Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные мероприятия по охране окружающей среды. Охрана окружающей среды на предприятии и производстве

Мероприятия по охране окружающей среды на предприятии (ПМООС) – это составляющие тех мероприятий, которые включены в состав проектной стадии. Здесь основной деятельностью является составление целого комплекса целесообразных предложений по применению природного сырья и снижению отрицательного влияния хозяйственной деятельности на территорию.

Для каждой отдельной компании или небольшой фирмы такие действия и методики воздействия бывают совершенно разными. Все зависит от того, какая именно специфика и направленности производства, от вида и качества оборудования, применяемого для работ, от исходного состояния, в котором пребывала местность до вмешательства организации.

Что представляет собой содержание ПМ

В основном такие операции дают возможность составить отдельный комплекс задач, которые преследуют цель рационального применения природных ископаемых, которые используются в процессе реорганизации, строительства и реконструкции объектов. Также в процессе создания ПМ будет составлен комплекс данных о том, как с помощью технологических решений можно предупредить негативное воздействие деятельности организации на земельный участок и все, что на нем находится.

Такая разработка включается в проект, в котором перечислены операции, позволяющие защитить водные, земельные, воздушные ресурсы, растительный, животный мир.

Раздел ПМООС должен составляться специалистами только после того, как будет проведена оценка всех документов представленного плана и данного раздела. В общем мероприятия по охране труда и окружающей среды важно делить на конкретные группы:

  • Планировочные. Проводится экологическое обоснование выбранной территории для возведения объекта. Составляются схемы движения транспортных средств и оптимизация имеющихся природных ресурсов.
  • Конструктивные. Выбираются определенные материалы, техника, специальные конструктивные решения, которые позволяют уменьшить количество выбросов, чтобы они соответствовали установленным экологическим нормам.
  • Технологические. Позволяют подобрать необходимые технологические процессы и методы производства, с помощью которых можно будет минимизировать выбросы и отходы.
  • Компенсационные. Запуск рыбы в прудах, рекультивация территории, возмещение нанесенного ущерба.
  • Инженерно-технические. Подбираются средства защиты и контроля, которые позволят избежать возникновения аварийных ситуаций.
  • Организационные. Дают возможность составить перечень правил и норм, которые будут регулировать работу по защите ресурсов в окружающей среде.
  • Лицензионные. Получение всех необходимых документов и разрешений для ведения хозяйствования.

Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС) может включать в свой состав и другие группы, но все зависит от направленности фирмы. Разработка раздела также связана и с охраной здоровья самих трудящихся – без таких пунктов разработка будет недействительной. Для этого внутри организации создается собственная система, контролирующая экологические нормы. Назначается специальный ответственный сотрудник, который проводит инструктажи, самостоятельно разрабатывает ПМООС , разрабатывает план, направления ответственных за каждое из них.

Ответственность владельца

Важно понимать, что отсутствие подобных документов не дает право владельцу земельного участка или какой-либо территории начинать строительство, реконструкцию или реставрационные работы. Если отсутствует необходимый раздел для проекта, то наступает административная ответственность, в том числе она распространяется запрет строительства и хозяйствования. Если же нормы законодательства были проигнорированы, а результаты привели к тяжелым экологическим последствиям, то это может привести к уголовной ответственности.

Введение.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

2. Мероприятия по охране окружающей среды.

3. Мои предложения по улучшению качеств окружающей среды.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Чрезвычайно важным фактором, существенно влияющим на территориальную организацию всей социально-экономической жизни и эффективность производства, является экологическая обстановка. В последние десятилетия в Украине она существенно ухудшилась. Одним из основных факторов, повлиявших на экологическую обстановку, является развитие добывающей и перерабатывающей промышленности при устаревших технологиях и связанная с этим чрезмерная урбанизация многих районов, прежде всего Донбасса.

Донбасс – это крупный промышленный регион Украины, в котором насчитывается несколько тысяч крупных промышленных предприятий, производственно-промышленных объединений и предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической, химической промышленности, тяжёлого машиностроения, строительной отрасли, а также агропромышленного комплекса. Донбасс обеспечивает большую часть промышленного производства Украины, причём в наиболее экологически опасных отраслях.

Высокая концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, в сочетании с высокой плотностью населения, создали чрезвычайно высокую техногенную и антропогенную нагрузку на биосферу – наивысшую в Украине и Европе. Суммарная техногенная нагрузка на единицу территории региона в 4 раза выше среднего по Украине. Донбасс обладает запасами почти всех химических элементов. Главным природным богатством региона являются месторождения каменного угля. Его запасы только в Донецкой области оцениваются в 25 млрд. т, что может удовлетворить потребности Украины не на одно десятилетие вперёд.

Несмотря на спад производства, в результате которого общее количество выбросов и сбросов существенно уменьшилось, нагрузка на биосферу Донбасса по-прежнему остаётся одной из наибольших в Европе. Предприятия региона выбрасывают около трети суммарного объема загрязняющих веществ на Украине. Высокие скорости и масштабы техногенных процессов, громадные перемещения горных масс обуславливают большие объёмы рассеивания многих химических элементов (прежде всего углерода и тяжелых металлов), вызывают накопления в окружающей среде соединений химических элементов в несвойственных природе сочетаниях.

Из вышесказанного видно, что Донбасс относится к наиболее критическим по экологической обстановке регионам Украины. Острейшими проблемами региона являются: загрязнение атмосферного воздуха, водного бассейна и почв.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

На территории Донецкой области, которая составляет 4,4% площади государства, сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Высокая концентрация промышленной и сельскохозяйственной промышленности, транспортной инфраструктуры, большая плотность населения создали тут огромную нагрузку на биосферу – наивысшую на Украине и в Европе. Донецкая область является регионом с критическим состоянием окружающей природной среды. Экологические проблемы накопились в Донеччине на протяжении длительного времени, а негативные изменения, что произошли в окружающей среде, приближаются к необратимым.

Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение отходов, сбросы загрязняющих стоков в водоемы составляют соответственно 31%, 30% и 25% от обще украинских. Именно здесь сосредоточено 55,5% промышленных токсичных отходов всей страны. В течение года на один квадратный километр территории области выбрасывается в атмосферу 70 тонн загрязняющих веществ, что в семь раз превышает среднеукраинский уровень, а гранично-допустимое загрязнение атмосферного воздуха в большинстве промышленных городах классифицируется как "опасное" и "чрезвычайно опасное".

Общая масса накопленных в области индустриальных отходов составляет 4 млрд. тонн. В то же время в области недостаточны и истощенные природные ресурсы. Леса занимают только 7% ее территории против 17% по Украине. Обеспечение речным стоком на одного жителя в 5 раз меньше, чем в целом по Украине, обеспеченность сельскохозяйственными угодьями – меньше в 2 раза. Распашка угодий составляет 80%. Почва эродирована на целых 70%. С 247 малых рек области – 230 рек деградированы. Постоянный источник техногенной нагрузки на один квадратный километр территории области с разными опасными факторами в 5-7 раз выше средне украинских.

Сложная экологическая ситуация негативно влияет на состояние здоровья населения области. Снизился показатель рождаемости – с 10,2 до 6,1 на тысячу населения (по Украине – 7,8) и увеличилась общая смертность населения с 12,7 до 17 на тысячу населения (по Украине – 15,3). Особенно высокая смертность населения в работоспособном возрасте, которая составляет 24% от всех умерших в регионе (по Украине – 11%). Ежегодно 30% детей рождаются с врожденными отклонениями развития, часто несовместимыми с жизнью (по Украине – 24%).

Коэффициент восстановления населения Донеччины самый низкий в стране – 0,413, тогда как в Украине в целом он составляет 0,519. Чрезвычайно высокая концентрация технически и химически потенциально опасных производств приводит к значительному количеству техногенных аварий с тяжелыми экологическими последствиями и гибелью людей. В области количество случаев фиксирования профессиональных заболеваний составляет 40% от общего количества в Украине.

Т.к. каждый четвертый работник промышленности, занятый на вредном производстве, трудится в Донецкой области, то на этот регион приходится 40% потерпевших на производстве от всей Украины, 22% – потерпевших с смертельным исходом.

Проблемы охраны лесов Донецкой области связаны с их рекреационным использованием. Потребность Донетчины в рекреационных ресурсах обеспечивается лишь на 13.6%. В связи с экологическим упадком Южной рекреационной зоны (Приазовте) основная нагрузка ложится на леса Северной зоны (Придонцовье) и пригородные леса, создавая угрозу для них. Рекреационные нагрузки характеризуются крайней неравномерностью (от полного отсутствия рекреантов до 400 чел/га). В лесных массивах наиболее притягательны естественные, старовозрастные, разреженные, с развитым травяным покровом, хорошо просматриваемые насаждения в свежих и влажных типах леса вблизи реки или озера. В байрачных лесах рекреанты располагаются на опушках, а в глубине леса – на ровных полянах по тальвегу, не задерживаясь на склонах с густым подлеском. В искусственных лесных массивах на плакоре рекреанты переполняют берега прудов, скапливаются вдоль широких просек, но избегают густых посадок в глубине кварталов.

Одна из самых больших экологических проблем Донецкой области – это дефицит питьевой воды и опасный уровень загрязнения природных водных источников.

Опасный уровень загрязнения водных источников региона связан с большими объёмами сточных вод. Ежегодно объёмы сточных вод в Донецкой области составляют около 2 млрд. куб. м, причём на угольную промышленность приходится более 50% всех стоков. Шахтные воды отличаются высоким содержанием взвешенных веществ (до 0,1 г/л), повышенной минерализацией (содержание солей до 3 г/литр приходится на 70% всех шахт, от 3 до 7 г/литр на 26% всех шахт), из-за чего в водоёмы и реки ежегодно сбрасывается более 3 млн. т минеральных солей и веществ. Это привело к повышению в ряде случаев минерализации поверхностных водных источников в Донецкой области до 2 – 2,9 г/л, увеличению содержания в водоёмах тяжелых металлов и заиливанию водных объектов. Особенно острой проблема загрязнения водных источников угольными предприятиями становится в связи с закрытием нерентабельных шахт. При закрытии шахт их водопритоки перераспределяются чаще всего на работающие шахты.

Вторичное использование шахтных вод ограничивается, в первую очередь, их высокой минерализацией на ряде горнодобывающих предприятиях региона. Наиболее распространёнными методами, использующимися при опреснении сточных вод, являются: дистилляция (выпаривание), электородиализ и обратный осмос.

Начиная с 1997 года в области в составе Программ экономического и социального развития разрабатываются разделы по охране окружающей среды. В настоящее время внедряется экологическая Программа области на 2001-2005 годы, разработана и принята Программа научно-технического развития

Донецкой области до 2020 года, которая получила высокую оценку со стороны Президента Украины. Однако, такой подход в решении вопросов экологической безопасности позволяет только сдерживать дальнейший рост техногенной нагрузки на окружающую среду. Возможности предприятий и денег, что поступают из местных фондов охраны окружающей среды, недостаточно для того, чтобы как следует финансировать мероприятия, направленные на снижение чрезмерной экологической опасности и деградации природных ресурсов области.

2. Мероприятия по охране окружающей сред ы.

Очевидно, что сегодня наиболее актуальной задачей городского совета является подъем экономики города и, соответственно, уровня жизни жителей Донецка. Однако, стоит помнить, что экономия на экологии губительна для экономики, поскольку индустриальная мощь и промышленный потенциал города ограничены состоянием природных ресурсов, а здоровье и трудовой потенциал города в конечном счете зависят от состояния окружающей среды и уровня благосостояния. В основе всего этого лежат здоровая окружающая среда и рациональные методы использования природного потенциала.

Крупным мегаполисам, таким как Донецк, необходимо становиться на путь гармоничного, устойчивого развития общества, в котором экономика (благосостояние людей), экология (окружающая среда и природные ресурсы) и человеческий капитал – категории не разделенные и равнозначные, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Системное согласование и сбалансированность этих трех составляющих - задача огромной сложности. В частности, взаимосвязь социальной и экологической составляющих приводит к необходимости сохранения одинаковых прав сегодняшних и будущих поколений на использование природных ресурсов. Взаимодействие социальной и экономической составляющих требует достижения справедливости при делении материальных благ между людьми и предоставления целенаправленной помощи бедным слоям общества. И, наконец, взаимосвязь природоохранной и экономической составляющих требует стоимостной оценки техногенных влияний на окружающую среду и системы возмещения реального ущерба, который обусловлен этим влиянием. Решение этих задач - главный вызов сегодняшнего дня для нашей страны в целом, регионов и крупных городов в частности.

Экологическая политика на современном этапе должна обеспечивать эффективные взаимосвязи между рыночными и демократическими преобразованиями и реформированием системы охраны окружающей природной среды, сориентированной, прежде всего на децентрализацию системы. Для достижения этой цели необходимо внедрить более эффективные природоохранные стратегии и институты, обеспечить инвестиции в природоохранную инфраструктуру, а также развитие соответствующих

кадрового и институационального потенциалов.

Экологические перспективы города на ближайшие 10-15 лет в значительной мере зависят от того пути экономического развития, который будет избран. Поскольку главным загрязнителем окружающей среды в городе на сегодня остается промышленность (особенно тяжелая) и коммунальное хозяйство, вклад которых в загрязнение в последние годы составляет 70-75% для атмосферного воздуха, 55-60% для поверхностных водоемов, 80-85% для образования отходов, именно эти направления экономической активности города будут определять уровни загрязнения окружающей среды на протяжении ближайших лет.

Учитывая, что базовыми активно развивающимися отраслями экономики в нашем городе являются металлургическая, коксохимическая, машиностроительная и горно-добывающая, именно этим отраслям необходимо уделить наибольшее внимание с точки зрения влияния на окружающую среду. В то же время, для этих отраслей промышленности присущи высокая материалоемкость и низкая энергоэффективность производства, которые обеспечивают высокий уровень воздействия на окружающую среду. Нужно отметить также высокий уровень износа основных средств производства, крайне недостаточную обеспеченность очистными сооружениями, использование устаревших технологий и оборудования наиболее загрязняющими окружающую среду предприятиями.

Намерения руководства города существенно повысить конкурентоспособность городской экономики и обеспесить экономический рост опережающими темпами в ближайшие десять-пятнадцать лет определяют приоритеты экономической политики. Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что обеспечить конкурентоспособность как отдельных производителей, так и экономики в целом невозможно без учета экологических последствий запланированного экономического роста, без ограничений, которые основываются на ресурсных возможностях и природном потенциале.

Экологическая политика города должна быть направлена на формирование такого нормативно-правового поля, управленческих и регуляторных рычагов и системы контроля за поведением загрязнителей, которые бы ограничивали возможности избыточного использования природных ресурсов, исключали достижение недопустимых уровней загрязнения и гарантировали экологически безопасную жизнедеятельность населения.

Сегодня отмечается прямая связь между повышением экономической активности и ростом уровней загрязнения окружающей среды. Избежать этой связи возможно лишь при условии реализации эффективной экологической политики, которая базируется на соответствующих принципах и действенных инструментах внедрения.

Принципы и инструменты экологической политики должны обеспечивать внедрение новых экологически безопасных технологий, снижения ресурсо- и энергоемкости экономики, устранение причин загрязнения вместо ликвидации последствий загрязнения, реальную экологическую ответственность и возмещение в полной мере ущерба, который нанесен окружающей среде, внедрение социальной ответственности бизнеса и привлечение широкого круга общественности для принятия экологически взвешенных решений.

Таким образом, для экологической политики на сегодня одним из наиболее важных заданий является обеспечение условий для стабилизации техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую природную среду с последующим его уменьшением за счет устранения прямой связи между экономическим ростом и загрязнением окружающей среды.

В соответствии с указанными подходами экологическая политика должна базироваться на таких принципах:

· принцип равноправия трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной) – требует ориентирования на приоритеты устойчивого развития, учет экологических следствий принимаемых экономических решений;

· принцип интеграции экологической составляющей в секторные политики – экологические цели секторной политики должны находиться на том же уровне, что экономические и социальные цели;

· принцип экологической ответственности - требует внедрения неуклонной ответственности за любые нарушения экологического законодательства;

· принцип предупреждения или предотвращения - предусматривает анализ и прогнозирование экологических рисков, которые основаны на результатах проведения государственной экологической экспертизы и осуществляемого экологического мониторинга;

· принцип "Загрязнитель и пользователь платят полную цену"- требует от загрязнителя сокращать уровень негативного влияния на окружающую среду, обеспечивает полную ответственности загрязнителя или пользователя за прямое или опосредствованное влияние его деятельности на состояние окружающей среды и состояние предоставленных ему в пользование природных ресурсов;

· принцип межсекторного партнерства и привлечения к реализации политики широкого круга заинтересованных сторон – отмечает, что лишь благодаря привлечению всех секторов общества к решению общих проблем возможно обеспечить реализацию успешной экологической политики.

Реализация эффективной экологической политики предполагает также использование новых инструментов политики, среди которых:

Усиление ответственности загрязнителей: повышение ставок платежей действующей системы нормативов сбора за загрязнение окружающей естественной среды к уровню, который стимулирует субъектов ведения хозяйства сокращать объемы загрязнения; повышение финансовой ответственности нарушителей законодательства, расширение базы налогообложения, разработка новых правил оценки ущерба на основе фактических расходов на восстановительные мероприятия.

Реформа системы выдачи разрешений: переход к выдаче комплексных разрешений для больших загрязнителей по принципу единого окна, упрощение процедуры для малых и средних предприятий.

Повышение производительности ресурсов: внедрение экологически эффективного производства, стимулирование загрязнителей внедрять ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, широкое применение эколого-экономических инструментов, активное применение экологического управления, аудита и сертификации.

Стратегическая экологическая оценка: использование СЭО для планов и программ предприятий разных секторов экономики, а также местных планов и программ, использование выводов экологической оценки при составлении и оценке заявок предприятий на получение необходимых разрешений.

Оценка экологических рисков: анализ и прогнозирование экологических рисков с целью обеспечения принципа предотвращения загрязнения окружающей среды.

Оптимизация стандартов качества окружающей среды: установление реалистичных стандартов на основе концепции управления рисками и признанных международных норм.

Укрепление системы экологического мониторинга: координация мониторинга и управления данными в рамках функционирования муниципальной системы мониторинга как основы принятия управленческих решений.

Создание эффективного механизма межведомственного сотрудничества для разработки и реализации политики, включая процедуры для работы в сферах, которые представляют общий интерес, усовершенствование деятельности межведомственных координирующих органов.

Развитие международного сотрудничества: привлечение иностранных инвестиций, позитивного опыта и наилучших практик в отрасли реализации эффективной природоохранной политики.
Формирование корпоративной социальной ответственности бизнеса: долгосрочное обязательство компаний содействовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общества и общества в целом, включая качество окружающей среды.

Таким образом, для реализации эффективной экологической политики в ближайшие годы в первую очередь необходимо:

· усилить контроль за загрязнителями и их финансовую ответственность за нанесенные убытки окружающей среде;

· усилить роль эколого-экономических инструментов с целью увеличения мотиваций загрязнителей внедрять экологически безопасные технологии;

· усилить межведомственное взаимодействие местных органов исполнительной власти с целью стабилизации антропогенной нагрузки на окружающую среду путем инновационного перевооружения главных загрязнителей на первом этапе реализации новой экологической политики (до 2020 года) и обеспечения снижения уровней загрязнения за счет структурной перестройки экономики в сторону наукоемкого высокотехнологичного производства и увеличения сектора услуг (после 2020 года);

· вовлечь широкие круги общественности в принятие экологически значимых решений.

Целью экологической политики города является стабилизация и улучшение состояния окружающей среды на территории города путем утверждения экологической политики как интегрированного фактора социально-экономического развития для обеспечения перехода к устойчивому (экологически сбалансированному) развитию.

Для эффективного решения накопившихся проблем окружающей среды необходимо обеспечить последовательную реализацию разработанной городским советом «Программы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности до 2015 года» с целью уменьшения отрицательного воздействия основных предприятий-загрязнителей на окружающую среду с обязательным внедрением новых технологий, направленных на вывод из обращения устаревшего оборудования, обновление основных средств производства и реализация других мероприятий, а также разработать Стратегию реализации городской экологической политики до 2020 года.

Экологическая ситуация в городе на сегодня характеризуется как сложная и требует последовательной реализации комплекса инновационных, организационных, технических и других мероприятий экологической направленности. С учетом этого на 2008 год и на период до 2011 года установлены такие приоритетные направления природоохранных мероприятий:

· мероприятия по разработке документов стратегического уровня с целью повышения эффективности реализации экологической политики города Донецка;

· мероприятия по улучшению состояния атмосферного воздуха путем реализации природоохранных программ главных предприятий-загрязнителей металлургической, коксохимической и угледобывающей промышленности;

· мероприятия по улучшению системы очистки сточных вод;

· мероприятия по улучшению состояния и расчистке балок и водохранилищ города;

· мероприятия по сохранению и созданию новых зеленых насаждений на территории города;

· мероприятия по созданию системы мониторинга окружающей среды в городе с целью улучшения системы принятия экологически значимых решений;

· мероприятия по внедрению более эффективной системы управления отходами в городе;

· мероприятия по созданию эффективной системы информирования общественности о состоянии окружающей среды и привлечению к принятию экологически значимых решений, формирование социального партнерства власть-общественность-бизнес, поддержка сдвигов в направлении устойчивого развития города.

3. Мои предложения по улучшению качеств охранной среды.

Эколого-геохимические исследования почв, рек, растений, аэрозольных выпадений и медико-биологические исследования промышленных агломераций Донбасса свидетельствуют о нахождении его в состоянии экологического кризиса. Без поисков и научных проработок вариантов выхода из кризиса и практических шагов по улучшению экологической ситуации она может стать катастрофической.

Согласно этой концепции были определены следующие приоритеты:

1. Уменьшение и уничтожение опасных отходов;

2. Утилизация и уничтожение отходов промышленного комплекса;

3. Снижение сбросов загрязнённых вод от промышленных предприятий и в коммунальном секторе;

4. Развитие природно-заповедного фонда области;

5. Экологическое образование, работа с общественными организациями, международное сотрудничество в области экологии.

Заключение

Таким образом, создавшаяся крайне неблагоприятная экологическая ситуация в Донбассе требует принятия соответствующих мер по ее улучшению, а также более тщательного изучения природных геологических условий, обусловливающих, и не в последнюю очередь, экологическое состояние региона. В июне 1998 г. в г. Орхусе (Дания) министры защиты окружающей среды разных стран мира подписали конвенцию "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Ратификация Орхусской конвенции и ее практическое осуществление имеет очень важное значение для Донбасса и Украины в целом. Однако для улучшения создавшейся в регионе негативной обстановки необходимо не только знать современные экологические реалии, но и активно участвовать в практическом осуществлении природоохранных мероприятий, что будет способствовать устойчивому экологически безопасному развитию Донбасса и Украины.

Приложение

П О Л О Ж Е Н И Е

об управлении экологической безопасности

Донецкого городского совета

1. Общие положения

1.1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА (далее - «управление») является исполнительным органом городского совета.

1.2. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины, другие печати и штампы со своим наименованием, соответствующие бланки и другие реквизиты.

1.3. Компетенцию управления составляют полномочия исполнительных органов совета в сфере охраны окружающей природной среды.

1.4. Управление в своей работе руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины, нормативно-правовыми актами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, решениями Донецкого городского совета и его исполнительного комитета, распоряжениями городского головы, Положением о городском фонде охраны окружающей природной среды, а также этим Положением.

1.5. Управление подотчетное и подконтрольное городскому совету, его исполнительному комитету, городскому голове.

1.6. Управление решает положенные на него задачи с учетом предложений постоянных комиссий городского совета, общественных организаций.

1.7. Управление имеет самостоятельный баланс, регистрационные и лицевые счета в учреждениях Государственного казначейства Украины.

1.8. Финансирование затрат управления осуществляется за счет средств бюджета города в соответствии утвержденной смете затрат.

1.9. Штатная численность и ассигнования на удержание аппарата управления утверждаются городским советом.

1.10. Юридический адрес: 83050, г.Донецк, ул. Артема, 98.

1.11. Ликвидация и реорганизация управления осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

2. Основные задачи управления

Разработка и реализация экологической политики города Донецка.

Подготовка и представления на утверждение городского совета местных

экологических программ, разделов «Охрана окружающей природной среды» и «Использование отходов как вторичного сырья» Программы экономического и социального развития города, организация их выполнения, представление отчетов о ходе и результаты выполнения этих программ.

Выполнение функций по охране окружающей природной среды в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Обеспечение экологической безопасности, реализация решений городского совета, его исполнительного комитета по вопросам охраны окружающей природной среды, улучшение экологического состояния города.

Координация деятельности специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, независимо от форм собственности и подчинения.

Согласование и контроль выполнения текущих и перспективных планов работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природой среды и использование природных ресурсов.

Организация просветительской деятельности, направленной на повышение экологического сознания, предоставление экологической информации населению города.

3. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

Осуществляет разработку и реализацию экологической политики города, предложений, которые обеспечивают экологически эффективное управление при реализации Генерального плана города, внедрение новых технологий при производстве товаров и услуг.

Разрабатывает предложения по продвижению города по пути устойчивого развития в части экологической составляющей, учету экологических последствий принимаемых городским советом решений.

Готовит проекты распоряжений городского головы, решений городского совета и исполнительного комитета, направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, принимает участие в организации их выполнения.

Организует разработку предложений, направленных на усовершенствование системы управления окружающей природной средой в городе, в том числе организует разработку предложений по минимизации влияния промышленных предприятий на окружающую природную среду, внедрение стандартов качества на предприятиях, систем экологического менеджмента и аудиту, экономических инструментов управления окружающей средой.

Осуществляет разработку и контроль выполнения мероприятий раздела «Охрана окружающей природной среды», «Использование отходов как вторичного сырья» ежегодной Программы экономического и социального развития города, осуществляет совместно со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, контроль за реализацией мероприятий Программы.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета Положение о городском фонде охраны окружающей природной среды.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета ежегодную «Программу природоохранных мероприятий местного значения г.Донецка», организует и контролирует выполнение бюджетного финансирования мероприятий Программы.

Готовит проекты договоров на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой природоохранных мероприятий местного значения и сметой расходования средств фонда охраны окружающей природной среды городского бюджета.

Рассматривает заявления о намерениях в составе материалов оценки влияния на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения.

Предоставляет разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на территории города в порядке, определенном законом.

В пределах своей компетенции принимает участие в выявлении и учете бесхозяйных отходов на территории города, подготовке предложений относительно комплексного использования таких отходов, соблюдении условий обращения с ними и предотвращении их отрицательного влияния на окружающую природную среду.

Принимает участие в определении территорий для складирования производственных и других отходов в соответствии с законодательством.

Принимает участие в рассмотрении материалов для строительства или реконструкции объектов обращения с отходами на территории города в порядке, определенном законом.

Принимает участие в управлении коммунальными предприятиями, подчиненные исполкому городского совета и управлению, готовит предложения

по улучшению деятельности предприятий.

Готовит предложения городскому совету о создании новых, реорганизации, ликвидации, перепрофилировании коммунальных предприятий.

Осуществляет контроль за сохранением и рациональным использованием имущества, которое находится в хозяйственном ведении коммунальных предприятий, которые подчинены управлению.

В пределах своей компетенции: осуществляет подготовку и внесение на рассмотрение совета предложений относительно принятия решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, которые подлежат особой охране.

В пределах своих полномочий осуществляет контроль за выполнением требований Правил благоустройства города, соблюдением природоохранного законодательства при планировании и застройке территории города.

Принимает участие в создании территорий зеленых насаждений общего пользования и осуществлении контроля за их использованием, а также сохранением природных ландшафтов, других природных комплексов и объектов.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов, в том числе за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдением режима использования их территорий.

Принимает участие в проверках соблюдения природоохранного законодательства предприятиями города.

Рассматривает текущие и перспективные планы природоохранных мероприятий предприятий города, готовит предложения по улучшению природоохранной деятельности предприятий.

Формирует систему мониторинга окружающей природной среды города, координирует действия предприятий и организаций, анализирует данные организаций, которые осуществляют государственный мониторинг окружающей природной среды с целью подготовки решений городского совета, его исполнительного комитета и распоряжений городского головы по улучшению состояния окружающей природной среды.

Создает и сопровождает экологические базы данных, базы данных предприятий города для осуществления контроля за деятельностью, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду.

Предоставляет консультативную помощь предприятиям в области охраны окружающей природной среды, использование инновационных технологий.

Рассматривает обращения граждан в установленном порядке.

Организовывает мероприятия, направленные на повышение экологического сознания общественности, экологическое воспитание, информирование и привлечение в процесс принятия экологически весомых решений.

Взаимодействует со средствами массовой информации, информирует общественность о состоянии окружающей природной среды, принятых решениях, которые осуществляют влияние на состояние окружающей природной среды.

Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Украины.

Список литературы

1. Б.С.Панов, О.А.Шевченко, А.М.Дудик, С.А.Дудик, С.Ю.Селяков. "Современные экологические проблемы Донецкого Бассейна.", Геофизический журнал, 2003 г.

2. А.М.Дудик, С.Ю.Селяков и др. "Эколого-геохимическая инвентаризация компонентов окружающей среды г.Донецка и прогнозирование их изменений", ИГЭПД, Донецк, 1995г.

3. С.А.Дудик, научный руководитель О.А.Шевченко. "Особенности техногенных изменений почв Донецко-Макеевской ПГА.",сборник докладов Международной научной конференции, апрель 2002 г.

4. http://www.lukyanchenko.donetsk.ua

Мероприятия по охране земельных ресурсов:

При строительстве объектов различного назначения проектные решения должны обеспечивать:

§ своевременную рекультивацию земель, нарушенных при строительстве зданий и сооружений.

§ под застройку предусматриваются участки не занятые лесом, многолетними насаждениями. Залесенные территории сохраняются.

§ снятие почвенного слоя при строительстве зданий и сооружений и использование его для рекультивации нарушенных земель.

§ обеспечение всех населенных пунктов санкционированными усовершенствованными свалками ТБО, в соответствии с действующими санитарными нормами.

§ осуществлять контроль за сбросами сточных вод в природные водные объекты от предприятий и коммунального хозяйства.

§ провести инвентаризацию всех свалок на территории района, закрыть все несанкционированные и не отвечающие санитарно-гигиеничесикм нормам, рекультивировать.

§ для действующих свалок необходимо выполнять контроль за качеством подземных вод и состоянием почв в районе их расположения.

§ усовершенствование системы сбора и утилизации твердых бытовых отходов.

§ после отработки месторождения должна проводиться рекультивация, которая заключается в выравнивании, сглаживании техногенных форм рельефа. Спланированная площадь отводится под естественное заращивание или под посадку лесных культур.

Мероприятия по охране недр: карьеры на территории района после отработки необходимо рекультивировать.

§ не допускать застройку участков размещения ископаемых.

§ обобщение, анализ и прогнозная оценка сырьевой базы с оценкой прогнозных ресурсов рудного и россыпного золота на основе анализа и переинтерпретации материалов геологоразведочных работ с применением новых идей и технологий обработки геолого-геофизической и геохимической информации.

§ технологическая инвентаризация золотоносных объектов и разработка рекомендаций по технологическому доизучению руд с применением новых природоохранных технологий.

§ комплексная геолого-экономическая оценка и переоценка ресурсного потенциала рудной и россыпной золотоносности с ранжированием по экономической эффективности.

§ разработка предложений для программы лицензирования золоторудных объектов и перспективных площадей для геологического изучения и последующей добычи золота.

§ разработка программы развития сырьевой базы и золотодобывающей промышленности на перспективу.

Загрязнению подземных вод способствуют свалки бытовых и промышленных отходов, в особенности несанкционированные, не оборудованные противофильтрационным экраном. Для предотвращения загрязнения подземных вод необходимо:

§ осуществлять контроль за сбросами сточных вод в природные водные объекты от предприятий, коммунального хозяйства и сельскохозяйственных предприятий;


§ провести инвентаризацию всех свалок на территории района, закрыть все несанкционированные и не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, рекультивировать участки земель, загрязненные отходами;

§ для действующих свалок необходимо выполнять контроль за качеством подземных вод в районе их расположения;

§ контроль за техническим состоянием машин и других механизмов, применяемых при добыче полезных ископаемых, на всех этапах проведения работ;

§ при проектировании, строительстве и введении новых производственных объектов следует учесть все инженерные и технические мероприятия для минимизации отрицательного воздействия на все факторы окружающей природной среды.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха:

§ Проведение мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах, вблизи промышленных объектов.

§ При введении в действие новых предприятий 1, 2 и 3 классов вредности – установка дополнительных постов наблюдения для контроля деятельности предприятий.

§ Подход к размещению предприятий 1 и 2 класса вредности должен быть избирательным, необходимо экономическое и экологическое обоснование размещения таких предприятий.

§ Проведение инвентаризации всех источников загрязнения атмосферного воздуха в районе.

§ Проведение ревизии производственных и отопительных котельных, оценки состояния оборудования и газоочистных установок.

§ Реконструкция там, где требуется действующих котельных с заменой устаревшего оборудования для снижения массы вредных выбросов в атмосферу при сжигании топлива.

§ При строительстве новых и реконструкции существующих транспортных магистралей необходимо соблюдение санитарных разрывов от автодорог, обеспечивающих комфортное проживание населения в прилегающих поселках.

§ Проведение внешних автодорог в обход населенных пунктов.

§ Ремонт дорожного покрытия в населенных пунктах и на межселенных дорогах.

§ Реконструкция автодорог с улучшением дорожного покрытия.

§ При освоении новых площадок для жилищного строительства предусматривать мероприятия, направленные на снижение вредного влияния от стационарных и мобильных источников загрязнения атмосферы.

§ Разработка мероприятий по охране атмосферного воздуха в генеральных планах населенных пунктов.

§ Контроль качества поступающего в район горючего.

§ Рационально и в соответствии с фактическими потребностями распределить АЗС и автостоянки в населенных пунктах и вдоль дорог.

§ Организация санитарно-защитных зон предприятий с выводом из них жилой и общественной застройки.

Снижение транспортного шума на жилых территориях достигается следующими мероприятиями:

§ формирование рациональной транспортно-планировочной структуры района;

§ трассировкой автодорог с транзитным транспортом в обход жилых территорий;

§ запрещение нового жилищного строительства в зоне акустического дискомфорта от аэропорта.

§ устройство акустических экранов;

§ использование шумозащитного остекления для обеспечения акустического комфорта в помещениях.

Мероприятия по защите от радиационного загрязнения:

§ Контроль за радиационной обстановкой в районе. Эксплуатация и развитие краевой автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (КрасАСКРО).

§ Подготовка специалистов-радиоэкологов, в том числе высшей квалификации Сибирским федеральным университетом.

Мероприятия по охране водных ресурсов:

Для рационального использования водных ресурсов необходимо:

§ Проведение оценки эксплуатационных запасов подземных вод для водоснабжения.

§ Учет количества вод, забираемых из природных водных объектов, из подземных горизонтов.

§ Установка счетчиков учета потребляемой воды на предприятиях.

Для предотвращения загрязнения вод:

§ Установление зон санитарной охраны вокруг водозаборов из подземных и поверхностных источников, проведение мероприятий по организации ЗСО источников водоснабжения.

§ Введение оборотного водоснабжения на предприятиях.

§ Создание систем сбора поверхностного стока в населенных пунктах и на промплощадках. Очистка ливневых сточных вод на локальных очистных сооружениях.

§ Ликвидация существующих неорганизованных выпусков сточных вод.

§ Строительство новых очистных сооружений и реконструкция существующих.

3 Схема территориального планирования административного (сельского) городского округа

Цели и задачи территориального планирования административного (сельского) городского округа

1. Положения о территориальном планировании

2. Перечень мероприятий по территориальному планированию административного (сельского) городского округа

2. 1 Функциональное зонирование территории: мероприятия по формированию планировочной структуры административного (сельского) городского округа , мероприятия по совершенствованию функционального зонирования административного (сельского) городского округа .

2.2 Мероприятия по развитию жилого фонда

2. 3 Мероприятия по развитию объектов социальной инфраструктуры

2. 4 Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры

2. 5 Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры

2. 6 Мероприятия по сохранению объектов культурного наследия

2. 7 Мероприятия по охране окружающей среды

2. 8 Мероприятия по развитию объектов защиты от чрезвычайных ситуаций и объектов пожарной безопасности

2. 9 Мероприятия по развитию малого предпринимательства и сельского хозяйства

3. Последовательность выполнения мероприятий по территориальному планированию административного (сельского) городского округа: жилищное строительство , строительство объектов культурно-бытового обслуживания, транспортное обслуживание, инженерное обеспечение.

4. Приложение. Сводные технико-экономические показатели мероприятий по территориальному планированию

5. Карты (схемы) планируемого размещения капитального строительства местного значения.

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите об административном устройстве субъекта Российской Федерации.

2. Расскажите о содержании схемы территориального планирования муниципального района

3. Расскажите о содержании схемы территориального планирования административного (сельского) городского округа

ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, АДМИНИСТРАТИВНОГО (СЕЛЬСКОГО), ГОРОДСКОГО ОКРУГА

1 Этапы по территориальному планированию муниципального

района, административного (сельского), городского округа

2 Исходные данные для территориального планирования

3 Задание на подготовку документов территориального планирования

1 Этапы по территориальному планированию муниципального

Обязательным этапом проектирования любого строительного объекта является оценка степени воздействия здания на окружающую среду. В соответствии с Постановлением правительства №87 в состав проектной документации входит подраздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды ». Назначение данного подраздела - разработка мероприятий по устранению или снижению негативных воздействий техногенного характера. Компания «PNProject» оказывает полный комплекс услуг по разработке раздела «ООС». Мы выполняем оценку результатов инженерно-экологических изысканий, проводим анализ архитектурных, конструктивных и технологических решений с точки зрения экологических рисков. Во внимание принимаются природно-климатические особенности региона, перечень источников техногенного воздействия, данные о природных ресурсах, вовлекаемых в процесс строительства и эксплуатации объекта, объем отходов производства, риски возникновения аварийных ситуаций. На основании подробной аналитической оценки всех этих факторов прорабатывается перечень мероприятий по охране окружающей среды. Состав раздела уточняется в зависимости от назначения объекта капитального строительства в соответствии с требованиями соответствующих стандартов для различных отраслей промышленного или гражданского строительства.

Комплекс мероприятий по охране окружающей среды

С целью снижения или предотвращения негативного воздействия объекта на окружающую среду составляется перечень специальных мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов в процессе строительства и после ввода здания в эксплуатацию. Подраздел проекта содержит следующие данные:

Графическая часть раздела

На ситуационном плане-схеме земельного участка, выделенного под застройку, указываются границы санитарно-защитной зоны, рекреационных и водоохранных зон, мест обитания животных, участков произрастания растений, зон охраны источников питьевой воды. При необходимости указываются места обитания представителей флоры и фауны, занесенных в красную книгу. На карте-схеме приводится расположение источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, указываются места размещения очистного оборудования. В состав графической документации раздела «ООС» входят сводные таблицы, содержащие результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы и выбросов по различным категориям опасных веществ и по суммирующим вредным воздействиям. Также в графической части указывается расположение скважин для отбора проб воды из подземных и поверхностных источников.

Раздел «ООС» в обязательном порядке содержит выводы о соответствии проектных решений требованиям природоохранного законодательства и принципам рационального использования природных ресурсов. По результатам проведенной работы выдается заключение об экологической безопасности проекта или о том, что негативное воздействие объекта на окружающую среду не выходит за рамки допустимого.

Компания «PNProject» разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды для объектов различного назначения. Мы согласовываем проектные решения со следующими нормативными актами: Федеральный Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пособие к СНиП 11-01-95 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». При разработке мероприятий по ООС мы принимаем оптимальные, технически взвешенные, обоснованные решения, главная задача которых заключается в снижении негативного воздействия объекта на окружающую среду.

При довольно больших годовых объемах выбросов, образованных на ВОМЗ, они не оказывают существенного влияния на окружающую среду, поэтому рекомендации по улучшению экологической обстановки будут носить профилактический характер .

На предприятии имеются проекты перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. В проектах планов предусматриваются конкретные методы и технологические методы. К защитным относятся такие методы, которые непосредственно не воздействуют на источник загрязнения, а направлены на снижение влияния загрязнителей, образующихся в процессе производства, по следующим направлениям: сосредоточение выбросов, изоляция, герметизация и тому подобное .

Группа активных методов предусматривает существенное снижение или ликвидацию загрязнителей в местах их образования в результате совершенствования и разработки оборудования и технологических процессов по принципу малоотходной или безотходной технологии [Там же].

Для предприятия разработаны научно обоснованные нормы допустимых выбросов различных веществ в атмосферу. В последние годы на «Вологодском оптико-механическом заводе» уделяется большое внимание экологической политике. За свою работу в данном направлении предприятие уже отмечено двумя дипломами. С целью сохранения окружающей среды в настоящее время там действует специальная программа, которая включает в себя ряд мероприятий природоохранного характера. Если говорить в целом о данной программе ВОМЗ, то она ведется по трем направлениям: отходы, воздух и вода, причем за их выполнением следит специально созданная на заводе служба - экологическое бюро [Там же].

При решении задач, связанных с охраной окружающей среды, приоритет отдается тому комплексу мероприятий, который обеспечивает наибольшее ограничение или полное прекращение поступления во внешнюю среду неблагоприятного фактора (физического, химического). При рассмотрении мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха можно выделить следующие три группы :

  • 1. Технические мероприятия;
  • 2. Санитарно-технические мероприятия;
  • 3. Планировочные мероприятия.

Радикальной мерой борьбы с загрязнением атмосферного воздуха является

создание замкнутых технологических процессов, при которых отсутствует выброс в атмосферу, образующийся на промежуточных стадиях производства. Перспективным является и принцип комплексного использования природного сырья по типу безотходной технологии. Среди технологических мероприятий можно выделить :

  • 1. Создание более прогрессивных в отношении уменьшения загрязнения окружающей среды технологических схем;
  • 2. Замена вредных веществ в производстве безвредными или менее вредными;
  • 3. Очистка сырья от вредных примесей;
  • 4. Ликвидация производства;
  • 5. Замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми;
  • 6. Герметизация пневмотранспорта для пылящих материалов.

Группа санитарно-технических мероприятий касается специальных мер по защите воздушного бассейна при помощи производственной вентиляции и очистных сооружений [Там же].

Вентиляция является важным средством оздоровления производственной среды. Даже при строгом соблюдении требований к технологии и оборудованию, часть производственных вредностей может поступать в рабочую зону, и борьба с ней ведется с помощью вентиляции. Кроме того, устройство вентиляции и в ее составе специальных очистных установок позволяет предупредить загрязнение воздуха удаляемыми из цеха вредными веществами .

Производственная вентиляция - система воздухообмена с помощью санитарно-технических устройств и сооружений для удаления производственных вредностей и создания в рабочей зоне воздушной среды, отвечающей гигиеническим требованиям. Она используется для борьбы с избыточным теплом, влагой, вредными газами, парами и пылью [Там же].

Среди видов вентиляции, аэрация является более экономичным, так как она не требует затрат электроэнергии в процессе эксплуатации. Для удаления загрязненного воздуха предусматривается устройство фонарей в кровле или в верхней части стен. Части кровли, предназначенные для подачи приточного воздуха, имеют более низкое размещение .

На производстве наиболее распространена механическая вентиляция. Приточная вентиляция имеет целью подачу воздуха для компенсации удаленного вытяжной вентиляцией воздуха. Приточная вентиляция служит также для разбавления вредностей (снижение влажности, концентрации вредных веществ), созданию благоприятного микроклимата на отдельных рабочих местах. Такая вентиляция называется местной приточной [Там же].

Общая приточная система может подавать воздух более или менее равномерно по всему цеху или лишь в отдельные зоны. Место забора воздуха располагается вдали от выброса загрязняющих веществ и с наветренной стороны по отношению к ним [Там же].

Для перемещения воздуха используются центробежные и осевые вентиляторы. Вентиляторы являются источниками шума и вибрации, передаваемыми на расположенные вблизи рабочие места. Для борьбы с ними используют звукоизолирующие камеры, средства виброгашения, пружинные амортизаторы, присоединение воздуховодов к вентилятору при помощи мягкой воздухонепроницаемой ткани и другое [Там же].

При пылевыделениях подачу воздуха осуществляют в верхнюю зону во избежание повышенной подвижности воздуха снизу, что может вести к вторичному пылевыделению вследствие подъема уже осевшей пыли. По той же причине выход воздуха должен производиться с наименьшей скоростью [Там же].

Ведущее место в борьбе с производственными вредностями занимает вытяжная вентиляция. Она может быть местной и общей. Местная вытяжная вентиляция локализует, то есть ограничивает и удаляет вредности в местах их образования и выделения. Местная вентиляция - наиболее эффективный и экономичный способ удаления производственных вредностей, но не всегда возможный (например, в случае больших, трудноукрываемых поверхностей выделения токсичных веществ, тепла, влаги, при наличии многочисленных источников и тому подобного). В этих случаях вредности попадают в общую воздушную среду цеха и удаляются общеобменной вытяжной вентиляцией .

Местные вытяжные устройства - могут быть в виде кожухов, полностью или частично укрывающих источник вредных выделений, вытяжных шкафов с рабочими окнами для обслуживания, зонтов и бортовых отсосов - открытых конструкций, всасывающие отверстия которых приближены к источнику выделения. Отсасывание воздуха непосредственно из оборудования или из-под кожуха, которым оно укрыто, называется аспирацией [Там же].

Кожухами укрывают разнообразные источники пылевыделений, паровыделений и газовыделений. Основное условие их эффективности - отсутствие неплотностей. Зонты эффективны при наличии конвективных тепловых потоков, когда нагретый воздух при своем движении вверх увлекает выделяющиеся пары, газы и аэрозоли [Там же].

Обычно на производстве не устанавливается отдельно вытяжная или приточная система вентиляции, а используются комбинированные системы приточно-вытяжной вентиляции [Там же].

На предприятии двенадцать участков, которые оборудованы местной вытяжной вентиляцией. На некоторых участках применяется приточная вентиляция для подачи чистого воздуха в верхнюю зону цехов через перфорированные панели .

Очистка удаляемого воздуха является важной стадией его обработки, предупреждающей загрязнение атмосферы заводской площадки и воздушного бассейна вокруг предприятия. Для очистки промышленных выбросов используются различные конструкции очистных сооружений, отличающихся как принципом работы, так и способностью задерживать пыль и газы .

Очистные сооружения для улавливания пыли можно условно разделить на четыре вида в соответствии с принципом их работы: сухие механические пылеуловители, аппараты фильтрации, электростатические фильтры и аппараты мокрой очистки .

На ВОМЗ имеются 200 организованных источников загрязнения атмосферы (ИЗА). В связи с повышением требований к качеству очистки газов, расширяется применение газоочистных и пылеулавливающих аппаратов. Работу этих аппаратов характеризуют следующие основные показатели :

Эффективность (степень) очистки воздуха от загрязняющих веществ;

Производительность;

Гидравлическое сопротивление;

Стоимость очистки (в расчете на 1000м3 воздуха).

В атмосферу производством выбрасывается 237 т/год загрязняющих веществ, при этом улавливается газоочистными и пылеулавливающими установками 83т/год загрязняющих веществ, основную долю которых составляет пыль неорганическая, более 70 % .

В группу планировочных мероприятий входят следующие: зонирование территории города, организация санитарно-защитной зоны, планировка жилых районов, озеленение населенных мест и другие. Основные принципы и условия рационального размещения промышленных предприятий определены в «Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий СН 245-71» .

При решении вопросов зонирования большое значение придается «розе ветров» и рельефу местности. Промышленные зоны размещают на хорошо проветриваемых территориях города, с подветренной стороны жилых районов. В соответствии с требованиями СН 245-71, при составлении генпланов промышленных предприятий с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, эти предприятия должны отделятся от жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ) .

СЗЗ - территория между границами промплощадки и зоной жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоной, зоной отдыха, курорта. СЗЗ устанавливается на предприятии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха до установленных пределов после проведения на предприятии всех мер по очистке промышленных выбросов. Зона должна быть соответствующим образом планировочно организованна, озеленена и благоустроена .

По санитарной классификации в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1. 984-00 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» ВОМЗ относится к III классу с СЗЗ равной 100 метров .

Говоря об экологической политике «Вологодского оптико-механического завода», надо сказать о том, что руководство предприятия постоянно и целенаправленно уделяет большое внимание внедрению природоохранных мероприятий. Ведь, как известно, забота об экологии - задача общая и решать ее нужно сообща .

Поэтому ВОМЗ предлагает при Департаменте Природных Ресурсов Вологодской области создать ассоциацию промышленных экологов, члены которой бы, в частности, знакомились с тем, какая работа по защите природы проводится ни на одном из Вологодских предприятий, помогли внедрять опыт тех, кто добился определенных результатов в этом деле. Кроме того, учитывая серьезные денежные средства, которые требуются на реализацию экологических программ и невозможность многих предприятий вследствие этого их выполнить, ВОМЗ предлагает перенять опыт ряда российских городов, где создаются специальные экологические фонды, с помощью которых предприятия получают льготные кредиты на реализацию экологических программ .

В целях соблюдения нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо ежегодно выполнять следующие мероприятия :

Обеспечить проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов согласно плана-графика контроля. План - график лабораторного контроля ежегодно согласовывать с Управлением Росприроднадзора по Вологодской области;

Обеспечить проведение лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха селитебной территории в зоне влияния выбросов предприятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест» пункт 5.1., план-график лабораторного контроля ежегодно согласовывать в территориальном органе Роспотребнадзора;

В пределах СЗЗ ограничить строительство новых жилых зданий и сооружений;

Ежегодно проводить профилактический ремонт оборудования с целью поддержания оптимального режима работы, использовать более совершенное оборудование.

По сказанному в главе следует сделать выводы: производственная деятельность предприятия сопровождается выбросами 200 источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА), в том числе 181 организованных и 19 неорганизованных . Источниками загрязняющих веществ на ВОМЗ являются цеха, производственные участки, транспортная служба, мини ТЭЦ, котельная и другие .

На территории Вологодского оптико-механического завода в настоящее время выбрасывается 90 загрязняющих веществ (твердых - 43 и жидких/газообразных - 47). Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят выбросы III (умеренно опасные - 58,9 %) и IV (умеренно опасные - 39,9 %) классов опасности .

Суммарный валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу на существующее положение в целом по предприятию в 2015 году составляет 512,887 т/год (выбросы жидких и газообразных веществ - 98,1 %, выбросы твердых веществ - 1,9 %). Главные «загрязнители» атмосферного воздуха на ВОМЗ -оксид углерода и оксиды азота - 55,0 % и 40,3 % соответственно от выбросов жидких и газообразных веществ .

По санитарной классификации в соответствии с СанПиН ВОМЗ относится к предприятию III класса. При довольно больших годовых объемах выбросов, образованных на ВОМЗ, они не оказывают существенного влияния на окружающую среду .



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме