Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пенсионная система российской федерации

В наступившем году в российской пенсионной системе произошли очередные важные изменения: вступил в действие новый порядок формирования пенсионных прав и расчета пенсий, постепенно увеличиваются требования к минимальному трудовому стажу.

При наступлении экономического кризиса пенсионеры становятся одной из наиболее уязвимых социальных групп. Власти заявляют, что готовят для них меры поддержки.

В 2015 году продолжилась заморозка накопительной части пенсий, а негосударственным пенсионным фондам, чтобы остаться на рынке, необходимо войти в государственную систему страхования.

Также в нынешнем году все более активно обсуждается повышение пенсионного возраста и очередное реформирование накопительной системы.

Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Пенсионная система 2015: новации, проблемы, перспективы», проведенного OK-inform в заочном формате.

С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, напоминает управляющая отделением Пенсионного фонда России (ПФР) по СПб и ЛО Зинаида Бахчеванова :

Трудовая пенсия трансформировалась в два вида пенсий: страховую и накопительную. По новой пенсионной формуле рассчитывается только страховая пенсия.

Для расчета страховой пенсии по старости по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 балла.

Количество их будет прежде всего зависеть от официальной зарплаты и выработанного стажа, а также возраста выхода на пенсию. Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом гражданином старше 80 лет.

В новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году. Те граждане, которые не выработают 15 лет стажа либо недоберут 30 баллов, смогут воспользоваться лишь правом выхода на социальную пенсию.

Общий размер получаемой нынешними пенсионерами пенсии состоит из фиксированной выплаты (ФВ) и страховой пенсии (СП). ФВ - это установленная законом в твердом размере сумма, которая гарантированно выплачивается к СП. СП зависит от количества баллов и их стоимости. Иными словами, сумма, полученная после сложения пенсионных баллов за все годы работы, умноженные на стоимость балла, плюс фиксированная выплата определяет размер пенсии. У граждан, которым трудовая пенсия уже назначена до 1 января 2015 года, то есть нынешним пенсионерам - а их у нас в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 2 млн человек, пенсии были преобразованы в пенсионные баллы. Перерасчет прошел в беззаявительном автоматическом порядке. Каким образом? Из общего размера пенсии вычитался фиксированный базовый размер (с 1 января 2015 года - фиксированная выплата), а оставшаяся часть – собственно, это и есть страховая пенсия - делилась на стоимость пенсионного балла. По состоянию на 1 января 2015 года стоимость балла была 64 рубля 10 копеек.

С 1 февраля 2015 года и фиксированная выплата, и страховая пенсия проиндексированы - исходя из роста потребительских цен за 2014 год на 11,4%. При этом страховая пенсия увеличена с учетом индексации стоимости пенсионного балла (64,10 - стоимость балла х 11,4% = 71,41 руб.). В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости в Санкт-Петербурге составил 14 460 рублей, в Ленинградской области - 13 170 рублей.

Что касается дальнейшего повышения пенсий в течение 2015 года, то с 1 апреля пройдет индексация социальных пенсий с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. (Получателей социальных пенсий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 93 тысячи человек.) Также с 1 апреля 2015 года предположительно на 5,5% увеличатся размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам - их в Санкт-Петербурге и Ленинградской области проживает 922 тысячи.

При этом в течение года минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионеров будет по-прежнему не ниже регионального прожиточного минимума пенсионера. Напомню, если размер пенсии у неработающего пенсионера вместе с другими выплатами ниже прожиточного минимума, то ему устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии. Величина прожиточного минимума пенсионера в 2015 году составляет в Санкт-Петербурге 7 087 рублей, в Ленинградской области - 6 150 рублей. По состоянию на 1 января 2015 года доплата к пенсии установлена в Санкт-Петербурге более 57 тысячам пенсионеров, в Ленинградской области 26 тысячам.

С недавнего времени будущим пенсионерам доступны два интернет-сервиса: личный кабинет и пенсионный калькулятор, рассказывает управляющий отделением ПФР по Новгородской области Алексей Костюков :

Всю арифметику с баллами каждому можно легко просчитать с помощью нового он-лайн сервиса на сайте ПФР. Войдя в «Личный кабинет застрахованного лица» сегодня каждый может посмотреть количество уже имеющихся баллов, воспользоваться усовершенствованной версией уже известного всем пенсионного калькулятора. С 2015 года калькулятор становится персональным. В новой версии он учитывает уже сформированные пенсионные права в пенсионных баллах и стаж.

Что касается индексации, то, в соответствии с действующим законодательством, индексация страховых пенсий с 1 февраля производится с учетом роста потребительских цен за 2014 год. Изначально в бюджете ПФР были заложены меньшие суммы, планировалась индексация страховых пенсий на 7,5%. Но, исходя из экономической ситуации в стране, правительством РФ была сделана корректировка. И с 1 февраля Пенсионный фонд произвел индексацию страховых пенсий в соответствии с постановлением правительства на 11,4%.

Всего в Новгородском регионе 203 519 получателей пенсий, повышение затронуло 93% новгородских пенсионеров. Вместе со страховой пенсией на 11,4 % проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог бывшего фиксированного базового размера). В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости у новгородцев составит 12 660 рублей. Средний размер увеличения - 1 200 рублей.

В Новгородской области в связи с увеличением пенсий ежемесячный лимит выплат вырос на 250 млн рублей и составил почти 2,9 млрд рублей. Общий лимит на выплату пенсий и пособий на 2015 год - порядка 33 млрд рублей.

Существует несколько способов получения пенсий, рассказала территориальный менеджер по государственным и социальным программам Северо-Западного банка Сбербанка России Наталия Ягунова :

У пенсионера, при всем кажущемся разнообразии, способов получения пенсии всего два. Или наличными в уполномоченной Пенсионным фондом организации, обычно это «Почта России», или перечислением пенсии на счет или банковскую карту любого коммерческого банка. Каждый человек может выбирать, какой из способов для него наиболее приемлем и комфортен. Более того, эти способы можно менять неограниченное количество раз, обратившись с заявлением в Пенсионный фонд.

В Северо-Западном банке Сбербанка России новые, «молодые» пенсионеры традиционным сберегательным книжкам предпочитают банковские карты. Во-первых, это безопасно - можно иметь при себе минимум наличных денег, а рассчитываться в большинстве магазинов картой. Во-вторых, развитая сеть отделений банка и банкоматов, в том числе круглосуточного доступа, позволяет снимать денежные средства практически в любом месте и в любое время по мере необходимости. В-третьих, с банковской карты с помощью информационно-платежных терминалов, сети интернет или даже с мобильного телефона можно оплачивать все коммунальные счета, переводить деньги родным и близким, получать выписки по лицевому пенсионному счету и так далее.

Размер ежемесячной социальной выплаты определяется как разница между 1,15 величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий назначению ежемесячной социальной выплаты, и размером пенсии.

Дату зачисления пенсий на счета пенсионеров уполномоченным организациям назначает Пенсионный фонд. Это так называемый график выплаты пенсий - в зависимости от выходных и праздничных дней, дата от месяца к месяцу плавающая.

Сегодня мы обслуживаем свыше 1 млн 100 тысяч пенсионеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Наши клиенты знают, что мы ни разу не задерживали выплату пенсий - по мере поступления денежных средств из Пенсионного фонда Сбербанк в тот же день зачисляет их на счета, и пенсионеры могут ими распоряжаться».

По официальной информации в городе развернута широкая поддержка пенсионеров. Так, согласно данным пресс-службы комитета по социальной политике Санкт-Петербурга , «в городе действуют несколько мер социальной поддержки граждан, являющихся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий.

Исходя из городского Социального кодекса, во-первых, это ежемесячная социальная выплата гражданам, достигшим возраста 60 лет и старше, неработающим женщинам в возрасте от 55 до 60 лет, инвалидам I или II группы. Размер ежемесячной социальной выплаты определяется как разница между 1,15 величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий назначению ежемесячной социальной выплаты, и размером пенсии. Социальная выплата носит заявительный характер, и для ее назначения гражданам необходимо обращаться с заявлением в Многофункциональный центр предоставления госуслуг.

Во-вторых, это выплата для граждан, не имеющих права на получение других выплат. Гражданам, родившимся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945, размер ежемесячной денежной выплаты составляет 1 500 рублей.

Кроме того, горожанам на пенсии предоставляется право приобретения месячного единого льготного проездного билета (трамвай, троллейбус, автобус, метро). Также ежегодно с 27 апреля по 31 октября пенсионерам компенсируется часть стоимости проезда на железнодорожном транспорте и автобусах пригородного сообщения.

Помимо этого, граждане пожилого возраста, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут обратиться за материальной помощью в виде денежных средств, продуктов питания (продуктовый набор или талоны на бесплатное горячее питание), одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Дополнительную информацию по вопросу предоставления мер социальной поддержки граждане могут получить в городской справочно-информационной службе системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга по телефону 334-41-44», - напоминают в комитете.

Планами законодателей по защите пенсионеров Северной столицы в условиях кризиса поделилась депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ирина Иванова :

Петербург - город не молодой. По официальным данным, у нас порядка 1,3 млн человек пенсионного возраста и почти 500 тысяч человек - это простые пенсионеры, то есть граждане, не имеющие никаких льгот, получающие только пенсию, - и это самые незащищенные люди.

Насколько мне известно, планов на увеличение выплат у городских властей нет. У города сейчас основная задача - выполнить уже имеющиеся обязательства перед пенсионерами и льготниками.

В Санкт-Петербурге установлено немалое количество льгот и выплат различным категориям граждан. В первую очередь это, конечно, ветераны и блокадники. Также различные выплаты осуществляются труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, пенсионерам, проработавшим не менее 40-45 лет, матерям-героиням. Полагается доплата и пенсионерам, не имеющим никаких льгот, но размер ее крайне незначителен - менее 500 рублей.

С 1 января дополнительную поддержку получат так называемые «дети войны»: лица, родившиеся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945 и не имеющие иных льгот.

С 1 января дополнительную поддержку получат так называемые «дети войны»: лица, родившиеся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945 и не имеющие иных льгот. Некоторым сможет помочь возможность, предоставленная еще одним новым городским законом - «законом о ренте». Также незащищенные граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут рассчитывать на материальную помощь (как правило, это выплаты не более 4 тысяч рублей при наличии подтверждения понесенных расходов) и помощь «в натуре».

Однако большинство этих выплат и льгот имеют право получать лица, чей доход незначительно превышает прожиточный минимум пенсионера (6,3 тысячи рублей). И мы все прекрасно понимаем, что такого дохода едва хватит только на квартплату и хлеб. Но даже эти цифры не обновлялись с третьего квартала 2014 года, когда цены еще не взлетели вверх. У нас до сих пор не установлен размер прожиточного минимума на 4 квартал 2014 года и на первый квартал 2015 года, а ведь именно от этой величины зависят социальные выплаты и компенсации. В условиях кризиса и стремительного роста цен одна из наших главных задач - это увеличение прожиточного минимума. И именно этот шаг мы - как коммунисты - и будем призывать сделать городское правительство! Это позволит уберечь наших самых незащищенных граждан от падения за черту нищеты. Труднее всего сейчас будет именно им.

Помимо ПФР на рынке работают и негосударственные фонды (НПФ). При этом в последнее время государство постоянно меняет для них правила работы. На 2014-2015 годы государство «заморозило» перечисления граждан в НПФ, а в течение текущего года фонды должны войти в государственную систему гарантирования.

О работе в новых условиях рассказал вице-президент НПФ «Европейский пенсионный фонд» Сергей Загородников :

Давайте прежде всего посмотрим на последствия заморозки пенсионных накоплений. Они скажутся и на застрахованных лицах, и на финансовом рынке.

Два года накопительная часть пенсий будущих пенсионеров не пополняется отчислениями работодателя в размере 6% от заработной платы, и в будущем это отразится на размере накопительной части трудовой пенсии. Финансовый рынок не получит существенный инвестиционный ресурс. Весьма значимая часть средств пенсионных накоплений в столь сложное для государства время могла бы поддержать банковскую сферу - через размещение части пенсионных денег на депозитах крупнейших банков с госучастием и крупные инфраструктурные проекты - за счет выкупа ОФЗ.

2014-й год был тяжелым с точки зрения массового привлечения клиентов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Вследствие отмены трансферагентских соглашений между Пенсионным фондом России (ПФР) и НПФ заявление о переходе, например, из ПФР в НПФ можно было подать лично в любое отделение ПФР или отправить письмом (правда, в этом случае оно должно быть заверено нотариусом). А третий вариант извещения государства о смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию - заверение заявления при помощи электронно-цифровой подписи (ЭЦП) - находился на стадии «технических испытаний».

2014-й год был тяжелым с точки зрения массового привлечения клиентов в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

В результате нововведений привлечение новых клиентов в НПФ существенно замедлилось, при этом в 2014 году большинство НПФ преобразовались в акционерные общества, т.е. раскрыли конечных собственников, и первые 18 крупнейших фондов, отвечающих требованиям ЦБ, уже вступили в систему гарантирования пенсионных накоплений.

Важнейшим фактором дальнейшего развития негосударственного пенсионного сектора является перечисление временно заблокированных пенсионных накоплений граждан в размере более 600 млрд рублей в фонды, вступившие в систему гарантирования накоплений. Эти факторы и будут определять стратегии НПФ в 2015-2016 годах.

Что касается акционирования и вхождения с систему гарантирования накоплений, то большинство НПФ легко прошли этап акционирования. Более сложный и трудоемкий процесс - с точки зрения соответствия НПФ требованиям ЦБ - это вступление в систему гарантирования. Фонды подали заявки в июне - июле 2014 года и в настоящий момент ЦБ одобрил 18 НПФ, под управлением которых находится порядка 80% рынка пенсионных накоплений, что составляет 890 млрд рублей.

Сейчас идет процесс упорядочивания рынка. Думаю, дальше пенсионный рынок будут развивать 15-20 фондов. Система гарантирования прав застрахованных лиц обеспечивает сохранность номинала всех поступлений на пенсионный счет будущего пенсионера, а также инвестиционного дохода тех клиентов НПФ, которые не меняют своего страховщика в течение пяти лет.

Оценкой текущей ситуации и планами деятельности в условиях заморозки накопительной части пенсий поделился вице-президент по развитию НПФ «Пенсионный фонд ПСБ» Алексей Екимов :

С конца 2013 года и по сей день мы наблюдаем за кардинальными изменениями в пенсионной системе РФ. Часть этих изменений представляется вполне обоснованной, часть - спорной, к некоторым моментам участники рынка отнеслись вовсе негативно. Бесспорно одно: слишком частые изменения правил игры вызывают сомнения и вопросы даже среди тех наших граждан, кто и не задумывался еще о своем пенсионном будущем, что уж говорить о тех, кто подошел к этому вопросу серьезно и, к примеру, осознанно сделал выбор в пользу формирования накопительной пенсии в НПФ.

Слишком частые изменения правил игры вызывают сомнения и вопросы.

В условиях заморозки накопительной части фонд планирует активизировать свою деятельность в сфере дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения - собственно, с чего все фонды начинали свою деятельность. Для предприятий будем готовить новые пенсионные продукты, в т.ч. различные системы мотивации персонала с использованием программ НПФ. Также планируем усилить взаимодействие с различными отраслевыми союзами и объединениями в части привлечения новых клиентов юридических лиц.

В условиях кризиса одним из перспективных направлений может стать дополнительное пенсионное обеспечение. Мнение руководителя отдела продаж НПФ «Капитан» Анны Головиной :

В первую очередь, хотелось бы сказать, что наш НПФ переживают не самые сложные времена своей истории. Я в НПФ «Капитан» с 1996 года. В то время мы работали по единственному документу - указу президента об НПФ от 1994 года. Сейчас же законодательная база очень серьезная, и она постоянно совершенствуется. В 1998 году был принят федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». За 20 лет работы мы пережили два кризиса, в том числе кризис 1998 года, когда рубль обесценился - и многие банки не выдержали падения пирамиды ГКО. Государство тогда поддержало НПФ, понимая особую значимость их существования.

Несмотря на то что нынешняя ситуация лишает нас на время больших поступлений денег (накопительная часть наших клиентов за 2014-2015 годы), мы продолжаем спокойно работать.

Допонительное пенсионное обеспечение всегда будет нужно и простому человеку, и предприятию, и государству.

В декабре 2013 года были приняты новые законы, по которым фонд уже отработал больше года. Мы перестроились с учетом новой ситуации. Для нашего фонда это было несложно, потому что с 1994 года нашим единственным направлением работы было дополнительное пенсионное обеспечение (ДПО). Несмотря на то что с 2007 года приоритет отдавался накопительной части государственной пенсии и программе государственного софинансирования пенсии, наш фонд продолжал активно работать в направлении дополнительного пенсионного обеспечения.

Что касается планов фонда на 2015 год, то мы, во-первых, продолжим работать с накопительной частью пенсии. По моему мнению (я - оптимист), заморозка носит временный характер. Во-вторых, будем развивать дополнительное пенсионное обеспечение. В перспективе это направление ждет еще большая господдержка, поскольку ДПО всегда будет нужно и простому человеку, и предприятию, и государству.

О работе НПФ в условиях заморозки накопительной части пенсии рассказала Елена Ямщикова, пресс-секретарь ЗАО «КИТФинанс НПФ»:



Те фонды, в которых сосредоточено порядка 90% застрахованных по обязательному пенсионному страхованию, в прошлом году провели процедуру реорганизации, прошли проверку ЦБ, получили положительное заключение о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц. В текущем году эти фонды станут участниками системы гарантирования и продолжат работать - по нашим оценкам, это около 25 НПФ. Фонды, которые не будут допущены в систему гарантирования, не смогут продолжить работу и сдадут лицензии. Средства клиентов этих фондов будут переданы в ПФР; все застрахованные в дальнейшем смогут выбрать другой НПФ.

Для клиентов и для рынка в целом это позитивные изменения. Фонды формируют пенсионные накопления, внутренние страховые резервы по ОПС, а также направляют ежегодные взносы в фонд гарантирования АСВ. Это дает своего рода двойную защиту сохранности пенсионных накоплений и помогает решить один из важнейших вопросов - повышение уровня доверия к НПФ.

Кроме того, это обернется увеличением накопительных счетов клиентов: под управление будут переданы взносы за вторую половину 2013 года, а также пенсионные накопления тех, чьи переходы из фонда в фонд были приостановлены до завершения процедур акционирования и вступления в систему гарантирования. Для фондов же это значит увеличение активов.

НПФ всегда были против «заморозки» средств пенсионных накоплений. Государство дало гражданам право самостоятельно выбирать способ формирования будущей пенсии. Миллионы россиян сделали этот выбор в пользу накопительной пенсии, доверили управление этими средствами определенным страховщикам и вдруг им как бы говорят: теперь мы передумали, вы этими средствами не можете распоряжаться, ими будем распоряжаться мы. Такое поведение нельзя назвать корректным.

Можно спорить об уровне доходности государственной и негосударственных управляющих компаний, о размере будущей накопительной пенсии, перетягивать одеяло в ту или иную сторону, но есть правила игры - их нужно соблюдать!

Профессор департамента экономики НИУ-ВШЭ - Санкт-Петербург Андрей Заостровцев призывает обратить внимание на вопрос доверия к пенсионной системе при частых изменениях ее работы:

В 2012 г. «Левада-Центр» провел опрос населения, где фигурировал следующий вопрос: «Как вы думаете, если государство отменит отчисления на накопительные пенсии, получите ли вы по достижению пенсионного возраста деньги, накопленные к настоящему времени на вашем личном накопительном пенсионном счету?». Ответы распределились следующим образом: в полной мере - 7%, частично - 17%, малую часть - 21%, ничего не получу - 35% (21% респондентов затруднились с ответом).

Таким образом, еще до макроэкономических шоков 2014 года и реальных заморозок взносов в накопительную систему уровень доверия населения был очень низким. И вряд ли к началу 2015 года он стал выше. Взносы россиян в накопительную систему в 2014 года в сумме 240 млрд рублей правительство реально заморозило, т.е. направило на другие нужды (по признанию министра финансов Антона Силуанова, «деньги пошли на Крым»). Продолжилась эта практика и далее: взносы-2015 на сумму 280 млрд рублей тоже направятся в «общий котел», а пострадавших кормят обещаниями как-то (неизвестно как) учесть это при начислении страховой части пенсии. Хотя официальные лица неоднократно заявляли в 2013-14 годах, что заморозка взносов - разовое мероприятие.

Есть и другие факты изменения правил во время игры. И разве можно в таких условиях заручиться хоть минимальной степенью доверия населения к пенсионной системе?

Насколько велик дефицит пенсионного фонда и следует ли повышать пенсионный возраст? Мнение бывшего министра экономики РФ Андрея Нечаева :

Дефицит пенсионного фонда в последние годы устойчиво нарастал, что привело к необходимости резко увеличить трансферты из федерального бюджета. В 2014 году они составили 1,7 трлн рублей, на 2015 год запланировано уже 1,93 трлн. В последние два года, включая нынешний, чтобы не увеличивать трансферты, была принята такая спорная мера, как замораживание пенсионных накоплений граждан, что позволило оставить эти деньги в Пенсионном фонде и снизить остроту проблемы финансирования текущих пенсий.

Эти цифры - и дефицита Пенсионного фонда, и общего трансферта из федерального бюджета - они несколько условны в том смысле, что на Пенсионном фонде лежит достаточно большой объем обязательств, не связанных только с обычными трудовыми пенсиями, - как, например, материнский капитал. Федеральный бюджет компенсирует фонду выпадающие доходы в связи с пониженными тарифами страховых взносов, и возмещение нестраховых периодов (уход за ребенком, военная служба), так называемые персональные пенсии и так далее. Крупной статьей расходов Пенсионного фонда, компенсируемых из бюджета, являются выплаты в рамках «валоризации» еще советских пенсий. С другой стороны, военные пенсии финансируются не из бюджета Пенсионного фонда, а напрямую из федерального бюджета. Формально они уменьшают сумму недостатка средств. Система достаточно сложна в данный момент. Поэтому цифры нехватки ресурсов Пенсионного фонда в достаточной степени условны, но общая картина примерно такая.

То, что Пенсионный фонд испытывает трудности, - это безусловный факт, и, собственно, с этим была связана пенсионная реформа, которую начали делать очень быстро, как говорится - на коленке.

То, что Пенсионный фонд испытывает трудности, - это безусловный факт, и, собственно, с этим была связана пенсионная реформа, которую начали делать очень быстро, как говорится - на коленке, не обсуждая серьезно с экспертным сообществом. Фактически ее смысл состоял в том, чтобы снизить трансферты Пенсионному фонду из федерального бюджета, не повышая налоги и не повышая пенсионный возраст. Совершенно очевидно, что задача в такой постановке не имела решения.

Поэтому в рамках предложенной пенсионной реформы фактически происходит повышение пенсионного возраста (в ряде случаев напрямую - через пересмотр списка льготников), частично - через введение пенсионной формулы, которая позволяет иметь полноценную пенсию при условии наличия 40-летнего трудового стажа и более, что автоматически стимулирует работать дольше, выходя за пределы пенсионного возраста.

С другой стороны, фактически были увеличены налоги в виде повышенных сборов на компании, занимающихся вредными производствами. С учетом того, что у нас две трети промышленности относится к вредным производствам, - это повышение налогов для значительной части работодателей.

Что касается того, когда ждать повышения пенсионного возраста, то пока по этому поводу идут дискуссии. Понятно, что это политически непростое решение. Поэтому на различных дискуссионных площадках представители правительства вбрасывают эту тему, высказывают какие-то аргументы, но пока окончательно оформленных предложений нет.

Многое будет зависеть от того, насколько будет велика социальная напряженность и без этой меры и насколько остро будет складываться проблема с финансированием текущих пенсий. Ну, и насколько президент будет готов проявить политическую волю и объявить, что это безусловно непопулярное решение реализовано во всем мире и что пенсионная система у нас доведена до такого состояния, что без этого уже не обойтись.

Пенсионная система России, действующая до 2015 годы, была основана на принципе солидарности, то есть выплаты нынешним пенсионерам производились за счет взносов работающего населения. Мировая практика показывает, что рано или поздно такая система приводит к ее кризису, что и происходило в России на протяжении последних десяти лет.

Новая пенсионная система основывается на более прогрессивной «накопительной» модели, когда работающее поколение платит взносы, которые не расходуются полностью на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам вводится понятие «пенсионный балл» - каждый год трудового стажа с 2015 года будет оцениваться в баллах или коэффициентах. Количество насчитанных баллов за год трудовой деятельности будет зависеть от общего трудового стажа, возраста выхода гражданина на пенсию; уровня официальной зарплаты, а также от того, отчисляются ли средства на накопительную часть пенсии или гражданин отказался от нее в пользу увеличения страховой. Дополнительно баллы будут начисляться за нестраховые периоды жизни человека (нахождение в отпуске по уходу за ребенком, уход ха ребенком – инвалидом, прохождения срочной службы в армии, уход за гражданином старше 80 лет).

Минимальный размер «пенсионный балл» будет составлять 30 баллов, но не сразу. В 2015 году для назначения пенсии достаточно будет набрать 6,6, баллов, а вот в 2024 году уже как минимум 30 баллов, иначе гражданин останется без пенсии. При этом, к 2024 году обязательным требованием станет стаж в 15 лет (на сегодняшний день - достаточно иметь трудовой стаж 5 лет).

Пенсионный возраст остается прежним: для женщин это 55 лет, для мужчин – 60 лет. Однако, за более позднее обращения за пенсией (не более 10 лет в общей сложности) страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. В настоящий момент в пенсионном фонде не определен порядок «более позднее обращения за пенсией». Поэтому по рекомендации сотрудников пенсионного фонда, если гражданин желает обратиться за пенсией позже достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, он все равно, не позднее 4 месяцев до этого срока, должен обратиться в территориальный пенсионный фонд по месту жительства и заявить о своем праве.

Сохраняться «досрочные» пенсии, пенсии по выслуге лет, многодетным матерям и родителям детей-инвалидов

Размер максимальной пенсии по новой пенсионной формуле будет рассчитываться следующим образом: А*B+C+d, где

  • А – пенсионные баллы, их количество будет зависеть от трудового стажа, официальной зарплаты и возраста выхода на пенсию, за каждый год работы можно получить максимум 10 баллов.
  • B – стоимость личного пенсионного балла, в 2015 году он будет стоить 64 руб. 10 коп, в последующие годы будет устанавливаться ежегодно федеральным законом и увеличиваться в зависимости от доходов Пенсионного фонда РФ, но не выше уровня официальной инфляции.
  • С – это фиксированная выплата, по аналогии с действующим ныне фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии по старости. В 2015 году он будет 3935 рублей ежемесячно. Далее будет устанавливаться ежегодным федеральным законом и увеличиваться в зависимости от доходов Пенсионного фонда РФ, но не выше уровня официальной инфляции.
  • d – это накопительная пенсия, данная часть будет формироваться по выбору гражданина. С 2015 года накопительная часть перестанет быть частью трудовой пенсии и превратится в самостоятельный вид пенсии. Для тех, кто родился до 1967 года эта составляющая будет равна нулю

Размер страховой пенсии нынешних пенсионеров будет так же пересчитан в соответствии с «личными баллами», но не может быть меньше, чем размер их трудовой пенсии полученной на 31.12.2014.

Для тех граждан, которым на 01.01.2015 от 50 до 52 лет, пенсия будет определяться в основном по законодательству, которое действовало до 01.01.2015.

Что касается накопительной части пенсии- в настоящий момент она складывается из страховых взносов в размере 6 % из 22 % перечисляемых работодателем от заработной платы работника и плюс доход от инвестирования этих средств пенсионным фондом. Здесь следует отметить, что граждане, родившиеся до 1967 года и старше, не имеют право на накопительную часть пенсии. А те, которые имели на нее право, должны были определиться с ее размещением до 01.01.2014 (разместить в негосударственном пенсионном фонде, частной управляющей компании или отказаться от нее в пользу страховой пенсии).

В других странах так же используются различные модели пенсионной системы: государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и прочие варианты, которые построены по «накопительной» или «распределительной» схеме. Как правило, для безбедного существования пенсионера «базовых» государственных выплат недостаточно, поэтому наибольшая доля в пенсионной системе развитых стран приходиться на добровольное страхование, которое складывается из поступлений от работодателей и работников, так называемые корпоративное и частное.

Так, в Германии пенсионное обеспечение представлено в трех видах: государственное, корпоративное и частное. Под государственное страхование попадают граждане, чей ежемесячный доход до вычета налогов не превышает €3.900. Государство поощряет корпоративное пенсионное обеспечение, формирование которого происходит как за счет добровольных отчислений работодателей, так и самих работников. Компании либо самостоятельно по согласованию с профсоюзом создают накопительный фонд для своих сотрудников, либо заключают договор с банком. В настоящий момент, наиболее популярно частное пенсионное обеспечение, которое предпочитаю граждане имеющие доход выше €3.900, либо не работающие по договору найма. Форм частного пенсионного страхования различны, наиболее популярны их них пенсионное страхование через банковскую систему, страхование жизни, фондовое страхование и другие.

В России пока слабо развито частное пенсионное страхование. Одной из попыток привлечь средства граждан в качестве добровольного страхования будущей пенсии является Программа государственного софинансирования пенсии, согласно которой граждане ежегодно вносят в Государственный пенсионный фонд не менее 2 тыс.руб., но не более 12 тыс.руб. и эти средства направляются в его накопительную часть. Гражданам, участвующим в программе софинансирования страховой части пенсии, государство предоставляет право получить социальный налоговый вычет (13%) от суммы фактически перечисленных средств

Самые рискованные россияне заключают договоры о пенсионном обеспечении с Негосударственными пенсионными фондами либо договоры страхования жизни с банками и формируют будущую пенсию за счет собственных средств.

В заключении хотелось бы сказать, что в мире не существует идеальной пенсионной системы, единственным способом обеспечить действительно достойную старость – зарабатывать и откладывать себе деньги всю жизнь, ни на кого не надеясь, в том числе на государство. А кто не способен заранее позаботиться о собственном материальном обеспечении в преклонном возрасте - как говорят немцы, "selber schuld" (сам виноват).

Балльная система в страховой пенсии

С 1 января 2015 года вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Мы все привыкли к трудовой пенсии. Теперь она трансформируется и разделяется на два вида: страховую и накопительную.

Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Пенсионный балл рассчитывается исходя из размера зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более таких баллов. Те, кто не «заработал» соответствующее количество баллов, будут получать только социальную пенсию. Эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.

Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году с каждым годом. При стаже менее минимально установленного все накопленные баллы аннулируются государством, и пенсионеру достается только социальная пенсия.

Также условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин.

Помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

Таким образом, если человек начал работать после 2015 года, он сразу получает в свою пенсионную «копилку» баллы. Если он уже проработал определенное количество времени, то все накопленные дореформенные права в рублях (то есть та сумма, которая уже успела поступить на ваш индивидуальный счет в ПФР) переводятся в баллы по коэффициенту 64,1 руб. (в законе о страховых пенсиях стоимость «переходного» коэффициента на 1 января 2015 года установлена на этом уровне), и далее на его счет будут начисляться уже баллы. Тех же, кто уже успел стать пенсионером, тоже переведут на новую систему и пересчитают их пенсию в баллы.

А вот после выхода на пенсию накопленные баллы переведут обратно, в рубли. Их число умножат на стоимость «пенсионного» коэффициента, которая ежегодно будет устанавливаться властями (в законе о бюджете Пенсионного фонда России). Какой именно будет эта стоимость в момент выхода на пенсию, никто предсказать не может. Эксперты говорят, что во многом этот показатель будет зависеть от экономической ситуации в России. В любом случае конвертационный коэффициент, как обещают чиновники, ежегодно будет индексироваться на уровне не ниже инфляции за предыдущий год.

С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составит 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 3 935 рублей. Но уже с 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год - прогнозно на 11,5%, как сообщает Пенсионный фонд России. В сообщении фонда подчеркивается, что все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен. Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.

Накопительная пенсия - последний год выбора

Граждане 1967 года рождения и моложе в 2015 году имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, - 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии - 6,25, однако при этом он получает возможность инвестировать средства накопительной части с помощью негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний (в том числе и государственной УК - «Внешэкономбанк»). Таким образом, формируются сразу два источника получения будущей пенсии.

Напомним, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы - 22% - начисленных страховых взносов. Это происходит потому, что в 2015 году, как и в 2014-м, согласно принятому властями страны решению, введен мораторий на перечисление пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Все накопленные пенсионные средства граждан за эти два года переводятся не на личный счет, а поступают в распределительную систему и фактически финансируют выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

Система гарантирования прав застрахованных лиц

Закон о гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) предусматривает создание в России двухуровневой системы гарантирования пенсионных накоплений граждан, которая будет распространяться на все пенсионные накопления, сформированные с 1 января 2002 года. Данная система включает в себя резервы по обязательному пенсионному страхованию, создаваемые каждым страховщиком, а также общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений, объединяющий всех страховщиков по ОПС и находящийся в управлении Агентства по страхованию вкладов.

Страховщиками по ОПС являются Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды. Существующие НПФ смогут войти в систему гарантирования только в случае акционирования и соответствия всем требованиям к вступлению в систему. Решение о том, соответствует ли фонд данным требованиям, принимает регулятор - Банк России - после проведения определенных проверок. В 2014 году Банк России вынес положительные заключения о соответствии требованиям к участию в системе гарантирования по девяти НПФ. Под управлением этих фондов находится 649 млрд. рублей пенсионных накоплений, что составляет 58,05% рынка пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов.
По состоянию на 17 декабря 2014 года в Банк России поступили на рассмотрение ходатайства от 37 НПФ, под управлением которых находятся 1,01 трлн руб. (90,49% рынка пенсионных накоплений). Реорганизацию в акционерные общества с Банком России согласовали 45 НПФ (1,035 трлн руб., 92,58% рынка пенсионных накоплений), помимо этого о своем желании реорганизоваться объявили еще 18 НПФ (65,69 млрд руб., 5,87% рынка пенсионных накоплений).

Тем фондам, которые сумеют вступить в эту систему до 1 марта 2015 года, ПФР перечислит до конца весны 2015 года средства пенсионных накоплений в размере 526 млрд руб, а также данные тех клиентов, которых они привлекли в 2013 и 2014 году. Остальные НПФ, которые вступят в систему гарантирования позже 1 марта 2015 года, получат пенсионные накопления лишь в 2016 году.

Страховые взносы и отчетность

Тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2015 году остается на уровне 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2015 году будет проиндексирован и составит 711 тыс. рублей (плюс 10% сверх этой суммы).

При этом по-прежнему дополнительный тариф страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда), в 2015 году составит по Списку №1 - 9%, по Списку №2 и «малым спискам» - 6%.

Численность работников организаций, которые должны представлять в ПФР отчетность в электронном виде, снижается с 50 до 25 человек. То есть теперь, если количество сотрудников, которым производятся выплаты, в компании превышает 25 человек, то отчетность по страховым взносам представляется в форме электронного документа с электронной подписью.

С 2015 года суммы страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды работодатели должны определять точно: в рублях и копейках. До 2015 года суммы страховых взносов определяли в полных рублях.

Помимо этого с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров.

В 2015 году индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. рублей, впервые уплачивают 1% от суммы превышения величины дохода за расчетный период. Этот 1% необходимо уплатить не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом.

О некоторых других изменениях 2015 года, в том числе об индексации пенсий, материнском капитале и программе государственного софинансирования можно прочитать

Одним из главных документов среди законов по новому пенсионному законодательству, безусловно, является Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» реализованы задачи:

· гарантирования приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан;

· создания необходимых условий для сбалансирования пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

· сохранения приемлемого уровня страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;

· усиления роста стажа, т.е. повысить стимул работников работать легально;

· стимулирования более позднего выхода на пенсию;

· обеспечения адекватности пенсионных прав заработной плате.

Согласно Закону с 1 января 2015 г. в России планируется ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - новую пенсионную формулу.

По новой пенсионной формуле на размер пенсии будет влиять:

· размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;

· длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;

· возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию. К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2014 г. – 3910,35 руб.).

Страховая пенсия по старости будет назначаться гражданам при соблюдении трех условий.

Первое – достижение возраста 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Важно отметить, что пенсионный возраст повышаться не будет.

Второе – наличие стажа: не менее 15 лет. Повышение требований к стажу будет происходить постепенно: в 2015 г. он составит 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится до 15 лет.

Третье – необходимо сформировать пенсионные права в объеме 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов также будет вводиться постепенно: в 2015 г. – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины.

Для назначения страховой пенсии по новой формуле предлагается заработок, который гражданин получает в течение всей своей трудовой жизни, переводить в индивидуальные пенсионные коэффициенты. Например, если у гражданина предельная взносооблагаемая заработная плата, то он получит 10 баллов. Половина максимально облагаемой суммы – это 5 баллов и так далее.

Учет пенсионных прав в коэффициентах, а не в «живых» рублях, как сейчас, позволяет защитить пенсионные права граждан эффективнее, так как очевидно, что один рубль в 2014 г. по своей покупательной способности будет заметно отличаться от одного рубля, к примеру, в 2037 г.

Индивидуальные пенсионные коэффициенты суммируются. Например, гражданин проработал 30 лет, получая максимальный взносооблагаемый заработок, за год он получает 10 баллов, а за 35 лет работы сумма его индивидуальных пенсионных коэффициентов равна 350 баллам.

Сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина в год выхода на пенсию умножается на стоимость пенсионного коэффициента, таким образом, определяется размер страховой пенсии.

Стоимость индивидуального пенсионного коэффициента определяется как соотношение общего объема доходов Пенсионного фонда России (страховые взносы, которые перечисляются работодателями за работающих, и трансферты федерального бюджета) к общей сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые накоплены всеми пенсионерами.

Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно устанавливаться законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть менее индекса роста потребительских цен за прошедший год.

Стоимость пенсионного коэффициента выражена в деньгах и будет ежегодно расти.

Ежегодное увеличение назначенных страховых пенсий будет осуществляться исходя из роста стоимости пенсионного коэффициента (по сути, аналогично действующему сегодня порядку индексации пенсий и в те же сроки).

Также Законом предусмотрено ежегодно индексировать фиксированную выплату к страховой пенсии.

Таким образом, страховые пенсии будут гарантировано увеличиваться государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции.

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 г. вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 г., фиксируются, сохраняются и гарантировано будут исполняться.

Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 01 января 2015 г.), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 01 января 2015 г., то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.

Законом предусмотрен ежегодный перерасчет пенсий для работающих пенсионеров (в пределах заработной платы до 18 тысяч рублей). Тем самым обеспечивается права значительной части пенсионеров, которые получают невысокую заработную плату. Для них перерасчет будет стопроцентным, для остальных же перерасчет ограничится тремя баллами.

Положениями статьи 12 Закона наравне с периодами работы и (или) иной деятельности предусмотрено, что в страховой стаж засчитываются такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые нестраховые периоды присваиваются особые годовые коэффициенты (1,8 за каждый год соответствующего периода, за уход за вторым ребенком – 3,6, а за третьим и четвертым – 5,4).

По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия – на 45%; если на 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая пенсия – в 2,32 раза.

Подготовлено ГУ – Главным Управлением ПФР № 7 по г. Москве и Московской области

В нашем журнале мы регулярно поднимаем вопросы пенсионного обеспечения старшего поколения. В марте 2013 года был опубликован материал », в августе 2014 года вышла статья « , а в марте 2015 года – «

Мы стараемся информировать наших читателей, среди которых как сегодняшние, так и будущие пенсионеры, об изменениях в законодательстве, регулирующем обязательства государства по отношению к пенсионерам. Не отойдем от этого правила и сегодня, тем более что с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» многое в этой сфере изменилось.

Хотя кое-что осталось по-прежнему. Все так же работодатель обязан заплатить за каждого работника 22% от фонда оплаты труда. По-прежнему сохраняются страховая и накопительная части пенсии (хотя меняется порядок их формирования). Но теперь к страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости). Расчет накопительной пенсии будет производиться путем деления суммы пенсионных накоплений на статистическую величину – ожидаемый период выплаты, определяемый федеральным законом. «Все сформированные пенсионные накопления будут выплачиваться в полном объеме с учетом дохода от их инвестирования, когда у гражданина появляется право на страховую пенсию, и он обратится за их назначением. Порядок назначения и выплаты средств пенсионных накоплений не меняется. Накопительная часть не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования», - комментирует ситуацию начальник одного из региональных управлений ПФР Светлана Хомич.

У граждан 1967 года рождения и моложе в 2015 году появилась возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав : либо страховой и накопительной пенсий, либо выбрать только страховую. Выбор будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если он формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, – 10, если же и страховую, и накопительную – 6,25.

В зависимости от этого тариф взносов распределяется следующим образом. При выборе формировать только страховую пенсию из 22% тарифа 16% (индивидуальный тариф) пойдут на страховую пенсию и 6% (солидарный тариф) – на финансирование фиксированной выплаты. Для тех, кто примет решение о дальнейшем формировании как страховой, так и накопительной пенсии, из 22% тарифа 10% (индивидуальный тариф) будут направлены на страховую пенсию, 6% (индивидуальный тариф) – на накопительную пенсию и 6% (солидарный тариф) – на фиксированную выплату.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий будущим пенсионерам следует помнить о том, что страховая пенсия должна увеличиваться государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Важно отметить, что в 2015 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы – 22% – начисленных страховых взносов.

Что касается страховой части, то здесь изменилось многое. Во-первых, и это принципиально, порядок начисления пенсии и подсчета трудового стажа , так же, как и требования к гражданам , получающим право на пенсию по старости .

При расчете страховой части пенсии вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент » (ПК), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Право на пенсию получат граждане РФ, заработавшие определенный ПК. Его минимальный размер будет расти с 6,6 баллов в 2015 году до 30 баллов в 2024 году. Годовой ПК равен отношению зарплаты гражданина (официальная зарплата до вычета подоходного налога в 13%), с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС), и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС. Получается, что чем выше зарплата, тем выше и годовой ПК. Максимальный годовой ПК – 10 баллов, гражданин может получить, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС.

Но весь фокус в том, что, в соответствии с изменениями в законодательстве, стоимость балла пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации. Она зависит от того, сколько денег собрано в ПФР. Но если сегодня экономика находится в кризисе, зарплаты не растут и, следовательно, не увеличиваются и отчисления в ОПС, то стоимость балла не только не будет повышаться, но и, возможно, пойдет на уменьшение. Однако и это еще не все: правительство получило право учитывать и изменение демографической ситуации в стране, т.е. соотношение пенсионеров и работающих. Если принять во внимание, что количество пенсионеров ежегодно растет, то можно предположить, что правительство воспользуется своим правом еще уменьшить стоимость балла.

Во-вторых, выросли требования к необходимому минимуму трудового стажа. Если сейчас для начисления пенсии по старости достаточно иметь трудовой стаж 5 лет, то, начиная с 2015 года стаж будет ежегодно увеличиваться на 1 год, и к 2024 году обязательным требованием станет стаж в 15 лет.

Расчет страховой пенсии по старости будет производиться по следующей формуле : СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ) х СПК, где: СП – страховая пенсия в году назначения пенсии; ФВ – фиксированная выплата; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина; СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии; КПВ – премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СП).

Кроме этого, дополнительно баллы будут начисляться за нестраховые периоды жизни человека: срочную службу в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет.

Трудно не согласиться с известным российским экономистом Евгением Гонтмахером, который считает, что «новая пенсионная формула специально была сделана так, чтобы люди не особенно ее понимали».

Тот факт, что размер пенсии будет зависеть от возраста выхода на пенсию, т.е. во сколько лет гражданин обратился за пенсией, будет вынуждать граждан продолжать трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста. Ведь е сли гражданин не обратился за пенсией сразу после достижения пенсионного возраста, то за каждый последующий год он получит дополнительные премиальные баллы и увеличенную фиксированную выплату. Надо иметь в виду, что работающим пенсионерам баллы для ПК будут начисляться только за тот период, на который они откажутся от пенсии. Если гражданин пенсионного возраста будет работать, и при этом не будет оформлять пенсию, то в последующем периоде, когда он обратится за пенсией, ему начислят баллы за отработанные годы после наступления пенсионного возраста с коэффициентом 1,4, то есть увеличат размер страховой пенсии. Через 10 лет, к 2024 году, этот коэффициент вырастет до 2,32.

Например, если мужчина обратился за пенсией не в 60 лет, а в 65 лет, то фактически фиксированные выплаты в пенсии у него будут больше на 36%, а страховая часть пенсии увеличится на 45%. Если гражданин пенсионного возраста продолжит работать, но при этом будет получать пенсию, то у него заработанные баллы (ПК) за каждый год после наступления пенсионного возраста будут зафиксированы, но начисляться не будут, даже если работодатель платит за него страховые взносы.

Важно, что граждане, которые уже являются пенсионерами, также могут отказаться от получения пенсии на определенный ими срок, но не менее чем на 1 год. В этом случае необходимо обратиться с заявлением об отказе от получения назначенной страховой пенсии по старости. По истечении срока, определенного гражданином, выплата будет восстановлена на основании заявления застрахованного лица.

Обращаем внимание читателей на то, что государство гарантирует своим гражданам только страховую пенсию и то при выполнении им определенных условий, накопительную должен себе обеспечить сам гражданин . Напомним, что д о 2015 года обязательные отчисления в ПФР от заработанной суммы составляли 22%, из них 16% шло на будущую пенсию гражданина, которые можно было по желанию поделить: 10% на страховую часть и 6% на накопительную. Если гражданин по заявлению отказывался от накопительной части, то все 16% шли на страховую часть будущей пенсии.

По новым правилам обе пенсии будут напрямую зависеть от заработанных баллов. С траховая часть полученных ПФР будет делиться на 16% от устанавливаемой правительством РФ максимальной суммы, облагаемой обязательными пенсионными отчислениями. В 2014 году – это 624 000 рублей. Полученный результат будет умножаться на коэффициент, с 1 января 2015 года он составляет 6,6, в последующие годы будет увеличиваться на 2,4.

При расчете размера пенсии пенсионные коэффициенты (ПК) за все годы будут складываться и умножаться на стоимость 1 пенсионного балла . Эксперты уже посчитали, что при такой арифметике необходимый минимум в 30 баллов, который станет обязательным с 2024 года, можно будет заработать в среднем за 12-15 лет, в зависимости от суммы отчислений, поступивших в Пенсионный фонд.

Следует признать, что очередная пенсионная реформа не только сохранит хоть что-то из старых льгот (досрочные пенсии, пенсии по выслуге лет, пенсии многодетным матерям и родителям детей-инвалидов), но даже принесет положительные изменения отдельным категориям пенсионеров. Во-первых, с 2015 г. новые льготы получат женщины : им будут начислены дополнительные баллы з а период ухода за первым ребенком – 1,8 балла, за 2-м - 3,6 балла, за 3-м и 4-м – 5,4 балла. Кроме этого, 6 лет будут учтены при начислении пенсии по старости как трудовой стаж. Во-вторых, с 2016 года прибавка пенсии ждет работников сельхозпредприятий, при условии, что они имеют стаж более 30 лет и проживают в сельской местности. В-третьих, прибавку обещали гражданам , не менее 20 лет прослужившим в рядах армии , а также в МВД и других службах, приравненных к военным структурам, но обещание, судя по всему, исполнено не будет. (Об этом чуть ниже).

К сожалению, хорошие новости на этом и заканчиваются, а вот плохие только начинаются. Во-первых, в 2016 году принято предварительное решение отказаться от ежегодного второго индексирования пенсий . Напомним, что в последние годы в России пенсии формально повышают два раза в год. Как предусматривает законодательство, первое повышение пенсий по старости происходит обычно в первой половине года на уровень инфляции в прошедшем году, а во второй, если доходы пенсионного фонда за прошедший год заметно выросли. Вот и сейчас Владимир Путин подписал федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на плановый период 2016 года», в соответствии с которым пенсии в 2015 году должны быть повышены дважды: 1 февраля (на 4%) и 1 октября (исходя из экономической ситуации в стране).

Возникает естественный вопрос, почему всего на 4%, когда даже официальная инфляция в стране приближается к 12%? А потому что, по словам министра экономического развития Антона Силуанова, в настоящее время необходимых резервов для более существенного повышения пенсионных выплат в федеральном бюджете нет.

Правда, власти пообещали во втором полугодии доиндексировать пенсии до уровня реальной инфляции при благоприятной конъюнктуре и наличии экономических оснований. «Никто из нас не знает пока, как сработает экономика в первом полугодии 2016 года, но если результаты будут позитивные, то наша задача учесть их при проведении индексации», - отметил премьер Дмитрий Медведев. Объясняя позицию правительства, его глава подчеркнул, что в нынешних условиях бюджетная политика может быть лишь максимально жесткой, при этом возможности оптимизации расходов «за счет снижения неэффективных трат» государства (которых у «нас предостаточно») весьма значительны. Не индексацию ли пенсий в правительстве считают «неэффективной тратой»?

Кстати, уже упомянутый закон «О страховых пенсиях» ввел в обиход новую терминологию. В соответствии с ним вместо понятия «фиксированный базовый размер» теперь надлежит использовать понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии », которая является самостоятельным видом выплаты и индексируется в порядке, предусмотренном статьей 16 закона; вместо понятия «страховая часть трудовой пенсии по старости», «трудовая пенсия» - понятие «страховая пенсия ». Кроме того, термин «индексация трудовой пенсии» заменен на понятие «корректировка страховой пенсии», порядок которой регулируется статьей 18 закона. Таким образом, начиная с 2015 года фиксированная выплата к страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению индексируются , а страховые пенсии - корректируются .

Но это лишь дефиниции, хотя не очень понятно, для чего нужно было одну казуистику менять на другую. И корректировка, и индексация - это увеличение размера получаемой выплаты (пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии), основанием для которого является необходимость компенсировать пенсионерам снижение покупательской способности пенсии в связи с происходящими в стране инфляционными процессами.

По срокам увеличение должно выглядеть так. Размер фиксированной выплаты подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год, с 1 апреля Правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством Российской Федерации (дословно часть 7 статьи 16 ФЗ № 400).

Страховая пенсия ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. При этом индекс роста потребительских цен за прошедший год устанавливается Правительством Российской Федерации.

Обращаем внимание читателей на интересную деталь: правительство Российской Федерации вправе принять решение о дополнительном увеличении размера. Не «обязано», не «должно», а просто «вправе»: захочет – примет, не захочет – не примет, его право. Эксперты говорят о том, что для оправдания своих решений власть вполне может пойти на изменение законодательства. «Я думаю, параллельно с принятием бюджета депутаты Госдумы внесут поправки в закон “О страховых пенсиях” и изменят порядок индексации, чтобы впредь повышать пенсии в зависимости от возможностей бюджета. Есть деньги - увеличат, нет - поднимут на чуть-чуть», - считает Евгений Гонтмахер.

Возникает закономерный вопрос, зачем вообще нужна эта «игра в слова», тем более что правительство согласилось не индексировать пенсии (для начала) работающим пенсионерам, а также военным пенсионерам, сотрудникам полиции, судьям и работникам иных сфер, приравненных к военным. Еще у одной категории пенсионеров пенсия будет понижена : увеличение сроков выслуги лет приведет к уменьшению размера пенсии у муниципальных служащих .

Кроме этого уже в третий раз решено заморозить накопительную часть пенсий . Благодаря заморозке пенсионных накоплений, как полагает Минфин РФ, бюджет получит дополнительно 342,2 млрд рублей. По словам главы ведомства Антона Силуанова, предполагается создание второго фонда по поддержке отраслей российской экономики. Хотя до этого председатель ЦБ Эльвира Набиуллина отметила, что новая заморозка стала бы «не очень хорошим решением». «Это будет означать, что мы ради решения краткосрочных проблем, затыкания дыр жертвуем долгосрочной перспективой, потому что накопительная часть пенсии создает долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы», - заявила она.

Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) обратилась к правительству с просьбой не продлевать мораторий. «Это очевидный вред для государства и граждан» - заявили там и напомнили о том, что накопительную пенсию выбрали 28 млн граждан, планируя свое будущее. «Ежегодно изменять эти правила, «замораживая» сознательный выбор людей, значит подвергать серьезным испытаниям всю правовую конструкцию нашего государства», - уверены в НАПФ.

Однако в нарушение действующего законодательства правительство пошло на столь радикальные негативные для огромного числа пенсионеров меры. Хотя как социальное государство не смотря на тяжелое положение в экономике, подрывать доверие граждан своими ситуационными действиями власть не имела права.

Между тем ПФ насчитал на 2015 год в России почти 41 миллионов пенсионеров, из них 83% получают пенсию по старости, около 6% - по инвалидности, около 3% - по потере кормильца и 8% находятся на гособеспечении по другим причинам. Эксперты считают, что минимум 10 миллионов из них ощутимо почувствуют негативное влияние этих решений власти. «Это законодательное решение, конечно же, в худшую сторону изменит положение пенсионеров. Для примерно 10 млн человек (неработающих, одиноких, не имеющих поддержки детей) ситуация станет критической, а для тех из них, кто получает социальную пенсию или пенсию по инвалидности, - просто убийственной. Речь пойдет о выживании. Пенсионеры более чувствительны к продуктовой инфляции, а она выше средней по экономике и составит 15-20%», - комментирует ситуацию Евгений Гонтмахер и прогнозирует: «Что еще более печально: с каждым следующим годом реальный размер пенсий будет только снижаться».

Так что же в таких условиях делать пенсионерам, настоящим и, главное, будущим? Об этом, о неизбежном повышении возраста выхода на пенсию и о многом другом в нашем следующем материале.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме