научно-техническая деятельность, которая охватывает те виды творческой интеллектуальной деятельности, связанные с достижением определенных научно-технологических результатов (научно-исследовательская, проектно-конструкторская, проектно-технологическая, изобретательская, рационализаторское деятельность и т.п.) и характеризуется следующими признаками: о " Объектом правовой охраны выступают лишь те результаты научно-технического творчества, которые соответствуют законодательно установленным условиям охраноспособности; научно-техническая деятельность и ее результаты подлежат обязательной проверке, экспертизе на их соответствие требованиям охраноспособности; результаты научно-технической деятельности, которые отвечают условиям обороноспособности, подлежат обязательной государственной регистрации, на основании которой выдается соответствующий охранный документ (патент, лицензия и т.д.); применения результатов научно-технической деятельности способствует обеспечению общества необходимыми для жизнедеятельности интеллектуальными продуктами, в том числе современными средствами, предметами труда и тому подобное.

В контексте анализа творческой интеллектуальной деятельности как источника создания объектов интеллектуальной собственности следует выделить специфический вид творчества, направленный на создание средств индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг, который занимает промежуточное место между литературно-художественной и научно-техническим творчеством (создание оригинальных фирменных наименований, знаков для товаров и услуг).

Обобщающей формой интеллектуальной деятельности является интеллектуальный продукт - представлена на материальных носителях информация, которая содержит новое знание, что является результатом интеллектуальной творческой работы. Таким образом, самое общее определение интеллектуального продукта - новые знания, переданные в виде информации. По научно-технической интеллектуального творчества это объективные знания о природе, материальную деятельность человека в различных ее проявлениях; по художественно-художественного творчества - это субъективное восприятие и отражение внутреннего мира человека, окружающей среды, других людей.

Как первооснова производственных инноваций интеллектуальные продукты являются полезными для производителей. Они также интересуют потребителей, стремящихся удовлетворить свои культурные, духовные запросы. Поэтому результаты интеллектуального труда приобретают потребительской ценности, являются полезными, пригодными для удовлетворения человеческих потребностей, является важным признаком товара как фундаментальной категории рыночной экономики. Как уже отмечалось, результаты творческого труда (материальные блага) становятся интеллектуальными продуктами, когда приобретают определенную объективной формы, которая обеспечивает их восприятие другими людьми. Материальный носитель творческого труда выступает как вещь, и может передаваться в собственность другим лицам, в то же время сам результат творческого труда (нематериальное благо) принадлежит его создателю и может использоваться другими людьми только с согласия автора. Таким образом, продуктам интеллектуального труда присуща определенная специфика относительно трактовки традиционного набора свойств рыночных товаров: товары и услуги, которые создаются на основе кодифицированного знания уникальны одновременно возможность их безграничного тиражирование порождает рынок гомогенной продукции адекватно реагирует на динамику спроса и предложения; интеллектуальные продукты являются идеальными, субъективными, связанными с конкретными личностями, а вместе имеют определенное материальное воплощение, доступную для других людей объективную форму, что способствует их реализации; интеллектуальные продукты, являющиеся результатом научно-технической деятельности, имеют короткий жизненный цикл, подлежат быстрому моральному износу; для интеллектуальных продуктов понятие воспроизведения трансформируется в понятие тиражирование уникальных результатов творческого труда, при этом издержки производства интеллектуальных продуктов и расходы их тиражирование не совпадают; независимо от того на каком языке, на каких носителях, в какой форме представлены и растиражированные интеллектуальные продукты, они всегда имеют конкретных создателей - авторов идей; для интеллектуальных продуктов непригодными являются традиционные измерители рыночной ценности, издержки производства, предельной полезности и тому подобное.

В информационном обществе результаты интеллектуальной деятельности играют приоритетную роль, занимая значительную долю в общественном продукте. Качественных преобразований подвергаются не только производственная сфера, но и рыночные отношения, поскольку наряду с традиционными объектами обмена появляются новые, имеющие специфические черты и уникальные свойства. По мнению современных исследователей, результаты творческой интеллектуальной деятельности можно разделить на следующие группы: форменные интеллектуальные продукты - результаты творческой человеческой деятельности, для которых важное значение имеет форма воплощения (например, уникальные произведения искусства). Обособление этих продуктов основывается на самом факте их создания и не требует дополнительных действий; содержательные интеллектуальные продукты - результаты творческой человеческой деятельности, для которых важное значение приобретает не столько форма, сколько содержание. Как правило, такие продукты имеют прикладной, утилитарный характер, их обособление требует определенных действий, связанных с проведением экспертизы и специальной регистрации 36.

Результаты творческой деятельности подразделяются на три большие группы: объекты литературно-художественной собственности; объекты промышленной собственности; средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме