Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Уголовное публичное право. Публичное право

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц .

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием . Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:
  • одностороннее волеизъявление;
  • субординация субъектов и правовых актов;
  • преобладание императивных норм;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерны:
  • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
  • равенство сторон;
  • преобладание диспозитивных норм;
  • ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

  • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
  • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
  • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
  • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

Сферы публичного и частного права

В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari поп potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.

В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких , как , земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В , например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по этому поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства писал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Не случайно большинство авторов советского периода к делению права на публичное и частное относились отрицательно.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.

В настоящее время в России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т. с. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим . С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).

Государственное (конституционное) право -- ведущая отрасль национального права; это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. Конституционное право: регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения; опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования; имеет в качестве главного источника - Конституцию РФ - правовой акт высшей юридической силы.

Административное право регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка (определяет правовое положение государственных служащих, административную ответственность). Руководствуется императивным методом правового регулирования; имеет в качестве главного источника Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения с сфер финансовой деятельности. Регулирует деятельность по сбору, распределению и использованию денежного фонда государства, процесс бюджетной деятельности государства. В отличие от административных правоотношений, финансовые правоотношения - это имущественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств (подотрасли: бюджетное, налоговое, банковское право).

Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое. Опирается на императивный (властный) метод правового регулирования; имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).

Экологическое право регулирует отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения. В качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК).

Уголовно-нроцессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

Уголовно - исполнительное право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания. Опирается на властный (императивный) метод правового регулирования; руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.

Арбитражный процесс регулирует деятельность судов по разрешению экономических споров между юридическими лицами и гражданами предпринимателями.

Международно - публичное право не является составной частью национальной правовой системы права; совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

75.Общности права.

Правовые общности: публичное и частное право, материальное и процессуальное.

Правовые общности - самые крупные комплексы правовых норм, какие можно выделить в системе права, вместе с тем не существует какого-то единого критерия для выделения тех или иных правовых общностей, в связи с чем их можно выделять по различным основаниям.

В настоящее время обычно выделяются такие правовые общности: публичное и частное право, материальное и процессуальное право, международное и национальное право.

Публичное и частное право выделяют в системе права , исходя из того, чьи интересы - общие (публичные) или частные - защищают нормы позитивного права.

1.Публичное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие публичные интересы, т.е. интересы государства и общества.

Публичное право связано с осуществлением государственной власти и регулирует так называемые вертикальные отношения - отношения между государством, его органами, с одной стороны, и гражданами и иными субъектами права, с другой.

В структуре публичного права принято выделять нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности государственных органов, осуществления правосудия, обеспечения и охраны интересов государства и общества.

К отраслям публичного права относиться:

1.конституционное право,

2.административное право,

3.финансовое право,

4.уголовное право,

5.экологическое право,

6.уголовно-процессуальное право,

7.гражданско-процессуальное право

2. Частное право составляют нормы, защищающие и обеспечивающие интересы частных лиц и их объединений.

Частное право формирование: обусловлено появлением частной собственности и теми отношениями, которые возникают на её основе, поэтому частное право не связано с осуществлением властных полномочий и регулирует горизонтальные отношения - отношения между частными лицами, выступающими как равноправные партнеры.

Основу частного права составляют нормы гражданского права, регулирующие главным образом имущественные отношения, к частному праву относятся также нормы трудового и семейного права.

Деление права на публичное и частное идет от древнеримских юристов, которые публичным правом считали всё, что относится к положению государства, а частным - всё, что относится к пользе отдельных лиц.

В современной отечественной науке признается деление на публичное и частное и ныне действующего российского права, вместе с тем многие российские исследователи отмечают некоторую условность деления права на публичное и частное, поскольку частное право опирается на публичное и не может существовать без него, а публичное право, обеспечивая общие интересы, так или иначе, защищает и частные интересы.

Кроме того, в современном праве, как считают отдельные авторы, наблюдается так называемая публицизация частного права, связанная с вторжением в сферу частного права элементов публично-правового регулирования, например, ограничение права частной собственности, свободы договоров, и, наоборот, в отдельных странах, например, в России, имеет место «приватизация» публичного права, вызванная переходом к рыночной экономике.

По иным критериям выделяются материальное и процессуальное право.

В частности, они определяют правовое положение различных субъектов права, закрепляют отношения собственности и неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и порядок деятельности различных государственных органов и организаций, устанавливают основания и меры юридической ответственности за правонарушения.

В отечественной теории государства и права к материальному праву принято относить конституционное, административное, гражданское, уголовное и многие другие отрасли права, а к процессуальному праву - уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право.

4.Нормы процессуального права - это нормы, обслуживающие нормы материального права, обеспечивающие их реализацию, они определяют порядок и процедуры применения норм материального права.

Основу процессуального права составляют нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения по существу уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел в соответствующих юридических процессах.

Вследствие этого две последние отрасли называют процессуальным правом, остальные - материальным правом, такое деление, однако, представляется не вполне корректным, так как в составе целого ряда отраслей, традиционно называемых отраслями материального права, содержится довольно много процессуальных норм, например, в конституционном, административном, трудовом праве и именно поэтому к материальному и процессуальному праву точнее относить не отрасли, а нормы права.

5.Система права может включать в свой состав и такие правовые общности, как международное и национальное (внутригосударственное) право.

Это связано с интеграцией международного права в структуру национальных правовых систем.

Вообще международное право - это самостоятельная система права, в состав которой входят нормы, регулирующие отношения между государствами.

Данная система имеет свои институты и отрасли права, свои правовые общности, например, международное публичное и международное частное право.

В то же время международное право оказывает серьезное влияние на право конкретных государств, на национальные правовые системы, внедряясь в их структуру.

Это обусловлено все возрастающим сотрудничеством различных государств мира друг с другом, заключением между ними договоров, пактов, конвенций, соглашений, вступлением государств в международные организации, сообщества.В этой связи государства, как правило, включают в состав своего национального права определенные принципы и нормы международного права.Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.

Это значит, что в состав российского права, его системы входят , во-первых, общепризнанные принципы международного права, во-вторых, общепризнанные нормы международного права и, в-третьих, нормы, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации.

Вследствие этого данная часть норм международного права (но не всё международное право в целом) выступает в системе российского права как соответствующая правовая общность - международное право.

6 .Другую общность - национальное право - составляют нормы собственно российского права, занимающие в какой-то мере подчиненное по сравнению с нормами международного права положение.

Это вытекает из содержания той же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, провозглашающей приоритет международных договоров России перед её внутренними законами.

Включение Конституцией РФ в состав российской правовой системы общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации приводит некоторых исследователей к выводу о необходимости выделения в системе российского права особой отрасли права - международного права.

Однако правы, на наш взгляд, те, кто считает, что нормы международного права входят в систему российского права не в качестве особой его отрасли, а как составные части соответствующих отраслей права - конституционного, административного, гражданского, уголовного и т. д.

То есть в составе тех или иных отраслей права мы можем обнаружить нормы и собственно российского, и международного права - это дает основание утверждать, что в системе российского права международное право следует выделять не в качестве отрасли права, а в качестве соответствующей правовой общности, нормы которой входят в состав различных отраслей российского права.

В отдельных системах права могут быть выделены и некоторые другие правовые общности.

Например, в праве англосаксонской правовой семьи (право Англии, США, Канады и других государств) могут быть выделены такие правовые общности, как общее право и право справедливости, которые, как принято считать, соответствуют публичному и частному праву, имеющим место в правовых системах романо-германской правовой семьи.

Государственное (конституционное) право - ведущая отрасль национального права; это отрасль пра­ва, закрепляющая основы общественного и государственного уст­ройства страны, основы правового положения граждан, систему орга­нов государства и их основные полномочия. Конституционное право: регулирует общественные отношения, связанные с правами и свобода­ми человека, устройством государства, и иные основополагающие об­щественные отношения; опирается преимущественно на императивный метод правового регу­лирования; имеет в качестве главного источника – Конституцию РФ - правовой акт высшей юридической силы.

Административное право регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка (определяет правовое положение государственных служащих, административную ответственность). Руководствуется императивным методом правового регулирования; имеет в качестве главного источника Кодекс об административных пра­вонарушениях РФ (КоАП).

Финансовое право представляет собой совокупность норм, ре­гулирующих общественные отношения с сфер финансовой деятель­ности. Регулирует деятельность по сбору, распределению и использованию денежного фонда государства, процесс бюджетной деятельности государства. В отличие от административных правоотношений, финансовые правоотношения – это имущественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств (подотрасли: бюджетное, налоговое, банковское право).

Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является пре­ступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уго­ловного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое. Опирается на императивный (властный) метод правового регулирова­ния; имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).

Экологическое право регулирует отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, воз­никающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процес­са; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесе­ния и обжалования судебного решения. В качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный ко­декс РФ (ГПК).

Уголовно-нроцессуальное право объединяет нормы, определяю­щие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного след­ствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при рас­следовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уго­ловных дел.

Уголовно - исполнительное право регулирует отношения, склады­вающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устана­вливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголов­ного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания. Опирается на властный (императивный) метод правового регулирова­ния; руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.

Арбитражный процесс регулирует деятельность судов по разрешению экономических споров между юридическими лицами и гражданами предпринимателями.

Международно – публичное право не является составной частью национальной правовой системы права; совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Отрасли частного права

Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского пра­ва закрепляют и охраняют различные формы собственности, определя­ют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регла­ментируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или орга­низаций. Опирается на диспозитивный (координационный) метод правового ре­гулирования. В качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК).

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нор­мы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда. Метод правового регулирования - императивно-диспозитивный; основной источник – Трудовой кодекс РФ

Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно- семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родите­лей и детей по отношению друг к другу. Опирается на диспозитивный метод правового регулирования; главный источник данного права - Семейный кодекс РФ (СК).

Земельное право регулирует общественные отношения в облас­ти использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

Международное частное право регулирует гражданские, семейно – брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в РФ регулируются нормами гражданского, семейного, трудового права, осложненные иностранным элементом, то есть те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений международного частного права является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом являются вещи, находящиеся за границей, они связаны с территорией 2 – ух или нескольких государств.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Правовое государство представляет собой соответствующую структуру с конституционным правлением, а также с преобладанием законности во всех жизненных сферах. Здесь же разделены законодательная, исполнительная и В данном случае усматривается развитая правовая система с широкими демократическими направлениями, равноправием. Также сюда входит усовершенствованный социальный контроль политики. Создание данного государственного устройства является длительным процессом.

Разграничение

Для данного государства характерно разделение власти на две крупные соответствующие ветви. Это публичное и частное является немаловажным. Если говорить о то его ни в коем случае нельзя отделять от частного. Это в связи с тем, что, несмотря на видимые различия, эти две отрасли имеют очень тесную взаимосвязь. Для того чтобы понять, что именно представляет каждая ветвь в отдельности, нужно дать терминам четкое определение. Далее об этом подробнее.

Изначально рассмотрим частное право

Признаки, характерные для данного определения - это в первую очередь децентрализованное регулирование с помощью институтов, отраслей и соответствующих норм. Основная их функция - это корректирование отношений между объединениями. Следует выделить и еще одну особенность. Она заключается в методе регулирования взаимоотношений в рамках данной ветви между субъектами. В этом случае речь идет о гражданско-правовом способе. Основная база для данной отрасли - это защита интересов лиц, которые возникают при взаимоотношениях с иными личностями. В этом случае субъект сам принимает соответствующее решение относительно необходимости использования им своих прав. Например, решает, стоит ли заключать какой-либо договор с теми или иными лицами.

Теперь детально рассмотрим публичное право

Данное определение является также немаловажным. Публичное право - это:

  • Во-первых, определенный блок, на основании которого создается область, где реализуются соответствующие интересы. А именно - взаимоотношения между отдельными а также между последними и частными лицами. Сюда же включаются и объединения индивидуальных субъектов.
  • Во-вторых, публичное право - это регулирование правоотношений между сторонами исключительно из единого центра. Это немаловажный факт. Учитывая, что одной из данных сторон является уполномоченное страной должностное лицо или представители государственной власти.
  • Ну а в-третьих, публичное право - это императивность правовых норм. Они берут свое начало из иерархических истоков.

В основном регулирование взаимоотношений между субъектами публичного права реализуется при помощи разрешительных способов, а также волеизъявления властных органов. Они же являются участниками такого вида взаимоотношений. Именно указанные аспекты и включаются юристами в понятие публичного права.

Следует обратить внимание на одну особенность. Она заключается в том, что субъекты публичного права - это в обязательном порядке государство - с одной стороны, и частные лица - с другой стороны. Это немаловажно знать. А вот субъектами частного права в большинстве своем являются индивидуальные лица.

Взаимосвязь

Теперь рассмотри соотношение между указанными терминами. Публичное право регулирует работу органов, которые представляют непосредственно государственную власть. Это правоохранительные структуры, суды и т. д. К публичному праву относится и и парламент. Соответственно, существование и плодотворное функционирование норм частного права невозможно представить без плотной взаимосвязи с публичным. Это достоверный факт. Ведь основной задачей публичного права является защита и охрана именно частного. Кроме того, в данном случае следует отметить еще один нюанс. Он заключается в том, что в своей реализации частное право всегда опирается на публичное. Это связано с тем, что именно на частное возлагается задача, направленная на реализацию прав свободной личности. Т. е. субъект данных отношений производит реализацию тех полномочий, которыми он наделен в любом допустимом законодательством направлении. К главной функции частного права относят распределение и фиксирование как материальных, так и иных благ. Это является немаловажным. Нормы публичного права, как говорилось выше, совершенно иные.

Признаки разграничения

Разобравшись с определениями, перейдем к следующему вопросу. Это основные критерии, по которым те или иные нормы можно отнести к той либо к другой правовой ветви. Рассмотрим этот пункт подробнее.

В целом критерии, которые определяют частное право, являются полностью противоположными тем, которые будут описаны и рассмотрены в данном тексте ниже, а также непосредственно относятся к публичному направлению. Это вполне объяснимо. К основным признакам частного права специалисты относят сохранение классической юридической техники. Если говорить о форме регулирования соответствующего отношения, то в данном случае используется чаще всего договорная. Следует заметить, что для данной ветви характерно преобладание диспозитивных норм. Причем основной акцент в этом случае делается на свободном волеизъявлении, экономической свободе, а также защите собственников.

Итак, переходим к другому определению. К публичному праву относится функция регулирования соответствующих взаимоотношений на основании законодательных актов. Они издаются непосредственно государственной властью. Кроме того, можно сказать, что к публичному праву относятся и такие признаки, как обеспечение соответствующих интересов, общее и безличное содержание определенных норм. Их воздействие относится к нормативно-ориентирующему характеру. Однако также преобладают в данных отношениях нормы, имеющие директивно-обязательное определение. Они рассчитаны на иерархическую схему взаимосвязей между соответствующими субъектами. Также в этот перечень компетентные юристы включают обеспечение публичных интересов. Для этого акценты обычно делаются именно на обязанности и запреты, а также на сферу усмотрения. Дополнительно к публичному праву относится и такой признак, как широкое и многогранное использование самых новых технических приемов.

Разграничиваем в соответствии с основными аспектами

Если рассмотреть критерии, в соответствии с которыми указанные нормы можно отнести либо к одному, либо к другому виду, то получаем примерно следующую картину. Разделим их по следующим аспектам:

Субъекты. Публичное право - это взаимоотношения между государственными органами/государством и частными лицами. Это нужно знать. Частное право - это взаимоотношения только лишь между приватными лицами.

Предмет, на который направлено соответствующее регулирование. Для публичного права это для частного права - имущественные.

Интересы. Для публичного государственный интерес, для частного - «привязанный» к соответствующей области.

Методы регулирования. Для публичного права характерен способ, основанный на субординации. В частном же - наоборот, метод координации.

Пример

Систематизируя изложенную выше информацию, приходишь к соответствующему выводу. Он заключается в том, что все без исключения отрасли права можно разделить на две категории. К первой относятся те нормы, в которых преобладает публичное право. Вторую же характеризует наличие аспектов частного.

Рассмотрим данное разделение на примере предпринимательского права. По сути это система норм, созданная для регулирования товарно-денежных (или а также управленческих взаимосвязей. Данным способом управленческих взаимосвязей является императивный (в то время как метод регулирования товарно-денежных отношений направлен на фактическое равноправие сторон таких взаимоотношений, которыми являются предприниматели, и иначе он называется диспозитивный). предусматривает наличие обязательных нормативно-правовых актов. Они имеют управленческий характер и распространяют свое действие равно как на предпринимателей, так и на соответствующие органы.

Наличие данных определений в процессуальных отраслях

Здесь все довольно-таки просто. Если говорить о процессуальных отраслях права (например, гражданский, уголовный), то для данных норм также характерно наличие указанных двух методов. Обычно бывает, что либо императивный, либо диспозитивный метод выражен в большей мере.

Итог

В заключение следует добавить, что не существует нормативно-правовых норм в чистом виде, которые можно однозначно отнести к той или иной указанной ветви. Элементы публичного права могут присутствовать в отраслях частного. Также может быть и наоборот. Например, публичное право отрасли права семейного присутствует в виде следующих элементов: это и судебный порядок расторжения брака, и процедура взыскания алиментов. Также в данном случае усматривается еще одна составляющая. Она заключается в процедуре лишения родительских прав.

Еще один яркий пример - публичное право отрасли права, регулирующей земельные правоотношения. Здесь все проявляется очень четко. Например, порядок землеустройства, изъятия, также как и отвода территорий, определяется исключительно государством. И даже частичное изменение утвержденного плана недопустимо. Таким образом, на основании приведенных выше примеров достаточно просто можно проследить четкую взаимосвязь и своеобразный симбиоз между правом публичным и частным.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме