Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правовые основы и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Принципы, методы и формы финансовой деятельности государства Охарактеризуйте основные принципы финансовой деятельности государства

<*> Shagieva R.V. Principles of financial activity.

Шагиева Розалина Васильевна, доктор юридических наук, профессор.

В данной статье рассматриваются принципы финансовой деятельности, анализируются их сущность и содержание. Автор обосновывает, что кроме общих принципов организации и функционирования Российского государства в качестве таковых выступают и специфические начала, касающиеся только финансовой деятельности государства и муниципальных образований как публичных образований.

Ключевые слова: финансовая деятельность государства и муниципальных образований, принципы организации и деятельности государства, законность, федерализм, гласность, результативность.

This article reviews the principles of financial activity, analyzes its nature and content. The author proves that in addition to the general principles of organization and functioning of the Russian Federation, as such, specific beginnings act. These beginnings are relating only to the financial activity of the state and municipalities as public formations.

Key words: financial activity of the state and municipalities, principles of organization and activities of the state, legitimacy, federalism, publicity, effectiveness.

Категория "принцип" используется юридическими науками для характеристики самых разнообразных правовых явлений: принципов права, принципов правотворчества, принципов юридической ответственности, принципов правовой системы и др. Известное высказывание Гельвеция "Знание принципов возмещает незнание некоторых фактов" подтверждает важность изучения значительных, основополагающих начал любой деятельности. Обеспечение оптимального функционирования механизма государства с необходимостью требует, чтобы он строился и действовал на основе определенных принципов, которые имеют объективный характер. Среди них можно выделить следующие.

  1. Обязательность реального представительства во всей системе государственных органов и учреждений интересов соответствующих граждан и их объединений. Это возможно лишь в случае бесперебойного функционирования демократической избирательной системы, действительного гарантирования экономических, политических и иных прав граждан и их объединений.
  2. Открытость деятельности всех государственных структур, доступ к соответствующей информации (исключая ту, которая нормативно отнесена к засекреченной) всех заинтересованных лиц. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности всего государственного механизма.
  3. Законность, означающая обязательность соблюдения законов в деятельности всех звеньев государственного механизма как во взаимоотношениях между собой, так и с населением страны или организациями, выражающими его интересы.
  4. Высокая компетентность и профессионализм в деятельности государственных органов, гарантирующие высокий уровень решения важнейших вопросов государственной жизни. Соблюдение данного принципа возможно лишь в случае формирования государственного аппарата из компетентных лиц в области управленческой деятельности. Практика показывает, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами.

В настоящее время в современных конституционных государствах деятельность государственных органов строится еще и на принципах гуманизма, демократизма, сочетания единоначалия и коллективности в принятии решений, разделения властей и др. Важнейшими принципами организации и функционирования Российского государства являются: законность, гласность, плановость, федерализм (сочетание интересов центра с самостоятельностью субъектов Российской Федерации и местного самоуправления). В юридической литературе имеется около сорока дефиниций понятия "принцип", что со всей очевидностью ставит перед общей теорией права вопрос о необходимости систематизации всех признаков данного понятия <1>.

<1>

В связи с этим хотелось бы специально остановиться на принципе. В этом плане финансовая деятельность как одна из разновидностей юридической деятельности российского государства не составляет исключения.

Первые три принципа осуществления финансовой деятельности государством - законность, гласность, плановость присущи и финансовой деятельности местного самоуправления.

Финансовая деятельность местного самоуправления основывается также на принципах самостоятельности и государственной финансовой поддержки. Рассмотрим вышеназванные принципы, в соответствии с которыми осуществляется и финансовая деятельность государства, и финансовая деятельность муниципальных образований.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств в основном детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных национальных и межправительственных программ и проектов в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. В настоящий период идет кардинальное обновление норм финансового права, приведение финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации и другими федеральными законами; особенно существенному изменению подвергается налоговое и бюджетное законодательство.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в т.ч. и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, в т.ч. федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Федерализм - принцип государственного устройства, основанного на федерации <2>, поэтому его проявление при выполнении государством различных функций не может не иметь определенного своеобразия, специфики.

<2> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004. С. 850.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется, например, в установлении Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). В литературе отмечалось, что регулирование прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должно нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны.

Принцип федерализма в бюджетном праве можно определить как исходное начало бюджетной деятельности государства, выражающееся в сочетании общегосударственных финансовых интересов с интересами субъектов РФ и заключающееся в распределении бюджетных доходов и расходов, а также в разграничении бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами <3>.

<3> Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 40.

Интересные исследования проблемы финансового федерализма провел С.В. Королев, анализируя модели бюджетного федерализма на примере ряда зарубежных стран: Федеративной Республики Германия, Австрии и Швейцарии. Особенно полезны его выводы, касающиеся системы межбюджетных трансфертов, которая в Германии носит название "финансовая эквализация", включающая в себя по крайней мере три значения: выравнивание финансовых ресурсов по вертикали властеотношений (например, между ФРГ и Баварией), их перераспределение по горизонтали (например, между Баварией и Нижней Саксонией), а также компенсацию издержек, связанных с самим процессом эквализации.

С.В. Королев отмечает, что, хотя принцип эквализации ("подгон" региональных диспропорций под национальные стандарты) так или иначе действует при любой форме государственного устройства, особое значение он получает в условиях федерации <4>.

<4> Королев С.В. Финансовый федерализм в Германии, Австрии и Швейцарии. СПб.: Изд-во Юридического института, 2005. С. 3, 46.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

Основными финансово-плановыми актами страны являются Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетного учреждения является бюджетная смета, в которой предусматриваются только те расходы, которые могут быть произведены бюджетным учреждением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Хозяйствующие субъекты в сфере материального производства составляют бизнес-план, в котором и отражаются показатели их финансовой деятельности.

Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации и заключаются в том, что:

  • органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;
  • органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Как отмечалось ранее, финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с общими принципами, которые должны реализовываться во всей государственной деятельности. Но финансовая деятельность - особый вид государственной деятельности, зависящий как от специфики сферы (области) ее осуществления, так и от субъектов, ее осуществляющих. Сфера финансов - особая область общественной жизни, а субъектами рассматриваемой деятельности являются органы государства всех трех ветвей власти. Поэтому выявление специальных принципов финансовой деятельности государства, принципов, отражающих специфику рассматриваемого вида государственной деятельности, представляет определенный интерес для науки финансового права. Финансовая деятельность государства и финансовая деятельность муниципальных образований достаточно многообразны, имеют различные направления, формы и методы реализации. Однако, по нашему мнению, финансовая деятельность государства и муниципальных образований как публичных образований должна осуществляться также и на основе таких принципов, как:

  1. единство цели осуществления;
  2. максимально допустимая прозрачность поступающих доходов и произведенных расходов;
  3. строжайший учет как доходов, так и расходов;
  4. результативность произведенных расходов.

Единство цели осуществления как принцип финансовой деятельности проявляется в том, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований направлена на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества, именно обеспечение финансовыми ресурсами жизнедеятельности общества, а не самого государства (его аппарата в частности), в противном случае возникает и не может не возникнуть взрывоопасная ситуация в стране.

Принцип максимально допустимой прозрачности финансовой деятельности как бы дополняет общий принцип гласности и может предотвратить условия для различных нарушений в сфере государственных финансов "под покровом государственных интересов". Бесспорно, реализация этого принципа не исключает наличия секретных расходов государства. Однако они должны также находиться под постоянным контролем соответствующих органов, не создавая потенциальной возможности для злоупотребления лицам, имеющим к ним допуск.

При осуществлении финансовой деятельности государства и муниципальных образований реализация принципа "строжайшего учета как доходов, так и расходов", контроля за формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств может, конечно, рассматриваться как "само собой разумеющееся явление" исходя из пословицы "Деньги любят счет". Но тем не менее нам представляется необходимым о нем специально упомянуть.

И, наконец, принцип "результативности" финансовой деятельности реализуется в основном при использовании фондов денежных средств, в первую очередь средств бюджета государства. Изменения в бюджетной политике, происходящие в настоящее время в России, предусматривают результативность государственных расходов. Данный принцип должен присутствовать во всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а не только в бюджетной деятельности. Хотя при этом следует иметь в виду, что результативность не всегда поддается математическим подсчетам и что материальные интересы фиска не всегда должны иметь приоритет перед другими интересами.

В данном аспекте следует полностью согласиться с мнением тех юристов, которые отрицательно оценивают Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 167-О <5> о том, что "факт неполучения налогоплательщиком оплаты от реализации товаров (работ, услуг) не исключает возможности взимания НДС, который должен уплачиваться за счет собственных средств налогоплательщика" <6>.

<5> Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 6.
<6> Карасева М.В. Финансовое право и деньги: Монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. С. 34.

Как представляется, указанное Определение Конституционного Суда РФ - пример того, что интересы фиска имеют приоритет над интересами развития производства (торговли), напоминая ситуацию из басни И.А. Крылова "Свинья под дубом".

Литература

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. N 167-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Сотовая компания" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 6.
  2. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф. Н.И. Химичевой. М.: Норма, 2001.
  3. Королев С.В. Финансовый федерализм в Германии, Австрии и Швейцарии. СПб.: Изд-во Юридического института, 2005.
  4. Карасева М.В. Финансовое право и деньги: Монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами, призванными детерминировать рациональную концептуализацию отношений государства в сфере его взаимоотношения с частными субъектами хозяйствования. Принципы финансовой деятельности в большинстве случаев носят общеобязательный характер, поскольку многие из них либо прямо закреплены в нормах права, регулирующих эту деятельность, либо логически вытекают из их смысла. Практическое значение принципов финансовой деятельности заключается в том, чтобы в процессе этой деятельности правильно применялись правовые нормы, и истолкование их не противоречило тому смыслу, который изначально вкладывался в них законодателем, действия соответствующих государственных органов и хозяйствующих субъектов не только бы соответствовали тем предписаниям правовых норм, которые регулируют финансовую деятельность государства, но и обеспечивали бы ее экономическую рациональность и эффективность.

К числу принципов финансовой деятельности (большинством авторов они рассматриваются как принципы финансового права [Горбунова О.Н. Принципы финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. – 3-е изд. – М., 2005. – С. 36–38; Емельянов А.С. Финансовое право России: учеб. пособие. – М., 2004. – С. 39–43 ; Карасева М.В. Принципы финансового права // Финансовое право Российской Федерации: учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. – 3-е изд. – М., 2009. – С. 53–58; Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – М., 2004. – С. 68–85; Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004. – С. 26–28; Химичева Н.И. Принципы российского финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 46–54 ]), существование которых так или иначе не вызывает дискуссий среди правоведов, можно отнести следующие.

1.Принцип законности, являясь межотраслевым правовым принципом, заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования денежных фондов должен идти в строгом соответствии с финансовым законодательством, соблюдение которого обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Учитывая сочетание в финансовом праве юридических, экономических и политических механизмов Ю.А. Крохина рассматривает данный принцип как комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации финансовой деятельности государства и местного самоуправления, органическую связь права, власти и финансовых ресурсов [Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3-е изд. – М., 2008. – С. 71 ].



2. Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании общественных отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Это предполагает использование финансово-правовых институтов в целях определенного государственного регулирования экономики, сообразно тем задачам, которые ставятся перед ним со стороны общества для обеспечения потребностей последнего. Отдельные нормы финансового законодательства непосредственно указывают на приоритет публичных интересов в русле обеспечения их исполнения соответствующими субъектами (ст. 56 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей). В то же время принцип приоритета публичных интересов детерминируется созданием благоприятных и оптимальных условий для выражения в финансово-экономической сфере частных интересов, без оптимально-эффективного функционирования которых невозможно удовлетворение публичных интересов, т.е. в данном смысле речь идет об оптимальном сочетании публичных и частных интересов в сфере финансово-правового регулирования.

3. Принцип социальной направленности , который выражается в политике государства по созданию условий, обеспечивающих здоровье нации, охрану труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб, установлении адресной социальной (денежной или иной) помощи и др. Все это не может быть реализовано без соответствующего финансового обеспечения. Таким образом, субъекты финансовой деятельности должны изыскать и определенным образом распорядится аккумулированными для этих целей финансовыми ресурсами. Реализация данного принципа обеспечена конституционно-правовыми нормами. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции Республики Беларусь государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В контексте построения в Республике Беларусь социально-ориентированной рыночной экономики данный принцип с практической точки зрения представляется весьма актуальным. В финансовом законодательстве данный принцип активно реализуется в сфере подоходного налогообложения (установление повышенного размера стандартного налогового вычета для незащищенных слоев населения и др.), а также путем определения в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год перечня социальных программ, финансируемых за счет бюджетных средств («Социальная защита семьи и детей», «Охрана здоровья матери и ребенка», «Социальная реабилитации инвалидов» и др.).

4.Принцип гласности предполагает, что правотворчество в финансовой сфере должно осуществлять открыто и гласно, с последующим информированием всех заинтересованных субъектов о результатах финансовой деятельности государства. Данный принцип, как и все остальные, находит свое дальнейшее отражение (зачастую легальное) в подотраслях и институтах финансового права. Так, в соответствии со ст. 8 БК принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансового год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

5. Принцип разделения властей предусматривает распределение полномочий в сфере финансовой деятельности государства между органами законодательной и исполнительной власти. Например, в бюджетной сфере Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов (ч. 2 ст. 97 Конституции Республики Беларусь), а Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции Республики Беларусь).

6.Принцип плановости означает, что финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов [Химичева Н.И. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 105 ].

Основными финансово-плановыми актами являются республиканский и местный бюджеты. Финансово-плановым актом бюджетной организации является бюджетная смета. В рамках функционирования всего народнохозяйственного комплекса можно говорить о таком специфическом финансово-плановом акте как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Долгосрочное планирование в финансово-правовой сфере на доктринальном уровне в интерпретации отдельных авторов базируется на финансовой стратегии, под которой понимается долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономическим и социальным развитием [Рукавишникова И.В. Финансовая деятельность государства (муниципальных образований) в современных условиях // Финансовое право: учеб. пособие / Отв. ред. И.В. Рукавишникова. – М., 2007. – С. 18 ].

Следует отметить, что планирование как в экономической, так и в правовой сфере не потеряло своей актуальности и при переходе к рыночным отношениям. Изменились лишь подходы к его проведению. В настоящее время в основу планирования положены не директивные предписания распределительного характера, что было свойственно административно-командной системе хозяйствования, а анализ тех рыночных механизмов, которые могут способствовать накоплению большего количества финансовых ресурсов, и, соответственно, обеспечить финансирование тех или иных социально-экономических программ.

7. Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления , который основывается на ст. 121 Конституции Республики Беларусь, согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Данный принцип предполагает направленность финансово-правовых норм на обеспечение сочетания общегосударственных (республиканских) интересов с социально-экономическими интересами развития местных территорий.

Некоторые авторы выделяют несколько отличную от общепринятой гамму принципов финансовой деятельности государства, оговариваясь при этом, что они являются своего рода ориентиром при осуществлении различными субъектами финансовой деятельности. По мнению А.И. Худякова финансовая деятельность государства должна строиться на основе следующих принципов: 1) учет потребностей общества и подчиненность его интересам; 2) гласность и публичность, подконтрольность и подотчетность обществу; 3) предсказуемость и доступность его пониманию; 4) законность; 5) научная обоснованность, рациональность и эффективность; 6) экономичность и бережливость в расходовании денежных средств; 7) плановость и нормативность [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы, 2001. – С. 24 ].

Другие авторы говорят о специфических принципах финансовой деятельности государства, которым ранее в правовой литературе практически не уделялось внимание. По мнению Т.С. Бойко и С.К. Лещенко к таковым следует отнести следующие принципы: режим экономии денежных средств; хозяйственный расчет; окупаемость затрат; накопления денежных средств; строгий учет всех субъектов финансовой деятельности [Бойко Т.С., Лещенко С.К. Финансовое право: учеб. пособие. – Минск, 2006. – С. 13 ]. Г.А. Воробей всю совокупность принципов делит на две группы: общие (законности, гласности, демократизма, плановости) и специфические, присущие только финансовой государства (строго целевое расходование денежных средств, принцип режима экономии, принцип окупаемости затрат, принцип накопления, строгий учет и отчетность, тщательный подбор и расстановка финансовых работников [Воробей Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие. – Минск, 2006. – С. 25–26 ]. Данные авторы переносят отдельные принципиальные основы финансовой деятельности государства на микроэкономический уровень деятельности отдельных субъектов хозяйствования, что представляется весьма актуальным в контексте междисциплинарного экономико-правового анализа их функционирования в свете кризисных явлений в экономике.

С точки зрения познания научно-глубинных начал финансовой деятельности государства особое значение имеют принципы, предложенные Д.Л. Хейло:

Осуществление финансовой деятельности на основе сочетания субъективных (общественные, групповые, государственные, индивидуальные и прочие интересы) и объективных факторов (уровень развития общества, политической системы, социальная культура, традиции, обычаи, экономические законы, уровень развития права и т.п.);

Осуществление государственной финансовой деятельности на основе права и в правовых формах, что подразумевает отказ от прямого, административного управления экономикой, субъектами экономической деятельности различных форм собственности. При этом ключевую роль в этом должно играть публичное право, в т.ч. конституционное, административное, финансовое, как средство обеспечения гармонии и согласия в обществе, баланса интересов личности, коллективов, общностей, устойчивости основ экономического и социального развития;

Недопустимость нарушения государственной финансовой деятельности установленных прав и свобод человека и гражданина. Ограничение прав и свобод возможно только тогда, когда направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности [Хейло Д.Л. Вопросы оценки правового регулирования финансовой деятельности государства // Финансовое право. – 2003. – № 2. – С. 38–41 ].

Следует отметить, что принципы финансовой деятельности государства как отражение научно-доктринальных представлений различных авторов, как правило, находят свое отражение в текущем финансовом законодательстве, являющемся нормативно-правовым отображением соответствующих подотраслей и институтов финансового права. Например, ст. 2 НК определяет основные принципы налогообложения в Республике Беларусь; ст. 8 БК предусматривает принципы бюджетной системы Республики Беларусь. Данная тенденция прослеживается не только в достаточно крупных по своему нормативно-правовому массиву актах, которыми являются кодексы, но и в законодательных актах, регулирующих отдельные направления финансовой деятельности государства, например финансовый контроль. Так ст. 4 Закона Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете Государственного контроля Республики Беларусь» предусматривает принципы организации и деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания, распределения и использование денежных средств.

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и использование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

По поводу классификации методов финансовой деятельности государства в финансово-правовой литературе сложились две позиции. Одни авторы исходят из трехчленной классификации методов финансовой деятельности государства, соответствующей той триаде, через которую определяется сама финансовая деятельность. Соответственно этому выделяются следующие группы методов: 1) методы собирания (привлечения); 2) методы распределения; 3) методы использования [Химичева Н.И. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: учебник. – 4-е изд. – М., 2008. С. 98–99 ]. Однако более распространенной организационно-видовой классификацией методов финансовой деятельности государства является их двухчленное деление в рамках выделения методов собирания денежных средств и методов распределения денежных средств. Так, О. Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева пишут: «Финансовая деятельность осуществляется уполномоченными органами с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой деятельности методы ее осуществления принято делить на методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения (перераспределения)» [Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – 2-е изд. – М., 2007. – С. 8–9 ].

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей, являющийся доминирующим при осуществлении финансовой деятельности государства, реализуется через механизмы налогообложения, обязательное страхование и др. Метод добровольных платежей осуществляется через государственные займы (покупка и продажа государственных ценных бумаг), лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т.п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического курса, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т.д. В настоящее время метод обязательных платежей является основным, поскольку бюджеты всех уровней в основном формируются за счет налоговых платежей, основанных на обязательной атрибутивной доминанте.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Например, предоставление межбюджетного трансферта из республиканского бюджета местным в форме субвенции осуществляется на безвозвратной и безвозмездной основе. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности. В настоящее время бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности (бюджетный заем).

Формы финансовой деятельности достаточно разнообразны. Финансовая деятельность государства осуществляется непосредственно (фактически), т.е. в неправовой форме, не влекущих правовых последствий и в правовой форме, порождающей определенные правовые последствия.

Правовая форма финансовой деятельности государства является результатом воплощения в жизнь функционального взаимодействия государства и права. Имея четко обозначенную функциональную направленность правовая форма финансовой деятельности государства опосредует только специальные функциональные задачи правового характера, решение которых сопровождается правовыми или организационно-правовыми последствиями. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением финансово-правовых норм, совокупность которых образует финансовое законодательство. Конкретные правовые формы финансовой деятельности зависят от того, какие именно органы ее осуществляют – представительные или исполнительные, на республиканском или местном уровнях. Осуществляя финансовую деятельность, ее субъекты в рамках своей компетенции принимают определенные финансово-правовые акты, в соответствии с которыми и происходит дальнейшая деятельность по образованию, распределению и использованию денежных средств, проведение контроля за их расходованием, за принятием и выполнением финансовых планов и обязательств перед государством. Неправовые формы – это формы, имеющие локальный характер, т.е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур (например, ответы на вопросы налогоплательщиков; проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства в средствах массовой информации, финансово-экономический анализ; проведение финансового планирования, составление экономических прогнозов и отчетов и т.п.). Подобного рода действия не имеют юридического значения (здесь в большей степени речь идет об организационно-экономическом значении), однако создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционирования российского государства, так и специально относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права. В силу своего содержания (направленность на регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить следующие.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.

Принцип федерализма , согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ).

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п.«е» ст.71), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п.«з» ст.71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п.«и» ст.72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст.73, ч.4 ст.76).

Совершенствование реализации принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы . Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.

Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ч.1 ст.8).

Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч.1 ст.75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст.5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст.ст.12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Для реализации всех этих мер государству требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной целенаправленности. Это положение Конституции РФ должно учитываться при формировании и исполнении бюджетов всех уровней, внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов, в финансово-правовых нормах, регулирующих эти процессы, в финансовой политике государства. Кризисное состояние экономики страны негативно проявляется в реализации данного принципа.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей . Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает федеральные законы (ч.1 ст.105), в частности, законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (п.«б» ч.1 ст.114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст.32). Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип гласности . Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15). Принцип гласности получил закрепление и в специальном, финансовом законодательстве. Так, в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. прямо говорится о гласности как принципе бюджетного устройства (ст.3), о публикации отчетов об исполнении бюджета (ст.15). Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля 1998г. Бюджетный кодекс РФ (ст.36). Налоговый кодекс соответственно этому принципу предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (ст.5).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений. О некоторых формах финансового планирования говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов (п.«з» ст.71, п.«а» ч.1 ст.114, ст.132).

В условиях перехода к рыночной экономике финансовое планирование претерпело значительные изменения в сравнении с существовавшим в период действия административно-командной системы. Однако планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и является необходимым для них и выступает как важный элемент регулирования экономического и социального развития и управления финансами, хотя и со своими особенностями. В условиях рыночной экономики финансовое планирование опирается не на директивные предписания распределительного характера, а на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования в определении направлений использования финансовых ресурсов, с которым неразрывно связано финансовое планирование. В процессе финансового планирования в России используются прогнозы и программы по различным сферам и отраслям социально-экономического развития на перспективу. На их основе производится прогнозирование мобилизации и использования финансовых ресурсов на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансовой системы. Оно осуществляется на всех территориальных уровнях, а также в разных отраслях и сферах народного хозяйства, в рамках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе государства в целом составляется сводный финансовый баланс, в котором учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансовые балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан. Этот принцип вытекает из ст.1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст.ст.2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным подотраслям и институтам свойственны и особые принципы, в которых проявляетсяихспецифика.

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства. Финансовая деятельность государства -- это процесс собирания, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Финансовая деятельность -- это обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом плане. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ. Финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Принципы финансовой деятельности

Основными принципами финансовой деятельности являются: законность, гласность, федерализм (сочетание централизма с самостоятельностью субъектов Федерации и органов местного самоуправления), плановость.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета расходов.

  • 3. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Методы делятся на две группы:
    • - методы собирания денежных средств;
    • - методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные и местные бюджеты является налоговый метод, метод установления налогов. С помощью данного метода государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный Фонд РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Их принято называть «социальными» налогами.

В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов.

Одним из наиболее важных методов является страхование. Всего существует шесть основных методов собирания денежных средств.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются четыре основных метода, наиболее важными из которых являются методы финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и без возвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение денежных средств на условиях врзмездности и возвратности. Метод кредитования применяется в отношении государственных организаций, а также и иных, негосударственных организаций, а финансирование применяется в отношении, государственных организаций. финансовый деятельность государство предприятие

4. Управление финансовой деятельностью осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции. Например, в соответствии с конституцией РФ, Государственная Дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Финансовое право, экзамен

    Понятие финансов и финансовой деятельности. Основные принципы финансовой деятельности государства.

Рыночная экономика при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.

Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

Экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

Фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы – это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства и или организации предприятия, а также система их формирования, распределения контролирования и использовании.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость .

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

    Методы финансовой деятельности. Правовые формы финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами.

Разнообразие методов финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Методы собирания денежных средств;

Методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов.

В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме