Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что должен содержать стандарт по метрологическому надзору. Государственный метрологический контроль и надзор

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСТ 8.002-86

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Дата введения 01.01.87

Настоящий стандарт устанавливает основные положения государственного надзора и ведомственного контроля за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, за деятельностью ведомственных метрологических служб, за внедрением и соблюдением метрологических правил, в том числе правил метрологического обеспечения работ, производимых во всех отраслях народного хозяйства.

Стандарт не распространяется на средства измерений, применяемые на предприятиях и в организациях Министерства обороны и изготовляемые по его заказам.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений (государственный метрологический надзор и ведомственный метрологический контроль) проводят в целях обеспечения единства измерений как необходимого условия повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, повышения технического уровня и качества продукции, обеспечения достоверного учета материальных, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, повышения эффективности управления в отраслях народного хозяйства.

1.2. Основной задачей государственного метрологического надзора и ведомственного метрологического контроля является укрепление государственной дисциплины и повышение ответственности министерств (ведомств), предприятий, объединений, организаций и учреждений (далее - предприятий) за своевременное внедрение и строгое соблюдение метрологических правил, установленных действующим законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами, за обеспечение единства измерений и метрологическое обеспечение работ, производимых в отраслях народного хозяйства.

государственных приемочных и контрольных испытаний средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.383-80 и ГОСТ 8.001-80;

государственной метрологической аттестации средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.326-78;

государственной поверки средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.513-84;

регистрации предприятий и организаций, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений в соответствии с порядком, устанавливаемым Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом);

проверок состояния и применения средств намерений, деятельности ведомственных метрологических служб в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, внедрения и соблюдения метрологических правил (далее - проверок соблюдения метрологических правил) в соответствии с порядком, устанавливаемым Госстандартом.

1.4. Ведомственный метрологический контроль проводят в форме:

ведомственной метрологической аттестации средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.326-78;

ведомственной поверки средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.513-84;

проверок состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил на предприятиях системы министерства (ведомства);

проверок деятельности головных и базовых организаций метрологической службы, структурных подразделений метрологической службы на предприятиях системы министерства (ведомства) в порядке, устанавливаемом министерством (ведомством);

аттестации испытательных и аналитических лабораторий на предприятиях системы министерства (ведомства).

Нормативно-техническими документами министерства (ведомства) могут быть установлены иные формы ведомственного метрологического контроля.

1.3, 1.4. (Измененная редакция, Изм. № 1).

1.5. Организацию и порядок проведения работ по государственному метрологическому надзору устанавливают государственными стандартами, правилами, инструкциями и другими нормативно-техническими документами (далее - НТД) Госстандарта, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

1.6. Организацию и порядок проведения работ по ведомственному метрологическому контролю устанавливают отраслевыми стандартами, правилами, инструкциями и другими НТД министерств (ведомств) и предприятий, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, другим государственным стандартам и НТД Госстандарта, регламентирующим вопросы государственного метрологического надзора и ведомственного метрологического контроля.

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР.

2.1. Государственный метрологический надзор осуществляют:

Госстандарт;

республиканские управления Госстандарта в союзных республиках;

центры стандартизации и метрологии, лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой Госстандарта.

2.2. Органы государственного надзора осуществляют свои функции в соответствии с установленной компетенцией.

2.3. Госстандарт, в соответствии с возложенными на него задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляет следующие функции:

утверждает стандарты и другие НТД, обязательные для применения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке планы работ по государственному метрологическому надзору;

заслушивает на заседаниях Госстандарта отчеты руководителей министерств (ведомств) о состоянии дел на подчиненных предприятиях по результатам государственного метрологического надзора;

проводит анализ результатов государственного метрологического надзора и разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков;

осуществляет управление деятельностью органов государственного надзора системы Госстандарта.

2.4. Республиканские управления Госстандарта, в соответствии с возложенными на них задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляют следующие функции:

разрабатывают и утверждают планы работ по государственному метрологическому надзору в союзной республике;

обеспечивают организацию и проведение работ по государственному метрологическому надзору в союзной республике, постоянное совершенствование и повышение эффективности государственного метрологического надзора;

организуют проведение государственных контрольных испытаний средств измерений, выпускаемых в республике, государственной метрологической аттестации и государственной поверки средств измерений, а также регистрацию предприятий, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средства измерений;

организуют проведение выборочных проверок соблюдения метрологических правил в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, расположенных на территории союзной республики;

обеспечивают своевременное принятие органами государственного надзора союзной республики необходимых мер по внедрению и соблюдению метрологических правил, улучшению состояния и применения средств измерений, предупреждению и пресечению нарушений, а также по привлечению к установленной ответственности предприятий и должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил;

заслушивают отчеты руководителей республиканских министерств (ведомств) о состоянии дел на подведомственных предприятиях по результатам государственного метрологического надзора;

обеспечивают взаимодействие органов государственного надзора с правоохранительными и другими контролирующими органами союзной республики;

осуществляют контроль деятельности органов государственного надзора в союзной республике.

2.5. Центры стандартизации и метрологии и лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой, в соответствии с возложенными на них задачами в области государственного метрологического надзора, осуществляют следующие функции:

разрабатывают и утверждают в соответствии с планом государственной стандартизации и на основе планов, утвержденных республиканским управлением Госстандарта, планы работ по государственному метрологическому надзору на предприятиях закрепленной территории, обеспечивают повышение эффективности государственного надзора;

проводят выборочные проверки соблюдения метрологических правил на предприятиях закрепленной территории;

организуют и проводят государственные контрольные испытания средств измерений, выпускаемых предприятиями, расположенными на закрепленной территории, государственную метрологическую аттестацию и государственную поверку средств измерений, ведут регистрацию предприятий, изготовляющих, ремонтирующих и поверяющих средств измерений;

применяют необходимые меры, направленные на внедрение и соблюдение метрологических правил, улучшение состояния и применения средств измерений, предупреждение и пресечение выявленных нарушений, а также меры по привлечению к установленной ответственности предприятий и должностных лиц, виновных в нарушении метрологических правил;

взаимодействуют с правоохранительными и другими контролирующими органами на закрепленной территории.

2.6. Осуществление функций государственного метрологического надзора возлагается на специализированные структурные подразделения по надзору за состоянием средств измерений, по государственным испытаниям средств измерений, по надзору за метрологическим обеспечением, а также на другие подразделения, образуемые в центральном аппарате Госстандарта, управлениях Госстандарта в союзных республиках, центрах стандартизации и метрологии, лабораториях государственного надзора за стандартами и измерительной техникой в автономных республиках, краях, областях и городах.

Выполнение отдельных функций в области государственного метрологического надзора возлагается на метрологические научно-производственные объединения и научно-исследовательские институты.

2.7. Должностные лица органов Госстандарта, осуществляющие государственный метрологический надзор и исполняющие обязанности государственных инспекторов по надзору за стандартами и средствами измерений, должны быть аттестованы в качестве государственного поверителя или государственного контролера.

Аттестации в качестве государственного поверителя подвергают лиц, на которых возлагают обязанности по государственной поверке средств измерений. Эти лица должны проходить первичную аттестацию при назначении их на должность, а через определенные промежутки времени - периодическую аттестацию.

Аттестации в качестве государственного контролера (первичной или периодической) подлежат лица, на которых возлагают функции в области государственного метрологического надзора в соответствии с (кроме поверки).

Первичную и периодическую аттестацию должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, проводят в порядке, устанавливаемом Госстандартом.

3. ОРГАНЫ И СЛУЖБЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ВЕДОМСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.

3.1. Ведомственный метрологический контроль осуществляют:

министерство (ведомство) с возложением этих функций на отдел (службу) главного метролога министерства (ведомства);

головная и базовые организации метрологической службы министерства (ведомства) с возложением этих функций на соответствующее специализированное подразделение;

отдел главного метролога или другие структурные подразделения метрологической службы предприятий, осуществляющие контроль в рамках предприятия.

При нецелесообразности образования специализированных подразделений метрологической службы в центральном аппарате министерства (ведомства) или на предприятиях функции ведомственного или внутризаводского контроля должны быть возложены на другое структурное подразделение или ответственное лицо, назначенное приказом по министерству (ведомству) или предприятию.

3.2. Органы и службы, осуществляющие ведомственный метрологический контроль в системе министерства (ведомства), выполняют свои функции в соответствии с установленной компетенцией и полномочиями, предоставленными им руководителем министерства (ведомства) или предприятия.

3.2.1. Министерство (ведомство) в соответствии с возложенными на него задачами в области ведомственного метрологического контроля:

обеспечивает организацию и проведение метрологического контроля в системе министерства (ведомства), систематически проверяет состояние и применение средств измерений на подведомственных предприятиях, принимает меры, направленные на строгое соблюдение действующих метрологических правил;

разрабатывает и утверждает в установленном порядке отраслевые планы работ по ведомственному метрологическому контролю;

утверждает обязательные для предприятий своей системы отраслевые стандарты, инструкции, правила, положения и другие НТД, устанавливающие порядок осуществления ведомственного метрологического контроля.

3.2.2. Отдел (служба) главного метролога министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на него задачами в области ведомственного метрологического контроля:

обеспечивает и осуществляет в системе министерства (ведомства) контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, за своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, установленных действующим законодательством, стандартами, инструкциями, правилами, положениями и другими нормативно-техническими документами;

обеспечивает учет предприятий системы министерства (ведомства), которым органами Госстандарта предоставлено право изготовления, ремонта или поверки средств измерений, а также учет средств измерений, применяемых на предприятиях системы министерства (ведомства);

проверяет соблюдение требований к ведомственной поверке и метрологической аттестации средств измерений в системе министерства (ведомства);

осуществляет контроль за своевременным представлением предприятиями системы министерства (ведомства) средств измерений на государственные испытания и государственную поверку;

контролирует работу головных и базовых организаций метрологической службы, структурных подразделений метрологической службы на предприятиях системы министерства (ведомства);

дает обязательные для предприятий системы министерства (ведомства) предписания по вопросам состояния и применения средств измерений, внедрения и соблюдения метрологических правил;

вносит руководству министерства (ведомства) предложения об отмене НТД, не соответствующей требованиям государственных и отраслевых стандартов, другой НТД, действующей в отрасли;

вносит руководству министерства, (ведомства) предложения о прекращении на предприятиях производства продукции при нарушении ими метрологических правил, несоблюдение которых привело к выпуску нестандартной продукции, до устранения нарушений и о необходимости принятия иных мер в отношении предприятий и лиц, допустивших эти нарушения;

осуществляет контроль за разработкой и реализацией мероприятий по устранению недостатков, отмеченных органами государственного надзора.

3.2.3. Головная организация метрологической службы министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на нее задачами в области, ведомственного метрологического контроля:

осуществляет методическое руководство базовыми организациями метрологической службы министерства (ведомства) по вопросам ведомственного метрологического контроля;

осуществляет контроль за деятельностью базовых организаций метрологической службы, а также за деятельностью метрологических служб предприятий системы министерства (ведомства);

осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил на предприятиях системы министерства (ведомства);

организует и проводит ведомственную поверку и метрологическую1 аттестацию средств измерений, которые не могут быть поверены или аттестованы базовыми организациями метрологической службы;

вносит предложения главному метрологу министерства (ведомства) об отмене принятых в отрасли НТД, приказов, распоряжений и указаний, противоречащих действующему законодательству, государственным и отраслевым стандартам;

осуществляет контроль за устранением недостатков, выявленных органами Госстандарта на предприятиях министерства (ведомства) при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

дает руководителям проверенных предприятий обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносит предложения главному метрологу министерства (ведомства) и руководителям предприятий системы министерства (ведомства) о необходимости принятия мер в отношении предприятий и лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.4. Базовая организация метрологической службы министерства (ведомства) в соответствии с возложенными на нее задачами в области ведомственного метрологического контроля:

осуществляет методическое руководство метрологическими службами предприятий по вопросам ведомственного метрологического контроля;

контролирует деятельность метрологических служб предприятий;

осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил на предприятиях;

обеспечивает организацию и проведение ведомственной поверки и метрологической аттестации средств измерений, которые не могут быть поверены или аттестованы предприятиями;

вносит предложения вышестоящим органам об отмене принятых руководителями предприятий стандартов и других НТД, приказов, распоряжений и указаний, противоречащих действующему законодательству, государственным и отраслевым стандартам;

оказывает содействие органам Госстандарта при осуществлении государственного метрологического надзора;

дает руководителям проверенных предприятий обязательные указания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносит предложения вышестоящим органам и руководителям прикрепленных предприятий о необходимости принятия в установленном порядке мер в отношении предприятий и лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.5. Руководитель предприятия:

организует и осуществляет контроль за разработкой, производством, состоянием, применением и ремонтом средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил, деятельностью структурных подразделений метрологической службы предприятия;

оказывает содействие органам Госстандарта при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

утверждает НТД, устанавливающие порядок осуществления метрологического контроля, на предприятии;

поощряет отличившихся работников, применяет в установленном порядке меры взыскания в отношении лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.6. Отдел главного метролога или другие подразделения метрологической службы предприятия:

осуществляют контроль за разработкой, производством, состоянием и применением средств измерений, своевременным внедрением и соблюдением метрологических правил всеми подразделениями предприятия;

осуществляют ведомственную поверку и метрологическую аттестацию средств измерений в пределах прав, предоставленных органами Госстандарта; ведут учет средств измерений предприятия, составляют графики поверки и контролируют соблюдение утвержденных графиков; согласовывают с органами Госстандарта графики поверки средств измерений, подлежащих обязательной государственной поверке, и обеспечивают своевременное представление их на государственную поверку; разрабатывают и осуществляют мероприятия по развитию ведомственной поверки средств измерений;

оказывают содействие органам Госстандарта при осуществлении ими государственного метрологического надзора;

разрабатывают мероприятия по устранению недостатков, выявленных органами Госстандарта и осуществляют контроль за их реализацией;

дают руководителям всех подразделений предприятия обязательные предписания об устранении выявленных нарушений и об изъятии средств измерений, непригодных к применению;

вносят руководству предприятия предложения о поощрении отличившихся работников и о необходимости принятия мер в отношении лиц, допустивших нарушения метрологических правил.

3.2.7. Приказом по министерству (ведомству) или предприятию, в соответствии со специфическими особенностями производства, на органы и службы, осуществляющие ведомственный метрологический контроль, могут быть возложены дополнительные обязанности в области, контроля за соблюдением метрологических правил и им могут быть предоставлены более широкие права по применению правовых мер воздействия к нарушителям.

3.2.8. Ответственность за организацию и осуществление ведомственного метрологического контроля несут руководители министерств (ведомств) и предприятий.

4. ПРАВОВЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА.

4.1. В случаях нарушения метрологических правил органы государственного надзора применяют в отношении предприятий и виновных должностных лиц установленные законодательством правовые меры и дают обязательные предписания об устранении выявленных нарушений.

4.2.1. Отрицательные результаты государственных приемочных испытаний опытного образца нового типа средств измерений являются основанием для отказа в утверждении этого типа и выдачи разрешения на производство и выпуск в обращение средств измерений установочной серии.

4.2.2. Реализация серийно изготовляемых средств измерений, не прошедших государственные испытания в соответствии с ГОСТ 8.001-80, является основанием для применения экономических санкций в виде перечисления всей суммы прибыли, полученной предприятием за эту продукцию, в доход бюджета и исключения данной продукции в натуральном и стоимостном выражении из отчетных данных предприятий о выполнении плана.

4.2.3. Отрицательные результаты государственных контрольных испытании средств измерений являются основанием для:

а) запрета (задержки) выпуска в обращение изготовляемых средств измерений;

б) применения экономических санкций;

в) лишения права серийного производства средств измерений и аннулирования регистрационного удостоверения на право проведения этих работ.

4.3. При проведении метрологической аттестации средств измерений.

4.3.1. Отрицательные результаты метрологической аттестации вновь разработанных средств измерений, не предназначенных для серийного производства, являются основанием для запрета (приостановления) их применения.

4.3.2. Реализация вновь разработанных средств измерений, не прошедших метрологическую аттестацию, является основанием для применения экономических санкций.

4.3.3. Отрицательные результаты метрологической аттестации эксплуатируемых средств измерений являются основанием для запрета их применения и аннулирования свидетельства о метрологической аттестации.

4.4. При проведении государственной поверки средств измерений.

4.4.1. Отрицательные результаты государственной поверки средств измерений являются основанием для:

а) запрета (задержки) применения или выпуска в обращение средств измерений, предписания об изъятии средств измерений из обращения и эксплуатации, а в случае необходимости - непосредственного их изъятия;

б) гашения оттисков поверительных клейм на средствах измерений, аннулирования свидетельства о поверке или записи о непригодности средств измерений в техническом паспорте средств измерений;

в) опечатывания средств измерений способом, исключающим возможность их дальнейшего применения;

г) назначения сплошной единовременной поверки всех: средств измерений, находящихся в эксплуатации, или определенной их номенклатуры в органах государственного надзора;

д) установления сокращенных межповерочных интервалов для средств измерений, находящихся в эксплуатации.

4.5.1. Нарушение установленных стандартами и иными НТД требований к изготовлению, ремонту и поверке средств измерений является основанием для:

а) отказа в выдаче регистрационного удостоверения на право выполнения указанных работ;

б) предписания о прекращении этих работ и аннулирования ранее выданного регистрационного удостоверения;

в) исключения из регистрационного удостоверения тех видов работ, по которым допущены нарушения.

4.6. При проверке состояния и применения средств измерений, деятельности ведомственных метрологических служб в министерствах (ведомствах) и на предприятиях, внедрения и соблюдения метрологических правил выявленные нарушения являются основанием для применения правовых мер, предусмотренных - .

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.7. Особо серьезные нарушения метрологических правил, влекущие выпуск нестандартной недоброкачественной продукции, являются основанием для обязательных предписаний должностным лицам предприятий о прекращении производства продукции до устранения нарушений.

4.8. В случаях, когда нарушения метрологических правил являются следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения должностными лицами проверяемых предприятий возложенных на них служебных обязанностей, органы государственного надзора вправе вносить в соответствующие министерства (ведомства) и представлять руководителям предприятий предложения о привлечении этих лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения в установленном порядке от занимаемой должности.

4.9. При выявлении нарушений метрологических правил, которые в соответствии с действующим законодательством являются основанием для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности в виде предупреждения или денежного штрафа, органы государственного надзора составляют в установленном порядке протокол и направляют материалы, в административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских и районных в городах Советов народных депутатов.

4.10. В случаях, когда допущенные по вине должностных лиц нарушения по своему характеру влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовную ответственность, органы государственного надзора направляют в установленном порядке материалы проверок в следственные органы.

4.11. Решение о выборе правовых мер, соответствующих допущенным нарушениям метрологических правил, принимают должностные лица органов государственного надзора в пределах полномочий, предоставленных Председателем Госстандарта.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам.

ИСПОЛНИТЕЛИ

X. О. Маликова (руководитель темы), А. В. Плотникова , В. А. Сковородников , М. Г. Шаронов.

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.02.86 г. № 388

3. ВЗАМЕН ГОСТ 8.002-71 в части разд. 1, 2, 4

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Переиздание (ноябрь 1987 г.) с Изменением № 1, утвержденным в сентябре 1987 г. (ИУС 1-88).

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Москва

1994

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления ме троло гическ ого контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

производство средств и змерений;

испытания , поверка и калибровка средств измерений;

использование и применение средств измерений;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений;

импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;

сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;

сертификация продукции и услуг.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;

ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;

ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;

ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;

ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3 .1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими у полномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4 .1. Объекты метрологического контроля и надзора

Объектами метрологического контроля и надзора являются:

состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых );

состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;

результаты измерений;

соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;

своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

4.2. Формы метрологического контроля и надзора

Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами еди ниц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ументами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.

4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора

4.3 .1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:

внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы , с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.

4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора

4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.

4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений , могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образова ния комиссии по распоряжению руководителя метроло гической службы.

5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

5. 1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений

При осу щес твлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:

правил ьность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;

правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;

соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;

наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;

соответствие сроков проведения поверк и (калибровки) требованиям нормативных документов;

наличие и целостность поверительн ых клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;

отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности , давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д. );

правильность монтажа и установки средств измерений;

правильность настройки средств измерений;

полноту и качество комплектации средств измерений;

правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;

соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техни ки безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений

При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:

наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:

наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;

наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора (о в) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.

5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метроло гических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятел ьность юридического ли ца;

наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;

состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;

условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;

квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;

правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;

правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;

правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;

правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.

5.5. Выдача обязательных предписаний

В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на пре дотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения .

5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибро вку

При осуществлении проверки устанавливают:

наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контрол ю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

наличие графика калибровки средств измерений;

соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение ). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.

6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.

7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

7. 1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила дос тупа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

7.2. Права

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

пол учать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ , выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

В зависимости от тяжести последствий , к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм , к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

административное взыскание, налагаемое руководством предприятия;

экономические меры, применяемые руко водством предприятия и другие меры по усмотрению руководства предприятия.

Приложение А

ПРЕДПИСАНИЕ

__________________________

(наименование предприятия)

от ________ 1 9 г. Выдано на основании акта проверки

от _____________ 19 г.

При проверке _____________________________________________________________

конкретные направления проверки:

состояние и применение СИ, аттестованные МВИ и т.п.

были обнаружены следующие нарушения:

__________________________________________________________________________

факты нарушений

На основании Закона РФ «Об обес печении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

__________________________________________________________________________

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

__________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

__________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________

по дпись ин ициалы, фами лия

Приложение Б

АКТ ПРОВЕРКИ

________________________________________

наименование подразделения предприятия

В период с «_____ » ______________________ по «____ » ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

__________________________________________________________________________

должность, фамилия , инициалы

члены комиссии

__________________________________________________________________________

должности, фамилии , инициалы

провела проверку

__________________________________________________________________________

конкретные направления пров ерки: состояние и применение СИ,

__________________________________________________________________________

аттестованные МВ И и т.п.

При проверке устано влено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

4. И т.п.

__________________________________________________________________________

р екомендации по устранению не достатков и совершенствованию метрологической деятельности

Председатель комиссии ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: _____________________

должность руководителя

_______________ _________________ проверяемого подразделения,

дата подп ись инициалы, фамилия

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. Областями применения настоящей рекомендации являются: производство средств измерений; испытания, поверка и калибровка средств измерений; использование и применение средств измерений; техническое обслуживание и ремонт средств измерений; импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений; сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ; испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм; сертификация продукции и услуг.

Обозначение: МИ 2304-94
Название рус.: Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц
Статус: не действует
Заменен: МИ 2304-08 «ГСОЕИ. Метрологический надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц. Основные положения»
Дата актуализации текста: 05.05.2017
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата введения в действие: 27.12.1994
Дата окончания срока действия: 23.06.2008
Утвержден: 27.12.1994 ВНИИМС (VNIIMS)
Опубликован: ВНИИМС (1994 г.)

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ГОССТАНДАРТ РОССИИ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
(ВНИИМС)

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Москва
1994

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

РАЗРАБОТАНА Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Сковородников В. А., Генкина Р. И., Орлова В. К.

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИМИ СЛУЖБАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

МИ 2304-94

Рекомендация устанавливает организацию и порядок осуществления метрологического контроля и надзора в формах, предусмотренных Законом РФ, и предназначена для применения в метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

производство средств измерений;

испытания , поверка и калибровка средств измерений;

использование и применение средств измерений;

техническое обслуживание и ремонт средств измерений;

импорт средств измерений; применение и оценка точностных характеристик методик выполнения измерений;

сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора, определенные статьей 13 Закона РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия требованиям государственных стандартов Российской Федерации и стандартам фирм;

сертификация продукции и услуг.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Международного документа МОЗМ № 9 «Принципы метрологического надзора»;

ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм»;

ПР 50.2.005-94 «ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений»;

ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения»;

ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений».

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

3.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

3.3. Средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений.

3.4. Эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных, либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

3.5. Поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

3.6. Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

3.7. Утверждение типа средств измерений - решение Государственной метрологической службы Госстандарта России о соответствии испытанного типа средств измерений установленным требованиям.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Объекты метрологического контроля и надзора

Объектами метрологического контроля и надзора являются:

состояние и применение средств измерений, как подлежащих утверждению типа и последующей поверке, так и не подлежащих поверке (калибруемых);

состояние методик выполнения измерений, подлежащих обязательной аттестации и не подлежащих обязательной аттестации;

результаты измерений;

соблюдение метрологических правил и норм, устанавливаемых нормативной документацией;

своевременность представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

4.2. Формы метрологического контроля и надзора

Метрологический контроль и надзор осуществляют метрологические службы юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представленных средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Примечание: требования и порядок проведения калибровки средств измерений устанавливаются док ументами Российской системы калибровки и настоящим документом не регламентируются.

4.3. Порядок введения метрологического контроля и надзора

4.3.1. Метрологический контроль и надзор может быть введен:

внесением соответствующего пункта в Положение о метрологической службе федеративного органа исполнительной власти или юридического лица;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вытекающим из Закона РФ или предписания федеративного органа исполнительной власти или органа Государственной метрологической службы, с указанием сферы распространения, лиц, ответственных за осуществление метрологического контроля и надзора, их прав и обязанностей;

административным решением (приказом) руководителя юридического лица, вызванным исключительными обстоятельствами, такими, как рекламации на продукцию, жалобы или требования потребителей, необходимость поиска причины устойчивого брака, необходимость поиска причины возникновения опасности для здоровья людей или загрязнения окружающей среды и т.п.

4.3.2. Административным решением руководителя предприятия лица, ответственные за осуществление метрологического надзора, могут получать полномочия «инспектора по обеспечению единства измерений» на данном предприятии.

4.4. Периодичность метрологического контроля и надзора

4.4.1. Периодичность осуществления метрологического контроля и надзора устанавливает руководитель метрологической службы юридического лица.

4.4.2. Руководитель метрологической службы своим распоряжением образует комиссию для проведения проверки и назначает ее председателя.

4.4.3. Лица, назначенные приказом руководителя предприятия инспекторами по обеспечению единства измерений, могут осуществлять метрологический надзор самостоятельно без образования комиссии по распоряжению руководителя метрологической службы.

5. СОДЕРЖАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

5.1. Метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений проверяют:

правильность отнесения средств измерений (составление перечня) к средствам измерений, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору;

правильность проведения калибровки, а в случае необходимости, поверки средств измерений, и наличие на эти виды деятельности документальных свидетельств;

соответствие процедуры проведения калибровки или поверки средств измерений требованиям нормативных документов;

наличие оттисков клейм, калибровочных знаков, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке или других документальных свидетельств, подтверждающих факт проведения поверки или калибровки;

соответствие сроков проведения поверки (калибровки) требованиям нормативных документов;

наличие и целостность поверительных клейм (основного и защитного) и калибровочных знаков;

отсутствие повреждений или чрезмерного износа средства измерений в процессе эксплуатации, приводящих к изменению метрологических характеристик;

правильность использования средства измерений по назначению; соответствие условий эксплуатации СИ требованиям нормативных документов (соответствие внешних влияющих факторов установленным нормам: по влажности, давлению, чистоте окружающей среды, вибрации и т.д.);

правильность монтажа и установки средств измерений;

правильность настройки средств измерений;

полноту и качество комплектации средств измерений;

правильность выполнения технического обслуживания и ремонта средств измерений в соответствии с требованиями нормативной (ремонтной) документации, наличие условий для выполнения данных работ и соответствие квалификации персонала предъявляемым требованиям;

правильность хранения средств измерений, которые не используются постоянно;

соответствие средства измерений, его размещения и установки основным общетехническим требованиям и правилам техники безопасности, а также требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

5.2. Метрологический надзор за аттестованными методиками выполнения измерений

При осуществлении метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений (МВИ) проверяют:

наличие аттестации МВИ, использующих средства измерений, входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора, и наличие документов, подтверждающих проведение аттестации;

определение метрологических характеристик МВИ, использующих средства измерений, не входящие в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора.

5.3. Метрологический надзор за эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений

При осуществлении метрологического надзора за эталонами проверяют:

наличие свидетельства о поверке (сертификата о калибровке) эталона;

наличие и соблюдение графика поверки (калибровки) эталонов; наличие договора(ов) с органами (организациями) Госстандарта России или другими юридическими лицами на проведение поверки (калибровки) эталонов;

соответствие условий эксплуатации и хранения эталонов требованиям нормативной документации.

5.4. Метрологический надзор за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений

При осуществлении метрологического надзора за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений проверяют:

полноту и актуальность нормативной документации, регламентирующей метрологическую деятельность юридического лица;

наличие лицензий (при необходимости) на изготовление, ремонт, продажу и прокат средств измерений;

состояние выполнения подразделениями юридического лица требований по организации и проведению измерений;

условия, в которых проводятся измерения, а также поверка и калибровка средств измерений;

квалификацию персонала, выполняющего измерения, а также поверку (калибровку) средств измерений;

правильность использования единиц величин, допущенных к применению или установленных заказчиком, их кратных или дольных значений;

правильность применения наименований и обозначений единиц величин, их кратных и дольных значений;

правильность обозначения метрологических характеристик средств измерений и методик выполнения измерений в установленной форме и в установленном месте;

правильность применения наименований и обозначений средств измерений и эталонов.

5.5. Выдача обязательных предписаний

В случае нарушений метрологических правил и норм уполномоченные лица метрологической службы юридического лица выдают виновным в нарушениях предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм, по форме приложения .

5.6. Проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку

При осуществлении проверки устанавливают:

наличие разработок новых средств измерений и необходимость их представления на испытания в целях утверждения типа, наличие сертификатов утверждения типов для импортных средств измерений;

наличие перечня средств измерений, подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору, и графика их представления на поверку, согласованного с органами Государственной метрологической службы или другими юридическими лицами, аккредитованными на право поверки средств;

наличие графика калибровки средств измерений;

соблюдение порядка представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, соблюдение графиков поверки и калибровки средств измерений.

6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

6.1. Результаты каждой проверки оформляются актом (приложение ). В акте должно быть отражено состояние проверяемых объектов и раскрыты причины выявленных нарушений.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет председатель комиссии по проверке.

6.2. Акт подписывают все члены комиссии по проверке, после чего в него запрещается вносить изменения или дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает председатель комиссии.

Члены комиссии по проверке, а также ответственные представители проверяемых подразделений предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

6.3. Содержание акта доводят до сведения руководителя подразделения, который его подписывает. В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись, подтверждаемая председателем комиссии.

6.4. Акт проверки составляется, как правило, в 2-х экземплярах. Первый экземпляр передается руководителю проверяемого подразделения, второй экземпляр остается у метрологической службы. В случае обнаружения серьезных нарушений, требующих вмешательства руководства предприятия, копия акта направляется руководству предприятия для принятия необходимых мер.

6.5. Порядок оформления актов проверок, осуществляемых уполномоченными инспекторами по обеспечению единства измерений на предприятии определяется руководителем предприятия и фиксируется в нормативных документах предприятия.

7. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР

7.1. Обязанности

Лица, осуществляющие метрологический надзор, обязаны:

руководствоваться в своей деятельности Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», нормативными документами по метрологии, действующим законодательством и требованиями настоящего документа;

соблюдать правила доступа лиц в подразделения предприятия;

обеспечивать полноту, достоверность и объективность результатов проверок.

7.2. Права

Лица, осуществляющие метрологический надзор, имеют право:

посещать все подразделения предприятия, выполняющие измерения и хранящие средства измерений, в соответствии с правилами доступа лиц в подразделения предприятия;

получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию в соответствии с настоящим документом;

осуществлять проверки в соответствии с разделом настоящего документа и выдавать соответствующие предписания;

гасить калибровочные клейма или аннулировать сертификаты о калибровке на непригодные СИ, выдавать предписания об изъятии непригодных СИ из эксплуатации;

запрещать применение и выпуск средств измерений неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;

при необходимости изымать средство измерений из эксплуатации;

в случае обнаружения серьезных нарушений метрологических правил и норм направлять руководству предприятия предложения о наказании виновных в нарушениях и предложения об устранении недостатков;

руководство предприятия может наделить лиц, осуществляющих метрологический надзор, дополнительными правами.

8. МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАРУШИТЕЛЯМ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМ

В зависимости от тяжести последствий, к которым привело или могло привести данное нарушение метрологических правил и норм, к нарушителям могут применяться следующие меры:

выдача предписания подразделению предприятия об устранении выявленных нарушений;

гашение калибровочного клейма или аннулирование сертификата о калибровке для непригодных средств измерений;

выдача предписания об изъятии из эксплуатации непригодных средств измерений;

факты нарушений

На основании Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и в соответствии с Рекомендацией «Метрологический контроль и надзор, осуществляемый метрологическими службами юридических лиц» запрещаются к применению:

конкретные объекты: СИ, МВИ, эталоны и т.п.

Изымаются из эксплуатации:

__________________________________________________________________________

перечень СИ с указанием причин изъятия

Предписывается устранить:

__________________________________________________________________________

перечень и сроки устраняемых нарушений

Председатель комиссии по проверке ______________ ___________________

подписьинициалы, фамилия

Приложение Б

________________________________________

наименование подразделения предприятия

В период с «_____» ______________________ по «____» ____________________ 199 г. на основании ______________________________________________________________

наименование, дата и номер распоряжения о проверке

комиссия в составе:

председатель комиссии

__________________________________________________________________________

должность, фамилия, инициалы

члены комиссии

__________________________________________________________________________

должности, фамилии, инициалы

провела проверку

__________________________________________________________________________

конкретные направления проверки: состояние и применение СИ,

__________________________________________________________________________

аттестованные МВИ и т.п.

При проверке установлено:

1. Состояние средств измерений, подлежащих калибровке

2. Состояние эталонов

3. Состояние аттестованных методик выполнения измерений

4. И т.п.

__________________________________________________________________________

Председатель комиссии ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

Члены комиссий: ____________ _____________________

подпись инициалы, фамилия

С актом ознакомлен: _____________________

должность руководителя

Проверяемого подразделения,

дата подпись инициалы, фамилия

1.1. Государственный метрологический контроль и надзор

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКН) осуществляются Государственной метрологической службой (ГМС) Госстандарта России с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм.

В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" (ст.

13) ГМКН распространяется на:

здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;

торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;

государственные учетные операции;

обеспечение обороны государства;

геодезические и гидрометеорологические работы;

банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;

производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;

испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;

обязательную сертификацию продукции и услуг;

измерения, проводимые по поручению органов суда, государственных органов управления РФ;

регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Нормативными актами субъектов РФ ГНКН может быть распространен и на другие сферы деятельности.

Виды государственного метрологического контроля (ГМК) приведены на рис. 1.1.

Утверждение типа СИ. В сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России. Информация об утверждении типа средств измерений и решение об его отмене публикуется в официальных изданиях Госстандарта России.

Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами (ГНМЦ) Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний (ГЦИ) средств измерений (СИ). Решением Госстандарта России в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы и другие специализированные организации.

Соответствие средств измерений утвержденному типу на территории РФ контролируется органами ГМС по месту расположения изготовителей или пользователей.

Вопросы испытаний и утверждения типа СИ более подробно рассмотрены в разделе 2.

Рис. 1.1. Государственный метрологический контроль

Поверка СИ. Средства измерений, подлежащие ГМКН, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации.

Поверку осуществляют органы ГМС. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам (МС) юридических лиц. Деятельность этих метрологических служб осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по обеспечению единства измерений.

Поверочная деятельность, осуществляемая аккредитованными МС юридических лиц, контролируется органами ГМС по месту расположения этих юридических лиц.

Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет соответствующий орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.

Более подробно вопросы поверки СИ рассмотрены в разделе 3.

Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ. Деятельность по изготовле-

нию, ремонту, продаже и прокату СИ, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в порядке, установленном Госстандартом России.

Лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ производится после проверки органами ГМС наличия необходимых для этой деятельности условий, а также соблюдения лицами, осуществляющими эту деятельность, установленных метрологических правил и норм.

Вопросы лицензирования деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката СИ более подробно рассмотрены в разделе 4.

Виды государственного метрологического надзора (ГМН) приведены на рис. 1.2.

За выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм

За количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций

За количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

Рис. 1.2. Государственный метрологический надзор

ГМН за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.002-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм".

Требования к построения и содержанию методик выполнения измерений

(МВИ), порядок их разработки, аттестации и стандартизации рассмотрены в разделе 5. Методика и порядок проведения анализа состояния измерений, контроля и испытаний изложены в разделе 7.

ГМН за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торго-

вых операций, осуществляется в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров, отпускаемых продавцом покупателю. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.003-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций".

ГМН за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок подготовки, проведения и оформления результатов такого надзора определен правилами по метрологии ПР 50.2.004-94 "Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже".

1.2. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц

В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные органы управления РФ, а также предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы (МС) для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.

При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 указанного Закона, создание МС или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.

Права и обязанности МС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц. Требования к построения и изложению таких положений, а также порядок их рассмотрения и согласования установлены правилами по метрологии ПР 50-732-93 "ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц".

Метрологический контроль и надзор осуществляются метрологическими службами юридических лиц путем:

калибровки средств измерений;

надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;

выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;

проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Организация и порядок осуществления метрологического контроля и надзора МС юридических лиц установлены в рекомендации МИ 2304-94 "ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц". Вопросы калибровки СИ рассмотрены в разделе 6.

В основе соответствия изготовленного изделия конструкторской документации лежит правильность выбора лимитирующих параметров изделия, их допустимых отклонений и выбор технических средств, обеспечивающих ети параметры. Для обеспечения этих факторов, общих

для конструкторской и технологической документации, служит метрологический контроль. Метрологический контроль - проверка выполнения в документации метрологических положений, правил и норм, четко регламентированных в действующей нормативно-технической документации.

Учет метрологических положений в конструкторской документации требует от исполнителя конкретных знаний. Разработчики конструкторской документации зачастую плохо ориентируются в вопросах метрологического обеспечения. В результате в новых разработках не уделяется должное внимание вопросам единства и требуемой точности измерений. ГОСТ 1.25-76 устанавливает: «Под метрологическим обеспечением народного хозяйства понимают установление и применение научных и организационных основ технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений». Этой цели служат стандарты Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ). Единство измерений - такое состояние измерений, при котором результаты измерений выражены в узаконенных единицах, а погрешности измерений известны с заданной вероятностью.

Кроме метрологического контроля, который проводится на предприятиях, существует метрологическая экспертиза конструкторской документации. Это - исследовательский процесс с целью анализа и оценки технических решений по выбору параметров, подлежащих измерению, установлению норм точности и обеспечению методами и средствами измерений. Если по форме метрологическую экспертизу можно представить как контрольный процесс, то по содержанию - это совокупность взаимосвязанных организационных, методических и технических мероприятий. Цели метрологической экспертизы изложены в ГОСТ 8.103-73. Метрологическая экспертиза конструкторской документации обычно осуществляется после проведения метрологического контроля.

Метрологический контроль технической документации охватывает ряд принципиальных вопросов, решение которых улучшает качество изготовляемого изделия. Он обеспечивает качество изделия наиболее экономичными путями, устраняя прямой ущерб из-за неточностей в конструкторской и технологической документации. Экономической эффективности качества достигают путем применения

приминения оптимальных показателей измеряемых параметров изделия. Метрологический контроль начинается с выявления измеряемых параметров, подлежащих контролю. Осуществляется это при помощи анализа и определения влиния и места каждого параметра в общей конструкции и работе изделия. Метрологический контроль решает в общем случае следующие вопросы.

1. Рассмотрение возможности замены качественных требований (при их наличии) требованиями к физическим величинам. Органолептический контроль целесообразно заменить требованиями к физическим величинам, проверяемым путем измерений. Например, требование «Глубокие раковины на обработанных поверхностях не допускаются...» заменяется требованием к размерам раковин и их числу на единице площади; требование «Кронштейн установить вертикально...» заменяется требованием к угловому отклонению и т. д.

2. Проверку корректности выражения требований, исключающей возможности различного их -толкования. Рекомендуется для выражения технических требований использовать стандартные термины. Например, требование «Биение вала не более...» заменяется требованием «Полное радиальное биение поверхности А относительно... не более...», требование «Раствор готовят смешением компонента А и компонента Б в соотношении 1: 2» некорректно, так как неясно, какое соотношение подразумевается: масс или объемов.

Специфичные термины, допускающие возможность различного толкования, следует определять или пояснять при первом их упоминании в каждом документе (в скобках, сноске, справочном приложении). Ссылка на определенный стандарт позволяет толковать однозначно технические требования и применяемые параметры. Метрологическая терминология оговорена в ГОСТ 16263-70, правильность наименований физических величин - в ГОСТ 8.417-81.

3. Анализ достаточности номенклатуры контролируемых параметров, которые обеспечивают оптимальное качество изделия.

Предложения проводящего метрологический контроль по достаточности требований к изделию носят характер рекомендаций (учет их разработчиком желателен, но не обязателен). Исключение составляет метрологический контроль документации на средства измерения и испытательное оборудование

испытательное оборудование. В этих случаях учет предложений лица, проводящего метрологический контроль, обязателен. Предложения по выделению новых параметров, подлежащих измерению, целесообразно внести в конструкторскую документацию на ранних стадиях разработки, чтобы на последующих стадиях можно было их осуществить.

4. Рассмотрение возможности сокращения номенклатуры измеряемых параметров, уменьшающих затраты на контроль. Например, анализ измерения частного параметра, входящего в комплекс параметров, может выявить, что частный параметр измеряется также в процессе измерения комплексного параметра, поэтому его отдельное измерение можно не выполнять. Анализ режимов испытания изделия также может выявить, что последующие испытания с пониженным режимом можно аннулировать, так как первые испытания проводились на повышенных режимах и т. п.

5. Проверка обоснования номенклатуры измеряемых параметров. Обоснованность выбора измеряемых параметров проверяется при помощи анализа научно-исследовательской работы, предшествующей разработке изделия, результатов экспериментальных работ и испытания опытных образцов. При отсутствии обоснования проверяющий предлагает изменить номенклатуру или нормы точности измеряемых параметров.

6. Проверка наличия допустимых отклонений параметров, подлежащих измерению. Разработчик устанавливает допустимые отклонения исходя из функциональных и экономических соображений и с учетом возможностей их практического выполнения. Например, требование «Отклонение от плоскостности не допускается» не достижимо, так как требует идеальной плоскости, поэтому требование формулируется так: «Отклонение от плоскостности не более...».

Правильный выбор норм точности обеспечивает качество и работоспособность изделия и экономические показатели изготовления. Нормы точности позволяют выбрать измерительные средства по классу точности и методику измерений.

Метрологический контроль проверяет конструкции, в которых должна быть обеспечена возможность измерения заданных параметров изделия. Для этого проверяется возможность доступа ко всем точкам измерения. При наличии встроенных средств измерений нужно убедиться

в том, возможна ли их поверка в процессе эксплуатации. Если доступ к ним затруднен, эксперт может сделать предложения по усовершенствованию конструкции изделия. Влияние на погрешность измерений оказывают свойства материала, качество измеряемых поверхностей и др. Жесткость измеряемого элемента, его линейное расширение при разных температурах, а также свойства поверхностей (шероховатость, деформируемость и др.) могут существенно повлиять ка измерение элемента.

Решение метрологических вопросов в новых разработках осуществляется под методологическим руководством работников метрологической службы. Непосредственное участие метролога в разработках не обязательно и не практикуется. Хороший результат дает метрологический контроль конструкторской документации, когда разработан оригинал документа и основные вопросы метрологического характера согласованы со специалистами заранее.

Если метрологический контроль не производится как самостоятельный этап, то он совмещается с нормализадионным контролем конструкторской и технологической документации. Обычно нормализационный контроль производят конструкторы или технологи, а иногда и метрологи. Исполнителями метрологического контроля являются специализированные нормоконтролеры служб стандартизации или работники метрологических служб, прошедшие соответствующее обучение.

Метрологический контроль технического задания оценивает полноту и четкость формулирования требований к параметрам разрабатываемого изделия с точки зрения обеспечения возможности их измерения с требуемой точностью в заданных условиях. Оценивает обоснованность требований по метрологическому обеспечению разработки, изготовлению, испытанию и эксплуатации.

Метрологический контроль пояснительной записки и технического (эскизного) проекта направлен на следующее: обоснование номенклатуры измеряемых параметров; норм точности измерений параметров с учетом заданных требований к достоверности измерений; обоснование и оценку контролепригодности конструкции (возможность доступа к элементам измерений, достаточности контрольных точек - гнезд, разъемов и т. д.); обоснование решений по разработке методики выполнения измерений основных параметров, решений по поверке встроенных средств измерений; анализ полноты и обоснованности планируемых

работ по метрологическому обеспечению на стадии разработки рабочей документации.

Метрологический контроль технических условий (ТУ) направлен на проведение следующих работ: анализ достаточности и рациональности номенклатуры измеряемых параметров (соответствие техническому заданию, стандартам и др.); оценку корректности формулировки требований к параметрам и полноты требований, достаточных для обеспечения точности измерений; определение допустимых уровней опасных и вредных факторов, создаваемых изделием; проверку выполнения требований действующих стандартов, регламентирующих виды испытаний, правила приемки и т. д.; проверку методов контроля (испытаний, измерений и т. п.); анализ установленных норм точности измерений, методики испытаний и др.

Метрологический контроль программы и методики испытаний (ПМ) направлен на следующее: анализ рациональности номенклатуры параметров, измеряемых при приемочных, приемо-сдаточных, периодических испытаниях и в процессе эксплуатации изделий; анализ содержания требований к измеряемым параметрам; проверку наличия методик испытаний на все технические требования. При наличии специальных средств измерений, используемых при испытании, проверяют факт их метрологической аттестации.

При проведении метрологического контроля чертежей осуществляют следующие операции: проверяют корректность текстовых требований чертежей; оценивают достаточность номенклатуры требований чертежа.: требований ко всем параметрам изделия, влияющих на выполнение своих функций (размерам, отклонениям формы и расположения, параметрам шероховатости и твердости поверхностей, толщине покрытий и др.); анализируют рациональность установленной системы требований чертежа касающихся контроля изделия. В чертежах задаются не только непосредственно измеряемые параметры, но и параметры, которые относятся к технологии изготовления. Эти параметры устанавливают, как правило, технологи, и они являются результатом совместной работы с конструкторами; оценивают контролепригодность изделия. Контроль изделия должен быть обеспечен средствами измерения общего применения и только в крайних случаях нестандартизованными измерительными средствами.

Если для контроля изделия применяются нестандартизованные средства измерения, то проверяют наличие и содержание технического описания, инструкции по эксплуатации, паспорта, инструкции по поверке на эти средства измерения.

При проведении метрологического контроля рабочей технологической документации осуществляют следующее: проверяют корректность выражения требований к контролируемым параметрам; оценивают рациональность номенклатуры измеряемых параметров; проверяют наличие норм точности измерений; устанавливают наличие методик контроля на все требования технической документации; проверяют полноту и правильность требований к средствам измерения; оценивают соответствие показаталей точности измерений заданным требованиям. Если обеспечение заданной точности измерений затруднительно, рассматривается возможность расширения допуска на контролируемый параметр совместно с разработчиком.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме