Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (основные составы, характеристика объективных и субъективных признаков). Административное право в области дорожного движения Виды административных правонарушений

1. Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)

Перечислим административные правонарушения в области дорожного движения (согласно КоАП РФ):

1. Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке

2. Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

3. Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

4. Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов

5. Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена

6. Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

7. Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

8. Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

9. Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения

10. Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

11. Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали

12. Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

13. Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков

14. Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования

15. Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

16. Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

17. Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными световыми и звуковыми сигналами

18. Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

19. Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

20. Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

21. Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

22. Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды

23. Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей

24. Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего

25. Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства

26. Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

27. Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

28. Статья 12.28.. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах

29. Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

30. Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего

31. Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с кот

32. Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

33. Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

34. Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

35. Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

36. Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств

Административные правонарушения в сфере дорожного движения имеют общий признак -- это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность. Однако она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины Иванова Л.И. Административное правонарушение: понятие и состав: Лекция. - Домодедово, 2000, с.27 .

Для характеристики объекта правонарушений в области дорожного движения необходимо определить те конкретные отношения, которые регулируются и охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими ответственность за нарушения правил дорожного движения, установленного порядка эксплуатации транспортных средств.

Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что они направлены на строгое соблюдение порядка дорожного движения, обеспечивающего нормальную, ритмичную и четкую работу автомобильного транспорта, что в конечном итоге обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения.

Объектом посягательства дорожных правонарушений является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

Общественная вредность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта и прицепов к нему, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. М.: Изд-во "Транспорт", 1989, с.24 , эксплуатации железнодорожных переездов Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов Министерства путей сообщения Российской Федерации. М.: Изд-во "Транспорт", 1997. .

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на иные виды движения (например, водное, воздушное и т.д.).

Для правильной квалификации дорожных проступков необходимо знать, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется только в пределах дорог.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП, является водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо. По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа). Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места работы водителя.

Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение. Перенос ответственности непосредственных нарушителей правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим. В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц. Так, например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта. В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

Согласно ч. 2 ст. 12.31 КоАП выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда. В то же время управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 минимального размера оплаты труда, применяемых к водителю.

Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст. ст. 12.29, 12.30).

Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП. Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП. С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.

Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:

Должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:

Судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 КоАП, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП;

Органы внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.4 - 12.34 КоАП;

Органы российской транспортной инспекции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).

Приводим перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

ѕ предупреждение;

ѕ административный штраф;

ѕ конфискация предмета административного правонарушения (статья 12.4, часть 2, статья 12.36);

ѕ лишение права управления транспортным средством;

ѕ административный арест (статья 12.27, часть 2).

Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф. Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.

Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее -- уполномоченные лица).

Административная ответственность в области дорожного движения

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Состав административного правонарушения в области дорожного движения, равно как и состав абсолютно любого иного правонарушения, включает в себя совокупность следующих объективных и субъективных признаков (элементов)...

Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения совершаемого водителями автотранспортных средств

административный правонарушение дорожный водитель В современном законодательстве под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица...

Административно-правовой статус участников дорожного движения и проблемы его реализации

Административные правонарушения в области дорожного движения

К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности в соответствии с главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) относятся: · нарушение порядка ведения бухгалтерского...

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Родовым объектом АП, закреплённых в главе 12 КоАП , является установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской деятельности...

Административные правонарушения против порядка управления

Выявление и документирование административных правонарушений в области таможенного дела

В соответствии с пп.1 п.1 ст.28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами...

Дорожно-транспортные преступления

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Правонарушения в области предпринимательской деятельности

К административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности в соответствии с главой 12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях относятся: - нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил...

Роль дорожно-патрульной службы ГИБДД в профилактике и пресечении правонарушений в области дорожного движения

На ГИБДД возлагаются следующие обязанности Указ Президента РФ от 15.06.1998г. № 711 (ред. от 03.07.2009г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о ГИБДД Министерства внутренних дел РФ»)//СЗ РФ. - 1998...

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Характеристика административных правонарушений в области дорожного движения

Состав административного правонарушения в области дорожного движения, равно как и состав абсолютно любого иного правонарушения, включает в себя совокупность следующих объективных и субъективных признаков (элементов)...

Общая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ)

Перечислим административные правонарушения в области дорожного движения (согласно КоАП РФ):

  • 1. Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке
  • 2. Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил утановки на нем государственных регистрационных знаков
  • 3. Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения
  • 4. Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов
  • 5. Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена
  • 6. Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
  • 7. Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством
  • 8. Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения
  • 9. Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
  • 10. Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути
  • 11. Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
  • 12. Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
  • 13. Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
  • 14. Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
  • 15. Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
  • 16. Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
  • 17. Статья 12.17. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными световыми и звуковыми сигналами
  • 18. Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
  • 19. Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств
  • 20. Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
  • 21. Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки
  • 22. Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды
  • 23. Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей
  • 24. Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
  • 25. Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
  • 26. Статья 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • 27. Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
  • 28. Статья 12.28.. Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах
  • 29. Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
  • 30. Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
  • 31. Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с кот
  • 32. Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством
  • 33. Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
  • 34. Статья 12.34. Нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
  • 35. Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию
  • 36. Статья 12.36. Воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств

Административные правонарушения в сфере дорожного движения имеют общий признак -- это общественная опасность, то есть противоправное действие или бездействие (нарушение правил дорожного движения, нормативных актов о безопасности дорожного движения), совершенное физическим или юридическим лицом, за которое на основании закона предусмотрена административная ответственность.

Однако она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины.

Для характеристики объекта правонарушений в области дорожного движения необходимо определить те конкретные отношения, которые регулируются и охраняются административно-правовыми нормами, предусматривающими ответственность за нарушения правил дорожного движения, установленного порядка эксплуатации транспортных средств.

Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что они направлены на строгое соблюдение порядка дорожного движения, обеспечивающего нормальную, ритмичную и четкую работу автомобильного транспорта, что в конечном итоге обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения.

Объектом посягательства дорожных правонарушений является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

Под установленным порядком эксплуатации транспортных средств подразумеваются правила допуска транспортных средств к эксплуатации, правила технической эксплуатации для отдельных видов автомототранспорта, учитывающие специфику их использования, правила перевозки пассажиров и грузов на определенных видах и типах транспорта, иные правила, действующие в сфере обеспечения безопасности эксплуатации транспортных средств.

Общественная вредность правонарушений, совершаемых участниками дорожного движения, состоит, с одной стороны, в том, что ими создается опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, с другой стороны, может быть причинен материальный ущерб.

В качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать общественные отношения, обеспечивающие соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств, проведения государственного технического осмотра автомототранспорта и прицепов к нему, безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д.

Объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Следует подчеркнуть, что Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на иные виды движения (например, водное, воздушное и т.д.).

Для правильной квалификации дорожных проступков необходимо знать, что дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется только в пределах дорог.

Субъектом правонарушения в области дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста, - граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП, является водитель.

Правила дорожного движения водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо.

По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, определен ст. 2.3 КоАП: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Однако за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Следует также подчеркнуть, что к указанным лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением административного ареста (а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - еще и административного штрафа).

Кроме того, органы (должностные лица), которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

Водитель транспортного средства выступает субъектом дорожного правонарушения вне зависимости от того, чьей собственностью является транспортное средство, а также от времени и места работы водителя.

Лицо считается водителем, когда оно само ведет автомототранспортное средство, а также тогда, когда, осуществляя управление параллельно с учеником-водителем, оно обучает ученика вождению транспортного средства, дает ему указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с ним.

По смыслу закона каждое лицо несет административную ответственность только за персонально совершенное им правонарушение.

Перенос ответственности непосредственных нарушителей правил дорожного движения на лиц, находящихся у них в служебном подчинении, недопустим.

В то же время для административных правонарушений в области дорожного движения характерны ситуации, когда в связи с совершением одного правонарушения к ответственности привлекаются два, три и более лиц.

Так, например, за эксплуатацию неисправного транспортного средства к административной ответственности могут быть привлечены как водитель, так и должностное лицо автотранспортного предприятия, которое отвечает за техническое состояние транспорта.

В подобных случаях административная ответственность виновных лиц наступает не за соучастие в одном и том же правонарушении, а за совершение каждым самостоятельных правонарушений, предусмотренных различными правовыми нормами.

Согласно ч. 2 ст. 12.31 КоАП выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

В то же время управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 0,5 минимального размера оплаты труда, применяемых к водителю.

Помимо водителя специальным субъектом административного правонарушения в области дорожного движения закон признает также пешехода, пассажира транспортного средства, лицо, управляющее мопедом, велосипедом, иного (помимо водителя транспортного средства) участника дорожного движения (ст. ст. 12.29, 12.30).

Должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за эксплуатацию транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, должностные лица, ответственные за состояние дороги, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, другие должностные лица являются субъектами правонарушений, предусмотренных ст. ст. 12.4, 12.21, 12.31 - 12.36 КоАП.

Следует подчеркнуть - и это одна из новаций КоАП, - что в качестве таких должностных лиц в соответствии со ст. ст. 12.35 и 12.36 могут выступать сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Юридические лица как субъекты дорожных правонарушений упоминаются только в ст. ст. 12.33 и 12.34 КоАП.

С субъективной стороны административные правонарушения в области дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже - неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения, охватывалось причинение в результате такого нарушения вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в главу 11 КоАП, статьям либо по соответствующим статьям УК РФ.

Протоколы об административных правонарушениях в области дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Кроме указанных лиц, протоколы о нарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП, уполномочены составлять:

Должностные лица органов управления дорожным хозяйством - об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35 и 12.36 КоАП, возбуждаются только прокурором.

Рассматривать дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе:

  • - судьи - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.35, 12.36 КоАП, а если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье, то и ч. 1 ст. 12.10, ч. 3 ст. 12.15, ч. 2 ст. 12.17, ч. 2 ст. 12.21, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП;
  • - органы внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.1, 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.4 - 12.34 КоАП;
  • - органы российской транспортной инспекции - об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.3 КоАП (об управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки).

Перечень административных наказаний за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ:

  • · предупреждение;
  • · административный штраф;
  • · конфискация предмета административного правонарушения (статья 12.4, часть 2, статья 12.36);
  • · лишение права управления транспортным средством;
  • · административный арест (статья 12.27, часть 2).

Самым распространенным видом наказания за совершение нарушений в области дорожного движения является административный штраф.

Размеры его составляют от одной второй до двадцати МРОТ (минимальный размер оплаты труда) для физических лиц, не являющихся должностными лицами.

Дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде штрафа, имеют право рассматривать в пределах своей компетенции начальник подразделения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания (далее -- уполномоченные лица).

Административное наказание за нарушения действующих правил дорожного движения – это устанавливаемая государством мера ответственности за совершение гражданами, участвующими в движении на дорогах, административного правонарушения, а именно за несоблюдение действующих нормативных требований в сфере дорожного движения.

Такая мера ответственности применяется, в первую очередь, для предупреждения новых правонарушений ПДД, как самим правонарушителем, допустившим отступление от законодательных правил, так и иными лицами.

Основным кодифицированным актом, определяющим меры административной ответственности при нарушении ПДД и их границы, выступает российский Кодекс об административных правонарушениях. Все составы административных правонарушений, совершаемых гражданами в области дорожного движения, обозначены в 12 главе КоАП РФ.

Меры административной ответственности при нарушении ПДД

Законодатель в указанной главе Кодекса установил следующие возможные меры административной ответственности для нарушителей ПДД:

  • предупреждение нарушителя;
  • административный штраф;
  • конфискацию предмета административного правонарушения у водителя-нарушителя;
  • лишение автомобилиста-нарушителя права управления автотранспортным средством;
  • административный арест.

В 2015 году, как и раньше, самой распространенной административной санкцией за совершение правонарушений в сфере дорожного движения выступает штраф. К примеру, ответственность за превышение скорости, установленной правилами дорожного движения, предполагает наложение штрафа от 500 до 5500 рублей. А за управление автотранспортным средством автомобилистом, не имеющим прав (за исключением случаев учебной езды), налагаются штрафные санкции в сумме 5000-15000 рублей.

Кроме того, российским административным законодательством предусмотрен целый ряд составов правонарушений административного характера, за совершение которых водитель-правонарушитель может быть лишен прав. В частности, к таким нарушениям ПДД относятся:

  1. Управление гражданином автотранспортным средством, имеющим заведомо подложные государственные регистрационные знаки (4 часть 12.2 статьи КоАП). Это правонарушение повлечет довольно серьезные санкции для виновного лица – лишение права управлять автотранспортными средствами на 6-12 месяцев.
  2. Управление автомашиной в состоянии опьянения (1 часть 12.8 статьи) наказывается одновременно и изъятием прав на 1,5-2 года, и наложением штрафа в 30000 рублей. В случае повторного аналогичного нарушения размер штрафной выплаты и срок лишения прав возрастают.
  3. Передача управления автотранспортом лицу, находящемуся в запрещенном для вождения состоянии опьянения (2 часть 12.8 статьи российского КоАП).
  4. Превышение установленной законодателем скорости движения автотранспортного средства больше, чем на 80 км/ч (4 часть 12.9 статьи).
  5. Запрещенное правилами пересечение железнодорожных путей вне специально оборудованного переезда, а также выезд автомобилиста на переезд, когда шлагбаум закрыт, закрывается или прозвучал запрещающий сигнал светофора либо дежурного по железнодорожному переезду. Также лишением прав для автомобилиста грозят остановка и стоянка автотранспортного средства на железнодорожном переезде (1 часть 12.10 статьи Кодекса).
  6. Выезд автотранспортного средства на ту сторону проезжей части у дороги, которая предназначена для встречного движения, когда это запрещено ПДД (4 часть 12.15 статьи российского Кодекса об административных правонарушениях).
  7. Непредставление водителем преимущества в движении спецавтотранспорту, обладающему нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими обозначениями, схематическими изображениями, надписями и передвигающемуся при одновременно включенных проблесковом синем маячке и специальном звуковом сигнале (2 часть 12.17 статьи КоАП).
  8. Нарушение автомобилистом правил, предусмотренных законодателем для перевозки опасной продукции, крупногабаритных либо тяжеловесных грузов (12.21.1 и 12.21.2 статьи российского КоАП).
  9. Нарушение водителем дорожных правил или правил по эксплуатации автотранспортного средства, ставшее причиной нанесения легкого вреда здоровью человека (потерпевшего) (12.24 статья КоАП).
  10. Неисполнение водителем законного требования компетентного сотрудника милиции о прохождении медосвидетельствования, проводимого для выявления состояния опьянения (12.26 статья).
  11. Оставление автомобилистом водителем места ДТП, участником которого он выступает, в нарушение ПДД (2 часть 12.27 статьи).

Тенденции развития административного законодательства в сфере дорожного движения

В последние годы наблюдается четкая тенденция законодателей по ужесточению мер административной и уголовной ответственности, назначаемой правоприменителями за допущенные участниками дорожного движения нарушения ПДД.

Первостепенно это связано с неблагоприятной статистикой в стране, свидетельствующей о ежегодном увеличении общего количества происходящих ДТП и росте количества дорожных аварий с серьезными последствиями – с причинением пешеходам или иным участникам дорожного движения тяжкого вреда здоровью, а также со смертельным исходом.

Законодательное ужесточение административных санкций, налагаемых за правонарушения в области дорожного движения, выражается, прежде всего, в значительном повышении размера штрафных санкций. Кроме того, не так давно была нормативно введена новая для России мера административной ответственности – административный арест, применяемый к нарушителям ПДД сроком до пятнадцати суток.

С 1 июля текущего 2015 года вступили новые поправки, дополнившие российское законодательство в сфере дорожного движения.

Введенные законодателем изменения затрагивают самые разные сферы, включая вопрос о мерах ответственности нарушителей ПДД. Ужесточение санкций, произошедшее в текущем году, больше касается серьезных правонарушений, грозящих водителю уголовной ответственностью.

В частности, автомобилист-нарушитель, подвергнутый недавно административному наказанию, может быть привлечен к уголовной ответственности. Речь идет о задержании правонарушителя в алкогольном опьянении за рулем в течение года после предыдущего аналогичного правонарушения.

В рассматриваемой ситуации, лицу, допустившему дважды такое серьезное нарушение ПДД, грозит лишение прав водителя до трех лет, и одновременно применяется лишение свободы до двух лет . Стоит сказать, что автомобилист будет считаться по закону подвергнутым соответствующему административному наказанию в течение года, который начинает считаться лишь со дня полного выполнения наложенного за предыдущее правонарушение наказания.

К примеру, если срок изъятия прав истек, а штраф водителем не выплачен, то сроки наказания будут исчисляться, начиная с даты уплаты соответствующего штрафа, а не со дня окончания сроков лишения прав.

Административное наказание является мерой ответственности за совершение правонарушения в области дорожного движения. Наказуемость - один из признаков правонарушения. Однако значение все-таки имеет не жесткость наказания. Достижение целей административной ответственности зависит от неотвратимости ее наступления и справедливости наказания. Важнейший принцип юридической ответственности - ее индивидуализация. Мера ответственности должна быть соразмерна тяжести совершенного правонарушения и особенностям личности виновного. Но для индивидуализации ответственности должны быть необходимые предпосылки в виде законодательного закрепления возможностей дифференциации ответственности1. За правонарушения, совершенные участниками дорожного движения, в КоАП РФ предусмотрены наказания -- предупреждение, назначение административного штрафа, лишение водителя права управления транспортными средствами и административный арест.

В системе административных наказаний одно из важных мест занимает предупреждение, что объясняется его содержанием. Особенность данного вида административного наказания заключается в отрицательной юридической оценке уполномоченными на то органами (должностными лицами) противоправных действий нарушителей Правил дорожного движения, которые влекут за собой наступление определенных отрицательных последствий для правонарушителя.

Предупреждение может применяться к виновному лицу как мера морального характера, средство укрепления дисциплины среди водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Следует отметить, что устное предупреждение по правовым последствиям отличается от предупреждения, выносимого уполномоченным на то органом (должностным лицом) в соответствии с действующим законодательством. Устное предупреждение не является административным наказанием, лишено характера наказания и, как правило, несет в себе воспитательную функцию.

Устное предупреждение в основном делается за малозначительные нарушения Правил дорожного движения и не влечет для нарушителя каких-либо правовых последствий. Как мера административного воздействия предупреждение оформляется постановлением уполномоченного на то органа (должностного лица) на основании рассмотрения материалов о нарушении Правил дорожного движения. Документация административного проступка в указанной форме влечет для виновного негативные последствия правового характера. Лицо, виновное в нарушении Правил дорожного движения и получившее предупреждение в установленном законом порядке, находится в течение года в состоянии наказанности.2

Административный штраф за нарушение Правил дорожного движения - мера административного наказания, которая заключается в том, что компетентные органы (должностные лица), согласно действующему законодательству, возлагают на виновного обязанность уплатить определенную сумму денег. Эта мера административного наказания характерна тем, что ее воздействие напрямую связано с имущественным правоограничением нарушителя.

Взыскание денежной суммы ущемляет материальные интересы правонарушителя. В этом случае административный штраф является средством воздействия на поведение участников дорожного движения. Наказанием в виде административного штрафа закон пытается добиться исправления правонарушителя, а также предупреждения дорожно-транспортных происшествий. Отмена талона предупреждения к водительскому удостоверению послужила одной из причин того, что штраф стал основной мерой административного воздействия. Анализ административной практики за последние пять лет говорит о том, что более 50% административных наказаний в виде штрафа применяется к виновным за нарушение Правил дорожного движения, т.е. каждый второй участник дорожного движения, нарушивший правила в течение года, подвергается данному виду административного наказания.

Штраф - основной вид наказания и во всех развитых зарубежных странах. Так, в ФРГ с 1969 г. введен «Каталог денежных штрафов», содержащий перечень более чем 900 нарушений правил дорожного движения. Штраф стал доходной статьей для земельных и местных бюджетов. Подобная практика применяется и в России. По российскому законодательству административный штраф применяется, как правило, за наиболее общественно вредные нарушения Правил дорожного движения и лишь тогда, когда меры общественного или дисциплинарного воздействия недостаточны. Административный штраф за нарушение Правил дорожного движения налагается уполномоченными на то органами или должностными лицами только в случаях и пределах, прямо предусмотренных законодательством. Следует также подчеркнуть, что должностные лица согласно ст. 32.3 КоАП РФ могут применять наказание в виде административного штрафа на месте. Однако, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция снижения его реализации из-за сложной процедуры оформления документов.

Анализ административной практики позволяет сделать вывод о том, что штрафы в малых размерах (до 1 минимального размера оплаты труда) не оказывают должного воздействия на правонарушителя. По данным социологических опросов, проведенных В.П. Митиным и В.И. Жулевым среди водителей и сотрудников ДПС в ряде городов, установлено, что свыше 80% опрошенных считают административный штраф на месте совершения нарушения малоэффективной мерой воздействия4. Такое наказание должно существенно затрагивать интересы виновного, однако в современных условиях подобные размеры штрафа не выполняют своего назначения.

Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 30 дней со дня вручения ему постановления о наложении административного штрафа.

На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Эта мера характеризуется тем, что ее карательное воздействие связано с известным имущественным правоограничением нарушителя. Административный штраф -- наиболее часто используемый вид наказания. Важность материальных интересов для любого человека определяет его нежелание сталкиваться с их ограничением, что и использует законодатель.

Относительно-определенный подход к установлению размеров штрафа, какой существует в Кодексе, имеет преимущества перед абсолютно определенным, поскольку это позволяет дифференцировать его размер при назначении наказания в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

В этом смысле показательно законодательство Швеции и Финляндии, согласно которому правонарушителю наказание назначается с учетом получаемого им дохода, состояния здоровья и наличия иждивенцев, в связи с чем суммы штрафов различаются более чем в шесть раз. Как известно, в условиях России, где расслоение населения по уровню благосостояния значительно выше, чем, например, в некоторых зарубежных странах, применение дифференцированной системы наказаний было бы более предпочтительным и способствовало бы снижению высокой степени конфликтности взаимоотношений граждан и сотрудников ДПС. Заслуживает внимания вопросы исполнения постановления о назначении наказания в виде административного штрафа. Как показывает статистика лица, привлеченные к административной ответственности, все чаще уклоняются от его уплаты (в 2001 г. было взыскано 98% штрафов, в 2002 г. - 20%). В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати суток со дня, установленного для его уплаты, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего своевременно штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток10. Несомненно, появление в КоАП РФ ответственности за неуплату административного штрафа (особенно наказание в виде административного ареста) должно повысить его исполняемость. Однако сложности останутся -- чтобы привлечь лицо к ответственности, необходимо составить протокол об административном правонарушении в присутствии лица, которое найти иногда сложно, в том числе и судебному приставу-исполнителю. Действующим законодательством (в отличие от прежнего) не предусмотрено изъятие водительского удостоверения как меры обеспечения уплаты штрафа, что полагаем, затрудняет исполнение этого вида наказания.11. Социологические исследования позволяют сделать вывод о необходимости вернуться к прежнему механизму реализации наказания обеспечивать уплату штрафа путем изъятия водительского удостоверения, внеся соответствующие изменения в части 3 ст. 27.10 КоАП РФ: «При совершении административного правонарушения, влекущего назначение административного штрафа или лишения права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении». Среди субъективных прав физического лица по правовому источнику их возникновения можно выделить специальные права, возникающие на основе индивидуального административного акта12. Специальным правом физического лица является право на управление транспортным средством. Гражданин приобретает специальный статус водителя транспортного средства, а значит, дополнительные права и обязанности. В случае несоблюдения установленных правил в области дорожного движения к водителю может применяться такая мера, как лишение специального права, т.е. «временное ограничение правосубъектности гражданина».

Европейская Конвенция о международных последствиях лишения права управления транспортными средствами (ETS № 88), принятая 3 июня 1976 г. в Брюсселе, предусматривает, что «одним из эффективных и адекватных средств борьбы с дорожными правонарушениями является лишение права управления автомототранспортными средствами, под которым подразумевается любая окончательная мера, предусмотренная в отношении водителя, совершившего дорожное правонарушение, с целью ограничить его право управления автотранспортными средствами. Такая мера может иметь форму основного или дополнительного наказания либо меры безопасности и может быть наложена судебным или административным органом». Согласно российскому законодательству аннулировать действие водительских прав уполномочен только суд. Реализация этого административного наказания заключается в том, что правонарушитель временно лишается права управления транспортными средствами с одновременным изъятием документов, удостоверяющих это право. Необходимо подчеркнуть, что эта мера административной ответственности по-разному воздействует на субъект, к которому она применяется, в зависимости от его социального положения. Лишение права управления транспортным средствами значительно ограничивает права водителя-профессионала и в меньшей степени -- водителя индивидуальных транспортных средств, так как для первого это наказание означает изменение или прекращение трудового договора, запрет на определенное время работать водителем.

Вторая категория водителей в большей мере испытывает различного рода негативные моральные последствия. Лишение водителя индивидуального транспортного средства права управления им в то же время не запрещает его использования по доверенности другим лицом либо в присутствии владельца. Следовательно, такой вид наказания для водителей-любителей довольно условен, поскольку они могут продолжать пользоваться автомобилем с помощью других лиц, имеющих право управления транспортным средством.

Длительное ограничение выполнения профессиональных функций отрицательно сказывается на квалификации водителей, ведет к утрате навыков вождения. Поэтому водители, которые были лишены прав управления транспортными средствами на срок более одного года, должны пройти проверку знаний Правил дорожного движения и навыков вождения. Водители, не управлявшие транспортными средствами более двух лет, кроме этого, в обязательном порядке обязаны пройти медицинское переосвидетельствование.

Социологический опрос среди сотрудников ДПС, водителей и других участников дорожного движения в Новосибирске, Екатеринбурге, Перми, Сургуте и Омске показал, что большинство респондентов (почти 60%) высказывается за значительное сокращение сроков лишения прав управления транспортными средствами за правонарушения, совершенные впервые.

Например, по законодательству штата Вашингтон (США), максимальный срок лишения водительских прав за управление транспортными средствами в состоянии опьянения составляет от одной недели до тридцати дней, в случае повторного совершения проступка виновный может быть лишен права управления на срок от двух недель до трех месяцев14. Аналогичные сроки ограничения прав водителей предусмотрены законодательством Франции, Англии, Германии и других зарубежных стран15. Для сравнения: в России за правонарушения в области дорожного движения, совершенные впервые, может быть назначено наказание в виде лишения специального права от полутора до двух лет.

Следует подчеркнуть, что лишение права управления транспортными средствами может быть применено уполномоченным на то органом (должностным лицом) только за те административные проступки, которые названы в действующем законодательстве.

При обнаружении у виновного физических, психических или иных медицинских противопоказаний, препятствующих осуществлению функций по управлению транспортными средствами, соответствующие органы обязаны отстранить такого правонарушителя от управления автомобилем и изъять удостоверение на право управления. Однако последнее действие, как правило, не является наказанием, так как это лицо не может управлять транспортными средствами в силу перечисленных объективных причин. Водители могут быть лишены права управления всеми видами транспортных средств: трамваями, троллейбусами, автомобилями, тракторами, мотоциклами, дорожными, строительными, уборочными и сельскохозяйственными машинами, т.е. любыми механическими транспортными средствами, управление которыми разрешено компетентными на то органами (должностными лицами) и подтверждается удостоверением установленного образца.

Согласно КоАП РФ лишение права управления транспортными средствами предусмотрено за проступки, предусмотренные статьей 12.8; частью 4. ст. 12.9; частью 1 ст. 12.10; частью 3 ст. 12.15; частью 2 ст. 12.17; частью 2 ст. 12.21; статьей 12.24; статьей 12.26; частью 2 ст. 12.27:

  • - управление транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
  • - нарушение водителями транспортных средств правил проезда железнодорожных переездов;
  • - превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения;
  • - нарушение правил движения через железнодорожные пути;
  • - выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения;
  • - непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • - нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
  • - нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;
  • - невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • - оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Необходимо отметить, что, например, в Грузии аналогичная мера наказания применяется за злостное и неоднократное нарушение правил подачи звуковых сигналов; в Эстонии - за умышленную порчу и нарушение пломбировки механизмов спидометров или таксометров автомобилей или других транспортных средств, а также самовольное использование транспортного средства не по назначению; в Армении - за свалку мусора в неустановленных местах.

Указанные проступки могут быть основанием для лишения водителей права на управление транспортным средством только в тех случаях, когда они, с учетом наступивших вредных последствий, не влекут уголовной ответственности. Из анализа данных статистического сборника административной практики видно, что лишение права на управление транспортными средствами применяется судьями, прежде всего за проступки, связанные с управлением транспортом водителями в состоянии опьянения. За управление автомобилем в состоянии опьянения лишены прав в среднем около 55,1% виновных лиц, крайне редко они подвергаются этой мере наказания за остальные виды нарушений.

Управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения является одним из самых тяжких административных правонарушений. Совершение дорожно-транспортного происшествия сопровождается значительным материальным, физическим ущербом. Как правило, имеются человеческие жертвы18. Применяемые меры в отношении водителей в нетрезвом состоянии за рулем недостаточно эффективны, количество нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий, совершенных ими из года в год растет19. Поэтому действующим законодательством в последние годы усилена административная ответственность водителей.

Анализ административной практики показывает, что доля наказания в виде лишения права управления транспортным средством довольно незначительна и составляет в среднем около 6%.

Следует отметить, что лишение права управления транспортными средствами, как и административный штраф, -- наказание основное (ст. 3.3 КоАП РФ), т.е. на водителя либо налагается административный штраф, либо он лишается специального права. Применение последнего вида административного наказания, означает лишение водителя прав на управление всеми видами транспортных средств.

По этому вопросу было принято решение Верховного суда России от 23 марта 2000 г. № ГКПИ 00-180 «Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 4.9 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 23 марта 1993 г. № 130». Гражданин Анисимов А.П. обратился в Верховный суд России с жалобой о признании незаконным п. 4.9 Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной приказом МВД России от 23 марта 1993 г. № 130, предусматривающего, что при назначении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за управление им в состоянии опьянения водитель лишается права управления всеми категориями транспортных средств, хотя законодатель только указывает на возможность лишения права управления транспортными средствами, не оговаривая при этом конкретную категорию (категории) транспортного средства.

Заявитель посчитал, что в нормах КоАП РСФСР не предусмотрено обязательного лишения права управления всеми категориями транспортных средств, т.е. законодатель допускает возможность лишения права управления не всеми категориями транспортных средств, а лишь одной или некоторыми из них.

Ссылка заявителя на положение части 2 ст. 295 КоАП РСФСР, согласно которой если водитель лишен права управления не всеми видами транспортных средств, то в водительском удостоверении отмечается, какими видами транспортных средств он лишен права управления, признана несостоятельной. Примечательно, что и в КоАП РФ существует подобная статье 32.6, в которой говорится о том, что исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется путем изъятия водительского удостоверения, если водитель лишен права управления всеми видами транспортных средств. Однако в главе 12 КоАП РФ речь идет о лишении права управления транспортными средствами. Представляется, что в статье 32.6 КоАП РФ должно быть четко предусмотрено, что данный вид наказания всегда исполняется путем изъятия водительского удостоверения: «1. Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста)». Лишение права управления транспортными средствами наиболее строгое административное наказание, применяемое к водителям транспортных средств, оно значительно ограничивает права граждан. Длительность данного вида наказания предопределяет его репрессивный характер, материальные и моральные последствия для лица. Для водителей-профессионалов лишение специального права означает прекращение трудового договора, что сказывается на имущественном положении гражданина, вынужденном менять работу. Однако вряд ли можно согласиться с мнением некоторых авторов, высказывающихся за неприменение этой меры в отношении лиц, для которых водительская деятельность - единственный или основной источник дохода по аналогии с правом охоты, лишение которого не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Представляется, что применение этого вида наказания должно быть справедливым, с учетом личности водителя, его материального положения, однако требование соблюдать безопасность дорожного движения распространяется на всех участников дорожного движения в равной мере. Режим дорожного движения предполагает неукоснительное соблюдение этого требования, особенно водителями-профессионалами. Они постоянно выступают в роли участников дорожного движения, зачастую управляют транспортными средствами массой свыше 3,5 тонны, обладающими большой разрушительной силой. Думается, что если руководствоваться только интересами водителя, то пострадают интересы безопасности дорожного движения.

Административный арест как один из видов наказаний состоит в краткосрочном лишении правонарушителя свободы и использовании его на физических работах. Действующим законодательством применение этой санкции предусмотрено за совершение мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), а также неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего или сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ), других видов административных проступков, а также при замене уголовной ответственности административной за правонарушения в сфере дорожного движения. Водитель может быть подвергнут этому виду наказания лишь по статье 12.27 КоАП РФ (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием).



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме