Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Роль библиотек в информационном обслуживании местного сообщества. День местного самоуправления в библиотеках Публичная библиотека в условиях местного самоуправления

План мероприятий

МУК «Центральная районная библиотека Белгородского района»

в День местного самоуправления - 21 апреля 2013 года

В период с 15.04 по 22.04 все библиотеки организовывают книжные выставки и мероприятия по теме местного самоуправления. Ответственные за проведения мероприятий заведующие библиотек.

Центральная библиотека

1. Книжная выставка «Жалованная грамота Екатерины II. Начало начал самоуправления» 15.0,

2. «Местное самоуправление» - глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием 18.04.

3. Электронная презентация «Местное самоуправление и жители» - 22.04,

Октябрьская модельная библиотека – филиал № 1

1. Книжная выставка «Создать богатую благополучную Россию»

2. Час информации «История становления местного самоуправления в России»

3. Буклет «Местное самоуправление. Как это работает»

Беломестненская библиотека – филиал № 3

1. Книжная выставка «Человек. Государство. Закон» - апрель,

2. Круглый стол «Основы государственности и народовластия - 12.04.,

3. Встреча с главой администрации Беломестненского поселения «Вопросы в конверте» - 21.04.

Веселолопанская библиотека – филиал № 4

1. Час информации, книжная выставка «Местное самоуправление в РФ» - 17.04

2. Заседание Земского собрания

3. Заседание клубов: организаторов выборов, молодого избирателя, клуба будущих избирателей.

Бессоновская модельная библиотека – филиал № 6

1. Провести презентацию на тему: «Местное самоуправление. Диалог с властью»16.04.

2. «Проекты местного самоуправления» выставка-призыв17.04

3. Цикл книжных выставок «Закон и право» в теч. периода

4. Диспут «Власть в зеркале прессы» 21.04.

Бочковская библиотека – филиал № 7

1. Выставка «Библиотека и местное самоуправление» с 01.04.,

2. Электронная презентация «Местное самоуправление и жители» - 20.04.

Ближнеигуменская библиотека – филиал № 8

1. Книжная выставка «Информационный лабиринт» - 18.04,

2. Встреча с депутатом Земского собрания,

3. Урок истории «Местное самоуправление в России».

Головинская библиотека – филиал № 9

1. Выставка «власть на селе» - с 15.04.

2. Листовка «Начальство надо знать в лицо» - с 15.04.

3. Круглый стол «Что может местная власть?» - 19.04.

Журавлевская библиотека – филиал № 11

1. Заседание Земского собрания Журавлевского С/п – торжественная власть.

2. Книжная выставка «Власть на селе»

3. Картотека «Реалии местного самоуправления»

Киселевская библиотека – филиал № 12

1. Тематическая полка «Местное самоуправление в Российской Федерации» 10.04 – 25.04.

3. Беседа «Гражданские права и обязанности школьников «День Прав».

Мясоедовская библиотека – филиал №19

1. Книжная выставка «Ваше право» - 16.04 – 22.04.

2. Информационный стенд «Местное самоуправление» 17.04 – 22.04,

3. Электронная презентация «Концепция и основные признаки местного самоуправления» 19.04.

Петровская библиотека – филиал № 23

1. Урок «Узнай больше о местном самоуправлении» - 21.04.

2. Выставка «Местное самоуправление нашего села» - 23.04.

3. Встреча депутата Земского собрания с населением.

1. Буклет «Вопросы местного значения поселения» - 18.04.

2. Книжная выставка «Местное самоуправление: становление и развитие» - 19.04.

3. «Территория села – территория ответственности» - диалог с депутатами Земского собрания Беломестненского с/пос.

Хохловская библиотека – филиал №28

1. Книжная выставка «Система местного самоуправления»

2. Памятка «Местное самоуправление» - Словарь основных понятий и терминов,

3. Встреча с депутатом Земского собрания, с админ. «О самом главном».

Черемошанская библиотека – филиал № 31

1. Книжная выставка «Законодатель – почетай законы свои»,

2. Беседа «Об общих принципах местного самоуправления»,

3. Круглый стол «Психология людей пожилого возраста» - вопросы и ответы.

Северная модельная библиотека – филиал № 35

1. Выставка – экскурс «Местное самоуправление - 22 года истории» - 15.04 – 22.04,

2. Информационный калейдоскоп «История выборов и основные принципы выборов депутатов поселкового собрания» - 21.04,

3. Субботний блиц опрос «Депутат: звание или призвание» - 23.04.

Разуменская библиотека – филиал № 36

1. Радиогазета «Из истории местного самоуправления» - 22.04.,

2. Круглый стол «Депутатам посвящается» (с админ. и ДК),

3. Стенд + Книжная выставка + буклет «История самоуправления городского поселения п. Разумное».

Политотдельская библиотека – филиал № 38

1. Книжная выставка «Выборы: закон и право» - 02.04.

2. Памятка «Вопросы местного самоуправления» - 16.04.

3. Диалог с властью заседание в КМИ «Глава муниципального образования ; вчера, сегодня, завтра.».

Дубовская модельная библиотека - филиал № 39

1. Выставка – совет «Местная власть и закон»,

2. Информационная закладка «День местного самоуправления»,

3. Час информации «Поговорим о местном самоуправлении».

Директор МУК

«Центральная библиотека

Белгородского района»

Исполнитель

зав. ИСПЦ

Б.Б. Цыретарова, главный библиограф отдела научной, аналитической и издательской деятельности, СНИКИ

Библиотека и органы местного самоуправления: анализ республиканского социологического исследования

Муниципальные библиотеки вносят значимый вклад в развитие местного самоуправления, традиционно являются основополагающим сектором культурной и информационной сферы общественной жизни на селе и города. Для выявления и оценки современного состояния муниципальных библиотек Национальная библиотека Республики Бурятия провела республиканское социологическое исследование «Библиотека: ее значимость в местном сообществе». Исследование проводилось с целью получения актуальной информации о перспективах развития библиотек, их востребованности в местном сообществе.

Социологический опрос проводился в течение ноября-февраля 2013-2014 гг. в 19 районах Республики Бурятия и г. Улан-Удэ. Не предоставили данные Еравнинский, Курумканский районы, г. Северобайкальск, у Муйского района данные не в полном объёме. Исследование проводилось методом анкетирования и состояло из трех анкет:

«Библиотека местного сообщества: профессиональная роль и повседневная жизнь» ;

— ;

«Библиотека и читатель» .

Анкетирование «Библиотека и органы местного самоуправления» было адресовано Главам муниципальных поселений. Исследование проводилосьс целью улучшения взаимодействия местных органов власти и библиотек, выявления информационных потребностей специалистов, эффективных форм и методов оказания информационных услуг. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— отношение Глав муниципальных образований к библиотекам;

— определить какую роль играет библиотека в жизни местного сообщества, по мнению Глав поселений;

— выявит уровень удовлетворения в информационных потребностях муниципальных служащих библиотекой.

Объектом исследования стали Главы муниципальных поселений. В анкетировании приняло участие 263 респондента из 19 районов Республики Бурятия. Хоринский район, кроме Глав муниципальных образования предоставил данные и сотрудников Администраций сельских поселений. В анкетировании не участвовали г. Улан-Удэ, г. Северобайкальск, Еравнинский, Курумканский районы, у Муйского района данные не в полном объеме

Таблица 1

Общие сведения о респондентах анкеты «Библиотека и органы местного самоуправления»

Количество опрошенных

% от общего числа

Возраст

18-29 лет
30-39 лет
40-49 лет
50-59 лет
60 лет и старше

Образование

общее среднее
среднее специальное
незаконченное среднее
высшее

Стаж работы в муниципальном образовании

от 1 года до 5 лет
до 10 лет
опыт работы свыше 10 лет

Анкета состояла из 12 вопросов. В ходе исследования предстояло выяснить, пользуются ли муниципальные служащие библиотекой и как часто ее посещают, их отношение к библиотекам. Поэтому респондентам в первую очередь, следовало ответить на вопрос «Пользуетесь ли Вы услугами библиотеки?», на который почти все респонденты (92%) ответили положительно. Высокий процент посещения библиотек Главами и сотрудниками Администраций свидетельствует о том, что библиотеки стали надежной опорой местных властей в организации жизнедеятельности муниципального образования. Не пользуются услугами библиотеки в Прибайкальском, Тункинском, Хоринском, Кижингинском, Северобайкальском, Заиграевском, Бичурском Селенгинском, Мухоршибирском районах.

А как часто посещают библиотеки народные избранники? Ответы распределились следующим образом:

— ежемесячно – 38%;

— еженедельно – 80%;

— практически каждый день – 6,8%

— не являются постоянными читателями и посещают библиотеку редко – 4,9%;

— всего несколько раз в год – 17,1%.

Библиотеки помогают повысить уровень профессиональной компетентности и получить новые знания по имеющейся специальности (34,6%); повысить кругозор (33%); заняться самообразованием (26,6%), желание найти что-нибудь интересное, связанное с личными увлечениями, склонностями – 22,4%; в помощь общественной деятельности, учебе – 16,7%.

Одной из задач анкетирования, которую ставили перед собой исследователи, было выявление отношения Глав поселений к библиотекам. 96,7% опрошенных считают, что у них вполне хорошие отношения, 2,7% не очень хорошие, у Главы одного из поселений Кяхтинского района сложились полохие отношения, еще один респондент этого же района вообще не ответил на вопрос. Интересный комментарий написал анкетируемый в Кабанском районе «это просто одержимые своей работой специалисты». Как показал опрос у абсолютного большинства респондентов хорошие взаимоотношения с муниципальными библиотеками.

А в чем конкретно они проявляются? 59,7% ответили – в сотрудничестве, в совместном решении текущих вопросов; в совместном участии в мероприятиях села и района – 47,9%, в оказании финансовой помощи – 4,6%; без ответа – 4,6%. Например, в Кабанском районе отметили «в обоюдном сотрудничестве», «взаимоотдача в плане проведения мероприятий», «расширение кругозора», «обязательное финансирование на периодические издания, газеты»; в «благоустройство библиотеки», «помощь друг другу», «помощь в проведение районных крупных мероприятиях»; Тункинском районе – «повышение уровня информированности муниципальных служащих, активизация социальной активности населения», «информационная поддержка мероприятий администрации»; в Закаменском районе – «дает возможность уединения», «совместное решение проблем»; в Иволгинском районе – издание газеты «Вестникъ».

По мнению респондентов, библиотеки являются первыми помощниками в различных мероприятиях, проводимых Администрацией поселения (52,3%), помогают местным жителям преодолеть информационную и психологическую изоляцию (43,7%), являются центрами досуга (41,4%). 3% опрошенных считают, что библиотеки – это непривлекательное скучное учреждение. Так думают Главы поселений Тункинского (46,1% от общего числа опрошенных данного района) и Заиграевского (9,5% от общего числа опрошенных данного района) районов.

Отвечая на вопрос: «Нужна ли библиотека в Вашем поселении?» абсолютное большинство ответили да – 96,2%, затруднились ответить 3,8% (респонденты Тункинского, Кижингинского, Бичурского районов). Никто из анкетируемых не считает, что отсутствие библиотеки никак не отразится в жизни местного сообщества.

Материалы исследования показали, что большинство респондентов (66,1%) нуждаются в информационных услугах по вопросам местного самоуправления, каждый четвертый – изредка нуждается в информации. 5,3% – не нуждаются в ней.

Следующий блок вопросов касался информационных потребностей муниципальных служащих. В жизни и деятельности органов местного самоуправления немаловажное значение имеет оперативная и качественная информация. Поэтому исследователей заинтересовало мнение респондентов о том, есть ли в библиотеках полезная для них информация? 70% — утверждают, что неоднократно искали и находили в библиотеке нужную информацию, 24 % — знают, что ее можно найти в библиотеке, хотя сами за такой помощью не обращались, 7,2% — сомневаются в наличии необходимых сведений в библиотеке. Как, показали результаты большинство муниципальных служащих пользуются библиотекой для получения полезной информацией. Библиотеки являются единственным источником информации и знаний для жителей села.

Исследователей заинтересовали способы получения информации. Большинство респондентов (41,4%) обращаются в библиотеку и ищут информацию самостоятельно. 31,2 % — хотят получать ответы на интересующие вопросы непосредственно от библиотекаря, а не искать их в книгах и каталогах. 23,6 % — считают, что получать материалы удобно по электронной почте. 9,5 % — заказывают материалы по телефону, электронной почте и получают их в библиотеке; по мнению 7,6% респондентов эффективным средством обеспечения оперативной информацией являются пресс-дайжесты по темам запросов пользователей, аналитические обзоры, рефераты.

Оперативная и качественная информация отражается на эффективной деятельности органов местного самоуправления. Организаторов исследования заинтересовало «Какие материалы, полезные для Вашей работы, могла бы предоставлять Вам библиотека?». Большинство респондентов нуждаются в предоставлении доступа к справочно-правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России», «Кодекс» (41,8%); 35,7% — предпочитают получать обзоры материалов по интересующим темам; 33,8% — тексты законов, решений, постановлений; 17,5% — комментарии к законам в печатном виде.

Заключительным вопросом анкеты стал вопрос: «Насколько Вас устраивает фонд библиотеки?». Большинство респондентов 74,5% частично удовлетворены состоянием библиотечных фондов; 12,5 % полностью довольны наполнением библиотечного фонда; 11% респондентам библиотечный фонд совершенно не устраивает.

Таким образом, анализ ответов позволяет сделать вывод, что у библиотек сложились вполне хорошие отношения с местными органами самоуправления (96,7%). Администрация поселений и библиотеки совместно проводят различные мероприятия (47,9%), сотрудничают, решают текущие проблемы (59,7). По мнению Глав поселений местное сообщество нуждается в библиотеке (96,2%).

Вместе с тем исследование показала имеющиеся проблемы, которые необходимо решить:

— информационно-ресурсная база библиотек не полностью соответствует запросам муниципальных служащих, Глав поселений;

— по мнению респондентов непросто складываются отношения с библиотеками в некоторых поселениях Баунтовского, Кяхтинского, Заиграевского, Бичурского районов республики;

— Главы поселений Тункинского и Заиграевского районов считают, библиотеки непривлекательным и скучным учреждением.

В современных условиях деятельность библиотек невозможна без поддержки и сотрудничества с администрациями поселений. Следует налаживать поддержку библиотеки местным сообществом. Привлекать для управления работой библиотеки Глав и администрацию сельских поселений.

// Библиопанорама, №2, 2014. – С. 64-68

В настоящее время, в период кардинальных социально-экономических преобразований, особое значение приобретает укрепление российской государственности, сохранение территориальной целостности Российской Федерации. В связи с этим крайне важной становится разработка и реализация государственной региональной политики, регулирующей экономические, социальные, культурные процессы в пространственном региональном аспекте. Она основывается на положениях Конституции РФ Конституция РФ [Текст] // Библиотека и закон: Юридич журнал-справочник. - 2003. - Вып. 15. - С. 197., федеральных законов и исходит из факта дискретности пространства, неравнозначности территорий по факторам развития, составу населения, культурно-историческим особенностям. Задачи государственной региональной политики следующие:

  • - обеспечение равномерного социально-экономического развития территориальных образований РФ;
  • - формирование в них социально-ориентированной рыночной экономики.

Важнейшим механизмом реализации государственной региональной политики является частичная децентрализация управления территориальным развитием в результате передачи ряда полномочий из центра на места, основывающаяся на повышении роли местного самоуправления.

Местное самоуправление входит в структуру общественного устройства.

В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 16 сен. 2003г. № 131-ФЗ: принят Государственной Думой РФ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - ст. 3822. выделены территориальные уровни муниципальных образований: районы, сельские округа, города, сёла, посёлки.

Система местного самоуправления, представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на улучшение деятельности местного сообщества (особой категории нового общества, связанной территориальным единством и совокупностью создаваемых и совместно разделяемых ценностей) по решению, стоящих перед ним задач, на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшить качество жизни населения региона и увеличить его вклад в развитие всего общества.

Система местного самоуправления позволяет привлечь к участию в принятии государственных решений различные социальные группы, а также обеспечить создание условий для осуществления жизненных планов населения с учётом интересов, традиции, исторических особенностей регионов.

Реализацию поставленных задач обеспечивают органы местного самоуправления. Структура ОМС определяется населением самостоятельно, закрепляется уставами муниципальных образований. Свой статус они приобретают в результате избрания населением на основе прямого равного избирательного права. ОМС обеспечивают решение вопросов местного значения, осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обладают правом формирования местного бюджета, установления налогов и сборов. Полномочия ОМС распространяются также на участие их в организации библиотечного обслуживания жителей конкретных территорий, соблюдение прав граждан на доступ к информации и достижениям культуры, в том числе и через создание сети муниципальных библиотек, являющихся частью муниципальной собственности. Федеральным законом «О библиотечном деле» О библиотечном деле: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994г. № 78 - ФЗ // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 43. муниципальные библиотеки отнесены к основным видам библиотек.

Они должны отвечать следующим требованиям:

  • - учреждаться органами местного самоуправления;
  • - содержаться за счёт средств местного бюджета;
  • - располагаться на территории муниципальных образований;
  • - быть доступными для всех жителей муниципальных образований.

К сожалению, в силу различных причин местные власти недооценивают общественное значение муниципальных библиотек, их роль в формировании и развитии местных сообществ. Результатом этого является недостаточное финансирование библиотек или отсутствие такового, отставание их материально-технической базы и соответственно низкий технологический уровень обслуживания, ограничение доступа сельского населения к информации Ермолаева, М.А. Муниципальная библиотека и местное самоуправление: учебно-практическое пособ. / М.А.Ермолаева, Е.А.Фокеева; Науч. ред. В.А.Фокеев.- М.: Профиздат; МГУК. - 2002. - С.7.

В целях самосохранения муниципальным библиотекам важно найти свою нишу в информационной среде муниципальных образований. При этом, не обойтись без пересмотра приоритетов в деятельности библиотек, то есть на первый план по отношению к их культурной, образовательной, досуговой функциям выйдет информационная. Проводя изучение информационных потребностей своих пользователей, а также, отслеживая в связи с этим, изменения в социальной среде муниципальных образований, муниципальные библиотеки могли бы стать полезными не только для всех слоев местного сообщества, но и для местных властей, поскольку анализ процессов, происходящих в местных сообществах, - одна из основных задач органов местного самоуправления. Поэтому в муниципалитетах серьезная роль отводится системе образования и библиотекам, где открыты публичные центры правовой информации (ПЦПИ). Здесь можно получить информацию о политических процессах, партиях, движениях, кандидатах, выборных технологиях и результаты выборов. Без этих знаний трудно себе представить развитие современного общества. Очень важным становится целенаправленный сбор информации и предоставление её пользователю.

В качестве примера можно привести опыт библиотек Прикамья, в которых накоплен значительный опыт работы по проблемам избирательного права Библиотеки. Местная власть. Информационное сотрудничество продолжается: сборник док-тов и материалов/Отв. ред.И.Б. Михнова.-М.,2003.-192с.. Эта деятельность носит повседневный характер. Они стали участниками реализации «Областной целевой программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 гг.» в рамках этого проекта ежегодно выделяются средства на книги правового и политического характера, публикуемые администрацией издания передаются библиотекам. Представители сельской администрации и Законодательного собрания стали активными участниками областных и муниципальных библиотечных мероприятий. Более того, они постоянно приглашают библиотекарей на все семинары и конференции социально-политической направленности. Так налаживаются нужные связи, которые необходимы для жизни региона.

Муниципальные власти привлекают местные библиотеки для участия в собственных программах. Чувствуя отдачу и действенность совместно проводимых мероприятий по избирательному праву, территориальные избирательные комиссии многих муниципалитетов выделяют средства на призы, оформление стендов в центральных библиотеках и филиалах, издание буклетов, приобретение правовой литературы.

Сегодня сотрудничество идет по многим направлениям. Так, Пермская областная библиотека подписала с Законодательным собранием и Адми-нистрацией области договоры на справочно-информационное обслуживание. Библиотеки области будут оповещать своих пользователей о новых поступлениях по темам: «Реформа местного самоуправления», «Муниципальное законодательство», «Разделение властных полномочий», «Избирательное право и организация выборов». Пермская областная библиотека планирует выпуск ежемесячных электронных информационных бюллетеней. Рассылку в муниципалитеты берут на себя региональные органы власти. Необходимые документы заказывают центры правовой информации муниципалитетов через ПЦПИ областной библиотеки.

Библиотеки Прикамья давно заняли свое место в работе с избирателями, это уже стало традицией. Многие из работников библиотеки идут секретарями и членами участковых избирательных комиссий, ведут разъяснительную и просветительскую работу. Особенно это важно в сельской местности, где избирательные участки расположены, как правило, в библиотеках. Такая работа рассматривается как отдельное направление деятельности, которая осуществляется в тесном сотрудничестве с местными администрациями и учебными заведениями. В нее вовлечены не только центральные библиотеки (ЦБ) территорий, но практически все филиалы. Методические службы и центры правовой информации центральных библиотек оказывают им консультационную и информационную поддержку Байкова О.Ф. Библиотеки и местное самоуправление. Вопросы правового обеспечения /О.Ф. Байкова//Библиотечное дело -XXI век.-2005.-№5.-С. 20. Гуро, Е.И. Нужна информация? Пожалуйте в ПЦПИ / Е.И. Гуро // Библиотека. - 2005. - № 5. - С. 2..

Настоящим событием стал семинар в областной библиотеке Прикамья в 2005 году «Роль правовой информации и ее организационно-технической базы в развитии правовой и политической культуры граждан России в контексте выборов». В нем участвовало 112 человек, из них 27 председателей территориальных избирательных комиссий (ТИК) и 36 специалистов ПЦПИ. Благодаря семинару в ряде районов заключены договоры о сотрудничестве и взаимодействии, разработаны программы и планы совместной работы по повышению правовой культуры избирателей, проведению совместных акций и мероприятий.

Полная, своевременная информация об изменениях в различных отраслях и сферах жизнедеятельности территорий может быть получена в результате учёта общественных настроений и организаций. Ведь общественное мнение может ускорять или тормозить экономические и социальные преобразования. Поэтому органам местного самоуправления крайне важно знать отношение граждан местного сообщества к проводимым преобразованиям, к принимаемым решениям и организуемым мероприятиям. Таким образом, библиотека берет на себя роль своеобразного посредника между населением и органами местного самоуправления.

Практически повсеместно при муниципальных библиотеках созданы центры информации по вопросам местного самоуправления. Деятельность некоторых из них представляет значительный интерес. Tак, в информационно - образовательном центре, созданном в централизованной библиотечной системе (ЦБС) №1 Восточного административного округа Москвы, организуется учеба советников районных управ, и выпускается, предназначенный для них, буклет деловой информации Ермолаева, М.А. Муниципальная библиотека и местное самоуправление: учебно-практическое пособие / М.А.Ермолаева, Е.А.Фокеева; Науч. ред. В.А.Фокеев. - М.: Профиздат; МГУК. - 2002. - С.3.

В ЦБС «Киевская» Западного административного округа Москвы, в центре социальной и деловой информации осуществляется обслуживание пользователей правовой, деловой и социально-бытовой информацией. Активная работа по распространению знаний о местном самоуправлении, по организации информационного обслуживания местных органов власти и населения проводится в ЦБС «Кунцево» Западного административного округа Москвы. Важным направлением деятельности библиотеки № 27 Центрального административного округа Москвы является содействие органам государственной власти Москвы и органам местного самоуправления.

Не менее интересных результатов в информационном обеспечении достигли библиотеки различных регионов и городов: Екатеринбурга, Перми, Северодвинска, Новокузнецка и других.

Постепенно и районные (сельские) ЦБС стали накапливать информацию по правовым, экологическим, социокультурным проблемам для последующей её передачи органам местного самоуправления.

В настоящее время существует противоречие между информационными потребностями ОМС и возможностями их обеспечения, что затрудняет непосредственное взаимодействие местных властей с местными сообществами. В связи с этим крайне важно создание служб информационно-аналитической поддержки ОМС различного вида, основу которых могли бы составить муниципальные библиотеки. Главная задача таких служб - социальный мониторинг, связанный с оценкой, прогнозом, анализом с целью обеспечения органов управления информацией о процессах, протекающих в различных сферах местных сообществ. На региональном уровне предпринимаются попытки законодательно закрепить это направление в деятельности библиотек.

Так, Мурманская ОУНБ принимала участие в разработке закона Мурманской области «Об информационном обеспечении органов государственной власти Мурманской области», в котором ее обязанности и обязанности органов государственной власти прописаны отдельной статьей Сорокоумов, С. Цель одна - сделать свои учреждения видимыми для власти и доступными для читателей / С.Сорокоумов // Библиотека. - 2002. - № 4. - С. 22.. В то же время для населения большое значение имеет открытость информации, представляющей общественный интерес.

Таковой являются законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений;

  • - документы, содержащие сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для безопасного функционирования производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  • - документы, содержащие информацию о деятельности органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других местных ресурсов, о состоянии экономики, социальной сферы и т. д.

Доступ физических и юридических лиц к данной информации служит основой осуществления общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления, «прозрачность» которой может обеспечить муниципальная библиотека. Это будет её вкладом в процесс демократизации общества.

В сегодняшних условиях муниципальная библиотека должна стать собирателем и хранителем вышеназванных информационных ресурсов, обеспечивая при этом всеобщий и равный доступ к ним членов местного сообщества.

В поддержку муниципальных библиотек на уровне Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принято решение о придании им особой социальной значимости в процессе становления института местного самоуправления. Так, в исполнение указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ» от 11 июня 1997г Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ: Указ Президента РФ № 568 от 11 июня 1997г. // Собрание законодательства РФ. - № 24. - ст. 2741.., Федеральных Законов Российской Федерации «О библиотечном деле» О библиотечном деле: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994г. № 78-ФЗ // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 41-56. и «Об обязательном экземпляре документов» Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон РФ от 29 дек. 1994г. // Библиотека и закон: Юридич. журнал-справочник.- Вып. 5.- 2003. - ст. 2338., а также в соответствии с Федеральной программой поддержки местного самоуправления предложено начать систематическую и повседневную работу, направленную на повышение уровня информированности, правовой культуры населения по вопросам местного самоуправления, организации жизнедеятельности местного сообщества.

С этой целью на базе муниципальных библиотек (ЦБС) рекомендуется:

  • - организовать сбор, хранение и предоставление в пользование документов и материалов по вопросам местного самоуправления, сделав библиотеку центром информационного обеспечения населения и ОМС;
  • - обеспечить включение в фонд библиотеки опубликованных и неопубликованных документов, принимаемых ОМС;
  • - обеспечить предоставление населению информации о местных бюджетах и налогах, муниципальной собственности, приватизации, а также сведений, касающихся всех аспектов деятельности муниципального образования (социально-экономического, культурного, образовательного).

Источниками комплектования настоящей части фонда должны служить постановления, решения и другие документы представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также местная пресса. В рекомендациях Совета Федерации Федерального собрания РФ, принятых 24 апреля 1998г. по результатам парламентских слушаний «О библиотечном обслуживании населения РФ», содержатся положения о том, чтобы библиотеки и библиотечные фонды, считались неотъемлемой частью информационных ресурсов муниципального образования, региона, страны. Интерес представляет решение Государственной комиссии по информатизации от 16 июня 1998г. «Состояние информационно-библиотечной деятельности в России для поддержки органов государственной власти».

В нем отмечается, что на фоне децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни библиотеки должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов России Местное самоуправление в системе публичной власти в РФ / О.В. Новиченко // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 12. - С. 12. . Таким образом, основными задачами муниципальных библиотек в области информационной деятельности являются:

Формирование наиболее полного массива местной информации и создание

оптимальных условий для доступа к нему жителей - членов местного сообщества;

  • - участие в развитии правовой культуры местного сообщества посредством предоставления информации в области законодательства федерального, регионального, местного;
  • - информационная помощь в решении социально-бытовых проблем местного сообщества (трудоустройство, обмен жилья), информирование о важнейших событиях и фактах местной жизни;
  • - предоставление ОМС информации с целью оказать воздействие на различные сферы жизни местных сообществ, помощь органам местного самоуправления в соблюдении ими правовых норм при решении вопросов местного значения;
  • - информационное обеспечение программ и проектов социально-экономического и культурного развития муниципальных образований.

Осуществляя поставленные задачи, муниципальные библиотеки один из механизмов взаимодействия общества и власти, как посредник между органами местного самоуправления и местным сообществом. Тем самым, они выступают как доказательство эффективности и перспективности своего существования, востребованности новой системе общественных отношений.


Взаимодействие библиотек с органами местного самоуправления
Успешная реализация государственной политики по правовому просвещению граждан невозможна без тесного и взаимовыгодного сотрудничества между органами местного самоуправления и публичными библиотеками.

В соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации, создание условий для предоставления гражданам муниципальной информации является одной из задач органов местного самоуправления. Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02. 2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяет муниципальные библиотеки в качестве центров, обеспечивающих доступ к сведениям о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Выступая в роли муниципальных информационных центров, библиотеки имеют возможность активно участвовать в деятельности органов местного самоуправления посредством предоставления необходимой им информации. При этом библиотечные услуги могут быть предложены как структурным подразделениям муниципалитетов, так и отдельным служащим.

Для выявления путей и перспектив взаимодействия библиотеки с различными подразделениями и конкретными сотрудниками органов местного самоуправления целесообразно провести их опрос (анкетирование). Он позволит выявить не только те или иные запросы респондентов, но и даст возможность предложить им свои услуги в качестве информационной службы.

При этом следует учитывать, что удовлетворение не только деловых, связанных с профессиональной деятельностью, информационных потребностей, но и личных запросов (наряду с другими пользователями библиотеки) – важный принцип построения отношений с представителями властных структур.

В связи с этим рекомендуется выяснить круг как профессиональных, так и личных интересов респондента, определить, какие сведения и из каких источников следует для него накапливать, а также установить, какой полезной для библиотеки информацией он располагает, по каким вопросам к нему следует обращаться за консультацией, к проведению каких мероприятий можно привлекать. (Примерная анкета по изучению информационных потребностей муниципальных служащих – Приложение № 2)

По результатам анализа полученных данных могут быть сформированы картотеки запросов работников муниципальных служб и организовано их индивидуальное обслуживание. Исследование позволит установить наиболее оптимальные формы информационного обслуживания респондентов (индивидуальное информирование, консультации, аналитические обзоры, книжные выставки и т. д.).

Опрос сотрудников местных органов власти может проходить как в форме анкетирования, так и в виде интервью. Как правило, анкетирование применяется тогда, когда ставится задача получить информацию от достаточно большого числа респондентов.

Во время интервьюирования используются специальные бланки, состоящие из тех же (или примерно тех же) вопросов, что имеются в анкете, однако интервьюер сам вписывает ответы респондента в бланк.

Изучение информационных потребностей работников муниципальных органов помимо опроса предполагает осуществление также метода наблюдения. Он может быть применён при анализе работы читателей со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки (каталогами, картотеками), а также во время заседаний органов местного самоуправления, встреч представителей местных властей с населением. Методом наблюдения можно воспользоваться при проведении выставок, вернисажей, юбилеев и других мероприятий, на которые приглашаются представители местной власти.

Помимо опроса и наблюдения можно прибегнуть к анализу предоставленных библиотеке документов: планов, отчётов, статистических материалов, справок, а также писем жителей местного сообщества. Это даёт возможность уточнить направления деятельности специалистов органов местного самоуправления и в какой-то мере прогнозировать их запросы.

Достаточно точные данные об информационных потребностях конкретных лиц содержат документы, находящиеся в библиотеке: читательские формуляры, записи об отказах, данные о результатах индивидуального информирования.

По результатам исследования в целях организации индивидуального и коллективного информирования муниципальных служащих рекомендуется формировать картотеки запросов, тематические папки, информационные списки литературы о законах, нормативных актах, решениях, постановлениях федеральных и региональных органов власти, пресс-папки по публикациям в местной периодической печати.

Информирование сотрудников органов местного самоуправления может осуществляться по телефону, факсу, по почте, электронной почте, курьером. При этом следует учитывать пожелания, выраженные в ходе опроса.

Выступая в качестве потребителей информационных услуг, муниципальные служащие, в то же время, сами являются источником информации о деятельности органов местной власти. Они могут предоставлять библиотеке материалы о своей работе (планы, отчёты, документы о заседаниях комитетов и комиссий) для обеспечения их хранения и доступа к ним членам местного сообщества.

Информационный обмен материалами может осуществляться как в бумажном, так и электронном виде.

Таким образом, опубликованные и неопубликованные документы органов местного самоуправления наряду с сообщениями местных и региональных СМИ о жизни муниципального образования являются одним из источников формирования фонда библиотеки по вопросам местного самоуправления.

Постоянно актуализируемая электронная информация может быть получена также с сайтов органов муниципальной власти (администрации, правительства, управлений ФМС, ФНС, УВД, ГИБДД, арбитражного суда, прокуратуры, отделов культуры), с сайтов общественных организаций и интернет-порталов правовой информации.

Печатными источниками муниципальной информации могут служить журналы:

«Глава местной администрации» . Издание публикует практические материалы по реализации Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На его страницах обсуждаются проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ, деятельность образовательных, медицинских, клубных учреждений, вопросы привлечения внебюджетных средств на содержание дорог и благоустройство территорий. Уделяется также внимание правовым аспектам управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами, юридическому сопровождению муниципального заказа.

«Государственная власть и местное самоуправление». Основной тематикой издания являются вопросы государственного строительства, соотношения регионального и федерального законодательства, проблемы организации местного самоуправления, информация о парламентских слушаниях, конференциях, заседаниях круглых столов.

«Местное право». На страницах журнала печатаются и обсуждаются законопроекты, касающиеся вопросов местного самоуправления, даются комментарии и практические рекомендации по применению действующего законодательства, публикуются образцы документов местной власти.

«Местное самоуправление: организация, экономика и учёт». Журнал посвящён вопросам организации и основным направлениям деятельности территориального общественного самоуправления, порядку проведения муниципальных выборов, формированию, утверждению и исполнению местного бюджета, организации бухгалтерского учёта, проблемам начисления и сборов налогов.

«Муниципальная власть». Это иллюстрированное научно-методическое и публицистическое издание содержит новости законодательства, обсуждает проблемы правового строительства в сфере местного самоуправления, вопросы реализации муниципальных программ социально-экономического развития и функционирования современного муниципалитета.

«Муниципальная служба». Журнал освещает нормативно-правовое регулирование деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, методическое и правовое сопровождение проведения референдумов, выборов, голосований, обсуждает вопросы приёма, увольнения, аттестации муниципальных служащих, публикует материалы конференций, семинаров, совещаний по вопросам муниципальной службы. Ознакомиться с отдельными статьями журнала в открытом доступе можно на сайте http://emsu.ru/ms/ ;

«Муниципальная экономика». Издание посвящено проблемам обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований, налоговой политике и бюджетному процессу, задачам эффективного использования муниципальных земель и имущества, вопросам теории и практики управления муниципальным хозяйством, особенностям инвестиционного климата, жилищного и промышленного строительства в муниципальных образованиях. К журналу прилагается брошюра «Арбитражные споры» с тематической подборкой новой арбитражной практики с участием органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

«Муниципальное право». Издание печатает полные тексты решений Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации, а также других судов по вопросам деятельности органов местного самоуправления, публикует документы и статьи по истории российского муниципального права, аннотированные перечни новых нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. К каждому номеру журнала прилагается брошюра «Судебный прецедент» с тематической подборкой новой судебной практики с участием органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений.

«Практика муниципального управления». Журнал публикует модельные нормативно-правовые акты по вопросам административной и хозяйственной деятельности муниципалитетов, рассказывает о ходе муниципальной реформы на примере конкретных городских и сельских поселений, освещает финансовые и межбюджетные отношения, вопросы землепользования и разграничения муниципальной собственности.

Таким образом, библиотекам следует использовать разнообразные источники комплектования по вопросам местного самоуправления, удовлетворяющие информационные потребности как руководителей местных органов власти, так и рядовых членов местного сообщества.

Информирование населения о

деятельности органов местного самоуправления.

Формы проведения мероприятий
Большое значение для населения имеет открытость информации, представляющей общественный интерес и позволяющей, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принимать участие в решении вопросов местного значения. В связи с этим до сведения пользователей библиотеки рекомендуется доводить следующую информацию:

– устав муниципального образования, нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, других органов и должностных лиц местного самоуправления;

– проекты нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе внесенные в порядке народной правотворческой инициативы, для обеспечения гражданам и их организациям возможности обсуждения проектов и внесения по ним предложений;

– сведения о формировании органов местного самоуправления (исполнительно-распорядительных, контрольных, совещательных, территориальных и др.), о замещении муниципальных должностей муниципальной службы;

– о проведении и об итогах выборов (кто избран, процент принявших участие в голосовании, процент голосов, поданных за кандидатов (списки кандидатов), выявленные нарушения, данные об избранных кандидатах и т. д.);

– программы главы муниципального образования, избранных депутатов, партий и общественных объединений, получивших мандаты в органы местного самоуправления;

– ежегодную информацию о состоянии развития муниципального образования, прогнозируемых результатах и стоящих перед органами местного самоуправления задачах;

– наказы избирателей, полученные в ходе избирательной кампании;

– отчеты выборных лиц, в том числе по реализации своих программ и наказов избирателей;

– планы работы органов местного самоуправления, в том числе планы нормотворческой работы;

– основные задачи, функции, права и обязанности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, а также контактная информация для граждан (телефоны, адреса, место, часы и дни приёма граждан);

комплексные программы социально-экономического развития (в части целей, задач, исполнителей, предполагаемых результатов), прогнозные планы и итоги реализации;

– о месте и времени проведения заседаний органов местного самоуправления, предполагаемой повестке дня, регламенте работы, порядке реализации прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления;

– генеральный план города, планы застройки, зонирование территории, информация о размещении новых объектов на территории муниципального образования;

– программы общественных работ, муниципальные программы занятости;

– о муниципальных вакансиях, о проведении конкурсов на замещение муниципальных должностей;

– сведения о размещении муниципальных заказов;

– местный бюджет, в том числе разбивка бюджета в соответствии со статьями бюджетной классификации;

– отчёты об исполнении бюджета;

– о приватизации муниципального имущества, в том числе планируемой;

– о создании (реорганизации, ликвидации) муниципальных предприятий и учреждений, об участии муниципального образования в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях;

– постановления, объявления о торгах, конкурсных отборах

участников различных организаций в проводимых тендерах;

– о налогах и сборах;

– об общей ситуации и актуальных событиях на территории местного образования;

– о чрезвычайных ситуациях;

– муниципальные экологические программы.

Для наиболее удобного и оперативного поиска данной информации в систематическом каталоге целесообразно выделить рубрику «Местное самоуправление», «Местное самоуправление: проблемы и перспективы». Краеведческая картотека статей также может содержать рубрики «Местное самоуправление», «Выборы в органы местного самоуправления», «Решения и постановления органов местной власти» и т. д.

В соответствии с читательскими запросами и пожеланиями муниципальных служащих рекомендуется формировать имеющиеся в библиотеке материалы по вопросам местного самоуправления в проблемно-тематические досье, пресс-папки «Районные программы», «Районный бюджет», «Муниципальные служащие. Права и обязанности».

Наибольшей эффективности информационного обслуживания пользователей библиотеки можно достичь путём сочетания традиционных и инновационных форм работы, активного внедрения и использования цифровых технологий.

Перспективным направлением современной библиотечной деятельности является формирование специализированного справочно-поискового комплекса: создание и ведение электронного каталога, организация и наполнение электронных баз данных, отражающих нормативные правовые акты, принимаемые органами местной власти, фактографические сведения и публикации СМИ по вопросам местного самоуправления.

Имеющийся в библиотеках инновационный потенциал может быть реализован путём размещения на сайте библиотеки разнообразной информации, освещающей деятельность органов местного самоуправления и сообщества. Это могут быть историческая справка и статистические данные о населённом пункте, информация о структуре и полномочиях местной администрации, важнейшие правовые акты, принятые органами местного самоуправления, сведения о народных избранниках, данные о распределении бюджетных средств на социальные нужды. Помимо этого библиотечный сайт может стать площадкой для продвижения и реализации государственных, региональных и муниципальных целевых программ и проектов. Регулярное и информационно насыщенное обновление библиотечного сайта будет содействовать привлечению более широкой читательской аудитории, и прежде всего молодёжи, а также повышению статуса библиотеки и укреплению её влияния в местном сообществе.

Успешному информированию населения о работе местной власти будет способствовать постоянно действующий и регулярно обновляемый информационный стенд (доска объявлений) «Местное самоуправление: вчера, сегодня, завтра», «Россия: власть на местах», «В коридорах власти». На стенде будут уместны рубрики «Внимание! Важный документ!», «Законы: федеральные, региональные, местные», «Органы местного самоуправления: адреса, телефоны, часы приёма населения», «Информация о встречах руководителей местного самоуправления с населением», «Информация о принятых решениях и о ходе их выполнения». В этих специализированных рубриках рекомендуется знакомить жителей с актуальными законодательными и нормативными актами федерального, регионального и местного уровней, помещать графики приёма граждан депутатами и должностными лицами, размещать дайджесты прессы по вопросам местного самоуправления.

Для наибольшей наглядности и привлечения внимания пользователей стенд может быть дополнен фотоматериалом. Это могут быть фотографии мероприятий с участием представителей местной власти (например, открытие школы, больницы, детсада, газификация объекта и т. п.).

Информирование населения о деятельности органов местного самоуправления можно считать наиболее эффективным в том случае, если будет налажен канал взаимной связи между гражданами и органами местной власти. Для обеспечения его работы муниципальным библиотекам целесообразно организовать сбор предложений и замечаний жителей по предоставленной информации и оперативную передачу их органам местного самоуправления.

Для этого информационные стенды и доски объявлений могут быть оснащены кармашками (урнами, ящиками и т.п.) для письменных обращений граждан. Такой своеобразный «почтовый ящик» может называться «Вопросы к власти», «Разговор с властью» и т. п.

Документы, получаемые от органов местного самоуправления, рекомендуется использовать при проведении библиотекой разнообразных массовых мероприятий. Например, к ярмарке местных товаропроизводителей может быть приурочена выставочная полка «Ваше преуспевание – в ваших руках» и проведён обзор имеющихся на ней документов. Здесь будут уместны положение о рынках и правилах торговли на них, а также положения о местных налогах, сборах и других платежах и льготах по ним.

Особую информационную ценность представляют носящие системный, постоянный характер университеты знаний, лектории, дискуссионные клубы, проводящие мероприятия по темам «Проблемы социального развития края», «О бюджете города (района)», «Город (район) накануне выборов в органы местного самоуправления». Такие формы работы позволяют библиотеке стать центром выражения общественного мнения и обеспечивают информирование широкой общественности о работе местной администрации.

С целью повышения эффективности библиотечных мероприятий рекомендуется провести предварительное анкетирование целевой аудитории на тему «Что вы понимаете под местным самоуправлением?». Таким образом можно установить пробелы в информационных знаниях опрашиваемых и уделить этому больше внимания при подготовке выставок, встреч, дискуссий, обзоров и т. д.

Одной из действенных форм установления прочного взаимодействия между органами местной власти и населением является организация сотрудниками библиотеки регулярных встреч жителей с главами и специалистами местной администрации. Обсуждение актуальных проблем местного сообщества – о социальных услугах, здравоохранении, помощи и социальной поддержке молодых семей, об экологической безопасности, газификации, организации досуга и т. п. – является одним из видов участия граждан в решении вопросов местного значения.

Эффективным способом общения населения с законодательной властью на региональном уровне является «встреча с депутатом», «час депутата», организуемые и проводимые библиотекой. На таких встречах предполагается оценка населением деятельности народных избранников, свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе. Участники мероприятия могут выразить своё мнение, внести замечания, уточнения, предложить свою формулировку законов, обращений и т. д. Подобные встречи развивают правовую грамотность и правосознание граждан, повышают их гражданскую активность и ответственность.

Таким образом, организация и проведение названных мероприятий способствуют росту престижа библиотеки, закладывают основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к библиотекам как помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах. В связи с этим деятельность сотрудников библиотеки должна быть направлена как в помощь органам местного самоуправления, так и в адрес населения, ибо просвещённый руководитель и муниципальный служащий – важное условие выживания библиотеки, а просвещённый житель – гарантия её стабильности.

Публикации по теме

Петрова Л.А.
Административная реформа и сельская библиотека. «За» и «против» децентрализации библиотечной сети

[ Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004– № 10. – С.18-23 ]

В первом полугодии 2004 г. Новгородская областная научная библиотека организовала и провела три зональных семинара «Сельская библиотека и местное сообщество» по следующим вопросам:

  • анализ работы сельских библиотек области в современных социально-экономических условиях;
  • роль библиотек в обеспечении жизнедеятельности села;
  • взаимодействие с местной администрацией и др.вопросы.

Установление границ и статуса муниципальных образований
В Законе № 131 заложена идея формирования двухуровневой системы местного самоуправления с четко сформулированным перечнем полномочий для муниципальных образований.
В соответствии с установленными Законом № 131 критериями следует:

  • все территории субъектов РФ отнести к городским или сельским поселениям и формируемым на их основе муниципальным районам и городским округам;
  • установить границы и статус каждого муниципального образования;
  • разграничить их собственность;
  • привести их законодательные акты в соответствие с данным Федеральным законом.

Принципиальным отличием нового закона о местном самоуправлении от ныне действующего одноименного Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ является установление новых критериев для определения границ муниципальных образований.
Поселения. Первым уровнем в градации муниципальных образований будет считаться территория с численностью сельского населения не менее 1000 жителей.
Одним из главных критериев при определении границ поселения станет пешеходная доступность, означающая, что человек в течение рабочего дня должен иметь возможность дойти до здания администрации и вернуться обратно (ст. 11, гл. 2 Закона N° 131).
Каждое муниципальное образование будет иметь главу, исполнительный и представительный органы власти. Так, например, в Новгородской области согласно этому положению вместо ныне существующих 22 муниципальных образований будет 290.
Муниципальные районы. Второй уровень муниципальных образований – муниципальные районы, объединяющие несколько поселений. Основным признаком такого объединения будет общая территория, «…в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;…» (п. 1, ст. 2, гл. 1 Закона № 131).
Городской округ. Третьим уровнем в градации муниципальных объединений станут городские округа – город с прилегающими к нему ближайшими поселками. Это «…городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;#8230;» (п. 1, ст. 2, гл. 1 Закона № 131).
Согласно Закону № 131 к вопросам местного значения поселения и. городского округа в области культуры отнесены:

  • организация библиотечного обслуживания населения;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами учреждений культуры;
  • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения (городского округа).

К вопросам местного значения муниципального района в области культуры отнесена лишь организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Территориальные изменения повлекут за собой и смену нынешнего статуса библиотек. В соответствии с перечисленными новыми муниципальными образованиями они станут:

  • поселенческими (сельские, районные, городские);
  • межпоселенческими, организующими библиотечное обслуживание нескольких поселений.

Решать вопросы обеспечения жизнедеятельности библиотек на своей территории и нести ответственность за них будут непосредственно органы власти соответствующего муниципального образования.

Децентрализация библиотечной сети
В связи с введением Закона № 131 ожидаются изменения и в структуре библиотечной сети, а также в библиотечном обслуживании населения. На основании Закона № 131 должна произойти децентрализация библиотечной сети, в результате чего все они перейдут в собственность вновь создаваемых поселений.
Стоит отметить, что вопрос о децентрализации в силу неоднозначности ее положительного эффекта рассматривался на семинарах особенно пристально.
Статистический анализ деятельности сельских библиотек области за три десятилетия работы в условиях централизации и анкетирование, проведенное в Новгородской области в 2001-2003 гг., выявили не только положительные моменты централизации, такие как:

  • экономное и рациональное использование средств, отпускаемых на библиотечную работу;
  • улучшение материально-технической базы;
  • изменение качественного состава книжных фондов и возможности их взаимоиспользования;
  • сложившуюся систему повышения квалификации библиотечных кадров и др.,
но и негативные явления.

Среди последних – остаточный принцип финансирования, который сдерживает развитие библиотек и обновление их книжных фондов, ведет к снижению уровня обслуживания населения. Вызывает тревогу и недостаточная техническая оснащенность библиотек: 86% сельских филиалов, среди которых есть и крупные, до сих пор не телефонизированы. Остается нерешенным и вопрос компьютеризации библиотек.
Восьмилетний опыт работы, к примеру, ЦБС Демянского района Новгородской области при частичной децентрализации показал бессмысленность передачи управления сельскими филиалами библиотек на места без достаточного финансирования. В указанный период особо остро стояла проблема выживания библиотек, сохранения кадров, помещений, книжных фондов.
Попав в зависимость от глав сельских администраций – от их сомнительной компетентности, личных симпатий и антипатий, сельские библиотеки испытали огромные трудности. Однако выжить в этот сложный период удалось только потому, что центральная районная библиотека продолжала поддерживать сельские филиалы и оказывать им помощь.
Выправить положение удалось, лишь вернувшись вновь к централизованной библиотечной системе с новым штатным расписанием.
В результате обсуждений на семинарах возможных перспектив развития библиотечной сети были предложены возможные варианты организационных форм библиотек:

  • межмуниципальное библиотечное объединение;
  • самостоятельная библиотека.

Участие библиотек в местном самоуправлении
Несомненно, что местное самоуправление – это важнейший принцип демократизации общества. И библиотеки должны максимально использовать возможности, которые открывает сотрудничество с органами власти на местах.
Сегодня библиотека на селе – это информационный, досуговый и культурно-просветительный центр, востребованный жителями. Планы ее работы с населением утверждаются в сельской администрации. Совместно с местной властью организуются и крупные мероприятия, праздники для жителей села. Немаловажно активное участие библиотек в избирательных и других кампаниях. При этом в филиалах некоторых из них работают центры правовой информации, в сельских библиотеках проходят сходы жителей поселков. Нужно иметь в виду, что, в свою очередь, местная администрация может оказывать библиотекам помощь в проведении ремонта, приобретении литературы, поиске спонсоров различных ее мероприятий.
Повышение престижа и создание имиджа, улучшение материально-технической базы библиотеки – вот главные результаты сотрудничества библиотеки и местного сообщества.
Анкетирование 85 сельских библиотек по вопросам их взаимодействия с местной властью выявило следующие результаты:

  • активное взаимодействие и полная поддержка – 87, 5%;
  • отсутствие взаимодействия – 12, 5%.

Библиотека - информационный центр на селе
В наше время роль библиотек в организации доступности информации – оперативной и точной – возрастает многократно. Открытие информационных центров на базе центральной библиотеки позволит на более качественном уровне вести информирование муниципальных служащих и населения по всему спектру насущных вопросов.
Так, информационный центр при Новгородской областной универсальной научной библиотеке информирует население о различных аспектах жизни района посредством выпуска «информ-листка». Но одного такого центра в области недостаточно. В перспективе должны быть:

Взаимодействие между поставщиками и потребителями информации, создание и пополнение объема печатных документов, электронных баз данных будет осуществлять центральная библиотека.

Переменный фонд
Одним из вариантов решения финансовых проблем сельских библиотек может стать создание в центральной библиотеке переменного фонда, который будет обслуживать только сельские филиалы.
На семинарах была представлена рассчитанная на 3 года программа «От сохранения книжных фондов – к их развитию», которая должна способствовать решению одной из острых проблем – несоответствия книжных фондов сельских библиотек потребностям читателей.
Программа содержит ряд положений, открывающих возможность в сложившейся ситуации направлять денежные средства в несколько опорных библиотек для комплектования фонда, отвечающего потребностям пользователей.

Новые формы обслуживания населения
Большое внимание на занятиях уделялось и новым формам работы с читателями. Несмотря на недостаток литературы – прежде всего, справочной, детской, учебной, а также книг современных писателей, библиотека востребована сегодня различными категориями пользователей. В некоторых библиотеках сформировались целые читательские династии.
Единый фонд. Решением проблемы поддержания читательского интереса в таких сложных условиях может стать использование единого фонда ЦБС, МБА, которые во многом помогают обеспечить посетителей библиотек нужной литературой. В условиях дефицита финансов для комплектования книжных фондов, когда нередко литература приобретается в единственном экземпляре, этот фонд приобретает большое значение. Благодаря единому фонду периодические издания станут доступны читателям библиотек-филиалов.
Внестационарное обслуживание. Огромная роль отводится вне-стационарному обслуживанию населения. Особенностью севера и северо-запада России является большое количество мелких населенных пунктов.
В связи с новым административно-территориальным делением во вновь созданных поселениях вместо одной могут оказаться две-три сельские библиотеки. Сможет ли новая власть их содержать? В этих условиях будет возрастать роль внестационарного обслуживания.
Очень показателен исторический опыт библиотечного дела в дореволюционной России, когда земства из-за дороговизны книг создавали передвижные библиотеки кругового типа. Книги по определенной отрасли знаний из нескольких близко расположенных населенных пунктов объединялись в одном из них. Через полгода селения менялись между собой этими комплектами.

Сельский культурный комплекс (СКК)
Некоторые библиотеки в связи с реорганизацией должны стать самостоятельными. Одной из форм их существования может быть сельский культурный комплекс, куда войдут:

  • сельская библиотека;
  • Дом культуры;
  • другие учреждения культуры.

Так, например, Передский СКК Боровичского района Новгородской области, организованный еще в 1991 г., включает Дом культуры, 2 клуба, л 3 библиотеки, киноустановку и музей. СКК имеет свой устав, положение, коллективный договор. Заключены договоры с центральной районной библиотекой на оказание методической и практической помощи (в повышении квалификации кадров, использовании единого фонда и т. п.). Работа СКК строится на совместной основе с сельской администрацией, школой, детским садом. Все сотрудники активно занимаются привлечением внебюджетных средств, что позволило улучшить материальное положение работников комплекса.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме