Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Понятие и формы реализации права. Понятие, признаки и формы реализации права

Реализация права – претворение, воплощение предписаний юр норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов правоотношений.

Формы реализации:

1)по характеру правореализующих действий и виду реализованных юр. норм:

Использование (связано с правами, есть выбор)

Исполнение (связано с обязанностями – воинский долг)

Соблюдение (вся ос.ч. запреты, если предусмотрено наказание, значит действует запрет)

Применение правовых норм – специфическая форма реализации НП, осуществляется специально уполномоченными на то органами, ДЛ, общественными организациями.

2) по субъектам реализации:

Индивидуальные – право на заключение брака, на обучение, право на пикет)

Коллективные – образование полит партий, обществ объед, право на митинги, забастовк).

3) по уровню реализации НП:

Реализация общих установлений (реализация задач, принципов права)

Реализация общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию

Реализация конкретных ПН в конкретных правоотношениях.

57. Правоприменение: понятие и стадии.

Узкий подход:

Право применяет только государство.

Широкий подход:

Право применяют все те, кто имеет власть (ОМСУ, власть родителей над несовершеннолетними детьми, власть над верующими (анафема), власть работодателей).

Признаки:

Властная деятельность уполномоченных органов

Индивидуализация правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации).

Творческая деятельность (судья квалифицирует преступления) – не всегда!!!

Организующая деятельность – (прием на работу, закупка оборудования).

Осуществляется в специально установленных З формах (приказ о зачислении на работу).

Завершается вынесением актов (приговор суда, расторжение брака, досмотр на таможне).

Контроль (получить разрешение).

Применение права - властная деятельность уполномоченных на то гос или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юр вопроса, дела, на основе юр фактов и конкретных ПН и вынесении по нему индивидуальн решения, обязательного для адресата.

Стадии:

1) установление фактических обстоятельств юр дела. На этой стадии необходимо выявить и зафиксировать все факты, имеющие отношение к делу;

2) выбор и анализ НП , подлежащей применению, а также юр квалификация фактических обстоятельств дела (юр анализ соотношения смыслового содержания юр нормы с фактическими обстоятельствами дела);

3) уяснение содержания НП, разъяснение её компетентным органам. Уяснение+разъяснение=толкование.

3) принятие решения по юр делу и его документальное оформление (принятие правоприменительного акта);

4) исполнение правоприменительного акта и контроль исполнением.

58. Акты применения права: понятие и виды. Юр техника актов применения права.

Акт применения права – это индивидуальное, властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юр дела.

Признаки АП:

Применяются компетентным Гос (мун) органом, ДЛ, уполномоченной общественной организацией (все кадровые назначения). ПН применяют все у кого есть власть.

Носят властный характер, отсюда обязательный характер.

Индивидуализируют НП, применительно к конкретным ситуациям и лицам. Здесь принципиальное отличие АП от источников (форм) права, т.к. источники – неперсонифицированны.

Имеют как правило, документальную форму (приговор суда).

Не имеют документальной формы – приказы в устной форме (приказ открыть огонь).

Выступают юр фактами, т.е. влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений. Например, отстранение от должности одного и назначение другого.

Классификация:

По отраслям:

АП – Указ Президента (кадровые назначения на гос должности)

ТП – приказ ректора о назначении на должность

УП – приговор суда

УПП – очная ставка

МП – приказ «О назначении ответственного за проведение дня города»

По субъектам правоприменения:

Акты исп органов – все кадровые вопросы правительства – назначение советника, прес секретаря

Суд акты – приговор, постановления

Контрольно-надзорные – аудиторы счетной палаты 9акты проверок). По результатам проверок президент принимает решение.

По характеру решения:

Запрещающие – д. Никульское была обнаружена инфекция – ввели карантин или парад победы на красной площади – пропускная система.

Обязывающие – обязанность остановиться на требования сотрудника ДПС

Поощрительные – приказ о премировании

Удостоверительные акты (паспорт, зачетка, студ.билет, свид-во о рождении)

По функциональному признаку:

Правоприменительные – Указ о назначении мин обороны»

Правообеспечительные – решение о выделении денег на парад 9 мая или день города, или проведение олимпиады.

Акты-регламентаторы – акты правительства по реализации Указов Президента РФ. Регламентируется работа по срокам, лицам. Регламент ГД не подходит.

По способу выражения:

Акты – документы (приговор)

Акты-действия (жест регулировщика, флаг приспустить)

Акты символы (парад победы)

По наименованию:

- приказы (о назначении)

Постановления (суда)

Приговор

Указания (начальника)

Представление (к награде)

Резолюция («оплатить» на служебной записке)

Указы (президента о помиловании). Постановление об амнистии – это НПА, а не правоприменительный акт, т.к. не индивидуализированный, а для опред группы лиц.

Протоколы (заседания)

Решения

Разрешения (о ношении оружия)

Предупреждения

Предписания (госпожнадзор – предписание чтобы был план эвакуации).

Соотношения НПА и ПА:

Общие черты:

Являются правовыми актами

Принимаются компетентными органами

Носят властных характер

Обладают юр силой и обязательны к исполнению

Обеспечены гос принуждением – не универсальный, т.к. например представление к награде президент может не подписать, но за это не предусмотрено принуждение.

Отличия:

1)НПА – содержит НП

2) НПА неперсонифицированные

ПА – адресованы конкретным лицам, поименованы

3) НПА выражает метод общенормативного абстрактного правового регулирования

ПА – метод индивидуального регулирования

4) НПА – характеризуются возможностью неоднократной реализации (не выступает юр фактом).

ПА действует только 1 раз и выступает юр фактом.

5) НПА – всегда имеет документарную форму

ПА – не всегда имеет документальную форму.

Правоприменительные акты имеют четкую структуру и состоят из 4х частей:

1) вводная часть - наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дата принятия, наименование органа/ДЛ, которое принимает решение, по какому делу;

2) описательная часть содержит указания на юр факты, которые явились предметом рассмотрения, указывается – когда, где, при каких обстоятельствах, каким способом совершены деяния;

3) мотивировочная часть - анализ, оценка доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактич обстоятельств, их юр квалификация, ее обоснование, ссылки на соответствующие процесс нормы;

4) резолютивная часть - решение по делу (формулируется конкретное решение о правах и обязанностях, об избранной мере юр ответственности).

59. Пробелы в праве: понятие, виды, способы их преодоления и устранения.

Пробел в праве - полное либо частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Псевдопробел – мнимый – отсутствие нормы, при отсутствии необходимости в ней.

Виды:

По отраслям:

В КП – Ельцин по мнению Зюганова не выполнял свои обязанности и КПрф при поддержки партии «Яблоко» хотели отрешить президента от должности. Но ни в КРФ, ни в ФКЗ нет нормы, закрепляющей сколько времени необходимо не выполнять обязанности.

По источникам (формам):

В правовом обычае

Нормативном договоре

Юр прецеденте. Это 4 основных источника.

В религиозных текстах (мусульманское право) – основной источник права коран – отсутствие информации о захвате заложников, угоне, захвате судна.

По виду НПА:

В законе

В подзаконных актах

По виду прецедента:

- суд прецедент

Адм прецедент

По элементу нормы права:

В гипотезе

В диспозиции

В санкции. Например, ввели запрет за распитие спиртных напитков в общественных местах, но отсутствуют санкции за это.

По времени появления:

- первоначальный – на момент издания НПА, в результате упущения правотворческих органов.

Вторичный – появляются после издания НПА, нормативных договоров, в процессе развития общественных отношений.

По причинам появления:

Объективная – нельзя было предусмотреть на момент написания: незаконное радиовещание (международное уголовное преступление, т.к. может создавать помехи), этих норм объективно не могло существовать в древних источниках. Или УК РСФСР 22 года – отсутствие норм о компьютерных преступлениях.

Субъективная – недостаток юр образования, непрофессионализм – в зак органе, особенно в ФС, ГД должны преобладать юристы, хотя бы простое большинство.

Понятие «правовой вакуум» Малиновский (МГИМО) ввел это понятие – состояние близкое к этому возможно во время соц катаклизмов (кардинальная смена власти). До 1922, до принятия УК РСФСР, УК 1903г. не действовал, были разъяснения, но фактически в них не было ни одного состава, т.е. с 17 по 22 год было состояние близкое к правовому вакууму.

По степени неурегулированности:

Полное отсутствие норм

Может не хватать какой-то одной нормы, или элемента нормы, статьи.

Например, ФЗ «О легализации незаконных доходов».

Пробел можно ликвидировать: в результате законотворчества принять ФЗ, ФКЗ, подзаконный акт.

Конституционное собрание предусмотрено, но как оно формируется. Численность, состав – не сказано ничего.

Преодоление:

Аналогия Закона - способ преодоления пробел, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы, конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношениями.

К ней можно обратиться:

Если есть пробел

В 1 очередь ищем в том же НПА, потом актах этой же отрасли, далее в наиболее близкой отрасли (в ГК – предр.пр.,СП, ЖП, Комм.пр.).

Современное УК запрещает применение аналогии и права, и закона (после смерти Сталина 1957-58гг.).

Если берем норму из сходной отрасли – это субсидиарное применение права (ЖП из ГП).

Если норма отсутствует в сходной отрасли, то применяется аналогия права – способ преодоления пробела, при котором он устраняется на основе принципов права.

Аналогия должна применяться в строгом соответствии с требованиями законности , разумности и целесообразности .

В каждом конкретном случае решение , принятое по аналогии имеет значение для этого случая.

Право имеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить со­держание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.

Реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возмож­ностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воп­лощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юри­дические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму. Юридические механизмы реализации права многообраз­ны, их содержание определяется особенностями правовой системы той или иной страны.

Частью механизма реализации права выступают меха­низмы защиты субъективного права, т. е. механизмы юриди­ческой ответственности. В процессе защиты право восста­навливается, и вновь появляется возможность его реализа­ции. Юридическая ответственность в известной мере обес­печивает охрану субъективных прав от незаконных посяга­тельств и тем самым создает необходимые условия для их реализации.

Непосредственная реализация, т. е. осуществление пра­ва в фактическом поведении, происходит в трех формах.

Форма первая - соблюдение запретов. Здесь реализу­ются запрещающие и охранительные нормы. Для соблюде­ния запретов необходимо воздержание от запрещенных дей­ствий, т. е. пассивное поведение. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установлено: "Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на долж­ность судьи без согласия соответствующей квалификацион­ной коллегии судей". Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воз­держание от представления к "назначению на должность су­дьи, если нет согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Форма вторая - исполнение обязанностей. Это реали­зация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение: упла­тить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование друго­му лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значе­ние для осуществления требования".

Форма третья - использование субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: "Собственнику принадле­жат права владения, пользования и распоряжения своим иму­ществом". Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъек­тивное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совер­шения юридических действий (передача вещи в залог, даре­ние, продажа и т. д.), через предъявление требования к обя­занному лицу (требование к должнику вернуть долг) и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если дол­жник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном по­рядке.

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты. Вместе с тем в неко­торых типичных ситуациях возникает необходимость госу­дарственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это, преж­де всего, нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ. Напри­мер, реализация права на пенсию включает в качестве не­обходимого элемента постановление комиссии органа соци­ального обеспечения о назначении пенсии отдельному граж­данину. Выделение жилья из муниципального или государ­ственного жилого фонда требует индивидуального властно­го решения соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятия индивидуальных властных решений, граж­данам и организациям выделяются земельные участки, на­ходящиеся в собственности государства.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными орга­нами и должностными лицами внутри государственного ап­парата имеют в большинстве своем характер власти и под­чинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т. е. акты приме­нения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникнове­ния спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обра­щаются для разрешения конфликта в компетентный госу­дарственный орган (так, хозяйственные споры между орга­низациями рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для опре­деления меры юридической ответственности за совершен­ное правонарушение, а также для применения принудитель­ных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права - это властная де­ятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах;

5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях , органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

Вне деятельности людей реализация права немыслима.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением , по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления .

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

Основные формы реализации права:

соблюдение;

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо

    • правомерным, либо
    • неправомерным, либо
    • юридически безразличным.

В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы , требующие пас­сивного поведения (воздержания от действий).

Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы:

    1. это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;
    2. это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;
    3. она касается главным образом правовых запретов;
    4. осуществляется вне конкретных правоотношений;
    5. происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

использование;

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность . Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы .

Управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, бла­га, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как ак­тивным поведением, так и пассивным.

Что касается использования как формы реали­зации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Од­нако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно со­здавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.). Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание , и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

исполнение;

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. В форме исполнения реализуются обязывающие нормы , требующие ак­тивного поведения (действий).

Специфика данной формы:

    • распространяется в основном на обязывающие нормы;
    • предполагает активные действия субъектов;
    • отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;
    • в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги , оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности , выдать ордер на преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

применение.

Применение . В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. Имеет особую значимость для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата.

Место реализации юридических норм в правовом регулировании

Стадии механизма правового регулирования

    1. формулирование общего правила поведения, модели (результат - норма права);
    2. определение специальных условий (юридических фактов) действия правила поведения;
    3. установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных;
    4. реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
    5. издание охранительных правоприменительных актов (факультативная).

Четвертая стадия механизма правового регулирования - реализация субъективных прав и юридических обязанностей , при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов.

Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

В реализации права в принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т.е. субъект права. Все иные лица - обязанная сторона, правоприменитель, законодатель - действуют в конечном счете в интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его может быть использован, введен в действие механизм права. Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и эффективно.

Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т.е. механизмы юридической ответственности.

Понятие и формы реализации права

Законодатель может принимать сколь угодно значимые для общества законы и прочие нормативные правовые акты, но они будут «мертвы», если содержащиеся в них общеобязательные требования не будут исполняться. Содержащиеся в законах и других нормативных правовых актах нормы только тогда становятся «живыми», когда они реализуются в сознательно-волевых поступках (действиях) людей. Мало иметь развитое законодательство, необходимо, чтобы его положения получали практическое осуществление в социальной жизни, чтобы каждый человек мог реализовать свои конституционные права и свободы, находясь под защитой государства. Еще Ш.-Л. Монтескье писал: «Когда я отправляюсь в какую-либо страну, я проверяю не то, хороши ли там законы, а то, как они осуществляются, ибо хорошие законы встречаются везде». Государство, не обеспечивающее реализацию права, остается в проигрыше, так как не достигаются поставленные обществом цели и задачи по регулированию общественных отношений. Социальное назначение права как раз и выражается в регулировании общественных отношений путем реализации правовых предписаний.

Формирование гражданского общества и построение демократической правовой государственности предполагают эффективное осуществление правового регулирования, повышение роли и авторитета закона, четкую реализацию и претворение в жизнь предписаний правовых норм.

В механизме правового регулирования общественных отношений реализация права имеет существенное значение, так как от процесса реализации (осуществления) права во многом зависит, в какой мере будет существовать реальный правопорядок в стране и обеспечена свобода личности в рамках правового закона.

Реализация норм права – это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны. Во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц. Во-вторых, – осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства. Исходной формой реализации права государством является правотворчество.

Толкование нормативных актов также можно отнести к форме реализации воли законодателя. Следует обратить внимание на социальную природу правомерного поведения, значение гражданского долга и социальной ответственности в его механизме, уяснить требования, предъявляемые к деятельности должностных лиц, государственных органов и общественных объединений по реализации предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей.

Существуют следующие формы реализации норм права: осуществление (использование), исполнение, соблюдение, применение .

Осуществление (использование) прав, или правомочий, выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений.

Пример – осуществление гражданами России своих конституционных прав на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32).Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

Речь идет также о реализации правомочий государственными и ины­ми органами и организациями, которые являются участниками правовых отношений. Действуя в соответствии со своими уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия. Аксиоматичен тот факт, что использование или неиспользование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав.

По-иному обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц.

Исполнение выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов. Особенность этой формы реализации выражается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права. Например, обязанность подрядчика выполнить качественно, в полном объёме и в определённый срок указанные в договоре работы; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам; обязанность «сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам», как указанно в Конституции Российской Федерации.

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения, его первая и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов – воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур власти до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

Применение права особая форма реализации права, сущность которой заключается в деятельности компетентных органов государственной власти по претворению предписаний правовых норм в жизнь.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме