Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кафедра физиотерапии и курортологии игмапо. Законодательная база российской федерации Занятым на тяжелых работах, работах с вредными

Просим Вас высказать свое мнение по данной проблеме. (Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.)

О проблемах практического применения Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»

Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области выражает крайнюю озабоченность весьма негативной ситуацией и серьезными проблемами по вопросу нормативного регулирования компенсаций за вредные условия труда. Усматривается два аспекта данного вопроса.

1. Правительство Российской Федерации ещё 20 ноября 2008 г. приняло постановление № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее по тексту - Постановление № 870), которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (п. 1 Постановления № 870).

Одновременно Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации было поручено установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (п. 2 Постановления № 870 - с июля 2012 года данный вопрос в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации).

До настоящего времени (а прошло уже больше четырех лет) такие документы всё еще не приняты и вряд ли будут приняты в обозримом будущем.

Вместе с тем, определенная некорректность формулировок п. 1 и нереализованность п. 2 Постановления № 870 породила неоднозначную практику его применения, в т.ч. и судебную, в результате чего умножаются противоречия в законодательстве, усугубляются проблемы в области регулирования социально-трудовых отношений, провоцируется рост напряженности между сторонами трудовых отношений, наносится ущерб авторитету исполнительной власти.

Нельзя обойти стороной и финансовые последствия прямого применения п. 1 Постановления № 870 (без учета положений п. 2 о дифференцировании компенсаций по видам и размерам в зависимости от класса условий труда), на чём в последнее время настаивают Минтруд России и ряд судебных инстанций (в частности, см. стр. 3 и 5 решения ВС РФ от 14.01.2013 г. по делу № АК1ТИ12-1570) – предлагается всем работникам, с установленными по результатам аттестации рабочих мест условиями труда 3 класса любой степени вредности, назначать одновременно все три вида компенсаций, предусмотренных Постановлением № 870, в размерах, не ниже установленных данным Постановлением.

Вместе с тем, по информации Роструда о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации во 2-м полугодии 2012 г. (http://www.rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.34922.html), к 3 классу условий труда отнесены 510083 рабочих места из 1147013. И на данных рабочих местах занята почти половина работников (47,5% от их общего количества).

В случае волюнтаристского прямого применения п. 1 Постановления № 870 (без учета положений п. 2) именно эти 47% работников «будут иметь право» на одновременное установление всех трех компенсаций - сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного отпуска, повышения оплаты труда.

При дифференцированном подходе к предоставлению компенсаций в 2011 году соответствующие виды компенсаций получали (по официальным данным Росстата - http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=40607&referrerType):

Дополнительный отпуск – около 32% работников;

Повышенную оплату труда – порядка 25%;

Сокращенную продолжительность рабочего времени – менее 5%.

Таким образом, при дифференцированном подходе одновременное установление всех трех видов компенсаций было не более чем у 5% работников, т.е. предлагаемый Минтрудом России отказ от дифференцирования назначения предусмотренных Постановлением № 870 видов компенсаций (абз. 8 информации Минтруда России от 13.12.2012 г. - http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/0) приведет к их 9-кратному росту в объемах.

Соответственно, при прямом применения п. 1 Постановления № 870 (без учета положений п. 2 о разработке порядка дифференцированного (в зависимости от класса условий труда) подхода к предоставлению компенсаций) неизбежны весомые прямые потери национальной экономики:

Появляется многократная дополнительная финансовая нагрузка на работодателей, которая для малых и средних предприятий, работающих в конкурентных условиях, может оказаться несовместимой с существованием (установление по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности влечет предоставление работнику всех компенсаций установленных Постановлением № 870, в размерах, не ниже указанных в данном Постановлении, что предопределяет временное выключение из трудового процесса (в связи с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительных отпусков) значительного круга работников, с необходимостью их замены в производственном цикле (что, при определенных технологиях, если и не невозможно, то весьма проблематично), установление также значительному кругу работников доплат, выплата компенсаций за якобы имеющуюся переработку за последние три года (при расчете продолжительности рабочей недели из 36, а не 40 часов) и т.д.);

Для крупных компаний, естественных монополий это является поводом для увеличения себестоимости продукции (услуг, тарифов – т.е. «надуманные», по причине нерасторопности Минтруда России в исполнении постановления Правительства, компенсации фактически будет оплачивать население), что, безусловно, скажется на росте инфляции и социальной напряженности.

Кроме того, повышение себестоимости продукции в масштабе национальной экономики является фактором, снижающим конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке.

2. Многолетняя затяжка с исполнением п. 2 постановления Правительства № 870, с одной стороны, влечет за собой большой социально-экономический риск для предприятий, о чем сказано выше, а с другой стороны, указывает на изначально ошибочное направление регулирования, предложенное Постановлением № 870:

В действующей правовой практике до настоящего времени отсутствуют определения используемых в Постановлении № 870 терминов «тяжелые работы», «вредные условия труда», «опасные условия труда», «особые условия труда». Эти понятия кочуют из документа в документ (включая Трудовой кодекс) исключительно «по понятиям», несмотря на то, что их фактическая сущность не представляется совершенно очевидной. В Трудовом кодексе РФ без определений параллельно применяются формулировки «особые условия труда» (используется и в Постановлении № 870) и «условия, отклоняющиеся от нормальных». При этом определение понятия «нормальные условия труда», разумеется, тоже отсутствует.

Получается следующая картина – разрабатывается целый механизм предоставления «компенсаций» за вредные условия труда, но только никто не может однозначно сказать, а что собственно такое «вредные условия труда», т.е. нет ответа на вопрос – а за что предоставлять эти самые «компенсации»?

В таком случае правомерен следующий вопрос – а что же является предметом регулирования Постановления № 870 ?

Кроме того, в тексте Постановления № 870 неправильно применен термин «компенсации» - искажено определение понятия «компенсации», приведенное в ст. 164 Трудового кодекса. В рамках данной статьи, применительно к сфере регулирования Постановления № 870, более корректно говорить о «гарантиях».

В Постановлении № 870 изначально приведены необоснованные виды и уровни «компенсаций», что подтверждает тот факт, что научно-исследовательская работа, направленная на обоснование условий и критериев Постановления № 870, была объявлена Минздравсоцразвития России только в сентябре 2009 года, т.е. почти через год после выхода Постановления № 870.

Развитие и законодательное закрепление системы компенсаций за так называемые «вредные и опасные» условия труда – тупиковый путь, грозящий, к тому же, масштабными социальными конфликтами.

В частности, разделом I «Плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 10.03.2011 № 367-р) предусмотрены «разработка и реализация (2011 - 2015 годы) комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве». Главное здесь – улучшение условий труда, поскольку основная цель улучшения условий труда – достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Вместе с тем, назначение компенсаций за «вредные условия труда» не является фактором, стимулирующим работодателей к улучшению условий труда с последующей отменой компенсаций.

С учетом существующей в России системы санитарно-гигиенического нормирования работодатели принципиально не в состоянии привести условия труда в соответствие с действующими гигиеническими нормативами, особенно в реальном секторе экономики, поскольку в нормативных правовых актах устанавливаются изначально невыполнимые требования.

Соответственно, работодателю зачастую проще и финансово выгоднее оплачивать те самые «компенсации» (особенно с учетом их «льготного» налогообложения - оплатил «индульгенцию» за нанесение вреда здоровью работников и одновременно минимизировал налоговую нагрузку), чем вкладывать средства в улучшение условий труда.

Кроме того, отмена реальных, пусть даже копеечных, компенсаций за так называемые «вредные условия труда» взамен на улучшение условий труда не устраивает и в ближайшие годы не устроит подавляющее большинство работников. Отмена компенсаций (после улучшения условий труда) содержит в себе существенно больший социально-экономический риск для предприятия, чем их назначение, т.к. большинство работников расценивают улучшение условий труда как абстрактного «журавля в небе», а компенсации, пусть и минимальные и, несмотря на очевидный вред здоровью, как реальную «синицу в руках» (точнее, в кармане).

Установление «компенсаций за вредные условия труда» совершенно не мотивирует стороны трудовых отношений к улучшению условий труда. Напротив, это является мощным социально-психологическим фактором, закрепляющим существующие условия труда, фактором препятствующим решению демографической проблемы, инновационному развитию экономики, тормозящим развитие производительных сил и производственных отношений.

Кроме всего прочего, указанные выше действия (точнее бездействие) федерального министерства носят и дискредитирующий характер - наносится ущерб авторитету федеральной исполнительной власти.

В завершении Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области полагает, что в интересах национальной экономики пора уже признать и устранить явные ошибки, допущенные в Постановлении № 870.

Целесообразно рассмотреть вопрос о приостановлении действия или отмене постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда».

Это будет способствовать укреплению доверия к власти, способной адекватно и своевременно реагировать на ошибки в управлении.

В любом случае Постановление № 879 уже сыграло свою положительную роль, поскольку позволило вскрыть значительные проблемы в понятийном аппарате и правовом регулировании в области трудовых отношений применительно к условиям и охране труда, в гигиеническом нормировании условий труда.

Эти проблемы на сегодняшний день только обозначены, но далеко не решены.

Отмена Постановления послужила бы хорошим организационным стимулом для начала реального решения этих проблем.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5618).

3. Установить, что реализация предусмотренных настоящим постановлением полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. В подпункте «г» пункта 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11, ст. 1305; 2013, № 31, ст. 4214), слова «аттестации рабочих мест» заменить словами «специальной оценки условий труда».

2. В абзаце втором пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 14, ст. 1297; 2005, № 2, ст. 157; 2008, № 50, ст. 5946; 2012, № 21, ст. 2653) слова «Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда» заменить словами «Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, исходя из результатов проведения специальной оценки условий труда».

3. В Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901; 2007, № 37, ст. 4455; 2009, № 33, ст. 4081; 2012, № 1, ст. 171; № 15, ст. 1790; № 26, ст. 3529):

а) пункт 1 после слов «альтернативной гражданской службы» дополнить словами «, специальной оценки условий труда»;

б) подпункт 5.5.14 изложить в следующей редакции:

«5.5.14. государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников;»;

в) дополнить подпунктами 5.5.18 - 5.5.20 следующего содержания:

«5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;».

4. В Положении о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 2, ст. 342; 2013, № 13, ст. 1559):

а) в пункте 2 слова «факторам рабочей среды» заменить словами «факторам производственной среды»;

б) в подпункте «г» пункта 7 слова «аттестации рабочих мест по условиям труда» заменить словами «проведения специальной оценки условий труда».

5. Пункт 28 перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 394 «Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 21, ст. 2979), изложить в следующей редакции:

«28. Работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к вредным или опасным условиям труда, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.».

6. В абзацах первом и втором пункта 5 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2012 г. № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 23, ст. 3021), слова «аттестации рабочих мест по условиям труда» заменить словами «проведения специальной оценки условий труда».

7. В Положении о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 37, ст. 4703):

а) подпункты 5.2.14 - 5.2.16 изложить в следующей редакции:

«5.2.14. порядок проведения государственной экспертизы условий труда;

5.2.15. форма, порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.2.16. методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению;»;

б) дополнить подпунктами 5.2.16(1) - 5.2.16(6) следующего содержания:

«5.2.16(1). особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц;

5.2.16(2). форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требования к нему, инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

5.2.16(3). методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

5.2.16(4). порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда;

5.2.16(6). типовое положение о системе управления охраной труда;»;

в) подпункт 5.2.37 признать утратившим силу;

г) дополнить подпунктами 5.6.40 - 5.6.44 следующего содержания:

«5.6.40. аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачу в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирование;

5.6.41. рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда;

5.6.42. функции оператора Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда;

Постановлением Правительства РФ № 726 от 30 июля 2014 г. внесен ряд изменений в правовые акты Правительства РФ - в основном в части терминологии (замена слов «аттестация рабочих мест» на «специальная оценка условий труда», замена «Минздравсоцразвития» на «Министерство труда и социальной защиты») - а также отменено Постановление № 870 от 20 ноября 2008 г. (устанавливало минимальный размер льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда).

Также дополнено и уточнено Положение о Федеральной службе по труду и занятости. Цитата из Постановления (не является официальной публикацией, приводится справочно):

«5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Уточнено и Положение о Министерства труда и социальной защиты РФ. Цитата из Постановления (не является официальной публикацией, приводится справочно):

а) подпункты 5.2.14 — 5.2.16 изложить в следующей редакции:

«5.2.14. порядок проведения государственной экспертизы условий труда;

5.2.15. форма, порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.2.16. методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению;»;

б) дополнить подпунктами 5.2.16(1) — 5.2.16(6) следующего содержания:

«5.2.16(1). особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц;

5.2.16(2). форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требования к нему, инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

5.2.16(3). методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

5.2.16(4). порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда;

5.2.16(6). типовое положение о системе управления охраной труда;»;

в) подпункт 5.2.37 признать утратившим силу;

г) дополнить подпунктами 5.6.40 — 5.6.44 следующего содержания:

«5.6.40. аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачу в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирование;

5.6.41. рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда;

5.6.42. функции оператора Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда;

5.6.43. формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

5.6.44. формирование и ведение реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Напомним, что с принятием данного документа одновременно устраняется возникшая ранее неясность с законодательными требованиями в части льгот и компенсаций на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, других работах с особыми условиями труда, особенностями их назначения.

В связи с отменой Постановления руководствоваться следует Трудовым Кодексом РФ (с изменениями, внесенными федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г.), устанавливающим минимальный размер дополнительного отпуска, равным семи дням, для рабочих мест с вредными условиями 2, 3, 4 степени и рабочих мест с опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ), минимальный размер повышения оплаты труда, равный четырем процентам (ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры повышения оплаты устанавливаются с учетом мнения профсоюзов (иных представительных органов). Конкретные размеры дополнительного отпуска - устанавливаются на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения трудовыми договорами, коллективными договорами, локальными актами и соглашениями. Также Трудовым Кодексом устанавливается продолжительность ежедневной рабочей смены при работе во вредных и опасных условиях, порядок увеличения максимально допустимой длительности такой смены и порядок суммированного учета времени работы во вредных и опасных условиях труда, когда установленная длительность не может быть соблюдена по условиям производства (ст. 92, 94, 104 ТК РФ).

Область на островах

Постановлением Правительства РФ № 726 от 30 июля 2014 г. внесен ряд изменений в правовые акты Правительства РФ - в основном в части терминологии (замена слов «аттестация рабочих мест» на «специальная оценка условий труда», замена «Минздравсоцразвития» на «Министерство труда и социальной защиты») - а также отменено Постановление № 870 от 20 ноября 2008 г. (устанавливало минимальный размер льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда).

Также дополнено и уточнено Положение о Федеральной службе по труду и занятости. Цитата из Постановления (не является официальной публикацией, приводится справочно):

«5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда».

Уточнено и Положение о Министерства труда и социальной защиты РФ. Цитата из Постановления (не является официальной публикацией, приводится справочно):

а) подпункты 5.2.14 — 5.2.16 изложить в следующей редакции:

«5.2.14. порядок проведения государственной экспертизы условий труда;

5.2.15. форма, порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

5.2.16. методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению;»;

б) дополнить подпунктами 5.2.16(1) — 5.2.16(6) следующего содержания:

«5.2.16(1). особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, а также в случае, если выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, иных лиц;

5.2.16(2). форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требования к нему, инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

5.2.16(3). методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

5.2.16(4). порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда;

5.2.16(6). типовое положение о системе управления охраной труда;»;

в) подпункт 5.2.37 признать утратившим силу;

г) дополнить подпунктами 5.6.40 — 5.6.44 следующего содержания:

«5.6.40. аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачу в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирование;

5.6.41. рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда;

5.6.42. функции оператора Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда;

5.6.43. формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

5.6.44. формирование и ведение реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда».

Напомним, что с принятием данного документа одновременно устраняется возникшая ранее неясность с законодательными требованиями в части льгот и компенсаций на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, других работах с особыми условиями труда, особенностями их назначения.

В связи с отменой Постановления руководствоваться следует Трудовым Кодексом РФ (с изменениями, внесенными федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г.), устанавливающим минимальный размер дополнительного отпуска, равным семи дням, для рабочих мест с вредными условиями 2, 3, 4 степени и рабочих мест с опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ), минимальный размер повышения оплаты труда, равный четырем процентам (ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры повышения оплаты устанавливаются с учетом мнения профсоюзов (иных представительных органов). Конкретные размеры дополнительного отпуска - устанавливаются на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения трудовыми договорами, коллективными договорами, локальными актами и соглашениями. Также Трудовым Кодексом устанавливается продолжительность ежедневной рабочей смены при работе во вредных и опасных условиях, порядок увеличения максимально допустимой длительности такой смены и порядок суммированного учета времени работы во вредных и опасных условиях труда, когда установленная длительность не может быть соблюдена по условиям производства (ст. 92, 94, 104 ТК РФ).

Область на островах

14. Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые разрабатываются для пунктов пропуска по видам международного сообщения.

Указанные типовые схемы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

15. На основании типовых схем, указанных в пункте 14 настоящих Правил, и с учетом местных условий администрации пунктов пропуска разрабатывают для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в пункте пропуска координационного совета. В этих технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления государственного контроля в пунктах пропуска, а для пунктов пропуска, расположенных в морских портах, должно быть установлено также максимальное время ожидания начала государственного контроля.

16. Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий вне пунктов пропуска при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом в отношении каждого участка железнодорожных путей определяется технологическими схемами контроля вне пунктов пропуска при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, разрабатываемыми Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с государственными контрольными органами, в регионе деятельности которых расположены данные участки железнодорожных путей.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме