Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правила пересечения перекрестков. Регулированный перекресток: знак, правила, повороты

Проезд перекрестков – одна из особо важных тем для водителей. Как известно, различают перекрестки регулируемые (со светофором, полицейским-регулировщиком или с тем и другим одновременно) и нерегулируемые. Нерегулируемый перекресток в свою очередь может быть как равнозначным, так и неравнозначным, а также с круговым движением.

Общие правила

Полная информация о том, как следует себя вести участникам дорожного движения при прохождении перекрестков, содержится в Разделе 13 Правил.

Общие правила ПДД для всех разновидностей перекрестков:

  1. Автомобилист обязан пропустить пешеходов или велосипедистов, переходящих проезжую часть в предполагаемом месте поворота. То есть, если вы собираетесь свернуть направо или налево, но впереди пешеходный переход, по которому движутся или собираются двигаться люди, вы обязаны их пропустить. Это стандартная ситуация, с которой можно столкнуться даже не проезжая нерегулируемый перекресток. Если перед Вами по «зебре» движется пешеход или человек с велосипедом – уступите. Если же пешеход пересекает ту сторону дороги, на которую вы собираетесь поворачивать, правила действуют одинаково: при повороте направо или налево вам необходимо уступить пешеходу. Это универсальное правило подходит для всех перекрестков.
  1. Запрещено выезжать на перекресток, если там образовалась пробка, чтобы ваш автомобиль не стал препятствием для водителей, движущихся в поперечном направлении. Данное правило регулирует движение транспортных средств во избежание заторов на дороге. Поэтому, если вам нужно ехать прямо через перекресток, но впереди пробка – остановитесь на достаточном расстоянии от перекрестка и дождитесь возможности продолжить движение. Этот маневр позволяет оставить свободное пространство для тех, кто движется в поперечном направлении. Даже если перекресток регулируется светофором и для вас загорелся зеленый – не спешите и подождите, пока проедут автомобили, стоящие перед вами.
  1. При нахождении на равнозначных дорогах участникам дорожного движения рекомендуется действовать по принципу «помехи справа». Сюда не относится только трамвай ­­– он имеет приоритетное право в любом случае.

Нерегулируемые пересечения неравнозначных дорог

Если транспортное средство располагается на второстепенной дороге, оно никогда не имеет приоритета при движении через перекресток с главной дорогой. Исключение – трамвай, в отличие от безрельсовых ТС он может повернуть в любом направлении раньше, чем другие автомобилисты.

Если главная дорога после перекрестка сменила направление, водители на главных и второстепенных дорогах должны полагаться на особенности движения по перекресткам равнозначных дорог. То есть, если оба водителя находятся на главной дороге или оба на второстепенной, право проехать первым есть у того водителя, чей автомобиль – так называемая «помеха справа».

Правила пересечения нерегулируемого перекрестка для безрельсового транспорта:

  • Первыми могут проехать автомобили, движущиеся по главной дороге. Если она меняет направление, водители действуют по принципу «правой руки».
  • После того, как пройдут автомобили на главной, могут двигаться водители на второстепенной дороге. Если второстепенные дороги сливаются, автомобилисты также действуют по правилу правой руки.
  • Преимущество проезда имеют автомобили со специальными звуковыми сигналами и маячками – они могут двигаться первыми вне зависимости от того, на какой дороге находятся.

Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

Транспортное средство, находящееся по правую руку от другого автомобиля, имеет приоритет движения по перекрестку. Если пересекаются рельсовые дороги, водители трамваев действуют по тому же принципу.

Если два автомобиля находятся на равнозначных дорогах на встречном направлении, первым должен двигаться тот, кто едет по прямой или сворачивает направо. После этого разрешено двигаться транспортному средству, которое идет на разворот или поворачивает налево. При встрече двух водителей трамваев правила дорожного движении аналогичны.

Если нет возможности определить тип покрытия на полосе движения, и на перекрестке не установлены знаки, водитель обязан предположить, что он находится на второстепенной дороге.

Нерегулируемые перекрестки с движением по кругу

В соответствии с правилами водители могут проехать на круг с любой полосы дороги, примыкающей к нему. Хотя в ПДД это не прописано, логичнее и удобнее заранее перестроиться в правую полосу, если вы собираетесь ехать прямо или поворачивать направо. Аналогично и с поворотом налево – лучше будет, если водитель займет левую полосу и с нее выедет на круговой перекресток. Если же вы двигаетесь в прямолинейном направлении, целесообразно выбирать центральные полосы.

Чаще всего круг на подобном перекрестке принимается за главную дорогу, а все подъезды к нему – за второстепенные. Однако не будет лишним убедиться в этом, сверившись с расположенными перед перекрестком знаками.

Что делать, если на перекрестке нет ни одного знака

Это довольно редкая ситуация, однако нужно быть готовым, что когда-нибудь вы попадете на дорогу, где нет не только светофора или полицейского-регулировщика, но и каких-либо знаков.

Согласно ПДД, главную дорогу без знаков можно определить по покрытию. Если это асфальт, цементобетон, камень и т. д., то такая дорога является главной по сравнению с «грунтовкой». Если вы двигаетесь по направлению выезда с прилегающих территорий, и знака на перекрестке также нет, то по определению вы выезжаете на главную дорогу. Не важно, есть ли на выезде твердое покрытие или нет.

Если же на обеих дорогах одинаковое покрытие, то они равнозначны (если только одна из них – не выезд с территории предприятия, частного дома и т. д.).

На видео о правилах проезда перекрестков

ПДД регулирует и ту ситуацию, когда водитель из-за погодных условий или просто по неопытности не может определить, какое покрытие на дороге. При этом ему нужно предположить, что он находится на второстепенной дороге – это снижает вероятность появления аварийной ситуации.

Водителю, проезжая регулируемое пересечение дорог, достаточно исполнять распоряжения светофора или сотрудника ГАИ. В принципе, это довольно просто. Двигаться по нерегулируемому перекрестку гораздо сложнее.

Что представляет собой такая развязка

Приближаясь к пересечению дорог, следует обратить внимание, чем упорядочивается очередность проезда транспорта. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки имеют одно главное отличие - наличие либо отсутствие светофора и регулировщика. Присутствие последних говорит о а отсутствие свидетельствует о том, что вы находитесь, наоборот, на нерегулируемом пересечении дорог.

Знаки

Дорожные знаки помогут человеку за рулем транспортного средства понять, какое пересечение проезжих частей перед ним и как правильно поступить. Так, на нерегулируемом перекрестке устанавливаются - «Уступить дорогу», «Главная дорога», «Автомагистраль», «Конец автомагистрали», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги» и прочие.

Проехать правильно и без дорожно-транспортных происшествий вы сможете, лишь умея читать знаки.

Проезд нерегулируемых перекрестков: правила

Прежде чем начать движение на нерегулируемом перекрестке, обязательно нужно изучить все установленные знаки. А затем, приняв их во внимание, начать перемещаться, учитывая правила. Нерегулируемый перекресток не вызовет у вас сложностей, если вы умеете читать знаки и помните ПДД.

Безрельсовые транспортные средства не имеют преимуществ перед трамваем, независимо от направления движения и статуса проезжей части, на которой находятся. Поэтому автомобили всегда пропускают их, и только после этого начинают движение согласно установленным дорожным знакам.

Перед пересечением дорог имеется знак "Главная дорога"

Как уже неоднократно упоминалось, движение на нерегулируемых перекрестках зависит от установленных знаков. Поэтому, для того чтобы правильно проехать нерегулируемое пересечение дорог, следует знать, кого нужно пропустить, а где вы имеете преимущество. Существует несколько вариантов проезда нерегулируемого перекрестка.

Все зависит от того, как расположены главная дорога и ваше местоположение относительно нее.

1. Если транспортное средство располагается на главной трассе и она продолжается прямо, то алгоритм движения вашего автомобиля следующий:

  • При желании проехать в прямом направлении - уступать дорогу не должны никому.
  • Планируете повернуть направо - также преимущество имеете вы. Соответственно, перекресток проезжаете первым.
  • Поворот налево - в первую очередь пропускаете встречные автомобили, которые, так же как и вы, находятся на главной дороге. А именно вы должны приблизиться к середине перекрестка, выждать, пока они проедут, и только после этого продолжить двигаться. В случае если встречные транспортные средства сворачивают налево, вы одновременно разъезжаетесь правыми сторонами автомобилей.
  • Если вы собираетесь развернуться, то последовательность действий такая же, как и при повороте налево.

2. Главная дорога поворачивает направо. Ваши действия:

  • При движении прямо вспоминаете про помеху справа. Если там есть автомобиль, то пропускаете его, а затем начинаете проезжать перекресток.
  • Поворот направо - это единственное направление, при котором вы имеете преимущество. Поэтому можно смело сворачивать, не уступая никому.
  • При повороте налево вы пропускаете автомобили, которые находятся справа и двигаются по направлению прямо или налево. Если ваша планирует свернуть направо, то вам разрешено двигаться одновременно, так как в данной ситуации вы не препятствуете её движению.
  • Разворот. В данной ситуации работают те же правила, что и при повороте налево.

3. Главная дорога поворачивает налево. Ваши действия:

  • При желании двигаться прямо у вас приоритет, поэтому вы проезжаете первым.
  • При повороте направо имеете преимущество, поэтому, не уступая никому, выполняете маневр.
  • Поворот налево происходит по тому же алгоритму, что и направо.
  • При развороте следует уступить транспортным средствам двигающимся слева, согласно ПДД. Нерегулируемый перекресток они, так же как и вы, проезжают по главной дороге, а преимущество перед ними образуется за счет того, что они являются для вас помехой справа.

Перед пересечением дорог установлен знак "Уступи дорогу"

Согласно ПДД, если на вашей дороге установлен знак "Уступи дорогу", вы в первую очередь пропускаете автомобили, двигающиеся по главной дороге, а затем тех, кто для вас является помехой справа.

Остановка у пересечения дорог:

  • Перед вами находится знак "Уступи дорогу". При желании повернуть направо вы пропускаете свою помеху справа (даже если она делает разворот), также пропускаете автомобиль слева в связи с тем, что он направляется по главной дороге. Однако если он поворачивает направо, вам разрешено начинать двигаться одновременно с ним. При проезде прямо преимущество перед вами имеют автомобили справа и слева, поэтому уступаете им проезжую часть. При повороте налево вы пропускаете всех. То же самое и при совершении разворота.
  • Главная дорога располагается справа от вас. При повороте направо имеет приоритет встречный автомобиль. Также безрельсовое транспортное средство справа в случае разворота. Еще вы пропускаете их, если планируете продолжить движение прямо и свернуть влево. Перед разворотом придется уступить всем автомобилям с трех направлений.
  • Главная дорога находится слева от вашего ТС. Перед поворотом направо вы обязаны уступить встречным и находящимся слева автомобилям, потому что они находятся на главной дороге, соответственно, имеют преимущество. Пропустив автомобили на главной проезжей части (слева, со встречного направления) и справа (помеха справа), вы имеете возможность пересечь нерегулируемый перекрёсток по направлению прямо. Также вы не имеете преимущества при повороте налево.
  • Разворот на таком перекрестке лучше не выполнять, но если другого варианта нет, то начинать маневр разрешено, только пропустив транспортные средства с трех направлений.

Проезд нерегулируемых равнозначных дорог

В ситуации, когда вам придется проехать пересечение равнозначных дорог, главное правило, которым вы обязаны руководствоваться, - это помеха справа.

Кого следует пропустить, зависит от того, куда вы направляетесь. Вы планируете:

  • Повернуть направо. В этой ситуации вы не должны никому уступать, так как преимущество за вами, соответственно, ваш автомобиль проезжает первым.
  • Ехать прямо. Если справа от вас находится транспортное средство, значит, вы пропускаете его, а затем проезжаете сами. Иногда получается так, что одновременно с четырех направлений автомобили планируют пересечь нерегулируемый перекресток равнозначных дорог прямо. ПДД не регламентируют данную ситуацию, поэтому водители должны между собой определить, кто из них начнет движение первым.
  • Повернуть налево. В данных обстоятельствах для вас помехой справа является встречный и находящийся по правую сторону автомобиль. Исходя из этого, вы начинаете движение только после них.
  • Совершить разворот. Для начала этого маневра вы обязаны пропустить ТС с трех направлений, и только после этого начинать движение.

Пешеход и нерегулируемый перекресток

Так как на перекрёстке отсутствует регулирование, то в ситуациях с пресечением перекрестка человеком необходимо быть очень внимательным. Ведь ему в случае ДТП максимум выпишут штраф, а для вас как водителя эта ситуация может обернуться лишением прав и даже тюремным сроком.

Пешеход на нерегулируемом перекрестке, двигаясь по зебре, имеет преимущество перед любым транспортным средством. Если же человек решил пересечь проезжую часть, на которой отсутствует пешеходный переход, вы не обязаны его пропускать. Но, как показывает практика, быстрее и проще уступить нерадивому пешеходу.

Обобщая правила, контролирующие проезд нерегулируемых перекрестков, можно выделить три основных пункта, которым нужно следовать:

  • Помеха справа на пересечении равнозначных дорог. Обязательно необходимо следить, есть ли транспортные средства справа от вас.
  • При установленном знаке "Уступи дорогу" первоначально водитель обращает внимание на того, кто едет по главной дороге, затем - на движущихся справа.
  • Если на дороге, по которой вы двигаетесь, находится знак "Главная дорога", то вы внимательно следите за теми, кто направляется также по главной дороге и справа от вас.

Унесло не одну человеческую жизнь в авариях. Чтобы этого не происходило, необходимо время от времени их повторять и следить за внесенными изменениями. Зачастую дорожно-транспортные происшествия случаются на перекрестках. Кто-то неправильно повернул, кто-то не вовремя перешел, кто-то не пропустил - и вот в результате ДТП. Авария не доставляет никому удовольствия, поэтому проезд перекрестков нужно знать, как верующий молитву.

Перво-наперво, подъезжая к пересечению дорог, водитель определяет, регулированный перекресток это или нет. А уже исходя из этого, определяются его последующие действия.

Регулированный перекресток

Правила имеют четкую формулировку регулируемых и нерегулируемых развилок. Так, регулированный перекресток - это пересечение дорог, на котором очередность движения устанавливается посредством светофора либо регулировщика. В свою очередь, - это развилка дорог, на которой отсутствует регулировщик и светофор, либо присутствует последний с желтым мигающим сигналом. На таком пересечнии дорог очерёдность проезда определяется знаками, разметкой и ПДД.

Сейчас рассмотрим подробнее ситуации, которые сулит проезд регулируемых перекрестков.

Знаки на регулируемых перекрестках

При наличии регулировщика или светофора информация с установленных на перекрестке знаков не учитывается. Они на полосах располагаются на некотором расстоянии от пересечения дорог.

Стоит отметить, что светофор, мигающий желтым сигналом, не является средством регулирования, поэтому данный перекресток при данных обстоятельствах считается нерегулируемым. Очередность движения определяется установленными знаками. При светофоре, работающем в надлежащем режиме, обращать внимание на знаки нет необходимости.

Движение автомобилей

Движение на регулируемом перекрестке определяется основными и дополнительными сигналами светофора или регулировщиком, а также информационными знаками. Каждый водитель четко помнит, что исправно работающие светофоры функционируют в одном режиме. То есть если на одной дороге горит основной разрешающий зеленый сигнал, то на другой - запрещающий красный.

Регулировщик на пересечении дорог определяет движение жестами. При определенном стечении обстятельств регулируемый перекресток имеет светофор, а также на нем находится сотрудник дорожной службы. Для этого случая правила рекомендуют двигаться в соответствии с жестами регулировщика, несмотря на сигналы.

Проезд перекрестка со светофором

Проезд регулируемых перекрестков, на которых имеется рабочий светофор, определяется сугубо его сигналами. Итак, подъехав к пересечению дорог, вы обнаружили, что он регулируемый. То есть очередность движения определяется с помощью светофора. Он должен работать в режиме красный - желтый - зеленый.

На регулируемом перекрестке нет определения главной или второстепенной дороги. Двигаться по главной дороге на зеленый свет светофора невозможно.

Первым делом, подъезжая к регулируемому перекрестку, необходимо занять правильную полосу. Для информирования о направленности того или иного ряда на значительном расстоянии от пересечения устанавливается знак. Регулируемый перекресток водитель имеет право проезжать строго по определенной полосе. Знаки о направлении рядов располагаются так, чтобы была возможность перестроиться в необходимую. В случае когда отсутствует знак, то водитель транспортного средства, согласно Правилам дорожного движения, должен занять крайнюю правую (левую) позицию, в зависимости от направленности движения. Итак, существует несколько вариантов развития событий:

  • Необходимость повернуть направо. Встать необходимо приблизительно в пятидесяти сантиметрах от бордюра. Таким образом, не смогут втиснуться правее вас одноколейные транспортные средства, то есть никто не сможет помешать повернуть.
  • Необходимость повернуть налево. Свой автомобиль следует остановить справа от полосы, которая разделяет ваше направление и встречное. В случае если разделительная полоса не видна, к примеру, замело снегом, то остановиться необходимо правее условно разделенной на две части дороги. В случае наличия трамвайных путей разрешается занять их, если они попутного направления и, самое главное, если вы не препятствуете движению трамвая. При развороте дозволено занимать трамвайные пути.
  • Необходимость двигаться прямо. При отсутствии знака, сообщающего о направлении движения на данной полосе, автомобиль следует ставить не посередине, а справа или слева. Установив своё транспортное средство в центре, вы создадите своеобразную "елочку", то есть водителю позади вас нужно, к примеру, направо, а следующему налево и так далее, что создаст заторы на дороге.

Движение прямо

Проезд регулируемого перекрестка прямо достаточно прост. Перед водителем загорается зеленый сигнал светофора, и он начинает движение, не уступая дорогу никому, согласно Правилам дорожного движения. Однако, как известно, любое правило имеет свои исключения.

Перед началом движения прямо следует уступить:

  • Транспортным средствам, которые начали свой маневр и не успели закончить до запрещающего для них сигнала.
  • Транспортным средствам с проблесковыми маячками и звуковыми сигналами.
  • Трамваю. Из-за расположения на проезжей части в некоторых случаях понадобится подождать, пока он совершит поворот направо. Соответственно, это касается и рельсовых транспортных средств встречного направления, поворачивающих налево.

Поворот направо

При правостороннем движении поворот направо занимает первое место среди остальных по безопасности, так как он не имеет пересечений с другими транспортными направлениями (в некоторых случаях возможно лишь слияние). Однако направо повороты на регулируемых перекрестках имеют свои нюансы.

  • Пешеходы. Одновременно с разрешающим водителю может загореться такой же сигнал и для пешехода. Здесь ПДД гласят, что автомобиль обязан уступить человеку. В данных обстоятельствах водитель механического транспортного средства не имеет права начинать, продолжать или возобновлять ход при условии, что это помешает пешеходу двигаться в нужном ему направлении или поменять скорость. Если автомобиль не создает помех своим движением пешеходу и он перемещается с прежней скоростью по нужной ему траектории, то ход транспорта разрешен. Если разъехаться не получается, без ущерба для пешехода, то водитель обязан пропустить человека. При необходимости остановиться управляющий транспортным средством не должен переживать, ведь согласно ПДД, он в любом случае завершит поворот, даже если загорится запрещающий сигнал, так как свой маневр он начал при разрешающем.
  • Механические транспортные средства со встречного направления, выполняющие поворот налево. Согласно Правилам дорожного движения, водитель, совершающий правый поворот, имеет преимущество, поэтому начинает маневр первым.
  • Радиус поворота. При совершении маневра необходимо внимательно следить за тем, чтобы при выезде с перекрестка вы не оказались на встречной полосе. Это достаточно легко исполнить, если поворот выполняется не на высокой скорости.

Поворот налево

Самый сложный и опасный для начинающих водителей - поворот налево на регулируемом перекрестке. Тем не менее, разобравшись в правилах, вы будете проезжать его с легкостью и спокойствием.

Для начала определяетесь, кого нужно пропустить. Из выше рассмотренных ситуаций при движении прямо и направо делаем вывод, что именно этим направлениям вы уступаете. Также не забывайте о пешеходах, которых в обязательном порядке вы пропускаете.

Поворот совершается одновременно со встречным потоком, двигающимся налево. То есть при маневре автомобили на перекрестке "соприкасаются" правыми сторонами. Таким образом, увеличивается пропускная способность регулируемого пересечения дорог. Но стоит отметить, что это оказывает негативное влияние на безопасность. Особенно если посреди дороги остались крупногабаритные транспортные средства, которые ограничивают обзор и не позволяют вовремя заметить приближающиеся и двигающиеся в направлении прямо автомобили. Чтобы не стать активатором дорожно-транспортного происшествия при повороте налево, необходимо помнить о правилах:

  • Не начинаем двигаться сразу после разрешающего сигнала, а позволяем благополучно завершить маневр оставшимся на перекрестке автомобилям. Затем начинаем движение до центра перекрестка. После этого пропускаем автомобили с других направлений. Если транспорта нет и ваше движение не мешает пешеходам, то маневр разрешается выполнять без остановки. Чтобы проще было двигаться и определить, где следует остановиться для пропуска автомобилей, нужно провести мысленно прямую линию от верхнего левого угла пересечения дорог в нижний правый. И затем ехать согласно этой диагонали.
  • Контроль встречного направления и Внимательно необходимо следить во время остановки в центре перекрестка. Иногда закончить маневр можно в "разрыве" встречного потока. Или когда сигналы светофора начнут меняться, встречка прекратит ехать, и вы завершите свое движение.
  • Так же, как и с правым поворотом, по завершении маневра нужно быть внимательным и не оказаться на встречной полосе. Учитывая это правило и при наличии нескольких полос в попутном направлении, поворот позволено закончить в любом. Однако если на дороге несколько рядов, с которых разрешается повернуть налево, то целесообразно двигаться "из полосы в полосу". То есть если вы начали двигаться налево из первой левой полосы, то и закончить поворот следует в ней же. При таком движении вы не станете виновником аварии на регулируемом перекрестке.

Разворот

В целом, согласно разворота на регулируемом перекрестке схожи с поворотом налево, но небольшие отличия есть. Так, при изменении направления движения на противоположное вы на своем транспортном средстве не пересекаете путь пешеходам.

В правилах дорожного движения четко не оговорено, в какую из полос нужно завершать разворот. Поэтому, если есть выбор, то выбирайте наиболее удобную для вас. Однако четко указано, что разворот на регулируемом перекрестке осуществляется только из крайней левой полосы и никакой другой.

Перед разворотом обязательно необходимо пропустить транспортные средства, которые двигаются со встречного направления прямо или направо.

Проезд регулируемого перекрестка и трамвай

Согласно Правилам дорожного движения, проезжая регулированный перекресток, на котором одновременно горит разрешающий сигнал и для вашего автомобиля, и для трамвая, последний имеет преимущество.

Исключения:

  • выезд из трамвайного ДЭПО.
  • трамвай, двигающийся на дополнительный разрешающий сигнал.

Во всех остальных случаях независимо от направления движения рельсовый транспорт имеет преимущество перед автомобилями.

Переход

Человек, совершая переход регулируемого перекрестка, обязан руководствоваться сигналами регулировщика, пешеходного светофора, а за неимением его - транспортного.

С все предельно ясно: красный - стой, зеленый - иди. Регулировщик, зная о том, что не все люди знакомы с ПДД, зачастую делает знак рукой в сторону. По этому направлению можно перейти регулируемый перекресток.

Правила не содержат четкой информации о том, как должен ориентироваться человек по транспортному светофору. Поэтому в этой ситуации все остается на усмотрение пешехода. Можно начать движение, когда для всех горит красный, или когда в нужном направлении загорелся разрешающий сигнал. В любом случае необходимо проявить чрезвычайную бдительность, так как переход на автомобильный светофор является довольно спорной ситуацией.

Как проезжать регулируемые перекрестки во время затора

Заторы на дорогах - малоприятное событие. Каждый из начинающих водителей боится стать его инициатором. Поэтому не приступайте к движению, если видите, что за перекрестком образовался затор и вы, поехав на разрешающий сигнал светофора, не успеете закончить маневр, так как, оказавшись в центре пересечения дорог, становитесь преградой для проезда остальных участников движения. Начинайте перемещение лишь после того, как увидите, что за перекрестком освободилось достаточно места для вашего автомобиля.

Сигналы регулировщика

Как упоминалось ранее, наличие регулировщика говорит о том, что перекресток является регулируемым. Поэтому ориентироваться необходимо исключительно по его сигналам.

Жесты регулировщика показывают очередность движения. Некоторые водители не понимают данных сигналов или не могут запомнить. Поэтому появились такие выражения: - делай правый поворот. Если палка смотрит влево - ты езжай как королева. Если палка смотрит вправо - ехать не имеешь права. Если мент стоит спиной, то не двигайся, и стой". Запомнить их не составит труда, и понимать регулировщика станет проще.

Помощь начинающему водителю

При движении прямо, начинающие водители иногда создают аварийную ситуации, начиная резко тормозить, завидев, что справа кто-то начинает ехать на разрешающий дополнительный сигнал светофора. Это является грубой ошибкой, ведь, находясь на перекрестке, и направляясь прямо, на основной разрешающий сигнал светофора, вы имеете преимущество.

При повороте направо, после выезда с пересечения, как уже упоминалось, следует быть осторожным в выборе полосы, так как есть возможность оказаться на встречке. Поэтому придумали такое выражение "из крайнего правого в крайний правый". Его очень просто запомнить и выполнить.

При повороте налево никогда не упускайте из вида встречное направление, особенно, когда сигналы светофора у него уже сменились на запрещающие. Потому что не редки случаи появления "доезжающих" транспортных средств.

Неотъемлемой частью проезжей части являются перекрестки. Правила проезда перекрестков волнуют начинающих автолюбителей с самых первых . И зачастую это связано с негативным личным опытом наблюдения заторов на перекрестках в час пик: два водителя, не разобравшись, «шаркнулись» на оживленном пересечении дорог и все, кто после тяжелого трудового дня желает лечь на удобный диван и побыть со своей семьей, вынуждены с негодованием провести час−другой в автомобильной пробке. И сколько раз мы слышали раздраженное восклицание в общественном транспорте: «Ну что ж ты так? Помеха справа!».

То есть теоретическую базу знаний проезда перекрестков имеет почти каждый, даже не проходивший долгих месяцев напряженного обучения и не имеющий водительского удостоверения? Так ли просто совершить правильный проезд перекрестка?

Перекресток и его виды

Для безопасного пересечения любой развилки следует научиться отличать перекресток от пересечения дорог, к нему не относящегося. Перекресток − это пересеченные дороги на ОДНОМ уровне, а это значит, что многоярусные извилистые дороги, а также проезды под мостами и в туннелях не являются таковыми. А выезд со двора или другой прилегающей территории на основную дорогу в одних геометрических координатах не имеет принадлежности к перекрестку и пересечение этого участка пути обойдется без применения проезда перекрестков по .

Перекрестки подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

Первые, в свою очередь, различаются способом управления движением: со светофором или с регулировщиком.

Вторые делаться по виду пересеченных дорог: равнозначные или неравнозначные. Нерегулируемые перекрестки дорог, имеющие неравное значение, различаются по расположению главной дороги: прямая, имеет поворот, круговая.

Применение ПДД на перекрестках напрямую зависит от их вида.

Правила проезда перекрестков

Существуют общие требования к проезду перекрестков:

  • при совершении маневра следует уступить путь пешеходам, велосипедистам и автомобилям, движущимся без изменения своей траектории (это требование спорно в некоторых ситуациях, например, пешеход обязан убедиться в отсутствии транспортного средства или его остановке перед пешеходом, или отсутствие на определенном участке пути);
  • запрещено выезжать на пересечение дорог с затрудненным движением – затором, с целью предотвращения дальнейшего усугубления сложной дорожной обстановки не только по направлению собственного движения, но и по перпендикулярным полосам. Даже если у вас главная дорога и светит зеленый – это не повод создавать дополнительное затруднение.
  • на регулируемом перекрестке следует руководствоваться световыми или , в случае их отсутствия придерживаться знаков и дорожной разметки, определяющих приоритет и очередь выезда на перекресток.

Теперь рассмотрим детально правильное поведение водителей на регулируемых перекрестках, имеющих светофоры или жестикулирующего :

  • рельсовый транспорт имеет преимущество перед колесным при движении на зеленый или соответствующий жест регулировщика во всех случаях, кроме разрешенного проезда дополнительной секцией светофора. В этом случае водитель трамвая обязан пропустить весь транспорт, которому загорелся основной разрешающий сигнал светофора;
  • горящая стрелка в дополнительной секции светофора требует от водителя уступить дорогу автомобилям, движущимся в другом направлении на желтый свет;
  • закончить движение на участке пересеченных дорог автолюбитель обязан независимо от сигнала светофора, загоревшемся на выезде с него. Исключением в этом случае будет каждое пересечение дорог со знаком «СТОП» (белый фон, черные буквы). Транспортные средства обязаны уступить заканчивающим движение автомобилям, пешеходам и другим участникам дорожного движения независимо от того, что загорелся разрешающий зеленый свет. Особенно актуально это становится при проезде по многополосным магистралям, когда дающие хороший «старт» на зеленый не замечают заканчивающих движение транспортных средств, поддающих газу чтобы максимально быстро проскочить на гаснущий желтый.

С нерегулируемыми перекрестками немного сложнее не только в классификации, но и в правилах их проезда:

  • на пересечении неравнозначных дорог транспорт, производящий движение по второстепенной улице, уступает проезд этого пути, согласно знакам дорожного движения. В этом случае водители, едущие по дороге, обозначенной желтым ромбом, могут свободно проезжать, убедившись в отсутствии рельсового транспорта, который имеет преимущество только перед попутным или встречным движением;
  • если главная дорога извилиста, то необходимо помнить правило «помехи справа» между водителями, осуществляющими движение по главной дороге, и между участниками движения на второстепенных дорогах;
  • при осуществлении поворота налево или развороте в обратное направление необходимо предоставить приоритет едущим по встречному направлению. Этого правила должны придерживаться и водители трамваев между собой;
  • в любой непонятной ситуации (отсутствие разметки, знаков приоритета, светофора) следует считать себя находящимся на второстепенной дороге. Подобное поведение позволит повысить внимание и снизить вероятность возникновения аварийной ситуации.

Проезд кругового перекрестка следует начинать с определение знаков, дающих право первого выезда на перекресток: белый треугольник с красной каймой или белые буквы «STOP» на красном фоне подскажут, что право движения предоставлено тем, кто уже находится на пересечении дорог.

Но круговая организация примыкания дорог имеет ряд сложностей при ее эксплуатации. Подавляющее большинство городов России имеют круговые перекрестки с приоритетным въездом на них. Обратите внимание, что почти все они в городе имеют одно и то же приоритетное направление. Поэтому при совершении путешествия по России автолюбители создают аварийные ситуации именно на таких незамысловатых пересечениях транспортных путей, действуя согласно привычке проезда в родном городе.

Типичные ошибки

Рассмотрим несколько типичных водительских ошибок и некорректного поведения на перекрестках:

  1. Многие люди просто игнорируют знак «СТОП» (прямоугольный, на белом фоне черные буквы) и линию «СТОПА» на светофоре, что в дальнейшем может привести к созданию препятствий для транспорта, едущего в перпендикулярном положении, снижение видимости дорожной обстановки для совершающих маневр или вовсе может предвещать аварийную обстановку, если перед ваше авто уже находится на пересечении путей следования;
  2. В повседневной спешке современный человек ценит каждую минуту своего времени. Слишком интенсивное движение и нескончаемый поток автомобилей в будний день подчас просто сводят с ума. И заметив, как желтеет светофор мы давим на газ, прилагая все больше усилий, хотя известно, что желтый предписывает снизить скорость, ведь желтый свет сменит красный, командующий остановиться. И вылетев на внушительной скорости на перекресток, не возникает мысли, что такой же очень занятой и спешащий по делам автолюбитель уже давит на газ, чтобы успеть первым пересечь этот участок и перестроиться в нужный ряд. Фиаско! Больше никто не спешит и все ждут сотрудников ГИБДД, нервно нажимая кнопки мобильного для того, чтобы отменить столь важную еще пять минут назад встречу.
  3. Если необходимо повернуть на свободный участок дороги, например, с прилегающей территории, но пересечь придется внушительный затор, то следуют четко понимать: либо вас пропустят, либо придется запастись терпением. Лихие водители, заметив, что автомобили на ближней полосе остановились, выжимают педаль газа не убедившись, что и на остальных полосах автомобили стоят. происходит самым обидным образом, при этом вина полностью на вас. Поэтому следует помнить, что если уж вас пропускают − не спешите, медленно проезжайте метр за метром и дайте возможность водителям заметить ваше движение и проявить вежливость (и соблюсти пункт правил ПДД при въезде на перекресток при образовавшемся заторе), пропустив вас.

Причины аварийных ситуаций на перекрестках

Около 30% дорожно-транспортных происшествий происходит на разветвлении путей следования. Такой неутешительной статистики предшествует ряд причин:

  • человеческий фактор (невнимательность, незнание значения дорожных знаков и разметки, умышленное несоблюдение ПДД, незнакомый путь, нервное перенапряжение, усталость и др.);
  • техническая неисправность транспортного средства;
  • инфраструктура (проведение дорожных работ, плотность движения и прочее);
  • погодные условия (плохая видимость, гололедица и т. д.)

При этом на долю роли человеческого фактора в происшествиях приходится около 82% всех причин.

Человек − существо разумное. И только разумный способен выдумать правила игры, налогообложения, дорожного движения…но всегда найдется тот, кто возжелает обмануть…вот только цена блефа в покере, налогах или на дороге может быть невероятно различной! Будьте внимательны, соблюдайте правила дорожного движения, проявляйте взаимоуважение на дорогах и жить станет проще!

Свое мнение вы можете изложить прямо под статьей в комментариях.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Это указание действует на всех перекрестках для водителей, поворачивающих как налево, так и направо. На перекрестках движением пешеходов и велосипедистов могут управлять специальные светофоры. В таком случае пешеходы и велосипедисты имеют право начать движение через перекресток только при разрешающем сигнале соответствующего светофора.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами...

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Главным признаком регулируемого перекрестка является сам факт регулирования светофором (в режиме красный-желтый-зеленый) или регулировщиком очередности проезда перекрестка, а не просто наличие их на перекрестке.

Вместе со светофорами перед перекрестком устанавливают знаки приоритета. Если сигнал светофора противоречит требованиям знаков приоритета, то в соответствии с указанием пункта ПДД водители должны руководствоваться сигналами светофора.

Знаки приоритета, расположенные совместно со светофором, вступят в действие только в случае, когда светофор выключится или перейдет в режим желтого мигающего сигнала.

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Поворот налево или разворот на перекрестке это почти всегда пересечение траекторий движения с встречным транспортом, и как следствие, возникновение напряженных ситуаций. Основные из них рассмотрены в статье . Проезд перекрестков с поворотом налево, в соответствии с ПДД, а также внештатные ситуации на этих маневрах рассмотрены в статьях и .

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Проезд перекрестков и движение транспортных средств на зеленую стрелку в дополнительной секции светофора рассмотрено в ответах на вопросы в серии статей . Различия в приоритетах во время движения на зеленую стрелку в дополнительной секции, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора рассмотрены в статье .

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Подробнее о преимуществе трамвая на регулируемом перекрестке — в статье .

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Выехав при зеленом сигнале светофора на перекресток для поворота, на выезде с перекрестка водитель может увидеть красный сигнал, который не имеет к нему отношения и просто дублирует основной светофор, установленный на пересекаемой дороге. Но если этот перекресток сложный, на нем могут быть установлены дополнительные таблички 6.16 «Стоп-линия» или нанесена соответствующая разметка. В таком случае водитель должен руководствоваться сигналами каждого встречающегося на его пути светофора и при запрещающем сигнале .

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Если вы стоите на светофоре и перед вами включился его зеленый сигнал, то прежде чем въехать на перекресток, следует убедиться, что весь транспорт, который въехал на него при предыдущем разрешающем сигнале светофора с другого направления, покинул перекресток, а пешеходы закончили свой переход проезжей части вашего направления. В противном случае возникает риск столкновения с ТС, завершающими проезд перекрестка. Один из таких случаев рассмотрен в статье .

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Определение термина «Главная дорога» приведено в ПДД. В дополнение рекомендую ознакомиться со статьей . Более подробно о проезде перекрестков неравнозначных дорог, а также о соблюдении мер безопасности, чтобы избежать непредвиденного столкновения, можно прочесть в серии статей .

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Подробнее о преимуществе трамвая на нерегулируемом перекрестке — в статье .

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Водители безрельсового транспорта, находящиеся в равной ситуации (оба на главной дороге или оба на второстепенной), разъезжаются по «правилу правой руки», т.е. уступает тот, у кого помеха справа. Трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортом имеют преимущество.

Если трамвай находится на главной дороге, то он имеет преимущество перед транспортом, находящимся и на главной, и на второстепенной дорогах. Если трамвай находится на второстепенной дороге, то он имеет преимущество только перед безрельсовым транспортом, также находящимся на второстепенной дороге, и уступает всем, находящимся на главной дороге.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

По теме безопасности проезда перекрестков равнозначных дорог для безрельсовых ТС рекомендую Проезд равнозначного перекрестка.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Правила поворота налево и разворота безрельсовых ТС, проезжающих нерегулируемый перекресток по равнозначной дороге, аналогичны правилам поворота и разворота по зеленому сигналу светофора: нужно уступить встречным ТС, которые едут прямо или направо. Возникающие опасные ситуации также аналогичны . Правила разворота, в т.ч. на перекрестках, подробно описаны в серии статей . Рекомендую серию статей .

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Как определить по какой дороге вы подъезжаете к перекрестку, по главной или второстепенной — в одноименной статье из серии .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме