Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Производственный контроль. Осуществлять производственный контроль должны не только производители Критерии выбора стандартные

Должностные лица Роспотребнадзора при осуществлении проверок могут обнаруживать самые различные нарушения в сфере осуществления обязательного производственного контроля на предприятиях и в организациях.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся:
. Непроведение обязательного производственного контроля;
. Отсутствие программ производственного контроля;
. Непроведение лабораторных исследований, которые являются обязательными в некоторых случаях, определенных санитарными нормативами;
. Допущение нарушений техрегламентов и санитарно-эпидемологических либо санитарных правил;
. Отсутствие медицинских книжек у персонала;
. Отсутствие журналов регистрации результатов медицинских осмотров, осуществление гигиенической подготовки, аттестации и др.

В соответствии с законом и нормативами лица, на которых возложены обязанности по проведению производственного контроля, отвечают за полноту, своевременность и достоверность проведения этой процедуры. Если Роспотребнадзор выявляет нарушения, то работодатель получает предписание с указанием выявленных нарушений и сроками их устранения. Лица, которые допустили эти нарушения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

Кстати, на выдачу предписания о нарушениях предоставляется три дня. Вручать его необходимо под роспись или отправлять заказным письмом, обязательно с уведомлением. Невыполнение требований в установленные сроки влечет админответственность в соответствии с КоАП РФ. В случаях, когда в Роспотребнадзор до внесения предписания работодателем представляются доказательства о прекращении нарушений, оно не вносится.

Кодекс об админправонарушениях России предусматривает ответственность за нарушения законодательных актов, предусматривающих обеспечение благополучие населения в санитарно-эпидемиологическом плане. При выявлении нарушений санправил и нормативов гигиены, техрегламентов, непроведении мероприятий противоэпидемического и санитарно-гигиенического направлений должностные лица могут наказываться штрафом в 500-1000 рублей.

Лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юрлица, несут ответственность в виде штрафа (500-1000 рублей) либо трехмесячное административное прекращение производственной деятельности. Для юридических лиц предусмотрена еще более серьезная ответственность - штраф в размерах от 10 тысяч до 20 тысяч рубле, или админ. приостановление любой производственной деятельности.

Действующее законодательство относится к производственному контролю со всей строгостью, а потому, как говорится, шутить не следует. Если возникают какие-либо проблемы обращайтесь к нам. Мы поможем в

Решение по административному делу Дело № 5-494/2015 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19 мая 2015 года

Мировой судья судебного участка № 2 железнодорожного района г.Пензы

МАРКИНА И.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области представителя в лице (доверенность)

в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ст. РФ

У с т а н о в и л:

При проведении мероприятия по контролю (надзору) за представлением в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора сведений об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления Управления Росреестра по Пензенской области» рег. , Расположенном по адресу: 440600 область, г. , ул. , д. 39а, принадлежащем (находящимся в эксплуатации) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (ИНН), выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные)

« 22 » апреля 2015 г. в 10 часов 00 минут, а именно: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, юридический адрес (или зарегистрирован по адресу): 440600, г. , ул. , 39а, совершено правонарушение, выразившееся в непредставлении сведений об организации производственного контроля до 1 апреля соответствующего календарного года в Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области эксплуатирует опасный производственный объект: «Сеть газопотребления Управления Росреестра по Пензенской области».

Указанный опасный производственный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за номером.

Факт непредставления сведений об организации производственного контроля до 1 апреля соответствующего календарного года в территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, является нарушением требований промышленной безопасности: Федерального закона от «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ); «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства РФ от (далее - Правила), Приказа Ростехнадзора от «Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору», а именно:

Ч. 2 ст. 11 Закона № 116-ФЗ: «Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности».

П. 14 Правил: «Эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

П. 14.1 Правил: «Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью».

В нарушение вышеуказанных норм и правил Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области не представлена следующая информация, входящая в состав сведений об организации производственного контроля:

1. План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий 2015 год

2. Сведения об организации системы управления промышленной безопасностью

3. Сведения о выполнении плана проведения контрольно-профилактических проверок за отчетный период

4. Копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

5. Сведения о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте

6. План мероприятий по локализации аварий и ликвидации их последствий на ОПО I, II или III классов опасности (далее - ПЛА)

7. Сведения о состоянии технических устройств (основного оборудования), применяемого на ОПО

8. Сведения о персонале опасного производственного объекта

9. Сведения о работнике (-ах), ответственном (-ых) за организацию производственного контроля

10. Сведения о подготовке и аттестации руководителей, специалистов и других работников, занятых эксплуатацией опасных производственных объектов, в области промышленной безопасности

11. Сведения о результатах проверок, проводимых при осуществлении производственного контроля, устранении нарушений.

12. Сведения о несчастных случаях и инцидентах, происшедших на опасных производственных объектах

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в судебном заседании суду пояснил, что свои возражения он предоставил в письменной форме, а именно государственным инспектором отдела по общепромышленному надзору и государственному строительному надзору по Пензенской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в отношении Управления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. РФ. Правонарушение выразилось в непредоставлении сведений об организации производственного контроля до 1 апреля соответствующего календарного года в Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Ст. РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.8, 19.8.3.

В соответствии с ч.2 ст. 11 ФЗ от г. « О промышленной безопасности опасных производственных объектов сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

Аналогичные положения содержатся в п.14.1 Правил организации осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от10.03.1999 г. .

Управление, не оспаривает факта не предоставления сведений об организации производственного контроля до 1 апреля 2015 года, просит суд учесть следующие заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно ст. РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

П. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 « О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ предусмотрено следующее: если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи РФ выносится решение от отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не предоставляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 18 постановления ВАС РФ от « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, основным критерием малозначительности является отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно ч.1 ст. 11 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасны производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.

Требования о предоставлении сведений об организации производственного контроля, предусмотренные п.2 указанной норма, по сути своей направлены на подтверждение осуществления указанного производственного контроля.

В управлении организован и осуществляется производственный контроль. Сведения об организации производственного контроля были предоставлены в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, что подтверждается отметкой на сопроводительном письме от. Следует также отметить, что ответственный сотрудник Управления пытался предоставить сведения об организации производственного контроля, однако специалистом Ростехнадзора в устной форме было пояснено, что срок уже пропущен и предоставить данные сведения можно будет при составлении протокола об административном правонарушении.

Учитывая, сто указанные сведения об организации производственного контроля были предоставлены в уполномоченный орган до составления протокола об административном правонарушении, а сама просрочка была относительно недолгой и не повлекла за собой значимых реальных общественно опасных последствий в сфере промышленной безопасности, бездействие Управление не причинило серьезного ущерба и не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, а также интересам граждан, общества государства, данное правонарушение следует признать малозначительным.

В силу ч.1 ст. РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч.3 указанной нормы при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из определения Конституционного суда РФ от следует, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного или нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания.

Санкция ст. РФ предусматривает в качестве наказания за совершение ук5азанного правонарушения для юридического лица предупреждение или наложение административного штраф от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии с 1 ст. РФ Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Ч. 2 указанной нормы предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Данное правонарушение совершено Управлением впервые. Факт правонарушения Управлением не оспаривается. Данное правонарушение не имеет большой общественной опасности, отсутствует факт причинения вреда либо угроза его причинения. Сведения об организации производственного контроля в уполномоченный орган предоставлены. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствуют. Кроме того, Управление является органом государственно власти, финансируется из федерального бюджета. Поэтому просят поданному делу производство прекратить связи с его малозначительностью. В случае отказа в удовлетворении данного ходатайства с учетом обстоятельств дела просят назначить административное наказание в виде предупреждения.

Представитель Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) Нижне-Вожское управление в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, юридический адрес (или зарегистрирован по адресу): 440600, г. , ул. , 39а, совершено правонарушение, выразившееся в непредставлении сведений об организации производственного контроля до 1 апреля соответствующего календарного года в Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Вина Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области подтверждается материалами дела, а именно: выпиской из НГР юридических лиц, протоколом об административном правонарушении от 66-29/ПС от, копией сопроводительного письма о получения сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, согласно прилагаемой форме от

Доводы представитель Управления о том, что им устно было сказано, что сведения они могут быть предоставлены в момент составления протокола по ст. РФ, так как ими уже был нарушен срок предоставления, суд считает необоснованными, так как Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, могли предоставить данные сведения направив их заказной почтой с уведомлением.

Доводы представителя Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области о том, что не своевременно предоставление сведений не повлекло какого либо вреда либо угрозы его причинения, суд считает несостоятельными, так как от их бездействия, а именно ими не своевременно были предоставлены сведения, которые необходимы для работы государственного органа (должностного лица) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания полагать, что в действиях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области содержатся признаки состава правонарушения предусмотренного ст. РФ, а именно не предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

При назначении наказания суд учитывает, что ранее Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области к административной ответственности не привлекалось за подобное правонарушение.

Смягчающим обстоятельством суд признает признание вины в совершенном правонарушении.

Отягчающих обстоятельств суд по делу не усматривает.

При таких обстоятельствах суд считает возможным назначить наказание в виде минимального штрафа.

На основании ст.ст. , РФ, мировой судья

П о с т а н о в и л:

Признать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области виновным в совершении правонарушения предусмотренного ст. РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Штраф необходимо оплатить в течение 60-ти дней со дня вступления постановление в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение 10 дней через мирового судью.

Мировой судья:

Копия верна.


Анализ административной практики Ростехнадзора за апрель-июль 2015 года показывает, что все чаще результатом плановых и внеплановых проверок становится наложение штрафов на организации, эксплуатирующие ОПО. Как правило, инспекторы ФСЭТАН накладывают взыскания за нарушения основных положений Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г., действующих ФНП и других нормативных актов в сфере промышленной безопасности, руководствуясь ст. 9.1, 9.19, 14.1, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данной статье мы подробно разберем, на каком основании могут быть оштрафованы владельцы ОПО, и приведем примеры из практики работы Ростехнадзора.

Итак, организации, эксплуатирующие ОПО, по результатам проверок ФСЭТАН могут быть привлечены к административной ответственности на основании:

- ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:

  • на граждан - от 2000 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
  • на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
К гражданам относится линейный персонал, работающий на ОПО. Должностным лицом может быть руководитель организации, его заместитель, главный инженер и т.д.
В числе самых распространенных и часто встречающихся «нарушений требований промышленной безопасности» Ростехнадзор в своих предписаниях выделяет:
  • Отсутствие Положения о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ), согласованного с территориальным управлением ФСЭТАН.
  • Отсутствие Плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО (ПМЛА) либо отсутствие согласования ПМЛА с руководителем аварийно-спасательного формирования.
  • Отсутствие в Сведениях, характеризующих ОПО, полного перечня технических устройств, фактически применяемых на объекте.
  • Отсутствие заключений экспертизы промышленной безопасности для технических устройств, зданий и сооружений на ОПО с истекшим сроком службы (безопасной эксплуатации).
  • Отсутствие у руководителей и/или специалистов аттестации по общим и специальным требованиям промышленной безопасности.
  • Применение на ОПО оборудования в неисправном состоянии.
  • Отсутствие надлежащим образом оформленной технической документации на оборудование, применяемое на ОПО (паспорта, руководства по эксплуатации) и др.
Нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промбезопасности ОПО представлены следующими формулировками:
  • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности и/или в связи с изменением наименования выполняемых работ (оказываемых услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • отсутствие на ОПО I, II и III классов опасности Планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий;
  • нарушение иных требований, указанных в разделе 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492).
Привлекая владельцев ОПО к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Ростехнадзор в большинстве случаев накладывает минимальный штраф 200 000 рублей на юридическое лицо и минимальный штраф 20 000 рублей на должностное лицо (чаще всего - сотрудник, ответственный за производственный контроль).

Штраф может быть выписан как за одно конкретное нарушение, так и за группу нарушений требований промышленной безопасности или условий лицензий. К примеру, Центральное управление Ростехнадзора по результатам плановой выездной проверки привлекло ООО «Русские колбасы» (г. Щелково Московской обл.) к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа на юридическое лицо - 200 тыс. руб. и на должностное лицо - 20 тыс. руб. за следующие нарушения:

  • предприятием не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • отсутствует журнал учета аварий и инцидентов, произошедших на ОПО;
  • сроки проведения режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов просрочены.
  • не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО;
  • ответственный за осуществление производственного контроля исполняет обязанности без наличия аттестации на знание общих требований промышленной безопасности.
Аналогичные санкции - штраф на общую сумму 220 000 рублей - применило Межрегиональное технологическое управление Ростехнадзора к ООО «СтройТранс» (г. Москва) в результате проверки соблюдения лицензионных требований (условий лицензий). ФСЭТАН выявила следующие нарушения:
  • не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • не осуществляется комплекс мероприятий, включающих мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления: не проводится техническое обслуживание внутреннего газопровода и ГРУ, своевременное восстановление слоя окраски наружного газопровода;
  • отсутствует порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
  • в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования не проводятся с периодичностью 1 раз в 3 года режимно-наладочные мероприятия.
В ряде случае инспекторы ФСЭТАН прибегают к иному виду административного наказания - приостановлению деятельности организации, эксплуатирующей ОПО. Так, МТУ Ростехнадзора через суд привлекло ООО «СтрИнКом» (г. Москва) к административной ответственности в виде временного приостановления деятельности сроком на 60 суток за следующие нарушения:
  • отсутствие договора на аварийно-спасательное обслуживание ОПО;
  • отсутствие действующего Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, согласованного командиром отряда горноспасательной службы;
  • отсутствие документов, подтверждающих прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • отсутствие документов, подтверждающих создание вспомогательной горноспасательной команды и проведение ежегодной проверки знаний инструкций по безопасным методам и приёмам выполнения работ рабочими организации с участием представителя Ростехнадзора и т.д.
- ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) -нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО, что влечет наложение штрафа:
  • граждан - от 4000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц - от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Данный вид административных правонарушений в сфере ПБ встречается не так часто в силу малого количества ОПО, на которых хранятся, получаются и используются взрывчатые вещества. Однако в информационных сообщениях Ростехнадзора имеются примеры и по данному виду штрафных санкций.

Так, Центральное управление ФСЭТАН по результатам плановой проверки привлекло акционерное общество «Научно-исследовательский инженерный институт» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа на общую сумму 330 тыс. рублей. Был наложен минимальный штраф: 300 000 руб. на юридическое лицо и 30 000 руб. на должностное лицо. Основанием для наложения штрафа послужили следующие нарушения:

  • лицензия предприятия на осуществление деятельности по эксплуатации ОПО не предусматривает виды работ по хранению воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды;
  • положение о производственном контроле (ППК) не соответствует требованиям промбезопасности;
  • на предприятии отсутствует книга учета выдачи и возврата взрывчатых материалов;
  • комиссией по проверке правильности учета, хранения и наличия взрывчатых материалов на складах не проводятся соответствующие ежемесячные проверки;
  • лица, ответственные за осуществление производственного контроля на ОПО, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности;
  • ограда территории склада взрывчатых материалов не соответствует требованиям правил безопасности и имеет высоту менее 2 метров, имеются провисания колючей проволоки;
  • в зданиях складов возле стеллажей и штабелей отсутствуют таблички с указанием взрывчатых веществ, их количества, номера партии, даты изготовления и гарантийного срока хранения;
  • отмостки складов подвергнуты разрушению, имеются локальные трещины, внутри складов имеются локальные повреждения стен и потолка, трещины и отслоения побелки, полы подвержены деформации.
- ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО, что влечет наложение штрафа:
  • на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Грубым принято считать такое нарушение требований промышленной безопасности ОПО, которое привело или может привести к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Грубыми нарушениями условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а"-"г", "е"-"п" и "с"-"у" пункта 5 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492), которые повлекли за собой:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (п. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
По данному виду штрафных санкций Ростехнадзор в большинстве случаев наказывает владельцев ОПО административным приостановлением деятельности. Это объясняется тяжестью фактических и возможных последствий выявленных нарушений.

Приведем несколько примеров.

Так, Западно-Уральское управление Ростехнадзора по итогам внеплановой проверки через суд приостановило деятельность котельных ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» в Чусовском районе Пермского края на 60 суток. Инспекторы выявили, что на котельных не проводится техническое обслуживание и плановые ремонты оборудования и автоматики безопасности котлов, к работе допускается персонал, не прошедший очередной аттестации, эксплуатируется котельное оборудование, не введенное в эксплуатацию в установленном порядке, не внесены изменения в лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, отсутствуют полисы обязательного страхования. Указанные нарушения, по мнению специалистов ФСЭТАН, создают реальную угрозу жизни и безопасности людей. Поэтому предприятие было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

В свою очередь Верхне-Донское управление Ростехнадзора вынесло несколько подобных решений. В мае 2015 сотрудники территориального управления ФСЭТАН приостановили на 10 суток деятельность по эксплуатации сосуда для транспортировки и хранения в составе автомобильной газозаправочной станции (ИП Гридина А.В., Курская область). В ходе проверки выяснилось, что на сосуде не работают контрольно-измерительные приборы, что угрожает причинением вреда жизни, здоровью граждан и обслуживающего персонала.

В июле 2015 года специалисты Верхне-Донского управления РТН, руководствуясь ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, приостановили деятельность ООО «Алтиус Инжинеринг и Констракшн» по эксплуатации башенных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П. В ходе проверки были выявлены грубые нарушения требований промышленной безопасности, представляющие угрозу жизни и здоровью людей. А именно: применение башенных грузоподъёмных кранов КБ 408.21 и КБМ-401П на строительной площадке осуществлялись в охранной зоне воздушной линии электропередачи ЛЭП 110кВ без согласования с владельцем линии, эксплуатация кранов велась с отступлениями от требований проекта производства работ кранами.

Административные правонарушения по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ фиксируются и наказываются и в московском регионе. Так, МТУ Ростехнадзора в апреле 2015 года была приостановлена на 60 суток деятельность ООО «ПромСтройГарант» по эксплуатации козлового крана. Инспекторы ФСЭТАН в ходе проверки выявили, что работа с техническим устройством ведется при неисправных ограничителях, износе элементов механизмов и рельсов кранового пути. Это, по мнению специалистов РТН, может угрожать жизни, здоровью граждан и персонала, работающего на ОПО.

- ч. 4 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности (если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния), что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
Часть 4 статьи 9.1 КоАП РФ вступила в действие с 1 января 2014 года и ориентирована в большей степени на экспертные центры, которые имеют лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности и составления заключения ЭПБ. Следует отметить, что эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении ЭПБ административные правонарушения, предусмотренные ч. 4 ст. 9.1, несут административную ответственность как должностные лица. В ходе проведенного анализа не удалось найти в открытых источниках примеров применения со стороны Ростехнадзора и других ведомств этого вида штрафных санкций.

- ст. 9.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) -несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Эксплуатация опасных объектов (перечень дан в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ), за исключением ввода в эксплуатацию, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 2 лет;
  • на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 рублей.
Чаще всего на основании данной статьи КоАП РФ Ростехнадзор штрафует организации, эксплуатирующие лифты (которые перестали быть ОПО, но остались опасными объектами и подлежат обязательному страхованию), в ходе проверок на предмет соответствия этих ГПМ требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов». Однако в информационных сообщениях ФСЭТАН удалось найти примеры административного наказания только владельцев ОПО по статье 9.19 КоАП РФ.

Так, Печорское управление ФСЭТАН в ходе административного расследования в отношении ООО «Монтажсервиском» выявило, что предприятие эксплуатирует Сеть газопотребления (Республика Коми, г. Ухта, п. Шудаяг) без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта. Инспекторы Ростехнадзора привлекли ООО «Монтажсервиском» к административной ответственности по статье 9.19 КоАП РФ в виде административного штрафа на сумму 300 000 рублей.

- ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) -Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Основными нарушениями по данному виду штрафных санкций принято считать:

  • Непредставление или несвоевременное представление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (так называемый отчет о производственном контроле). Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ отчет о ПК подается в территориальные органы Ростехнадзора до 1 апреля соответствующего календарного года.
  • Непредставление или несвоевременное представление информации об инцидентах, произошедших на ОПО . Согласно п. 35 Раздела 2 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» отчет об инцидентах представляется в территориальные органы Ростехнадзора не реже 1 раза в квартал.
Следует отметить, что в большинстве случаев непредставление или несвоевременное представление в Ростехнадзора отчета о производственном контроле либо квартального отчета об инцидентах квалифицируется как нарушение требований промышленной безопасности, что влечет наложение штрафа по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. Однако при повторном непредставлении информации с учетом выявленных несоответствий владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ с наложением административного штрафа:
  • на граждан - от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц - от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.
- ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

В данном случае речь идет о предписании Ростехнадзора, которое обязывает владельцев ОПО устранить выявленные в ходе проверки нарушения. Нас интересует прежде всего часть 11 статьи 19.5 -Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, что влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • на юридических лиц - от 400 000 до 700 000 рублей.
За невыполнение даже одного пункта выданного предписания могут быть наложены штрафные санкции. А когда таких пунктов больше, штраф неизбежен.

В практике Ростехнадзора достаточно примеров применения административного наказания по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Так, в марте-апреле 2015 года Межрегиональное технологическое управление ФСЭТАН привлекло к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ОАО «Фабрика-химчистка № 2» за невыполнение 18 пунктов ранее выданного предписания и назначило наказание в виде штрафа на сумму 400 тысяч рублей.

В конце июля 2015 года то же МТУ Ростехнадзора оштрафовало по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ ООО «ППК медная фольга» на сумму 400 тысяч рублей. Эксплуатирующая ОПО организация не выполнила всего лишь 2 пункта ранее выданного предписания.

- ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) - Уклонение от исполнения административного наказания.

И такое может случиться с владельцем ОПО. Отсутствуют финансовые средства, урезали бюджет, бухгалтерия опоздала с переводом денег… Как результат - неуплата штрафа в срок, что влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного взыскания, но не менее одной тысячи рублей.

Производственному контролю в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» посвящена отдельная статья 11 «Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».

Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ.

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.*11.1)

2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. *11.2)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ.

3. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.

4. Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают:

  • определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;
  • идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;
  • планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;
  • координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
  • осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  • своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
  • участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;
  • информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.
    (Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ)

5. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2014 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ).

Производственный контроль должен осуществляться в соответствии с требованиями «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263
«Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
  2. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, в пределах своих полномочий обеспечить контроль за проведением организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, необходимых мероприятий по реализации Правил, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

Правила

организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте

(утв. постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263)

  1. Настоящие Правила устанавливают обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее соответственно — эксплуатирующая организация, производственный контроль).
  2. Утратил силу.
  3. Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях) на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.

Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица).

Заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле представляется в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасных производственных объектов, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, — также в эти федеральные органы исполнительной власти.

3.1. Положение о производственном контроле содержит:

  • должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля;
  • права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
  • порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах;
  • порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
  • порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
  • порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
  • порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
  • порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
  • порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;
  • порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;
  • порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
  • порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
  1. Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
  2. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук обеспечивают деятельность по организации и осуществлению производственного контроля на подведомственных им опасных производственных объектах.

  1. Основными задачами производственного контроля являются:

а) обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;

в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде;

г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

д) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;

е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины.

  1. Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
  2. Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, рекомендуется возлагать:
  • на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет менее 150 человек;
  • на специально назначенного работника — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет от 150 до 500 человек;
  • на руководителя службы производственного контроля — если численность занятых на опасных производственных объектах работников составляет более 500 человек.
  1. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:
  • высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
  • стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;
  • удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

10. Обязанности и права работника , ответственного за осуществление производственного контроля, определяются в положении о производственном контроле, утверждаемом руководителем эксплуатирующей организации, а также в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре (контракте).

11. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;

в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах;

г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда;

д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности;

е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности;

ж) участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев;

з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;

и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности;

к) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

л) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;

м) вносить руководителю организации предложения:

о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

об устранении нарушений требований промышленной безопасности;

о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде;

об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности;

о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;

н) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.

12. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за:

а) выполнением условий лицензий на виды деятельности в области промышленной безопасности;

б) строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности;

в) устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев;

г) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;

д) наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

е) выполнением предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности.

13. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, имеет право:

а) осуществлять свободный доступ на опасные производственные объекты в любое время суток;

б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

в) участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности;

г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

д) вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности.

14. Эксплуатирующие организации представляют сведения об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, — также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы.

14.1. Сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

15. В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация:

а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;

б) организация системы управления промышленной безопасностью;

в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности;

г) утратил силу;

д) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

е) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

ж) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;

з) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

и) утратил силу;

к) утратил силу;

л) утратил силу;

м) инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах;

н) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.

16. Требования к форме предоставления сведений об организации производственного контроля устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Производственный контроль – это процесс контроля соблюдения санитарных норм и регулярного выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий. Процедура обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности. Проведение производственного контроля призвано реализовывать право работников на безопасный труд.

Производственный контроль проводиться для обеспечения защиты здоровья и жизни человека, а также окружающей среды от пагубного влияния следующих объектов исследования:

  • здания и сооружения (как общественные, так и производственные);
  • оборудование
  • транспорт;
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • рабочие места, которые используются для выполнения работ и/или оказания услуг;
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция;
  • отходы производства и потребления;
  • технологические процессы.

На основании Федерального закона от и юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны по запросу государственного санитароно-эпидемиологического надзора незамедлительно предоставить информацию о проведенном производственном контроле.

Производственный контроль включает в себя:

  • разработку программы (плана) производственного контроля (ППК);
  • осуществление лабораторных исследований и испытаний.

Как правило, проведение производственного контроля проводится раз в год. Однако в том случае, если в течение 5 лет лабораторные исследования ни разу не выявили вредных факторов, периодичность может быть сокращена (однако не более чем в два раза). На регулярность проведения производственного контроля влияют профилактические мероприятия, отсутствие профессиональных заболеваний и здоровая среда производства.

Разработка программы производственного контроля

Законом установлены требования к содержанию программы производственного контроля В разработанной программе обязательно должны быть представлены следующие документы:

При смене деятельности предприятия, проведении реконструкции зданий или изменениях технологического процесса программа производственного контроля подлежит обязательному изменению.

Испытательная лаборатория «ОПК» проведет по вашему заказу необходимые испытания факторов производственной среды и лабораторные исследования, необходимые для реализации программы производственного контроля предприятия. Испытательная лаборатория «ОПК» аккредитована Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация), оснащена современными средствами измерения, полным перечнем нормативной документации для проведения исследований и определения фактического значения вредных и опасных производственных факторов.

Административная ответственность и штрафы

Отсутствие протоколов лабораторных исследований и программы производственного контроля является административным правонарушением по ст.6.3 КоАП РФ, за которое взымается штраф в размере:

  • От 500 до 1000 рублей для должностных лиц
  • От 500 до 1000 рублей или же приостановление деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица;
  • От 10000 до 20000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

В случае непредставления сведений о результатах производственного контроля (или же предоставлении в неполном/искаженном виде) в органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля по запросу также налагается штраф, поскольку это является административным правонарушением, предусмотренным ст.19.7 КоАП РФ. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей для должностного лица и от 3000 до 5000 рублей для юридического лица.

В случае неуплаты (или несвоевременной уплаты) штрафа налагается штраф в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ составляющий двукратный размер от суммы неуплаченного штрафа, либо предприятие (или же лицо) попадает под административный арест сроком до 15 суток.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме