Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какая реорганизация ждет мчс. Мчс меняет чиновников на пожарных и спасателей Договорные отряды мчс в янао дальнейшая судьба

Силовые структуры РФ в последнее десятилетие переживают многие перемены, и ещё будет продолжаться реформа МЧС, что на сегодняшний день является главной из новостей. Представители власти уведомляют, что эта модель должна получиться наиболее успешной, а её воплощение даст некий шаблон для того, чтобы оптимизировать деятельность других силовых государственных структур. Известно, что реформа МЧС включила в себя подход риск-ориентации, то есть метод предупреждения при развитии разнообразных Также запланирован отказ от штрафов, а деятельность сотрудников данной организации будет стимулироваться поощрениями и предупреждениями.

Особенности реформы

Реформа МЧС получила основную предпосылку к реорганизации с преобразованием военизированных ведомств, состоялась ликвидация ФСКН с передачей её функций полиции. Это было проделано с целью оптимизации работы данной структуры, поскольку вокруг неё постоянно возникали различные недопонимания и даже скандалы, бросающие тень на правительство страны. По этому же сценарию прошёл и роспуск ФМС, несмотря на то что ее деятельность и не была подвержена особым сомнениям.

Всё это происходило в настолько плотном графике, что нет удивлений, что общество живо интересуется, как далее будет проходить реформа МЧС. Последние новости о больших волнуют особенно. Эта реорганизация вполне может затронуть и МВД со всеми подразделениями. Создана Нацгвардия, и перемены, судя по всему, ждут значительные. Главное управление время от времени извещает о произошедших изменениях. Специальные подразделения прошли всевозможные комбинирования с переменой командования, но это, конечно же, далеко не всё. Структура МЧС и в следующем году будет видоизменяться.

Экономия

Все понимают, что существующий экономический кризис действует на все отрасли, предприятия и организации, и силовые структуры здесь тоже не исключение. Именно кризисом и спровоцировано сокращение штатов в МЧС России. Вся реорганизация ведомства в 2018 году будет направлена именно на экономию.

Более того, уже несколько лет большая часть силовых ведомств проводит такую политику, экономя бюджетные средства. Удивительного в этом ничего нет. Бюджет финансово не слишком стабилен, и необходимо эту проблему решать, чем Главное управление МЧС России в данный момент и занято.

Сокращения

Финансовая политика сегодня является невероятно важной, даже самой неотложной деятельностью государства. Любое нарушение законом установленных правил влечёт штрафы должностным лицам, привлечение к ответственности. Это же касается и дисциплинарных проступков.

Именно поэтому структура МЧС сегодня значительно сокращает число сотрудников в основном составе. Многие представители администрации в управлении ведомства свою работу уже потеряли. И реформа МЧС России в 2018 году будет продолжаться в этом же направлении: планируется уволить до десяти процентов состава в надзорных подразделениях, до пятнадцати процентов гражданских служащих МЧС.

Законопроект

Официальных заявлений органы МЧС России по поводу реформы пока не давали, но правительственные действия подсказывают, какого плана будут происходить изменения в этой силовой структуре. Более всего обсуждается законопроект, регулирующий увольнения сотрудников, поскольку согласно законопроекту количество работающих в этой организации превышать число 288 тысяч не должно.

Такие ограничения говорят о том, что в аппарате управленческие служащие будут составлять 820 человек, а гражданские сотрудники - только тридцать тысяч. Многим работающим в центрах МЧС России будет предоставлена возможность перейти на другую должность. То есть они полностью работы не лишатся, а просто из военной части будут переведены в гражданскую. Правда, они потеряют некоторые льготы. Именно поэтому и не слишком воодушевлённо принимают последние новости о преобразованиях многие работники МЧС. Не вселяют они оптимизма.

В регионах

Отдельно обсуждается сокращение центров МЧС в регионах России в 2018 году. Сейчас их одиннадцать, а останется только семь, потому что планируется объединение (слияние) нескольких центров друг с другом, что и лежит в основе всей реорганизации. Этот шаг направлен на улучшение качества работы ведомства в целом. И началось всё не сегодня, а несколько лет назад. И отзывы работающих рядовых сотрудников МЧС об этом начинании совсем не радужные. На самом деле нововведения, появившиеся не так давно, имели предпосылкой опять же нехватку средств даже для выплаты зарплаты ведомственным работникам.

Самое обидное было то, что задержка произошла именно перед новогодним праздником, и это чрезвычайно расстроило сотрудников. Но главное расстройство было у них впереди. Пресса массированно начала вбрасывать информацию о премиях, которые выписали себе представители власти ведомства, и размер их был впечатляющ - до трёх миллиардов рублей в общей сложности. Можно было по нескольку раз выдать заработную плату всем рядовым сотрудникам ведомства. Сегодня ситуация прояснилась и виновные наказаны, однако региональные центры пришлось объединять на волне недовольства служащих.

Автономность

При обсуждении появляющейся информации о реформировании МЧС акцент делается и на том, что многие отделы будут работать в автономном режиме. Что это значит? Заключается автономность в том, что каждое ведомство будет само себя обеспечивать в плане финансирования, то есть добывать заработок рыночными отношениями, предоставляя населению обширный пакет платных услуг. То есть эти центры списаны с довольствия полностью. Не будут построены новые помещения, намечен лишь ремонт имеющихся, причём силами и за счёт опять же заработанного платными услугами.

Это то, что касается пессимистических новостей. Положительные новости тоже присутствуют, но их, естественно, гораздо меньше. Вернее сказать, пока такая новость только одна, и та, прямо скажем, несколько однобока. Планируется увеличивать финансовую поддержку сотрудников при обзаведении новой недвижимостью, руководящим составом обещаны средства на помощь в оплате ипотечных кредитов. Но такая поддержка не будет оказываться всем подряд, только наиболее нуждающимся. Как будут проводиться поиски критерия особо сильной нужды, по каким принципам - не уточняется.

Первые выводы

Всё вышеописанное позволяет сделать весьма неутешительные выводы о реформе МЧС России. Повод для волнения есть и у каждого человека, не относящегося к данным структурам, поскольку именно МЧС помогает населению в случае стихийных и прочих бедствий. Теперь у этой помощи гораздо меньше средств, гораздо больше расстояний (как долго будут лететь вертолёты из самого центра Сибири, случись что на Урале?), и почти совсем нет никаких стимулов для честного выполнения спасательных работ.

Направленность реформ, конечно, ясна: планируется уменьшение расходных статей бюджета данного ведомства. Эксперты говорят, что ничего плохого ожидать не стоит, но отзывы рядовых сотрудников МЧС в интернете говорят об обратном. Все необратимые изменения уже начались. Практически всем написавшим эти отзывы больно от того, что образцово-показательное ведомство разрушается прямо на глазах. Конечно, на все процессы, протекающие в стране, влияют социально-экономические условия, но лучше бы эти преобразования не были столь масштабны.

Система управления

Однако из Главного управления МЧС России информация приходит другого плана. Говорят о том, что сокращение количества сотрудников одновременно усиливает возможности реагирующих подразделений. Продолжается переход на трёхуровневую систему управления: от министерства на федеральном уровне через субъекты в регионах до местного пожарно-спасательного гарнизона.

Региональные центры МЧС России исключены из управленческого звена. Продолжается укрупнение. Центральный район теперь с приволжскими регионами, а Сибирь, Дальний Восток и Урал объединены в одну территорию. К Южному центру МЧС присоединился Северный Кавказ. Высвободилось большое количество сотрудников ФПС, военнослужащих, гражданских служащих и персонала, многие из которых направляются на усиление отдельных подразделений. При этом МЧС обещает выполнить все социальные обязательства перед личным составом.

О чём беспокоится население

Безопасности в жизнедеятельности населения ничто не угрожает, как говорят в Главном управлении, поскольку реагирующие подразделения остаются на своих местах и в Приволжье, и на Урале, и на Дальнем Востоке, и на Северном Кавказе. Однако всё, что летает, с Урала, например, переведено глубоко в Сибирь.

Отсюда вопрос: каким образом пожарная часть МЧС будет нести службу по предназначению в случаях, например, лесного пожара в Уральских горах, поисков на местности, которые нужны почти постоянно, и тому подобного? Да и до Уссурийска из Красноярска тоже так быстро не долететь.

Подробности

В Красноярске завершается создание авиационно-спасательного центра, комплексного - на базе регионального. Его положение будет, можно сказать, завидным. В планах дооснащение центра вертолётными эскадрильями Ми-8 и Ми-26, самолётами для тушения пожаров Бе-200ЧС и Ил-76. В задачах укрупнённого центра и реализация программы "Глобальный радиус" под эгидой ООН, которая относится к прикрытию всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Сибирский поисково-спасательный отряд, аттестованный по международному методу INSARAG, станет примером для создания таких же точно подразделений и в других округах.

Также в планах сокращение численности центров управления по кризисным ситуациям в том же Красноярске, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Севастополе, Пятигорске и в остальных регионах. Часть их функций будет передана межрегиональным центрам. Реорганизовались и шестьдесят пять региональных подразделений противопожарной службы. Сотрудники пишут петиции правительству и собирают подписи в интернете по поводу создавшегося в этих службах бедственного положения.

Система пожарно-спасательной службы

Дело в том, что это опять всё то же "новое", которое является даже не вполне забытым старым. В пожарных частях сотрудники считают, что окончательно разваливает и без того бьющуюся в лихорадке систему эта новая реформа МЧС России. Снятие погон с пожарных (перевод пожарных служб из МВД в МЧС) уже стало шагом к провалу. Подобная "развоенизация" пожарной службы в стране уже была. Ветераны-пожарные даже помнят, как это было, когда в конце пятидесятых годов с них сняли погоны.

После этого СССР просто захлестнула волна ужасающих пожаров. Государство быстро опомнилось и возвратило пожарным и льготы, и погоны. Но переломилась ситуация только более чем через десять лет, к началу семидесятых. Сейчас правительство наступило на те же грабли. Пожарная часть МЧС не может иметь гражданских, работающих по контракту, там должна быть дисциплина более чем военная, как всегда и было. Так считают специалисты, которые выезжают и вылетают по первому зову и постоянно рискуют своей жизнью.

Оперативность под вопросом

Не понизит ли в результате реформы эффективность аварийно-спасательная служба, не станет ли она ниже уровня сегодняшнего дня? Даже если "боевая" часть под сокращение не попадёт, реорганизация руководства вполне в состоянии снизить организованность этой службы, что приведёт к более долгому времени реагирования на вызовы и понижению всей оперативности в целом. А это человеческие жизни! (Вспомним Крымск.) Ведомство обязательно должно оставаться единым, как считают эксперты.

Также абсолютно необходимо увеличение заработной платы рядовым сотрудникам МЧС. Молодые специалисты уже довольно продолжительное время либо не приходят на эту работу, либо быстро покидают её. Опытные же сотрудники уходят куда угодно, во вневедомственную охрану например. И причина ясна. не только требует многих знаний и умений, она не только очень сложна. Она по-настоящему опасна. И это несправедливо, когда человек, каждый день спасающий чужие жизни, в своей жизни едва концы с концами сводит. А государственное обеспечение работников МЧС весьма слабое.

Структура

В Центральном аппарате МЧС: министр и четыре его заместителя (включая статс-секретаря), главные военный эксперт и инспектор по пожарному надзору. Среди одиннадцати департаментов МЧС следующие:

  1. Капитального строительства и инвестиций.
  2. Финансово-экономический.
  3. Международной деятельности.
  4. Кадровой политики.
  5. Организационно-мобилизационный.
  6. Надзорной деятельности.
  7. Административный.
  8. Тыла и вооружения.
  9. Гражданской защиты.
  10. Территориальной политики.
  11. Пожарно-спасательных сил, пожарной охраны, гражданской обороны.

Кроме того, функционируют одиннадцать управлений:

  1. Военизированных горноспасательных частей.
  2. Правовое.
  3. Информации.
  4. Защиты информации, обеспечения безопасности.
  5. Контрольно-ревизионное.
  6. Медицинского и психологического обеспечения.
  7. Федеральной поддержки регионов.
  8. Авиационно-спасательных технологий и авиации.
  9. Преодоления последствий радиационных катастроф и аварий.
  10. Инспекции маломерных судов.
  11. Научно-техническое.

В центральном аппарате МЧС - девять департаментов, девять управлений и один отдел (информационный).

В последнее время практически все силовые ведомства страны претерпели ряд изменений в своей структуре. Сей процесс до сих пор продолжается, тем более, если верить официальным слухам в будущем все структуры, которые принято относить к силовым и военизированным, ждет еще более глобальная перетряска всего и вся. В данной статье попытаемся вместе рассмотреть вопрос о том, каким будет повышение зарплаты работникам МЧС в 2018 году и что ожидает их помимо этого.

Как формируется зарплата у мчсников

На работу в это подразделение приходит не за большой зарплатой или сделать хорошую карьеру. Нет, есть и такие, тем более что во многих регионах оплата труда сотрудникам МЧС намного больше, чем получают большинство простых жителей.
Но все же приоритетом их работы является спасение человеческих жизней, и зачастую спасая, чужие сотрудники рискуют своей. С учетом всей этой информации, каждый настоящий или будущий работник этой структуры желает достойное обеспечение этим рискам. И чтобы понять, каким будет повышение денежного довольствия МЧС в 2018 году необходимо знать сам процесс формирования оплаты за труд в данной структуре. Она формируется из таких показателей:
  • оклад с фиксированным значением;
  • оклад согласно штатного звания;
  • ​ различные дополнительные надбавки.


По окладам никаких вопросов не должно возникнуть – это величины постоянные и от внешних факторов никак не зависящие. Показатели едины для всей страны, разве что в зависимости от региона трудоустройства сотрудника могут быть некие различия. Различие оклада по званию также понятна, чем больше оно (звание) тем больше оклад. Осталось только дождаться, когда повысят оклады в МЧС в 2018 году.
А вот третий показатель – надбавки – стоит рассмотреть более подробно. Ведь именно от того, как они распределяются, и получается та сумма, которую мчсник получает в итоге за месяц работы. Эта же система распределения влияет и на разницу в доходах у разных сотрудников структуры.
К основным условиям распределения надбавок относят:
  • труд в особых условиях;
  • работа с информацией, которая проходит по категории «государственная тайна»;
  • успех в работе;
  • премиальные и различного рода поощрения;
  • так называемые премии лояльности – это выплаты за выслугу и стаж;
  • региональные выплаты;
  • вредные и опасные условия труда.

Из всего перечисленного списка последний пункт стоит отметить особо, ибо в таких случаях стандартная надбавка по своей величине ровняется месячному окладу. В итоге получается, что работник получает удвоенную зарплату.
Также на распределение зарплаты влияет и то, что в самой структуре имеется разграничение на непосредственно самих сотрудников и вольнонаемных работников. Первые являются профессионалами, у которых есть официальные ранги и звания, весь руководящий состав организации избирается только из их числа.

Вторая категория – это наемные работники, им в отличие от первых не положены слишком уж большие привилегии. Да и разница между оплатой за работу между этими категориями уж очень существенная. На данный момент практически в два раза. К тому же повышение зарплаты вольнонаемным работникам МЧС в 2018 году не предусмотрено.

Ожидать ли сотрудникам реформирование системы?

О том, что все силовые ведомства ожидают реформы, стало понятно, после того как власти упразднили ФСКН с передачей ее функций полиции. Затем наступила очередь ФМС. И стало ясно, что реформированию подвергнутся все аналогичные структуры, включая даже ФСБ.
Пока о том, что структуру спасателей что-то ждет, официальной информации нет. Но вот СМИ регулярно публикуют некие слухи, в которых со ссылкой на источники, которые не называются, говорится о том, что будет реформа МЧС в 2018 году. Согласно им функционал организации разделят между двумя другими ведомствами – МВД и вооруженными силами. К первым уйдет тушение пожаров, ко вторым – организация спасательных работ и борьба с чрезвычайными ситуациями.
Несмотря на то, что официальных подтверждений этим высказываниям нет, имеются несколько реальных поступков правительства, которые как раз попадают под данные слухи.


И первым шагом в подтверждение будущих кардинальных реформ стал указ нынешнего руководителя страны о том, что будут сокращения в МЧС в 2018 году в России. И после него штатное расписание организации будет выглядеть примерно следующим образом:

В эту же струю попадает и создание в структуре отдельного полка материального обеспечения. Он будет заниматься только борьбой со стихийными бедствиями и их последствиями. И самое интересное он находится в подчинении министерства обороны. Один только этот факт подтверждает слухи о том, что в будущем часть спасательной службы будет переподчинена военным.
Правда эксперты говорят, что вряд ли в 2018 году будет реформирование структуры, ведь нас ожидает чемпионат мира по футболу и там сотрудники организации будут задействованы в полной мере. Какая уж тут реформа. Тем более что официально было заявлено, что на время чемпионата оперативные пожарные бригады будут доукомплектовываться за счет сотрудников из состава управления. Также для усиления караулов будут оставлены на это время и те сотрудники, которые собрались на пенсию. Им просто продлят срок службы на какое-то время. Причем возможно и в принудительно-добровольном режиме. Так что вероятно, что и зарплата МЧС для вольнонаемных в 2018 году повысится.
К тому же тем бойцам, которые будут работать на чемпионате, руководство обещало предоставить новую форму. Факт малозначимый, но громко говорящий – ведь если в 2018 запланировано ликвидация организации, то зачем выдавать новое обмундирование. Нелогичный поступок, хотя с другой стороны можно припомнить немало нелогичных поступков со стороны нашего руководства.

А что говорит само руководство МЧС?

По словам самого руководства организации, принято решение сократить многие руководящие должности. Сокращение же отрядов в планах руководства пока не предусмотрено, единственное, что могут уменьшить количество штатных психологов. Таким образом, предполагается довести оплату труда спасателей до 40-50 тысяч рублей. Ради этого ведомственное начальство согласно пойти на такой «жертвенный» шаг как уменьшение своих премиальных.
Что касается зарплаты у рядовых пожарной службы, то, как писалось выше, это не предусмотрено. Но им предлагается получить смежную профессию, тогда их оклад повысится до 25 процентов от имеющегося. Получается, что чем «универсальнее» будет рядовой работник, тем больше он сможет получать. Сотрудники боевых подразделений будут получать за свой опасный труд на 6-15 % больше, это в зависимости от того, какую должность занимает, и сколько проработал здесь.
Индексация зарплаты 2018 МЧС будет проведена по распоряжению президента где-то на уровне 5-5.5 %. Более точная информация будет к концу нынешнего года, ибо для этого необходимо будет знать уровень инфляции за 2017 год.

Сколько получают спасатели в других странах?

А как правительства других стран оценивают труд своих борцов со стихийными бедствиями и другими катастрофами. Ведь по сути что наши, что забугорные спасатели занимаются одним и тем же делом – спасают жизни других, зачастую рискуя своей.
Конечно, в списке присутствуют не все страны, но даже из представленных можно понять, где и сколько платится.
На первом месте рейтинга стоит Финляндия. Там труд спасателя оценивается примерно в две с половиной тысячи евро. Сотрудники немецкого МЧС получают чуть меньше – две тысячи, в тех же евро.

У американцев несколько ниже – 1620, правда их зарплата оценивается в долларах. Кто хочет, может перевести в евро и сравнить с показателями европейских стран.
А что в бывших республиках СССР. Более всех платят спасателям в Казахстане. Если считать в евро, то примерно выходит 750. чуть меньше в прибалтийских странах – к примеру, эстонские спасатели получают порядка 650 евро. Меньше всех среди бывших республик платят своим сотрудникам аналогичной службы Украина – всего 150 долларов.
А как выглядят российские сотрудники на фоне остальных? Последние данные таковы – 570-600 евро или 670-700 долларов. Конечно, если сравнивать с европейцами, то мы окажемся в конце списка, ну а если сравнивать со странами СНГ, то вполне на уровне. К тому же, как обещает руководство ведомства, то ожидается увеличение зарплаты работникам МЧС в 2018 году.
Плюс аналитики указывают на тот факт, что многие товары народного потребления в нашей стране намного дешевле аналогичных в Европе и это не вранье.


В внутри самого государства также есть разделение по регионам, причем отличия в оплате труда иногда выходят довольно таки существенными. Судите сами, спасатели Магаданского края получают наиболее высокую зарплату в стране – в месяц у них выходит порядка 70 тысяч рублей. В два раза меньше получают их соседи из Красноярского края и сотрудники столичного региона и самой столицы – 26-30 тысяч. Нижний Новгород своим представителям сей опасной профессии платит порядка 18 тысяч. И меньше всех оценивает труд своих спасателей Кировская область – там они поучают чуть более 10 тысяч.
Конечно, все области стараются, как-то повысить оплату за такой опасный труд. Поэтому на вопрос будет ли премия на день МЧС в 2018 году сотрудникам можно ответить утвердительно.
На вот ожидать ли повышение зарплаты работникам МЧС 2018, свежие новости отвечают так. Руководить организации пучков обещает, что в 2018 постарается поднять среднюю по структуре до 50 тысяч по стране. Будем ждать.

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.

Всякая легитимная реорганизация, влекущая за собой массовые увольнения сотрудников, очень негативно воспринимается в обществе. Тем более, если дело относится к госструктурам, играющим далеко не последнюю роль в безопасном существовании российского народа, а также в ликвидации исходов чрезвычайных ситуаций. Реформы подобного плана, в том числе и возможная реорганизация МЧС России в 2018 году, нужно очень хорошо готовить и воплощать в жизнь, максимально не влияя на соотечественников.

Позиция экономичного ведения деятельности

Рассматриваемое силовое ведомство сильно урезает траты, что видно по снижению финансирования связи втрое на протяжении последних нескольких лет. А часть МЧСников, что не придерживаются новых принципов экономичной работы, несёт ответственность и получает штрафы от начальства.

Так, уже стартовали процессы, ставящие перед собой задачу увольнений госслужащих данной категории. На сегодняшний день некоторые представители административного звена лишились занятости, но в планах ещё уволить практически десятую часть членов надзорного отдела и 15% несущих гражданскую службу в МЧС.

Также среди главенствующих распоряжений находится предоставление финансирования ВУЗам текущей госструктуры и Кризисному центру. Кроме того, сообщается о намерении сохранить и повысить приоритет подразделений, ответственных за тушение огня. Вследствие уменьшения числа сотрудников управленческого звена высвободится некоторая сумма финансов, что пойдёт на поощрение труда оперативных работников. Таким образом, в 2018 году те госслужащие, которые собственно связаны с преодолением огненной стихии, получат улучшенное финансирование.

Сохранение работоспособности силового ведомства

Начальник МЧС уверен в том, что массовые сокращения бюджетников в рассматриваемой области не приведут к ухудшению деятельности Министерства. Ведь увольняют представителей вспомогательных ведомств, в то время как определённая доля госслужащих станет выполнять гражданскую работу в отличие от прежнего служения на военных должностях.

Такие меры позволяют провести а заодно и поднять жалования сотрудникам, у которых сохранились рабочие места. Глава силового ведомства убеждён в том, что неопытным укротителям пламени стоит сначала уделять внимание качеству выполнения своих обязанностей в противовес финансовой составляющей дела.

Совершение реформирования МЧС России в 2018 году не отразится на отделениях, что непосредственно стоят на страже пожарной безопасности. Более того, простым работникам планируют обеспечить дополнительную помощь, финансовое вознаграждение, а также оснастить техникой. Руководитель госструктуры заявляет о необходимости поддержки МЧС перспективным молодым поколением, которое немедля решает появляющиеся проблемы.

В принципе, реформа МЧС России в 2018 году (последние новости о сокращении довольно благонадёжные) станет причиной проведения надбавок к жалованиям данных бюджетников в наступающем году. Так, доля окладной части зарплаты увеличится, то же самое касается и других прибавок. Рост ставок прогнозируется на величину, превышающую 5%. Кроме того, участникам полётных работ так само причитается пополнение в семейном бюджете.

Согласно ряду официальных данных, в будущем может образоваться Министерство Государственной безопасности, а задачи МЧСников впредь будут выполняться МВД и Минобороны РФ. Однако российские правящие силы ещё не распространяются по этому поводу. В то же время, если верить существующим последним новостям, о расформировании МЧС России в 2018 году речи не идёт, как это представляется во всякого рода сплетнях. Чтобы подобные новшества вступили в силу, нужно хотя бы законодательно аргументировать реализацию таких планов.

Уменьшение совокупности центров

Одиннадцать региональных подразделений, из которых и состоит рассматриваемое Министерство, планируется объединить между собой. Так, в итоге количество ведомств снизится до семи, а что касается слияния конкретных единиц, то власти хотят объединить:

  • Центр с Приволжским отделением;
  • Сибирское ведомство с Уральским;
  • ГУ Крымского полуострова и Севастополя с Южным центром.

Именно так выглядит программа сокращения региональных центров МЧС России в 2018 году. И стоит отметить, что воплощение в жизнь таких мероприятий ставит своей задачей улучшить функционирование рабочего состава и отчасти привести в порядок административный штат Министерства.

Первый раз реализация подобных изменений поступила на повестку дня ещё в начале минувшего года, однако на то время срок выплаты жалований госслужащим в определённых частях России слишком превысили. Последнее обстоятельство усугубилось тем, что начисления должны были поступить к МЧСникам на новогодние праздничные дни, что конечно отнюдь не добавило им оптимизма.

Различные варианты распоряжения казёнными средствами

Вместе с тем, представители управленческого штата позаботились о личном присвоении премиальных выплат, не учтя интересы сотрудников пожарных подразделений. Более того, суммы выписанных денежных вознаграждений начальству доходили практически до 3 миллиардов «деревянных», что вызвало самый настоящий ажиотаж. В итоге такого беспредела его виновники понесли ответственность, тогда как во избежание дальнейшего возникновения неурядиц было принято решение о слиянии ряда региональных центров.

Весьма популярны разговоры наших соотечественников по поводу реформы МЧС России в 2017-2018 году – последние новости о сокращении бюджетников, трудящихся в региональных отделениях госструктуры, в частности, являются темой всенародного обсуждения. Определённые организации, которые прежде получали финансовую помощь благодаря местной казне, отныне преобразуют в автономные учреждения. Власти рассчитывают на независимое функционирование подобных ведомств. Ведь такие самостоятельные новообразования будут принимать участие на рынке, вследствие чего получать прибыль от выполненного труда.

В перспективах МЧС отсутствует возведение действующих в работе госструктуры построек, только ремонт теперешних пожарных подразделений. Но деньги на проведение ремонтных работ учреждение будет брать от выручки за оказание услуг платного характера.

Практически всемеро возрастёт финансовая помощь на покупку членами МЧС своей жилплощади – начальник ведомства дал обещание содействовать бюджетникам, предоставляя деньги на ликвидацию ипотеки. Стоит отметить, что целесообразность выдачи ссуды госслужащим рассматривается в каждом конкретном случае.

Отныне по-другому будут совершать закупки, что является следствием всё той же экономичности функционирования Министерства. Не так давно глава госструктуры с успехом попросил поставщиков пересмотреть условия контрактов, чтобы те уменьшили стоимость продукции на 10%.

Реформирований опасаются все

Что касается рассматриваемой реорганизации МЧС России в 2018 году: последние новости по данной проблематике являются источником нервного напряжения для спасателей, поскольку действие планируемых преобразований может отразиться на всех сотрудниках. В случае, когда у бюджетника получится сохранить место трудоустройства, его могут перераспределить на выполнение гражданских обязанностей. Если последний вариант будет реализован, у МЧСника ликвидируются военные поблажки.

Впрочем, очевидно, что целью проведения реорганизаций является сокращение финансирования госструктур, куда относится и рассматриваемое ведомство. Только нужно позаботиться, чтобы деятельность МЧС не ухудшилась из-за вводимых реформ. Можно сказать, что оптимизация работы текущего аппарата не несёт в себе никаких фатальных последствий и предназначена для

Новое руководство МЧС России запустило масштабный внутриведомственный аудит. О его результатах, говорят источники “Ъ”, будет доложено в Кремль и Белый дом. По их словам, на реформу внутри министерства «получен карт-бланш на самом верху». В ведомстве уже отменен целый ряд приказов и распоряжений бывшего руководителя Владимира Пучкова. Параллельно во все территориальные органы МЧС ушла разнарядка - до 31 мая подготовить и представить список проблемных вопросов «повседневной деятельности», включая кадры и материально-техническое обеспечение.


О создании рабочей группы по проведению комплексной проверки положения дел в системе МЧС было объявлено на селекторном совещании, которое прошло 25 мая. По его итогам и. о. первого заместителя главы ведомства Александр Чуприян подписал протокол с соответствующими поручениями (документ есть в распоряжении “Ъ”). В нем руководителям всех структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений предписано представить в рабочую группу «все необходимые документы и материалы». Руководству главков также поручено в срок до 31 мая подготовить и представить в департамент оперативного управления и структурные подразделения центрального аппарата МЧС «проблемные вопросы организации повседневной деятельности, в том числе по комплектованию, материально-техническому обеспечению и другие вопросы, требующие решения». Обобщенный комплекс внутриведомственных проблем планируется обсудить с начальниками территориальных органов МЧС в рамках международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2018», который пройдет в Ногинске 6–8 июня.

Высокопоставленный собеседник “Ъ” в руководстве МЧС назвал анализ работы ведомства «естественным явлением».

«Когда меняется руководство, следует провести анализ деятельности, чтобы понять, какой бюджет, каков штат, что с оснащением. Это нужно, чтобы подготовить программу-минимум и программу-максимум работы министерства»,- сказал сотрудник министерства.

Рабочую группу, которая займется анализом, возглавил начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС генерал-лейтенант Виктор Яцуценко. Результаты ее работы будут доложены в Белый дом и администрацию президента, утверждает высокопоставленный источник “Ъ” в аппарате правительства: «Посмотрим, что там найдут, но указание копать максимально глубоко уже дано».

Селекторное совещание по поручению нового главы МЧС Евгения Зиничева проводил ветеран службы Александр Чуприян (тушил пожары с 1979 года). Один из правительственных собеседников “Ъ” считает это подтверждением грядущего разделения полномочий в ведомстве. По его словам, генерал Чуприян возьмет на себя все оперативное руководство деятельностью МЧС, а господин Зиничев, по крайней мере на первых порах, сосредоточится на решении кадровых и организационных вопросов.

Источник “Ъ”, близкий к администрации президента, утверждает, что назначение Евгения Зиничева, чья карьера была преимущественно связана со службой в органах госбезопасности, было инициировано Владимиром Путиным, сотрудником службы безопасности которого являлся господин Зиничев. Знакомые характеризуют его как весьма закрытого человека, который старательно избегает публичности (по данным “Ъ”, именно из-за этого Евгений Зиничев попросил освободить его от исполнения обязанностей губернатора Калининградской области), но называют «беспрекословно исполнительным и крайне надежным».

«Он не связан исторически с МЧС, поэтому ему будет проще увидеть проблемы, которые есть в министерстве. Кроме того, он равноудален от остальных силовиков - от того же министра обороны Сергея Шойгу, до сих пор внимательно следящего за судьбой родного ведомства»,- говорит источник “Ъ” в руководстве одного из силовых ведомств. Он отмечает, что неверно говорить о неподготовленности Евгения Зиничева к самостоятельной работе в МЧС: на посту замдиректора ФСБ он был хорошо информирован о проблемах ведомства, поэтому «масштаб сложностей он представляет весьма хорошо», а карт-бланш на проведение любых необходимых преобразований кадрового или организационного характера был ему выдан на этапе согласования. По данным “Ъ”, приступить к работе он сможет в звании генерал-полковника: повышение потребуется ему для соблюдения субординации, поскольку по званию тот же Александр Чуприян сейчас находится выше.

Между тем в МЧС уже начались реформы. Пока они состоят в отмене ряда решений экс-министра Владимира Пучкова. Так, заместителю министра Павлу Барышеву поручено организовать работу «по внесению изменений в правила ношения форменной одежды сотрудниками МЧС России, в части ношения головных уборов». Речь идет о возвращении к форменным фуражкам вместо оранжевых беретов, введенных при господине Пучкове. «Береты были для нас как красная тряпка для быка. Их восприняли как полную сдачу позиций: победу наводнивших руководство МЧС военных над пожарной охраной,- сказал “Ъ” пожарный, просивший не упоминать его имени.- Офицеры не носили береты, получая за это взыскания от начальства. Их отмена имеет символическое значение: это сигнал о том, что политика полностью меняется. Поэтому Чуприян и начал с беретов».

Еще одно распоряжение Александра Чуприяна, зафиксированное в протоколе селекторного совещания, касается комплектования штата пожарной охраны. При прежнем министре присвоение новых званий и пополнение штата было замкнуто на Центральную аттестационную комиссию (ЦАК), которую возглавлял лично глава ведомства. Теперь с этой практикой решено покончить. «Приказ о том, что ЦАК больше не должна решать вопросы назначения бойцов, уже разослан. Она должна аттестовать начальников главков, их замов, центрального аппарата. Остальные вопросы, касающиеся штата, теперь будут решаться на местах»,- рассказал собеседник “Ъ”.

Экс-глава кафедры пожарной тактики в Академии государственной противопожарной службы МЧС Александр Подгрушный сказал “Ъ”, что последние пять лет в системе МЧС почти не присваивали новые звания. Были запрещены перемещения по должностям и из региона в регион. «У нас по стране прапорщики в половине пожарных караулов, а начальник караула - это офицерская должность, на которой до капитана можно дослужиться. Пучков все на себя замыкал. Теперь же звания до подполковника будут присваивать на местах. Кроме того, министерство уже кинуло клич, что те, кто был уволен в последние годы, могут вернуться на службу»,- отметил господин Подгрушный.

Как ранее писал “Ъ” , последние несколько лет в МЧС проводилась оптимизация. На деле это означало сокращение сотрудников: с 2015 года было уволено 59,8 тыс. человек. На вакантные должности никого не принимали, а тех, кому исполнилось 45 лет, увольняли. Господин Чуприян распорядился в кратчайший срок представить предложения по комплектованию подразделений системы МЧС «с учетом текущего некомплекта». На совещании он отметил, что ознакомился с ситуацией по резерву сотрудников и некомплектом, подчеркнув, что «шокирован числом вакансий и некомплектом по штату».

Еще одно важное нововведение касается экономии топлива. Новое руководство МЧС распорядилось провести аудит расходования ГСМ начиная с 2013 года. При этом Александр Чуприян отметил, что с практикой экономии, начавшейся в 2015 году, будет покончено.

Ранее пожарные говорили “Ъ”, что из-за экономии в частях перестали заниматься выездными практическими занятиями на объектах. Отсутствие практики затрудняло работу подразделений в чрезвычайных ситуациях. Как выяснилось после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», большинство пожарных, задействованных в тушении ТЦ, видели этот объект только на бумаге. По словам источника “Ъ”, знающего о содержании селекторного совещания, Александр Чуприян подчеркнул, что экономия ГСМ нарушает тренировочный и учебный процессы и ведет к профессиональной деградации, и призвал положить этому конец. «По сути, Чуприян объявил о том, что с оптимизацией покончено»,- прокомментировал “Ъ” итоги совещания начальник караула одной из московских пожарных частей.

Александр Подгрушный назвал решения господина Чуприяна «очень правильными и своевременными», но признает, что «лет пять еще будем выбираться из нынешней ситуации».

Владимир Соловьев, Иван Сафронов



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме