8 КоАП. Подарок на Новый Год - ч.1 ст.14.8 КоАП Нарушения по ст 14.8 коап рф
Полный текст ст. 14.8 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 14.8 КОАП РФ.
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.
2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 363-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 112-ФЗ)
Комментарий к статье 14.8 КоАП РФ
1. Комментируемая статья объединяет три состава административных правонарушений. Ее цель - защита административно-правовыми методами прав и законных интересов потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
2. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) потребитель вправе потребовать предоставления ему указанной информации в наглядной и доступной форме.
Основной перечень обязательных сведений о товаре (работах, услугах) предусмотрен Законом РФ "О защите прав потребителей" (см. п. 2 ст. 10). Все сведения о товарах (работах, услугах) должны содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировке или указанные иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), и доводиться до потребителей.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень необходимых сведений о них и способы доведения информации до потребителя устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ (например, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (с изм. и доп.)). См. также Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".
Кроме сведений о товарах (работах, услугах) потребитель имеет право получить информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, о режиме работы изготовителя, исполнителя, продавца (см. ст. ст. 9 и 11 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации конкретизируется другими федеральными законами.
3. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.
4. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей. Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены ГК РФ (см., например, ст. ст. 427, 432, 454, 455, 492, 730 и др.). Многие из этих положений конкретизируются соответствующими федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.
С субъективной стороны указанные действия могут быть только умышленными. Субъектами данного административного правонарушения являются те же лица, которые признаны субъектами правонарушения, установленного ч. 1 настоящей статьи.
5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, посягает на установленные законом льготы и преимущества потребителя в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг.
Основные виды льгот и преимуществ, категории граждан, которые имеют право ими пользоваться, а также порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (см. Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изм. и доп.)).
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о льготах и преимуществах для определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
С субъективной стороны такие действия (бездействие) могут быть совершены умышленно или по неосторожности.
Субъектами административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются должностные лица и юридические лица.
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Консультации и комментарии юристов по ст 14.8 КоАП РФ
Если у вас остались вопросы по статье 14.8 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Кодекс РФ об административных правонарушениях:
Статья 14.8 КоАП РФ. Нарушение иных прав потребителей
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции
Комментарии к статье 14.8 КоАП РФ, судебная практика применения
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы закреплено в нормах следующих статей законов:
- . "Предоставление покупателю информации о товаре"
- закона о защите прав потребителей. "Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)"
- закона о защите прав потребителей. "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)"
- закона о защите прав потребителей. "Информация о товарах (работах, услугах)"
- закона о защите прав потребителей. "Режим работы продавца (исполнителя)"
См. ссылки на публикации по теме в комментариях к статье 16 закона о защите прав потребителей ("Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя"):
Условия договора, ущемляющие права потребителей. Ответственность по ст. 14.8 КоАП РФ;
Примеры включения в договор условий, ущемляющих права потребителей:
- Риэлтерские услуги
- Коммунальные услуги:
- Выполнение работ (подряд):
- Договор о реализации туристского продукта
- Договор добровольного страхования имущества.
- Включение банком в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей (см. также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 № 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров"
Разъяснения ВС РФ о применении главы 14 КоАП РФ
Подробнее о применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Разъяснения ВС РФ в Обзоре практики:
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за включение в кредитные договоры (договоры займа) условий, ущемляющих права потребителя
Привлечение организаций, оказывающих финансовые услуги, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, за включение в кредитные договоры (договоры займа) условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей, признано правомерным (см. подробнее п. 19 "Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017 года).
(КоАП РФ редакция 2018-2019)
Кодекс об административных правонарушениях
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ)
2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, -
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 363-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 112-ФЗ)
Вопрос: ...Административным органом было вынесено постановление о привлечении банка к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (в кредитный договор было включено условие о возможности изменения банком в одностороннем порядке размера процентной ставки по договору). Является ли административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, длящимся для целей применения срока давности привлечения к административной ответственности? (Консультация эксперта, 2010)
Вопрос: Административным органом было
вынесено постановление о привлечении банка
к административной ответственности,
предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ
(включение в договор условий, ущемляющих
установленные законом права потребителя) (в
кредитный договор было включено условие о
возможности изменения банком в
одностороннем порядке размера процентной
ставки по договору).
Является ли
административное правонарушение,
предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, длящимся
для целей применения срока давности
привлечения к административной
ответственности?
Ответ: В соответствии
с ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных
правонарушениях включение в договор
условий, ущемляющих установленные законом
права потребителя, влечет наложение
административного штрафа на должностных
лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч
рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч
до двадцати тысяч рублей.
Пунктом 1 ст. 16
Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей" (далее - Закон N 2300-1)
установлено, что условия договора,
ущемляющие права потребителя по сравнению
с правилами, установленными законами или
иными правовыми актами Российской
Федерации в области защиты прав
потребителей, признаются
недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 4.5
КоАП РФ постановление по делу об
административном правонарушении не может
быть вынесено по истечении двух месяцев (по
делу об административном правонарушении,
рассматриваемому судьей, - по истечении
трех месяцев) со дня совершения
административного правонарушения, а за
нарушение законодательства Российской
Федерации о защите прав потребителей - по
истечении одного года со дня совершения
административного правонарушения.
Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что при
длящемся административном правонарушении
сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ,
начинают исчисляться со дня обнаружения
административного правонарушения.
В
абз. 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах,
возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях" разъясняется, что при
применении ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ необходимо
исходить из того, что длящимся является
такое административное правонарушение
(действие или бездействие), которое
выражается в длительном непрекращающемся
невыполнении или ненадлежащем выполнении
предусмотренных законом обязанностей. При
этом следует учитывать, что такие
обязанности могут быть возложены и иным
нормативным правовым актом, а также
правовым актом ненормативного характера,
например представлением прокурора,
предписанием органа (должностного лица),
осуществляющего государственный надзор
(контроль). Невыполнение предусмотренной
названными правовыми актами обязанности к
установленному сроку свидетельствует о
том, что административное правонарушение
не является длящимся.
В рассматриваемой
ситуации банк совершил административное
правонарушение, выразившееся во включении
в кредитный договор условий, которые
ущемляют права потребителя.
Данное
правонарушение не может быть длящимся, так
как оно является оконченным в момент
подписания кредитного договора.
Аналогичная позиция содержится в
Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского
округа от 07.04.2009 N А58-1341/08-Ф02-1241/08, ФАС
Московского округа от 04.05.2010 N КА-А40/3855-10, ФАС
Северо-Кавказского округа от 07.05.2010 N
А63-10082/2009.
Таким образом,
административное правонарушение,
предусмотренное ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, не
является длящимся. Срок привлечения к
административной ответственности начинает
исчисляться с момента заключения договора
с потребителем.
М.А.Зубко
Центр
методологии бухгалтерского учета
и
налогообложения
20.08.2010
Нарушение иных прав потребителей
Комментарий к статье 14.8 КоАП РФ:
1. Комментируемая статья объединяет три состава административных правонарушений. Ее цель - защита административно-правовыми методами прав и законных интересов потребителей в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
2. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.) потребитель вправе потребовать предоставления ему указанной информации в наглядной и доступной форме.
Основной перечень обязательных сведений о товаре (работах, услугах) предусмотрен Законом РФ "О защите прав потребителей" (см. п. 2 статьи 10) . Все сведения о товарах (работах, услугах) должны содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировке или указанные иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), и доводиться до потребителей.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень необходимых сведений о них и способы доведения информации до потребителя устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ (например, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (с изм. и доп.)). См. также Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 "Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации конкретизируется другими федеральными законами.
3. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с прямым умыслом, так и по неосторожности.
4. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в процессе заключения потребителем договоров купли-продажи, выполнения работ или оказания услуг. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей. Основные положения об условиях и порядке заключения договоров установлены ГК РФ (см., например, ст. ст. 427, 432, 454, 455, 492, 730 и др.). Многие из этих положений конкретизируются соответствующими федеральными законами, иными правовыми актами об отдельных видах договоров.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях, нарушающих нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.
С субъективной стороны указанные действия могут быть только умышленными. Субъектами данного административного правонарушения являются те же лица, которые признаны субъектами правонарушения, установленного ч. 1 настоящей статьи.
5. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 данной статьи, посягает на установленные законом льготы и преимущества потребителя в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказания услуг.
Основные виды льгот и преимуществ, категории граждан, которые имеют право ими пользоваться, а также порядок предоставления этих льгот и преимуществ определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (см. Федеральные законы от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изм. и доп.)).
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о льготах и преимуществах для определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.
С субъективной стороны такие действия (бездействие) могут быть совершены умышленно или по неосторожности.
Субъектами административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются должностные лица и юридические лица.
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).